Шпаргалки по "Экскурсоведению"
2. Как классифицируются экскурсии по содержанию?
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (много плановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и с/х предприятий и т.д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определённую сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем. В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определённому городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в её основу может быть положено одно или несколько событий, объединённых одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурные.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природо-ведческих экскурсий находят своё место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Всё зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
3. Какова классификация экскурсий
по составу участников?
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
1. По каким признакам классифицируются экскурсии?
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. В настоящее время экскурсии классифицируются по: а) содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения – пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжи-тельности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль, экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, учебная экскурсия, рекламная экскурсия.
4. Что такое тематическая экскурсия?
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в её основу может быть положено одно или несколько событий, объединённых одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурные.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природо-ведческих экскурсий находят своё место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Всё зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
17. Что общего и каково различие между контрольным и индивидуальным текстом?
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.
5. Сущность рассказа.
Основные требования к рассказу.
Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своём роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. Итак, рассказ – это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц. Рассказ является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть пространным; нельзя допускать превращение экскурсии в лекцию.
Рассказ экскурсовода выполняет 2 задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.
Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
Особенность рассказа состоит в том, что он носит характер монолога. В то же время нужно отметить, что попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог повышают активность восприятия материала.
В экскурсии используются две формы рассказа:
а) повествовательный рассказ, который даёт экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;
б) реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).
Язык экскурсовода должен отвечать определённым критериям. Критерий ясности – доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности – соответствие содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты речи – логически оправданное использование экскурсоводом языковых средств.
9. Отбор литературы и составление библиографии
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень лит-ры размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделён на 2 части: «Основная лит-ра» и «Доп. лит-ра».
6. Предмет и виды экскурсионной методики
Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.
Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:
- методики разработки новой для данного бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики послеэкскурсионной работы.
11. Составление индивидуальных текстов
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивид-го текста является контрольный текст.
У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет чёткое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.
Индивидуальность экскурсии состоит в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приёмы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.
10. Составление маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
Существуют 3 варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологич.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвящённые жизни и деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определённой темы в жизни города. Все обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.
Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности просмотра объектов и намечается с учётом следующих требований:
- показ объектов следует проводить в опр. логической послед-ти, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута, т.е. т.н. «петель»;
- переезд или переход между объектами не должен занимать более 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в т.ч. санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Всё это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
27. Становление личности экскурсовода
Формирование личности экскурсовода происходит на всём протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учёбы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе; в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность; в быту; на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.
13. Принципы отбора экскурсионных объектов
Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определённой эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня и др.).
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется ввиду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания сооружения.
Выразительность объекта, т.е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдаётся тому объекту, который наилучшим способом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам, сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
33. Техника речи экскурсовода. Дикция.
Культурной называется речь, которая характеризуется богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики.
Для экскурсовода важно иметь хорошую дикцию - чёткое, ясное произношение слогов, слов и целых фраз. Недостатками речи являются шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов.
Работу над языком экскурсовод начинает с овладения техникой речи (дыхание, голос, дикция). Важно, чтобы дикция (манера произносить звуки и слова речи) была ясной и отчётливой. Прежде всего нужно устранить неясности, неразборчивость речи, отработать произношение слов, которые с трудом воспринимаются экскурсантами. Затем обращается внимание на торопливость или замедленность произношения. Каждое слово, в т.ч. и слова иноязычного происхождения, а также имена и отчества должны звучать чётко, быть понятными для экскурсантов.
Экскурсовод должен следить за интонацией своей речи, т.е. повышением и понижением голоса при произношении слов и предложений. Речевая интонация должна быть логически оправданной, так как основой рассказа является не только мысль, но и чувство. Оно придаёт окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к содержанию материала.
21. Навыки использования техники проведения экскурсии
Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники её проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят:
Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя у автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою ФИО, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т.е. начинает экскурсию вступлением.
У каждой темы своё вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое позволяет установить контакт с экскурсантами.
Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остаётся сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересованность экзотичностью, необычностью объекта. В случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса.
Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.
Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода – в центре группы. Важно, чтобы группа не растягивалась. Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодёжь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности.
Возвращение в автобус. Во время передвижения группы её возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подаёт водителю знак о начале движения.
Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идёт речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности.
Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной тому – затянувшиеся сборы группы, опоздание автобуса и др. У экскурсовода остаётся один выход – сокращать время, отведённое на раскрытие темы.
Техника проведения экскурсии при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом в микрофон. Если его нет или плохо функционирует, вести рассказ во время движения бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод даёт до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
28. Темперамент экскурсовода
Характер проводимой экскурсии, её особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется определённой глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.
Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.
Важное место в самостоятельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учётом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода- сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.
Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, источнике их рождения, роли их в формировании убеждённости у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала.
15. Что включает в себя подготовка экскурсии?
Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: её подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить 2 основных направления:
- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разобранной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит 3 основных ступени:
- Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по заданной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, её основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приёмов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
Заключительная ступень – приём (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
32. Умения и навыки экскурсовода
Основу профессионального мастерства экскурсовода составляют его умения и навыки. Умения – освоенный субъектом способ выполнения действий. Для формирования профессионального умения необходимы глубокие знания и умение владеть методическими приёмами (т.е. умение воспользоваться конкретными практическими навыками для приведения приёма в действие). Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, выполнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Одним из важных умений экскурсовода является компоновка преподносимых экскурсантам знаний в любой комбинации, в том сочетании, в каком они необходимы для данной аудитории.
Навыком называют умение выполнять определённое действие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. В результате у работника приобретаются привычки, позволяющие ему выполнять эту работу более качественно. Для экскурсовода такими действиями являются процессы подготовки и проведения экскурсий. На основе приобретённых привычек формируются и совершенствуются навыки. Т.о., навык – это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме. Навык может быть определён как более высокая степень умения.
Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темя экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рассказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки работы с экскурсионной аудиторией; навыки речевого этикета; навыки рекламы экскурсий; навыки прослушиванию экскурсии. Они могут быть подразделены по степени сложности, уровню автоматичности, наличию творческих элементов и т.д.
В ходе практической деятельности имеет место процесс взаимодействия различных навыков (например, навыков речи и демонстрации объектов, показа памятников и использования наглядных пособий). Взаимодействие навыков выражается в комплексном использовании методических приёмов, в их влиянии друг на друга. Повышение эффективности экскурсии связано с формированием экскурсионных навыков и постоянным их совершенствованием.