Щепин Константин Иванович – выдающийся русский ученый
ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения
с курсом истории медицины
Курсовая работа
Тема: Щепин Константин Иванович – выдающийся русский ученый
Выполнил: Кашаев А.И. группа 248
Проверил: Романюк В.П.
Санкт-Петербург, 2004 г.
Введение
Медицина в России, как и другие науки, переживает в 18 веке период интенсивного развития. Объективный ход истории с неуловимой закономерностью заставлял царское правительство учреждать госпитали и больницы, госпитальные школы и университеты, увеличивать кадры врачей, издавать медицинскую литературу. В 1725 году в России была создана Академия наук – Высший научный центр страны. М. В. Ломоносов, основоположник опытного направления в русской науке, впервые в истории добился практической целеустремленности научных исследований.
К. И. Щепин (1728-1770 гг.) принадлежит к числу его современников и последователей. Сохранившиеся сведения дают представление о Щепине как о ученом лишь в самых общих чертах. Архивные изыскания продолжаются, но уже сейчас можно утверждать, что мировоззрение Щепина было материалистическим и с этих позиций он подходил к оценке медицинских теорий, ибо в борьбе между исследователями материалистического и идеалистического направления в науке вообще и в медицине в частности он неизменно был на стороне первых. Щепин наряду с Ломоносовым был одним из лучших ученых своего времени. Первые краткие сведение о жизни и деятельности Константина Ивановича Щепина сообщены Н. Новиковым в книге «Опыт исторического словаря» спустя два года после смерти Щепина. В 1885 году появилось сразу два описание жизни Щепина. Более полное помещено в книге, посвященной Киевской Академии, написанное В. Аскоченским. А. Никитин, явно идеализируя состояние медицины при Екатерине 2, изложил отрывочные сведения о Щепине в виде беглого очерка, приложенного к его книге в числе других. Я. А. Чистович в своей книге уделил большое внимание К. И. Щепину. Он показал его патриотически настроенным, энергичным врачом и преподавателем. А. Циммерман соединил рассеянные по различным источникам данные о Щепине. В одном из томов «Русского биографического словаря» помещена принадлежащая его перу весьма полная биография этого врача.
В 1923 году с высокой и восторженной оценкой значений Щепина для отечественной хирургии выступил советский хирург В.А, Опель. Он связал со Щепиным определенный этап развития отечественной хирургии. Читая книгу Опеля, нельзя не разделять того горячего внимания к судьбе Щепина, которое проявил автор. О нем также писали С. А. Томлин (1930), В. В. Куприянов (1950).
Вместе с тем следует отметить, что еще в 19 веке в отечественную литературу проникла двусмысленная информация, порочащая личность Константина Ивановича Щепина. Огромное плодотворное значение его деятельности замалчивалось. Искажения правды имели место на страницах советских книг и журналов. Между тем Щепин разработал научно обоснованную систему медицинского образования, предполагавшую, наряду с глубокой специальной подготовкой, достаточно широкое развитие естественно-научного кругозора будущих врачей. Константин Иванович составил программы обучения для госпитальных школ соответственно уровню медицинских знаний того времени, а также собрал и обобщил государственное медицинское законодательство.
Щепина по праву следует назвать основоположником клинического направления в медицинском образовании, которое еще много лет спустя оставалось недостижимым для медицинских школ Англии, Франции и Германии. К. И. Щепин горячо любил свою страну, он гордился силой, выносливостью и неиссякаемой творческой энергией русского народа, преданно служил ему до конца своих дней. Щепин умер так и не успев реализовать всех своих планов в медицине.
К.И. Щепин в годы своего обучения
Щепин прошел долгий и трудный путь от скромного провинциального юноши до выдающегося ученого, занявшего одно из первых мест в передовой науке своего времени. Он родился в 1728 году в селе Молотникове близ города Котельнича Вятской губернии. Родители Щепина были крестьяне. Ко времени его поступления в славяно-латинскую школу в Вятке, отец стал пономарем котельнической церкви.
Благодаря своим способностям Щепин уже в школе выделился из круга своих сверстников. По окончании школы Щепин, преодолев огромное расстояние, почти пешком добрался до Киева и поступил в Киевскую академию. Срок обучения в этом учебном заведении не был точно определен и мог продолжаться от 3 до десяти лет. Для талантливого юноши Щепина в стенах академии открылись широкие горизонты. В самые первые годы он сделался одним из первых воспитанников знаменитого училища. В 1748 году Щепин по своей просьбе был отправлен в Италию.
Без знакомых и друзей, без денег юный Щепин находился в Италии. Он посетил Флоренцию, слушал лекции в Падуанском и Болонском университетах, затем переехал в Грецию и в мае 1751 года оказался в Константинополе. Из старых архивов стало известно, что Константин Иванович Щепин еще в 1748 году увлекся медициной в Болонье. Российский дипломат Бестужев-Рюмин и Воронцов рекомендовали Щепина в Академии наук. В архиве Академии наук хранятся копии аттестатов студента Щепина, где записано, что Щепин слушал лекции многих выдающихся ученых того времени.
В академии Щепин занимался под руководством выдающегося ученого Степана Петровича Крашенникова (1711-1755) и уже через три месяца упорных занятий был возведен из адъютанта в переводчики. В ходе совместной работы между ними возникла крепкая дружба, прерванная смертью Крашенникова.
По просьбе Крашенникова 30 мая 1753 года Щепин из Кронштадта отбыл в Голландию. После высадки в Амстердаме Щепин отправился в Гаагу. С 1753 по 1754 год он проходит обучение в Лейденском университете. 31 августа 1756 года Щепину в Лейден был послан указ о его переводе в медицинскую канцелярию. Щепин довольно подробно писал Медицинской канцелярии о своем пребывании в Лейдене. Денежный вопрос очень остро стоял перед Щепиным, так как переводы из России часто задерживались и были не такими большими, как хотелось Щепину. Директор Медицинской канцелярии П. З. Кондоиди, поставивший целью сделать из Щепина квалифицированного доктора медицины, не останавливается перед затратами. Он решает направить Щепина в другие страны для пополнения своих медицинских знаний.
Заграницей Константин Иванович Щепин защитил свою докторскую диссертацию на тему «О растительной кислоте», произошло это 19 мая 1758 года. В том же году им издано дополнение к своей диссертации под заглавием "Ботанические замечания о некоторых растениях".
В июне 1758
года Щепин посетил Амстердам и Утрехт, первого июля он был уже в Роттердаме, а
оттуда поплыл в Англию. В Англии Щепин пробыл
2 месяца. В конце 1758 года Щепин возвратился из Лондона в Голландию. Из
своей поездки в Англию Щепин ничего для себя полезного не вынес. Несколько
более плодотворным оказалось путешествие Щепина в Париж, где он пробыл около 7
месяцев с октября 1758 по май
Деятельность К.И. Щепина в медицине
По прибытии в Петербург Щепин произвел на Кондоиди самое благоприятное впечатление, но для получения права практики в России Щепину надлежало подтвердить свой «докторский градус» на официальном экзамене, как этого требовал закон. Щепин, в 1759 году, сдал его отлично, и ему было дано разрешение на медицинскую практику на территории Российской империи. Для приобретения практики ему была предоставлена палата в Петербургском сухопутном госпитале. Также Щепин присутствовал на экзаменах лекарей и аптекарей, попутно руководя несколькими студенческими группами. В апреле 1760 года Щепину было поручено заняться обустройством госпиталя в связи с большим количеством больных.
В процессе клинической практики Щепину становилось
ясно, что лечение больных нельзя проводить по шаблону, поскольку люди
отличаются друг от друга возрастом, полом, темпераментом, образом жизни.
Правда, в распоряжении медицинской науки того времени не было
систематизированных наблюдений о зависимости методов лечения от
индивидуальности больного. Терапевтическая практика не отличалась
разнообразием. И если часть врачей видела смысл лечения в лекарствах,
стремилась найти лекарства большой целебной силы путем смешения многих лекарственных
веществ, то другая часть направляла свои усилия на внедрение в лечебный обиход
средств народной медицины. Щепин стремился действовать логически, пытаясь
подыскать объяснение тому или иному лечебному приему. Это способствовало росту
его авторитета, как преподавателя.
Период с 1760 по 1761 год Щепин провел в напряженной работе. Сотни раненых и больных прошли через его руки за это время. Война дала Щепину богатейший практический опыт. Этот опыт должен был служить в дальнейшем более целеустремленной подготовке новых врачей. Заботясь о своей будущей службе, он указывает в первую очередь преподавательские должности как наиболее подходящие для себя. Только в январе 1762 года Медицинская канцелярия разрешила ему вернуться в Петербург. 8 марта этого же года Константин Иванович Щепин был назначен преподавателем анатомии, физиологии и хирургии в Московской госпитальной школе. Свое назначение в Москву на профессиональную должность Щепин рассматривал как ответственное и весьма серьезное дело, отныне он становился профессором. На этом поприще Щепин проделал колоссальную работу.
В исполнение своих обязанностей руководителя госпитальной школы при Московском генеральном госпитале Щепин вступил 20 марта 1762 года. Необычайная жажда деятельности, владевшая им, помогла ему быстро войти в курс событий, всколыхнуть атмосферу равнодушия, окружавшую дело подготовки лекарей в госпитале. Всего в ведение Щепина насчитывалось 65 учащихся. Они распределялись на подлекарей, лекарских учеников 1, 2 и 3 подготовительных классов и волонтеров. Подавляющее большинство учащихся составляли русские и украинцы, прибывшие из самых различных мест: Киева, Казани, Пскова, Стародуба, Чернигова и других городов. Средний их возраст был от 20 до 25 лет.
Щепин предложил свой план и распорядок занятий, которые были утверждены, и Щепин приступил к использованию этого плана. Владея анатомической техникой, Щепин обучил своих помощников - операторов Елачича и Энгеля – искусству изготовления анатомических препаратов. Щепин нередко сам готовил препараты, в своих лекциях он впервые использовал данные микроскопической анатомии. Под руководством Константина Ивановича студенты должны были отработать все операции на трупах. В процессе обучения хирургии ученики использовали свои навыки владения инструментами сначала на трупах, а потом и на живых больных.
Особо следует упомянуть заботы Щепина о ведении учащимися историй болезни. Щепин систематически устраивал клинические обходы больных госпиталя. Эти обходы, так же как и дежурства у постели больных, воспитывали у учащихся наблюдательность и умение самостоятельно решать вопросы лечения. Практика в госпитале перемежалась с присутствием на лекциях по клинической медицине и фармации. Все эти дисциплины вел один Щепин! Рабочий день Щепина в связи с этим продолжался с утра до вечера. Всемерно заботясь об улучшении преподавания, Щепин в первую очередь достиг того, что его ученики основательно изучили анатомию. Щепин сделал обязательным изучение студентами трупа, до него этому вопросу не уделяли большого внимания. Ученики Щепина могли ассистировать в операциях еще до выпуска из медицинской школы. Выпускники Щепинской школы были на порядок выше в своих знаниях, чем их коллеги из-за рубежа.
На большую высоту поднял Щепин фармацевтическую подготовку лекарей. Ввел преподавание рецептуры и добился узаконения практики лекарских учеников в аптеке. Заказал Томы по фармацевтики и анатомии из-за границы. Принятые в этом направлении Щепиным меры, несомненно, способствовали повышению общей культуры последующего поколения врачей. В ноябре 1765 года здание анатомического театра Щепинской школы сгорело. Были уничтожены превосходные препараты, оборудование и инструменты. В 1764 году Щепин был отправлен в Петербург в качестве преподавателя анатомии и хирургии в одной из госпитальных школ, тем самым закончился самый плодотворный этап в жизни ученого, связанный с Московской госпитальной школой.
У Щепина за время его работы накопилось много врагов, которые всячески портили ему жизнь. Непосильная борьба с трудностями, без всякой поддержки с чьей бы то ни было стороны, подорвала здоровье Щепина. В октябре 1765 года Щепин начал чтение лекций на русском языке. Это было для него в новинку, так как он раньше читал свои лекции на иностранных языках. Щепин тяжело переживает разлуку с Москвой. Состояние здоровья Щепина в 1766 году ухудшилось, и он был отстранен от преподавания. Щепин был неудобен высоким медицинским чинам из-за его взглядов и неудержимости характера. Все они отравляли жизнь ученого.
В 1766 -1767 годах Щепин совершает путешествие по странам Юго-Восточной Европы, где собирает богатую коллекцию редких растений. Возвратясь в Москву он возобновляет попытки реабилитации. 5 июня 1767 года по велению Екатерины 2 Щепину была разрешена лечебная практика и преподавание в России.
В 1770 году он поехал в Киев на борьбу с чумой и сам стал жертвой этой болезни. Так трагически погиб в сравнительно молодом возрасте Константин Иванович Щепин – ученый, горячий патриот и верный сын своего народа. Все труды К.И. Щепина сгорели при пожарах в 18 и 19 веках.
Заключение
Константин Иванович Щепин наряду с выдающимися учеными того времени явился первопроходцем и заложил цивилизованные, подтвержденные практикой и теоретически основы медицинского дела. Роль его в становлении российской медицины очень велика, не зря он стоит в одном ряду с такими известными учеными как Опель и Пирогов.
Щепину не позволили завершить начатое им дело его завистники, враги и неизлечимая болезнь не терпевшие такого превосходства над ним и боявшимися нового течения в медицине, принесенного К.И. Щепиным. Впрочем, это нормальное положение дел в России, прошлой и настоящей, как бы печально это не было. (Личное мнение автора).
Список литературы:
1. «Щепин Константин Иванович»,
2. «Большой Энциклопедический словарь»,
3. «Биографический Атлас»,
4. Статья «Выдающиеся люди г. Котельнича», 2004 г. Котельнич
Содержание
Стр. 2 ……………………………….. Введение
Стр. 4………………………………... К.И. Щепин в годы своего обученья
Стр. 6………………………………... Деятельность К.И. Щепина в медицине
Стр. 9………………………………... Заключение
Стр.10……………………………….. Список литературы