Шпаргалки по английскому языку

Untitled

3. Особенности письменной и устной коммуникации и основные виды перевода

<

УСТНАЯ РЕЧЬ. Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки. С этим явлением связаны интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека (невербальная коммуникация). Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений, поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной коммуникации. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций.

Письменная речь вторична по отношению к устной речи. Буквы, используемые на письме,- это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить её в пространстве и времени. Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная коммуникация имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально - деловом и художественном стилях.

Виды перевода

Типологизация перевода осуществляется по следующим параметрам:

1. По соотношению типов языка перевода и языка оригинала

а) внутриязыковой (диохронический - на совр. язык истор. тектса; транспозиция - из одного жанра/стиля в другой)

б) межязыковой

2. По характеру субъекта переводческой деятельности и его отношению к автору переводимого текста

а) традиционный (ручной)- обычный, авторский (автоперевод), авторизованный (опробированный автором)

б) машинный (автоматический)

в) смешанный

3. По типу переводческой сегменитации

а) пофонемный (skyscraper - небоскреб)

б) пословный (дословный и буквальный)

в) пофразовый (на уровне предложений или фраз)

г) абзацно-фразовый

д) полнотекстный

4. Форма презентации текста перевода и текста оригинала

а) письменный (письменно-письменный, устно-письменный)

б) устный (устно-устный - синхронный, последовательный, односторонний, двусторонний; письменно-устный - одновременно с чтением про себя с отставанием, после прочтения текста)

5. Характер и качество соответствия ТП И ТО

а) вольный (свободный)- с возм. отклонениями, интерпретация

б) адекватный - соответствут оригиналу и выражает те же коммуникативные установки, что и оригинал

в) точный

г) аутэнтичный - перевод офиц. документа, имеющего одинак. юридическую силу с оригиналом

д) завереннный - соответствие оригиналу заверяется юридически

6. Жанрово-стилистическая характеристика переводимого материала (художественный, экономический, юридический, научно-технический, бытовой и пр.)

7. Полнота и способы передачи смыслового содержания (полный, неполный - с пропусками и сокращениями, сокращенный, фрагментарный, аспектный - перевод части текста в соответствии с заданным признаком отбора, аннотационный)

4. Трудности перевода, обусловленные различиями в строе языков.

Семантические проблемы перевода

Различия в категоризации: в каждом языке существуют определенные картина мира, которая закрепляется в языковом материале (словах, понятиях и т.д.). Пример: «Сутки» (русский язык) не соответствует понятию в английском и немецком языке.

Грамматические различия: среди межъязыковых различий значимыми являются грамматические различия двух языков. Пример: Present Perfect - в английском языке - настоящее время; - в русском языке прошедшее время. I hired a worker. Я нанял рабочего. Я нанимал рабочего.

Если в одном языке есть некоторая грамматическая категория, а в другом его нет, ответом на эту проблему является поиск возможного переводческого соответствия только при условии, если эта грамматическая категория является коммуникативно-значимой.Пример: Ситуация с определенными и неопределенными артиклями в английском языке решается исходя из конкретной ситуации, т.е. часто «the» переводится как “этот, та, это”.

Грамматические различия также влияют на языковые метафоры. Пример: «Смерть» в русском языке ж.р. - «старуха с косой» в немецком языке м.р. - «скелет с косой».

Ложные друзья переводчика - это такие слова, которые исходно одинаково звучат в обоих языках, но имеют совершенно разные значения: eventuell - возможный, может быть ( нем.яз.) eventual - окончательный ( англ.яз.).

Существуют также фразеологические обороты: Пускать пыль в глаза - в рус. яз. хвастаться. Throw dust into eyes - в англ.яз. отвлекать внимание, сбивать с толку.

Синтаксические проблемы перевода

Согласно синтаксическому типу языка выделяют несколько проблем:

  1. Английский язык, по мнению многих ученых, в отличие от немецкого и русского языков, является типичным синтаксическим языком, т.е. склонным к использованию синтаксических ролей и отвлеченных от семантических. Пример. My guitar broke a string mid-song. Дословно: моя гитара порвала струну в середине песни. Лучше: струна порвалась в середине песни.

В англ.яз. синтаксис более автономный, чем в рус.яз., и предложение может переводиться на рус.яз. в соответствии с действующими в этих языках синтаксическими правилами.

  1. Во многих языках отличается лексическая сочетаемость слов, которая объясняется сложившимися в языке традициями. Лексическая сочетаемость также называется каллокацией (принимать решение: to make decision).

Прагматические проблемы перевода

К числу прагматических проблем перевода можно отнести следующие:

  1. Повторное упоминание объектов: в рус.яз. и англ.яз., чтобы избежать тавтологии, применяют либо синонимы, либо личные местоимения.

  2. Особенности стиля.Очень часто стиль речи влияет на выбор переводческих соотношений. Например, газетный стиль в русском языке требует выбора более развернутого варианта перевода и является прагматической особенностью русского газетного стиля, а в английском языке приняты более лаконичные выражения.

  3. Проблемы с подсчетами. В каждом языке своя традиция в определении счета:рус.яз. - ребенок полутора лет; англ.яз. - 18-month child.

  4. Для английского текста, особенно художественного, характерны более короткие предложения, чем для русского и немецкого языков. Исключение - публицистический стиль.

  5. В научном тексте на английском языке принято использование дословных повторов или тавтологий. Русский и немецкий стиль этого не допускают.

  6. В научных текстах и учебниках по русскому языку часто используются такие формулировки, как «по нашему мнению», «мы думаем», «мы разработали», а в немецком и английском языках местоимение «мы» заменяется на «I».

  7. В каждом языке существуют зафиксированные для определенных ситуаций понятия, фразы или клише: годен до=best before=zu verbrauchen bis.

5. Виды переводческих трансформаций

Лексические трансформации

К лексическим трансформациям относятся: транскрипция, транслитерация, калькирование. Также в этом классе трансформаций выделяют лексико-семантические замены: конкретизация, генерализация, модуляция.

Транскрипция - это способ перевода лексической единицы оригинала путем воссоздания ее формы с помощью букв переводящего языка. При транскрипции воспроизводится звуковая форма иноязычного слова. При письменном переводе английских текстов возникает проблема правильной передачи собственных имен на русский язык. Это связано с тем, что не все звуки английской речи могут быть изображены русским алфавитом.

Транслитерация - способ передачи графической формы слова при переводе. Особый интерес вызывает транслитерация при переводе собственных имен.

Калька - единица, созданная путем заимствования структуры элементов чужого языка с заменой его средствами родного языка. Калькирование - сам процесс перевода.Кальки делятся на: словообразовательные - воспроизводят морфорлогическую структуру языка (superman - супермен), фразеологические - дают пословный перевод какой - либо идиомы (to play with fire - играть с огнем), семантические - придают слову родного языка отсутствовавшее у него ранее переносное значение.

Конкретизация - это замена слова или словосочетания исходного языка с более широким предметно-логическим значением на слово или словосочетание с более узким значением. В результате при переводе соответствия и исходная лексическая единица оказываются в логических отношениях включения, т.е. переход от рода к виду.

Генерализация - это замена исходной единицы, имеющей более узкое значение, единицей с более широким значением, т.е. используется связь «от вида к роду». Методом генерализации часто изучаются регулярные соответствия: foot - нога, watch - наручные часы.

Модуляция - смысловое развитие. Оно считается более сложным приемом, чем конкретизация и генерализация. Это замена слова или словосочетания переводческим соответствием, значение которого логически выводится из значения исходной единицы, а значения слов оригинала и перевода связаны логическим причинно- следственным отношением. Это в основном связано со стилистикой контекста: I don't blame them.Я их не виню. - буквальный перевод.Я их понимаю. - с помощью модуляции.

Лексико-грамматические трансформации

Антонимический перевод - это такая трансформация, при которой происходит замена утвердительной формы в оригинале на отрицательную форму в переводе, или наоборот, сопровождается заменой одной лексической единицы на единицу с противоположным значением.

Прием компенсации - способ перевода, при котором элементы смысла, утраченные при переводе оригинала, передаются в тексте перевода каким-либо другим средствам, причем не обязательно в том же самом месте текста, что в оригинале.

You could tell he was ashamed of his parents,- as they said «he don't» «and she don't» and stuff like that. - Было видно, что он стыдится своих родителей, т.к. они говорили «хочут» и «хочите» и все в таком роде.

Описательный перевод (экспликация) - это лексико-грамматическая трансформация, при которой лексическая единица заменяется словосочетанием, дающим полное объяснение и определение её значения на другом языке, что характерно для перевода неологизмов, безэквивалентной лексики и разных терминов, а также фразеологизмов.

Грамматические трансформации

Дословный перевод - способ перевода, при котором синтаксическая структура оригинала преобразуется в аналогичную структуру на языке перевода. Этот тип нулевой трансформации применяется тогда, когда в двух языках существуют параллельные синтаксические структуры. I will always remember his words. - Я всегда буду помнить его слова.

Членение предложения - способ перевода, при котором синтаксическая структура предложения в оригинале преобразуется в две или более предикативные структуры.

Объединение предложения - обратная операция по сравнению с членением предложения, когда из нескольких простых образуется одно сложное: That was a long time ago. It seemed like 50 years ago. - Это было так давно, что казалось, прошло полвека.

Грамматические замены - способ перевода, при котором грамматические единицы в оригинале преобразуются в другие единицы с иными грамматическими значениями. Замене может подвергаться единица любого уровня: часть речи, словоформа, любой член предложения и даже предложения любого типа.

Замена числа: We are searching for talent everywhere. - Мы везде ищем таланты.Замена части речи: Australian prosperity was followed by a slump. - За процветанием Австралии последовал спад.

Замена членов предложений: The awful crash killed a lot of people. - Очень много людей погибло в этой ужасной катастрофе.

6. Явление интерференции в переводе и проблема «ложных друзей переводчика»

Лингвистическая интерференция - взаимовлияние контактирующих языков, кот. может быть как положительное, так и отрицательное. Выражается в отклонениях от нормы в одном языке под влиянием другого (отриц) и в приобретении, закреплении и усилении навыков в одном языке под влиянием другого (полож). Упрощенно интерференция - это вмешательство элементов одной языковой системы в другую, которое может быть как конструктивным, так и деструктивным.

Необходимыми условиями для проявления интерференции являются двуязычние (билингвизм) или многоязычие (мультилингвизм) и языковой контакт. Местом проявления лингвистической интерференции является переводчик, когда он пытается компенсировать какие-то элементы одной языковой системы элементами другой, что может привести к акценту, буквализму, искажению смысла и к различным отклонениям от оригинала, а может и помочь при переводе.

Интерференция может быть:

  1. Звуковая или звукоподражательная (magazine - журнал, а не магазин, Dutch - голландский, а не датский)

  2. Орфографическая - вмешательство в написание слов (appeal - апелляция, а не аппеляция)

  3. Грамматическая - морфологическая, синтаксическая, пунктуационная

  4. Лексическая

  5. Семантическая

  6. Стилистическая

Полезная интерференция может проявляться на тех же уровнях при использовании положительных интерферирующих элементов (интерферентов) одной языковой системы в другой (counterblow - контрудар)

«Ложные друзья переводчика»

Одной из наиболее традиционных является проблема так называемых «ложных друзей переводчика» (faux amis). К «ложным друзьям» относят в первую очередь слова, сходно звучащие в двух языках, восходящие часто к общим этимологическим корням, но имеющие в этих языках совершенно различные значения. Например, по-английски eventual означает «окончательный, завершающий», а по-немецки eventuell - «возможный» или «может быть»; немецкое существительное Fabrik, как и русское фабрика, переводится на английский не как fabric, а как factory или mill; немецкое vital означает «энергичный», а английское vital - «жизненно важный» и т.д.

Подобные случаи хорошо известны и неплохо описаны в словарях - как в специальных словарях «ложных друзей», так и в обычных двуязычных словарях общего характера. Гораздо сложнее дело обстоит с устойчивыми словосочетаниями (прежде всего идиомами), которые, будучи идентичными или очень схожими по лексическому составу и образной составляющей, тем не менее существенно отличаются по значению.

Подобные примеры могут быть найдены и при сопоставлении русского языка с английским. Идиомы пускать пыль в глаза [кому-либо] и throw dust in/into [someone's] eyes, практически идентичные по образной составляющей, обнаруживают тем не менее существенные различия в значении. Английская идиома толкуется в Словаре английских идиом издательства Longman как «to confuse (someone) or take his attention away from something that one does not wish him to see or know about» (т.е. «сбивать с толку кого-л., отвлекать внимание кого-л. от чего-л., чего он, по мнению субъекта, не должен видеть или знать»), в то время как русская идиома означает нечто вроде «с помощью эффектных поступков или речей пытаться представить кому-л. себя или свое положение лучше, чем они есть в действительности».

7. Проблема перевода «безэквивалентной» лексики

Сопоставительный анализ переводов обнаруживает такие лексические и грамматические единицы, для которых нет прямых соответствий. Такие единицы называются безэквивалентными.

Безэквивалентная лексика обнаруживается, главным образом, среди неологизмов, среди слов, называющих специфические понятия и национальные реалии, и среди малоизвестных имен и названий, для которых приходится создавать окказиональные соответствия в процессе перевода. Таковы английские слова conservatrolist, baby-sitter, backlog, etc.

При переводе безэквивалентной единицы переводчик тем или иным способом создает окказиональное соответствие. В области перевода безэквивалентной лексики применяются следующие типы окказиональных соответствий:

1) Соответствия-заимствования, воспроизводящие в ЯП форму иноязычного слова: tribalism - трайбализм; know-how - ноу-хау; impeachment - импичмент. Такие соответствия создаются с помощью переводческого транскрибирования или транслитерации.

2) Соответствия-кальки, воспроизводящие морфемный состав слова или составные части устойчивого словосочетания в ИЯ: brain drain - утечка мозгов; work-to-rule - работа (строго) по правилам. Иногда соответствия закрепляются в языке и выходят из разряда безэквивалентных.

3) Соответствия-аналоги, создаваемые путем подыскания ближайшей по значению единицы ЯП для безэквивалентной единицы ИЯ: drugstore - аптека; afternoon - вечер. Близость значений эквивалентных единиц в оригинале и переводе здесь далеко не полная, и подобный перевод применим лишь в определенном контексте.

4) Соответствия-лексические замены, создаваемые при передаче значения безэквивалентного слова в контексте с помощью одного из видов переводческих трансформаций. При этом окказиональное соответствие создается путем семантических преобразований значения безэквивалентного слова. He died of exposure, в зависимости от широкого контекста могут быть использованы трансформации, конкретизации или модуляции (смыслового развития): Он умер от простуды; Он погиб от солнечного удара; Он замерз в снегах и т.д.

5) В случае невозможности создать соответствие указанными выше способами для перевода безэквивалентного слова используется описание, раскрывающее значение безэквивалентного слова при помощи развернутого словосочетания: landslide - победа на выборах подавляющим большинством голосов. Нередко использование транскрипции или кальки для перевода безэквивалентного слова сопровождается описанием значения этого слова в специальном примечании или сноске. Это дает возможность сочетать краткость и экономность средств выражения, свойственные транскрибированию и калькированию, с обеспечением полного понимания окказионального соответствия Рецептором перевода. Разъяснив однажды значение переводимой единицы, переводчик может в дальнейшем использовать транскрипцию или кальку уже без объяснений.

8. Особенности словообразования в английском языке и проблемы перевода

В современном языке постоянно происходит образование новых терминов. Наиболее интенсивное пополнение терминологического состава языка происходит за счет следующих процессов:

  1. Аффиксация, т.е. образование новых однословных терминов путем прибавления к корневым словам заимствованных из греческого и латинского языков префиксов и суффиксов, например: connection + dis = disconnection (разъединение)

  2. Образование новых однословных терминов путем словосложения, при котором два или более слова или термина (или их основы) соединяются в один новый термин, например: propeller + fan = propfan (винтовентиляторный газотурбинный двигатель)

  3. Конверсия слова или термина, с помощью которой из существующего слова или термина образуется новый термин, относящийся к другой части речи, например: to know + how = know how (технология производства)

  4. Прямые заимствования слов из греческого и латинского языков, например: locus (геометрическое место точек); versus (в зависимости от, как функция какого-либо аргумента)

  5. Комбинация двух или более из перечисленный выше способов. Так, например, рассмотренный выше термин know how образован с помощью словосложения и конверсии.

  6. Образование сложных терминологических групп путем добавления уточняющих левых и правых (предложных) определений к исходному термину.

Префиксация. Для успешного проведения дешифровки новых терминов переводчик должен хорошо представлять себе общие принципы терминообразования, знать некоторый минимум латинских и греческих корней, суффиксов и префиксов, которые наиболее активно участвуют в процессах терминообразования, и обладать определенными навыками практического применения этих знаний.

Например: Pre. Префикс pre означает перед, впереди. В английском языке добавление префикса pre используется для передачи идеи опережения по времени или по положению (predesign - эскизный проект).

Суффиксация. Суффиксационные способы, при которых терминообразующие суффиксы добавляются справа от корневого слова (to combust/сжигать, combustor/устройство сжигания топлива). 

Заимствования. Новые термины могут также создаваться путем прямых заимствований из других языков, большей частью из латинского и греческого.

Словосложение. При словосложении два или более слова или их основы объединяются в один новый термин, который весьма редко приобретает дополнительный смысл, существенно отличающийся от простой смысловой суммы входящих в него компонентов, например:

air + lock = airlock - воздушная разделительная камера

stall + proof = stall-proof - несклонный к срыву потока

Конверсия. В английском языке во многих случаях новые слова образуются из существующих уже в языке слов без всякого изменения их написания и произношения. Такой способ образования новых слов называется конверсией.

Наиболее распространенным видом конверсии является образование глаголов от имен существительных. Так, от существительного motor - двигатель образовался глагол to motor - работать в двигательном режиме; от существительного generator - генератор образован глагол to generator - работать в генераторном режиме.

Обратный процесс (образование путем конверсии существительных от глаголов) отмечается реже, например, существительное layout - расположение, размещение образовано от глагола to lay out - размещать.

 Сокращения. Сокращения, как и целые слова, могут выступать в предложении в различных синтаксических функциях и оформляться морфологически по всем правилам английской грамматики (принимать множественное число, употребляться в притяжательном падеже, иметь определения).

Существуют следующие виды сокращений:

1. Буквенные сокращения (инициальный тип сокращения) - сокращенное слово - его первая буква, а сокращенное словосочетание - первые буквы компонентов. Сокращенные слова произносятся полностью: E. = east - восток; e-mail = electronic mail - электронная почта

2. Слоговые сокращения - слоговые сокращения представляют собой начальные слоги компонентов словосочетаний. Они пишутся слитно и читаются как одно слово: intercom = intercommunication - интерком, система связи

3. Усеченные слова - усечение, при котором остается начальная часть слова: sub = submarine - подводная лодка; - усечение, при котором остается конечная часть слова: chute = parachute - парашют

4. Стяжение - Целый ряд неологизмов образован путем стяжения. motor + hotel = motel - мотель, гостиница для автотуристов; frog + smoke = smog - смог

9. Категория залога в английском языке и грамматические трудности перевода.

Залог - морфологическая категория, выражается изменение формы глагола. Залог выражает отношение между действием, обозначаемым глаголом, и лицом, т.е. деятелем, выраженным подлежащим; это отношение между субъектом и объектом действия.

  1. Форма действительного залога указывает на то, что подлежащее называет активного деятеля, а дополнение - объект действия: I am reading a book

  2. Форма пассивного залога указывает на то, что подлежащее обозначает объект действия, где производитель м.б. дополнительно обозначен предложным словом: The book is read by me.

В английском языке, как и в русском, страдательный залог употр. для того чтобы:

1.  Обойтись без упоминания исполнителя действия (70% случаев употребления Passive): The window was broken last night. - Окно было разбито прошлой ночью.

2.  Для того, чтобы специально привлечь внимание к тому, кем или чем осуществлялось действие. В этом случае существительное (одушевленное или неодушевленное) или местоимение (в объектном падеже) вводится предлогом by после сказуемого в Passive.

В русском языке залог охватывает лишь переходные глаголы (действие глагола прямо переходит на дополнение), в английском для пассивного залога важна объективность, т.е. наличие дополнения.

Важно различать глаголы по типу возм. дополнений, следовательно от этого зависит допустимый тип страдательной конструкции:

  1. Собственный переходный глагол - to do smth, to see smth, глаголы с 1 прямым дополнением. При формировании П.З. дополнение становится подлежащим.

  2. Глаголы с 2 обязательными дополнениями - прямым и косвенным - to give smb smth, to show, to promise, to tell. В этом случае возможны 2 страдательные конструкции: He gave Michael a present - The present was given to Michael - Michael was given a present.

Выбор 1 из вариантов зависит от того, что акцентируется, т.е. что является ремой. Рема в русском языке выражается порядком слов, в английском - артиклем: Иван поедет/ на соревнования. Рема этого высказывания «на соревнования», это ответ на вопрос: Куда поедет Иван? Мы можем перестроить высказывание, сделав ремой компонент «Иван»: На соревнования поедет/ Иван. Это уже ответ на другой вопрос: Кто поедет на соревнования? (Рема — это часть, несущая новое, содержащая суть высказывания о теме. Тема — предмет, понятие, явление, вопрос, которые лежат в основе содержания текста)/

  1. Глаголы с 2-мя дополнениями, 1 из которых всегда является предложным: to explain smth to smb, to translate, to describe. В этом случае возможна лишь одна пассивная конструкция. Здесь подлежащим может стать только прямое дополнение. We were explained the rule - the rule was explained to us.

Грамматические трудности перевода

Значение действительного и страдательного залога в английском языке совпадает со значением соответствующих залогов в русском языке.

В английском языке почти нет других языковых средств, употребление которых позволило бы избежать упоминания о том лице, которое совершает действие в предложении в действительном залоге. В русском языке, например, можно сказать:

  • Греков держали как пленников.

  • Эта картина ценилась выше, чем другие.

  • Не слышалось никакого шума.

Т.е. можно употребить либо неопределенно-личное предложение, либо возвратный глагол, либо безличное предложение - и все это в действительном залоге.

В английском языке неопределенное местоимение one, личные местоимения we, you, they и существительное people в предложениях в действительном залоге могут иногда употребляться вместо конструкций в страдательном залоге: One will have to think twice about accepting invitations. - Следует подумать дважды, прежде чем принимать приглашение.

Однако такие конструкции используются редко, и вместо них чаще всего употребляется страдательный залог.

В русском языке есть три способа выражения страдательного залога:

1.  При помощи глагола "быть" и краткой формы страдательного причастия, причем в настоящем времени "быть" опускается: I am invited to a party. - Я приглашён на вечеринку; New technique has been developed. - Была разработана новая методика.

 2.  Глагол в страдательном залоге переводится русским глаголом, оканчивающимся на -ся(-сь): Bread is made from flour. - Хлеб делается из муки.

3. Неопределенно-личным предложением (подлежащее в переводе отсутствует; сказуемое стоит в 3-м л. мн. числа действ. залога). Этот способ перевода возможен только при отсутствии дополнения с предлогом by (производитель действия не упомянут): The book is much spoken about. - Об этой книге много говорят. 

4.  Если в предложении указан субъект действия, то его можно перевести личным предложением с глаголом в действительном залоге. Выбор т/и способа зависит от контекста: They were invited by my friend. - Их пригласил мой друг. (или Они были приглашены моим другом.)

 10. Особенности актуального членения английского предложения и грамматические трансформации

Высказывание как коммуникативно-синтаксическая единица характеризуется особым членением, которое получило название актуального членения. В высказывании различаются два типа информации: информация менее важная, предопределенная контекстом, чаще всего известная, и информация, которая и составляет коммуникативную цель высказывания, чаще всего это новая информация. Компонент, содержащий менее важную информация, называется темой высказывания (от гр. thema - «положенное в основу»). Компонент, содержащий самую важную информацию, называется ремой высказывания (от гр. rhema - «сообщение, высказывание. Рема представляет собой ответ на тот или иной вопрос - реальный или возможный. Например: Иван поедет/ на соревнования. Рема этого высказывания «на соревнования», это ответ на вопрос: Куда поедет Иван? Мы можем перестроить высказывание, сделав ремой компонент «Иван»: На соревнования поедет/ Иван. Это уже ответ на другой вопрос: Кто поедет на соревнования?

Не всякое высказывание членится на тему и рему, существуют так называемые нерасчлененные высказывания, состоящие из одной только ремы. Это характерно для высказываний бытийных, выражающих состояние природы, окружающей среды. Например: Была зима. Стояла жара. Цветет черемуха.

Средства выражения актуального членения: порядок слов и интонация, лексические показатели: знаменательные слова, вопросительные местоименные слова (кто, где, куда, почему, зачем), вводно-модальные слова, частицы (даже, тоже, только, лишь), союзы. Рассмотрим эти показатели последовательно.

Порядок слов и интонация. В письменной речи тема находится в начале высказывания, рема - в конце высказывания. Ср.: Все собрались, а Иван / почему-то не пришел. Собрались все, не пришел / только Иван. Во второй части высказываний разные ремы, что и показано порядком слов. Порядок слов как средство выражения актуального членения действует совместно с интонацией. Используется так называемое логическое ударение, подчеркнутое интонационное выделение ремы.

Грамматические трансформации

Дословный перевод - способ перевода, при котором синтаксическая структура оригинала преобразуется в аналогичную структуру на языке перевода. Этот тип нулевой трансформации применяется тогда, когда в двух языках существуют параллельные синтаксические структуры. I will always remember his words. - Я всегда буду помнить его слова.

Членение предложения - способ перевода, при котором синтаксическая структура предложения в оригинале преобразуется в две или более предикативные структуры.

Объединение предложения - обратная операция по сравнению с членением предложения, когда из нескольких простых образуется одно сложное: That was a long time ago. It seemed like 50 years ago. - Это было так давно, что казалось, прошло полвека.

Грамматические замены - способ перевода, при котором грамматические единицы в оригинале преобразуются в другие единицы с иными грамматическими значениями. Замене может подвергаться единица любого уровня: часть речи, словоформа, любой член предложения и даже предложения любого типа.

Замена числа: We are searching for talent everywhere. - Мы везде ищем таланты.Замена части речи: Australian prosperity was followed by a slump. - За процветанием Австралии последовал спад.

Замена членов предложений: The awful crash killed a lot of people. - Очень много людей погибло в этой ужасной катастрофе.

11. Категории определенности/неопределенности в английском языке и проблемы перевода

Значения определенности - неопределенности свойственны любому языку, ибо входят в число основных логических понятий, отражая «степень информированности говорящих о предмете».

Категория определенности/неопределенности (или детерминативности) в английском языке выражается совокупностью разнородных языковых средств. Языковые средства выражения категории определенности - определенный, неопределенный, нулевой артикли; а также указательные местоимения; притяжательные местоимения и существительные в притяжательном падеже; числительные; местоимения all, any, both, each, either, every и др.

Артикль - вспомогательное, служебное слово, служащее определителем существительного. Выделяют определенный, неопределенный и нулевой артикли. Определенность означает, что предмет индивидуален и выделяется среди других предметов такого же рода, в то время как неопределенность означает общее понятие предмета.

С семантической точки зрения артикль выполняет функцию актуализации понятий.

He (опред. лицо) is (наст. время) here (извест. место) - Он здесь сейчас.

В отрыве от текста эти три слова не имеют соотнесенности с действительностью. Актуализация также возникает при употреблении артикля, отражающего субъективное задание говорящего (что хотел отразить), следовательно артикль выбирается согласно ситуации.

Морфологические функции артикля - он является показателем имени сущ., а синтаксические - артикль опред. левую границу атрибутивного словосочетания.

Существует 2 теории принадлежности артикля: 1. артикль рассматривается как аналитическая форма существительного; 2. как служебное слово. Мнения расходятся также и по количеству артиклей, многие лингвисты отрицают наличие нулевого артикля.

Неопределенный артикль a/an исторически восходит к числительному an (один)в значении которого помимо количественного компонента (единичность объекта) присутствует добавочный компонент неопределенности.

One book - одна книга (колич. компонент)

A book - какая-то одна книга (и колич. и неопр. компонент). Компонент неопределенности становится центральным, но при этом не утрачивается компонент единичности.

Неопределенный артикль не сочетается с существительными во множественном числе, потому что колич. компонент не утрачивается, а только отходит на второй план.

Функции:

  1. Классифицирующая - относит объект к определенному классу или группе объектов (I am a school teacher)

  2. Обобщающая - обозначает объект, как представителя своего класса (A tram runs on rails, a bus does not)

  3. Перечислительная - сохраняет первоначальное значение объекта, но обязательно в значении ед. числа (An apple a day keeps the doctor away).

Существуют несколько устойчивых выражений, где употр неопр артикль: as result, to have a good time, in a good hour)

Определенный артикль the исторически восходит в местоимению that.

Функции:

  1. Специализирующая - выделяет объект из всех других объектов того же рода. Индивидуальность в тексте может выражаться с помощью:

а) ограниченностью признака, исп. конкретизирующие слова для выделения индивидуальных характеристик объекта (Somebody moved in the room above)

б) предшествующим контекстом (My wife always had a passion for flowers. The passion has grown since our marriage)

в) ситуационная спецификация, уточнение, например, после похода в театр мы можем сказать: I like the acting

г) опред. артикль употр. с единственными в своем роде существительными (The Tower, the equator, the west, The British Museum);

2. Обобщение - относит последующее сущ-ное к опред. классу объектов (The lion is the king of the animals)

Существуют устойчивые выражения, которые всегда употребляются с the (in the past, in the afternoon, all the same). Некоторые имена собственные всегда употребляются с the (известные названия The Milky Way, геогр. названия The Arctic, горные хребты The Urals, реки The Neva, моря и океаны The Arctic Ocean, некот. страны, области The USA, названия публич. мест the Kremlin, английских газет The Washington Post)/

Нулевой артикль

Артикли отсутствуют в случаях употребления множественного числа, неисчисляемых сущ-ных, обозначающих абстрактные понятия, материалы, вещества, конструкций назывного характера с оборотом there is/there are/

Трудности перевода

Среди межъязыковых различий, обусловленных несовпадениями в организации языковой структуры, значимыми для теории перевода могут оказаться в первую очередь грамматические различия.

Грамматическая категория определенности-неопределенности, выражаемая артиклями, в английском языке есть, а в русском нет. Это не означает, что этой категории всегда должен быть найден некоторый, не обязательно грамматический, аналог при переводе с английского на русский. Это разумно делать только в том случае, если значение грамматической категории оказывается коммуникативно значимым. Например, словосочетание on the table в зависимости от ситуации может переводиться и как «на столе», и как «на этом столе».

В обратном случае, например при переводе с безартиклевого языка (русский) на языки, использующие артикли (английский), при отсутствии коммуникативной значимости постановка артиклей регулируется стандартными грамматическими правилами. Например, русское предложение Он студент переводится на немецкий язык как Er ist Student (без артикля вообще), а на английский He is a student (с неопределенным артиклем).

12. Особенности английской синтаксической системы и синтаксические трансформации

Предложением в английском языке, как и в русском, является оформленная определенной интонацией (на письме - пунктуацией) группа слов (или отдельное слово), которая выражает законченную мысль. В английском языке в предложении имеются те же члены предложения, что и в русском: главные - подлежащее и сказуемое, второстепенные - дополнение, определение и обстоятельство.

Жесткую структуру английского предложения диктует отсутствие падежных окончаний в английском языке. Порядок слов в предложении однозначно определен:

подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство

subject predicate object adverbial modifier

Строго определенная структура английского предложения никогда не обходится без подлежащего или сказуемого, как это бывает в русском языке. Английское предложение всегда двусоставно. Сравним:

Зима. It is winter.

(только подлежащее) (подлежащее + сказуемое)

Различия в порядке слов в английском и русском языках часто требуют перестройки предложения при переводе. В огромном большинстве случаев несоответствие грамматического строя русского и английского языков проявляется именно в построении предложения. В русском языке, по сравнению с английским, порядок слов более свободный. Поэтому при переводе часто приходится перестраивать предложение в соответствии с синтаксическими нормами русского языка.

Синтаксическая перестройка часто требуется при переводе предложения с инверсией, т.е. обратным порядком слов. Инверсия сопровождается изменением интонации предложения: слово, поставленное на необычное для него место, интонационно выделяется. Благодаря строгому порядку слов английского предложения стилистическая инверсия является в английском языке очень выразительным эмфатическим средством. В русском языке инверсия не имеет такой выразительной силы из-за более свободного порядка слов. Поэтому при передаче инверсии в переводе на русский язык часто приходится пользоваться каким-нибудь другим эмфатическим средством, чтобы сохранить выразительность.

Синтаксические трансформации

1. Изменение состава членов предложения. Замена членов предложения приводит к перестройке его син­таксической структуры. Такого рода перестройка происходит и в ряде случаев при замене части речи. Существенное изменение синтаксической структуры связано с заменой главных членов предложения, особенно подлежащего. В англо-русских переводах использование подобных замен в значи­тельной степени обусловлено тем, что в английском языке чаще, чем в русском, подлежащее выполняет иные функции, нежели обозначения субъекта действия, на­пример:

объекта действия (подлежащее заменяется дополнением), обозначения времени (подлежащее заменяется обстоятельством времени), обозначения пространства (подлежащее заменяется об­стоятельством места), обозначения причины (подлежащее заменя­ется обстоятельством причины) и т.д.

Например: когда форма страдатель­ного залога английского глагола заменяется формой действи­тельного залога русского глагола

He was met by his sister. - Его встретила сестра.

2. Замена простого предложения сложным. Обычно трансформация применяется при переводе простых английских предложений, осложненных син­таксическими компонентами - инфинитивными, с герундием, абсолютными конструкциями. Английские синтаксические ком­плексы не имеют системного русского аналога, что делает пере­водческие трансформации неизбежными. Как правило, при переводе подобных комплексов на русский язык меняется тип предложения, при этом простое предложение пре­вращается в сложноподчиненное, реже в сложносочиненное.  Например:

I like watching  her dance. - Я люблю смотреть, как она танцует.

3. Замена сложного предложения простым. В английских художественных текстах сложноподчиненных предложений обычно больше, чем в русских текстах. В результате может происходить «свертывание» придаточных предложений в причастие (причастный оборот), деепричастие (деепричастный оборот), отглагольное существительное с пред­логом, например:

It was  so dark I couldn't see her. - Я ее в темноте не мог видеть.

4. Членение предложения, при котором одно исходное предложение (чаще сложное и реже простое) преобразуется в два (и более).

Английские предложения могут быть перегружены информацией, объединяющей несколько относительно независимых мыслей. Со­хранять в переводе структуру подобных английских предложений нецелесообразно, т.к. подобная перегруженность предложения информацией не соответствует нормам русского языка.

5. Объединение предложений заключается в преобразовании двух (или более) самостоятельных предложений в одно предложение. Например:

That was a long time ago. It seemed like fifty years ego. - Это было давно - казалось прошло лет пятьдесят.

6. Замена двусоставного предложения односоставным - достаточно редкий тип трансформации. Английское предложение, как правило, требует наличия в своем составе обоих главных членов. В русском языке двусоставность предложения необязательна, например:

I'm terribly sorry you should think that of me, Dr. Macphail. - Мнe очень грустно, что вы считаете меня таким, доктор Макфэйл.

7. Замена типа синтаксической связи.  Как в английском, так и в русском языке предложения могут соединяться друг с другом, как при помощи сочинительной, так и при помощи подчинительной связи. Однако в целом для русского языка более характерно преобладание сочинительных конструк­ций, в то время как в английском языке подчинение если не преобладает, то, во всяком случае, встречается чаще, чем в русском. Поэтому при переводе с английского языка на русский часто происходит замена подчине­ния предложений сочинением.

13. Особенности выражения грамматических категорий имени существительного и перевод.

Имя существительное как часть речи рассматривается в 3-х аспектах:

- семантика (что значит)

- морфология (грамматические категории)

- синтаксис (роль в предложении)

Семантика

Существительное - предмет в широком смысле слова; обозначает вещи, предметы, материалы, процессы, качества, состояния и т.д. Представляет собой языковой знак, выражающий означаемое (содержание) и означающее (сам знак). Может быть именем собственным (название) и нарицательным. Нарицательные делятся на исчисляемые, неисчисляемые и собирательные.

- Исчисляемые делятся на конкретные и абстрактные, выражающие нереальное понятие. Деление конкретных существительных на одушевленные и неодушевленные очень важно, потому что при переводе мы заменяем это сущ. субститутом (заменитель), которое необходимо правильно подобрать (he, she, it).

- Неисчисляемые делятся на абстрактные и материалы.

- Коллективные или собирательные - на одушевлённые и неодушевленные.

Пример: a dog - нариц, исчисл, онкрет, одушевл.

Исключение: beauty - красавица, красота (исчисл. и неисчисл одновременно)

Актуализация - перевод существительного из языка в речь, осуществляется с помощью актуализатора слов - артикля.

Морфология

Категория падежа - грамматическая категории , показывающая отношение сущ. к другим словам в предложении. Выделяют:

  1. общий Common case - нулевое окончание

  2. притяжательный Genitive case - обозначается апострофом ( 's, нулевая форма).

Нулевая форма притяжательного падежа используется:

- с правильными множественными сущ-ми

- с греческими существительными (Socrates')

- с существительными, заканчивающимися на s или z.

Употребляется в следующих занчениях:

  1. Отношение: целое к части (John's leg), личное к социальному (John's wife), субъективное (the doctor's arrival), авторство (Byron's poem), объективное (Jule's arrest), мера (an hour's trip)

  2. Качество (man's blood).

Категория рода

Выделяют мужской Musculine, женский Feminine и средний Neuter. Категория рода выражается следующими способами словообразования:

а) женские суффиксы -ess (actress), - ine (heroine), -ette (usherette билетерша)

б) сочетание из разных частей - male-frog - female-frog, he-wolf - she-wolf.

В некоторых случаях род существительного определяется историческими предпосылками: moon, earth- жен, sun - муж; названия судов - жен; средства передвижения - жен, особенно когда о них говорят их хозяева; названия стран, если они не рассматриваются как просто географическая территория, то женский род.

Категория числа

В английском языке выделяют множественное Plural и единственное число существительных. Множественное число образуется путем прибавления к основе окончния -s или -es. Но существуют исключения , которые образуют множественное число другими способами:

1. mouse-mice, child-children

2. слова, не меняющие форму - sheep, deer, некоторые национальности Chinese, числительные пишутся в ед. числе, если их меньше - two dozen of eggs.

3. латинские слова - phenomenon - phenomena

4. в сложных сущ-ных 's прибавляется к последнему слову - gin&tonic's.

В английском языке существуют безвариантные существительные, которые всегда употребляются во множественном числе (news, scissors, glasses).

Синтаксис

В предложении играет роль подлежащего, дополнения

14. Функциональные стили и проблемы перевода

Функциональный стиль языка — это разновидность литературного языка, которая обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и письменный (книжный) язык. В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи.

Каждый стиль характеризуется следующими признаками: а) условия общения; б) цель общения; в) формы (жанры), в которых он существует; г) набор языковых средств и характер их использования.

Отнесение текста к одному из функциональных стилей и соблюдение стиля языка являются первоочередной задачей переводчика.

Разговорный стиль отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

В текстах разговорного стиля можно встретить слова с переносными значениями, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами.

Научный стиль - это стиль научных сообщений, например, терминологическая лексика. Его значение - дать точное и ясное представление о научных понятиях. Сфера использования - наука; адресаты - учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторы - учёные, специалисты в своей области. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.

Подстили научного стиля: научный, научно-учебный (учебник, практикум, сборник и т. д.), научно-популярный. При переводе научной и технической литературы переводчику сле­дует помнить, что она характеризуется широким примене­нием терминов. Переводчик должен хорошо знать терминологию данной области.

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая инотолкования, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Для точного перевода офи­циального документа переводчик также должен знать спе­циальную терминологию и уметь находить грамматичес­кие и лексико-фразеологические соответствия.

Газетно-публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. переводчику, занимающемуся переводами газетно-публицистического материала, необходимо быть в курсе современных международных событий, знать поли­тическое устройство, экономику, географию различных стран и т. д. Точность в переводе газетно-публицистических текстов часто достигается синтаксической перестройкой пред­ложений, структурными заменами и использованием лек­сических соответствий.

Английская публицистика часто имеет сильную эмоцио­нальную окрашенность, и ей свойственны многие особенно­сти, типичные для художественной прозы. Вследствие это­го при переводе публицистики переводчик должен внима­тельно относиться к стилистическим особенностям формы. При переводе публицистики широко применяются аде­кватные замены.

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

В художествен­ной литературе об­разность создается писателем самыми разнообразными языковыми средствами, и для этого он пользуется всем богатством языка. Поэтому переводчик должен особенно тщательно взвешивать все детали, из которых складывает­ся художественное впечатление, чтобы в переводе не ли­шить произведение его яркости, красочности и индивиду­альных особенностей стиля автора. Но, вместе с тем, пе­реводчик не должен слепо копировать каждую деталь, если это идет вразрез со стилистическими нормами рус­ского языка. В случае необходимости переводчик имеет право заменить один прием другим, производящим рав­ный эффект.

15. Особенности перевода фразеологизмов

Под фразеологизмом (фразеологической единицей) следует понимать семантически свободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава.

Фразеология представляет собой совокупность устойчивых оборотов речи и выражений, свойственных какому-либо языку.

Старые фразеологические единицы можно найти в «Большом англо-русском словаре» (БАРСе), а новые - в «Большом англо-русском фразеологи­ческом словаре» А. В. Кунина.

Основная трудность при переводе фразеологических единиц за­ключается в том, что ни один словарь не может предусмотреть всех возможностей использования фразеологизма в контексте. Фразео­логизмам свойственна многознач­ность и омонимия (звуковое совпадение различных единиц друг с другом, семантически не связанных, например: tale - сказка, tail - хвост, break - сломать, brake - тормозить).

Ряд традиционных метафор, превратившихся в фразеологизмы, получил «узаконенные» образные соответствия в русском языке. Например, golden mean - золотая середина, witch dance - сви­стопляска или глагольные фразеологические единицы: to ride for a bad fall - катиться по наклонной плоскости, to save the face - спасти лицо.

В русском и английском языках есть много фразеологизмов, которые поддаются дословному переводу из-за совпадения их внутренней формы: to play with fire - играть с огнем; the game is not worth the candle - игра не стоит свеч. Особую опасность при переводе представляют фразеологизмы со сходной оболочкой и отличающимися значениями, особенно фразеологи­ческие сращения, неразложимые по смыслу фразеологизмы, зна­чение которых воспринимается как абсолютно немотивированное в современном языке. Например: точить ля­сы, валять дурака и т. д. Английское to come a cropper - упасть с лошади вниз головой (перен. - потерпеть крах) - фразеологическое сращение.

При переводе фразеологических единиц необходимо соблю­дать стилистическую и жанровую однородность с фразеологиче­ской единицей подлинника (ИЯ), искать фразеологическую едини­цу, которая характерна для аналогичного окружения (ПЯ). Следует помнить о том, что фразеология любого языка обладает своими особенностями, своей внутренней экспрес­сивностью и фразеологические единицы могут иметь лексические эквиваленты с эмоциональным и оценочным качеством: насу­питься и надуться, как индюк; бездельничать и валять дурака и т. д.

При переводе фразеологизмов можно выделить че­тыре различных способа их передачи на основе определенных закономерностей перевода:

  1. с полным сохранением иноязычного образа - передаются фразеологизмы самой различной струк­туры, но имеющие интернациональный характер: застывшие метафоры (переносное значение слов и выражений), пословицы и поговорки, крылатые выражения, а также заимствования. Например, blue stocking - синий чулок, the lion's share, - львиная доля;

2) с частичным изменением образности - основа сохраняется, но с определенными изменениями лексического или/и грамматического характера. Например, in the dead of night - глубокой ночью; cannon fodder (food for powder) - пушечное мясо.

3) с полной заменой образности - полная замена основы может считаться адекватной, если она точно передает смысл вы­сказывания и соответствует экспрессивно-стилистическому характеру фразеологизма.

4) со снятием образности - связан с потерей выразительности. Например, a skeleton in the cupboard или in the closet - семейная тайна; тайна, тщательно скрываемая от посторонних.

Особую трудность для перевода представляют английские фра­зеологические единицы типа for that matter, for the matter of that, if anything. Они являются фразеологиче­скими сращениями, на которые с особой силой сказывается воздействие контекста. Например, многозначность for that matter (for the matter of that) раскрывается следующим образом: что касается этого, в этом отношении; собственно говоря, по правде говоря, можно сказать, в сущности, фактически; да что там говорить; если на то пошло.

Таким образом, перевод ФЕ требует от пе­реводчика больших знаний, опыта и умения. Переводчик должен уметь выделять фразеологические единицы и передавать их экспрессивно-стилистические функции в переводе. Также во всех случаях снятия образности, переводчик имеет право использовать прием компенсации.