Шпоры к ГОСам

Банковские операции

 

1        Собственный капитал банка: структура и особенности формирования

 

Теория банковского дела различает понятия собственных средств и собственного капитала. Понятие собственные средства банка - наиболее общее, включает все пассивы, образуемые в процессе деятельности банка: уставный, резервные и другие фонды банка, нераспределенная прибыль прошлых лет и прибыль текущего года.

Собственный капитал банка – величина, определяемая расчетным путем. Она включает те статьи собственных ресурсов, которые по экономическому смыслу могут выполнять функции капитала банка.

Основные элементы собственного капитала, т.е. основополагающие фонды и резервы, образуемые за счет внутренних источников, на цели поддержания деятельности банка, входят в капитал если они отвечают следующим признакам:

- стабильность

- отсутствие фиксированных начислений на доходы.

Капитал банка выполняет следующие функции:

1) защитная; 2) оперативная; 3) регулирующая.

Защитная. Т.к. значительная доля активов банка финансируется вкладчиками, главной функцией собственного капитала является ограждение интересов вкладчиков от потерь.

Капитал банка уменьшает риск акционеров.

Защитная функция дает возможность выплаты компенсаций вкладчикам в случае ликвидации банка, а также сохранение платежеспособности, путем создания резерва на активы.

Как правило, банк считается платежеспособным пока остается нетронутым его акционерный капитал.

Функция обеспечения оперативной деятельности играет важную роль на первых порах организации коммерческого банка для финансирования строительства или аренды помещения, приобретения оборудования, средств связи и т.д.

Выполнение регулирующей функции связано исключительно с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банка.

С помощью показателя капитала государство в лице Центрального Банка осуществляет оценку и контроль за деятельностью банка.

Экономические нормативы, которые использует НБУ, исходят, в основном, из размера собственного капитала банка.

Названные функции банковского капитала показывают, что собственный капитал – это основа коммерческой деятельности банка, он обеспечивает его самостоятельность и гарантирует финансовую устойчивость. При этом капитал банка состоит из основного (капитал первого уровня) и дополнительного (капитал второго уровня).

Основной капитал состоит из:

1) фактически оплаченного, зарегистрированного фонда банка;

2) дивидендов, направленных на увеличение уставного фонда;

3) эмиссионного дохода (разницы между ценой первичного размещения акций и их номинальной стоимостью);

4) резервных фондов, созданных за счет прибыли банка;

5) прибыли прошлых лет.

Дополнительный капитал:

1) резервы под стандартную задолженность других банков;

2) резервы, создаваемые под стандартную задолженность по кредитам, выданным клиентам;

3) общие резервы;

4) результат переоценки основных средств;

5) текущий доход.

В составе основного капитала главная роль принадлежит уставному фонду. Он формируется посредством акционерного, частного или государственного капитала при организации нового банка.

Размер уставного фонда определяется учредителями, однако он не должен быть меньше минимального размера уставного фонда, установленного НБУ.

Для обеспечения капитализации банковской системы Украины НБУ разделили все банки в зависимости от размера капитала на различные категории:

1) К первой категории относятся банки с самым низким размером капитала и которые нарушают норматив капитала, платежеспособность, не придерживаются порядка формирования основного и специального резервов для возмещения возможных убытков по кредитным операциям.

2) Ко второй категории относятся банки, не входящие в первую, но имеющие отрицательную разницу между суммой доходов и расходов в текущем квартале.

3) Банки, не относящиеся к первой и второй категориям. Такие банки могут производить выплату дивидендов без ограничений.

Порядок оформления уставного фонда зависит от формы организации банка. Если банк создается в форме закрытого акционерного общества, то уставны фонд формируется путем распределения всех акций среди учредителей, согласно размера их доли в уставном фонде.

2        Депозитные ресурсы  банка, их характеристика и особенности формирования

 

Привлеченные средства банка формируются главным образом за счет депозитных операций. Депозитными называются операции банков по привлечению на счета денежных средств физических  и юридических лиц на определенные сроки либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится 95 % всех пассивов. По экономическому содержанию депозиты можно разделить на 3 основные группы: ·До востребования - владельцы депозитов данного характера могут востребовать денежные средства без предварительного уведомления банка ·Срочные - денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок ·Сберегательные вклады - характеризуются в основном отсутствием фиксированного срока хранения денежных средств, условия их хранения не предусматривают предупреждения банка об изъятии средств. 

Основной характеристикой всех депозитов до востребования является возможность их владельцев без предварительного уведомления пользоваться этими средствами: производить за счет них платежи и перечисления; получать их часть для использования на разрешенные законодательством цели в виде наличных средств; осуществлять их депонирование и даже полное изъятие. Для клиентов эти счета являются достаточно удобными в связи с их высокой ликвидностью, а к недостаткам можно отнести то, что, как правило, по таким счетам банки начисляют невысокие депозитные проценты либо вообще не производят их начисление. Для банка основное неудобство этих депозитов связано с достаточно высоким риском их одновременного изъятия и необходимостью поддержания большого запаса средств для расчетов по подобным обязательствам.

Наиболее устойчивую часть депозитных ресурсов представляют срочные депозиты и сберегательные вклады. Под срочными депозитами понимаются денежные средства, внесенные в банк на фиксированный срок. В некоторых случаях коммерческие банки прибегают к оформлению срочных депозитов и вкладов депозитными и сберегательными сертификатами.

Сберегательные счета клиентов характеризуются в основном отсутствием фиксированного срока хранения денежных средств и условия их ведения не требуют предупреждения об изъятии средств. Существует достаточно много разновидностей сберегательных и вкладных счетов. Их значение для коммерческих банков состоит в том, что с их помощью происходит мобилизация временно свободных средств населения

3  Недепозитные ресурсы банка, их характеристика, инструментарий и особенности формирования

Недепозитными средствами принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке или путем получения займов от других кредитных учреждений, в том числе от центрального банка. Недепозитные источники банковских средств в отличие от депозитов не носят персональный характер и не ассоциируются с конкретными клиентами банка. Они приобретаются на рынке зачастую на аукционной основе, предполагающей конкуренцию.

Существует несколько причин привлечения подобных ресурсов. Одной из них может быть необходимость увеличения остатка средств на корреспондентском счете в Национальном банке для оперативного регулирования показателей ликвидности. Покупка ресурсов на межбанковском рынке может быть связана также с возможностью их эффективного использования на конкретные целевые программы, а иногда таким образом мобилизуется недостающая часть ресурсов для удовлетворения потребностей наиболее значимых клиентов банка. Ресурсы, приобретаемые на межбанковском рынке, характеризуются, как правило, высокой оперативностью их приобретения и достаточно высокой стоимостью.

К привлечению недепозитных ресурсов обычно прибегают крупные банки, занимающие достаточно прочное положение в банковской системе и имеющие репутацию финансово устойчивых учреждений.

Деньги. Кредит. Банк.            Финансы предприятия 

3        Трансформация банковских ресурсов сущность и характеристика эффекта

 

Трансформация банковских ресурсов состоит в преобразовании разнородных по структуре и составу аккумулируемых банком средств в его ресурсы, отвечающие требованиям их размещения в активы – в т. ч. в долгосрочные кредиты и инвестиции. Процессы трансформации, присущие банковской деятельности, являются одной из главных ее составляющих. Оценивая уровень трансформации аккумулированных средств, банк определяет возможности формирования стабильных и долгосрочных ресурсов как в текущий момент времени, так и на предстоящую перспективу. Риск трансформации состоит в том, что объем этих ресурсов в силу как объективных, так и субъективных причин может не соответствовать расчетам и ожиданиям. Привлечение банками средств подвержено воздействию случайных факторов, которые дополняются случайным характером самих процессов трансформации, что предопределяет сложность и неоднозначность возможных ситуаций. При оценке рисков при этом следует исходить из одного из постулатов теории вероятностей, который гласит, что сколь бы малой ни была вероятность наступления события, но если она существует, то нельзя исключать того, что данное событие может наступить. Риски – неотъемлемая составляющая банковского дела. Банковская деятельность успешна тогда, когда риски предсказуемы и контролируемы, а принимаемые решения ограничены рамками допустимых потерь в противовес альтернативе получения доходов. Определяя возможный уровень размещения ресурсов в долгосрочные активы, банки принимают на себя риск того, что возможно наступление ситуации, при которой уровень ресурсов снизится, окажется недостаточным относительно уровня активов, что приведет к проблемам с ликвидностью и к необходимости оперативного пополнения средств. Формирование банковских ресурсов предполагает диверсификацию аккумулируемых средств  до востребования.

Теоретически можно все привлеченные средства иметь в форме самых «дешевых» остатков на текущих и расчетных клиентских счетах. Однако банк должен создавать сбалансированные ресурсы, в которые включают как «дешевые», но нестабильные, так и стабильные, но «дорогие» средства. Вопрос оптимальности такой структуры в решающей мере зависит от возможности возникновения рисковых ситуаций. Надежность трансформации предполагает такое формирование ресурсов, которое сводит к минимуму возможные потери вследствие рисков.

4        Формирование цены привлекаемых ресурсов и факторы их определяющие

 

В банковской практике операции по привлечению средств, независимо от их срока и целевого назначения, называются депозитными операциями, а сам вклад — депозитом. В результате таких операций деньги клиентов переходят в собственность банков не окончательно, а на определенный срок. За это банк платит собственнику денежных средств определенный процент, так называемый депозитный процент. Итак, первая цена, которая связана с привлечением денежных средств, — депозитный процент. Депозитные операции по своей сути неоднородны. Это и средства на счетах предприятий, счетах заработной платы рабочих и служащих, и средства на счетах государственных учреждений и предприятий, которые временно не используются, но должны находиться в банке. С точки зрения банковской техники все счета подразделяются на две группы: на счета до востребования и срочные счета. Депозиты до востребования предназначены прежде всего для осуществления текущих расчетов в различных формах: наличными деньгами, чеками, переводом или векселем. Срочные счета имеют свою специфику — вклад производится однократно и на определенный срок. Поскольку денежные средства привлекаются коммерческими банками, в условиях рыночной экономики цена депозита устанавливается каждым банком. Цена свободная, ибо тип рынка, с которым связана эта цена, — это рынок свободной конкуренции.

Рынку свободной конкуренции свойственно множество продавцов и покупателей, здесь каждый владеет небольшой долей рынка, здесь отсутствуют ценовые ограничения. В условиях свободной конкуренции наблюдается эластичность спроса по ценам. Цена депозита устанавливается под воздействием спроса и предложения в виде декларируемой ставки по гривневым и валютным вкладам в процентах годовых в зависимости от срока вклада и его размера. Ставки дифференцированы, но их разброс невелик.

Рынок, в первую очередь, является основным индикатором размера процентной ставки по вкладам, который и предлагает ее средний уровень, а также позиционирование внутри банковской системы того или иного банка. Максимальная ставка по вкладам устанавливается на обычный вклад без ее пополнения. А остальные процентные ставки уже рассчитываются в зависимости от размера самой эффективной процентной ставки. 

Расчет процентной ставки по текущим либо карточным счетам с возможностью снятия и пополнения, происходит зависимо от средней срочности привлекаемых материальных ресурсов на такие счета. На размер процентной ставки по вкладам также могут влиять и приоритеты конкретного банка относительно привлекаемых им пассивов, к примеру, по срочности привлечения.

При расчетах процентных ставок по вкладам, банки принимают во внимание внутренние и внешние факторы: внутренние – стоимость кредитного портфеля и стоимость ресурсов банка; внешние – предложения на рынке. Поэтому, как правило, ставка тем меньше чем больше опций содержит в себе продукт для клиента. И наоборот, ставка тем выше, чем меньше для клиента удобства.

При установлении цен привлечения срочных вкладов как физических, так и юридических лиц банки исходят из рыночных ставок привлечения, и из собственных потребностей в ресурсах. Таким образом, даже если в течение определенного периода потребность банка в ресурсах стабильна, а ставки на рынке изменялись, банк реагирует на тенденции рынка.

Процентная ставка была, есть и будет самым основным фактором, который способствует регулированию потока депозитов, заходящих в финансовое учреждение. Как правило, банк, нуждающийся в ресурсах, выходит с акционными депозитными предложениями на рынок. Если в ближайшей перспективе банку ресурсов достаточно, то он может временно понизить процентные ставки по вкладам

 

5        Принципы  кредитования и характеристика его основных этапов

 

Принципы банковского кредитования.

Банковские операции базируются на методологической основе, одними из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые в процессе кредитования:

1) Возвратность. По поводу этого принципа существуют дискуссии. Необходимость возврата банку полученной ссуды по истечению определенного времени требует от предприятия рационального использования полученных в ссуду средств.

Если предприятие не возвращает банку полученную ссуду, то она теряет свои специфические свойства и кредит превращается в другую экономическую категорию - финансы.

2) Срочность – кредит выдается обязательно на определенный срок, указанный в кредитном договоре.

Срок кредитования должен быть экономически обоснован и зависит от оборачиваемости капитала, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Краткосрочное кредитование – до года

Среднесрочное – от года до трех лет.

Долгосрочное – более трех лет.

3) Обеспеченность кредита.

Существуют следующие формы обеспечения возврата кредита:

- залог (имущество остается в собственности заемщика);

- заклад (имущество остается в собственности банка);

- гарантия;

- поручительство.

4) Целевой характер использования средств предполагает предоставление потенциальным клиентом бизнес-плана кредитуемого мероприятия.

Банк, в свою очередь, проверяет целевое использование ресурсов.

5) Принцип дифференцированного подхода.

6) Платность.

Непосредственно процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:

1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

2) изучение кредитоспособности клиента;

3) подготовка и заключение кредитного договора, предоставление кредита;

4) кредитный мониторинг и возврат кредита.

На первом этапе кредитного процесса клиент обращается за получением кредита в банк и предоставляет заявку, в которой содержатся исходные сведения о требуемом кредите: цель его получения; размер предполагаемого кредита; вид и срок предполагаемого кредита; предполагаемое обеспечение; планируемые источники погашения кредита; краткая информация о фирме и ее основной деятельности; основных партнерах и перспективах развития.

К заявке прилагаются паспорт лица, с кем кредитный офицер ведет переговоры, информационная справка о предприятии-заемщике с момента ее образования, схема деятельности данного предприятия, справка о товарно-денежных потоках, перспективах, наличии и величине имущества, постоянных партнерских соглашениях, технико-экономическое обоснование использования кредитных средств, включающее подробное описание кредитного мероприятия, описание товарных и денежных потоков по срокам, указание источников погашения, расчет планируемой выручки за период кредитования, затрат и прибыли, расчет прогнозируемого потока товарно-денежных средств, разрешительные документы (постановления, сертификаты, лицензии и т. д.), касающиеся объектов кредитования и деятельности организации, балансы организации за последние отчетные даты, отчет о прибылях и убытках, учредительные документы.

7 Методы кредитования, их сущность, содержание и особенности

 

Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов. Выделяют следующие методы:  метод кредитования по обороту; метод кредитования по остатку; оборотно-сальдовый метод.

При кредитовании по обороту кредит следует за движением объекта кредитования. Кредит авансирует затраты заемщика до момента высвобождения его ресурсов. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности. Данный метод обеспечивает непрерывное, по мере снижения или увеличения потребности, синхронное движение кредита и является непрерывно возобновляющимся процессом.

При кредитовании по остатку кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде. Например, предприятие может уже закупить необходимые ему ценности за счет своих финансовых источников и лишь затем обратиться в банк за ссудой под их обеспечение, тем самым, компенсируя произведенные затраты. Кредит в этом случае выдается под остаток товарно-материальных ценностей в порядке компенсации, а не авансирования затрат (уже произведенных в данном случае) на приобретение необходимых материалов.

На практике кредитование по обороту и по остатку могут сочетаться, образуя оборотно-сальдовый метод, когда кредит выдается по мере возникновения в нем потребности, а погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов.

8        Формы обеспечения возврата банковских кредитов, их сущность и содержание

 

Отечественные коммерческие банки используют такие основные формы обеспечения кредита: залог движимого и недвижимого имущества; гарантии и поручительства третьих лиц; страхование риска займа; уступка дебиторской задолженности; неустойка (штрафы, пеня). Каждая из форм обеспечения возврата кредита оформляется отдельным документом, имеющим юридическую силу и закрепляет за кредитором определенное финансовое источник для погашения займа в случае отсутствия средств у заемщика после наступления срока погашения кредита.

Для любой кредитно-финансового учреждения обеспечения предоставленных займов является серьезной проблемой. Надлежащее обеспечение кредитной операции существенно снижает риск потерь от невозврата кредита.

Порядок обеспечения исполнения кредитных обязательств залогом регулируется Законом Украины "О залоге" (от 2 октября 1992 г.) и договору залога.

Залог - это способ обеспечения любого (в том числе и кредитного) обязательства. Банк заключает с заемщиком отдельный договор залога. Предметом залога является высоколиквидные (т.е. те, которые можно в случае необходимости быстро реализовать) товарно-материальные ценности, готовая продукция, ценные бумаги и т.д.

Предметом залога могут быть имущество и имущественные права.

В случае предоставления кредита под залог имущества банк должен учитывать ряд важных факторов и предпосылок кредитной операции. Во-первых, заемщик должен быть собственником заложенного имущества или иметь право оперативного управления им, которое определено уставом или доверенности. Во-вторых, заемщик должен подать официальную информацию, которая бы подтверждала, что данное имущество не было уже заложенное раньше невыполненными обязательствами. В-третьих, предмет залога должен быть правильно оформлен как собственность. В-четвертых, предмет залога должен иметь определенную цену, потверджену документально (для недвижимости - справка фирмы, имеющей лицензию на оценку и документ о праве собственности).

Банки разрабатывают и используют в практической работе нормативы оценки имущества, передаваемого в залог в обеспечение кредита. Самыми надежными считаются такие предметы залога (которые оцениваются в 100%): денежные средства, гарантии первоклассных банков при условии предварительного изучения рейтинга банка по мировой классификации, гарантии правительства. Оценка объектов недвижимости производится в пределах установленного "коридора" (вилки) норматива, с учетом назначения объектов, местоположение (регион, удаленность от центра города), эффективности использования помещений, ликвидности на рынке и т.п. Оценка оборудования проводится с учетом ликвидности на рынке, физического состояния, эффективности использования и т.п. Что касается готовой продукции и товаров в обороте, то наивысшую оценку имеют предметы залога с высоким уровнем ликвидности, запасом срока годности, который не менее чем вдвое превышает срок действия кредита.

Кредитор должен иметь реальную возможность погасить из стоимости заложенного имущества после его реализации основную сумму долга, проценты, все расходы, связанные с осуществлением кредитной операции (включая хранение предмета залога), и, кроме того, возместить так называемый утраченный доход.

Важное значение имеет проведение правильной рыночной оценки стоимости предмета залога.

Гарантия как форма обеспечения возврата кредита - это обязательство третьего лица погасить долг заемщика, когда он финансовом не способен сделать это самостоятельно. Если гарантия предоставляется юридическим лицом, то она оформляется в виде гарантийного письма. Банк предоставляет кредит, обеспеченный гарантией, лишь после того, как получит гарантийный лист с отметкой банка организации-гаранта о его обязательства списать с текущего счета гаранта соответствующую сумму долга и проценты по ссудам.

Формой обеспечения кредитов является также поручительство. В юридической науке с позиций гражданского законодательства "гарантия" и "поручительство" часто рассматриваются как тождественные понятия. Поручительство третьего лица оформляется как договор поручительства между банком-кредитором и поручителем. Договор поручительства должен содержать ответственность поручителя за исполнение на полную сумму обязательств заемщика. Поручитель и должник (заемщик) несут при этом солидарную финансовую ответственность. Урегулирование всех споров по договору поручительства осуществляется в арбитражном порядке.

Самыми надежными считаются гарантии (поручительства) банков. Коммерческие банки - одни из наиболее надежных учреждений рынка гарантийных услуг.

Одной из форм обеспечения кредитов является их страхование. В случае страхования кредита и процентов по нему банк должен тщательно проверить финансовое состояние страховой компании, с которой заемщик будет заключать страховой договор. Важно, чтобы в страховом договоре, было указано, что страховая компания полностью отвечает за кредитный риск, включая нецелевое использование займа. В странах с развитой рыночной экономикой страхование банковских кредитов является отдельной важной сферой страхового бизнеса.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком своих обязательств по возврату кредита и выплаты процентов кредитор вправе взыскивать с него неустойку. Неустойка является денежным обязательствам должника перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение как договорных, так и внедоговорные обязательств. В соответствии с Гражданским кодексом Украины необходимым условием для взыскания неустойки является факт наличия гражданско-правового обязательства.

В одной кредитной операции могут применяться несколько различных форм обеспечения возврата займа.

9        Операции банков с ценными бумагами, их виды и особенности

 

Операции банков с ценными бумагами делятся на 2 вида:

  1. Выпуск собственных ценных бумаг (акции, облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты);
  2. Операции с ценными бумагами других эмитентов.

 На основании лицензии на совершение банковских операций банки могут:

а) проводить следующие операции: выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами;

б) осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитные организации могут осуществлять следующие виды профессиональной деятельности (на основании специальной лицензии):

1) брокерскую,

2) дилерскую,

3) депозитарную,

4) управление ценными бумагами,

5) определение взаимных обязательств (клиринг),

6) ведение реестра владельцев ценных бумаг.

 Брокерская деятельность – совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Дилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок ценные бумаги в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление ими в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Деятельность по управлению ценными бумагами – осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

- ценными бумагами;

- денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

- денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

 Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарная деятельность – оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Публичное обращение ценных бумаг – обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Листинг - включение ценных бумаг в котировальный список.

Делистинг - исключение ценных бумаг из котировального списка.

Банки зачастую прибегают к сделкам «РЕПО», т.е. продаже ценных бумаг с условием их обратного выкупа через определенное время.

10    Экономические нормативы инвестиционного риска банка

 

С помощью экономических нормативов деятельности банков в Украине обеспечивается стабильная деятельность банков и своевременное выполнение ими обязательств перед вкладчиками, а также предотвращается неправильного распределения ресурсов и потере капитала за рисков, присущих банковской деятельности . Экономические нормативы является основным столпом  регулирования банков в Украине.

* Нормативы инвестирования:           o инвестирования в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11), (не более 15%)           o общая сумма инвестирования (Н12) (не более 60%);     * Нормативы общей длинной и короткой валютной позиции банка: Н13-1 и Н13-2 (не более 30%).

Потеря части стоимости активов по отдельным типам ценных бумаг, а также по всей категории ссуд приводит к инвестиционному риску банка. Этот риск может быть подразделен на систематический (недиверсифицированный) и несистематический (диверсифицированный).

Систематический риск зависит от общего состояния фондового рынка и включает в себя изменения процентной ставки, а также риск падения общерыночных цен.

Систематический риск отражает связь каждой отдельной акции со множеством других фондовых ценностей, обращающихся на бирже. Этот вид риска может рассчитываться и прогнозироваться по специальной методике, которая базируется на анализе статических связей между биржевым курсом анализируемых акций и общим состоянием рынка, отраженным в биржевых индексах.

Основными методами регулирования рисков операций с ценными бумагами являются:

  • правильная оценка качества ценных бумаг;
  • маневрирование видами сделок с ценными бумагами;
  • тщательное формирование курсов ценных бумаг.

Для измерения величины систематического риска существует специальный коэффициент (β), который характеризует неустойчивость (изменчивость) курса данного вида ценных бумаг относительно стоимости рыночного портфеля. Иначе говоря, коэффициент β определяет влияние общей ситуации на рынке на судьбу каждой ценной бумаги. В связи с этим коэффициент βj именуют "бета ценных бумаг вида j относительно рынка" или "бета j-гo вклада".

11    Факторинговые  операции банков:  принципиальная схема, сущность и содержание

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел. В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования

Принципиальная схема открытого факторинга такова:

1) кредитор отгружает товар (выполняет работы, оказывает услуги);

2) кредитор заключает с банком договор факторинга (уступает ему право требования);

3) банк перечисляет кредитору сумму денежного обязательства должника за минусом дисконта;

4) через определенный период времени должник перечисляет денежные средства банку.

 

 

 

 

12    Аккредитивная форма безналичных расчетов: принципиальная схема и содержание

 

Аккредитив — это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу (бенефициару, в пользу которого открыт аккредитив) или произвести оплату, акцепт тратты, выставленной бенефициаром, или негоциацию (покупку) документов. Обязательство банка по аккредитиву явл. самостоятельным и не зависит от правоотношений сторон по коммерческому контракту. Это положение направлено на защиту интересов банков и их клиентов: экспортеру обеспечивает ограничение требований к оформлению документов и получению платежа только условиями аккредитива; импортеру — четкое выполнение экспортером всех условий аккредитива.

В расчетах по документарному аккредитиву участвуют: - импортер (приказодатель), который обращается к банку с просьбой об открытии аккредитива; - банк-эмитент, открывающий аккредитив; - авизующий банк, которому поручается известить экспортера об открытии в его пользу аккредитива и передать ему текст аккредитива, удостоверив его подлинность; - бенефициар-экспортер, в пользу которого открыт аккредитив.

Схема расчетов по документарному аккредитиву

1.Представление заявления на открытие аккредитива. 2. Открытие аккредитива банком-эмитентом и направление аккредитива бенефициару через авизующий банк. 3. Извещение (авизование) бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. 4. Отгрузка товара на экспорт. 5. Оформление и представление бенефициаром в банк комплекта документов для получения платежа по аккредитиву. 6. Пересылка авизующим банком документов банку-эмитенту. 7. Проверка банком-эмитентом полученных документов и их оплата (при выполнении всех условий аккредитива). 8. Выдача банком-эмитентом оплаченных документов приказодателю аккредитива. 9. Зачисление авизующим банком экспортной выручки бенефициару.

 

13    Документарное  инкассо: сущность и содержание данной формы безналичных расчетов

Документарное инкассо – это форма расчетов, при которой банк инкассирует сумму, которую должен заплатить покупатель продавцу против предоставления соответствующих документов. Банк выполняет функции агента при расчетах между экспортером и импортером. Он предоставляет импортеру, по указанию экспортера или его банка, документы об отгрузке товара или предоставлении услуг и инкассирует против этих документов надлежащую сумму или получает акцептованный вексель. При расчетах по инкассо ответственность банков ограничивается передачей и оформлением документов против оплаты или акцепта векселя. В отличие от документарного аккредитива, когда банки несут обязательство осуществить платеж, при расчетах по инкассо они не обязаны платить, если покупатель не выполняет или не может выполнить свои обязательства относительно оплаты документов. Когда целесообразно использовать документарное инкассо Поскольку при выполнении обязательств по инкассо при отгрузке или предоставлении услуг оплата поставщику не гарантируется, целесообразно использовать документарне инкассо только в тех случаях, если:

  • продавец (экспортер) и покупатель (импортер) доверяют друг другу;
  • желание платить и кредитоспособность покупателя не вызывают сомнения;
  • политическая, экономическая и правовая ситуация в стране импортера является стабильной;
  • международные платежные операции страны импортера не ограничиваются.

Как работает документарное инкассо 1. Достижение договоренности об условиях документарного инкассо. Договоренность фиксируется во внешнеэкономическом контракте.  2. Выдача инкассового поручения и предоставление документов. После заключения контракта и наступления срока отгрузки продавец передает перевозчику товар для транспортировки. Перевозчик предоставляет транспортные документы продавцу. Экспортер готовит весь необходимый пакет документов, среди которых: транспортные документы, счет-фактура, страховой сертификат, свидетельства о происхождении товара, сертификаты, спецификации, упаковочные листы и т.п., и предоставляет их вместе с инкассовым поручением своему банку для отправки покупателю.  3. Пересылка инкассового поручения банком продавца (банк-ремитент) инкассирующему банку. Банк продавца (банк-ремитент) принимает на инкассо документы в сопровождении инкассового поручения клиента, проверяет инструкции и отправляет документы и инструкции в инкассирующий банк. При этом банки ограничиваются только проверкой соответствия предоставленных документов по внешним признакам, перечисленным в инкассовом поручении.  4. Предоставление документов плательщику. Инкассирующий банк информирует покупателя о получении документов и условиях их передачи. Покупатель производит платеж или акцептует тратту, как указано в условиях платежа. Покупатель предоставляет документы перевозчику, который передает товар в обмен на документы. Инкассирующий банк переводит обусловленную сумму банку-ремитенту, как указано в условиях платежа. Банк-ремитент кредитует счет продавца.

14    Учет векселей  банком: принципиальная схема и содержание операции

 

Учет векселей — форма кредитования предприятий, при котором банк приобретет векселя у их собственника (векселедержателя) до наступления срока платежа по ним со скидкой (дисконтом, который составляет разницу между стоимостью учета векселей и полной суммой векселей). Разновидности учета векселей:

  • обычный учет — приобретение банком векселя у векселедержателя до наступления срока платежа, при котором погашение векселя происходит векселедателем;
  • учет с реверсом — приобретение банком векселя у векселедержателя до наступления срока платежа, при котором векселедержатель берет на себя вневексельное обязательство выкупить указанный вексель у банка до наступления срока его оплаты или при наступлении определенных обстоятельств.

Краткая характеристика операции учета векселей. Операция учета векселей осуществляется на основании договора учета (генерального соглашения об учете), который подписывается с векселедержателем векселей. Генеральное соглашение об учете векселей определяет:

  • размер лимита, который устанавливается на векселедателя или векселедержателя, в рамках которого банк обязуется учитывать векселя;
  • срок, на протяжении которого банк обязуется учитывать векселя.

Денежные средства по учтенным векселям перечисляются банком на текущий счет векселедержателя.

15    Операции банков с векселями: аваль, инкассирование и домициляция

 

Авалирование векселей — принятие банком обязательства оплатить вексель полностью или частично за одного из обязанных по векселю лиц (как правило за лицо, которое выдало вексель — векселедатель) в случае неуплаты векселя плательщиком в срок платежа по векселю. Авалист (банк) берет на себя такую же ответственность, как и лицо, обязательство которого он обеспечил.

Операция авалирования товарных векселей дает возможность предприятию, которое выписывает вексель получить отсрочку по уплате полученных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и предоставить контрагенту — поставщику гарантию по уплате векселя в определенный срок. Основным преимуществом расчетов с использованием авалированных векселей есть то, что предприятие получает товар не изымая собственные средства из оборота. Авалирование векселей банком значительно повышает ликвидность таких векселей и их рыночную стоимость и дает возможность собственнику авалированного векселя, в случае необходимости в денежных средствах, обратиться к банку-авалисту с предложением об учете векселя и получить денежные средства до даты погашения векселя. При этом процедура принятия решения относительно учета авалированного векселя будет значительно быстрее, а проценты ниже чем за получение кредита. Использование налоговых векселей авалированных банком при растаможивании импортных товаров дает возможность предприятию, которое выписывает такой вексель получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость на срок от 30 до 180 дней (в зависимости от вида товаров) и провести дальнейший взаимозачет налогових обязательств с государственным бюджетом в случае, если предприятие имеет суммы непогашенного бюджетного возмещения. Использование налоговых векселей, авалированных банком, при уплате акцизного сбора при переработке спирта этилового предоставляет возможность предприятиям — производителям алкогольных напитков получить отсрочку по уплате акцизного сбора на 90-180 дней. Если спирт используется предприятиями, которые имеют льготные ставки по уплате акцизного сбора (фармацевты, парфюмеры и т.п.) налоговые векселя выписываются на разницу между полной и льготной суммой акцизного сбора и являются гарантией целевого использования спирта и после подтверждения целевого использования не требуют погашения денежными средствами. Домициляция векселей — назначение по векселю особого места платежа, которое отличается от местонахождения плательщика по векселю. Банк  принимает поручение векселедателя оплатить вексельную сумму в пользу законного векселедержателя за счет средств векселедателя, задепонированных на специальном счете в банке. Инкассо векселей — осуществление банком по доверенности собственника векселя определенных действий (предъявление к платежу, опротестование векселя и т.п.) с целью получения платежа по векселю.

16    Кассовая деятельность банка: состав операционной кассы, механизм ее подкрепления и порядок выдачи наличных денег

 

Принимая наличные средства от клиентов банк увеличивает свои свободные резервы, при этом проводит активные операции и получает доходы. При выдаче наличных средств клиенту учреждение банка  берут комиссионную плату. Следует отметить, что банк оказывает и другие дополнительные услуги.

Для осуществления кассовых операций в банке открыта операционная касса, которая состоит из приходной кассы, осуществляют прием наличных и расходной, где выдают наличные. Для улучшения обслуживания населения банком открыты удаленные места САРс – специальная автоматизированная система, которая обслуживает счета денежных физических лиц и осуществляет прием коммунальных платежей.   Отдел кассовых операций и денежного обращения, следит и производит регулирование денежного оборота. Отдел составляет прогнозные расчеты кассовых оборотов и осуществляет контроль за выполнением и выдачам наличных средств, разрабатывает календарь выдач наличных по дням и по отдельным клиентам, устанавливает лимит остатка кассы, определяет сроки и порядок инкассации организаций.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать полученную наличность, не израсходованную в течении дня в учреждении банков для зачисления на их счета.  Лимит кассы устанавливается банком индивидуально для каждой организации банка. Размер лимита определяется банком на основе заявления расчета , предоставленной клиентом, с учетом режима работы предприятия, его отдаленности от банка, размера кассовых оборотов.

Наличные средства принимаются банком на протяжении дня на основании стандартного документа «Заявление на взнос наличными» . Банк, принимая заявление в обязательном порядке проверяет все ли реквизиты указаны (организация, сумма, характер взноса, на какой счет зачисляется). Заявление проверяет вначале операционный работник, записывает ее в специальном журнале, подписывает и передает в кассу, который принимает указанную сумму от клиента с полистным пересчетом и выдает ему квитанцию. При приеме наличных кассир в обязательном порядке проверяет банкноты и монеты на подлинность, выявляет фальшивые и те, которые утратили платежеспособность изымают из оборота.

Учреждения банка выдают наличные средства через свои кассы на протяжении операционного дня:

- предприятиям с их текущих счетов на основе денежного чека установленной формы с указанием целевого назначения полученных наличных средств.;

- индивидуальным ссудозаемщиком полученные ссуды по расходному кассовому ордеру;

- населению на основании поручений организаций-плательщиков или по расходным кассовым ордерам.

17    Экономические нормативы кредитного риска банка

С помощью экономических нормативов деятельности банков в Украине обеспечивается стабильная деятельность банков и своевременное выполнение ими обязательств перед вкладчиками, а также предотвращается неправильного распределения ресурсов и потере капитала за рисков, присущих банковской деятельности (см. также статью о банковское регулирование и надзор). Экономические нормативы является основным столпом пруденциального регулирования банков в Украине. Здесь применяются концепции "Базель I". Их расчет осуществляется, в основном, на базе регулятивного капитала.

Нормативы кредитного риска:           o максимальный размер кредитного риска на одного контрагента (Н7), (не более 25%)           o большие кредитные риски (Н8), (не более 800%)           o максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, на-данных одному инсайдеру (Н9), (не более 5%)           o максимальный совокупный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10) (не более 30%);

18    Норматив адекватности регулятивного капитала банка

В Украине величина капитала коммерческих банков регулируется централизованно Национальным банком через установление минимальных требований (нормативов) к размерам и достаточности капитала. Установленные НБУ нормативы отвечают требованиям Базельского соглашения. Работа над улучшением капитальных показателей отечественных коммерческих банков ведется в двух направлениях: через установление минимальных требований к абсолютной величине регулятивного капитала в денежном выражении и через определение относительных показателей, таких как нормативы адекватности регулятивного капитала и адекватности основного капитала (приложение 1). Норматив минимального размера регулятивного капитала банка (Н1) регулирует абсолютную величину капитальной базы, тем не менее он не может считаться достаточным, поскольку не учитывает соотношения капитала и активов банка, а также ровня рискованности активных операций банка. Для регулирования этого аспекта банковской деятельности НБУ установлен норматив адекватности регулятивного капитала (платежеспособности) банка - Н2 и норматив адекватности основного капитала - Н3.

Норматив адекватности регулятивного капитала (норматив платежеспособности банка) Н2 рассчитывается как отношение регулятивного капитала (КR) к суммарным активам и внебалансовым инструментам, взвешенным за степенью кредитного риска и уменьшенных на сумму созданных резервов за активными операциями (Аr):

Для действующих банков нормативное значение Н2 не может быть меньшим за 8 %. Для банков, которые начинают операционную деятельность, установлены такие значения норматива: на протяжении 12 мес. со дня получения лицензии — не меньше 15 %; на протяжении следующих 12 мес. — не меньше 12 %; в дальнейшем — не меньше 8 %. За экономическим содержанием соотношения капитала банка и рисковзвешенных активов определяет достаточность капитала для проведения активных операций с учетом рисков, присущих банковской деятельности. Степень рискованности активных операций банка определяется НБУ и пересматривается при условии изменения экономической ситуации. За степенью риска и вероятностью потери части стоимости все активы коммерческий банк разделен на пять групп (приложение 4).

19    Экономические нормативы ликвидности баланса

ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

                        П В С Т А Н О В А

 N 114 от 21.12.93      г.Киев

    ( Постановление прекратило действие из Постановления Нацбанка       N 167 ( v0167500-95 ) от 30.06.95 )

            Об утверждении Положение об экономические        нормативы регулирования деятельности разных коммерческих банков

 

Ликвидность - это способность банка обеспечить своевременное выполнения денежных обязательств. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, соответствием  сроков размещения активов срокам привлечения пассивов банка.

     Коммерческие банки обязаны придерживаться показателей  текущей, краткосрочной и общей ликвидности.

     Показатели текущей, краткосрочной и общей ликвидности рассчитываются по формуле:

          ЗБ Л - показатель      Л = -----, где ЗБ - обязательства          ЛА ЛА - активы банка

     К обязательств банка при расчета показателей текущей,  краткосрочной и общей ликвидности относятся средства в  расчетных, текущих, депозитных счетах и кредиторской задолженности, как и суммы гарантий и поручительств, предоставленных  банком.     К активам относятся наличные деньги и приравненные к ним средства, средства в корреспондентском счета банка и обязательных резервах, средства, вложенные в ценных бумаг, дебиторскую задолженность и кредиты.

     Текущая ликвидность (показатель Л1) определяется соотношением обязательств банка к вопросу и сроком выполнения за месяц и активов с сроком  погашения.

     Значение показателя Л2 должно превышать 1,0.     Краткосрочная ликвидность (показатель Л2) определяется  соотношением обязательств банка к вопросу и с сроком выполнения в течение трех месяцев, и активов со сроком погашения, что наступает позже 3 месяцев от даты, с которой проводится расчет показателя.

     Значение показателя ЛС должно превышать 1,0.     Общая ликвидность (показатель Л3) определяется  соотношением все обязательства банка к его активов.

     Значение показателя ЛС должно превышать 1,0 (постановление Правление от 20.05.94 N 91).

20    Норматив риска открытой валютной позиции банка

Позиция  – соотношение требований и обязательств участника рынка определенного товара. Валютная позиция – соотношение требований и обязательств уполномоченного банка в иностранной валюте.

Валютная позиция может быть закрытой и открытой. Если требования и обязательства одинаковые, валютная позиция считается закрытой, если есть расхождения – открытой.

В свою очередь, открытая валютная позиция может быть «длинной» и «короткой». Открытая валютная позиция может быть «длинной» (если требования превышают обязательства) и «короткой» (обязательства превышают требования). Для осуществления уполномоченным банком купли-продажи иностранной валюты за собственные средства на валютном рынке Украины НБУ устанавливает лимит открытой валютной позиции соответственно к размеру его собственных средств.

С целью предотвращения валютных рисков осуществляется установление лимитов на каждый день и каждого дилера: обычно устанавливается размер максимально возможной открытой позиции по торгуемым иностранным валютам, возможный для переноса на следующий рабочий день для каждого конкретного дилера и каждого конкретного инструмента.

Норматив риска общей открытой (длинной/короткой) валютной позиции рассчитывается по формуле: Н13 = ВП х 100% / РК, где ВП – общая открытая валютная позиция по балансовым и забалансовыми активами и обязательствами банка по всем иностранным валютам в гривневом эквиваленте (расчет проводится за отчетную дату), которая определяется как сумма абсолютных величин всех длинных и коротких открытых валютных позиций в гривневом эквиваленте в отдельности за каждой иностранной валютой (без учет знака) по всем иностранным валютам; РК - регулятивный капитал банка.

Во время расчета уполномоченным банком норматива риска общей открытой валютной позиции берется сумма регулятивного капиталу, которая рассчитанная по балансу по состоянию на начало минувшего рабочего дня, который предшествует дню расчета этих нормативов.

Значение норматива риска общей открытой (длинной/короткой) валютной позиции (Н13) не может превышать 35 процентов, в том числе: общая длинная открытая валютная позиция (Н13-1) не может превышать 30 процентов; общая короткая открытая валютная позиция (Н13-2) не может превышать 5 процентов.

Нарушение указанного норматива влечет за собой штрафные санкции к банку-нарушителю.