Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита».

Сочинение.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита».

«При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда… с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».

К. Симонов.

Роман «Мастер и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Сатира Михаила Афанасьевича Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину, недаром есть понятие «булгаковская Москва». Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.

В Москве основные события романа разворачиваются в небольших замкнутых пространствах. Здесь находится и «подвал Мастера», и «особняк Маргариты», и варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый «Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302-бис». Но на этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии. Здесь правит бал Сатана, обнажающий все пороки добропорядочных и уважаемых москвичей.

Булгаковская Москва населена бездушными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивался одной фразой: «Этого не может быть». Беспощадна сатира автора в отношении московских литераторов и чиновников от литературы. Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины в творчестве, не стремятся к самосовершенствованию, потому что они знают, что реальная правда – это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.

Москвичи предстают в романе ограниченными, не верящими ни во что, кроме денег и материальных благ. В мире Москвы, который посетил Воланд, нет ни настоящей дружбы, ни святого искусства и великих талантов, ни просто мудрых и честных людей, за исключением Мастера и Маргариты, да еще Ивана Бездомного.

Мир Москвы – это мир полностью материальный, пустой, бездуховный; мир, в котором любой факт проявления чего-то необъяснимого будет тут же истолкован примитивно, как что-то вредное и чуждое. Москвичи абсолютно закрыты для всего нового, они не видят и не слышат ничего, кроме самих себя. Голоса в телефонной трубке Римский и Варенуха приняли за проделки шайки хулиганов. Степа Лиходеев, будучи человеком совершенно невежественным, объяснял свое присутствие в Ялте силой гипноза, в глубине души все же понимая, что «никакой гипноз не может забросить человека за тысячу километров».

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. «Горожане сильно изменились, - замечает мессир, - внешне…» Но в остальном – они «люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…». Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы. Они утратили представления о добре, справедливости, а это гораздо страшнее.

Мир москвичей похож на царство духовно слепых людей, не верящих ни во что, кроме того, что им знакомо, не ищущих ничего в жизни и абсолютно закрытых для всего нового, а следовательно, абсолютно пустых. Мастеру, который «писал то, чего никогда не видел, но о чем наверняка знал, что это было», нет места в этом мире. Поэтому Воланд забирает его, даруя вечный покой. Мастер отказался от своего романа, от своих идей, от творчества. Отказался под чудовищным давлением толпы, неистовавшей, ругавшей писателя. Мир Москвы не вынес появления чего-то, что не вписывалось в привычные рамки, москвичам оказался не нужен роман о Пилате. Только Ивану Бездомному была интересна история распятия Иешуа, то есть Иисуса Христа.

Водланд грозой проносится над Москвой, жестоко карая низость, ложь, подлость, алчность. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей. И если его свита предстает в лице мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом. Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со злом следует силами зля, чтобы восстановить справедливость.

Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.