СЭЗ на территории Казахстана
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-БРИТАНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономики и бизнеса
Реферат
СЭЗ на территории Казахстана
Выполнил: ст. гр. ФЭФ-02-1
Скибардина Ирина
Проверил: Кусаинова А. К.
Алматы 2004
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-2" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ.. \h 3
1 Исторические аспекты формирования СЭЗ. \h 3
2 Действующие и разрабатываемые СЭЗ на территории Р.К. \h 10
2.2.Алматы как региональный финансовый центр. \h 12
2.3."Астана - новый город". \h 15
2.4.Собственная "силиконовая долина". \h 21
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное увеличение числа свободных экономических зон - одно из наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой экономике за истекшую четверть века.
Все свободные экономические зоны (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.
В конвенции Киото (май 1973 г.) было приведено такое определение понятия <свободная экономическая зона> - это часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.
Наибольшее распространение свободные экономические зоны получили в развивающихся странах. Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободной экономической зоны в Нью-Йорке, организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах.
1 Исторические аспекты формирования СЭЗ
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или примыкающего к ним района), выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Такие зоны сохранились и до настоящего времени.
В них товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовывающая, пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.
Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.
Исторически таким зонам предшествовало создание <свободных портов>, иными словами, территорий бес пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально <свободные порты> создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли. Напомним, статус <свободных портов> имели Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России - Одесса (с 1817 г.) Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.).
По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств <свободные порты> стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара.
Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство при различного рода кризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и политического воздействия на хозяйственную деятельность этих территорий.
Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций).
В пределах таких зон, скажем, банки могли свободно моделировать с любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов и т; д.
В течение длительного времени свободным экономическим зонам была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить их качество.
И только в начале 60-х годов была разрешена обработка: товаров в свободных экономических зонах. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара.
Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободные экономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров.
При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутых зон.
Отметим, что повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин становится отличительной чертой экономических зон, которые были созданы в Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не больших экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов Франции и около 25 районов Великобритании.
Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободных экономических зон являются льготные условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления.
В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфических условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:
отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (областных) налогов, имеющихся в ряде стран;
отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в свободной экономической зоне;
полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в зависимости от ряда условий.
Например, в Южной Корее предприятия, созданные в свободной экономической зоне, в первые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%.
В Шри Ланке полная отмена налогообложений длится от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая технология и т. д.
Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение таких целей:
обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пределами;
привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;
организация в экономических зонах таких производств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие местные предприятия, действующие на внутреннем рынке.
Кроме того, многие страны, создающие свободные экономические зоны, считают, что они будут способствовать развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизации технологий, получению новых ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.
Классическим примером этого может служить <вольная гавань> Манаус в бразильской Амазонии, где иностранные предприятия, работающие на экспорт, обязаны включать в производство оптовых изделий, по крайней мере, часть сырьевых ресурсов, имеющихся в данной местности.
Кстати, с этой первоначально экспортной промышленной зоной произошла интересная трансформация: постепенно она превратилась в чисто импортную зону. Теперь вся продукция, поступающая в <вольную гавань>, поглощается бразильским рынком.
Имеются и другие примеры, но несколько менее радикального перехода с обработки экспортных товаров на импортные, Такие тенденции характерны для свободных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и для ряда других стран.
Однако в указанной трансформации прослеживаются и негативные моменты. Главный из них тот, что иностранные компании, действующие в свободных зонах некоторых государств, стремятся использовать их для сбыта некачественных товаров, которые не имеют спроса на рынках других стран.
Таким образом, создание свободной экономической зоны в любой стране предусматривает прежде всего ускоренное развитие той или иной территории. Развитие таких зон позволяет правительствам принимающих стран смягчать кризисные ситуации в национальной экономике и преодолевать трудности в государственных капиталовложениях в регионе.
Важным моментом с точки зрения создания свободных экономических зон является роль различных государственных и муниципальных органов управления. В большинстве стран, как развитых, так и развивающихся, экономические зоны учреждаются решением центральных правительственных органов, министерствами планирования или финансов. Эти органы имеют необходимый опыт в сфере управления крупными проектами, а также весьма компетентны в области внешнеэкономических связей. Однако имеется достаточно много примеров, когда экономические зоны создаются и управляются местными муниципальными властями.
Среди <классических> свободных экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:
1.беспошлинные зоны, расположенные на основных перекрестках международных транспортных систем;
2.экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю торговлю;
3.парки технологического развития, которые создаются на основе существующего в принимающей стране научно-технического потенциала, но с участием иностранного капитала и с использованием прогрессивного оборудования, ноу-хау, а также зарубежного управленческого, коммерческого или маркетингового опыта;
4.зоны страховых и банковских услуг, способствующие укреплению этой исключительно важной сферы экономики
5. импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, а местные предприятия - передовой технологией.
На практике в <чистом виде> перечисленные экономические зоны встречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций указанных свободных экономических зон. К примеру, маловероятно, чтобы парки технологического развития не оказывали таких ключевых услуг, как банковские операции, страхование или торговля.
Подавляющее большинство предприятий в существующих ныне свободных экономических зонах - это предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.
Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработка нефти и нефтехимическая промышленность.
Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах указанных стран, конечно, связано с их природными ресурсами, например, в Объединенных Арабских Эмиратах - нефть и природный газ.
И все же - следует отметить, что политика правительств указанных трех стран была направлена не столько на развитие тяжелой промышленности в своих экономических зонах, сколько на создание экспортных промышленных зон на основе уже существующих предприятий тяжелой промышленности.
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошла закономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти и газа сопровождалось созданием предприятий тяжелой промышленности в несмежных отраслях, в частности в машиностроении.
Одна из характерных черт промышленного развития большинства свободных экономических зон заключается в том, что находящиеся там компании, как правило, стремятся к минимальному использованию местных ресурсов.
Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей страны объясняются закрытым характером экономических зон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитым потенциалом национальных поставщиков. И в этом смысле практика указанных выше государств является исключением.
В то же время многие иностранные компании, действующие в развивающихся странах, весьма охотно используют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их основе (сталь, алюминий, основные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышленность на основе местного сырья - хорошо развитые и организованные предприятия, которые действуют в принимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до создания первых свободных экономических зон.
Вот почему такие компании не испытывают потребности в использовании возможностей недавно созданных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие предприятия, использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от его источников (будь то шахта, нефтяная скважина или гидроэлектростанция), в то время как экспортно-промышленные зоны обычно формируются вблизи крупных населенных пунктов или промышленных центров.
Помимо того, экономические зоны создаются учредителями для быстрого решения проблем промышленного развития какой-либо территории. Отсюда примитивные производственные помещения, похожие на времянки, и незначительные затраты на оборудование иностранных инвесторов.
Компании, занимающиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупными и действуют на основе долгосрочных договоров, планируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электронных изделий или специализированной компании по пошиву одежды в свободной экономической зоне.
Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон.
Они могут успешно функционировать в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития.
Это одна из основных причин того, что в большинстве стран инвесторами в свободных зонах являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, с пользой для дела дополняют деятельность крупных компаний.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учитывая стремление многих государств как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые действуют гораздо медленнее.
Предприятия электронной промышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почти исчезли (за исключением тех, которые выпускали часы).
Такая эволюция, присущая в той или иной степени практически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представлены электронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры>.
Такая же тенденция характерна и для других отраслей промышленности. В экспортно-промышленной зоне Шри-Ланки, например, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Доминиканской Республике - более 60, в Египте - 54.
Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям также слабым взаимодействиям зональных предприятий, национальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономические зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых операциях. Они получили название 6анковских. франковых зон.
В Люксембурге, например, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в этой стране льготам <обходят> государственный закон по созданию обязательных денежных резервов.
Наиболее известные банковские франковые зоны были созданы в Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на многочисленных островах в Карибском море (на Багамах, Бермудах и т. д.).
Такие финансовые центры, расположенные в развивающихся странах, часто еще называют <оффшор-центрами>, а <оффшор-сделкой> - ту или иную операцию между иностранным (по отношению к месту ее совершения) кредитором и заемщиком.
Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик определяет <оффшор-центр> как географическую точку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иных финансовых институтов. Преобладание именно таких операций характерно для банковских франковых зон Карибского региона.
Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В отношении последних также нередко используется термин <оффшор>, поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов в международных финансовых центрах, и прежде всего в Лондоне.
В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для проведения кредитно-финансовых операций (чрезвычайно льготный режим налогообложения банков, а в некоторых зонах фактически полное отсутствие такового), что усиливает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют <налоговыми убежищами>, или <фискальными оазисами>.
Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на финансовые интересы Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в результате совершения американскими банками операций не на своей территории.
Общая утечка капиталов из США на банковские счета только в караибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.
Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим другим <оффшор-центрам>, местным и иностранным банкам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены большая свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льготный налоговый режим.
Одна из главных целей создания таких зон в у развитых капиталистических странах - переориентация международных операций своих банков, основной объем которых совершается через <оффшор-центры> в других странах.
Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свободных страховых зон. Примером может служить лондонская компания <Ллойд> по вопросам страхования рисков особого типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятельность компании <Ллойд> по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению ее в монополи ста по страхованию нетрадиционных рисков.
По прототипу лондонской свободной страховой зоны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью- Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например, аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов, в которых годовые премии превышают 100000 долл.
Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе большое развитие, Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации.
2 Действующие и разрабатываемые СЭЗ на территории Р.К.
На сегодняшний день в нашей республике функционируют 3 СЭЗ:
1. «Морпорт Актау»
2. Алматинский финансовый центр
3. «Астана-новый город»
А также планируется создание специальной экономической зоны (СЭЗ) "Парк информационных технологий".
2.1.«Морпорт Актау»
"Морпорт Актау" расположена в морском порту Актау и на прилегающей к нему территории. Площадь свободной экономической зоны составляет 227 га.
На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Все предприятия, зарегистрированные здесь, работают в режиме льготного налогообложения. Ожидается, что на территории СЭЗ будет построен завод по производству металлических труб для нефтяной промышленности, предприятия для строительства барж, различных установок, которые будут использованы для работы на море.
Через Актау идут основные грузовые потоки в страны каспийского региона, в том числе осуществляется перевозка нефтепродуктов.
Благоприятствующее событие - экономические преобразования в стране. 1 декабря Президент Нурсултан Назарбаев подписал закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, предусматривающих, в частности, введение рентного налога на экспорт нефти (РНЭН). Казахстан же, с одной стороны, увеличивает поступления в бюджет от нефтебизнеса, с другой — стимулирует производителей вторичного нефтесырья. До настоящего времени в Казахстане не существовало каких-либо налогов на экспорт нефти. Теперь же ставка налога дифференцирована в зависимости от текущей рыночной цены на нефть. Ставка колеблется от 1 процента при рыночной цене 19 долларов за баррель до 33 процентов при цене 40 долларов и выше за баррель. В соответствии с одной из утвержденных поправок в налоговое законодательство предусмотрено также освободить от уплаты корпоративного подоходного налога «организации, осуществляющие деятельность в нефтехимической отрасли» в течение 5 лет со дня ввода ими в эксплуатацию нового производственного объекта в этой сфере.
Поправки в законодательство разграничивают две модели налогообложения нефтяных операций. Первая модель, основанная на новом законодательстве, будет применяться в отношении компаний, действующих на основании лицензии на недропользование, выданной после вступления в силу нового закона. Эта модель не гарантирует стабильности контрактов. Вторая модель предусматривает режим СРП (соглашение о разделе продукции), для которого данным законом предусмотрена стабильность положений контракта после подписания на весь период его действия. Налоговые изменения, в том числе введение РНЭН, не распространяются на те контракты, которые были подписаны ранее, независимо от того, идет ли речь о режиме СРП или о простом контракте, заключенном в лицензионном режиме. В этом случае государство гарантирует стабильность условий контрактов на весь период их действия.
Помимо РНЭН, предусмотрен еще ряд нововведений в сфере нефтяных операций. Так, определены ставки роялти на нефть, которые сейчас устанавливаются в каждом отдельном контракте с недропользователями в зависимости от экономических показателей того или иного проекта. Ставки роялти установлены в законе «по скользящей шкале» — в виде процента от уровня накопленной добычи за каждый календарный год деятельности. При объеме до 2 миллионов тонн ставка определена в размере 2 процентов, от 2 миллионов до 3 миллионов тонн — 3 процентов, от 3 миллионов до 4 миллионов тонн — 4 процентов, от 4 миллионов до 5 миллионов тонн — 5 процентов, свыше 5 миллионов тонн — 6 процентов. Кроме того, законом вводится особый налоговый режим на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау» на Каспии, предусматривающий уменьшение исчисленной к уплате суммы корпоративного подоходного налога, освобождение от налога на имущество и земельного налога — для налогоплательщиков, производящих товары на территории этой СЭЗ. Вполне понятно, что отмена налогов в СЭЗ призвана стимулировать развитие экономики в Каспийском регионе. И этим, конечно, воспользуются казахстанские бизнесмены. Свобода на пути предпринимательства — это хорошая предпосылка на пути увеличения валового внутреннего продукта, который в Казахстане и без того самый высокий в СНГ. Именно Казахстан первым поставил себе задачу удвоения ВВП к 2010 году.
2.2.Алматы как региональный финансовый центр
Концепция создания финансового центра на территории г. Алматы была разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, высказанным им 15 ноября 1999 года на II Конгрессе финансистов Казахстана. Первоначальная версия проекта концепции была готова в январе 2000 года и затем в течение длительного времени проходила согласование практически во всех государственных органах. Тем не менее сама идея развития Алматы как регионального финансового центра актуальности не потеряла. Более того, сегодняшние условия для реализации этой идеи благоприятнее по сравнению с теми, которые складывались в конце 1999 года.
Разработчиками концепции была выбрана модель, прошедшая апробацию в странах Юго-Восточной Азии. И уже сейчас Алматы в силу концентрации в нем капитала и финансовых институтов развивается как казахстанский и региональный финансовый центр. Цель концепции – ускорить этот процесс за счет стимулирующих мероприятий со стороны государства.
Алматы должен стать привлекательным местом ведения бизнеса и привлечения капиталов для финансистов и предпринимателей не только Казахстана, но и соседних государств – постсоветской Центральной Азии, приграничных регионов России, возможно, Азербайджана, Пакистана и Индии. Потенциал у Алматы для этого есть. Основные финансовые институты – поставщики капитала (банки, компании по управлению пенсионными активами, накопительные пенсионные фонды, страховые организации, брокерско-дилерские организации) сосредоточены в Алматы. В Алматы также находится высокотехнологичное ядро казахстанской торгово-расчетной системы финансового рынка (Казахстанская фондовая биржа и Центральный депозитарий), через которое предприниматели могут продавать свои ценные бумаги.
Ключевым элементом превращения того или иного города в финансовый центр является не только концентрация в нем капиталов, но и возможность их эффективного вложения в коммерческие проекты. Для этого в свою очередь необходимо наличие развитой финансово-банковской системы, фондового рынка, рынка ценных бумаг, определенного менталитета населения и т. д.
Казахстанский рынок ценных бумаг нацелен на выполнение основной функции фондового рынка – привлечение капитала хозяйствующими субъектами – и с этой точки зрения развивается динамично и устойчиво. Общая характеристика рынка ценных бумаг республики – слабоспекулятивный рынок первичных размещений облигаций. Можно говорить о справедливости оценки в отношении того, как выполняются другие базовые функции фондового рынка – перераспределения капитала и получения прибыли на спекулятивных операциях. Что касается перераспределения капиталов, то рынок действительно требует своего развития в этом направлении. Но на этом пути стоят следующие основные препятствия:
*сохраняющаяся со времен СССР структурная специфика казахстанской экономики: в Казахстане мало устойчиво работающих и привлекательных для портфельных инвесторов предприятий;
*возникшая в результате особенностей казахстанской приватизации структура собственников предприятий: акции какого-либо предприятия, как правило, принадлежат одному стратегическому инвестору, стремящемуся к сохранению контроля над этим предприятием и в результате не заинтересованному ни в продаже части принадлежащего ему пакета акций, ни в выпуске новых акций.
По этим причинам казахстанский рынок акций пока что практически, за рядом исключений, не работает.
Государство должно создавать условия для того, чтобы стимулировать ведение бизнеса в стране и обеспечивать выгодность транспарентности для предпринимателей. В этом отношении концепция, не претендуя на полноту решения проблемы, предполагает ряд мер, нацеленных на выполнение указанной задачи.
Концепция предлагает десять условий, наличие которых обеспечит превращение Алматы в региональный финансовый центр. И с этим подходом, в определенном смысле, можно согласиться. В первоначальной версии проекта концепции была отражена необходимость совершенствования налоговой системы. Однако в ходе согласования проекта Министерство государственных доходов настояло на том, чтобы исключить из него вопросы налогообложения в связи с разработкой Налогового кодекса, идеология которого предполагает, что поправки в налоговое законодательство будут вноситься только один раз в год для обеспечения стабильности и предсказуемости налогового климата.
Функционирование алматинского финансового центра немыслимо без развитого фондового рынка и рынка ценных бумаг, и план мероприятий по реализации концепции предлагает целый комплекс мер по совершенствованию этих рынков. Запланированные инфраструктурные мероприятия были разработаны исходя из степени развитости финансового рынка и вполне реализуемы. Однако присутствуют следующие проблемы: облегчение ввоза в страну банковского оборудования, предназначенного для обеспечения расчетов платежными карточками в торговых организациях (постерминалов и эмбоссеров).
Вторая проблема – степень развитости коммуникаций, с использованием которых должны осуществляться расчеты пластиковыми карточками.
Третья проблема – системная: продавцам товаров, работ и услуг должно быть выгодно принимать платежные карточки к оплате и увеличивать тем самым свой товарооборот. Пока что, к сожалению, многие торговые заведения стремятся к наличным расчетам, потому что это позволяет им уводить выручку от налогообложения. Надо отметить, что эта проблема не решена и в более развитых странах. Во многих европейских городах мелкие магазины с гораздо большим удовольствием принимают наличные деньги, нежели пластиковые карточки, и даже предоставляют при этом дополнительные и иногда весьма существенные скидки. Проверено на себе.
Нельзя не обратить внимания и на некоторую декларативность ряда положений плана мероприятий по реализации концепции. Вне всякого сомнения, необходимо совершенствовать индустрию отдыха и развлечений, развивать туризм, бороться с коррупцией в силовых органах, способствовать улучшению экологической обстановки и т. д. Но все это выходит далеко за рамки концепции.
Концепция построена на фактически сложившейся ситуации, на уже запущенных мероприятиях и на тех мерах, степень реализуемости которых высока и прогнозируема. Трехлетний же срок выполнения заложенных в концепцию мероприятий был также избран исходя из степени их реализуемости: это первоочередные организационные меры, которые должны стать первым шагом к признанию Алматы как регионального финансового центра. Не исключаю, что по истечении трех лет на основе анализа достигнутых результатов будет разработан новый план мероприятий по достижению этой задачи.
Концепция ориентирована как на привлечение капитала в Алматы, так и на создание благоприятных условий по заимствованию казахстанского капитала ближайшими соседями – Киргизией, Россией. Позитивная реакция уже есть. Есть заинтересованность со стороны российских компаний по привлечению казахстанского капитала; в Казахстане занимать деньги дешевле хотя бы в силу того, что посреднические услуги финансовых и юридических консультантов на порядок ниже, чем на зарубежных рынках, а возможный объем заимствований вполне сопоставим – за один раз эмитент ценных бумаг может привлечь 30–50 миллионов долларов США.
Есть позитивный опыт по размещению казахстанских корпоративных ценных бумаг в Киргизии. При этом казахстанские инвесторы не претендуют на получение контроля над иностранными предприятиями; они осуществляют портфельные инвестиции и для них важнее возможность получения обещанной прибыли, нежели возможность оказания влияния на принятие решений.
Как показывает опыт стран ЮВА, при активном развитии финансового. Для нейтрализации негативных факторов спекулятивных инвестиций, для использования иностранных портфельных инвестиций с максимальной положительной отдачей (в части обеспечения ликвидности фондового рынка) необходимо развивать устойчивую внутреннюю инвесторскую базу, на что нацелены в течение последних лет правительство, Национальный банк и Национальная комиссия по ценным бумагам. Проявление этих тенденций – устойчиво растущий инвестиционный спрос со стороны казахстанских банков второго уровня, компаний по управлению пенсионными активами и других финансовых институтов.
– Казахстан в экономическом отношении – небольшая страна с небольшим Предполагается создать агентства или комитет по регулированию финансового рынка – принципиальной разницы межу Национальной комиссией по ценным бумагам и департаментом регулирования рынка ценных бумаг в составе Национального банка.
Итак, предполагается создание особой СЭЗ, которая будет занимать небольшую площадь на территории Алматы, в ее границах будут располагаться, в частности, таможенная структура, экономический суд, а также административные здания.
При этом в данной зоне должен будет действовать "достаточно благоприятный" налоговый режим с целью привлечения "большего количества инвесторов".
Возможно, данная СЭЗ может начать действовать с 2005 года, когда в Казахстане будет введен весь комплекс новых структурных мер, в частности, в области жилищного строительства, налогообложения, здравоохранения, образования, в системе социальной защиты, а также создано электронное правительство и легализована "теневая" экономика.
Вот статистика: при упомянутом импорте экспорт составил $12900,4 млн., то есть положительное сальдо получилось величиной $3573,5 млн. (в 2002 году было $2,7 млрд.), ну и где же эти деньги?
Но в таком случае проблема, опять-таки, решается отнюдь не через создание финансовой СЭЗ. А через переход к реальной конвертируемости национальной валюты – тенге. Это – как технологический минимум, плюс, само собой, политические реформы, без которых ни инвестиционной, ни социально-экономической стабильности в стране не будет.
2.3."Астана - новый город"
В соответствии с основными направлениями Государственной программы социально-экономического развития города Астаны, "Расцвет Астаны - расцвет Казахстана" и Генерального плана развития столицы в левобережной части города, строятся административно-деловой и социально-культурный центр. Для решения поставленной задачи, Указом Президента Республики Казахстан образована специальная экономическая зона "Астана - новый город", которая предусматривает создание благоприятного инвестиционного климата для строительства объектов нового центра.
В этой связи, нормативно-правовыми актами определены налоговые и таможенные льготы для инвесторов, осуществляющих строительство административных, жилых комплексов, объектов социально-бытовой инфраструктуры.
С созданием СЭЗ "Астана - новый город" обеспечивается положительный экономический эффект как для государства, так и для потенциальных инвесторов.
Основными преимуществами инвесторов являются:
- государственная поддержка прямых инвестиций в строительство объектов на левом берегу Ишима;
- наличие налоговых и таможенных льгот;
- возможность внедрения самых прогрессивных технологий и использования со временных научно-технических достижений в градостроительстве; - предоставление земельных участков для строительства объектов в новом центре города на инженерно обустроенных территориях.
Согласно технико-экономического обоснования проекта СЭЗ "Астана - новый город" за весь период функционирования, т.е. до 2007 года планируется привлечь инвестиций на сумму 238,6 млрд. тенге (1,6 млрд.$). Исходя из суммы планируемого объема инвестиций, ежегодно необходимо привлекать в среднем по 47,7 млрд. тенге (317 млн.$).
Кроме того, необходимо регулирование потока инвестиций с соблюдением пропорций по функциональному назначению возводимых объектов. Планируется, что административные здания для государственных органов будут финансироваться из государственного бюджета. По остальным объектам, планируемым для строительства на территории СЭЗ "Астана - новый город", необходимо привлечь частные инвестиции.
ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ СЭЗ "АСТАНА - НОВЫЙ ГОРОД"
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
В соответствии с Законом РК от 24.04.1995г. №2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" с изменениями и дополнениями от 5 июля 2000 г. № 223 и от 21 марта 2002 года №312-II., на территории СЗЗ " Астана - новый город" предусмотрены следующие налоговые льготы: - по налогу на добавленную стоимость (НДС) освобождаются обороты пo реализации на территории СЭЗ "Астана - новый город" товаров (работ, услуг), полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры" административного и жилого комплекса в соответствии с проектно-сметной документацией.
Льготы, предусмотренные настоящим подпунктом, распространяются на налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговом комитете "Астана - жана кала":
-юридических лиц;
-физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
-нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение.
Если налогоплательщик наряду с оборотами, указанными в настоящем подпункте осуществляет другие обороты по реализации, то он обязан вести раздельный учет по оборотам, указанным в настоящем подпункте, и по другим оборотам. Налогоплательщики вправе не применять льготу, предусмотренную подпунктом, на основании представленного в налоговый комитет "Астана - жана кала" заявления, подтверждающего отказ налогоплательщика от освобождении от налога на добавленную стоимость.
Налогообложение товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны "Астана - новый город"
Реализация на территорию СЭЗ "Астана - новый город" товаров и оборудования полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно- сметной документацией, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Под товарами, полностью потребляемыми в процессе строительства, понимаются товары, непосредственно вовлеченные в процесс возведения зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. К товарам, полностью потребляемым в процессе строительства, не относятся электроэнергия, бензин, дизельное топливо и вода.
Основанием для применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость в соответствии с настоящей статьей являются:
1.договор (контракт) на поставку товаров, заключенных с налогоплательщиками, зарегистрированными на территории СЭЗ" Астана - новый город", которые осуществляют строительство объектов инфраструктуры, административного и жилого комплекса на территории специальной экономической зоны;
2.копия грузовой таможенной декларации, оформленной - таможенным органом осуществившим выпуск товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны;
3.товаросопроводительные документы, подтверждающие отгрузку товаров лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговом комитете "Астана - жана кала": юридических лиц; физических лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение.
4.копии документов, подтверждающих получение товаров лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговом комитете "Астана - жана кала": юридических лиц; физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение. Налог не взимается с земельных участков, находящихся на территории специальной экономической зоны "Астана - новый город", на которых осуществляется строительство или построены в период функционирования объекты инфраструктуры, административного и жилого комплексов.
Не является объектом обложения налогом на имущество остаточная стоимость зданий и сооружений юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, построенных на территории специальной экономической зоны "Астана - новый город" в период ее функционирования.
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Таможенное регулирование на территории специальной экономической зоны осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. Территория специальной экономической зоны рассматривается как находящаяся на территории Республики Казахстан, на которой действует режим свободной таможенной зоны.
Под таможенный режим создаваемой свободной таможенной зоны допускается к помещению:
- машины и оборудование, предназначенные для строительства; - товары, полностью потребляемые в процессе строительства; - товары и оборудование, необходимые для строительства и ввода объектов в соответствии с проектно-сметной документацией строительных организаций.
Таможенное оформление и контроль товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны на территорию специальной экономической зоны «Астана - новый город», осуществляются в порядке, определяемом центральным таможенным органом Республики Казахстан.
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ
Таможенное регулирование на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. Территория специальной экономической зоны рассматривается как территория Республики Казахстан, на которой действует режим свободной таможенной зоны.
Под режим свободной таможенной зоны (СТЗ), применяемый на условиях указанных в части 2 статьи 71 Закона Республики Казахстан от 20 июля 1995 года № 2368 "О таможенном деле в Республике Казахстан допускаются к помещению машины и оборудования, предназначенные для строительства; товары, полностью потребляемые в процессе строительства на территории СЭЗ; товары и оборудования, необходимые для строительства и ввода объектов в эксплуатацию в соответствие с проектно - сметной документацией.
Согласно статьи 71 вышеуказанного Закона таможенный режим СТЗ - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования за исключением акциза на импортируемые товары, отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта в порядке, определяемом настоящим Законом.
Таможенный режим свободной таможенной зоны на территории специальной экономической зоны "Астана - новый город" - это таможенный режим, применяемый на условиях, определенных в части первой настоящей статьи, размещаемые и используемые на территории специальной экономической зоны, которые облагаются акцизами в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 1995 года № 1479 "О ставках таможенных платежей", таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств взимаются в размере 0,2% от таможенной стоимости, а таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов взимаются в размере 0,4% от таможенной стоимости.
Таможенному оформлению в таможенном режиме СТЗ с представлением таможенному органу грузовой таможенной декларации подлежат вышеперечисленные иностранные и отечественные товары. Помещение товаров под таможенный режим СТЗ допускается лицами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке на территории СЭЗ "Астана -жаңа кала".
Товары подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации; проектно-сметной документации при ввозе товаров и оборудования; иных документов, определенных в соответствии с требованиями, установленными Правилами подачи, принятия и проверки грузовых таможенных деклараций документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, утвержденных приказом Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 15 февраля 2001 года №54 "О таможенном оформлении товаров и транспортных средств".
Пропуск автотранспортных средств, используемых для обслуживания объектов на территории СЭЗ " Астана - жаңа кала" (перевозка рабочих, пассажиров, обслуживающего персонала) и не задействованных в перевозке товаров, на территории указанной СЭЗ допускается с разрешения таможенного органа.
При вывозе отечественных товаров, ранее помещенных под таможенный режим СТЗ, с территории СЭЗ "Астана - жана кала" на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при ввозе товаров.
Иностранные товары, помещенные под таможенный режим СТЗ, вывозятся за пределы Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. Контроль за фактическим вывозом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к доставке товаров под таможенным контролем.
Вышеупомянутые льготы закреплены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Законы Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 22 апреля 1995 года. №2235, "О таможенном деле в Республике Казахстан", от 20 июля 1995 года №2368, в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан от 26 января 1996 года № 2823 и действовать в течение срока функ-ционирования СЭЗ, но не более 5 лет.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СЭЗ
Разработанное технико-экономическое обоснование позволило выделить ряд важных положительных аспектов создания специальной экономической зоны: создание СЭЗ обеспечит в кратчайшие сроки реальные и весьма ощутимые стимулы, заключающиеся в государственной поддержке прямых инвестиций в развитие объектов левого берега реки Есиль, для привлечения как отечественного, так и иностранного капитала.
Созданы все необходимые предпосылки для развития объектов социальной инфраструктуры, строительства жилья и т.д.
Строятся административный, деловой, социально-культурный, научно-образовательный и бизнес- центры, позволяющие создать столичную среду, соответствующую стандартам столиц развитых стран.
Проект по строительству новой столицы инициирует большие возможности создания новых рабочих мест и выпуска добавленной стоимости, т.е. создается эффективный дополнительный спрос, ведущий к росту ВВП. Тем самым повышается консолидирующая роль столицы в социально-экономической и духовной жизни страны, что соответствует основным задачам, заложенным в Государственной программе «Расцвет Астаны - Расцвет Казахстана».
На строительных объектах заняты строительные компании из г. Алматы, Акмолинской, Алматинской, Карагандинской и др.областей.
Значительный интерес к финансированию проектов застройки левого берега реки Есиль проявляют банки второго уровня Республики Казахстан.
Создание СЭЗ с системой льгот и преференций привлекает средства как отечественных, так и иностранных банков не только в коммерческие проекты по строительству торговых центров, офисов, жилых многоквартирных зданий, банков, супермаркетов, но и делает более привлекательным финансирование общественно-значимых объектов некоммерческого использования - дорог, мостов, парков, работ по озеленению территорий и развитию водных ресурсов - имеющих важное значение не только в плане строительства новой столицы, но и в повышении комфорта для проживания жителей города.
Через создание СЭЗ экономика региона втягивается в кооперацию и интеграцию с мировой экономикой. Позволяет привлечь передовые иностранные технологии.Способствует динамичному развитию экономики региона.В соответствии с Генеральным планом развития столицы, инвестиционные вложения в развитие объектов и инженерных сетей левобережной части г. Астаны составят 238,6 млрд. тенге.
Создание специальной экономической зоны на левом берегу реки Есиль, на территории которой введены ряд налоговых льгот и преференций, обеспечивает положительный экономический эффект как для государства, так и для потенциальных инвесторов.
ВЫГОДЫ ИНВЕСТОРОВ
- государственная поддержка прямых инвестиций в развитие объектов левого берега реки Есиль;
-наличие значительных налоговых льгот и преференций; -возможность выбора земельного участка для строительства объектов; - реальный рост капитализации земли при относительной дешевизне ресурсов на сегодняшний день;
-участие в проекте по строительству столицы имеет значительный макроэкономический эффект.
Так, согласно расчетов японских специалистов, внутренняя норма рентабельности инвестиционных вложений составляет 10-11%, что соответствует границе приемлемости, устанавливаемой мировыми финансовыми институтами, такими как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и др. Специальная экономическая зона организована в пределах 6 земельных участков общей площадью 1052,6 га. Общий периметр составляет 36,8 км. Периметры выделенных участков являются границей СЭЗ и оборудованы специальным ограждением.
2.4.Собственная "силиконовая долина"
Как сообщило агентство РБК, в Казахстане будет создана специальная экономическая зона (СЭЗ) "Парк информационных технологий". Соответствующий указ подписан президентом республики Нурсултаном Назарбаевым.
Согласно документу, СЭЗ "Парк информационных технологий" (ПИТ) образуется "в целях создания в стране новой экспортоориентированной и импортозамещающей отрасли информационных технологий и наиболее полного использования научно-технического и инновационного потенциала" Казахстана. В указе также подчеркивается, что данная СЭЗ будет создана на период до 1 октября 2013 года.
Правительству республики поручено принять меры по обеспечению деятельности СЭЗ. Контроль за исполнением данного указа возлагается на администрацию президента Казахстана, отмечается в документе. Указ вступает в силу с 1 октября 2003 года.
Работы по созданию ПИТ уже ведутся. Технопарк предполагается создать как самостоятельную территориальную структуру с особыми налоговыми и таможенными льготами. На основе имеющегося научного потенциала и при помощи иностранных партнеров планируется выпускать современную компьютерную продукцию, программное обеспечение и т.д.
Уже сегодня интерес к проекту проявили известные в мире компании "Сименс", "Майкрософт", "Оракл", ведущие нефтяные и энергетические фирмы.
Для зарубежных фирм, в том числе - французских компаний, участвовавших в экономическом форуме, должно стать заманчивым то, что на территории Технопарка как СЭЗ иностранные партнеры будут иметь налоговые послабления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея свободных экономических зон не является для нашей страны неожиданной. Уже давно многие ученые считали, что для повышения эффективности некоторых районов нашей страны необходимо использовать опыт развитых стран по созданию специальных экономических зон , и как один из путей выхода из создавшегося положения предлагали создание анклавных территорий.
Несмотря на существующие различия во мнениях по решению ряда конкретных вопросов организации свободных экономических зон, определился и общий подход.
Их создание должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но прежде всего общехозяйственных задач страны, способствовать насыщению внутреннего рынка РК современными видами промышленной продукции, служить своего рода <полигоном> для отработки новых методов хозяйствования в целях их последующего использования в экономике Р.К.
Создавая зоны совместного предпринимательства, мы должны понимать, что привлечение западного капитала требует определенных льготных условий хозяйствования. Значимость и качество льгот являются определяющими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.
Вот почему в свободных зонах, как правило устанавливается льготный режим экономической деятельности для национальных, совместных, кооперативных и иностранных предприятий, формируется - специфичный для каждой такой зоны валютный механизм.
По сравнению с совместными предприятиями экономические зоны являются более перспективным вариант капитала и поиска форм взаимодействия национальной и мировой экономики.
Задача свободных экономических зон – развитие производства. Преимущества создания СЭЗ очевидны, богатый мировой опыт по внедрению различных типов, а также разнообразие концепций и разработок как общего плана, так и конкретной направленности позволяет прогнозировать эффект от внедрения их на разнообразных территориях нашей огромной и богатейшей производственными потенциалами страны. Алматинский пример по развитию города как финансового центра имеет несколько иную направленность – концентрация финансового капитала и привлечение адекватной ему массы финансовых инструментов, причем необязательно только от алматинских предпринимателей
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.kazpravda.kz
2. http://www.ferghana.ru
3. http://www.horezm.kz
4. http://www.government.kz
5. http://www.google.kz
6. http://www.sitenln.kz
7. http://www.nomad.kz
8. http://www.khabar.kz
9. http://www.CISnews.ru
10. http://www.astana.kz
11. http://www.president.kz
12. http://www.aif.kz