Система магистратов в респубике Риме

Содержание:

1.   Введение………………………………….1

2.   Республиканский период…………..........2

3.   Сенат……………………………………...3

4.   Магистраты и эдикты……………………4

5.   Диктатор…………………………...........11

6.   Начальник конницы……………………12

7.   Преторы………………………………....13

8.   Цензор…………………………………...14

9.   Плебейские трибуны…………………...17

10.       Квестор………………………………..18

11.       Двадцать шесть магистратов………...19

12.       Народные собрания………………......19

Введение

Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лециумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а югу – греческие колонисты, представители наиболее развитой  в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство сложилось поначалу из городской общины и первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис – с народным собранием, царём и знатью. Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.

В истории Римского государства различают три основных периода. Первый – древнейший, царский – от основания Рима его первым царём Ромулом до изгнания последнего царя Тарувиния по прозвищу Гордый в 509г. до н.э.; второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю ( 509 – 27 г.г. до н.э.) и третий – имперский – распадается на два периода: период принципиата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры  империи. Принципиат формируется с 27г. до н.э. и 284г. н.э.; доминат охватывает период с 284г. по 476г.

В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание.

Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти. Однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом применения принуждения. Будучи посредником между богом и своим народом, царь был облечён специальными функциями жреца. В древнейший период царя избирали, поэтому на время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствования из числа сенаторов выбирали 10 человек (интеррегес), которые поочерёдно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в Римской общине.

                   Республиканский период

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народное собрание, а остальными сословиями – патриции и плебеи, к которым в последствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.

Так, например, 200 консулов, сменившихся за столетие, с 233 по 133гг. до н.э. принадлежали к 58 семьям, при этом 63 консула были членами всего лишь пяти семей. К началу 3в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).

Римская республика управлялась тремя органами власти: сенатом, магистратурой, народным собранием.

Сенат.

Ведущая роль принадлежала сенату, который являлся оплотом знати. Сенат был выборным органом – его члены назначались сперва консулами, а после – цензорами. В сенат зачислялись те, кто в прошлом занимал высшую государственную должность (консула, претора, цензора). Не могли быть сенаторами вольноотпущенники и их сыновья, а также лица, занимавшиеся недостойными римского гражданина занятиями, например, мелкой торговлей. Закон Овиния 312г. до н.э. предписывал выбирать сенаторов из ряда лучших людей. По существу, списки сенаторов, составляемые каждые пять лет, не отличались один от другого. Это была пожизненная самозаполняющаяся коллегия. Первоначально состав сената был чисто патрицианским. Позже плебеи также получили доступ в сенат. До Суллы (82-79гг.до н.э.) сенат состоял из трёхсот человек. Сулла увеличил его состав до шестисот человек, а Цезарь – до девятисот.

Процедура работы сената была такова. Обычно сенат созывался консулом (или диктатором), который и председательствовал в нём. Претор также мог созывать сенат, но лишь по делам меньшего значения. В заседании сената могли участвовать и магистраты, которые в данный момент находились при должности. Они могли и выступать, но не голосовать. Заседания сената, по общему правилу, были публичными, но могли протекать и при закрытых дверях. Магистрат, созвавший сенат, излагал существо дела, по поводу которого обратится к сенату. Затем начиналось обсуждение. Председательствующий приглашал сенаторов (по списку) высказаться. Голосование было или поимённым или путём расхождения, расступанием в разные стороны – «Голосованием ногами». Решения сената получали своё название по имени консула, председательствовавшего в собрании сената. Обычно постановления сената излагались письменно. Эти постановления заносились в специальную книгу и передавались в храм Цереры, где их хранили плебейские эдилы. Позднее постановления стали отдавать в архивы государственного казначейства при храме Сатурна.

Магистраты и эдикты.

Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определённый круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и т.д. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сообщались сначала в устной форме и назывались эдиктами (от «объявление, распоряжение»), а потом их стали писать на белой доске (альбум) чёрными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставляли на видном месте, в Риме – на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться более внимательно. Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера – юрисдикцией и империумом. Под юрисдикцией в данном случае разумелось личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом. Империум означал полноту высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определённого рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага. В силу такой полноты власти консул осуществлял одновременно и военную власть и юрисдикцию.

Все должности были срочными (один год), коллегиальными и безвозмездными. Теоретически должностные лица считались ответственными перед народным собранием. Но привлечение к ответственности могло наступить только по истечении срока полномочий магистрата. Принцип коллегиальности отнюдь не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться своим голосом самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действия своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего. Самым важным различием между обладателями магистратской власти  являлось обладание или необладание властью в её разновидности, именуемой империумом. Обладание такой властью включало осуществление гаданий (ауспиций) и контроль за другими аналогичными обрядами, которые имели большое социально-психологическое и политическое значание. Полномочия, обозначавшиеся именем империум, включали в себя:

·       верховное командование войском и право набора такового, право назначения офицерского состава, право заключения перемирия с противником;

·       право созвать сенат и народное собрание и председательствовать в них;

·       высшую юрисдикцию (гражданскую и военную);

·       право издавать распоряжения и понуждать к их исполнению.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.

Внешним атрибутом империума были фасции – розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы – телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти наряду с пурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и креслом их слоновой кости (курульное кресло). Затем телохранители – ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью. Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемом за этими собраниями. Практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти. С увеличением территорий, подвластных Римской общине, полномочия некоторых носителей должностной власти стали продлеваться в видоизменённой форме. Например, консулы и преторы после окончания своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочиями проконсула или пропретора.

          Каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении властных должностей. Причём каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.

          Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесённости и соподчинённости. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих. Только цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.

          Все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И «уволить» их с должности до истечения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ. Занятие должности в республике было большой честью, оказанной народом данному носителю должностной власти (она была ещё и «учительной» властью, недаром название её происходит от слова «магистер» - учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведённых им затрат в том случае, если ему пришлось израсходовать на дела управления собственные средства. Установления магистратов правового назначения получили прозвание (право носителей почётной  должностной власти). К этой же категории относилось и преторское право  (в частности, преторские эдикты). Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квестолы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и комплектование войска. После того, как войско было укомплектовано, воины приносили консулу присягу. По выполнении религиозных обрядностей войско выходило за пределы города, и консул облекался правами полководца. Если в пределах города могла иметь место интерцессия, то на войне таковая не допускалась. Единство командования достигалось тем, что обыкновенно консулы руководили военными операциями на разных фронтах. Отдельная армия, поручаемая консулу, а равно театр военных действий, в пределах которого осуществлялась единоличная консульская власть, называлась «провинцией». Сфера действий консулов определялась трояким путём:

·       жребием между коллегами;

·       соглашением между ними;

·       по указанию сенатора.       

Консулу принадлежало право назначения командного состава. В этом вопросе между Афинами и Римом существовало заметное различие. Там все назначения на военные должности проходили под контролем народного собрания, а в Риме офицерский состав назначался по усмотрению консула. Правда, военные трибуны начинают избираться народным собранием, но центурионы не избирались.

Консулам принадлежало право объявлять войну тем народам, через территорию которых проходили их армии. Но объявленная консулом война не была главной войной; главная же война объявлялась только сенатом, либо с одобрения последнего.

Консул располагал и финансовой властью, поскольку сенат ассигновал для ведения войны значительные денежные средства.

Консул осуществлял высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию. Ему принадлежали широкие судебные права: он мог приговаривать даже к смертной казни либо к крупному штрафу.

Ему принадлежало право распоряжаться захваченной добычей. Но он не  распоряжался ею абсолютным образом. Он мог распорядиться лишь движимостью. Вопрос же о территориальных приобретениях решался сенатом.

Консул был вправе заключить перемирие с врагом Римского государства. Но договор, заключённый консулом с неприятелем, имел только предварительный характер и подлежал ратификации сената. Бывали случаи, когда сенат отказывался санкционировать договор, заключённый консулом.

Сенат контролировал консула на войне. Консул был обязан посылать сенату донесения о ходе военных действий и спрашивать у сената, как поступить в том или ином случае. Сенат направлял в распоряжение консула специальное лицо, квестора, в целях контроля за расходованием средств, отпущенных для ведения войны. Консул мог быть привлечён к уголовной ответственности, например, за гибель войска, за неудачный исход сражения, за неправильное расходование сумм, ассигнованных на войну. По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.

Выборы консулов проводили на берегу Тибра, в месте, носившем название «Марсово поле». В день выборов знатные римляне, добившиеся должности консула,надевали белоснежный плащ – «кондиду» (отсюда слово «кандидат», означающее человека, добивающегося какой-либо должности). Белый цвет символизировал чистоту намерений будущего консула и его чистую совесть. Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом.

В чрезвычайных ситуациях мог облечь консулов диктаторскими полномочиями. Такая должность получила название экстраординарной магистратуры. Это приводило к тому, что на время прекращалась деятельность всех остальных (ординарных) магистратов, поскольку диктатор имел не просто полномочие на империум, а суммум империум, которое исключало не только интерцессию, но и любой протест. Диктатора сопровождали 24 ликтора, тогда как консула, а до него царя – только 12 ликторов.

Диктатор.

Время возникновения должности диктатора неизвестно. Вероятно, институт диктатуры является очень древним и восходит ещё к царскому периоду, когда диктатор стоял во главе ополчения общины римского народа.

Если диктатор присуждал кого-либо к смертной казни в пределах города Рима, то на его приговор нельзя было жаловаться в народное собрание. Срок полномочий диктатора ограничивался шестью месяцами. Так как диктатор назначался для выполнения какого-либо определенного дела, то фактически он слагал с себя полномочия до истечения законного срока (иногда на 20-й, 16-й и даже 8-й день после своего избрания).

Внешними знаками диктаторской власти были ликторы, которые в числе 24-х повсюду сопровождали диктатора. Диктатор назначался одним из консулов по предложению сената. Формально консул, получивший сенатское предписание о назначении диктатора, мог назначить на эту должность любое лицо, но фактически кандидат предлагался сенатом,  и не было случая, чтобы ставленники сената не проходили.

Распоряжения диктатора не подлежали даже трибунской интерцессии, т.е. плебейские трибуны не могли налагать вето на те или иные распоряжения диктатора. Правомочия диктатора на войне вполне аналогичны консульским (подбор войска, командование им, право распределения добычи, высшая юрисдикция в войске и т.д.).

Последний случай применения древнеримской диктатуры относится к 216г. до н.э. После этого диктатура совершенно выходит из употребления. В литературе встречается иногда ошибочное утверждение, будто диктатура была восстановлена при Сулле и Цезаре. Однако между диктатурой раннереспубликанского периода и периода конца республики общим является одно только наименование.

Продолжительность древней диктатуры ограничивается сроком в 6 месяцев, а Сулла был облечён диктаторскими полномочиями на неопределённый срок. Если древние диктаторы назначались для какой-либо строго определённой цели, то Сулла обладал самыми неограниченными полномочиями.

Наконец, древняя диктатура имела своим юридическим основанием или обычай, или безымянный закон об учреждении диктатуры. Диктатура же Суллы была учреждена особым законом. Но дело не в одних только юридических основаниях. Совершенно иная обстановка, иной характер классовых противоречий периода правления Суллы по сравнению с первым периодом существования республики не позволяют усматривать какой бы то ни было преемственности этих видов диктатуры.

Начальник конницы.

Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы. Последний не мог оставаться на посту дольше диктатора. Он автоматически лишался своих полномочий, ак только диктатор слагал с себя свои. Взаимоотношения между диктатором и начальником конницы были определены греческим историком Полибием, указавшим, что хотя начальник конницы находился в подчинении у диктатора, однако он как бы заступает место этого последнего в случае его отсутствия. Исследователями это указание понимается таким образом, что начальник конницы являлся заместителем диктатора в тех местах, где он (диктатор) по каким-либо причинам не мог присутствовать. Юридически начальник конницы всё же не мог действовать вполне самостоятельно, даже в отсутствие диктатора. Основная обязанность начальника конницы – командовать римской конницей в составе войска, вверенного диктатору.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочиями. Нередко источники говорят о преторе, как о должностном лице, отправлявшем правосудие. Это не вполне точное определение.

В действительности же у претора на первое место выступали административные функции. Он должен был наблюдать за общественным порядком в городе. Следовательно, он являлся градоначальником. Вместе с тем, претор считался младшим помощником консула, и в этом своём качестве он выполнял как гражданские, так и военные функции консулов, т.е. командовал войском, председательствовал в народном собрании и т.д. Преторы также избирались сроком на один год в центуриатных комициях. С 242г. до н.э. стали избирать двух преторов. Причём один по-прежнему ведал делами римских граждан, а второй – делами иностранцев. А ещё через некоторое время их общее число достигло 16 человек под председательством городского претора. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развивалось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочия в условиях республик содействовали формированию особого источника права под названием «преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных  установлениях претора и именовались преторским эдиктом.

Цензор.

Всё бытие римской армии в период ранней республики было связано с разделением граждан на имущественные разряды сообразно с реформой Сервия Тулия. В случае набора в войско надо было явиться с известным вооружением, поэтому перед государством стояла задача как-то распределять время от времени граждан по классам и центуриям, иными словами, производить перепись, ценз в военных, имущественных и политических целях. Распределение граждан по трибам, сервиевым разрядам и центуриям осуществлялось особыми магистратами – цензорами. Цензор был облечён полномочиями по составлению так называемого ценза – списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. Так как производство переписи граждан и их имущества заканчивалась обычно за полтора года, то практически цензоры оставались в должности не более этого срока. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Например, простолюдин или сенатор мог быть включён в список той или иной трибы или центурии или выключен из него за моральные прегрешения.

           При обнаружении моральных прегрешений – в ходе специальных проверок или во время личного собеседования – цензоры имели право сделать особое заявление и констатировать факт, который влёк за собой ограничение политической правоспособности на период соответствующих полномочий цензора. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией.

Первоначально цензор – это магистрат, производивший перепись и предоставлявший гражданам право быть зачисленными в тот или иной класс. Это была важная функция, ибо из факта вхождения, например, в первый класс, проистекали значительные материальные выгоды.  Обыкновенно цензор устраивался на площади, и лица, претендовавшие на зачисление в разряд всадников, должны были явиться с вооружением и лошадью. Цензор говорил: «Уведи свою лошадь» либо «Продай свою лошадь». Последняя фраза, произнесённая презрительным тоном, означала, что домогательство того или иного лица цензор признаёт неосновательным. Цензор был последней инстанцией для решения вопроса о зачислении в пять классов. Постепенно цензор приобретает всё большие права. У него возникает новое полномочие: управление государственным имуществом. Он отдаёт государственные налоги на откуп коллегиям откупщиков. Затем он отдаёт в аренду землю, что фактически означало распределение захваченных земель, перешедших в фонд государства. Он ведает сооружением и поддерживанием в порядке государственных зданий.

          Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан. Цензор был блюстителем нравов и в этом качестве имел право ограничить в политических правах тех, кто, по его мнению, совершал что-либо противное добрым нравам. Так, цензор мог вычеркнуть из списка сенаторов, перевести из разряда всадников в пехотинцы или даже исключить из трибы, что влекло за собой временное лишение права голоса в народных собраниях.

          Цензор ближе всех знал материальное положение римских граждан. Естественно поэтому, что именно он мог точнее всего определить достоинство того или иного лица для занятия должности сенатора. При этом он учитывал:

·       знатность происхождения;

·       наличие определённых моральных достоинств.

Цензовой переписи подлежали все взрослые мужчины, включая вольноотпущенников. А также вдовы и сироты, владевшие имуществом. Они обязывались поставлять полные сведения о своём имущественном положении.

В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком – на улицах, рынках и т.д. они ведали также снабжением города Рима хлебом, надзирали за чистотой на улицах.

Всего эдилов было четыре – два плебейских и два (с 307г. до н.э.) культурных. Причём должность плебейских эдилов более древняя. Это обстоятельство указывает на о, что первоначально плебейская община в экономическом отношении стояла выше общины римского народа, и что первоначально экономические интересы плебеев в торговле, а не в земледелии.

Плебейские трибуны.

В 494г. до н.э. плебеи добились права избирать из своей среды двух особых должностных лиц, называвшихся «плебейскими трибунами». Первоначально, как свидетельствует римский писатель Варрон, трибуны являлись военными вождями плебса в момент удаления его на Священную гору. Это определение Варрона и следует взять за основу. Естественно, что при слиянии плебейской и римской общин, военная власть плебейских трибунов не могла сохраниться в полном объёме. Но у них имелось право вмешательства в распоряжения любого римского магистрата, включая и консула, если это распоряжение ущемляло интересы плебса. Сами же плебейские трибуны формально никаких распоряжений не чинили, т.е. они не обладали положительными административными функциями. Особа плебейских трибунов считалась священной и неприкосновенной. Посягательство на жизнь трибуна каралось смертью. Впоследствии сенат превратил трибуна в должностное лицо, контролирующее консула. Иногда по указанию сената трибун сопровождал войско вместе с консулом. Плебейские трибуны в числе двух выбирались  на особых плебейских собраниях. Позже количество трибунов увеличилось до 5 и даже до 10.

На трибутных собраниях выбирали квесторов, куриальных эдилов.

Квестор  первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но в последствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

На трибутных собраниях выбирали также главного понтифика, стоявшего во главе коллегии жрецов. В ведении этой коллегии находились и чужестранные культы, которые с распространением римского владычества постепенно переносились в главный город республики. Существовали также коллегии авгуров, ведавших толкованием предзнаменований, и коллегии фециалов, наблюдавших за соблюдением установленных обрядов (ритуалов) в международных сношениях. По общему правилу жреческие должности занимали пожизненно. В случае выбытия одного из членов коллегии право избирать нового жреца принадлежало членам соответствующей коллегии.

На понтификов была возложена задача составления календарного расписания дней народных собраний (примерно 190 собраний в год) и дней отправления правосудия (около 40). В остальные дни отправление правосудия или созыв коалиций (сходов, народных собраний) воспрещалось по религиозным мотивам. Полномочия понтификов в республиканский период значительно сузились.

С изданием в середине 5века «Законов 12 таблиц» значение тех или иных правовых принципов и норм стало доступным для всех желающих. Знание же конкретных процессуальных правил и формул, с помощью которых следовало обращаться в суд, было ещё некоторое время тайной понтифика, пока около 300г. до н.э. домашний секретарь понтифика Аппия Клавдия, которого звали Кней Флавий, не обнародовал книги формул и судейского календаря.

Двадцать шесть магистратов.

Вся система римских магистратур замыкалась 26 низшими магистратами, которые ведали рядом дел административно-полицейского характера. Они избирались в трибутных коалициях и, как прочие должностные лица, пребывали у власти один год. Действовали оно небольшими коллегиями (по 2, 3, 4 человека). Некоторые из них ведали тюрьмами и ночной полицией, а также надзирали за противопожарной охраной, они же приводили в исполнение приговоры к смертной казни. Другие ведали чеканкой монеты, третьи следили за состоянием дорог и улиц и т.д.

          Народные собрания.

В период республики было несколько видов народных собраний:

·       Сохранились собрания по куриям. Куриатные коалиции ведут своё происхождение от первобытнообщинного строя. После реформы Сервия Туллия они утратили политическое значение, сохранив, правда, такую функцию, как утверждение должностных лиц, избранных другими собраниями, но это была чистая формальность. Кроме того, куриатные собрания утверждали акты завещаний и усыновлений.

·       Центуриатные коалиции – важнейшие из народных собраний, возникшие в результате реформ Сервия Туллия. Это собрание избирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Оно принимало законы. Помимо этого, центуриатные коалиции рассматривали жалобы лиц, приговорённых консулами к смертной казни, либо крупному штрафу.

·       Трибутные коалиции. Различались общенародные собрания трибы, в котором участвовали и патриции и плебеи, и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания именовались популисцитами, а во втором – плебесцитами.

Народные собрания принимали постановления самого разнообразного содержания. Уже в  «12 Таблицах» имелось постановление, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. «Закон – это то, что народ приказывает или устанавливает (учреждает)»

          Магистрат, прежде, чем формально вносить законопроект в народное собрание, «прощупывал» общественное мнение путём предварительного опроса на частных неофициальных сходках, которые он сам же и созывал. Выяснив в ходе свободного обсуждения отношение сограждан к будущему законопроекту, магистрат затем вносил его в коалиции. К этому моменту проект закона был обнародован, обычно на деревянной доске в публичном месте. В самом собрании магистрат оглашал законопроект. После чего спрашивал, принимает ли его собрание? Собрание после обсуждения проект либо принимало его с возгласами: «Как ты просишь!», либо отвергало его с возгласом: «Пусть будет по-прежнему!» Вначале голосовали устно, а затем путём начертания двух букв на табличках. После этого решение собрания поступало на рассмотрение сената, который и сообщал ему свой авторитет. В случае принятия закона его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся на площади. В тексте содержалось указание на имя автора закона, а в конце – на санкцию, т.е. на последствие нарушения. Значительно позднее, в период принципиата, различались законы совершенного вида, предусматривающие недействительность (ничтожность) запрещённого акта; законы менее чем совершенного вида, устанавливающие наказание (штраф) за нарушение, но не лишающие противозаконный акт силы; законы несовершенного вида, не грозившие какой-либо санкцией за нарушение.

          Таким образом, до середины 3в. до н.э. Рим представлял собой аристократическую республику с ведущей ролью сената. Но с этого времени благодаря росту влияния новой знати – всадников – начинается некоторая демократизация государственного строя, выразившаяся в изменении соотношения между сенатом и народным собранием. Наблюдается тенденция к расширению компетенции народного собрания за счёт сената. В промежутке между 241-222гг. до н.э. народное собрание реформируется. Конституция Сервия Туллия подвергается изменениям в том направлении, что число центурий с 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс некоторое количество (23) добавочных центурий. Следовательно, первый разряд теперь уже не может располагать большинством. Рим с колониями и союзниками делится на 35 округов или территориальных триб. Они должны были поставлять определённое число центурий в войско. Отныне перевес в центуриатных коалициях получили средние имущественные классы. Эти и последующие события происходили на фоне борьбы между нобилитетом и так называемым «всадничеством». К нобилям относилась земельная аристократия (сенатское сословие). К всадникам – денежная аристократия, разбогатевшая на эксплуатации провинций, занимавшаяся откупами, ростовщичеством и внешней торговлей.