Шолохов "Судьба человека"
Жизненный путь Андрея Соколова
(По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
В первое послевоенное десятилетие советское искусство творило «миф» о победоносной Великой Отечественной войне.
Перелом произошел в 1956 году, когда М. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека».
Главный герой произведения — Андрей Соколов. Он русский солдат, «труженик войны». Продолжая традиции Л.Н. Толстого, Шолохов изобразил человека, который защищал свою Родину, не произнося громких фраз, не совершая «выдающихся» подвигов. Впрочем, согласиться пересечь линию огня и попытаться доставить нашим солдатам боеприпасы — подвиг (хотя сам Соколов так свой поступок не оценивает). Именно такой не показной, истинный героизм и позволил победить фашистскую армию.
«Война — это самое гадкое дело в жизни», писал в романе «Война и мир» Толстой. В ХХ веке Европа сотрясалась от «урагана невиданной силы» - фашизма. В годы этой войны Андрей Соколов, герой шолоховского произведения, потерял все: детей, жену, дом. Рассказчик сообщает нам: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе» Почему? «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Такие глаза были у Андрея Соколова.
Рассказ Шолохова построен в основном в форме монолога, скорбного, хватающего за душу до спазма в горле. Такая художественная форма позволила главному герою самому рассказать о себе, ничего не тая, ничего не скрывая.
По мнению Соколова, его «жизнь была обыкновенная». Он уроженец Воронежской губернии, воевал в годы гражданской войны в Красной Армии, в 1922 «ишачил на кулаков». В двадцатых годах семья Андрея умерла от голода. За короткой фразой: «Остался один», - скрываются страдания одинокой души. Вероятно, поэтому он так ценил семью, созданную уже им самим.
Он работал, прекратил пить с товарищами (стыдно ему было своей жене Иринке на ее любовь и нежность отвечать алкогольным свинством). Гордился Андрей и своими детьми.
Это были самые счастливые годы в жизни Соколова. Сразу вспоминаются строки из дневника Л. Н. Толстого о счастье. Великий классик писал, что для счастья необходима тихая семейная жизнь с возможностью делать добро. Эти слова применимы и к жизни Андрея Соколова, если бы не война.
Не может Андрей избавиться от угрызений совести за прощание с семьей на вокзале перед отправкой на фронт. «Родненький мой Андрюша, не увидимся мы с тобой больше», - только и смогла сказать в тот момент Ирина. И оттолкнул ее Андрей, решив, что она его заживо хоронит, не понял, что жена предчувствовала свою смерть. Во время рассказа об этом, в горле Соколова что-то клокочет и булькает, но нет ни одной слезинки в его «мертвых, потухших глазах».
Андрей честно исполнял свой долг на войне. С презрением он говорил о тех, кто жаловался в письмах к родным на свою трудную военную жизнь. («Трудно, дескать… тяжело, того и гляди, убьют»). Сам же Андрей никогда не играл на «жалобных струнах», понимал, что тяжело не только на фронте, но и в тылу.
Движимый чувством долга, Андрей согласился доставить боеприпасы на батарею через линию огня. Командир не отдавал приказа, даже не просил об этом Соколова, он лишь задал вопрос: «Проскочишь?». Андрей сам делает выбор: «Я должен проскочить, и баста!» Слово «должен» является однокоренным к слову «долг», то есть речь идет о внутренней необходимости. Во время выполнения этого «задания» Андрей попал в плен. Поражает первая мысль, которая пришла в голову Андрею, когда он очнулся после контузии: «Нелегкое это дело — понять, что ты не по своей воле в плену». Дело в том, что в августе 1941 года Сталин отдал приказ о том, что поле битвы можно покидать только со своей частью. Пленные и их семьи считались «врагами народа». Проблемы военнопленных Шолохов коснулся «пунктиром», но В.Шаламов, А.Солженицын писали об этом правду. Майор Пугачев («Последний бой майора Пугачева» В.Шаламова) получил после плена 25 лет тюрьмы, Иван Шухов («Один день Ивана Денисовича» А Солженицына) 10 лет тюрьмы после плена. Это и есть правда о военнопленных, которых свои же обвиняли в немецком шпионаже.
Вернемся к рассказу Шолохова. Находясь в фашистском плену, Соколов не терял силы духа, человеческого достоинства. Он безжалостно убил Крыжнева за то, что тот собирался выдать комиссара. Вспоминая об этом, Соколов признался: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…» .
Не сломили Соколова «нелюдские муки, какие пережить пришлось в плену». Били в лагере жестоко. «Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти…»
Но русский солдат выстоял!
Во время допросов у тюремного коменданта не стал пить и есть Андрей, хотя голодный был, как волк. Он соглашается выпить водки лишь «за свою погибель и избавление от мук», а не «за победу немецкого оружия». Соколову не позволила пить национальная гордость. Полученные от коменданта хлеб и сало Андрей разделил между всеми пленными.
Жажда свободы никогда не ослабевала в Андрее, и он убегает из плена. Будучи уже в своей части, он получил известие о гибели жены и дочерей. Только одно спасает Андрея — сын, но 9 мая 1945 года война заберет и его. Анатолий был убит снайпером в день Победы.
«За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» За что так исказнила?» - вопрошает Соколов. И нет ответа.
Да, глаза Андрея, «мертвые» и «потухшие» говорят о тех страданиях, о потерях, которые выпали на долю этого человека. Но сердце еще живо. Оно живо для милосердия, добра, жалости. Не смог Соколов оставить на улице мальчика – сироту и с радостью заменил мальчугану его погибшего отца.
Андрей Соколов – это олицетворение всего самого лучшего, что есть в русском человеке: национальная гордость, мужество, отвага, стойкость, нетерпимость к подлости и предательству, трудолюбие. Этот человек считает себя частью своего народа и не отделяет свою судьбу от судеб многих других русских солдат, которые возвращаются с войны без орденов и медалей, возвращаются не домой, а к пепелищу. Потеряв все самое дорогое, что было у него в жизни, он способен на бескорыстные, милосердные поступки. Наверное, это и есть величие, величие русского человека.