Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

 Кризис феод 1

Главное противоречие в развитии российского общества, родив­шееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формацией-ных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все боль­ше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлю-шим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной ор­ганизацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гиб­костью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препят­ствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, меша­ющее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутрен­ний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается при­менением наемного труда и введением машин. Наемный труд создавал стимул для повышения производитель­ности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения тер­пят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост клас­сового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определен­ные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступ­лением Николая 1 на престол. Только в 1826 г. было зарегистрирова­но 178 крестьянских выступлений. В конце царствования Николая I количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кри­зис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в соци-альной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает ка­питализм.

Расширение территорий

общим итогом внешнепо­литических усилий России явилось заметное расширение ее террито­рии не только по размерам, но и по характеру присоединенных рай­онов. В общем территория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. человек. В первой половине XIX в. изменились западная, южная и юго-восточная границы России.

Начатая в 1808 г. война с давним соперником России Швецией завершилась в 1809 г. подписанием мира в Фридрихсгаме, по которо­му к России отошла Финляндия. Это существенно укрепило позиции России на Балтийском море, прикрыло ее столицу, на протяжении столетия стоявшую по существу на границе империи. Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия. Став частью России, она не только ничего не потеряла, но и впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Эти льготы были обусловлены ис­торической обстановкой, в которой произошло присоединение и даль­нейшее ее развитие. Финляндия вошла в состав России не без поддер­жки определенных кругов финского общества, компенсацией за что и стало самоуправление. Самоуправление Фин­ляндии не было источником особого беспокойства для царизма, этот край не причинял царскому правительству столько хлопот, как, ска­жем, Польша или Кавказ. Существовало и определенное давление на царязападноевропейскихкругов.

Она официально именовалась Великим кня­жеством, имела органы власти, в том числе и сейм, правда, не соби­равшийся с 1809 по 1863 г. В Финляндии была независимая от России судебная и правовая системы. В 1813г. был выработан даже проект Конституции Финляндии, однако силу закона он не получил. Конеч­но, титул великого князя финляндского перешел к императору Рос­сии, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор. Боль­ше всего взаимоотношения Финляндии с Российской империей походили на классически феодальную систему персональной унии. Финляндия получила даже особый таможенный статус. Она смогла с выгодой для себя торговать как с Западом, так и с Россией. Между Финляндией и Россией в 1811 г. была восстановлена таможенная гра­ница, создавшая льготный режим для финской буржуазии. Эти, как и другие, обстоятельства привели к тому, что акономика Финляндии, особенно ее отсталых восточных районов, в составе Российской им­перии резко пошла в гору.

Польша получившая после присоединения к России Герцогства Варшавского на­звание Царства Польского. Царство Польское получило конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда само­державный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Консти­туция Царства Польского была более либеральной, чем конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Она вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы. В Центральной Европе Польша была единственным государством, обла­давшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общест­венными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официаль­ного государственного языка выступал польский, органы власти фор­мировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданс­кое законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу кодекса Наполеона.

Правда, на практике отнюдь не все положения польской консти­туции соблюдались, что явилось одной из причин восстания 1830 — 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших воль­ностей. Уния сменилась инкорпорацией. Был упразднен сейм. Пра­вовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 г. Из государства Царство Польское пре­вратилось в провинцию, даже ее административное деление было в конце концов изменено: вместо воеводств были учреждены губернии.

С завершением вхождения Закавказья в Российскую империю сущест­вовавшая здесь ранее государственность была постепенно упраздне­на. Уже в 1801 — 1802 гг. было упразднено Карталино- Кахетинское царство и из его территории образована Грузинская губерния. В 1810г. было упразднено Имеретинское царство, а в 1829 г. — Гурийское кня­жество. Некоторые мелкие феодальные владения в Грузии сохрани­лись, однако, до самого конца периода (до 1857 г. — Мегрелия, до 1858 г. — Сванетское княжество). Управление Грузией было вверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновремен­но был «главноуправляющим Грузии». Непосредственное управле­ние Грузией было сосредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоял царский генерал, он же — помощник главно­командующего по гражданскому управлению.

Государственность в Северном Азербайджане не сохранилась. Его территория после перехода в состав России была разделена на про­винции, а последние — на магалы. Однако магальное управление воз­главлялось чиновниками из местных феодалов (во главе провинции стояли русские чиновники). Правда, первоначально и в Азербайджа­не, подобно Грузии, сохранялись мелкие феодальные владения. Но уже в 1804 — 1806 гг., в ходе присоединения, были ликвидированы Ганджинское, Бакинское и Кубинское ханства. Позднее были упразд­нены ханства, признавшие сюзеренитет русского царя: в 1819 г. -Шекинское, в 1820 г.— Ширванское, в 1822 г.— Карабахское, в 1826 г.—Талышское.

Сходные процессы проходили и в Казахстане. Однако в силу зна­чительно меньшей развитости этого района они шли медленнее. Ска­зались, конечно, и необъятные просторы казахских степей, и их боль­шая отдаленность от центра империи.

Расширились пределы Российской империи и на Кавказе. Еще в 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под покровительство России. Однако Россия не смогла уберечь ее от пер­сидского завоевания в 1795г. В самом начале XIX в. карталино-кахе-тннский царь Георгий XII, подобно его отцу Ираклию Пробивается вновь включения Восточной Грузии в состав России. Вслед за тем к Российской империи была присоединена и Западная Грузия: в 1804г. — Мегрелия и Имеретия, а в 1810г. — Гурия.

Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии — Эстляндскую, Лиф-ляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернатор­ством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако, здесь были и свои особенности, преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был из­дан даже свод местных узаконений, гарантирующий древние приви­легии дворянству, мещанству, духовенству.

Процесс добровольного присоединения Казахстана к России, на­чатый еще в XVIII в., завершился в данный период переходом Стар­шего жуза под сюзеренитет русского царя. Уже в XVIII в. отношения Казахстана с Российской империей строились как типично феодаль­ные отношения сюзеренитета-вассалитет а. Правда, современные ка­захские исследователи видят здесь и протекторат1. Однако вряд ли в это время можно говорить о протекторате, свойственном более раз­витым, буржуазным империям.

Со временем власть казахских ханов все более слабеет. Устанав­ливается порядок, по которому ханы, избранные местными султана­ми, должны утверждаться российским правительством. А царь ут­верждает только угодных ему, т. е. более покорных лиц. В XIX в. ханская власть вообще упраздняется. Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняет свои существенные осо­бенности, связанные с кочевым хозяйством и родоплеменной орга­низацией. При этом единого статуса для разных районов Казахстана установлено не было, западные и восточные его области управлялись на основе различных специальных законов (Устав о сибирских кир­гизах 1822 г., Положение об управлении оренбургскими казахами 1844 г. и др.).

Кризис ф-к система и революц сит

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середи­не XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посесси­онная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий по­лучили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промыш­ленность — купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, су­жал рынок сбыта.

В 30 — 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный пе­реворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно свя­занной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению го­родского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела на­туральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноцен­ными потребителями промышленной продукции.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положе­ние в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В. это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость стра­ны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859— 1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян стано­вятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.Революционная ситуация 1859 — 1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономичес­кого развития.Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секрет­ный комитет, которому поручалась разработка основного проекта об отмене крепостного права. В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Глав­ный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли двенадцать высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые воз­лагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губерн­ских комитетов. В их состав вошли представители министерств внут­ренних дел, юстиции, государственных имуществ и второго отделе­ния канцелярии царя.На содержание проекта крестьянской реформы значительное вли­яние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали ин­тересы реакционных крепостников.

1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещика­ми сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вы­шедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде все­го их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по су­ществу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наде­ление землей производилось в соответствии с местными положения­ми, в которых для различных районов страны

Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не везде было главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьяне усиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барское поле тяжелую "барщину". В центральных же областях, гд« земледелие не было прибыльно, крестьяне чаше "ходили на оброке", т.е. занимались промыслами на стороне и вместо барщинного труда платили ежегодно помещикам условленную сумму – оброк..

На юге помещику было выгодно отпустить крестьян на волю без земли, а землю удержать за собой, потому что именно земля там и представляла главную ценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря крестьянского оброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшить крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны.

Размеры наделов определялись от 1 до 12 десятин на "душу", т.е. па лицо, записанное в крестьянах за помещиком по ревизии. Средний размер "душевого" надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины, В общем, во владение крестьян поступили те земли, которые они обрабатывали при крепостном праве, и лишь в некоторых (многоземельных) губерниях крестьянские наделы были несколько уменьшены (так называемые "отрезки").

Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела, и по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу.

В 1863 г, основные положения крсаьянской реформы были распространены на "удельных крестьян", а в 1866 г, - на крестьян государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну.

Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян: средний рашер надела на душу мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных -около 6 десятин.

 Временнообязанный крестьянин получал землю не в собствен­ность, а только в пользование. За пользование он должен был рас­плачиваться повинностями — барщиной или оброком,.которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в со­стояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство ор­ганизовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с вы­платой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался соб­ственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин ста­новился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне

освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере

заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян

выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее

круговой порукой. Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости. На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.                                                  

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем

полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные

старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с

существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В 1862 г.была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников создавались уездные полицейские управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах — - (лакач. В помощь стсиюному приставу вводилась должность полицейского урядника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели. Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии появилось жандармское губернское управление.

Земская реформа 1864 г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого I января 1864 г. Необходимость введения местного самоуправления была обусловлена политическими (рост дворянского либерализма! и социально- 'экономическими причинами (упадок промышленности и торговли в первые пореформенные годы, слабость путей сообщения, плохая организация продовольственного дела, фактическое отсутствие медицинской помощи населению, неграмотность, отсутствие рациональной системы налогообложения). В ходе реформы создавались всесословные органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы, призванные решать вышеуказанные проблемы. Избирательная система земств, строилась по буржуазному принципу имущественного ценза, по куриям: 1-я курия - уездных землевладельцев, независимо от их сословной принадлежности, владевших минимумом земли в пределах от 200 до 800 десятин, и крупных владельцев, имевших в сельской местности различную недвижимость стоимостью свыше 15 тыс. рублей.

2-я курия - городская. Собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6000 рублей в год, а также владельцы, располагавшие имуществом меньших размеров, в пределах 1/20 части ценза. 3-я курия - сельских крестьянских обществ. Выборы в ней были многоступенчатые: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде.

Выборы гласных я уездное земское собрание производилось на уездных съездах трех курий. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.

В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - собрания гласных заседали один раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали сметы, земские налоги, а также выбирали исполнительные органы - земские управы, состоявшие из председателя и нескольких членов. Выборы в земства производились каждые три года.

В компетенцию земств входили: местное хозяйство, распределение государственных податей и назначение честных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохранение и народпоеобразование. При этом в области народного образования земствам предоставлялось право заниматься только хозяйственными и организационными вопросами, но не содержанием обучения. Закон о земствах первоначально распространялся на 33 [уберНИИ. К концу 1870-х гг. земства были открыты в 35 губерниях (из 59 губерний и 16 областей). Законом от 13 марта 1867 г. "О порядке производства дед в сословиях и общественных собраниях" запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся непосредственно к делам земств, ограничивалась публичность их деятельности. Вводилась цензура со стороны губернатора.

Земская реформа положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни в провинции. Недостатка реформы:

1)   не было сформировано централизованной системы управления земствами,

2) деятельность земских органов контролировалась губернаторами и министром   внутренних   дел,   которые могли   отменять   любые   их решения;

3)    отсутствие   достаточных   материальных   ресурсов   усиливало зависимость земств от правительственных органов,

.Проект городской реформы был подготовлен в 1864 г., однако Городовые положение было утверждено только 16 июля 1870 г.

Положение предусматривало создание- следующей системы органов городского самоуправления: городское

избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских, сборов (на правоI торговли, на содержание трактиров и т.п.), о приобретении городской

I недвижимости, ведИзбирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимой

собственности в пределах данного города. Кроме того, избирательным правом обладали только лица, достигшие

25-летнего возраста.

В зависимости от размеров уплачиваемого налога избиратели делились на три курии:

-   первая -   налогоплательщики, уплачивающие треть городских сборов;

- вторая - более мелкие налогоплательщики;

- третья - еше более мелкие налогоплательщики.

Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана • и ряд других категорий городского населения -к выборам не допускались. Голосование было тайным.

Городская реформа проводилась постепенно. В 1871 г. самоуправление было введено'только в 104 городах, а к 1892 г., когда правительство уже издало новое городовое положение - только в 621 юроде из 707. ение местных хозяйственных дел.

Полиция

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции — важ­нейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товари­ща (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого дело­производства образовался Особый отдел департамента полиции.

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, за­крывать печатные органы. Особые права они имели в местностях, объ­явленных на положении усиленной охраны. Губернаторы могли арес­товывать и высылать из таких мест в административном порядке не­благонадежных лиц.

В 1862 г.была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вмес­то городских и земских исправников создавались уездные полицейс­кие управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах — станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского уряд­ника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (бо­лее крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные кан­целярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города дели­лись на части или участки и околотки, а во главе этих территориаль­ных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.

Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии поя­вилось жандармское губернское управление.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в ко­торой наиболее полно отразились буржуазные принципы, явилась су­дебная. Если в XVIII в. делались лишь попытки отделить суд от ад­министрации, то теперь эта идея была осуществлена достаточно пол­но.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов; Учреждения судебных установлений, уставов гражданского и уголов­ного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировы­ми судьями. По этим законам судьи объявлялись несменяемыми, час­тично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные установления. Местные суды состояли из мировых и волост­ных судов. Судебный округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и почетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенного жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст, обра­зование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборов был достаточно сложным. Земские уездные управы состав­ляли список кандидатов в мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор. После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию. Избранные судьи ут­верждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, в составе миро­вых судов оказалось все же значительное число либерально-демокра­тических деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса дел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела (с ценой иска до 500 руб.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Это были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты, Окружной суд функционировал в составе коронно­го суда либо коронного суда вместе с присяжными заседателями. Чле­ны коронного суда назначались из числа дворян царем по представ­лению министра юстиции. В силу принципа несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в от­ставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управа­ми, согласовывались с губернатором или градоначальником. Окруж­ной суд рассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12 присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение в России суда присяжных являлось большим достижением демократической общественности, которая вела борь­бу за создание объективного и справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о виновности или невиновности подсудимого, после чего ко­ронный суд определял конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог рассматривать только Сенат в кас­сационном порядке.

.Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматрива­ла дела о государственных и некоторых должностных преступлени­ях. Эти дела она рассматривала с участием сословных представите­лей. К последним относились, как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян), городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе проку­ратуры стоял министр юстиции, получивший звание генерал-проку­рора. В каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуро­ры имелись в судебных палатах и окружных судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение протестов на приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была уч­реждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адво­катуры. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процес­се. Многие из них смело и результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды. Появились коммерческие суды для рассмот­рения споров по торговым и промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не про­водилась (отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без мировых судов и без окружных судов с присяж­ными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли в противоречие с царским режимом. Даже су-

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране.

                        Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Первым общегосударственным актом в этой области явился “Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных” 1832 года, дополненный и измененный в 1842 году. В этом Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой принадлежности. Дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий отделялись от “прочих арестантов”. Их бытовые условия, питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа. Помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных крестьян.

                        Тюремная политика соответствовала общей политике самодержавия. Исследователь истории царской тюрьмы М.Н.Гарнет писал: “Все эти этапы классовой борьбы отзывались громким эхом под сводами крепостей и тюрем, где в одиночку и стройными рядами проходили и умирали борцы революционного движения”[1].

                        Лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах. Мрачную известность приобрела Петропавловская крепость, особенно ее Алексеевский равелин, где арестанты гибли в сырых казематах от недостатка питания и воздуха. Узниками Петропавловской крепости были Радищев, солдаты Семеновского полка - участники восстания 1820 года, декабристы. В Шлиссельбургскую крепость был заключен в 1751 году Батырша, вождь восставших башкир, убитый затем якобы при попытке к бегству. В той же крепости 15 лет томился писатель Н.И. Новиков, изобличавший крепостное право, а позднее - декабристы и другие революционеры.

                        В монастырские тюрьмы (Кирило-Белозерского монастыря, Соловецкого монастыря и т.д.) заточались “преступники против веры”, а также и другие лица, опасные для государственного строя.

                        В общеуголовных тюрьмах страдали тысячи трудящихся. В 1829 году только в Петербурге содержались в тюрьмах 3358 крепостных крестьян, присланных туда помещиками “за грубость”. Для рабочих заводчики (например Демидовы) иногда строили свои тюрьмы. В тюрьмах господствовал суровый режим, широко практиковались телесные наказания, применявшиеся в основном к трудящимся, использовались рогатки, “стулья”, колодки, цепи[2].

Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в первой половине XIX в. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника - обер-прокурора Синода.

                        Сначала самодержавие стремилось создать собственный идеологический и пропагандистский аппарат, управляющий в том числе и подчиненным светской администрации бюрократизированным духовенством. Высшую иерархию предполагалось отстранить от управления церковью как в центре, так и на местах, передав эти функции государственным органам. В 1817 году было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Синоду намечалось отвести роль подчиненного органа. Министру передавались административные функции Синода и устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Однако министерство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 году), поскольку решение о его создании не приняло в расчет экономические условия существования духовенства, сословность церковной организации, исторические и философские корни религии.

                        Во второй четверти XIX в. проводилась более реалистичная политика огосударствления церкви “изнутри” путем передачи в ведение  обер -прокурора некоторых сфер деятельности Синода. Это было вызвано также оформлением новой политической доктрины “православие, самодержавие, народность”, предусматривавшей укрепление неуклонно утрачиваемого авторитета господствующей церкви. К 30-м годам XIX в. в непосредственное подчинение обер-прокурора перешли канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 году были созданы канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, также подчиненные обер-прокурору. Тем самым Синод фактически лишался финансово-хозяйственной функции и контроля за собственным делопроизводством. В итоге исполнительные органы Синода были подчинены обер-прокурору, и высший орган церковного управления практически утратил административные связи с местным аппаратом. Синод оказался отделенным от церкви промежуточными светскими органами. Однако преобладание в аппарате церкви государственных подразделений над собственно церковными не получило законодательного закрепления. Это устраивало обе стороны - самодержавие и духовенство, заинтересованные в затушевывании процесса огосударствления церкви с целью сохранения ее престижа и значения в социально-политической жизни.

                        Таким образом, изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя. Вместе с тем царизм был вынужден при этом учитывать в определенной степени интересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в ко­торой наиболее полно отразились буржуазные принципы, явилась су­дебная. Если в XVIII в. делались лишь попытки отделить суд от ад­министрации, то теперь эта идея была осуществлена достаточно пол­но.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов; Учреждения судебных установлений, уставов гражданского и уголов­ного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировы­ми судьями. По этим законам судьи объявлялись несменяемыми, час­тично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие судебные установления. Местные суды состояли из мировых и волост­ных судов. Судебный округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового судью и почетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенного жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст, обра­зование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок выборов был достаточно сложным. Земские уездные управы состав­ляли список кандидатов в мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор. После этого список представлялся на голосование уездному земскому собранию. Избранные судьи ут­верждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, в составе миро­вых судов оказалось все же значительное число либерально-демокра­тических деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса дел: мелкие уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела (с ценой иска до 500 руб.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской реформой. Это были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты, Окружной суд функционировал в составе коронно­го суда либо коронного суда вместе с присяжными заседателями. Чле­ны коронного суда назначались из числа дворян царем по представ­лению министра юстиции. В силу принципа несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в от­ставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управа­ми, согласовывались с губернатором или градоначальником. Окруж­ной суд рассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12 присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение в России суда присяжных являлось большим достижением демократической общественности, которая вела борь­бу за создание объективного и справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о виновности или невиновности подсудимого, после чего ко­ронный суд определял конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог рассматривать только Сенат в кас­сационном порядке.

.Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматрива­ла дела о государственных и некоторых должностных преступлени­ях. Эти дела она рассматривала с участием сословных представите­лей. К последним относились, как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян), городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе проку­ратуры стоял министр юстиции, получивший звание генерал-проку­рора. В каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуро­ры имелись в судебных палатах и окружных судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение протестов на приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была уч­реждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адво­катуры. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процес­се. Многие из них смело и результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды. Появились коммерческие суды для рассмот­рения споров по торговым и промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не про­водилась (отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без мировых судов и без окружных судов с присяж­ными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли в противоречие с царским режимом. Даже су-

Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демокра­тической республики, ликвидацию помещичьего землевладения, вве­дение 8-часового рабочего дня, проведение демократических преоб­разований в стране (установление выборности государственных ор­ганов, обеспечение прав и свобод граждан и т. д.).

Политический кризис, вызванный обострением внут­ренних противоречий и усугубленный неудачным для России ходом войны с Японией, вылился в события 9 ян­варя 1905 г. в Петербурге — Кровавое воскресенье, когда войсками была расстреляна мирная демонстрация рабо­чих, организованная священником петербургской пере­сыльной тюрьмы Георгием Талоном. В разгар всеобщей стачки в Петербурге (в ней участ­вовало до 111 тыс. человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю пе­тиции о нуждах рабочих. Петиция начиналась словами: «Государь! Воззри на наши страдания!» — а заканчива­лась требованием созыва Учредительного собрания. Га­пон заранее уведомил власти о предстоящей демонстра­ции, и правительство спешно подготовилось к подавле­нию «беспорядков».. Утром 9 января, когда рабочие с женами и детьми направились к Зимнему дворцу, полиция и войска открыли по ним огонь. Было убито около 1 тыс. и ранено более 2 тыс. че­ловек.

Весть о событиях в столице разнеслась мгновенно, в разных концах страны начались грандиозные забастов­ки. В ходе революции 1905 — 1907 гг. возникает принципиально но­вая форма организации трудящихся -Советы, которым было суж­дено политическое будущее. Родившись как органы руководства стач­кой, Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного вос­стания. Они стали и зародышем новой власти. Советы явочным по­рядком вводили (при благоприятном соотношении сил) 8-часовой ра бочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различные государственные и хозяй­ственные вопросы в пределах той территории, которую они контро­лировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшие ре­волюционный порядок.

Советы рабочих депутатов возникли в результате революцион­ного творчества трудящихся. Эта была форма организации власти, открытая непосредственно самими массами. Практическое значение Советов в разных районах страны было, однако, различным. Среди них были такие, которые выступали в качестве подлинных руководи­телей восстания. К ним относился Московский Совет рабочих депу­татов, проделавший большую работу по организации вооруженной борьбы рабочих с царизмом. Однако были и другие советы. Так, Пе­тербургский Совет рабочих депутатов, оказавшись под влиянием оп­портунистов, не смог обеспечить действенную помощь московским рабочим, сражавшимся с правительственными войсками в декабре 1905 г.

Важное место в первой российской революции занимал крестьян­ский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатке» крепостничества. В ходе ре­волюции начал складываться союз рабочего класса и крестьянства. Руководящая роль в нем принадлежала пролетариату. Однако в 1905 — 1907 гг. этот союз не достиг достаточной прочности.

Главной ударной силой первой российской революции являлся русский пролетариат, но активное участие в революции принимал так­же рабочий класс Баку, Варшавы, Киева, Риги и других промышлен­ных центров национальных районов России. В революции участво­вало и нерусское крестьянство, боровшееся против царизма.

Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методы развернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-демократической по своему содержанию, но по фор­мам и методам она оказалась специфически пролетарской1.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, ко­торый распространился и на Россию. В 1902 г. кризис до­стиг наибольшей глубины, а в последующее время, вплоть до 1909 г., промышленность пребывала в состоянии за­стоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

Кризис начался в легкой промышленности, но с на­ибольшей силой он поразил отрасли тяжелой индустрии — металлургическую и машиностроение, Если в целом про­мышленное производство в России в 1900—1903 гг. со­кратилось на 5%, а потребление хлопка совсем незначи­тельно — на 0,6%, то выплавка чугуна уменьшилась на 15%, прокат рельсов — на 32%, производство паровозов и вагонов — на 25—37%. За эти три года было закрыто бо­лее 3 тыс. предприятий, на которых работали 112 тыс. ра­бочих.

В первые годы XX в. монополии возникали преимущест­венно в наиболее концентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в их руках важней­ших источников сырья и топлива оказало глубокое воз­действие на всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторые отрасли, про­изводившие предметы потребления. В текстильной про­мышленности, в частности, возникло большое число ре­гионально-отраслевых объединений картельного типа.

Кризис 1900—1903 гг. явился переломным моментом и в процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в пе­риод кризиса, правительство оказало поддержку, опира­ясь на которую они принимали активное участие в «фи­нансовой реорганизации» пошатнувшихся предприятий. Петербургский международный банк, например, не толь­ко сохранил, но и расширил свою «сферу интересов». В первый ряд выдвинулся Азовско-Донской банк, при­бравший к своим рукам многие предприятия Юга Рос­сии, в основном горнопромышленные и сахарные. Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышлен­ности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве.Сочетание капиталистических противоречий_неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 — 1907 гг., .буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам.

 

К середине октября обстановка в стране настолько на­калилась, что правительство уже теряло контроль над си­туацией. С. Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октября 1905 г. вы­сочайшим манифестом России были дарованы «незыбле­мые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Одновре­менно создавалось объединенное правительство — Совет министров во главе с С. Ю. Витте, на который возлага­лось введение «конституционных порядков» в стране.

Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организо­вать свои силы, создав политические партии, призывали прекратить революционную борьбу и возложить все на­дежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Рос­сия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнения обеща­ний правительства. Большевики призывали к продолже­нию вооруженной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. В результате революционное движение стало терять массовость.

Учреждение Государственной думы. Революционная волна, под­нявшаяся в стране после кровавого воскресенья, заставила царя ис­кать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Буяыгину было поручено подготовить проект чакона о создании Государствен­ной думы. 6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы.

В законе о Думе указывалось, что она создается для предвари­тельной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, пред­полагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного сове­та было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица,

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусмат­ривались выборы по трем куриям от землевладельцев, городских жи­телей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржу­азии.

Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкоти­ровало подавляющее большинство населения. Народ уступку цариз­ма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынуж­ден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы,

Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Госу­дарственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта ярост­но выступили наиболее близкие к царю сановники, минисгр импера­торского двора Фредерике и др. Однако времени на дебаты и раз­мышления не было. Николай II это прекрасно понимал.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 де­кабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные из­менения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался иму­щественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и сред­ней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных огра­ничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права ра­бочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий—двухстепенные. Вначале выбирались вы­борщики, а затем уже члены Государственной думы.

У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трех­степенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятиях —• один упол­номоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преиму­щество мелким предприятиям, явно ограничивалось представитель­ство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организован­ный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали вы­борщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырех степенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщи­ками голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

Основные законы

20 февраля 1906 г. были утверждены законы «Учреж­дение Государственной думы» и «О переустройстве учреж­дений Государственного совета». Первый определял срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же опреде­лял продолжительность сессий и сроки перерыва в их ра­боте. Статья I определяла «предмет ведения» Государст­венной думы: «обсуждение законопредложений, восходя­щих к верховной самодержавной власти», в том числе вопросы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления и отмены, государственную роспись доходов и расходов и т. д. «Уч­реждение» ограничивало право законодательной иници­ативы: «Государственная дума может возбуждать дело об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных зако­нов». Изданные в марте 1906 г. «Бюджетные правила» ограничивали права Думы в области утверждения бюдже­та. Члены Думы распределялись по партийным группам -фракциям. Начиная со II Государственной думы практи­ковались совещания представителей фракций и групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать мини­стры. Депутаты (не менее 50 человек) имели право обра­щаться с запросами к председателю Совета министров.

Рассказать о выступлении Столыпина 3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске I! Государственной думы и изменении положе­ния о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным' переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобре­ния его Думой.

Государственная дума первых двух созывов лишь фор­мально являлась законодательным органом. За 72 дня де­ятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, но из них только один рас­сматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы им­ператор утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет.

Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская ку­рия была разделена на две, права избирателей во второй городской курии были урезаны. Рабочие большинства гу­берний России (за исключением 6} могли участвовать в выборах только по второй городской курии — как квар­тиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяс­нения», действия местной администрации, широкая из­бирательная кампания правых и черносотенных партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали соответствовавший надеждам правительства результат вы­боров.

Карательные органы. В годы реакции царизм для расправы с ре­волюционным движением ввел военно-полевые суды, которые в упро­щенном порядке рассматривали дела и приговаривали главным об­разом к смертной казни (расстрел или повешение). Широко применя­лась и внесудебная репрессия, осуществлявшаяся непосредственно войсками. Особенно ярким примером таких действий явился расстрел мирной демонстрации рабочих на ленских приисках в 1912 г. Несмот­ря на очевидность допущенного беззакония, организаторы расстре­ла остались безнаказанными, хотя на место и выезжала специальная сенатская комиссия.

В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных отделений, положение о которых было утвер­ждено Столыпиным в феврале 1907 г.

Формально они создавались при губернаторах и градоначальни­ках. Однако последние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактически непосредственно подчинялись департаменту по­лиции.

Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела на­ружного наблюдения и агентурного отдела. В отделе наружного на­блюдения состояли филеры—специальные наружные сыщики, кото­рые систематически тайно наблюдали за революционерами.

Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотруд­ников осведомителей и провокаторов. В большинстве случаев ими были авантюристы, готовые за плату делать что угодно. Часто охран­ка использовала компрометирующие кого-либо материалы для вер­бовки. При этом допускалось нарушение законности. Если какое-либо лицо совершало преступление (возможно, даже серьезное), охранка гарантировала ему непривлечение к уголовной ответственности, если оно согласится быть секретным сотрудником.

Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотруд­никами являлись провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях, будучи их членами. Провокаторам разрешались активные действия вплоть до участия в террористичес­ких актах и в подстрекательстве на совершение таковых. Одновре­менно провокаторы информировали охранку, которая изобличала ре­волюционеров в совершенных деяниях. Такое поведение охранки про­тиворечило даже царскому закону, поскольку основная задача поли­тической полиции состояла в предотвращении преступлений. Дело доходило до того, что охранка допускала даже совершение отдель­ных террористических актов в отношении высших должностных лиц.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистичес­ких государств — Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройствен­ный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждую­щие группировки преследовали империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империа­листы.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствую­щих классов России входили захват принадлежавших Турции Кон­стантинополя и проливов из Черного моря в Средиземное — Босфо­ра и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России, обнаружив­шийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусло­вили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери.

Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также от­влечь трудящихся от революционной борьбы. Стремление к дости­жению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю политику ца­ризма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения вой­ны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедить массы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своего Отечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войны охватили все слои буржуазии, помещи­ков, значительную часть интеллигенции, студенчества, даже кресть­янства.

Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддержи­вать войну. Почти все партии II Интернационала, вопреки интере­сам трудящихся, также выступили за ведение войны. Большевистс­кая партия была единственной из всех партий, которая активно вы­ступила против войны, в том числе с трибуны Государственной думы, за что ее думская фракция была подвергнута репрессиям.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяй­ство начало разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызва­ло значительное сокращение промышленного и сельскохозяйствен­ного производства. В свою очередь кризис в промышленности и сель ском хозяйстве отрицательно отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война усилила революционную борьбу в стране.

В России, как и в других воюющих странах, возникла революци­онная ситуация. Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями на­родных масс, гибелью тысяч и тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и трудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а в национальных районах Рос­сии и национальным гнетом. В широких народных массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался ор­ганизацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о ра­неных и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снаб­жении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные ко­митеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобож­дались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добива­лась усиления своего влияния на государственные дела, получила воз­можность более активного проникновения в государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато со­здание влиятельной организации буржуазии -военно-промышлен­ных комитетов. они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, област­ные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать дви­жимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности, по поставкам и подря­дам по заказам казны, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота и т. д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышлен­ные комитеты были организациями крупного финансового капита­ла, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов.. Развернув кампанию по выборам представителей рабочих в комитеты и организации рабочих групп, буржуазия надея­лась таким образом подчинить своему влиянию рабочий класс, от­влечь его от революционной борьбы, создать видимость классового мира.

Корниловский мятеж.

 25 августа Л.Г. Корнилов начал наступление  на Петроград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила А.Ф. Керенского обратиться за поддержкой к народу и даже  пойти на сотрудничество с большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска были  остановлены, Л.Г. Корнилов арестован.Провал корниловского мятежа вновь решительно изменил политическую ситуацию и соотношение сил. Правые были разгромлены, престиж  А.Ф. Керенского и кадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась  большевизации Советов. В конце августа – начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли резолюции о взятии всей полноты  государственной власти.

В ответ правительство предприняло еще одну попытку стабилизировать обстановку. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить общественное мнение, 1 сентября А.Ф. Керенский провозгласил  Россию республикой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское демократическое совещание. В нем участвовали представители  всех политических партий, земств и городских дум. Цель совещания –  подорвать влияние большевизированных Советов. На совещании был  создан Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его  имени А.Ф. Керенский в конце сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на основе компромисса "умеренных социалистов" с  кадетами. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве "революционной анархии", развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали А.Ф. Керенского за союз с  кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу.  Большевики во главе с В.И. Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демокра­тическая революция. В отличие от первой она закончилась победой — свержением царизма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из феодального в буржуазное. К февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили свое­временно подвезти в столицу вагоны с мукой). 23 февра­ля, недовольство пере­росло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Социалистические партии и группы развернули революционную пропаганду, связы­вая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступ­ления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петро­град.

26 февраля — критический день революции. В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демон­страция. Столкновения с войсками и полицией, сопро вождавшиеся жертвами, происходили по всему городу. Это вызвало возмущение не только рабочих и интелли­генции, но и солдат. Личный состав 4-й роты запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка открыл огонь по полицейским. 27 февраля к революционным массам присоединились около 70 тыс. солдат запасных батальо­нов Всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание. К концу дня восставшие захватили вокзалы, мосты, глав­ный арсенал, важнейшие правительственные учрежде­ния, разгромили полицейские участки и тюрьмы, освобо­дили политических заключенных и около 4 тыс. уголов­ников.

Председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходи­мости «немедленно поручить лицу, пользующемуся дове­рием страны, составить новое правительство», а на сле­дующий день Родзянко возглавил Временный комитет Государственной думы, который 2 марта потребовал отречение от власти Николая 2. В ночь на 3 марта царь подписал манифест об отречении.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собра­ния, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления. Функции и полномочия Вре­менного правительства никем не определялись, фактически оно вре­менно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой после по­беды революции отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемни­ком старой власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Се­ната приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы про­должало дело царского Совета министров. Возглавил Временное пра­вительство князь Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отре­чении.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы. Однако Временное правительствао  высшим ограном власти стало считать Сенат.

Между тем активизировал свою деятельность создан­ный 27 февраля вечером Петроградский Совет рабочих депутатов и его Временный исполком. В числе 15 его чле­нов были 6 меньшевиков, 2 эсера, 2 большевика и 5 внефракционных социал-демократов. Председателем Совета был избран меньшевик Н. С. Чхеидзе, его замес­тителями — трудовик А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. Петроградский Совет развернул работу по организации продовольственного снабжения населе­ния и войск в Петрограде, по созданию рабочей мили­ции. 1 марта Совет издал знаменитый «приказ № Ь по армии, согласно которому многие важные функции влас­ти переходили от офицеров к выборным солдатским ко­митетам, солдатам предоставлялись все гражданские пра­ва, отменялось титулование офицеров и т. д. 1 марта Петроградский Совет был преобразован в Совет рабочих и солдатских депутатов. К середине марта 2 тыс. его де­путатов являлись представителями солдат, а 800 — пред­ставителями рабочих.

Всего в марте 1917 г. в России возникло около 600 Со­ветов рабочих,   солдатских и   крестьянских депутатов.

Законодательсво Врем правительства

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов все­общего равного прямого и тайного голосования, наиболее демокра­тичное для своего времени. Неизмеримо увеличился по сравнению с прошлым объем прав граждан. В первые дни и месяцы после победы Февральской буржу­азно-демократической революции российские граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати, собра­ний, демонстраций и др.

Временное правительство не стремилось к установлению полно­го равноправия граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и др.).

Буржуазному правительству пришлось узаконить созданные ре­волюционным творчеством пролетариата фабрично-заводские коми­теты как органы рабочего представительства. Временное правительство создало специальный орган — Юриди­ческое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наи­более важных законодательных актов, в том числе и к предстояще­му, но все время откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. По требованию масс Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной ка­торгой. После июльских событий правительство усиливает репрес­сии в отношении военнослужащих, не желающих продолжать кро­вопролитную войну. 12июля 1917 г. последовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении револю­ционно настроенных военнослужащих. В этих судах практически от­сутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвы­чайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приго­воры не подлежали обжалованию.

Реформа судебных огранов

С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного пра­ва и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г, и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике следственным органам и су­дам рекомендовалось применять эти документы в прежних редак­циях.

"Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле—августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились при­зывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к дезорганиза­ции, анархии.-'

Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки железнодорожников.

2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и вы­сылать лиц, действия которых будут признаны опасными. Устанав­ливая эти меры, правительство подготавливало мероприятия по очистке Петрограда от нежелательных элементов путем высылки многих тысяч революционно настроенных рабочих. Такие меры Временному правительству все же не удалось провести, но многих большевиков на основании закона от 2 августа 1917г. арестовали и содержали в тюрьме.

4 августа 1917г. Временное правительство приняло еще один за­кон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или сроч­ная каторга) за насильственное посягательство на изменение сущест­вующего строя в России. Вполне ясно, что этот закон предусматри­вал прежде всего расправу с большевиками.

Путем усиления уголовной репрессии Временное правительство делает безуспешную попытку остановить развитие революционного движения в стране, предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию.'

Реформы Столыпина

Председатель Совета министров П.А. Столыпин   полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской ре­формой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906 г., подго­товленный Столыпиным,

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массо­вой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержа­вия — кулачества. За образец он взял Германию, где в то время кон­сервативный крестьянин являлся опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще создать. В этом и состоял ос­новной смысл аграрной реформы. Преследовалась и цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения не­которых крестьян на казенные земли в Сибирь и в другие отдаленные районы хотели также разрядить аграрный кризис в центральных рай­онах России.

Указ 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою личную собственность соот­ветствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Столыпин полагал, что путем разрушения общи­ны удастся создать крепкие кулацкие хозяйства, которые, как прави­ло, выделялись из общины и хозяйствовали обособленно. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благо­приятные условия для образования обособленных кулацких хозяйств. В целом при осуществлении этой реформы не удалось достичь того, что намечалось. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, про­изошло, и в этом прогрессивное значение реформы. Но достаточно широкого размаха оно не получило.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Сто­лыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, При­балтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было органи­зовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские де­ревни. Однако переселение было организовано плохо, что существен­но снизило его результаты.

Контрреформы

12 июня 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских ч уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее могли входить только потомственные и личные дворяне. Во второй, городской курии повышался имущественный ценз. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации -губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянство в земских органах значительно усилилось. В 90-е годы XIX в. дворяне вместе с чиновниками составляли 55.2% гласных уездных собраний и 89,5% губернских.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министрвнутренних дел   имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

11 июня 1892 г. было принято новое Горо&овое положение. Если ранее, избирательным правом пользовались все владельцы недвижимой собственности, то по ноаому Положению для них устанавливался ценз: в г.г. Москве и Санкт-Петербурге - не менее 3 тыс. рублей; в губернских городах, с населением свыше 100 тыс. человек и в г. Одессе - не менее 1500 рублей; в прочих городах - не менее 1000 рублей; в прочих городских поселениях - не менее 300 рублей. Кроме того, избирательным правом пользовались владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства (в Москве и Петербурге - 1-й гильдии, в прочих городах - 1-й и 2-ОЙ гильдии). Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.

Устанавливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями. Городские головы и члены управ объявлялись состоящими на государственной службе. Ограничивалось количество заседаний думы.

Для малых городов Положением устанавливалось "упрощенноеуправление": сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.

3. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации. В 40 губерниях создавалось 2200 земских участков (