Сказки А.С. Пушкина

КГАЦМиЗ

Реферат на тему:

«Сказки А. С. Пушкина»

Выполнил: Д. А.

Группа:

Содержание

1. Предисловие ………………………………………….  3

2. Сказки А. С. Пушкина ……………………………….  4

3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу …………11

4. Список используемой литературы ………………….12

1. Предисловие

  Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть.

  В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.

  Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя. Темой для исследования я избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.

2. Сказки Пушкина

  Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

  «…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К. И. Чуковский.

  Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.

  Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых нищих и запомнить их песни.

  Соседние помещики, приехав как-то в воскресение в этот монастырь молиться Богу, с семьями, разряженные по-праздничному, были очень удивлены и даже обижены, увидев молодого соседа – Пушкина в полукрестьянской одежде, в красной рубахе и широких штанах, сидящего на церковной паперти и поющего вместе со слепыми нищими «Стих об Алексее, божьем человеке».

  Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.

  В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и его работнике Балде». В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».

  А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и его работнике Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А. С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

  Сказки А. С. Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина».

  Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…»

  По цензурным условиям А. С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты – кухаркой».

  В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:

                                                  В кухне злится повариха,

                                                  Плачет у станка ткачиха,

                                                  И завидуют оне

                                                  Государственной жене –

и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).

  Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:

                                                  Едет с грамотой гонец,

                                                  И приехал наконец.

                                                  А ткачиха с поварихой,

                                                  С сватьей бабой Бабарихой

                                                  Обобрать его велят;

                                                  Допьяна гонца поят

                                                  И в суму его пустую

                                                  Суют грамоту другую…

  Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо-красочными:

                                                  Ветер весело шумит,

                                                  Судно весело бежит…

                                                  В синем небе звезды блещут,

                                                  В синем море волны хлещут;

                                                  Туча по небу идет,

                                                  Бочка по морю плывет.

                                                  Ветер на море гуляет

                                                  И кораблик подгоняет;

                                                  Он бежит себе в волнах

                                                  На раздутых парусах.

  Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили.

  Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

                                                  …белочка при всех

                                                  Золотой грызет орех,

                                                  Изумрудец вынимает,

                                                  А скорлупку собирает…

  «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра.

  «Сказка о попе и его работнике Балде» - сатира на служителей православной церкви. Эта сказка при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 г. в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа». Начиналось оно так:

                                                  Жил-был купец Кузьма Остолоп,

                                                  По прозванью Осиновый Лоб.                                    

  А вся сказка была озаглавлена: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде». Изменения, внесенные Жуковским, искажали антицерковную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.

  У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

  Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим мировосприятием. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.

  Так, в черновом варианте было:

                                                  Попадья баба была догадливая,

                                                  На всякие хитрости повадливая.

  А в окончательной редакции:

                                                  Ум у бабы догадлив,

                                                  На всякие хитрости повадлив.

  В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого.

  В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Сказка Гриммов лишена социальной окраски: оба действующих лица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.

  В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

                                                  «Что ты, баба, белены объелась?»

  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особо четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок.

  Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству:

                                                  Смотрит в поле, инда очи

                                                  Разболелись глядючи

                                                  С белой зори до ночи;

                                                  Не видать милого друга.

                                                  Только видит: вьется вьюга,

                                                  Снег валится на поля,

                                                  Вся белешенька земля.

  Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:

                                                  Елисей, не унывая,

                                                  К ветру кинулся, взывая:

                                                  «Ветер, ветер! Ты могуч,

                                                  Ты гоняешь стаи туч,

                                                  Ты волнуешь сине море,

                                                  Всюду веешь на просторе,

                                                  Не боишься никого,

                                                  Кроме Бога одного.

                                                  Аль откажешь мне в ответе?

                                                  Не видал ли где на свете

                                                  Ты царевны молодой?

                                                  Я жених ее».

  Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.

  «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличии  от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:

                                                  Долго царь был неутешен,

                                                  Но как быть? и он был грешен;

                                                  Год прошел как сон пустой,

                                                  Царь женился на другой.

  Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

  Особенно четко демократические идеи Пушкина отразились в незаконченной «Сказке о медведихе» (1830 г.), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия – от дворянского до церковного.

                                                  Прибегал туто волк-дворянин,

                                                  У него-то зубы закусливые,

                                                  У него-то глаза завистливые.

                                                  Приходил тут бобр, торговый гость,

                                                  У него-то бобра жирный хвост.

                                                  Приходила ласочка-дворяночка,

                                                  Приходила белочка-княгинечка,

                                                  Приходила лисица-подьячиха,

                                                  Подьячиха, казначеиха…

  Дворянам, князьям, купцам даются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики. Симпатии Пушкина в этой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смерд, изображен в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайка серенький…»

  Враждебное отношение А. С. Пушкина к самодержавно-крепостнической власти ярко проявилось в том, что положительные герои всех его сказок – люди из народа: работник Балда («Сказка о попе и его работнике Балде»); труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).

  Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.

  Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:

                                                  Но жена не рукавица:

                                                  С белой ручки не стряхнешь

                                                  Да за пояс не заткнешь.

                                                                     («Сказка о царе Салтане».)

                                                  «… Впредь тебе, невежа, наука:

                                                  Не садися не в свои сани!»

                                                                     («Сказка о рыбаке и рыбке».)

                                                  Ждут бывало с юга, глядь,

                                                  Ан с востока лезет рать.

                                                                     («Сказка о золотом петушке».)

                                                  «Дурачина ты, простофиля!

                                                  Выпросил, дурачина, корыто!

                                                  В корыте много ли корысти?..»

                                                                     («Сказка о рыбаке и рыбке».)

  В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон».).

  Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:

                                                  В чешуе, как жар горя,

                                                  Тридцать три богатыря…

                                                                     («Сказка о царе Салтане».)

                                                  Царь скопца благодарит,

                                                  Горы золота сулит.

                                                                     («Сказка о золотом петушке».)

                                                  Но царевна молодая,

                                                  Тихомолком расцветая,

                                                  Между тем росла, росла,

                                                  Поднялась – и расцвела…

                                                  И к царевне наливное,

                                                  Молодое, золотое

                                                  Прямо яблочко летит…

                                                  Отвечает месяц ясный…

                                                                     («Сказка о мертвой царевне».)

  В его сказках широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).

  Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:

                                                  …Город новый златоглавый…

                                                  …Стены с частыми зубцами,

                                                  И за белыми стенами

                                                  Блещут маковки церквей

                                                  И святых монастырей.

                                                  …В колымагах золотых

                                                  Пышный двор встречает их…

  Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.

  Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху.

  Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

  Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к героям.

3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу

  Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересмотрел все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными. Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличие от многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный, мелкий. Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делали многие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты русского и зарубежного фольклора.

  Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

   

  

31.03.99 22:06:50

Список используемой литературы

1.    А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах.

     Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.

2.    А. С. Пушкин. Избранные произведения. – Москва: Детская литература, 1969.

3. Детская литература. / Под редакцией Е. Е. Зубаревой –

Москва: Просвещение, 1985.

 

4.    «Благослови, поэт!...»: Антология поэзии пушкинской поры. Книга 1. / Примечания Вл. Муравьёва – Москва:

    Советская Россия, 1983.