Бухгалтерский учет основных средств

Академия   Труда   и    Социальных      Отношений                    

                                г. Москвы

                                                   

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

“БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ”

Выполнила: студентка МАТиСО

                                                                                                      4 курса з/о

  

                                                                                            Токарева Н.В.

Научный руководитель: Назарова В.Л.

_____________________________________________________________

Алматы, 2004 г.

 План

Введение-------------------------------------------------------------------------стр. 3

1.     Общие положения по учету основных средств.

            Определение и классификация  основных средств.-----Стр.4

            Оценка основных средств-------------------------------------стр.5

2.     Учет  наличия и поступления основных средств

            Поступление основных средств------------------------------стр.7

            Аналитический учет основных средств--------------------стр.9

3.     Учет амортизации  и износа основных средств

            Понятие и виды износа---------------------------------------стр.10

            Амортизационные отчисления-----------------------------стр.10

            Методы амортизационных отчислений-------------------стр.12

4.     Восстановлении основных средств

            Виды ремонта--------------------------------------------------стр.14

            Способы ремонта и затраты---------------------------------стр.15

5.     Аренда основных средств

            Виды аренды в международной практике---------------стр.17

            Текущая аренда------------------------------------------------стр.18

            Финансируемая аренда---------------------------------------стр.20

            Финансовый лизинг-------------------------------------------стр.23

6.     Учет выбытия основных средств

           6.1. Ликвидация ветхих и морально изношенных

                  объектов ----------------------------------------------------------стр.25

6.2.  Безвозмездна передача и вклады основных средств

        в уставный капитал--------------------------------------------стр.26

6.3. Недостачи, стихийные бедствия-----------------------------стр.26

7.   Инвентаризация основных средств

           7.1.Виды инвентаризации------------------------------------------стр.27

           7.2. Порядок проведения инвентаризации----------------------стр.28

           7.3. Переоценка основных средств-------------------------------стр.29

           7.4. Раскрытие в бухгалтерской отчетности--------------------стр.31            

Заключение--------------------------------------------------------------------стр.31

Список используемой литературы---------------------------------------стр.33

   ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет сегодня  занимает  одно из главных мест в системе управления. Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.

          Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.

          Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

          Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.

          В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

         Учет и движение основных средств  организуются в соответствии с СБУ №6 «Учет основных средств» и методическими рекомендациями нему. При отражении информации, касающейся основных средств в финансовой отчетности  по международным стандартам, руководствуются принципами МСФО 16 «Основные средства», а также МСФО 4 «Амортизация» и МСФО 36 «Обесценивание активов».

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждую тенге основных фондов).

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

          Целью  курсовой работы      является изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства, проанализировать  на примере  деятельность  предприятия в данной области бухгалтерского  и финансового учета .

1.Общие положения по учету основных средств

1.1.Определение и классификация  основных средств.

       Основные средства - это материальные активы, действующие в течении длительного времени (более одного года), как в  сфере материального производства, так и в непроизводственной (социальной) сфере.  Срок полезного использования - период, в течении которого использование объекта основных средств призвана приносить доход организации или служить для выполнение целей деятельностей организации, определяемых для принятых  к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции  или иного натурального показателя.  Объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

               По типовой классификации к основным средствам относят здания, сооружения, переда - точные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент,  производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочие основные фонды (библиотечные фонды, музейные ценности, экспонаты животного мира и т.п.). Также к основным средствам относятся затраты, производимые за счет капитальных вложений по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные фонды.

             По принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на его балансе, вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату.

             По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие основные средства. К действующим относятся средства, находящееся в эксплуатации, бездействующие – это временно не используемые основные средства в связи с консервацией или по другим причинам, к находящимся в запасе относят объекты, которые составляют запас, образуемый в плановом порядке для замены действующих. 

              По назначению - производственные и непроизводственные. К производственным основным средствам относят такие, которые связаны с осуществлением уставной деятельности (в составе производственных основных средств выделяют их активную часть). Под непроизводственными основными средствами понимают основные средства, числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива.

             По вещественному составу основные средства подразделяют на инвентарные и неинвентарные. К инвентарным относятся объекты, имеющие вещественное содержание и поддающиеся обмеру и подсчета  в натуре (здания, сооружения, машины, оборудование).  К неинвентарным относятся капитальные вложения в земельные , лесные  и водные угодий

( кроме сооружений), т. е затраты не имеющие вещественной формы (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, капитальные затраты   в арендованные средства и др.).

1.2. Оценка основных средств

               Основные средства принимаются к бухгалтерском учету в случае их  приобретения, сооружения и  изготовления, внесение  учредителями в счет и их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

        Первоначальная стоимость – стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные невозмещаемые налоги и сборы, а также затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию, проценты за кредит, предоставленный на период строительства и другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению. 

        Основные определения первоначальной стоимости  для основных средств, возведенных (сооруженных) или приобретенных в порядке капитальных вложений, - их стоимость, слагается из:

-        для зданий и сооружений - из затрат на строительные и монтажные работы по возведению (сооружению) объекта, затрат на проектно-изыскательские работы, а также других затрат, подлежащих включению в установленном порядке в инвентарную стоимость объектов;

-        для оборудования, требующего монтажа, - из затрат по приобретению, расходов по доставке, затрат по монтажу и устройству фундаментов или опор и на проектно-изыскательские работы, а также других затрат, подлежащих включению в установленном порядке в инвентарную стоимость объектов;

-        для оборудования, не требующего монтажа, - из затрат по приобретению, включая расходы по доставке и прочие расходы, связанные с приобретением данного оборудования.

          Учтенная на бухгалтерских счетах первоначальная стоимость объектов может быть изменена только в следующих случаях: 1) переоборудования объекта (расширение, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция), произведенного как правило, в порядке капитальных вложений; 2) переоценки основных средств по решениям правительства.

       Текущая стоимость- стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату. В соответствии  с СБУ 6   в целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие  с действующими ценами на   определенную дату производится переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете т отчетности по текущей стоимости.

       Балансовая стоимость - первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете финансовой отчетности.

      Стоимость реализации – стоимость, по которой возможен обмен основных средств  между хорошо осведомленными и готовыми  к проведению сделки независимыми сторонами.

      Ликвидационная стоимость- стоимость запасных частей, лома, отходов и других  ценных материалов, возникающих при ликвидации основных средств  в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию, в оценке по ценам возможного использовании.

Амортизируемая стоимость- разность между первоначальной  и прогнозируемой ликвидационной стоимостью, которая систематически распределяется  в виде амортизируемых отчислений на расходы субъекта  в течении всего срока полезной или нормативной службы.

При взносе основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его стоимость, согласованная с ее учредителями (участниками), если другое не предусмотрено действующим законодательством.

При бартерных сделках первоначальной стоимостью считается стоимость обмениваемого имущества в оценке, принятой в учете передающей стороны.

В случаях безвозмездного получения объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования.

Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:

-                         

-                         

-                         

-                         

Результат (увеличение +, уменьшение - ) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.

2.  Учет наличия и поступления основных средств.

2.1. Поступление основных средств

Основные  средства поступают на предприятие  в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений; приобретения машин, оборудования, транспортных средств; изготовления своими силами инвентаря, оборудования, мебели; перевода молодняка животных  в основное стадо; зачисление в основные средства декоративных, защитных и других насаждений; безвозмездное поступление от других  субъектов и физических лиц; финансируемой аренды объектов; вкладов в уставный капитал. Учетной политикой хозяйствующего субъекта  определяется порядок оприходования поступивших основных средств, состав комиссии , осуществляющей осмотр и приемку объектов .

         Порядок определения прогнозируемой ликвидационной стоимости  хозяйствующий субъект отражает  в своей  учетной политике: либо ее определяет  приемочная комиссия путем визуальной оценки его технического состояния и исходя  из норм  эксплуатации.

          При оформлении внутреннего перемещения основных средств составляется Акт  в двух экземплярах. Первый экземпляр  с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй-подразделению сдатчика.

          Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально ответственным лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект  в Инвентарный список и делает запись по оприходованию  основных средств.

          При поступлении основных средств составляется следующая корреспонденция:

п/п

Операция

Сумма

Корреспонденция счетов

Документы-

основания

дебет

кредит

1.

Приобретены основные средства за плату

-отраженна покупная стоимость (без НДС, кроме легковых а/м и зданий жилищного фонда)

-отнесена сумма НДС в зачет

-оплачен счет

255000

45 000

339131

121-126

331

671

671

671

421-452

Акт приема-передачи

Ф.ОС-1

Счета-фактуры,

фискальные чеки

выписки по счетам, расходные кассовые ордера и пр.

2.

Основные средства получены безвозмездно

-на сумму остаточной стоимости

-на сумму накопленного износа

-на сумму НДС

132000

28000

19800

121-126

122-125

331

726,727

131-134

727

Договор, акт приема-передачи

Ф. ОС-1

Счета-фактуры

3.

Основные средства получены  в результате бартерной операции

-отражается договорная стоимость, полученных по бартеру основных средств

-отнесение НДС в зачет

250000

37500

121-126

331

671

671

Договор бартера, акт приема-передачи основных средств

ф. ОС-1

счета-фактуры

4.

Основные средства внесены  в качестве  вклада  в уставный капитал

-на сумму взноса

100000

121-126

511

Учредительные документы, акт приема-передачи, накладные, оценочный акт

5.

Основные средства изготовлены самим предприятием

-  в цехах основного производства

- в цехах вспомогательного производства

300000

200000

122-125

122-125

900

920

2.2. Аналитический учет основных средств.

          Объектом по учету основных средств  является инвентарный объект.

         Инвентарный объект основных средств -  это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет (например: станок, холодильник и т.п.), выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененных предметов (например, поточная линия), представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.

          Для учета и контроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваивают инвентарный номер, который должен быть обозначен на нем. Если объект сложный и состоит из обособленных элементов, то на каждом элементе ставится номер идентичный основному предмету.

           Нумерацию строят по порядковой серийной системе. Инвентарный номер сохраняют на весь период нахождения объекта в эксплуатации, а при го выбытии не присваивают его номер  вновь поступившим объектам длительное время.

 Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии  в Инвентарных карточках. Карточку заполняют на основе Актов на поступившие основные средства, технических паспортов  и других документов.

Для отметок о выбытии, при передачи другим субъектам основание является акт приемки-передачи формы №1. При списании основных средств, ветхости или износа применяется акт списания форма №3.

        Записи о законченных работах по застройке, реконструкции, ремонту  оборудования  в инвентарные карточки вносят на основании «Акта приема и сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов» форма ОС-2.

       Заполненные инвентарные карточки регистрируют  в описях инвентарных карточек по учету основных средств форма ОС –10. По выбывшим основным средствам карточки помещают в архив картотеки.

3. Учет амортизации и  износа основных средств.

3.1.  Понятие и виды износа

      В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества — изнашиваются.  В соответствии с СБУ 6- износ  это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств.  Предприятия обязаны ежемесячно начислять износ. Суммы износа, начисленного по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам, согласно установленным нормам включают в издержки производства.  Различают два вида износа: физический и моральный.

      Физический износ основных средств является результатом их использования и воздействия внешних факторов, то есть износ происходит  в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных  элементов зданий и сооружений,  а так же  под воздействием различных внешних факторов: влажности, атмосферных осадков и т.д. В результате физического износа утрачивается часть первоначальной стоимости основных средств.

Моральный износ основных средств представляет собой процесс, в результате которого активы не  соответствуют современным требованиям развития науки и техники.  В связи с совершенствованием науки способствуют удешевлению аналогичных основных средств. В результате действия морального износа до наступления физического износа объекты заменяют новыми или проводят реконструкцию и модернизацию объекта

3.2. Амортизационные отчисления. 

В соответствии с СБУ 6 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся  в организации на праве собственности.

Амортизация  стоимостное выражение износа. Задача процесса амортизации –распределить стоимость материальных активов длительного пользования на себестоимость продукции или на расходы компании в течении  предполагаемого срока эксплуатации.  Амортизационные отчисления – один из основных элементов, составляющих себестоисть продукции, работ, услуг.

В соответствии с СБУ 6 , амортизация  это процесс распределения амортизируемой стоимости актива в течении срока службы. Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и ликвидационной, которая определяется при поступлении основных средств.

Начисление  амортизационных отчислений по поступившим основным средствам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем их выбытия. По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции, работ или услуг.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданными в аренду, производится арендодателем. Амортизационные отчисления по арендуемым основным средствам отражаются по дебиту счетов издержек производства и других (счета 935, 946, 126. 811, 821, 343 и др.) и кредиту счетов подраздела 13 (счета 131, 132, 133,134), субсчет «Износ арендуемых основных средств.  

Начисление амортизации по имуществу по договору аренды предприятия осуществляется арендатором в порядке, изложенном для основных средств, находящихся в организации  на праве собственности.

Начисление амортизации лизингового имущества производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости  в зависимости от условий договора лизинга.

          Амортизация  не начисляется только во время производства реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию. На срок действия реконструкции или технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

 Не подлежат амортизации объекты  основных средств, потребительские свойства  которых  с течением  времени  не изменяются.

Амортизация не начисляется по мобилизованным мощностям, если иное не предусмотрено законом РК.

          Начисление амортизации основных средств, не оконченных строительством (не оформленных актами приемки), но фактически эксплуатируемых, производится в общем порядке: с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов по данным учета капитальных вложений. По оформлении  актами приемке ввода этих объектов в действие и зачисления их в состав основных средств ранее начисленную сумму износа уточняют.

         Приведу пример по некоторым операциям при начислении амортизации основных средств.

Д  935         К  131-134        - основное, вспомогательное производство;

Д  821         К  131-134        -административно- управленческое назначение;

Д  946         К  131-134        -социальная сфера;

Д  811.         К  131-134         -отдел сбыта продукции товаров;

         

3.3. Методы амортизационных отчислений

 В соответствии  со стандартом  СБУ  и МСФО 4 рекомендуются следующие методы износа:

Метод равномерного  (прямолинейного) списания стоимости.

 При этом  способе годовая сумма начислений амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации,  исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Метод равномерного списания можно исчислить по формуле:

Первоначальная стоимость - ликвидационная стоимость

Срок службы

Пример:  Предприятием приобретены основные средства на 400 000  тенге. Определена их ликвидационная стоимость в 60 000 тенге. Срок эксплуатации оборудования по техническим документам 10 лет.  Ежегодная сумма амортизации составит:

 (400 000- 40 000) / 10 лет= 36 000

 Ежемесячная сумма составит:

36 000/12= 3 000

Производственный метод

 Стоимость каждой единицы  продукции, работ и услуг  равномерно распределяется  на количество стоимости объектов основных средств, с помощью которых производилась эта продукция, работы, услуги. Таким образом, сумма амортизации за месяц или год  определяется путем деления амортизируемой стоимости объекта  на количество изделий (работ, услуг), которые будут проведены с его участием.

Пример: Приобретен предприятием станок на сумму 240 тыс. тг. Способен отработать 6 000 изделий за 6 лет. Определена ликвидационная стоимость 18 тыс. тг. Амортизация  на одно изделие составит:

(240-18)/6= 37 тг.  Соответственно если в апреле было произведено 500 изделий, а в мае 600, то сумма амортизации составит 18500 и 22200.

Другой вариант, когда количество произведенных товаров должно относиться к определенному станку, тогда как число часов использования объекта может служить лучшим показателем при исчислении амортизации для другого станка.

Пример: Приобретенный  предприятием станок по техническому паспорту  предположительно отработает 10 тыс. часов. Норма амортизации 1 часа составляет 22 тг. Если в июне станок отработал 225 ч, то амортизационные отчисления составят 4950.

Методы ускоренного списания.

Методы ускоренного начисления амортизации применяются в случаях, когда стоимость актива сократится быстрее, чем в ходе его физического устаревания  под воздействием морального износа. Ускоренный метод списания делится на два метода: кумулятивный и метод уменьшающегося остатка.

 При кумулятивном методе ведется списание стоимости по сумме чисел лет срока  полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений  определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта. При данном способе сумме амортизации резко увеличивается в первый год использования объекта, а последний снижается.

Пример:

 В пример рассмотрим грузоподъемную машину. Первоначальная стоимость 240 тыс. тг., предположительная ликвидационная стоимость 18 тыс. тг.,  срок службы  составляет 5 лет. Кумулятивное число составит 15.Амаризационная  сумма составит 222 тыс. тг.

Годы

Сумма амортизации годовая

Сумма амортизации месячная

1-й

222 000*5/15=74 000

74 000/12=6167

2-й

222 000*4/15=59 200

59 200/12=4933

3-й

222 000*3/15=44 400

44 400/12=3700

4-й

222 000*2/15=29 600

29 600/12=2467

5-й

222 000*1/15=14 800

14 800/12=1233

итого

                   222 000

 Метод уменьшающегося остатка.

 При способе уменьшающего остатка  в первый год амортизационные отчисления производятся от первоначальной стоимости, а в следующие от балансовой. Ликвидационная стоимость учитывается только в последний год, когда сумма амортизации ограничена величиной  необходимой для уменьшения  остатка стоимости до ликвидационной.

Пример: Первоначальная стоимость объекта 300 тыс. тг. Срок службы 5 лет. Установлена ликвидационная стоимость 10000 тг. При прямолинейном методе норма амортизации норм амортизации  составит 20 % (100%/5 лет). При использовании ускоренного остатка  норма амортизации будет ровняться 40% (20%*2)

 Амортизация в течении 5 лет будет начисляться так:

Годы

Балансовая стоимость

норма аморт.

1

300000

40

120000

2

180000

40

72000

3

108000

40

43200

4

64800

40

25920

5

38880

38880-10000

28880

4. Восстановление основных средств

4.1. Виды ремонта

        Основные средства  в процессе их эксплуатации подлежат износу. Восстановление  объектов основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации реконструкции.   Ремонт рекомендуется проводить  в соответствии  с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации.

       Бухгалтерский учет должен обеспечить сбор  информации об объеме выполненного ремонта и его стоимости, надежный контроль за использованием предназначенных  для этого средств.

        По организационно - техническим признакам ремонт подразделяют на капитальный и текущий.

 Под капитальным ремонтом понимают восстановление отдельных частей основных средств, которые имеют меньшие сроки износа, по сравнению с объектом в целом. При капитальном ремонте оборудования, транспортных средств, как правило  производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые  и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на прочные экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых  в данном объекту  является наибольшим  (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.д.)

 В соответствии с СБУ 6 первоначальная стоимость  объекта основных средств в результате последующих капитальных вложений увеличивается только в случае улучшения состояния объекта, повышающего его первоначальную стоимость: срок службы, производственную мощность, площадь, скорость. Затраты на ремонт, производимые в целях сохранения и поддержания технического состояния объекта, первоначальную стоимость не увеличивают, а  учитываются как текущие расходы при их возникновении.

 Текущий ремонт производят  с целью устранения незначительных повреждений путем частичной замены деталей, мелкой починки отдельных частей, побелки стен, покраски и т.д. Его проводят в процессе эксплуатации  основных средств для поддержания их в рабочем состоянии. 

Пример.

Организация приобрела компьютер, первоначальная стоимость которого составляет  80 000 тенге.  Срок эксплуатации 6 лет.  На 3 год службы сменили материнскую  плату на сумму   15 000 тенге и сменили мышь на сумму 1000 тенге. В результате срок службы компьютера увеличился на год, что улучшает его показатели . Увеличивается первоначальная стоимость на 15 000 тенге ,  а расходы на сумму 1000 тг. признаются текущими и списываются на расходы.

3.2. Способы ремонта и затраты.

 Ремонт основных средств может производиться  подрядным, хозяйственным и смешанным способом.

При подрядном способе  основные   средства  ремонтируют специализированные субъекты.  При капитальном и текущем ремонтах основных средств, выполненных подрядным способом на основе договора с подрядными организациями, субъект оплачивает законченные работы по ремонту объектов, включая расходы по доставке ремонтируемых объектов к месту ремонта и обратно. Ремонт подрядным способом отражается  в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов.

п/п

Операции

Сумма,

тенге

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Акцептованы счета подрядчиков за выполненные и принятые по актам работы по ремонту основных средств, обслуживающих:

основное производство

вспомогательное производств

социальную сферу

хранение и реализация товарно-материальных запасов

общие и административные нужды

Итого

НДС(15%)

Всего

160000

50000

20000

4000

40000

274000

41100

315100

934

934

945

811

821

331

671

671

671

671

671

671

2.

Оплачены счета подрядчиков за выполненные и принятые работы

315100

671

441

Приемка  объектов по окончанию капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В технический паспорт отремонтированного объекта основных средств должны быть внесены   необходимые изменения  в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтам.

        При хозяйственном способе ремонт осуществляется собственными силами и средствами самого субъекта.

Затраты по законченному ремонту основных средств хозяйственным способом отражаются по дебиту счетов издержек производства  (счета 126, 934,945,811,821) в корреспонденции с кредитом счетов учета материалов (201-026,208) , расчетов по оплате труда   с отчислениями от оплаты труда

(счета 681,634), расчетов с поставщиками , дочерними предприятиями и др. (671,641-643) .

     Затраты по ремонту оборудования, автомашин, тракторов  и других объектов основных средств учитываются на счете 920 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтный цех (производство)», по следующей номенклатуре  статей расходов.

Материалы- стоимость материалов, запасных частей  и др., израсходованных на ремонт . Материалы включаются в издержки  производства по фактической себестоимости (Д 921 К 205,206,208).

Заработная плата работников-  суммы заработной платы, начисленные за работы по ремонту (Д 922 К 681).

Отчисления- суммы отчислений от заработной платы работников в размерах, установленных  законодательством – социальный налог (Д 923 К 635)

Электроэнергия, тепло, газ, пар-расход электроэнергии, тепла, газа, пара на технологические   и другие нужды ремонтных цехов.

Накладные расходы- расходы общепроизводственного назначения   ремонтных цехов (Д 920 К 930). 

         При необходимости,  для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг) субъекты могут создавать ремонтный фонд (резерв) с ежемесячными отчислениями, исходя из годовой системы (бюджета) затрат  на все виды ремонта, его продолжительности.  При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя  из сметной стоимости ремонта.

Например:

Годовая смета затрат на ремонт составляет 300 000 тг. , ежемесячная сумма резервирования составит 25 000 тг. 

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

        В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производство   и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не  сторнируется.  По окончанию ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

      Затраты на ремонт арендованных (сданных в аренду) основных средств, производимые в соответствии с условиями договора  за счет средств: арендодателя - учитываются в общем порядке, установленном  для отражения затрат на ремонт, и списываются в дебет счета учета финансовых результатов;

арендатора - включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты на технический осмотр и уход, затраты по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии включаются в затраты на обслуживание производственного процесса.

Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода к которому они относятся.

5. Аренда основных средств

5.1. Виды аренды в международной практике.

 Аренда- это предоставление арендодателем арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение или пользование оформляется договором аренды. Предмет договора аренды  передача во временное и возмездное пользование  арендатору   средств производства, которые составляют собственность арендодателя. Отдельными видами договора аренды являются договоры: проката, аренды транспортных средств, аренды зданий или сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды.

   Договором аренды может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. 

        В договоре аренды указывается соответствующие данные об имуществе, подлежащих передачи арендатору (состав и стоимость), срок аренды, порядок, условия и сроки  внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующим условия договора и назначению имущества и др. условия аренды.

      Срок аренды- не отменяемый период времени, на который арендатор заключает договор на аренду имущества, также любые другие последующие периоды, в течение которых возможно продление срок аренды с дальнейшей оплатой или без нее, на что арендатор имеет право выбора, которое оговорено в начале срока аренды.

 В международной практике различают следующие виды аренды:

 Долгосрочная аренда (лизинг) - эта аренда, срок которой превышает 3 года.

Долгосрочная аренда в свою очередь подразделяется на лизинг обычный и лизинг финансовый.

Лизинг обычный предусматривает возврат  арендодателю имущества по истечению срока аренды. Лизинг финансовый - это форма долгосрочных кредитов аренды обычно предполагает переход арендованного имущества  в собственность арендатора по окончанию срока

Среднесрочная аренда (хайринг)  аренда имущества  от 1 года до 3 лет без права передачи арендованного имущества  в собственность арендатору.

Краткосрочная аренда (рентинг) – аренда имущества без права его последующего приобретения арендатора. Срок аренды составляет 1 год.

5.2. Текущая аренда

 Текущая аренда подразумевает временное владение арендатором имущества. Под ней понимается любая аренда, за исключением финансируемой. При текущей аренде риски и вознаграждения, связанные  с правом собственности на актив, остаются у арендодателя. Сданные  им в аренду активы рассматриваются как амортизируемое имущество, и получаемая арендная плата  включается  в доход на протяжении всего срока аренды.

   бухгалтерском учете арендодателя основные средства, переданные  в аренду  числятся в составе основных средств на субсчетах к счетам подраздела 12 «Основные средства».  Арендная  плата, причитающиеся к получению, в соответствии с заключенным договором  отражается по дебету счета 334 «прочие», субсчет «Доход от передачи вне оборотных активов в текущую  в текущую аренду», если же аренда является основным видом деятельности  субъекта, то кредитуют счет 705 «Доход от аренды».

Поскольку имущество, сдаваемое в текущую аренду, отражается   в бухгалтерском балансе арендодателя, то и начисление амортизации производится арендодателем по дебету счета845 «Прочие», соответствующему субсчету и кредиту счетов 13 подраздела «Износ основных средств».

       Арендатор признает расходы по текущей аренде в виде арендной платы на систематической основе,  и в том  отчетном периоде, к которому они относятся, не зависимо от оплаты.

Арендная плата  по текущей аренде отражается на счетах тех  производств, где используются арендованные активы, и в бухгалтерском учете отражается по дебету следующих счетов: 937 «Арендная плата» - если основные средства используются в производственных целях; 937 «Арендная плата»-  если основные средства используются в социальной сфере; 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)- если основные средства непосредственно связаны с процессом реализации товаров) работ, услуг); 821 «Общие и административные расходы»- если основные средства  используются для общехозяйственных нужд 

и кредиту счета 687 «Прочие». Составим корреспонденцию счетов по операциям, связанных с текущей арендой.   

п/п

Операции

Сумма

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1.

Переданы  в текущую аренду  основные средства

- доход от аренды (без НДС)

-учтен НДС к арендной плате

-получена арендная плата от арендатора (с НДС)

-арендная плата получена авансом

-предоплата распределена по отчетным периодам на доход

-начислен износ осн. средств.

-по окончанию срока аренды основные средства возвращены арендатором

121-125

субсчет

«Осн. Средства в аренде

301,303

301,303

441,451

441,451

611

801,845

122-125

субсчет «Собственные осн. средства»

121-125

субсчет «Собственные осн. средства

701,727

633

3001,303

611

701,727

131-134

122-125 субсчет «Основные средства  в аренде»

2.

Получены в текущую аренду основные средства

-начислена задолженность по арендной плате, используемые в : процессе реализации ;

общехозяйственной деятельности;

производстве;

- погашена задолженность по арендной плате (с НДС)

-произведена  предоплата по аренде

-предоплата  распределена  по отчетным периодам

- по окончании срока аренды осн. средства возвращены  арендодателю

811

821

937

687

342

-

687

687

687

441,451

441,451

001

5.3. Финансируемая аренда

 В соответствии со стандартом бухгалтерского учета  17 «Учет аренды», финансируемая аренда-передача арендатору большей части выгод  и рисков, связанных с правом собственности  на имущество, и если:

       -арендатор обладает правом выкупа арендуемого имущества по 

         фиксированной цене или по ценам, определяемой в конце      

         срока аренды;

-         срок аренды превышает 80% срока полезного функционирования арендованного имущества;

-          в конце срока аренды остаточная стоимость арендуемого актива  составляет менее 20%  его текущей стоимости в начале аренды;

-           дисконтированная стоимость арендных платежей за весь  арендный  период превышает 90% текущей стоимости арендуемого имущества;

-          к концу срока аренды право собственности на арендуемый актив может передаваться или не  передаваться арендатору.   

Объект основных средств, полученный  на правах  финансовой аренды, отражается арендатором на балансовом счете после окончания срока, принятого договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее.

Если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество  учитывается  на балансе лизингополучателя , затраты связанные с получением имущества, учтенные на счете учета капитальных вложений при принятии указанного имущества к бухгалтерскому учету, списываются на дебет счета учета основных средств , на отдельный субсчет «Арендованное имущество».

При расчете  дисконтированной  стоимости минимальных арендных платежей  используется предусмотренная  процентная ставка, при невозможности ее определения  применяется приростная  процентная ставка на заемный капитал арендатора.

Предусмотренная процентная ставка-это ставка дисконта, которая определяет  дисконтированную стоимость имущества в начале аренды, для определения  минимальных арендных платежей, и негарантированную  остаточную стоимость в начале аренды по текущей стоимости арендованного имущества. Предусмотренная процентная ставка определяется исходя из специальных таблиц определения будущей стоимости денежных потоков и следующей формулы:  FV=PV (1+r) n

где:

-будущая стоимость денежных потоков через n лет;

сумма, вкладываемая в момент расчета

ставка процента

число лет в расчетном периоде

Приростная процентная ставка  на заемный капитал арендатора-это процентная ставка, которую должен будет заплатить арендатор за подобную аренду; или ставка, которую  примет арендатор в начале аренды, за пользование кредитом на такой же период для покупки актива.  

 При  финансируемой аренде, помимо выплат финансовой платы и погашения обязательств, арендатор производит начисление износа арендованных активов. Начисление износа на арендованное имущество производится  в соответствии с учетной политикой, принятой в отношении амортизации,  применяемой к собственным основным средствам.  Арендатор дебетует счета 935 «Износ  основных средств и амортизация нематериальных активов»- если основные средства  используются в сфере производства; 935 «износ основных средств и амортизация нематериальных активов» - если основные средства  используются в   социальной сфере; 811 « Расходы по реализации товаров (работ и услуг)- если основные средства  связанны  с процессом реализации товаров, работ и услуг); 821 « Общие и административные расходы»- если они предназначены для общехозяйственных нужд  и кредитуют счета 13 подраздела «Износ основных средств» по соответствующим счетам  с выделением в аналитическом учете их принадлежности.

Расходы по выплате процентов  определяются на основе постоянной и приростной процентной ставки, применяемой к стоимости непогашенных арендных обязательств, за каждый отчетный период. Сумма оплаченных обязательств определяется как разница между минимальными арендными платежами и расходами по выплате процентов. На основании договора аренды и актив приемки арендованных основных средств арендатор отражает  активы и обязательства по будущим арендным платежам в одинаковой сумме.  При этом обязательства могут учитываться по более низкой из двух оценок:

- по текущей стоимости;

-по дисконтированной стоимости.

Принятые активы, на условиях   финансируемой  аренды,  отражаются по дебету соответствующих счетов 12 подраздела, с выделением аналитических субсчетов, и кредиту счета 683 «Арендные обязательства».

На сумму причитающегося  вознаграждения за арендованные активы дебетуют счета 831 «Расходы в виде вознаграждения» и кредитуют счет 684 «вознаграждения к оплате».  При перечислении средств дебетуют счета 683 «Арендные обязательства»; 684 « вознаграждения  к оплате»- на сумму расходов по процентам за отчетный период  и кредитуют  счета денежных средств 42, 43,44,45 подразделов.   

Арендатор в течении арендного срока может досрочно выкупить арендуемые активы. При этом кредитуют счета денежных средств  соответствующих подразделений на оставшуюся сумму по счету 683 « Арендные обязательства». Счета 683 при этом закрывается, а в аналитическом учете по счетам 12 подраздела     « Основные средства выкупленные арендованные активы  необходимо перенести в категорию собственных основных средств.

Для учета операций по финансируемой аренде  у арендодателя применяются синтетические  счета:

-334 «Прочие», субсчета «Арендные обязательства к поступлению»;

-332 «Начисленные  вознаграждения»;

-724 «Дивиденды по акциям и доходы  в виде вознаграждения», субсчет «Проценты по  договорам  финансируемой  аренды».

При передачи в финансируемую аренду действующих основных средств  дебетуют  счета 801 « Себестоимость услуг, связанных с арендой»- на остаточную стоимость  актива; соответствующие счета 13 подраздела «Износ основных средств»  в части накопленного износа и кредитуют счета 12 подраздела.

Стоимость арендованных активов, оговоренная в договоре,  отражается по дебету счета 334 «Прочие», субсчет «Арендные обязательства к поступлению»  и кредиту счета» 705 «Доходы от аренды». На сумму причитающихся к получению арендных процентов дебетуют счет  332 «Начисленные проценты» и кредитуют счет  611 «доходы будущих периодов».   Одновременно на сумму полученных процентов дебетуют счет 611 и кредитуют счет  724 « «Дивиденды по акциям  и доходы в  идее процентов» субсчет «Проценты по договорам финансируемой аренды», которые признаются как доход арендодателя в каждом отчетном периоде.

5.4. Финансовый лизинг.

Финансовый лизинг-это вид имущественного найма с полной выплатой стоимости имущества, который характеризуется тем. Что срок, на который передают имущества  во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации имущества. Иными словами, лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленный договором  лизинга предмет лизинга  у продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок, и на определенных   условиях во временное владение лизингополучатель обязуется уплачивать регулярные периодические платежи, подлежащие уплате в соответствии с договором, которые рассчитываются с учетом  возмещения (амортизации) всей или существенной части (не менее 80%) стоимости предмета лизинга. По истечению срока предмет лизинга переходит  в собственность лизингополучателя при условии выплаты им  полной суммы, предусмотренной договором.

Лизинг подразделяется на несколько видов:

-возвратный лизинг - при котором продавец продает предмет лизинга лизингодателю с условием обратного получения данного предмета лизинга в лизинг в качестве лизингополучателя;

- банковский лизинг -  при котором  в качестве лизингодателя выступает банк;

-полный лизинг - при котором техническое  обслуживание  предмета лизинга и его текущий ремонт осуществляет лизингодатель;

- чистый лизинг, - при котором техническое обслуживание  предмета лизинга  и его текущий ремонт  осуществляет лизингополучатель.

 По своей форме лизинг может быть внутренним , при котором лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются резидентами Республики Казахстан. Международный лизинг требует участия лица , выступающего  в качестве  лизингодателя или лизингополучателя , являющегося нерезидентом РК.

 Договор лизинга должен содержать следующие обязательные условия, без которых  он считается незаключенным: предмет договора; наименование продавца предмета лизинга с указанием, кем был осуществлен выбор  продавца; условия и срок передачи предмета лизингополучателю; размер и периодичность лизинговых платежей; стоимость предмета лизинга; срок действия договора;  условия перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателю; порядок его содержания и ремонт; страхование;  возложение на одну из сторон  обязанности государственной регистрации предмета лизинга на имя лизингодателя; ответственность сторон. Договор лизинга недвижимого имущества подлежит  обязательной  государственной регистрации в порядке, определенном законодательными актами.

  Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя  осуществляются в форме лизинговых платежей:

-возмещение лизингодателю затраты на приобретение предмета лизинга  и любых других расходов, непосредственно связанных с приобретением, поставкой предмета лизинга и приведением его в рабочее состояние для использования его по назначению в соответствии с договором;

- вознаграждение по лизингу.

 В свою очередь вознаграждение по лизингу определяется двумя методами, исходя из предусмотренной  процентной ставки или приростной процентной ставки.

Рассмотрим пример отдельных операций по финансовому лизингу.

п/п

Операции

Сумма,

тенге

Корреспонденция

счетов

дебет

кредит

Отражение операции у лизингодателя

1.

Переданы в лизинг основные средства:

-на балансовую стоимость оборудования

-на договорную стоимость переданного в лизинг имущества

-на сумму НДС

700000

900000

135000

842

334,301

334,301

121-125

722

633

2.

Отражена как доходы будущих периодов разница между общей суммой лизинговых платежей и стоимостью основных средств, переданных в лизинг

300000

301, 304

611

3.

Отражен доход от лизинговой деятельности  в размере вознаграждения, относящегося к текущему периоду

300000

611

705

4.

Оплачены лизингополучателем обязательства по лизингу

1335000

441,451

301,304

Отражение операций у лизингополучателя

5.

Оприходованы основные средства, полученные в лизинг:

-на договорную стоимость полученного имущества

-на сумму НДС

900000

135000

121-125

331

683

683

6.

Начислено вознаграждение  за имущество, полученное в лизинг

300000

831

684

7.

Оплачены лизингодателю обязательства по лизингу

1335000

683,684

441,451

8.

Начислена амортизация по основным средствам, принятым в лизинг

108000

935,946

811,821

131-134

6. Учет выбытия основных средств.

6.1. Ликвидация ветхих и морально изношенных объектов.

       С баланса предприятия могут быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам по причине: а) их негодности вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, б) морального устарения, в) в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов, г)  при безвозмездной передачи другим юридическим и физическим лицам, дарении, передачи (продаже)  межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям) реализации неиспользуемых в хозяйственной  деятельности объектов, е) при обмене, недостаче и т.п.

Для определения непригодности основных средств, а так же для оформления необходимой документации, по приказу руководителя создаются постоянно действующие комиссии.  Комиссии производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают их  непригодность  к восстановлению и дальнейшему использованию; причины списания, необходимых случаях  и виновных в преждевременном списании  объектов; возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов, их оценку; составляют акты на списание основных средств.

 Ликвидация бывает  полной или частичной. Полное или частичное списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют актом о ликвидации основных средств. Списание с баланса всех видов транспортных средств оформляется Актом на списание автотранспортных средств. На основании оформленных  актов  на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе  организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам  хранятся  в течении срока, определяемого  руководителем организации.

При продаже неиспользуемых, излишних основных средств выручка от их реализации остаются  в распоряжении предприятия.

пример

6.2. Безвозмездная передача и вклады основных средств в уставный капитал

       В этом случае передача основных средств оформляется актом, составленным в двух экземплярах, который служит основанием для списания основных средств бухгалтерией. Стоимость основных, средств переданных другим предприятиям безвозмездно, списывается  в уменьшение уставного фонда развернуто:  первоначальная стоимость — на уменьшение уставного фонда, сумма износа — на его увеличение.

Д 132 К 123-  60000 тг.- сумма начисленного износа

Д 842 К 123-180000 тг- балансовая стоимость передаваемого объекта

Д 821 К 633-27000 тг.- сумма НДС

Перемещение  основных средств внутри предприятия оформляют Актом. На его основании делают отметку  о перемещении основных средств  в инвентарных карточках  и инвентарных списках  объектов по месту их нахождения. При внутрихозяйственном перемещении основных средств делают записи по дебету и кредиту счетов 12 подраздела «Основные средства»

Д 121-125 К 121-125 -200000 тг. Переданы основные средства из одного 

                                                        цеха в другой.

Финансовые вложения предприятия могут иметь место, когда предприятие передает основные средства как свой вклад в уставный капитал создаваемого дочернего предприятия или других хозяйствующих субъектов.

6.3.Недостачи, стихийные бедствия.

Выбытие основных средств может произойти в результате пожара, стихийных бедствий и экстремальных ситуаций.

 Необходимость списания основных средств появляется и в случае обнаружения их недостачи.

пример

Рассмотрим корреспонденцию счетов  при недостачи основных средств.

Д 132    К 123-20000 тг. -сумма начисленного износа

Д 334  К 123-60000 тг. - балансовая стоимость предъявленная  к взысканию

Д 633    К 331-(9000 тг. )- сторнируется НДС , ранее отнесенный в зачет

Д 821    К 331-9000 тг.      сторнируемая сумма НДС относится на расходы

Д 821    К 334-60000 тг. -если виновный не установлен

Если виновный установлен:

Д 333    К 334-60000 тг. - на балансовую стоимость объекта

Д 333   К 633-9000 тг. - на сумму НДС

Д 441,451,681  К333-6900 тг. - погашение недостачи.

7. Инвентаризация основных средств.

7.1. Виды инвентаризации.

 

 С целью выявления фактического наличия основных средств  и контроля за их сохранностью, субъектами периодически проводится инвентаризация  основных средств с действующими нормативными актами  и учетной политикой предприятия.

Инвентаризация-способ бухгалтерского учета , при помощи которого сопоставляются и регулируются учетные данные  в средствах субъекта  с их фактическим наличием с целью обеспечения соответствия этих показателей.

Инвентаризация имущества  и финансовых обязательств организации проводится в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета № 24 « Организация бухгалтерской службы».

 Инвентаризации бывают:

-полные – касаются всех средств хозяйствующего субъекта. Обычно инвентаризацию проводят в следующие сроки:

-         основных средств не менее одного раза в год ( не  ранее 1 ноября);

-         здания, сооружения  и других неподвижных объектов основных средств - один  раз в 2-3 года;

-         капитальных вложений - один раз в год;

-         незавершенного производства  на 1 января;

-         капитального ремонта, расходов будущего периода-не  менее одного раза в квартал;

-         расчеты с банком по мере получения  выписок по лицевым  счетам;

-         расчетов  с финансовыми органами – ежеквартально;

-         денежных средств и документов строгой отчетности – не  менее одного раза в месяц;

-         расчеты с прочими дебиторами и кредиторами – два раза в год;

-         остальных статей баланса – на первое января  следующего за отчетным  года.

- частичные  охватывают один вид средств (денежные средства в кассе, материалы на складе). Проводятся систематически  на протяжении всего года  в целях сохранности  материальных ценностей.

-плановые – проводятся в установленные сроки.

-внезапные- по распоряжению руководителя, при смене  материально ответственных лиц, по требованию следственных органов.

-внеплановые- проводят после стихийных бедствий.

-ежемесячные- денежных средств.

7.2. Порядок проведения инвентаризации

В организации создают постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества на предприятиях создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

В задачи инвентаризации входит получение точных данных  о фактическом наличии  и техническом состоянии  основных средств,  а также сверка фактического наличия  с данными бухгалтерского учета.  Данные о   фактическом  наличии  и техническом состоянии  основных средств записывают в «Инвентаризационные описи основных средств, которые потом передаются в бухгалтерию. При обнаружении расхождений и неточностей  в регистрах бухгалтерского учета  или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления.

 При инвентаризации  основных средств комиссия  в обязательном порядке  производит осмотр  объектов  и заносит в  инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические  и эксплуатационные  показатели при выявлении объектов  не принятых на  учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют  или указаны  неправильные данные, комиссия должна включить в инвентаризационную опись и инвентарные карточки недостающие, а также правильные сведения.

         Присвоенные инвентарным объектам номера, как правило, не должны меняться. Замена номеров может быть произведена  в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в той группе  основных средств, в которой они должны были быть отнесены  по своему технико-производственному назначению, а также в случаях установления неправильной нумерации.

На выявленные неучтенные основные средства делается запись на их оприходование в оценке исходя из технического состояния:

Д 122-125 К 722- 100 000

Основные средства, которые при инвентаризации  находятся вне предприятия, инвентаризируют до момента временного выбытия  их с предприятия.  Основные средства, не пригодные  к эксплуатации  и не подлежащие восстановлению, в инвентаризационную опись не  включаются. Н а эти объекты  инвентаризационная комиссия составляет  отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.

   Одновременно  с инвентаризацией собственных основных средств проверяются  основные средства, арендованные  и находящиеся на ответственном хранении.

На выявленную недостачу основных средств при инвентаризации составляется следующая корреспонденция:

Д 334  К 122-125- 10000 тг. - списана остаточная стоимость, предъявленная  

                                           к взысканию

Д 131-134 К 122-125-2000 тг. - списана сумма начисленного износа

Д 842 К 122-125- 1000 тг. -списана сумма, непокрытая износом и суммой,

                                             удержанной с виновных лиц

Результаты инвентаризации должны быть отражены  в учете того месяца, в котором  была закончена инвентаризация .

7.3.Переоценка основных средств.

 В соответствии с СБУ 6 , в целях проведения первоначальной стоимости  основных средств в соответствии  с действующими ценами  на определенную дату, проводится переоценка объектов, в результате которой  основные средства отражаются в учете  и отчетности по текущей стоимости.

Для проведения переоценки основных средств  создается комиссия , аналогично инвентаризационной и приглашается профессиональный оценщик, который определяет стоимость применительно к ценам, складывающимся ан день переоценки.  При увеличении первоначальной или текущей  стоимости  основных средств  на сумму переоценки увеличивается их стоимость по дебету соответствующих счетов подраздела 12 «Основные средства», и одновременно увеличивается собственный капитал  по кредиту счета 541 « Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки  основных средств». Начисленная сумма износа на дату проведения переоценки  основных средств корректируется  пропорционально изменению стоимости основных средств.

В случае уценки основных средств , ранее не подвергавшимся дооценки , сумма  снижения стоимости признается расходом , а сумма корректировки  износа признается как прочий доход.

Пример. Первоначальна стоимость автомобиля составляет 900 000 тенге, а сумма износа 63 000 тг. В результате произведенной  переоценки текущая стоимость составила 630 000 тенге, а скорректированная сумма износа 44 100 тенге. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

-  на сумму уценки первоначальной стоимости;

дебет счета 845 «Прочие»

кредит счета 124 «Транспортные средства»-270 000 тенге

- на сумму уценки износа:

дебет счета 133 «Износ транспортных средств»;

кредит счета 727 «Прочие»-18 900 тенге.

       Первоначальная стоимость здания склада составляла 700 000 тенге, Срок службы здания 7 лет, По итогам переоценки стоимость увеличилась и стала 910 000 тенге, при этом накопленная сумма износа  в размере 49 000 тенге была скорректирована до 63 700 тенге. При осуществлении следующей переоценки рыночная стоимость  здания склада составила 637 000 тенге, а накопленный износ в сумме 95 550 был скорректирован до 66 884  тенге.

     В  бухгалтерском  учете результаты второй переоценки отражаются  следующими записями:

1.Уменьшение стоимости  в пределах ранее произведенной переоценки:

-на сумму уценки первоначальной (текущей) стоимости 210 000 тенге:

дебет счета 541; кредит 122,

- на сумму уценки износа 14 700  тенге (63700-4900)

дебет 131; кредит 541.

2.                 Уменьшение стоимости сверх сумм ранее произведенной переоценки:

- на сумму уценки первоначальной (текущей) стоимости 63 000 тенге (273000-210000):

дебет счета 845; кредит счета 122

- на сумму  уценки износа  13 966 (28 666-14700)

дебет счета 131; кредит счета 727

        Если в результате переоценки основных средств первоначально произошло уменьшение, а затем увеличение, то предыдущая сумма уменьшения стоимости основных средств подлежит  восстановлению. Сумма от переоценки основных средств подлежащая восстановлению, признается как доход.

Пример.  При проведении переоценки первоначальная стоимость здания в размере 2 000 000 тенге уменьшилась и составила 1 700 000 тенге. Накопленная сумма износа в размере 50 000 тенге была скорректирована пропорционально  уценке стоимости здания и составила  42 500 тенге. По итогам следующей переоценки стоимость здания  составила 2 100 000 тенге, износ 52 500 тенге.  В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

- по итогам первой переоценки:

дебет счета 845; кредит счета 122 -300 000 тенге;

дебет счета 131; кредит счета 727- 7 500 тенге;

- по итогам второй переоценки:

дебет счета 122; кредит счета 727- 300 000 тенге;

дебет счета 845; кредит счета 131-7 500 тенге;

дебет счета 122; кредит счета 541 -100000 тенге;

дебет счета 541; кредит 131 -2 500 тенге

  По мере эксплуатации объекта сумма переоценки  переносится на нераспределенный  доход  в размерах, определяемых  в соответствии с применяемым методом начисления  амортизации. Вся сумма дооценки переносится  на нераспределенный  доход только  в момент выбытия объекта основных средств.

Пример. Первоначальная стоимость объекта 180 000 тенге, сумма накопленного износа износа составляет 40 000 тенге. Была произведена переоценка, в результате которой стоимость объекта составила  234 000 тенге, а сумма износа, скорректирована  пропорционально  изменению  стоимости – 52 000 тенге. До конца срока эксплуатации 4 года.

Сумма  увеличения дополнительного     неоплаченного капитала составляет 42 000 тенге.

По мере эксплуатации объекта  в последующие  4 года сумма переоценки, отраженна в составе дополнительного неоплаченного капитала, будет ежегодно переносится на нераспределенный  доход в сумме  10 500 тенге (42 000/ 4 года).

Ежегодно в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта будет производится запись:

Дебет счета 541; кредит счета 561- 10 500 тенге.

7.4. Раскрытие в бухгалтерской отчетности.

В финансовый отчетности хозяйствующего субъекта необходимо раскрывать следующую информацию: первоначальная стоимость по каждому виду основных средств на начало и конец отчетного периода с учетом их движения; ввод; выбытие; изменение первоначальной стоимости;  используемый метод начисления амортизации; сумма накопленной  амортизации на начало и конец отчетного периода; в случаях проведения переоценки: текущая стоимость каждого вида основных средств на начало и конец отчетного периода; основание и  периодичность проведения переоценки; дата проведения переоценки;  метод проведения переоценки; кем дана экспертная оценка.  

Заключение

В процессе написания работы, я поняла, что бухгалтерский учет основных средств — очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас в  рыночных отношениях.

          В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации отчетностей.  Бухгалтер в финансовый отчетности хозяйствующего субъекта должен раскрывать следующую информацию: первоначальная стоимость по каждому виду основных средств на начало и конец отчетного периода с учетом их движения; ввод; выбытие; изменение первоначальной стоимости;  используемый метод начисления амортизации; сумма накопленной  амортизации на начало и конец отчетного периода; в случаях проведения переоценки: текущая стоимость каждого вида основных средств на начало и конец отчетного периода; основание и  периодичность проведения переоценки; дата проведения переоценки;  метод проведения переоценки; кем дана экспертная оценка.  

  Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия и служит основой для  принятия  управленческих решений. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлять сложным экономическим   механизмом хозяйствующего субъекта без современной полной и достоверной экономической информации, которую дает только четко налаженная система учета.                                            На протяжении всего развития бухгалтерский учет решал три задачи: сделать учет максимально информативным и точным,   добиться простоты и дешевизны, получить максимально своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни. Я думаю, что совершенствование системы учета основных средств будет продолжено и в дальнейшем.

Список используемой литературы

1.     Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмид О.И. «Бухгалтерский учет на предприятии»: Изд.3-е, доп. И перераб. - Алматы: Центр-Аудит, 2002.

2.     Учет основных средств: Учебное пособие-М.: «Экзамен». 2001 г.

3.     «Сборник бухгалтерских проводок в учете субъектов РК». - Скала Н.В., Скала В.И., Алматы, 2003 г.

4.     В.Л. Назарова «Как научиться бухгалтерскому учету». - Алматы: Ид БИКО, Изд-во «Бухгалтер», 1999 г.

5.     Стандарты бухгалтерского учета, методические рекомендации, Генеральный план счетов: сборник документов. - Алматы: Раритет, 2000 г.

6.     Типовой план счетов бухгалтерского учета утвержденный приказом министра финансов РК от 18.09.02. г  № 438 ( с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 21 октября 2003 г. № 372)

7.     «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

Закон РК от 26 декабря 1995 г. №2732 (внесены изменения Законами РК от 10.047.03 № 483-II)

8.     «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «Налоговый  кодекс» Закон РК от 4 июля 2003 г. № 475-II