Шпаргалки по методики русского языка и литературе (2006г.)

Чемерис Д.Ю. Шпаргалки по методике обучения русскому языку и литературе. 4 курс зимняя сессия ПНОувп.

1.Назовите научные основы методике обучения грамматики и правописания.

Усвоение речи: закономерности 1)это внимание к языковой материи (звуки, буквы, слоги, морфема) 2закономерность) Это несоответствие понимание лексич. и грам. значений, понимание лексич. и грам. значений. 3)это принципы: диф-ый, фон-ий, фон-ий, грамматический. в)трад-й, по которому раздельно пишутся части современного единого слова восходящего к сочетанию слов. Фонематич. принцип позволяет более глубоко понять орф-му или сис-му и показать теоретич. основу орф. правила.

морфологическая и фонетич. трактовка ведущего принципа правописания едина в том смысле, что обе фиксируют одну и туже особенность письма постоянный буквенный состав каждой значимой части слова, а именно Фон-ий прицип объесняет написание окончания, суффикса и т.д. Фонематические и орф. принципы полагают сохранить обеих морфем к-е явл. носителем тех или иных что облегчает воспр-е слов.

в)сем-ий в том что с прописной буквы могут писаться имена нарицательные если они наделены особой семантикой или тематикой. Пр.Новый год- и новый год. г)Словообразовательный – согласно этому принципу прописные буквы обозначаются в абривиатурах. Фон-ий принцип- требует свободного оперирования фонемами их сильными и слабыми позициями. Трад-й принцип- требует осмысленного запоминания. Принцип диффиринцированного запоминания требует точного понимания знач. языковых единиц и разграничения этих знач.

Дифференсация- помогает осознать орф-ю и вступить в противоречивое отношение м\ду пишущим и читающим.

4) Методы обучения грамматики и орфографии.

Грамматическое и анти­грамматическое направления в методике обучения правописанию

В истории методики обучения детей грамотному письму по-разному решался вопрос о путях  формирования орф. навыков, поскольку неодинаково понималась природа орф. навыков. К. Д. Ушинский и его последователи в дореволюционное время стояли  позициях сознательного происхождения орф. навыка, т. е. считали, что навык возникает как результат сознательных, а не ме­ханических дей-й. Осознанность дей-й ученика при письме создается благодаря грамм. знаниям; именно граммати­ческие знания обеспечивают понимание того, почему слово пишется так, а не иначе. К. Д. Ушинский Прежде чем приступить к выработке орф. о навыка, учащиеся усваивают грамм.  знания, составляющие основу навыка. После ознакомления с грамм. материалом учащиеся познают орф. правило. Затем проводится система упр-й. Ушинский особо подчеркивал необходимость «бес­престанных упр-й». Упр-я и повторение закрепляют рефлективные связи. Осмысление связывает их в один стройный ряд. Необходимой стороной орф. упр-й Ушин­ский считал их связь с развитием речи. автоматизированный навык — это действие бессознательное, образованное на основе созна­тельного, руководимого правилом.  «Возможен ли другой путь обр-ия навыка — не на созна­тельной основе, а механическим путем?» — ставит вопрос К. Д. Ушин­ский. И отвечает, что в какой-то степени возможен, но путь этот продолжителен: нужны десятки лет и беспрестанное списывание с образцов. Наконец, механический путь и не результативен: «всякое новое слово будет ставить в тупик такого грамотея»1В истории школы существовало и антиграмматическое направ­ление. Его появление относится к 80—90-м годам XIX в. Среди ранних антиграмматистов можно отметить Бормана (40-е годы, Германия), В. П. Шереметевского, Соломновского (Россия). На рубеже XIX—XX вв. наиболее известными антиграмматистами были Лай, Мейман (Германия).

Всех их объединяет взгляд на выработку орф. навыка как на механический процесс. Борман считал, что в основе усвоения орф. лежит процесс постепенного накопления зрит. образов слов. Не случайно поэтому, что в качестве ведущего и даже основного приема обучения Борман объявляет списывание. В. П., Шереметевский также уделял большое внимание зрению при выработке навыка.  Мейман не отрицал роли зрения и проговаривания, но, так же как и Лай, был против грамматики.

Грамматическое и анти­грамматическое направления в методике обучения правописаниюВ начале XX в. теория Лая — Меймана получила широкое распространение, в том числе и в нашей стране. Потребовались большие усилия, чтобы показать ее несостоятельность.

В советское время очень много для возрождения грамм. направления сделал А. М. Пешковский (1878—1933). В настоящее время всеми советскими методистами признается, что в основе орф. навыка лежат грамм. знания. Все факторы важны: зрение, слух, речедвигательный, моторика, мышление. Но в зависимости от характера орф-мы возраста­ет роль того или иного фактора.

Большой вклад в разработку научных основ обучения младших школьников орф. внесен известными советски­ми методистами Н. П. Каноныкиным, Н. С. Рождественским, Н. А. Щербаковой.

2.Расскройте каждый принцип русской орфографии.

Львов М.Р. орф-я –это правописание иначе говоря правильная соотвествующая нормам письмо. Норма- это вырабатываемый в языке при участии образцовой лит-ры. Единые и обязательные для всех правила произношения слов, написания, обр-ия форм, слов и предложения, поэтому различают сл. нормы: 1.Обоз-е буквами звуков: Пр.уголь- угол. 2.Применение слитных, раздельных и дефисных написаний. Пр.безоблачный, без облаков. 3.Употребление прописных и строчных букв. надежда- Надежда. 4.Перенос слов. 5.Употребление сокращенных слов. В основе орф. правил лежат определенные теоретические принципы. 1)систематизация орф. правил происходит в соотвествии с принципами орф. закономерностями или общими обоснованиями. И каждый раздел соотвестует определенным принципам. В русском языке главными разделами явл.  1раздел)передача буквами фонемного состава слов. –произношение непроизносимых согл. –правописание слитных согл. В последнее время на роль ведущего претендует фон-ий принцим к-й гласит что одна и таже буква обозначает в сильной и слабой позиции к-е объясняют те орф-мы что у морф. но при этом. … Т.е. объесняет почему при проверке безударных гласных следует ориентироваться на ударяемый вариант. – Фонематич. принцип позволяет более глубоко понять орф-му или сис-му и показать теоретич. основу орф. правила. Фонематическое письмо это такое письмо где одни и теже буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменений как бы она не звучала в том или ином фонетич. положении. Т.О. морфологическая и фонетич. трактовка ведущего принципа правописания едина в том смысле, что обе фиксируют одну и туже особенность письма постоянный буквенный состав каждой значимой части слова, а именно морф. принцип констатирует что каждая морфема сохраняет написание а фонетматический принцип обесняет единообразие буквенного образа каждой морфемы, тем,  что на письме передается фонемный состав морфемы. Фон-ий прицип объесняет написание окончания, суффикса и т.д. Фонематические и орф. принципы полагают сохранить обеих морфем к-е явл. носителем тех или иных что облегчает воспр-е слов.

2 раздел) Слитное, раздельное дефисное написание. Принципы: а)лексико-синтаксический принцип основан  разграничеии слова и словосочитиния. Пр. палата легкораненых, легко раненный в руку, вечно-зеленный кустарник, вечно-зеленная трава. б)словообразовательно-грамматический принцип устанавливает слитное или дефисное написание сл. прил. и сущ. по формальному признаку. в)трад-й, по которому раздельно пишутся части современного единого слова восходящего к сочетанию слов. По этому принципу отдельно пишутся приставка у нар. образованных от сочетания бывшего предлога с бывшим прилагательным или сущ. Пр. на боковую, без умолку, в течении, в силу, в целом.  3раздел) Прописные или строчные буквы. Прописные буквы проявляются в 2х различных ф-иях. –для выделения начала текста отрезков. –для стихотворных строк. – для выделения отдельных слов в тексте. Выделение с помощью прописных букв отдельных слов независящих от строения текста опирается на 3 основных принципа: а)грамматический- заключается в том что имена собственные пишутся с прописной буквы а имена нарицательные со строчной. б)Орфографические трудности возникают из-за нераспознавание нечеткости границ м\ду собственными и нарицательными. Пр.Анютены глазки. в)сем-ий в том что с прописной буквы могут писаться имена нарицательные если они наделены особой семантикой или тематикой. Пр.Новый год- и новый год. г)Словообразовательный – согласно этому принципу прописные буквы обозначаются в абривиатурах. 

4 раздел. Правила переноса слов основаны на фонетическом принципе и морфологическим. Есть много написаний к-е соотвествуют традиционным. Принцип деффиринсации лексич. грам. значений называют еще логический идеографическим и смысловым. Дифиринцированное написание с пом. написаний хочет передать свою мысль более четко. Пр.Компания и кампания. Пр.Совершил поджог. Он поджег дерево. К чисто дифиринцированному написанию принадлежит и – это дом, невысокий забор, -этот дом вовсе не высокий. Если пишущий хочет сказать что употребленное имя собственное то пишет с большой буквы. Правило употребление заглавной буквы в именах собств. должно звучать по другому. Имена людей, книги, животных клички, -пишутся с загл. буквы. Для того чтобы отличать имена собств. и клички животных их надо писать с заглавной буквы. Орф-я –это очень активное ср-во для выраженя мысли того кто пишет. Дифференсация- помогает осознать орф-ю и вступить в противоречивое отношение м\ду пишущим и читающим.

Итог: Рссматрение принципов русской орфографии приводят к выводу о необходимости диффиринцированного подхода к усвоению того что морф. принцип требует создания прочных грамматических, словообразовательной основы работы по орфографии. Фон-ий принцип- требует свободного оперирования фонемами их сильными и слабыми позициями. Трад-й принцип- требует осмысленного запоминания. Принцип диффиринцированного запоминания требует точного понимания знач. языковых единиц и разграничения этих знач..

3.В чем сходство и различие фонетического и морф. принципа орфографии.

     Природу русской морф. раскрывают с помощью  ее  принципов:  разные типы орф-м подводятся под действие морф., трад-го и других принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения каждому конкретному типу морф. явлений. Понять принципы морф. - значит воспринять каждое ее отдельное правило как звено общей системы, каждую орф-му увидеть во взаимосвязях всех сторон языка.

     Каков же ведущий принцип русской морф.? В отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного принципа русской морф.:  одни ученые (В.А.Богородицкий,  А.Н.Гвоздев,

А.И.Моисеев,  Н.М.Шанский и др.) считают морф. (морф-ый, морфематический, фонемно-морф.); другие (Н.Ф.Яковлев,  Л.И.Зарецкий, М.В.Панов, Л.И.Булатова и др.) - фонематичес-

кий (фонемный, фонологический). "В сущности, между морфологическим методом понимания и группировки орфографических явлений и методом фонематическим нет пропасти.  И тот и другой принципы во многих случаях легко объединяются  и приводят или к тождественным,  или же к очень близким результатам. "Морф. принцип заключается в том,  что каждая значащая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, хотя произношение этой части слова в разных фонетических условиях может быть разным" Морф. принцип  морф.  предполагает одинаковое написание морфем независимо от фонетических изменений в  звучащем слове,  происходящих  при  образовании  родственных слов или форм слова. Сущность решения орфографической задачи по морф. принципу состоит в том, чтобы и в искаженном произношении звучащего образа слова узнать подлинный его образ,  правильно  передать его знач. на письме.

     Согласно морф. принципу морф.,  ключ к  правильной передаче знач. слов и словосочетаний на письме - в понимании роли написания каждой морфемы,  в  первую  очередь  корня слова. Письмо по морф. принципу лишь внешне расходитс с произношением:  произносим [гот],  [вада], [път'ин'ис'] – пишем "год", "вода", "подтянись". Написания по морф. принципу сохраняют в буквенном составе морфемы,  слова,  с. Решающую роль играет  сильная

позиция фонемы,  Морф. принцип помогает проверить и написание грамматических форм слова - безударные окончания имен существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов. Например, падежное окончание "-и" пишется в предложном падеже 3  склонения:

"в тетради", "в ночи".  Проверка орф-м, пишущихся по морф.  принципу,

включает в себя:  1) понимание знач. проверяемого слова или с., без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово,  определить падежную форму и т.д.; 2) анализ морф. состава слова,  умение определить место орф-мы - в корне,  приставке,  окончании, суффиксе, 3) фон-ий анализ, определение слогового состава слова, ударяемого  и  безударных слогов,  выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем,  позиционных чередований и их причин;  4) грамматический анализ слова (словосочетания, предложения) - определение части речи, формы слова.    

В большинстве слов наряду с проверяемыми орф-мами остальные звуки обозначаются буквами по фонетическому принципу. В слове "вагон" звук [а] безударный, буква "а" пишется по традиции.  Фонетические написания не вызывают у пишущего затруднений, поэтому обычно их просто не замечают, а сам принцип недооценивается, тем более, что фонетические написания не противоречат морф. принципу, они не ведут к неодинаковому написанию морфем.  Но есть правила,  которые опираются не на морф., а на фон-ий принцип и которые противоречат морф. принципу.  Эти правила вызывают затруднения. Это правила написания приставок.  Приставки на "з" или "с" (из-, ис-,вз-,  вс-  и др.) подчиняются фонетическому принципу,  так как их написание соответствует произношению.  Также  и  приставки  раз-,рас-,  рос- - под ударением "о",  без ударения "а", т.е. как слышится.

     В русском языке немало слов,  не проверяемых правилами;  это заимствованные из других языков слова.  Традиционные написания не подчиняются морф. принципу, т.е. морфемы не могут быть проверены сильными позициями соответствующих гласных и  согласных;  но традиционные написания и не противоречат ему.   ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

     Он применяется,  когда  пишущий  хочет средствами морф. выразить определенную мысль, разграничить омонимы: компания группа людей,  чем-либо  объединенных;  компания  - совокупность военных операций или мероприятий;  совершил поджог - имя существительное; он поджег лес - глагол.

     К числу написаний по принципу дифференциации относится часть слитных и раздельных написаний: нелюбимый, не любимый.

     "Усвоение морф.,  ведущим  принципом  которой  является морф. принцип, не может быть успешным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, обр-ия их форм, построения

предложений"

4.Что следует понимать под «орф-мой» и «орф. полем»

Основной единицей явл. орф-ма. Орфогрмаммой может быть отдельная группа, сочитание –букв, морфем, -стык морфем, -пробел м\ду словами, -место разделения, -слова для переноса а также выбор строчной или заглавной буквы. В орф-ме всегда есть не менее 2 предполагаемых написаний и одно из них всегда подтверждается правилом. Единицей обознач. на письме явл. фонема. Поэтому хар-ру соотношения звука и буквы будет ответ на вопрос: явл. ли данный знак орф-мой. 1признак: Незаданность письменного знака неоднозначность- это хар-й признак для всех орф-м. Орф-ма –это написание (букв, дефиса, пробел, и др. письменные знаки к-е не устанавливаются на слух) Ладыженская- орф-ма- это правильное написание к-е выбирается из ряда возможных. Выбор правильного написания. Делит орф-мы на 5 типов: а)буква, б)дефис, в)черточка, г)пробел, д)контакт. Орф-мой явл. и графич. ср-ва (черточка, дефис и т.д) Баранов считает что орф-ма это реальное явление письменной формы языка. она имеет свое назнач. (Пр. безударные гласные в корне слова) в котором отражается норма. безударные гласные (название орф-мы) в корне слова (место в слове). Соловейчик- орф-ма –это написание буква, дефис, черточка пробел и др. граф. ср-ва к-е не устанавливаются на слух. Тикучек- орф-ма- это написание требующее проверки. В орф-ме всегда есть вариант написания к-й выбирается самим учеником. При обучении правописание большое знач. имеет опознавательные признаки: общие и частные.

"Основной орфографической единицей,  принятой в  современной методике, служит орф-ма, то есть написание, требующее проверки.  Орф-мой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема,  позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку". "Для проверки  каждой отдельной орф-мы требуется определенное пространство - орфографическое  поле.  Так,  для  проверки буквы  "У"  в слове "ЧУВСТВО" достаточно сочетание "чу",  то есть минимальное орфографическое поле - сочетание из  двух  букв.  При проверке  безударного  гласного  в личном окончании глагола минимальное орфографическое поле должно обеспечить определение времени, лица и числа глагола. В предложении "Быстро тает рыхлый снег" для проверки орф-мы в слове  "тает"  необходимое  поле  "тает снег",  так как это сочетание достаточно для определения времени, лица,  числа глагола.  Термин "орфографическое поле" учащимся  не сообщается, но в практической работе по проверке орф-м учащиеся пользуются полем, не осознавая этого"

5.Перечислети опознавательные признаки орф-м изучаемых во 2м и 3м классах.

Общие опозн. признаки орф-м. 1)незаданность письменного знака произношения. 2)Это опасные звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания). их запоминание и постоянное внимание к ним. 3)морфемы. их выделение, прогнозирование их орф-м и правила. 1 признак.–несовпадение зв. и букв. срабатывает лишь в тех случаях когда уч-ся слышал слово и одновременно видел их, -при списывании, -при анализе написанного, -при диктовки. 2 признак- опасные звуки буквы и т.д. к-е дают наибольше кол-во несовпадений. «опасные места»- гласные –о,а,и,е.--пары звонких и гл.согл.- сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. –сочетание непроизносимых согл. з,б,н,с и др. –сочетание низ, нч, чк, чн.- согл б,в,г,д,ж,з на конце слов. Пр.гриб, дуб и т.д. –буквы к-е обозначают 2звука, я, е, ю,я. такие опасные сочетания зв. и букв в памяти детей накапливаются запоминаются или проверяются сильной позицией и уделяется постоянное внимание к ним со стороны учителя и уч-ся. 3признак. Морфема к-е уч-ся обнаруживают и подбирают соотвествующее правила. Важно то что на основе опознавательных признаков орф-м у уч-ся обнаруживаются алгоритм дей-я. Однако каждая орф-ма имеет свое частные к-е также учитываются но в каждом орфографическом действии есть свои: 1)постановка задачи 2)решение орф. задач. Выбор письменного знака в соотвествии правилом. Пр.Название орф-мы –безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые =опознавательные признаки –это а)слабая позиция б)гласные а,о,и,е в)место в слове (корень).

1.Безударные гл. в корне слова: а)слабая позиция б)гласные о,а,и,е. в)место в слове- корень. 2.Звонкие и глух. согл. а)парные согласные б)место в слове (в абсолютном конце слова, перед согл, и  в корне). 3.Непроизносимые согл. сн,чн,ж а)сн,чн-чк,рщ,рм. б)место в слове (корень). 4.Разделительный мягк. знак а)наличие йотир. согл. б)место в слове. 5.Разделительный твердый знак а)наличие йотир. гл. б)место в слове. 6.Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок а)части речи (глагол не может иметь предлога, он относится к сущ или предлогу) б)семантика и словообразовательный. 7.Заглавна буква в именах собственных а)место в слове б)семантика (знач. слова). 8.Заглавная буква в начале предложения а)место в слове б)место в предлож. 9.Сочетание ча-ща, жи-ши, чу-щу а)наличие в слове данных сочетаний 10.Мягк. знак на конце имен сущ. после шипящих а)наличие мягких или тв. шипящих ж-ш- тв, ч-щ- мяг. б)часть речи (сущ) в)род (ь=женский) семантика. 11.Безударныое окончание имен сущ. а)слабая позиция (е или г) б)место в слове (окончание) в)имя, часть речи (сущ). 12.Правописание окончаний имен прил. ого-его а)наличие такого сочетания б)место в слове в)часть речи. 13.Правописание безударных личных окончаний глаголов а)часть речи б)место в слове в)отсутствие ударения и наличие оконч. ут,ют, ат, ят. г)время (наст. 3 лицо мн.число)

6.Назовите этапы орф. дей-я.

в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орф-м) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).Орфографические дей-я автоматизируются медленно. время автоматизации зависит от сложности орф-мы. Автоматизация сознательных дей-й, (Богоявленский), включает 1)уменьшение роли осознавания своих дей-й, 2)свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений, 3)объединение и обобщение частных дей-й в более крупные по своему масштабу дей-я 4)усовершенствование приемов выполнения дей-й, отбор наиболее рациональных способов решения орф. задач. и в конце автоматизация дей-й при котором учащиесяпишут по правилу, не осознавая самого правила. т.е. без всяких рассуждений.

7.Какие знания и умения лежат в основе орф. навыка. орф. навык успешно формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами орф. навыка. это автоматизированный графический навык письма, умение производить звукобуквенный и слоговой анализ слов, умение распознавать части речи, умение устанавливать морф-ый состав слов, умение подбирать однокоренные слова, умение опознавать орф.

В психологии различаются два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных дей-й и пред­ставляют собой «автоматизированные компоненты сознательного дей-я человека»'. Орф. навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматри­ваться как «автоматизированный компонент» сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме.

Орф. навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упр-й и основывается на более прос­тых навыках и умениях, таких, как навык письма (автоматизи­рованное начертание букв), умение анализировать слово с фоне­тической стороны (целенаправленный звуко-буквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морф-ый состав слова и вычле­нять из слова орф-му, требующую проверки, умение подвести орф-му под соответствующее ей правило и некоторые другие умения. .

Применяя к орф. навыку положения С. Л. Ру­бинштейна, высказанные им относительно психологической природы навыка, следует отметить, что орф. навык в период формирования представляет собой систему сознательных дей-й, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного дей-я. Так сформирован­ный орф. навык становится способом успешной пе­редачи мыслей в письменной форме.

Автоматизация дей-я, понимаемая как отсутствие предна­меренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определенных условиях и в случае необходи­мости вновь сделать его сознательным. Орфографические дей-я автоматизируются медленно. В исследованиях психологов Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Е. В. Гурьянова, др. раскры­вается сам механизм формирования орф. навыка как образование временных связей (ассоциаций). Так, при форми­ровании навыков правописания морфем слова эта цепь ассоциа­ций имеет в своем составе несколько звеньев: слухо-артикуляцион-ное воспр-е слова или предложения — осмысливание смыслового и грамматических значений, морф-ого состава слова — зритель­ное представление — реакция письма.

Как следует из самого механизма обр-ия навыка право­писания морфем (корня, префиксов, окончания), большое знач. приобретает усвоение учащимися взаимосвязи фонетических, грам­матических, словообразовательных и орфографических знаний, поскольку данный навык представляет сложную систему ассоци­аций.

В психологической литературе высказываются разные точки зрения на отношения между навыками и умениями в учебной деятельности учащихся. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой навыки формируются на базе умений, иначе говоря, умения по мере автоматизации становятся навыка­ми (П. Я. Гальперин, и др.).

При этом большинство психологов не рассматривают авто­матизацию дей-й как полную потерю осознанности и навыки не противопоставляют умениям. Н. Д. Левитов

В методической литературе2 орф. навык квали­фицируется как автоматизированное действие, которое формиру­ется у учащихся на основе умений, связанных с усвоением комплек­са знаний и их применением на письме.

8.Каковы условия необходимые для выбора способов проверки орф-мы.

Что значит проверить орф-му? это значит подобрать офр. правило. Пр: проверка безударной гласной в корне слова. 1)Найти ее 2)Орф. поле, найти корень, позицию. т.е. знать опознавательные признаки.

9.Расскройте понятия орфографическая зоркость и назовите приемы ее развития.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упр-й, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное воспр-е и запоминание орф. материала. Зрительное воспр-е осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орф-м, анализа заданий и текста упр-й, корректировки письма. Слуховое воспр-е происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое знач. приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное воспр-е имеет место при письменном выполнении всех упр-й.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное воспр-е и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орф. разбора.

Предложенные упр-я обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Кроме того, упр-я должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орф. дей-я способствует анализ задания и текста упр-я, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орф-м осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орф-м, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.

  На  разных  этапах  урока  использую  разнообразные  виды  упр-й  для  развития  орфографической  зоркости  на  уроках  русского  языка.

 1.Орфографическое  проговаривание.  Характеризуется  тем,  что  каждое  слово  произносится  так,  как  пишется  и  поэтому  в  «памяти»  движений  остаётся  память  движений  речевого  аппарата. Проговаривание  не  обосновывает,  а  лишь  фиксирует,  закрепляет  написание  слов. 2.Комментированное  письмо. При  комментировании  достигается  боле  высокий  уровень  самоконтроля.  3. Диктант «Проверяю  себя».4.Графическое  выделение  орф-м.(подчёркивание)  возможно  при  выполнении  всех  письменных  работ. 5.Предупредительный,  объяснительный,  зрительный  диктанты,  письмо  по  памяти. 6.Выборочный  диктант  и  выборочное  списывание. 7.Подготовка  заданий  на  изученное  правило  для  товарища. 8. Взаимоконтроль  по  процессу  при  работе  в  парах.

Упр-я:  ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе , постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец), использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р  на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля  приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?)  при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него.,Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху. 'Найди опасное место''. Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, е: поиск орф-м в “чистом” тексте. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орф-мой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орф-мами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

10.Какие упр-я направлены на формирование фон-ого слуха (см. учебник).

Что такое фон-ий слух? это воспроизвести на слух текст, слово. Методы, формы-  это диктанты, комментированное письмо, проговаривание, списывание, комментирование.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фон-ого слух, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделить звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки)не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными звуками и т.д. Фон-ий слух необходим не только для успешного обученя, но и для выработки орф.  навыка: в русском языке огромное кол-во орф-м связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орф-ю называют фонематической). Развитие фон-ого слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упр-я (развитие слуховых восприятий).

11.Назовите компоненты процесса работы над орф. правилом.

Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении граммати­ческой теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написа­ние не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. "Орфографическое правило  представляет  собой семантическую, фонетическую,  грамматическую характеристику соответствующих  орфографических явлений"[3,c.4].

"Орфографическое правило было объяснено индуктивным методом. уть  этого  метода  заключается в том,  что учитель ставит перед классом ряд вопросов и добивается самостоятельного ответа на  них учащихся. Вопросы учителя - это тоже проблемы - задачи". В начальных классах в  орфографической  работе  используются правила,  которые  эффективны  в  случае их точного,  уместного и быстрого применения.

Поэтому в начальных классах принят такой порядок изуче­ния орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее состав­ная часть. Так, правила, регулирующие написание корня, при­ставки и суффикса, изучаются в разделе «Состав слова» в свя­зи с усвоением той или иной морфемы. Орфографическое правило непосредственно следует за изу­чением элементов грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных по родам (III класс), а в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи.  

я1Существует следующая классификация правил:

я_1.Правило - указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного дей-я. Пример такого правила - правописание  гласных  после  шипящих: "жи",  "ши","ча", "ща", "чу", "щу". Алгоритм его состоит из одного дей-я - "шага". я_2.Правило - результат наблюдения над языком. Оно соединяет в себе и грамматическое и орфографическое наблюдение. Пример такого правила: "Общая часть родственных слов называется корнем.  Общая часть родственных слов  пишется  одинаково." (2 класс) я_3.Правило - указание для выбора написания из двух  предполая_гаемых написаний. Для выбора необходимы рассуждения,  нужна опора либо на знач. слова,  либо на разбор слова, на грамматический или фон-ий анализ.  Правило данного типа имеет свой алгоритм - не менее двух дей-й - "шагов".  Пример: "Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы."( 2 класс ) я_4.Грамматические правила ( определения ). Такие правила орфографических указаний не содержат,  но создают грамматическую основу для орфографии. Грамматические правила имеют свои алгоритмы,  подчас весьма сложные - из 3-5 шагов. Пример алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного написания.( 3 класс ) 1 шаг:  Найти в слове корень.  2 шаг: Определить,  есть ли в слове приставка,  назвать ее. 3 шаг: Определить,

какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова образовано?  4 шаг:  Проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково ( 4 шаг-орф. )я_5.Правило - предписание к выполнению дей-я. Правило не указывает написания или его вариантов,  а показывает прием проверки. Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне: 1 шаг:  Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.  2 шаг:  Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает ( найти в слове ударяемый слог ).3 шаг:  Подобрать к слову  несколько родственных слов или изменить форму этого слова. 4 шаг:  Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное. Правила могут быть усвоены школьниками в  готовом  виде,  по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем.

12.Назовите, охарактеризуйте методы обучения правописанию.

Методы правописания. Это 1)иммитотированные (образец) 2)репродуктивные (воспроизв) 3)словесные методы 4)Поисковые методы 5)творческие методы Пр. подобрать на этот метод пример – на данное слово написать сочинение. Объяснение, комментирование, обоъяснение, наглядные методы. А)объяснил, прокомментировал, доказал.

13.Назовите приемы мотивации орфографической работы.

Приемы мотивации. Главный мотив –этоинтерес, чтобы развить этот интерес нужны, игры – кроссворды, ребусы, работа над орф. правилом, наглядность (карточки, словарики, плакаты, экраны настроений, таблицы, и т.д.) Мотив- индивидуальный подход к каждому.

Мотивации орф. дей-я способствует анализ задания и текста упр-я, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработку способов обнаружения орф-м осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орф-м, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу.

14.Покажите роль звукового анализа и синтеза обучению правописания.

Что такое звуковой анализ слова? берем слово и делаем звуковой анализ (то что слышим) и синтез то что пишем.

ПРИМЕР звуко-буквенного анализа слова: ФИЛИН  - ребенок должен говорить так:  В слове ФИЛИН 2 слога, ФИ-ЛИН. Первый слог ударный. Первый звук ФЬ- мягкий согласный, глухой, рисуется зеленым цветом. Второй звук И- он гласный, ударный( красным цветом(. 3-й звук Ль- мягкий согласный, звонкий( зеленый). 4-й звук И- гласный безударный( красным цветом). Последний звук Н- твердый согласный , звонкий( синим цветом) Итог- в слове ФИЛИН 3 согласных, 2 гласных зву Пример: Э- этот звук гласный. Буква Э служит для обозначения твердости согласного звука.И- этот звук гласный. Буква И служит для обозначения мягкости согласного звука М- этот звук согласный. Бывает и  твердым, и мягким. Этот звук звонкий. Он сонорный.Т- этот звук согласный. Бывает и  твердым, и мягким. Этот звук глухой. Я-  эта буква обозначает два звука Й и А, если она стоит в начале слова, после гласной или после ь и ъ. Если же эта буква стоит после согласного она обозначает звук А и обозначает мягкость согласного звука

15.Изложите методику проведения каждого из вида диктантов. Диктант — вид орф. упр-я, сущность ко­торого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, предложения, слова, текста. Виды диктантов: 1. Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом дей-й. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комменти­рованном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и по­чему.  2. написания орф-мы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллектив­ную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орф-мам.дВ процессе записи текста учащиеся подчеркивают орф-м  требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы. 3. Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, ^записывают слова только на определенное правило. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, согла­сованность дей-й учащихся при работе в коллективе. 4. Свободный диктант допускает некоторую свободу уча­щимся в выборе слов при записи диктуемого теста, изменение структуры предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3—4 предложения); записывается каждая часть после повторного ее прочтения. 5. Самодиктант, или письмо по памяти: учащийся запоми­нает текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишет его самостоятельно. 6. Проверочный, или контрольный, диктант ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изучен­ным правилом и ранее отработанным. Текст диктуется целиком, затем по предложениям и частям (2—3 слова, если предложение состоит из 5—6 слов). Все виды диктанта учитель использует, учитывая этап ра­боты над формированием навыка и цель урока.

16.Каково знач. систематической работы над ошибками.

Работа над орф. правилом. классификации. Рождественский. 1 группа орф. ошибок. 1)графические (недописывают, пропуск букв) 2)чисто орфаграфические (сметение или неверное воспр-е букв и звука. 3)ошибка на слитное, раздельное написание слов. (приставка и предлог). 4)ошибка на употребл. больших и малых групп. 5)ошибки с переносами.

Львов. 1)ошибки связанные с разделами орфогр. сис-мы. 2)ошибки в слитно-раздельное написание. 3)ошибки в переносе слов. 4)употребление заглавных и строчных букв. 5)пунктационные ошибки. 6)каллиграфические ошибки. 7)ошибки речевые. 8)по причинам допускаемой ошибки. 1-ошибки к-е объясняются непониманием или неточным непониманием знач.м слов. 2-ошибка обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем. 3- ошибки зависят от неправильного определения грам. категорий к форм. 4- ошибки возникающие в ходе неправильного ориентирования. 5-Ошибки идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны). 6- ошибки связанные слабой орф. зоркостью. 7-ошибки памяти. 8-ошибки вследствии неточного владения знаниями и правилами и нарушение алгоритма проверки. 9-ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья 10- ошибки из-за невнемания. 3.Ошибки  вследствии несоблюдения принципов орфографии. 4.По частотности ошибок. а)типичные. б)инд. ошибки. в)грубые и негрубые. Для успешной организации над работой ошибками и организовывть работу над ошибками, исключая, учитывая сл. момент. 1.Отсутствие систематической работы над ошибками ведет повторение самоконтроля. 3.Несовершенство и недостаток метод приемов применяемых учителем в процессе работы над ошибками. Способы исправления учителем ошибок. 1)обоз-е на полях значком. 2)подчеркивание слова всего и показать на полях. 3).Подчеркивание слова и усл. знак на полях. 4.Зачеркивание ошибки исправление и усл. знак 5)зачеркивание ошибки, надпись правильного варианта усл. знак и номер орф-мы  на полях. 6)зачеркивание напись прав. вариантак указание на полях, морфема к-х допущена ошибка. 7.зачеркивание ошибки правильнй вариант усл. знак и на полях способ исправления ошибки. В начальной школе работы над ошибками явл. их предупреждение. Для предупреждения орф. ошибок используется сл. примем. 1)вынесение на …слов на не изучение правило или трудных для напиания с указанимем орф. 2)Подбор однокоренных слов. 3).выделением орф. цветом, чертой и т.п. 4).выборочное комментирование. 5)Проговаривание трудных слов. (хоровое индивидуальное). 6.Различные виды диктантов (предупредительные, объязательные, выборочные) 7.орф. разминки в начале урока  8)Решение грам-орф. задач. (пр. пропущенные орф-мы к-е надо выписать найти –определить)

17.Назовите методы знакомства с новым материалом которые вы используете при объяснении правила «Правописания ча-ща, чу-щу»

18. Назовите методы знакомства с новым материалом которые вы используете при объяснении правила «Правописание удвоенной согласной»         

19.Опишите методику работы над орф. правилом «Проверяемые согласны в корне слова»

20.Докажите, что орфографические навыки невозможно сформировать без предварительной выработки умения видеть и узнавать орф-му по опознавательным признакам.

формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами орф. навыка. это автоматизированный графический навык письма, умение производить звукобуквенный и слоговой анализ слов, умение распознавать части речи, умение устанавливать морф-ый состав слов, умение подбирать однокоренные слова, умение опознавать орф.

Орф. навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упр-й и основывается на более прос­тых навыках и умениях, таких, как навык письма (автоматизи­рованное начертание букв), умение анализировать слово с фоне­тической стороны (целенаправленный звуко-буквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морф-ый состав слова и вычле­нять из слова орф-му, требующую проверки, умение подвести орф-му под соответствующее ей правило и некоторые другие умения.

21.Докажите, что орфографические навык невозможно сформировать без предварительной выработки умения устанавливать морф-ый состав слова.

формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами орф. навыка. это автоматизированный графический навык письма, умение производить звукобуквенный и слоговой анализ слов, умение распознавать части речи, умение устанавливать морф-ый состав слов, умение подбирать однокоренные слова, умение опознавать орф.

Орф. навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упр-й и основывается на более прос­тых навыках и умениях, таких, как навык письма (автоматизи­рованное начертание букв), умение анализировать слово с фоне­тической стороны (целенаправленный звуко-буквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морф-ый состав слова и вычле­нять из слова орф-му, требующую проверки, умение подвести орф-му под соответствующее ей правило и некоторые другие умения.

Знач. работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексич. знач. слова. Во-2х. даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Формирует активное отношение к лову, приводит к пониманию закономерности развития. В-3х ознакомление с основами словообр-ия способствует обогащению знаний школьников об окр. их действительности. слова соотносятся с понятиями, явлениями и предметами. В-4х. осознание роли морфем в слове, а также семантич. знач. приставок и суф. содействует формированию у школьников точности речи. В-5х. изучение мор. состава имеет большое знач. для формирования орф. навыков. Поэтому одной из важных задач изучения морф. состава слова явл. создание основы знаний и умений, необходимых для формир. навыков правописания морфем слова и прежде всего корня.

22. Докажите, что орфографические навык невозможно сформировать без предварительной выработки умения выполнять фон-ий анализ.

формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами орф. навыка. это автоматизированный графический навык письма, умение производить звукобуквенный и слоговой анализ слов, умение распознавать части речи, умение устанавливать морф-ый состав слов, умение подбирать однокоренные слова, умение опознавать орф.

Орф. навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упр-й и основывается на более прос­тых навыках и умениях, таких, как навык письма (автоматизи­рованное начертание букв), умение анализировать слово с фоне­тической стороны (целенаправленный звуко-буквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морф-ый состав слова и вычле­нять из слова орф-му, требующую проверки, умение подвести орф-му под соответствующее ей правило и некоторые другие умения.

23.Опишите работу по предупреждению и исправлению орфографических ошибок в начальной школе.

Львов. 1)ошибки связанные с разделами орфогр. сис-мы. 2)ошибки в слитно-раздельное написание. 3)ошибки в переносе слов. 4)употребление заглавных и строчных букв. 5)пунктационные ошибки. 6)каллиграфические ошибки. 7)ошибки речевые. 8)по причинам допускаемой ошибки. 1-ошибки к-е объясняются непониманием или неточным непониманием знач.м слов. 2-ошибка обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем. 3- ошибки зависят от неправильного определения грам. категорий к форм. 4- ошибки возникающие в ходе неправильного ориентирования. 5-Ошибки идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны). 6- ошибки связанные слабой орф. зоркостью. 7-ошибки памяти. 8-ошибки вследствии неточного владения знаниями и правилами и нарушение алгоритма проверки. 9-ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья 10- ошибки из-за невнемания. 3.Ошибки  вследствии несоблюдения принципов орфографии. 4.По частотности ошибок. а)типичные. б)инд. ошибки. в)грубые и негрубые. Для успешной организации над работой ошибками и организовывть работу над ошибками, исключая, учитывая сл. момент. 1.Отсутствие систематической работы над ошибками ведет повторение самоконтроля. 3.Несовершенство и недостаток метод приемов применяемых учителем в процессе работы над ошибками. Способы исправления учителем ошибок. 1)обоз-е на полях значком. 2)подчеркивание слова всего и показать на полях. 3).Подчеркивание слова и усл. знак на полях. 4.Зачеркивание ошибки исправление и усл. знак 5)зачеркивание ошибки, надпись правильного варианта усл. знак и номер орф-мы  на полях. 6)зачеркивание напись прав. вариантак указание на полях, морфема к-х допущена ошибка. 7.зачеркивание ошибки правильнй вариант усл. знак и на полях способ исправления ошибки. В начальной школе работы над ошибками явл. их предупреждение. Для предупреждения орф. ошибок используется сл. примем. 1)вынесение на …слов на не изучение правило или трудных для напиания с указанимем орф. 2)Подбор однокоренных слов. 3).выделением орф. цветом, чертой и т.п. 4).выборочное комментирование. 5)Проговаривание трудных слов. (хоровое индивидуальное). 6.Различные виды диктантов (предупредительные, объязательные, выборочные) 7.орф. разминки в начале урока  8)Решение грам-орф. задач. (пр. пропущенные орф-мы к-е надо выписать найти –определить)

24.Составте классификацию орфографических ошибок допускаемых учащимися 3го класса. Объясните причину ошибок (русс.яз. 3кл. Полякова)

25.Подберите текст контрольного диктанта для 3го класса. Текст диктанта подчеркните и прокомментируйте (3кл. Бунеев и др).

упр. и алгоритм- последовательность дей-й 1)ставит орф. задачу 2)подбирает правило и т.д.

Проверочный, или контрольный, диктант ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изучен­ным правилом и ранее отработанным.

Текст диктуется целиком, затем по предложениям и частям (2—3 слова, если предложение состоит из 5—6 слов).

26.Покажите роль алгоритма при решении орфографической задачи (пр. из учебника 3го кл. Бунеева)  Умение ставить орфографические задачи должно формироваться целенаправленно через: письмо с пропусками орф-м, письмо с буквенной дробью,списывание. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка. Увидеть орф-му в слове. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орф-мы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные дей-я по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

27.Определите знач. работы над орф.и ошибками для практики правильного письма.

Для предупреждения и формирования орф. навыка. Львов. 1)ошибки связанные с разделами орфогр. сис-мы. 2)ошибки в слитно-раздельное написание. 3)ошибки в переносе слов. 4)употребление заглавных и строчных букв. 5)пунктационные ошибки. 6)каллиграфические ошибки. 7)ошибки речевые. 8)по причинам допускаемой ошибки. 1-ошибки к-е объясняются непониманием или неточным непониманием знач.м слов. 2-ошибка обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем. 3- ошибки зависят от неправильного определения грам. категорий к форм. 4- ошибки возникающие в ходе неправильного ориентирования. 5-Ошибки идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны). 6- ошибки связанные слабой орф. зоркостью. 7-ошибки памяти. 8-ошибки вследствии неточного владения знаниями и правилами и нарушение алгоритма проверки. 9-ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья 10- ошибки из-за невнемания. 3.Ошибки  вследствии несоблюдения принципов орфографии. 4.По частотности ошибок. а)типичные. б)инд. ошибки. в)грубые и негрубые. Для успешной организации над работой ошибками и организовывть работу над ошибками, исключая, учитывая сл. момент. 1.Отсутствие систематической работы над ошибками ведет повторение самоконтроля. 3.Несовершенство и недостаток метод приемов применяемых учителем в процессе работы над ошибками. Способы исправления учителем ошибок. 1)обоз-е на полях значком. 2)подчеркивание слова всего и показать на полях. 3).Подчеркивание слова и усл. знак на полях. 4.Зачеркивание ошибки исправление и усл. знак 5)зачеркивание ошибки, надпись правильного варианта усл. знак и номер орф-мы  на полях. 6)зачеркивание напись прав. вариантак указание на полях, морфема к-х допущена ошибка. 7.зачеркивание ошибки правильнй вариант усл. знак и на полях способ исправления ошибки. В начальной школе работы над ошибками явл. их предупреждение. Для предупреждения орф. ошибок используется сл. примем. 1)вынесение на …слов на не изучение правило или трудных для напиания с указанимем орф. 2)Подбор однокоренных слов. 3).выделением орф. цветом, чертой и т.п. 4).выборочное комментирование. 5)Проговаривание трудных слов. (хоровое индивидуальное). 6.Различные виды диктантов (предупредительные, объязательные, выборочные) 7.орф. разминки в начале урока  8)Решение грам-орф. задач. (пр. пропущенные орф-мы к-е надо выписать найти –определить)

28.Какое знач. при обучении орфографии имеет чтение. Где и с какой целью использование этого приема целесообразно.

Орфографическое чтение- это проговаривание. Целесообразно при написании диктанта, орф. анализ.

29.Докажите эффективность приема сопоставления при формировании орф. правила у детей (пр.проверяемые и проверочные слова).

Пр. сравнения – приставка и корень. Пр. ожег и ожог.

30.Приведите примеры вопросов к учащимися для выявления осознанности орф. правила (правило по выбору уч.3го кл. Полякова).

Грамматика- буква, написание),строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

морфология- 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообр-ия. 2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

ОРФ-Я (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу), 1) правописание — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме. 2) Раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему таких правил.

СИНТАКСИС (от греч. syntaxis — построение, порядок),1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, знач. и т. п. словосочетаний и предложений. 2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

ОРФ-МА (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо), написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

ФОНЕТИКА (от греч. phonetikos — звуковой, голосовой), 1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка. 2) Раздел языкознания, изучающий способы обр-ия звуков речи и их акустические характеристики.

в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орф-м) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

орфографическое поле. 

Для проверки  каждой отдельной орф-мы требуется определенное пространство - орфографическое поле.  Так,  для  проверки буквы  "У"  в слове "ЧУВСТВО" достаточно сочетание "чу",  то есть

минимальное орфографическое поле - сочетание из  двух  букв.  При проверке  безударного  гласного  в личном окончании глагола минимальное орфографическое поле должно обеспечить определение време-

ни, лица и числа глагола. В предложении "Быстро тает рыхлый снег" для проверки орф-мы в слове  "тает"  необходимое  поле  "тает снег",  так как это сочетание достаточно для определения времени,

лица,  числа глагола.  Термин "орфографическое поле" учащимся  не сообщается, но в практической работе по проверке орф-м учащиеся пользуются полем, не осознавая этого"

Орф. навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упр-й и основывается на более прос­тых навыках и умениях, таких, как навык письма (автоматизи­рованное начертание букв), умение анализировать слово с фоне­тической стороны (целенаправленный звуко-буквенный и слоговой анализ), умение устанавливать морф-ый состав слова и вычле­нять из слова орф-му, требующую проверки, умение подвести орф-му под соответствующее ей правило и некоторые другие умения. .

"Орфографическое правило  представляет  собой семантическую, фонетическую,  грамматическую характеристику соответствующих  орфографических явлений