Система образования (Республики Казахстан)
Система образования ВКО
Введение
Образование как система – это уникальный социальный институт призванный развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их профессиональных навыков для развития экономики.
Президент страны Н.А. Назарбаев к стратегическим направлениям развития республики в ближайшее десятилетие относит образование и науку, от развития которых в решающей мере зависят темпы экономического, технико-технологического прогресса, политическое развитие, состояние культуры и духовности в обществе.
За годы реформ предприняты смелые шаги по внедрению нововведений. Так, с принятием в июне 1999г. Закона «Об образовании» действует новая модель национальной системы образования, соответствующая Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии с ней, на основе принципа непрерывности и преемственности установлены 4 образовательных уровня:
1. Дошкольное воспитание и обучение.
2. Среднее образование.
3. Высшее образование.
4. Послевузовское образование.
В этой модели нет таких уровней, как профессионально-техническое и среднеспециальное образование. Повышение квалификации и переподготовка кадров в ней также не являются уровнями образования, а рассматриваются как основные формы дополнительного профессионального образования.
Система образования ВКО в последние 10 лет претерпела значительные изменения. В конце 90-х годов имели место сокращение доли фактического объема финансирования, закрытие («оптимизация») ряда образовательных учреждений, кризисные явления в системе в целом. В настоящее время система образования области вступила в период стабилизации, что характеризуется широким развитием инновационных процессов в содержании, организации и управлении образованием, принесших определенные позитивные результаты.
Современные тенденции развития Казахстана вызывают необходимость разработки и решения проблем образования на уровне каждого региона. В области решением Акима принята программа развития системы образования ВКО на период с 2001 – 2005гг., которая призвана обеспечить организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования области с учётом социальной структуры региона, его традиций, этнических и экономических особенностей.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять в пределах бюджетных средств и предоставление платных образовательных услуг. Минимальная расчетная потребность на её реализацию на сегодня составляет 38,8 млрд. тенге.
Детские дошкольные учреждения
Образование детей дошкольного возраста имеет важное значение для формирования навыков общения, развития речи, физического развития и подготовки к школе. Динамика основных показателей, характеризующих систему детского дошкольного образования, свидетельствует о значительном сокращении сети детских садов, и, следовательно, охвата детей дошкольным воспитанием. Это явилось следствием сворачивания базы объектов социально-бытового назначения предприятий области, а также сокращения финансирования государственных учреждений образования. Количество и темпы сокращения детских садов в области за последние 10 лет характеризуют следующие данные:
Как видно из диаграммы, пик «оптимизации» детских дошкольных учреждений пришёлся на 1995-1997 годы. За 10 лет количество детских садов сократилось в 12.5 раза, число мест в них – в 5.4 раза. В сёлах этот процесс происходил более быстрыми темпами. Если в городах и посёлках количество детских садов сократилось в 6.7 раза, то в сёлах – в 60 раз. В 1990 году сельские детские сады составляли 52% их общего количества, в 2000 году – 11%.
Несмотря на столь резкое сокращение детских дошкольных учреждений, заполнение имеющихся мест составляет 92%, и это не столько демографический фактор, сколько показатель доступности услуг дошкольных учреждений для населения. Стоимость посещения ребёнком детского сада в месяц составляет от 1 до 2 минимальных заработных плат, установленных в республике. Очередь на получение места в детском саду в 1990 году составляла 20.4 тыс. желающих, в 1995 году – 2.5 тыс., в последующие годы её не стало. Если в 1990 году на 100 имеющихся мест приходилось 118 детей, то теперь – 92.
На 1.01.2001 г. детские сады посещали 9654 ребёнка, из них 3887 (40%) детей областного центра, 1593 (17%) – г. Семипалатинска, 1303 (13%) – г. Лениногорска, 528 (5%) - Бородулихинского района, 362(4%) – Шемонаихинского района.
Государственную форму собственности имеют 57 детских дошкольных учреждений, частную - 16. По числу мест частные детские сады крупнее государственных, однако, заполняемость их ниже, что определяется более высокой стоимостью услуг (88 детей на 100 мест против 94 ребёнка на 100 мест).
Из общего числа детских дошкольных учреждений в 15 ведётся обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы. В 58 детских садах общение с детьми ведётся на одном из языков: в 54 – на русском и в 4 – на казахском. В 15 дошкольных учреждениях с детьми общаются на двух языках.
В течение 2000 года по причине болезни детьми было пропущено 135.8 тыс. дней, в среднем 16 дней на каждого ребёнка (на 8% больше, чем в 1999 году). Всего насчитывалось 17.2 тыс. случаев заболеваний и травм или 1992 на тысячу детей, посещающих детский сад (в 1999 году – 1511).
Все здания детских садов построены по типовому проекту, около 45% из них требуют капитального ремонта, в том числе 43% в городской местности и 63% в сельской.
Приведённые данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии материальной базы детских дошкольных учреждений. Недостаточно распространена практика двух языкового общения с детьми. Зафиксирован рост заболеваемости по сравнению с 1999 годом. Всё это говорит о имеющихся проблемах в этой сфере.
Одними из направлений программы развития системы образования области на 2001-2005 годы названы «постепенное увеличение охвата детей системой дошкольного воспитания, обеспечение предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста», а также «дальнейшее развитие сети учреждений образования всех типов», при этом указывается, что «сохранится число детских садов, финансируемых из средств бюджета». Для развития системы дошкольного образования и большего охвата им детей дошкольного возраста, существующего количества детских садов не достаточно, но увеличение их за счёт коммерческих предприятий проблемы не решит. Наличие детских дошкольных учреждений определяется сегодня не желанием родителей дать детям образование в дошкольном учреждении, а их способностью оплачивать данный вид услуг. Поэтому пока наиболее приемлемой для многих остаётся дошкольная подготовка детей, организуемая при школах.
Система школьного образования
Основными приоритетами в школьном образовании является дальнейшее обеспечение прав граждан на бесплатное среднее образование в государственных учреждениях образования, обеспечение качества учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований, полный охват обучением детей школьного возраста.
Образование, которое даёт школа, является одним из главных факторов, обеспечивающих активное включение детей в социально-экономические процессы общества. Оно составляет основной уровень системы непрерывного образования и включает в себя 3 ступени: начальную, основную и среднюю общеобразовательные школы.
Наибольшее количество школ в области регистрировалось в 1994 году – 894. В период «оптимизации» учреждений образования (1997 год) их насчитывалось 841.
На сегодняшний день система школьного образования области включает в себя 833 государственных и 14 частных школы. Кроме того, 13 юридически несамостоятельных школ, функционирующих при детских садах и 3 – при колледжах. В числе общеобразовательных школ 3 школы с углубленным изучением предметов, 9 гимназий, 10 лицеев, 3 школы-интерната. Распределение школ области по ступеням образования и месту расположения представлено в таблице:
Всего |
Городская местность |
Сельская местность |
|
Общее число школ |
847 |
230 |
617 |
в том числе начальные |
143 |
11 |
132 |
основные |
147 |
22 |
125 |
средние |
540 |
180 |
360 |
для детей с недостатками умственного и физического развития |
17 |
17 |
- |
Усть-КаменогорскСемипалатинск Лениногорск Зыряновск Курчатов Абайский Аягозский Бескарагайский Бородулихинский Глубоковский Жарминский Зайсанский Катон-Карагайский Кокпектинский Курчумский Тарбагатайский Уланский Урджарский Шемонаихинский |
Усть-КаменогорскСемипалатинск Лениногорск Курчатов Абайский Аягозский Бескарагайский Бородулихинский Глубоковский Жарминский Зайсанский Зыряновский Катон-Карагайский Кокпектинский КурчумскийТарбагатайский Уланский Урджарский Шемонаихинский |
|
|
|||||
Как видно из представленных данных, школы наиболее плотной комплектации расположены в областном центре, г. Семипалатинске, Курчатове, Абайском, Аягозском, Глубоковском, Зайсанском, Зыряновском, Тарбагатайском и Урджарском районах.
Основная часть школ (60.9%) организует учебный процесс в две смены занятий; 38.7% ведут уроки в одну смену, 0.4% - в три смены. Во второй половине дня обучается 34% учащихся городских и поселковых школ и 24% сельских.
Численность учителей общеобразовательных школ составляет 25.4 тыс. человек, из них работающих в городской местности 11.5 тыс. человек, в сельской – 13.9 тыс. Количество учащихся на одного преподавателя в среднем составляет 12 человек, в том числе в городах и посёлках 14 человек, в сёлах 10.
На начало текущего учебного года в школах области насчитывалось 1098 классов (групп) с углубленным изучением предметов, в основном гуманитарных. В целом по области в общеобразовательных школах углублённо изучает предметы каждый 16-й школьник. На диаграмме показано распределение классов по видам углублённо изучаемых предметов:
Кружковой работой охвачено 63.1 тыс. учащихся. Наиболее массовыми являются кружки художественного творчества, спортивные и оборонно-массовые, ими охвачено соответственно 21 и 23 тыс. детей. Имеются также секции технического творчества, юнатские, туристическо-краеведческие и другие.
Продолжается работа над программой компьютеризации школ. Уровень компьютеризации, то есть количество электронно-вычислительных машин, приходящихся в среднем на одну школу по городам и районам области на начало 2000/2001 учебного года составлял следующие значения:
Общее число школ, единиц |
Число школ, имеющих кабинеты ОИ и ВТ |
Количество дисплейных мест |
Уровень компьютеризации |
|
Всего |
847 |
404 |
4814 |
5.7 |
Усть-Каменогорск |
66 |
51 |
730 |
11.1 |
Семипалатинск |
89 |
53 |
847 |
9.5 |
Лениногорск |
19 |
17 |
180 |
9.5 |
Курчатов |
2 |
2 |
40 |
20.0 |
Абайский |
13 |
10 |
142 |
10.9 |
Аягозский |
56 |
27 |
271 |
4.8 |
Бескарагайский |
27 |
11 |
74 |
2.7 |
Бородулихинский |
41 |
17 |
232 |
5.7 |
Глубоковский |
33 |
21 |
295 |
8.9 |
Жарминский |
65 |
21 |
198 |
3.0 |
Зайсанский |
30 |
11 |
134 |
4.5 |
Зыряновский |
53 |
26 |
283 |
5.3 |
Катон-Карагайский |
55 |
18 |
152 |
2.8 |
Кокпектинский |
59 |
16 |
185 |
3.1 |
Курчумский |
56 |
19 |
273 |
4.9 |
Тарбагатайский |
50 |
26 |
289 |
5.8 |
Уланский |
38 |
20 |
115 |
3.0 |
Урджарский |
61 |
23 |
178 |
2.9 |
Шемонаихинский |
34 |
15 |
196 |
5.8 |
На начало учебного года кабинеты информатики и вычислительной техники имели 77% городских школ (2.5 тыс. рабочих мест с ПЭВМ) и 37% сельских школ (2.3 тыс.). Как следует из таблицы, наименее доступна компьютерная техника школьникам Бескарагайского, Катон-Карагайского и Урджарского районов. Оснащенность школ другими специализированными учебными кабинетами следующая:
Кабинеты |
Всего, единиц |
Среднее количество оборудованных кабинетов на одну школу |
|
Городские и поселковые школы |
Сельские школы |
||
Физики |
556 |
0.7 |
0.6 |
Химии |
440 |
0.7 |
0.5 |
Биологии |
358 |
0.6 |
0.4 |
Казахского языка |
645 |
1.1 |
0.6 |
Русского языка и литературы |
460 |
1.0 |
0.4 |
Математики |
722 |
1.2 |
0.7 |
Обществознания |
327 |
0.6 |
0.3 |
Географии |
303 |
0.5 |
0.3 |
Иностранного языка |
460 |
1.0 |
0.4 |
Как видно из таблицы, городские школы в плане оборудования предметных кабинетов выглядят предпочтительнее.
Учебные мастерские по обработке металла имеют 394 школы (в сельской местности 237 школ); по обработке древесины – 456 (296), по обработке ткани и кулинарии – 418 (209), при этом у 35% всех школ нет никаких мастерских. Почти все школы (92%) имеют учебно-опытный земельный участок.
Библиотеки имеются в двух третьих школ, из них 17% в основных и 79% в средних школах. Читальные залы есть в 369 школах, с общим числом посадочных мест 4.6 тыс. единиц.
Каждая вторая школа оснащена спортивным залом (53%), и лишь 20 школ – бассейном.
Материальная база школ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сельских школ, как в оснащении кабинетов, так и в техническом состоянии зданий они заметно отстают от школ городской местности. В настоящее время 278 школам области (33% всех школ) требуется капитальный ремонт, из них 198 школам сельской местности. В аварийном состоянии находится 75 школ (9% всех школ), из них 65 сельских.
Анализ состояния системы школьного образования говорит о наличии нерешенных проблем в этой сфере. Сегодня школа нуждается не только в современных методиках, но прежде всего в материальной поддержке, как государственной, так и спонсорской, которая позволила бы поднять оснащение школ на надлежащий уровень. Областная программа развития системы образования предусматривает улучшение материально-технического обеспечения школ, включая их дальнейшую компьютеризацию, а также широкое использование разновариантных и электронных учебников, внедрение регионального компонента содержания образования.
Профессионально-техническое обучение
Особое внимание в региональной программе уделено начальному и среднему профессиональному образованию. Его развитие в области предполагает решение следующих вопросов: бесплатного профессионального образования, начиная с 2001 года; расширения сети классов профессиональной подготовки для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы; увеличения плана набора ПТШ; квотирования рабочих мест для выпускников ПТШ из числа детей-сирот; использование учебно-производственной базы ПТШ по оказанию платных услуг. Число учащихся в учреждениях среднего профессионального образования за планируемый период должно возрасти на 6%.
Начальное профессиональное образование на 2000/01 учебный год представлено 35 профессионально-техническими школами и лицеями, из которых 26 государственных (в том числе 2 ПТУ при МВД Республики Казахстан) и 9 частных; кроме того, начальную профессиональную подготовку осуществляют 7 отделений ПТШ при колледжах города Семипалатинска.
Общее число обучающихся в 2000/01 учебном году составило 11192 человека, в государственных профтехшколах обучаются 9716 человек, в негосударственных – 1476. Каждый шестой учащийся обучается на платной основе. По данным департамента образования динамика численности и выпуска учащихся профессионально-технических школ и лицеев области на начало учебного года следующая:
Численность |
Выпуск |
11.7 |
12.3 |
11.8 |
11.2 |
4.9 |
5.0 |
5.8 |
5.3 |
0 |
4000 |
8000 |
12000 |
16000 |
1997/98 |
1998/99 |
1999/00 |
2000/01 |
человек |
За 4 года численность учащихся профтехшкол сократилась на 4.3%, их выпуск - на 7.5%. Государственные, негосударственные ПТШ и лицеи осуществляют подготовку специалистов по дневной и вечерней формам обучения
Образовательная система Казахстана приспосабливается к существующей рыночной экономике, в связи с этим ПТШ и лицеи области основной уклон сейчас делают на специальности наиболее востребованные на рынке труда, специальности по которым в будущем можно открыть свое дело. На 2000/01 учебный год школы профессионально-технического назначения вели подготовку по 80 специальностям. Наибольшим спросом среди них пользовались следующие: повар-кондитер – 7.4% от общего числа учащихся, газоэлектросварщик – 7.1%, мастер сельскохозяйственного производства – 6.9%, парикмахер широкого профиля – 6.3%, водитель автотранспорта – 5.1%, тракторист-машинист широкого профиля – 3.8%.
Областная программа развития системы образования на 2001 – 2005 гг. предполагает создание условий для повышения доступности начального и среднего профессионального образования для подростков и молодежи, а также обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения с учётом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике области, развитие в системе профессионального образования служб маркетинга и трудоустройства; расширение объёма подготовки рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием на основе заказа предприятий.
Среднее профессиональное образование
|
За 10 лет число учащихся колледжей снизилось на 31%, выпуск – на 34%. Спад численности наблюдался в первые 7 лет (48%). В течение последних 3-х лет наметилось реальное увеличение численности учащихся в колледжах, что связано с развитием негосударственного среднего профессионального образования. Количество негосударственных колледжей в области на начало 2000/01 составило 13 с общей численностью учащихся 3.3 тыс. человек.
В текущем году численность обучающихся в колледжах по сравнению с 1999/2000 учебным годом увеличилась на 18.1%, в том числе на дневных отделениях на 22.3%, на заочных – 8.3% и составила 18.6 тыс. учащихся (13.5 тыс. человек на дневных отделениях и 5.1 тыс. человек на заочных) .
В 2000 году в колледжи области принято на обучение 9.1 тыс. человек (82% поступавших), в том числе на дневные отделения – 6.7 тыс. человек, или 73.6% общего приема. Выпуск специалистов составил более 5 тысяч человек. Ожидаемый выпуск на 2001 г. - 6098 человек.
Из общего числа зачисленных 1.5 тыс. человек (17%) обучаются за счет средств бюджета. По сравнению с 1999 годом количество зачисленных на бюджетной основе увели-
чилось на 645 человек. По договорам с полным возмещением затрат принято 7.6 тыс. человек (или 83%), что на 5 процентных пункта ниже, чем в предыдущем учебном году.
15 мая 2000 г. было принято правительственное постановление «О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования», которое направлено на сохранение и стабилизацию учебных заведений, их материально-технического и кадрового потенциала, создание механизма прогнозирования и государственного регулирования подготовки рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями рынка труда. Главная задача – дать молодым людям знания, умения и навыки, которые позволят им лучше подготовиться к работе по найму, самозанятости, помогут открыть собственное дело, заняться предпринимательством. Таким образом, будущие граждане нашей республики будут обеспечены профессией и, значит, социально защищены.
Профессиональное образование Казахстана все более укрепляет свои позиции и становиться привлекательным для молодежи по многим причинам, главная из которых доступность обучения для большинства молодых людей.
Высшее профессиональное образование
За последние 10 лет в основном из-за отсутствия финансирования вузовская наука намного снизила свои показатели по всем позициям. Однако, несмотря на сложности переходного периода высшим учебным заведениям региона в определенной степени удалось смягчить последствия технического, материального и кадрового дефицита, продолжить работы по важнейшим научно-техническим проблемам, связанным с развитием производственных комплексов региона, адаптироваться к новым условиям хозяйствования и финансирования, т.е. развивать рыночные механизмы функционирования научной сферы, предпринять существенные шаги по интеграции вузовской науки с производством, подготовке научных кадров и переподготовке специалистов производства.
Как известно, в настоящее время наибольшей популярностью пользуются экономические и юридические специальности, что вызвало перенасыщение рынка специалистами данных отраслей, тогда как доля инженеров-специалистов мала. В этой связи на новый 2001/02 учебный год намечено увеличение государственных грандов на инженерных специальностях, что должно стимулировать абитуриентов к поступлению на технические специальности и тем самым создать сбалансированность в рыночной экономике республики.
В целом можно смело утверждать, что высшие учебные заведения области, являясь крупными научными центрами, способны обеспечить основу всех реформ – становление интеллектуального, духовного потенциала, его профессиональной, научной и педагогической элиты.
В настоящее время в области функционирует 11 высших учебных заведений и 17 филиалов. Из общего числа высших учебных заведений (включая филиалы) государственными являются 12 или 42.9%, негосударственными – 16 (57.1%). Динамика численности, приема и выпуска студентов за 10 лет приведена на диаграмме:
Из диаграммы видно, что за период с 1996/97 по 2000/01 учебный год, общая численность студентов, их прием и выпуск возросли. Численность учащихся за 10 лет увеличилась на 47.1% и составила 35.9 тыс. человек, приём вырос на 30%, выпуск - на 63.9%. По сравнению с предыдущим учебным годом численность студентов увеличилась на 6.1 тыс. человек (на 20.4%). Несмотря на довольно широкую сеть негосударственных учебных заведений в них обучается 7.5 тыс. человек, что в 3.6 раз меньше численности студентов в государственных ВУЗах (28.4 тыс. человек).
В последние годы в РК наметилась тенденция расширения сети негосударственных высших учебных заведений. По республике Восточно-Казахстанская область на 4 месте по количеству негосударственных ВУЗов и чис-ленности студентов в них после г. Алматы, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Контингент студентов государственных и негосударственных ВУЗов по формам обучения на 2000/01 учебный год
Государственные ВУЗы |
Негосударственные ВУЗы |
|||
Всего чел. |
в % к общему контингенту |
Всего чел. |
в % к общему контингенту |
|
Всего в том числе: дневная вечерняя заочная |
28444 17660 82 10702 |
100.0 62.1 0.3 37.6 |
7499 2950 98 4451 |
100.0 39.3 1.3 59.4 |
Второй год поступление в высшие учебные заведения осуществляется по модели формирования студенческого контингента на основе государственных грантов и кредитов методом комплексного тестирования. Число абитуриентов в 2000 году достигло 14.2 тыс. человек и по сравнению с 1999 годом увеличилось на 29.2%. Из общего числа студентов (11.3 тыс. чел.), принятых на 1 курс в 2000/01 году, 85.8% обучаются по договорам с полным возмещением затрат, 6.6% за счет государственных образовательных кредитов, 7.6% - государственных грантов.
Наибольший набор студентов в 2000 году был произведен Семипалатинским университетом им. Шакарима (2605 чел.), Восточно-Казахстанским государственным университетом (1943 чел.), Восточно-Казахстанским техническим университетом им. Серикбаева (1762 чел), Семипалатинским университетом (880 чел.), Восточным гуманитарным институтом (718 чел.). На долю вышеуказанных учебных заведений приходится 70% всего приема студентов по области.
Высокая конкуренция на рынке труда и повышение требований к квалификации явились мотивацией получения населением высшего или второго высшего образования. По этой причине изменился возрастной состав студентов. По сравнению с 1999/00 учебным годом доля учащихся студентов в возрасте 17-20 лет уменьшилась на 3.8 процентных пункта, доля же студентов более старших возрастов увеличилась на аналогичное количество.
Подготовка специалистов в области ведется по 30 группам специальностей. Наибольшая доля студентов в общей структуре приходится на группу гуманитарных специальностей (21.8%), специальностей образования (18.0%), экономических (16.8%), естественно-научных (5.4%) и медицинских (2.9%).
Меняющаяся коньюнктура рынка труда находит свое отражение в сфере образования, в связи с этим во многих крупных учебных заведениях области происходит переориентация на новые специальности. Так, в Восточно-Казахстанском государственном университете в новом учебном году открылись следующие специальности: «Химическая, криминалистическая и экологическая экспертиза», «Валеология», «Туризм» и «Социология и демография». В Восточно-Казахстанском техническом университете им. Серикбаева – «Земельный кадастр и оценка недвижимости», «Повышение износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов», «Программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники и сетей». В Семипалатинском государственном университете им. Шакарима – «Экономика и менеджмент на водном транспорте», «Стандартизация и сертификация сельско-хозяйственной продукции», «Зоотехния», «Технология рыбных продуктов и жиров», «Технология мясных и молочных продуктов», «Таможенное дело», «Международные экономические отношения» и «Государственное и муниципальное управление.
Анализ современного состояния в системе среднего и высшего профессионального образования свидетельствует о том, что рыночные преобразования прочно утвердились в образовательной сфере. Высшая школа перешла на новую модель образования. Наблюдается расширение сети средних специальных и высших учебных заведений за счет увеличения числа филиалов. Наибольшие предпочтения абитуриентами отдаются именитым колледжам и высшим учебным заведениям, главным образом государственным, которые прочно утвердились на отечественном рынке образовательных услуг и являются своего рода гарантом качественного образования, о чем свидетельствует многолетний срок их функционирования.
В последние годы наряду с государственными возникли негосударственные высшие учебные заведения и колледжи, которые призваны расширить доступ к образованию и оказать положительное влияние на качество обучения. По мере укрепления и становления негосударственной средней специальной и высшей школ произойдет дальнейшее сближение с государственной, их сращивание, взаимообогащение и сотрудничество, дифференциация в подготовке кадров. Только совместная, целенаправленная работа будет способствовать повышению качества подготовки специалистов единой системы среднего специального и высшего образования республики.
Заключение
Проведенные за последние годы преобразования позволили перейти от унифицированного к многовариантному образованию, появилась возможность выбирать формы обучения, методы работы педагогов, учебную литературу, совершенствовать учебные программы, распространять инновационные и авторские программы обучения. Разнообразие форм обучения позволяет найти образовательное учреждение, отвечающее потребностям детей и их родителям (вопрос лишь в том, что это будет стоить последним).
Социальная и региональная политика предусматривает решение приоритетных задач образования всех социальных слоев населения с учетом его многонационального состава и общих тенденций развития. Ожидаемые результаты от реализации программы – это сохранение и развитие потенциала системы образования как одного из условий социально – экономического и культурного развития ВКО; обеспечение единого образовательного пространства в развитии социальной инфраструктуры области; усиление роли системы образования в общественной жизни, социальной практике реформирования общества; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех социальных слов населения области; рост социальной зрелости выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, повышение профессионализма педагогических кадров, ресурсное обеспечение развития областной образовательной системы.