Шпаргалка по международному праву
Архипелажные воды-
это морские пространства государств-архипелагов, ограниченные прямыми архипелажными исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. В пределы таких исходных линий включаются главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль, однако допускается, что до 3 % от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, могут превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага. Государство-архипелаг надлежащим образом опубликовывает карты с изображением архипелажных исходных линий такого масштаба, который приемлем для точного установления их положения, или перечни их географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или перечня Генеральному секретарю ООН. Режим архипелажных вод применим только к государствам-архипелагам (Индонезия, Филиппины, Фиджи и т.п.) и не может применяться к архипелагам, входящим в состав территории прибрежного государства, например, к норвежскому архипелагу Свальбарл (Шпицберген). Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Этот суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Части ^(«Государства-архипелаги») Конвенции 1982 г. Особенностью правового статуса архипелажных вод является признание государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам, пересекающим архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Все иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода по таким коридорам и пролета по таким воздушным коридорам, приемлемым для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов по ним и пролета над ними иностранных летательных аппаратов. Суда всех государств также пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды при условии соблюдения правил такого прохода.
Специализированное учреждение ООН
Специализированное учреждение ООН - самостоятельная международная организация, связанная с Организацией Объединенных Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.
Дополнительно к специализированным учреждениям ООН причисляются Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), а также Всемирная организация по туризму (ВОТ).
Всемирный банк, международная организация гражданской авиации, МОТ, МВФ, ФНЕСКО
Дипломатическое право
Главная конвенция о дипломатических чиновниках 1926, Венская конвенция о дип сношениях 1961, конвенция о спец миссиях 1969, конвенция о представительствах государств в их отношениях с межд огр унивескального характера 1975
Консульское право
1911 конвенция о консульских ф-ях, гавайская конвенция о консульских чиновниках, 1963 венская конвенция о консульских чиновниках.
Органы внешних сношений
Внутригосударственные
Внутригос |
зарубежные |
||
Общей компетенции (глава гос, парламент, правительство |
Органы спец компетенции (мин иностр дел,тамож комитет, погран служба, внешнеэконом связи и др.) |
Постоянные (Дип предст, торг предст, консульские учреждения, пост предст при международных организация ) |
Временные (спец миссии, «бюро интересов»- м/у станами где нет дип. отношений, спец миссии) |
Виды дипломатич представительств
1 Посольство (посол)
2 Миссии (посланник)
3 иные офиц предст гот-в (нонсатура Ватикана в России)
Диплом классы и ранги
Отличия:
1 Классы уст межд правом
2 ранги уст внутр правом
3 классы не даются пожизненно, ориентированы на должность, ранги пожизненно
Классы:
-послы / Аккредитация,
-посланники / верительные грамоты
-поверенные в делах
Ранги
-атташе -3 секретарь -2 секр 2 класса -2 секр 1 класса -1 секр 2 класса |
-/- 1 класса советник 2 класса -/- 1 класса -советник посланник -черезв и полон посол 2 класса |
-/- 1 класса черезв и полномочный посол РФ |
Дип корпус
1.- дип персонал и члены их семей
2- совокупность глав диппредставительств.
Дуайент – глава дип корпуса, обязательно имеет класс посла и дольше своих иностранных коллег работал в качестве посла в стане пребывания
Функции Д. – защита всего дип корпуса, информация об обычаях и правилах прёма, дип этикет, собирает банкеты по поводу отъезда дипломатов на родину.
Порядок назначения и ф-ии главы представительства
1 Запрос агреманта (согласия) принять принимающей стороны. (письменно (с помощью нот – вербальная ( от третьего лица) личная (от первого лица), устно, смешанная).
2 назначение на должность внутри страны
3 вручение верительной грамоты
Способы запроса агреманта
1 ч/з рос представителя, вскоре покидающего свой срок
2 телефонный запрос
Дип иммунитет – здания и помещения, архивы, корреспонденция, средства передвижения, почта.
Консулы
1 Ген консул
2 Консул
3 Вицеконсул
4 Консульский агент
Экзекватура – как агремант
Право убежища – понимается политическое (территориальное, дипломатическое ( в здании миссий, военные самолеты и корабли, военные базы)
Диплом убежище |
Временное укрытие |
В тех странах, которые признают этот институт (латиноамериканские) |
Повсеместно в случае необходимости |
Можно обещать заранее |
нет |
Имеет место дискриминация лица без угрозы жизни |
Угроза жизни налицо |
Защищает лицо от юрисдикции гос пребывания на неогранич срок с последубщей переправкой в безопасное место |
Защита лица на непродолжительный период |
Беженцы – конвенционные, мандатные (курируются Управлением Верховного комиссара по делам беженцев)
Периодизация (придумано в 1973 году)
1 Предыстория межд права ( с 4 тыс до н э до середины 17 века)
а) от первого договора до падения римской империи 476 год н э
б) от падения рима до вестфальского мирного трактата 1648 год
2 классическое МП
а) зарождение 1648-1789 Франц революция
б) развитие 1789-1919 версальско-вашингтонская правовая система, лига наций
3 переход от классического к современному международному 1919-1945
4 современное с 1945-…
МП- -особая правовая система, состоящая из договорных и обычных норм и принципов рег отношения м/у субъектами МП
Система МП- объективно существующая целостность согласованных взаимосвязанных элементов
ПРИНЦИПЫ МЧП
.
1 Принцип уважения прав человека- запрещает торговлю человеческими органами, торговля людьми (детьми).
2. Принцип сотрудничества и взаимопомощи гос-в. Пример: запрещает спекулятивные сделки, сделки направленные на получение выгоды за счет бедствия другого гос-ва.
3. Принцип равноправия и уважения гос-ого суверенитета. Пример: гос-во не имеет права в одностороннем порядке вводить ограничения в области торговли, устанавливать необоснованные отказы для въезда иностранцев необходимо соблюдать традиции и обычаи одного гос-ва, если с ним поддерживаются добрые отношения.
4. Принцип приоритета общечеловеческих интересов. Пример: запретили использовать фреон при изготовлении холодильников, т.к. фреон разрушает озоновый слой планеты.
5. Принцип запрещения применения силы и угрозы силы. Запрещается применять силу для решения торговых споров, угрожать торговыми воинами.
6. Принцип запрещения дискриминации отдельных стран и народов – требует равного подхода к решению коллизионных споров в независимости от стран.
7.Принцип добросовестного выполнения м/ународных обязательств.
8. Принцип невмешательства во внутренние дела гос-ва. Запрещает навязывание одними гос-вами другим своих моделей экономического развития.
. Сравнительный анализ:
МПП |
МЧП |
1. по предмету регулирования |
|
- объектом рег-ния явл-ся политич. отношения. |
- регул-ся отношения гр.-правового , социального и иного бытового хар-ра. |
2. по субъекту |
|
- гос-во, м/ународные орг-ции, квази-гос-ва, народы. |
- юридические и физические лица. |
3. по методу правового регулирования |
|
- императивный метод |
- коллизионный метод: задача- правильное определение норм , необх-ых для регул-ия споров с иностранным элементом |
4. по действию в пространстве и по кругу лиц |
|
- нормы имеют глобальный хар-р действия и не ограничиваются |
- ограничивают круг стран участниц коллизионными привязками |
5. по структуре норм |
|
- применяют обычные нормы: гипотеза, диспозиция, санкция |
- прмен-ся коллизион . нормы(объем и привязка- з-н какой страны решает вопросы урегулирования правоотношения. |