Шолохов "Тихий Дон"
Тема гражданской войны в произведении Шолохова «Тихий Дон».
М.Шолохов создавал свой знаменитый роман «Тихий Дон» в эпоху, еще близкую к октябрьской революции и гражданской войне.
Хронологические рамки этого произведения четко определены: май 1912 – март 1922 года. Это десятилетие делится октябрем 1917 года на две почти равные половины: до и после революции. Великая заслуга автора в том, что он запечатлел народную жизнь России на ее грандиозном переломе. Новые ворвалось в старую жизнь сразу и резко. Старое изменялось и отступало, либо сопротивлялось, порой очень решительно. В любом случае новое не сразу заменило собой или оттеснило старое.
Первые две части «Тихого Дона» посвящены исключительно мирным событиям в хуторе Татарском и вокруг него. Однако уже с третьей части реально-исторические события широко вторгаются в жизнь шолоховских героев, и так на протяжении всего произведения вплоть до его завершения.
Первым историческим событием, которое, как внезапный и злой вихрь, врывается в жизнь хутора Татарского и его героев, – это первая мировая война.(1914)
Тяжело переживает Григорий Мелехов, главный герой романа, то, что ему приходится убивать людей. Он крестьянин по своей психологии, его тянет к земле, а не к оружию. «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… » - голос у Григория был «надтреснувший», жалующийся. Петр замечает также, что «наискось через лоб Григория легла незнакомая, пугающая какой-то переменой, отчужденность».
Война калечит духовно и физически всех участников кровавых событий. «... Каждый по-своему вынашивал в себе и растил железные семена... » Это семена злобы, жесткости, ненависти.
Не успели казаки отдохнуть от империалистической войны, как вихрь теперь уже революционных событий подхватывает их. Люди втянуты в бурный поток жизни. Каждый в этот трагический момент должен был искать свое русло. Ведь драматизм последствий революции лучше всего охарактеризует опять же Григорий: «Ты гляди, как народ разделили гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом. Чертова жизнь и время страшное!» Налицо уже явное размежевание, происходящее среди казаков.
Кого и чем привлекает Советская власть? Страшно защищает ее Иван Алексеевич. Это и понятно: он находится под впечатлением посещения окружного ревкома (председатель называл его «товарищ» и лично жал руку.) Советская власть дала Котлярову возможность почувствовать свою значимость, испытать на себе, что такое равенство.
Интересам же основной массы казачества, обладавшей немалыми наделами земли, советская власть не отвечает. Только ли классовая принадлежность отталкивает от большевиков Григория (ведь с точки зрения Советов, Мелеховы — кулаки)? Увы, в действиях новой власти Григорий не видел воплощения тех идеалов равенства и братства, социальной справедливости, которые эта власть декларировала: «Красную Армию возьми: вот шли через хутор Взводный в хромовых сапогах, а Ванек в обмоточках».
Григорий, в отличие от Ивана Алексеевича и Мишки Кошевого, ищет общую правду, а не правду для самого себя. Эти мучительные поиски передает Шолохов во внутреннем монологе героя: «Они воюют, чтоб им лучшие жилось, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда сюда качался... »
Прав ли Григорий, действительно ли у разных людей и партий может быть своя правда? Сравним двух героев: Мишку Кошевого и Митьку Коршунова. Коммуниста Мишку Кошевого, выходца из хуторской бедноты, автор наделяет способностью любить, чувством прекрасного. Каратель Коршунов, сын зажиточного казака, изначально изображен человеком, лишенным каких бы то ни было моральных устоев. Однако будучи заклятыми врагами, они совершают чрезвычайно похожие поступки. Мишка убивает Петра Мелехова, гонит из родного дома Григория (что не мешает ему жениться на Дуняше), на его совести смерть деда Гришаки. Митька первым вызывается казнить подтелковцев, зверски уничтожает семью Кошевого. Следовательно, эти два героя не антиподы, а служение частной, классовой правде всегда ведет к жесткости, насилию, к разрушению человеческих связей: семейных, дружеских. И утверждается классовая правда, как, правило, насильственно.
В братоубийственной войне нет «одной правды».
Отказавшись от правды большевиков, от правда белых, Григорий Мелехов принимает активное участие в казачьем восстании. Не мечтая теперь об общей правде, он идет защищать правду казачью. К чему приведет этот путь? В главах, посвященных восстанию, мы часто встречаем детали портретной характеристики Гришки: с «зафлаженным на облаве волком», «до края озлобленным», «опаляемый слепой ненавистью», «чувство дикого, животного возбуждения», «звериный инстинкт». Самая беспощадная характеристика о себе сказана самим героем: «Ха! Совесть!… Я об ней и думать позабыл». «Что же нового покажет мне жизнь! Нету нового! Можно и помереть. Не страшно,» – к такому безрадостному итогу приходит Григорий.
Но не только безнадежные мысли порождает в герое его мучающаяся совесть, она толкает его на отчаянные, порой даже рискованные поступки. Так, после рубки матросов Григорий силой заставляет начальника тюрьмы отдать ему ключи от камер, где томятся старики, женщины, дети (родные красноармейцев), и выпускает заключенных.
Сомнения в том, что восстание отражает коренные интересы казаков, усугубляет и встреча Григория с полковником Георгидзе: Мелехов начинает ощущать, что казачество – это игрушка в руках господ, которые используют его, чтобы свергнуть Советскую власть исключительно в собственных интересах: «Помощниками Деникина нас величают… А кто же мы? Выходит, что помощники и есть, нечего обижаться. Правда-матка глаза заколола... »
К тупому равнодушно привели Григория поиски правды в гражданской войне. Единственным огоньком в обступившей его непроглядной ночи осталась простая человеческая любовь. «Единственное, что оставалось ему в жизни (так ему казалось), это — с новой силой вспыхнувшая любовь к Аксинье. Заметим, что собираясь убегать с Аксиньей в июле 1921 года, Мелехов выберет Кубань. Почему? Дело в том, что на Кубани схожая с Доном природа и тот же земледельческий уклад жизни. Глубокая привязанность Мелехова к земледельческому труду оставалась его сильнейшим душевным движением на протяжении всего романа (Даже когда Григорий получил в начале военных событий офицерский чин, он так планировал свою дальнейшую жизнь: «Не желаю учиться вашим обхождениям и приличиям... А бог даст — жив буду — мне ж с быками возиться... »). Вот почему так тяжело Григорию рвать пуповину, соединяющую его с родным домом, с родной землей. Еще раз повторюсь, что к тупому равнодушию привели Мелехова поиски общей человеческой правды. Вот почему он окажется в банде Фомина.
Банда Фомина состояла из остатков растрепанных в боях различных мелких банд. Им было решительно все равно кому бы ни служить и кого бы ни убивать, лишь бы была возможность вести привольную кочевую жизнь и грабить тех, кто попадался под руку. Это был отпетый народ, и Фомин, глядя на них, презрительно говорил Григорию: «Ну, Мелехов, наплав пошел к нам, а не люди...Висельники как на подбор!» Себя же Фомин считал «борцом за трудовой народ», «освободителем казачества». Наблюдая за веем происходящим, Григорий все тверже решает: «И вот с такими людьми связал я свою судьбу... Завтра же уйду, Пора!»
Григорий решил вернуться в свой бугор Татарский, взять Аксинью и убежать на Кубань. Сначала ему и Аксинье удается исполнить задуманное, но на вторую ночь пути они наткнулись на продотряд, и Аксинья была убита, «И Григорий, мертвея от ужаса понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случится в его жизни, уже случилось». Когда он хоронил Аксинью, он твердо верил, что расстаются они ненадолго.
После гибели Аксиньи Григорий несколько суток скитался по степи, пешком ушел в Слащевскую дубраву, где и подобрали его дезертиры. Почти год Мелехов прожил в землянке с этими людьми. Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном. Весной в марте, Григорий, не дожидаясь амнистии, пошел домой. По дороге он выбрасывает оружие в Дон, словно давая себе слово больше никогда не брать оружия в руки. Еще издали он узнает своего сына, играющего с сосульками. Мишатка «угадал» в этом странном человеке своего отца.
Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.
К несчастью, этот дом уже не Григория, а Мишки Коршунова. Сын – это то последнее, что роднило Мелехова с землей, с этим огромным миром, над которым сияет «черное небо» и «черный диск солнца».
Пейзажная зарисовка в финале романа не оставляет читателю никаких иллюзий: советская власть не прощает таких, как Григорий Мелехов. Трагедия этого человека в том, что он жил в эпоху, требовавшую от человека однозначного выбора: ты с нами или ты против нас. А «если враг не сдается, его уничтожают». Мелехов же искал свой, третий, путь в этой жизни; он искал общую правду, способную примирить классовых врагов.
Чем больше Григорий и мы, читатели, понимаем, что не может быть общечеловеческой правды, тем более мы испытываем ее необходимость. Отсюда двойственность в восприятии финала романа: безысходность – с одной стороны, надежда – с другой.