Шпоры по ТГП
12. Понятие и сущность права.Существуют 2 подхода к определению понятия права:1)в обще-социальном смысле(моральное право, право народов);2)в специально- юр. смысле, как юр. инструмент, связанный с гос-вом. Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общест-ую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Признаки права: 1)связь с гос-вом( право влияет на гос-во путём создания условий и порядка формирования и функционирования гос. аппарата, в свою очередь гос-во издаёт, реализует и охраняет прав-ые нормы) 2):волевой хар-р (право возникает одновременно с гос-ом сл-но оно призвано выражать интересы гос-ва) 3)общеобязательность (право обязывает всех субъектов правоотношений выполнять закреплённые в НПА прав-ые нормы); 4)нормативность (прав-ая норма предст. Собой правило поведения общеобязательное для всех); 5) формальная определённость (письменная фиксация прав-х. норм в НПА) 6)системность (все прав-ые нормы находяться в единой системе); 7)принудительный хар-тер (право всегда предусматривает санкции за невыполнение прав-х предписаний). При рассмотрении сущности учитываются 2 аспекта:1)любое право прежде всего регулятор(формальная сторона);2)чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).Отсюда 2 подхода к сущности: 1)классовый -право определяется как система гарантированных гос-вом юр.норм, выражающих возведённую в закон гос. волю экономически господствующего класса; 2)обще-социальный, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами. Есть ещё религиозный, национальный, расовый подходы к сущности права, где перечисленные выше интересы преобладают в з-нах и подзаконных актах, правовых обычаях, нормативных договорах и т.д. 13. Соотношение П и Г: Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Гос-во – организация полит-ой власти общества, охватывающая опред-ую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместно; , 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления, инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 5)основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом:1)если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 2)если государство выражает силу, то право — волю; 3)если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма;4)они также не совпадают по формам, функциям. Взаимодействие гос-ва и права: — с одной стороны, воздействие гос-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);и— с другой стороны, право воздействует на государство, упоря-„очивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом: 1)когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств); 2)когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств). 14. Понятие и признаки гос-ва: Гос-во – организация полит-ой власти общества, охватывающая опред-ую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаки гос-ва: 1) Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, объединяемого им по признаку гражданства.2)Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. 3) Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная прерогатива государства. 4) Государство есть сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами, представляющий собой систему гос-ных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. 5) Гос-во — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), |
|
2. Место и роль теории права и государства в системе юридических наук. Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук:
1.Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. 2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений. 3. Специальные отраслевые юридические науки: государственное (конституционное) право, административное право, трудовое право, гражданское право и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, , криминология и др. 5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, медицины, психологии. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика. 6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирующие общественные отношения. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между ними и другими участниками (субъектами) международного общения. Поскольку все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права, то их называют частными или структурными юридическими науками. Ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной юридической науки, как теория государства и права. Все отраслевые юридические науки — государственное (конституционное) право, административное, трудовое и др. — руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д. Все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения — один из важнейших источников существования и развития теории государства и права. Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.
специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. 6) Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. 15 Классовое и общесоциальное в сущности государства. Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве являются власть, ее принадлежность и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Иногда гос-ая власть оказывается в руках узкой группы, либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно выражает свои интересы. Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что гос-ая власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Эти теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником власти является народ, что гос-ая власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность гос-ва как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Классовый характер гос-ва — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах гос-во постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование гос-ва в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫМИ потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных сил. Классовость современного гос-ва отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них делает характеристику этой сущности односторонней. 16. Правовое гос-во -такая организация политич. власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотреблений. Идея правового гос-ва возникла как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.2 основных принципа(2 стороны сущности)прав.гос-ва:1)наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, создание для личности режима правового стимулирования(социальная, содержательная сторона);2)наиболее последовательное связывание с помощью права гос.власти ,формирование правового режима ограничения(формально -юр. сторона). Первый признак закреплён в Конст.ч.2. «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью».Правовое гос-во должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. других междун. актах и признаются правовыми гос-вами. Второй принцип осуществляется разными способами, каждый из которых явл. самостоятельным принципом: 1)разделение властей; 2) федерализм. 3) верховенство закона; 4)взаимная ответственность гос-ва и личности. Кроме основных есть ещё высокий уровень правосознания, наличие гражданского общества. .Идея правового гос-ва предполагает разрушение монополии гос-ва на власть,с изменением соотношения свободы гос-ва и об-ва в пользу последнего и отдельной личности.
|
|
Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук. Как наука, ТГиП представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функциях государства и права, об их типах, сущности и формах. ТГиП характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. ТГиП изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вытесняет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. ТГП интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества. Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Государство и право связаны друг с другом. А потому ТГП не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на 2 структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Единство позволяет изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному анализу и государства, и права. ГГП имеет двойную связь с различными отраслевыми юр. науками: ТГП вырабатывает осн-ые категории, принципы и функции для всех отраслей права; а отрасли юрид-ой науки с учётом требований практики изменяются и влияют на ТГП. Предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
4. ТГП в системе гуманитарных наук.
Научные дисциплины, образующие в совей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на 3 группы: технические, естественные, гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, соц-ые отношения и институты. Юрид-ие науки – часть гуманитарных наук, т.к. гос-во и право выступают социальными институтами. ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, соц-ей, полит-ей и т.д. С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГП даёт конкретный материал для широких философских обобщений. Особенности ТГП как науки состоят в том, что она яв-ся: 1) гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – гос-во и право (этим она отличается от технических и естес-ых наук); 2) политико- юридической, изучающей такие соц-ые институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); 3) теоретической, изучающей наиболее общие закономерности гос-ва и права(этим она отличается от других юрид-их наук).
30.Англо-саксонская правовая семья. К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие: - основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); - юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; - главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; - отсутствуют кодифицированные отрасли права; - отсутствует классическое деление права на частное и публичное; - статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. 31. Романо-германская правовая семья. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: - единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); - главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; - имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; - высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); - деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; - правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; - особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. 32. Мусульманская правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: - главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; - источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; - весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; - особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; - отсутствует деление права на частное и публичное; - нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; - судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях). 33.Прав.статус личности Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, кот. осознает себя, свою роль и место в об-ве( «человек» биологический субъект, представитель животного мира, понятие гражданин характеризует человека с юр. стороны). Бывают случае когда человек не обладает качествами личности(признан судом недееспособным вследствие психического заболевания). Правовой статус-это юридически закреплённое положение субъекта в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос.органов и должностных лиц, с помощью кот. они выполняют свои социальные функции. |
43.Понятие,признаки и виды правонарушений. Правонарушение- виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам об-ва, гос-ва, личности. Признаки: деяние (действие или бездействие); вина; противоправность, вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юр. ответственность. В зависимости от значимости делятся на : преступления- максимальная степень общественной вредности, посягают на значимые социальные интересы, охраняемые уголовным законодательством. Перечень уголовных деяний исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит; проступки - отличаются меньшей степенью опасности , совершаются в различных сферах общественной деятельности. Поступки классифицируются: 1)гражданские ( в сфере имущественных и личных неимущественных отношений); 2) административные( правонарушения общественного порядка, в области исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва).3) дисциплинарные (совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок предприятий) 4) процессуальные( посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, пример неявка в суд свидетеля). 44 состав правонарушений. Это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юр. ответственности. В юр. состав входят:1) субъект правонарушения( праводееспособное лицо или организация,совершившие данное деяние);2) объект(то на что посягает правонарушение-жизнь, здоровье, имущество и т.д.); 3)субъективная сторона правонарушения(совокупность признаков, характеризующих отношение лица к деянию и последствиям). Это вина ( псих-ое отношение лица к совершённому им противоправному деянию. 2 формы вины: умысел и неосторожность. Прямой умысел -когда лицо сознаёт общественно опасный хар-р своего поведения, предвидит и желает наступление вредных последствий, косвенный умысел -сознаёт опасный хар-р своих деяний, предвидит возможность наступление вредных последствий , не желает, но допускает их наступление. Неосторожность: 2 формы: легкомыслие и небрежность. Легкомыслие -предвидит опасное поведение, но самонадеянно рассчитывает на его предотвращение; небрежность - не предвидит опасного деяния, но при внимательности должен и мог предвидеть); 4) объективная сторона - совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение: деяние, противоправность(формальный аспект).вредный результат(содержательный аспект),причинная связь между деянием и вредным результатом( само поведение- причина, вредный результат - следствие). 45.Понятие, признаки юр.ответственности. Юр. ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершённое правонарушение. Эти меры: личного характера(лишение свободы); имущественного хар-ка(штраф);организационного хар-ка(увольнение). Основная цель-обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Функции:1) штрафная -наказание виновного лица, причинение ему личных, имущественных или организационных обременений.2) правовосстановительная, позволяет взыскать с нарушителя причиненный вред; 3) воспитательная- формирует правомерное поведение, предупреждает новое правонарушение. Основные принципы: справедливость, гуманизм(запрет на применение мер наказания, кот. унижают человека);законность; обоснованность и др. Признаки ответственности:1)устанавливается гос-вом в правовых нормах;2)опирается на гос.принуждение; 3)применяется специально уполномоченным гос.органом; 4)выражается в определенных отрицательных последствиях(имущественных, личностных, организационных ); 5)выступает формой реализации санкции в конкретном случае и к конкретному лицу(но не тождественна санкции,как части структуры нормы права);6) возлагается в процессуальной форме; 7) наступает только за совершённое правонарушение Юридическим основанием ответственности выступают норма права и правоприменительный акт, где устанавливается конкретный объем и форма принудительных мер(приказ администрации, приговор,решение суда и т.д.) 46 Понятие,принципы законностиЗаконность -это соблюдение всеми субъектами права законных и подзаконных актов. Для Зак-ти. необходимо: 1) наличие правовых, справедливых, научно-обоснованных законов(содержательная сторона);2)их выполнение(формальная сторона).Принципы: 1) единство(понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны);2)верховенство Конституции и закона;3) гарантированность прав и свобод; 4) связь законности с культурой( от культурного уровня должностных лиц зависит состояние законности 5) недопустимость подмены законности целесообразностью;;6) принцип презумпции невиновности |
5. Функции ТГП. Функция в любой науки - самостоятельные направления в исследовании деятельности. Функции ТГП- те реальные изменения, которые данная наука способна производить в общественном сознании, государствоведческой и юридической практике. Принято выделять онтологическую, гносеологическую, или познавательную, теоретическую, методологическую, мировоззренческую,прогностическую, идеологическую и практическую функции данной науки. Онтологическая функция- Онтология есть учение о бытии. Здесь ТГП отвечает на вопросы: что есть государство и право, как и почему они возникли, что представляют собой в данный момент, какова их судьба и др .Гносеологическая, или познавательная- Гносеология — это наука о познании. Суть этой функции — в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Теоретическая ф. - выражается в ее способности описывать и объяснять существующую гос-ую и юрид-ую практику, правовые системы, формулировать общие и специфические законы их развития, прогнозировать развитие права, юрид-ой науки и практики. Методологическая - выражается в способности науки вырабатывать общие понятия и категории, методы познания государственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми науками. Эта функция является теоретическим фундаментом для комплекса отраслевых наук. Прагматическая - ТГП выступает основой функционирования государства и права, формулирует рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства. Существующие перед государством цели правового регулирования общественных отношений могут быть успешно реализованы лишь при условии подготовки и принятия совершенных законов и иных нормативных актов. Прагматическую функцию следует рассматривать в единстве с прогностической. Прогностическая - проявляется при определении путей совершенствования законодательства и практики его применения. Основываясь на положениях ТГП, можно предсказать результат действия принятых законов, иных правовых актов. Мировоззренческая - мировоззрение выступает как система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Мировоззрение включает совокупность философских, политических, правовых, этических и др. взглядов и представлений. ТГП выполняет цивилизующую (образовательную, воспитательную) функцию. Она формирует юрид-ое мышление и соответствующее сознание, определяет правовое поведение, воздействует на индивидуальную, групповую и массовую психологию. Знание основ государственно-правовой жизни необходимо не только как элемент гуманитарного образования, но и для определения своего выбора в жизни. ТГП выступает в качестве специальной научной дисциплины, призванной ознакомить студентов с исходными понятиями правовой науки. От других юрид-их дисциплин ТГП отличается тем, что в рамках ее предмета вырабатываются и формулируются общие положения, имеющие нормативный характер и выступающие в качестве принципов права (правовых аксиом, презумпций, исходных нормативных положений и др.)- С этой точки зрения ТГП выполняет и регулятивную функцию.
6. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Методология-наука о средствах познания правовых яв-ий. В методологию включены:принципы науч-го познания; научные подходы; методы познания; мировоззрение исследователя; научные понятия и категории. Методы ТГП: 1) Всеобщие методы - это фило-ие, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Можно выделить метафизику и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя может выступать как объективный или субъективный идеализм. Причины возникновения и существования ГиП объективный идеализм связывает с божественной силой; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая диалектика - с социально-экон-ми изменениями в обществе (появлением частной собственности). 2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. Сюда относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим). 3) Частнонаучные - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений технических, есте-ых и гум-ых наук. К ним относят: - конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования и др. приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере); - статистический (позволяет получить колич-ые показатели государственно-правового явления); - кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и средств кибернетики познать государственно-правовые явления). 4) метод правового эксперимента(прав-го регулир-ия)- для познания различных прав-ых яв-ий на опред-ой территории путём введения новых условий).
Именно права и обязанности основа правового статуса. Его структура: 1)права и обязанности;2)законные интересы; 3) правосубъектность; 4)гражданство;5)юридическая ответственность;6)правовые принципы. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий статус-статус лица, как гражданина гос-ва, закреплённый в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус - фиксирует особенности положения определённых категорий граждан(студентов, участников войны, адвокатов и т.д.),обеспечивает выполнение их специальных функций. Индивидуальный стату с-выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность) и представляет совокупность специфических прав и обязанностей личности. 29. Осн. Прав-ые семьи народов: Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, , законодательство, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи", объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран. Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).Т.е., системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах,). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях,), об их роли, значении, соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). 4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства,., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). 24.Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета; - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. |
,закреплен в Конституции. Гарантии ЗАК.- это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав гражданина интересов общества и гос-ва. Виды гарантии:1)социально-экономические (уровень благосостояния об-ва, степень экономического развития, экономическая свобода и т.д.)2)политические(степень демократизма, многопартийность, разделение властей и т.д.) 3)организационные (деятельность органов, контролирующих законы- прокуратура, суд, милиция и т.д.) 4)общественные( комплекс мер применяемых общественность в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5)идеологические (степень правосознания); 6)специально-юридические (презумпция невиновности, институты возбуждения уголовного дела,процедуры рассмотрения дел и т.д.) 47. Понятие правопорядка.(ПР). ПР. представляет собой систему общественных отношений, в кот. поведение субъектов явл. правомерным, это состояние урегулированности социальных связей. ПР.-результат действия права и законности.,его социальное назначение-развитие об-ва на основе справедливости, способность гарантировать основные права и свободы человека, возможность обеспечение и соблюдение групповых интересов. Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах права; 2)обеспечивается гос-вом.3)делает человека более свободным, облегчает жизнь.4) возникает в результате реализации правовых норм; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятие ПР. и обществен. порядок (это состояние упорядоченности общ. отношений, кот. достигается не только с помощью правовых норм-законности, но и социальных норм-дисциплины),это понятие более широкое, основой его явл.ПР. Законность, демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР. и законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как демократичность законов, контроль об-ва за реализацией законов,и др. 28 Термин правовая система общества в нашей стране появился в 60-х г. с изданием книги Рене Давида «Основные правовые семьи современности». Функции правовой системы общества: охранительная, регулятивная, аккумулирующая, идеологическая, воспитательная. Гл. цель правовой системы общества – это стабилизация общест-ых отношений посредством права. Здесь характерна связь прав-ой системы общества и механизма прав-го регулирования. Механизм пра.-го регулирования состоит из нескольких стадий: 1) правотворчество (это регламентированный процесс издания норм-о-правовых актов. Законотворчество – 1 из видов правотворчества. Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: а) выроботка концепций законопроекта; б) составление законопроекта; в) внесение и рассмотрение законопроекта в законод-ом органе в нескольких чтениях; г) принятие законопроекта; д) рассмотрение верхней палатой; е) утверждение президентом.); 2) реализация права(сформулированные прав-ые предписания НПА в виде прав, обязанностей и запретов нуждаются в своей ревлизации. Формы реализации права :использование, соблюдение, исполнение, применение(это правоприменительный процесс компетентных или уполномоченных субъектов) ; 3) охрана права. 23 Федеративное гос-во- это сложное, союзное гос-во, созданное в результате добровольного объединения нескольких суверенных гос-в, именуемых членами или субъектами федерации, части которого яв-ся государственными образованиями и обладают гос-ым суверенитетом и другими признаками государственности; в нем существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как например, в России, США. Субъекты федерации обладают суверенитетом, их наименование в каждом фед-ом гос-ве различно. Есть штаты, кантоны, субъекты и т.д. Здесь действует 2 уровня власти, 2 системы законодательства, 2 системы налогообложения и может быть самост-ое гражданство субъектов РФ. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально – территориальному принципу. |
7. К принципам познания относят исходные, руководящие идеи, положения, которым обязан руководствоваться исследователь. Принципы познания являются составной частью всеобщего или диалектического метода. Такие принципы сформулированы диалектической логикой и к ним относятся: принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их; принцип историзма познания,т. е. правовые явления изучаются на протяжении всего периода их исторического развития принцип актуальности; принцип оперативности (необходимо проводить исследования тех яв-ий, кот-ые заслуживают быстрого реагирования); принцип научности (изучение правовых яв-ий следует проводить с учетом всех подпунктов выработанных наукой); принцип плюрализма (получил свое юрид-ое закрепление в консти-ии в 1993г. Плюрализм означает признание множества сущностей – это фил-ий подход. В РФ юрид-ки закреплена многопартийная система и право на сущ-ие различных идеологий. Для науки-это исследование правовых яв-ий должно основываться на признании всех имеющихся точек зрения, взглядов, которые выработаны наукой.
8.. Власть и социальный нормы в догосударственный период:
Общество возникло гораздо раньше гос-ва. Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали и коллективный труд, общее производство. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Здесь избирались предводители на срок или для выполнения определенных дел. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. Отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи догосударственного общества были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Человек являлся частью природы,его права и обязанности как- бы сливались воедино. Особое место здесь занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
21. Формы государственного правления: Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на : - монархические (единоличные, наследственные) - республиканские (коллегиальные, выборные). Признаки монархии: власть передаётся по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от населения. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Власть передается по наследству, осущ-ся бессрочно. Обычно ограничения определяются конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета государства – монарх. Ограниченные – в которых наряду с монархами носителями суверенитета выступают высшие ОГВ, ограничивающие власть главы государства (Англия, Япония). Республика – выборность власти; срочность; зависимость от избирателей. Республики бывают президентскими (США, Сирия), парламентскими (Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).
19 Разделение властей.
Главное требование принципа разд. властей в том, что для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы,учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос.власть на законод.(избранную народом),исполнител. (назначаемую представител.органом власти) и судебную(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).Каждая из этих ветвей власти явл. самостоятельной, осуществляет свои функции посредством особой системы органов. Система «сдержек и противовесов» установленная в Констит.з-нах, представляет собой совокупность правовых ограничений. Для законодательной: жёсткая юр. процедура законодательного процесса, кот. регламентирует основные его стадии. Важную роль играет Президент, кот. имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Конституц. суд имеет право блокировать все не конституц. решения. Для исполнител.: ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на принятие актов, затрагивающих такие отношения, кот. должны быть урегулированы законом; Сюда также можно отнести сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной: правоограничивающие средства, выражающиеся в Констит., процессуальном законод.,в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, право на защиту,равенстве граждан перед законом и судом . Запрещается осуществлять функции, принадлежащие по з-ну другому органу, «дозволено только то,что не запрещено з-ном».
38. Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3 элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза (предположение) указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное положение в определенной местности страны и т.д. Диспозиция (распоряжение) - это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения, определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от каких-либо поступков и т.д. Санкция (взыскание) - это такая часть нормы, которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции - предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось. Структура юр-й нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; 2) диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юр-й науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).
42. Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему.Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х видах:
Инкорпорация – объединение законов в сборники по предметному или хронологическому критерию. (тетрадь)
Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.
-по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)
-по субъектам (соответственно принявшим органам)
-по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информацииНеофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в один новый причем это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)
Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся
(объединяются) в единый акт.
Кодификация - особый вид систематизации в виде сборников нормативно правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)
Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.
Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.
Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы. Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.
Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.). Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов. В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация. Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного акта. Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.