Шпаргалка по общей теории права
64 и 65. Правовое государство.Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Признаки ПГ: Верховенство права, закона, Разделение властей, Взаимная ответственность гос-ва и личности, реальная защита прав и свобод граждан., создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо. Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность «положительного» права естественному; постоянство норм естественного права). |
32. Понятие норм праваНорма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения. Т.е. норма права - это элемент («частичка») права, составляющий право в целом, обладающий теми же признаками, что и право в целом. С другой стороны, норма права – самостоятельное правовое явление, имеющее свои признаки, не присущие праву в целом. Признаки нормы права: регулирует общественные отношения, создается (принимается) субъектами правотворчества (т.е. теми, кто наделен правотворческими полномочиями), в НП выражена воля государства, исполнение НП общеобязательно, исполнение НП обеспечивается гос. принуждением, НП «формально определена», т.е. содержится в нормативно-правовом акте или иной форме права, НП структурно организована (т.е. представляет собой микросистему, состоящую из взаимосвязанных гипотезы, диспозиции и санкции). |
33. Структура нормы права (2х и 3х элементная). Позитивное право состоит из норм права - первоэлементов права) Норма права - конкретное правило поведения общего характера. 3 элемента - гипотеза (условие действия нормы), диспозиция (правило поведения) и санкция (наказание за неправильное поведение). Специализированные нормы - декларации, дефиниции, коллизии, технические. В некоторых нормах санкция и диспозиция совпадают (2х элементная норма). С.С.Алексеев выделяет четыре элемента (Г & Д) or (Г & не Д & C). Другие авторы все нормы делят на нормы позитивного регулирования (Г & Д) и правоохранительные (не Г & С). Словесная формулировка НА не всегда содержит все элементы нормы, некоторые могут подразумеваться. Один НА может содержать несколько норм, одна норма может определятся в разных НА «ЕСЛИ» - гипотеза – описание конкретных жизненных обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать правило, изложенное в диспозиции (т.е. «привязка» правила поведения к конкретной жизненной ситуации, без чего в норме права не будет предметного смысла), «ТО» - диспозиция – описание собственно правила поведения участников правовых отношений, «ИНАЧЕ» - санкция – описание неблагоприятных последствий, возникающих в результате неисполнения диспозиции (без санкции норма права утрачивает государственно-властный характер). Без гипотезы («ЕСЛИ») норма бесполезна, без диспозиции («ТО») норма бессмысленна (по сути не является нормой), без санкции («ИНАЧЕ») норма бессильна. Такую структуру имеют логические нормы – выявляемые логическим путем общие правила, в которых воплощены связи между нормой предписания, обладающие полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную структуру. Норма предписания – элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление, непосредственно выраженное в тексте нормативно-правового акта. |
53. Пробелы права. Аналогия закона и права. Пробелом права называют отсутствие в законе норм, регулирующих конкретные общ. отношения. Виды причин возникновения пробелов в праве: причины субъективного характера (связаны с волей законодателя, его компетентностью); причины объективного характера (связаны с изменчивостью общественных отношений). Средства устранения: Аналогия права – применение к неурегулированному отношению общих принципов права: гуманизма, справедливости. Аналогия закона – прим. сходной по обстоятельствам юр. нормы. Запрещены в угол. и административном праве. |
34. Виды норм права. Норма права зависимости от выполняемой функции в механизме правового регулирования подразделяется на: 1. отправные нормы, 2. нормы правил поведения. Отправные нормы (предписания) определяют основы правового регулирования, задачи, пределы, методы, закрепляют правовые категории. Их виды: 1 «нормы – начала» (конституционные положения): закрепляют основы экономического, политического и государственного устройства общества, 2. «нормы-принципы»: выражают и закрепляют принципы права, 3. «определительно-установочные нормы»: определяют цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия, 4. «нормы-дефиниции» (нормы-определения): содержат определения понятий правовых категорий (иногда выполняют роль гипотезы), 5. «коллизионные нормы»: устанавливают порядок разрешения противоречий между юридическими нормами. Нормы правил поведения непосредственно регулируют общественные отношения. Их виды: по юридическим функциям права: регулятивные, охранительные; по отраслям права: конституционные, гражданско-правовые, уголовные, семейные, и др. по способу воздействия (методу правового регулирования): императивные (следование императивным нормам должно быть строгим и точным), диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность регулировать эти правоотношения через взаимные соглашения в пределах, разрешенных законодательством: например, нормы Семейного кодекса), поощрительные (стимулируют выбор определенного варианта поведения предоставлением льгот или поощрений), рекомендательные (содержат описание правил поведения, целесообразных с точки зрения государства), по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных нормативных актов, по кругу лиц: общего действия (распространяются на всех субъектов), специального действия (распространяются на отдельные категории субъектов). |
45. Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает правоотношение, на что направлены субъективные права и юр. обязанности его участников. Варианты подходов к рассмотрению объектов правоотношения: монолистический (один объект правоотношений – поведение человека), плюралистический (существуют различные объекты правоотношений: предметы материального мира (вещи), продукты духовного творчества, личные неимущественные блага (здоровье и т.п.), поведение участников правоотношений (действия, бездействия), результат поведения участников правоотношений. |
49. Акт применения норм права (правоприменительный акт) – индивидуальное государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного юр.дела. Его признаки: принимается компетентным органом, должностным лицом, уполномоченной общественной организацией, носит обязательный характер, индивидуализирует норму права применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации, как правило имеет документальную форму, выступает юридическим фактом. Виды правоприменительных актов: по субъекту правоприменения: акты законодательной власти, акты исполнительной власти, акты правосудия, акты контрольно-надзорных органов, по отраслевой принадлежности: акты уголовного права, акты гражданского права, и т.д., по форме внешнего выражения: документально оформленные акты, конклюдентные: действия, символы, по наименованию: указ, постановление, решение, и т.д. |
39. Соотношение правовой сис-мы (ПС), сис-мы права и зак-ва. ПС – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельного гос-ва. Выделяю след виды прав. систем: Романо-германская; Англо-саксонская, англо-американская или сист-ма общего права; Религиозные и традиционные правовые системы; Социалистическая. Критерии, по которым делятся ПС: Источники права; Правовая идеология; Методы и способы реализации права. ПС включает в себя и СП и СЗ. СП и СЗ отличаются по первичным элементым: СЗ – нормативно-правовой акт, а СП – норма права. По времени возникновения СП вторична и базируется на СЗ. Их нельзя назвать ни взаимопоглащающими, ни взаимосовпадающими. |
68. Гражд. общ-во и правовое гос-во. Термин гражданское об-во появился в Др. Греции. Обозначалась совокупность людей, сообщество граждан. Гегель заимствовал и развил этот термин. Семья – тезис, гражд. общество – антитезис, гос-во – синтез. Изначально семья, затем появляется общество (оно имеет собственность и т.д.), гос-во – следующий этап развития, наивысшая форма. Концепцию Гегеля Маркс использовал по-своему: общество > гос-во > гражданское общ-во. От Маркса признаками гражд. общ-ва становятся саморегуляция и самоуправление. Общество существует внутри гос-ва. Высокоразвитое общ-во называют гражданским. В этом обществе есть демократические и правовые институты. Такое общ-во считают необходимым для построения правового гос-ва. |
60. Правовая культура включает в себя правосознание, кот-е в свою очередь состоит из правовой психологии и идеологии. Психология и идеология бывают высокого и низкого уровня. Бывает только высокая правовая культура. По своему понятию она не может быть низкой. Виды ПК: ПК индивида; ПК группы; ПК общества и гос-ва вцелом. Правовая культура – обусловленное всем социальным духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом и в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая идеология – представления взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Представляет собой систематизированные знания о конкретных правовых явлениях. Правовая психология – оценки, чувства, эмоции, настроения людей в правовой действительности. Так как правосознание одна из форм общественного сознания, представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей во всей юридической действительности. |
61. Соотношение права и закона. Неоднозначные понятия. Самое большое различие в позитивистских и естественно-правовых концепциях. В позитивистских конципциях право и закон практически совпадают. Право выступает как совокупность законов. Термин «закон» употребляется как в шировом так и в узком смысле. В широком – любой норм. акт. В узком – закон – особый вид нормативного акта, применяемый высшим представительским органом гос-ва или народом на референдуме и обладающий высшей юрид. силой. В естественном праве это разные понятия. Закон выступает как акт выражения воли законодателя, который может соответствовать праву, закреплять естественные права человека, а может иметь произвольный неправовой, несправедливый характер. |
12. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государтвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы : унитарное; федеративное; конфедеративное. 3.1 Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. 3.2 Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.; В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы; В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 3.3 Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны. |
16. Естественное право. Учение о ЕП – это совокупность разнообразных по содержанию концепций права, объединенных в одно целое, общее название – ЕП. ЕП- это правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью. Исходная предпосылка согласно которой существует право: созданное людьми; вытекающее из другого начала – природы, божественного установления. Наряду с действующим правом существует ЕП – более высокое по своему статусу. ЕП – это совокупность правовых принципов, исходных ценностей права, прав и свобод, других правил поведения, обусловленных природой человека и независимых от конкретных условий и государства. ЕП называют правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью. Есть множество версий, классификаций ЕП. Классификация по материальным источникам ЕП: природе, божественному установлению, практическому разуму, нравственному началу. Согласно этой классификации есть следующие версии ЕП: Космологическое право вытекающее из законов природы; теологическое – божественное установление права; рациональное – право установленное разумом и доступное пониманию; антропологическое – порядок вытекающий из сущности человека; ЕП с изменяющимся содержанием – это правовые принципы, изменяющиеся во времени и пространстве. Позитивизм (юридический) основным считали нормативные акты. |
67. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Законодательная власть в России принадлежит Федеральному собранию (парламент). Исполнительную осуществляет Правительство. Эти средства отпускаются парламентом власть соответствии с бюджетом страны, приняты ФС Если Правительство плохо осуществляет исполнительную в, то власть парламенте может быть поставлен вопрос о доверии правительству. Судебная власть заключается власть наделении судов правом принимать решения о правомерности (соответствии праву) принимаемых государственными органами и лицами законов и решений. (Конституционный суд). |
40. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ СЕМЬЯ "КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ПРАВА". Включает Францию, Италию, Германию, Испанию, Румынию. Романо-германская правовая семья, или система континентального права имеет длительную юридическую историю. Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от политики характер. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали, прежде всего справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы. Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. В большинстве континентальных стран действуют гражданские, уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров. В системе источников романо-германского права своеобразно положение обычая. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограниченна. В целом обычай теряет здесь характер самостоятельного источника права. Особенности: Осн. источник – нормативно-правовой акт. Судебный источник не является источником; Право понимается как перспективно-действующая система норм. Складывается из абстрактных правил поведения. Способы и методы: Правоприменение всегда носит подзаконный хар-р. |
41. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА. Название «правовые» весьма условно. Признаки: Источник права – радиция, обычай, обычное право. Нет приоритета права над обычаем. Низкий уровень судопроизводства. Основной регулятор – религия. Права вообще может не существовать. Бывают 2 осн. видов: Канонические ПС и мусульманские ПС. Канонические в тех странах, где христианство. Эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Мусульманское права - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Оно регулирует отношения только между мусульманами Мусульманское право имеет 4 источника: 1. Коран - священная книга ислама; 2. сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога; 3. иджму, или единое соглашение мусульманского общества; 4. кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского прав относятся: архаичность ряда институтов и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования. |
24. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3) санкционирование государственными органами обычаев; 4) создание судебного прецедента. Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями. |
25. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно. 1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. 2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия. Изучается аналогичное иностранное законодательство. 3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган. Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта. Третья стадия - голосование. Далее идет подписание и обнародование. |
35. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер. Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п. Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством юстиции РФ). Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации. Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений. |
2. Методология – учение о методах. Это прежде всего область философских знаний. Между тем отдельные науки вносят свой вклад в развитие методологии. Слово «метод» употребляется: для обозначения особого способа мышления, позволяющего постигнуть изучаемую реальность (эмпирический, дедуктивный, индуктивный); для характеристики философских позиций и принципов на которых они базируются; для обозначения технических приемов, способов, этапов исследования фактов, судебной практики. Метод – это свод принципов, правил для построения и обоснования научных знаний, а также совокупности приемов, операций для изучения гос-ва и права. Метод – это прежде всего философская концепция, определяющая отношение к познаваемой действительности. |
14 Функции гос-ва – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Понятие не только политическое и управленческое, но и юридическое, так как оно осуществляется в правовых формах. Признаки государства: а. Территориальная организация населения и осуществления публичной власти в территориальных пределах; б. Публичная власть (не совпадает с обществом, но выступает от его имени); в. государственный суверенитет; г. Неразрывная связь государства и права Внешние (оборона страны,сотрудничество с иностр гос-вами) Внутр (формирование и охрана правопорядка) |
66. Верховенство права Правовое государство - такое гос-во, которое строится на следующих признаках: Верховенство права. Правовая регуляция общественных отношений. Формальные юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей. |
19. Субъективное право – мера возможного или действительного поведения субъектов, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Субъект – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. Объект – реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объективное право – совокупность правил поведения, выраженных в законах и других нормативных актах. |
26. Термин источник права употребляется в разных смыслах: документы, в кот-х содержаться нормы права (офиц. издания); философские основы или социальные факторы права; как исторический памятник. ИП- это способ установления норм права, внешнии форма нормы права. Классификация ИП. Исторически известны след. виды ИП: обычай, обычное право, правовой обычай; Судебный прецедент; Нормативные акты; Нормативно-правовой договор; Доктрина. |
27. Правовой обычай – такой обычай, соблюдение которого обеспечивается принудительной силой гос-ва. Признаки обычая: Давность; Непрерывность действия; Обязательность обычая; Разумность обычая. Обычное право – это фактические и однообразно соблюдаемые, хотя гос-вом и не предписанные, правила массового поведения. |
36. Система права – обусловленное характером общественных отношений внутренне строение права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасль права – регулирует однородную сферу общественных отношений (например, гражданское право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует особо крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское право). |
56. Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. |
47. Реализация права – осуществление юридически закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Формы реализации права: Соблюдение – реализация запрещающих норм права. Это пассивное воздержание субъекта правовых отношений от совершения действий, кот-е запрещены законом. Исполнение – совершение активных действий, предусмотренных законом в качестве обязательных. Использование – форма реализации, при которой осущ-ся как активная, так и пассивная деятельность по осуществлению своих правомочий. Применение – комплексная, властная деятельность специально уполномоченных субъектов, которая сочетает различные поведенческие акты. |
48. Признаки правоприменительного процесса: Деятельность по применению права имеет государственный хар-р; Наличие акта правоприменительной деят-ти; Правоприм. деят-ть осуществляют только уполномеченные на то органы, лица; Специальная законодательно-установленная процедура. Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела (место, время, причинная связь – отношение между деянием и наступившим последствием); 2. Правовая квалификация - Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Толкование юр. нормы. В зависимости от объема бывают буквальное, расширительное и ограничительное. Принятие решения по делу и документальное оформление. Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Круг обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его обстоятельствами. |
58. Законность – комплексное, политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Также можно сказать, что законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. С понятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то есть основанное на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества. |
59. Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое, общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное). |
62. Признание естественных прав человека в деятельности государства (соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; Верховенство и прямое действие конституции). |
63. Нормы морали (нравственности) – правила, складывающиеся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии и так далее. Соотношение норм права с социальными нормами имеют в виду: а. Единство (содержание социальных норм обусловлено уровнем культурного и экономического развития общества); б. Различие (устанавливаются по критериям: по происхождению, форме выражения, сфере действия, степени детализации, способу обеспечения, тенденциям развития); в. Взаимодействие. |
37. Подотрасль права – совокупность юр. норм, регулирующих обособленный РОД общ. отношений. Напр-р гражданское право имеет подотрасли: жилищное, семейное и т.д. Иногда они перерастают в отрасли. Отрасль права – это отдельно выделившаяся КАТЕГОРИЯ общ. отношений. Они отличаются друг от друга особым методом и предметом изучения. Предмет каждой отрасли и есть общественные отношения. По методам правового регулирования отрасли подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный – метод регулирования когда отношения между субъектами строятся на основе власти и подчинения. Диспозитивный – горизонтальный метод, когда субъекты равноправны. В отличие от отрасли права, отрасль законодательства не имеет отдельного предмета и отличается только особым методом. |
3. Классификация методов правовых наук. А)1. Общенаучные методы – философские мировоззренческие принципы, идеи, которые используются при изучении общественных явлений. 2. Частнонаучные методы – приемы сбора, анализа, истолкования фактического материала. Б) Философские и конкретные методы; В) Универсальные и специальные методы. В общественных науках все классификации условны. С древних времен используется рационалистический и эмпирический методы. Рационализм – от латинского разум – это фил. направление, признающее разум основой познания. Эмпиризм – опыт- направление в теории познания, который признает основным источником знания – чувственный опыт. Метод дедукции и индукции. Дедукция – от общего к частному. Индукция – от частного к общему. Диалектика (вести беседу) Сократ, Гегель, Маркс. Гегель считал, что противоположности в сознании, а Маркс – в природе. Социологический метод – гос-во и право изучаются в связи с общественностью. Исторический метод – рассмотрение развития во времени и пространстве. Выделяется в общей теории права метод, выработанный в системе юр. наук – формально-юридический или нормативно-догматический или технико-юридический. |
17. Позитивное право (ПП) это система формально-определенных общеобязательных норм, установленных или санкционированных гос-вом. Такое определение называют нормативным определением ПП. Признаки ПП: Системность; формальная определенность (нормы ПП должны иметь определенную форму (акты, законы)); общеобязательный хар-р; нормативность (упорядочение общ. отношений при помощи правовых норм); обеспеченность права принудительной силой гос-ва. ПП складывается из объективного и субъективного права. |
44. Субъекты ПО – это участники ПО, которые определяются гос-вом как носители субъективных прав и обязанностей. Субъекты ПО должны обладать след. качествами: 1) Правоспособность – установленная законом способность лица обладать субъективными правами. Наступает с момента рождения. 2) Дееспособность – способность лица непосредственно своими действиями самостоятельно осуществлять субъективные права и юрид. обязанности. 3) Деликтоспособность (разновидность дееспособности) – способность лица нести юр. ответственность за совершенное правонарушение. Виды СП: Физ. лица (граждане РБ, иностранцы, лица без гражданства); Организации и социальные общности (юр. лица). Юрлицами признаются организации имеющие обособленное имущество и несущие ответственность по своим обязательствам. Они могут от своего имени приобретать имущественные и личные права, быть истцом и ответчиком в суде, иметь свой баланс и смету. |