Скульптурный портрет древнего Рима

                                                Выполнила разработку урока

                                                       преподаватель МОУДОД «ДХШ»

                  Боженко Т.С.

 

«Скульптурный портрет др.Рима»

 

Методическая разработка урока для учащихся «ДХШ» 2 класс (четырехлетнего обучения

Урок является частью темы: «ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА».

Цель урока: познакомить учащихся с архитектурной композицией

Задача урока: углубленное знакомство учащихся с архитектурой, с ее сходством и отличием от других видов искусства.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: беседа – лекция, закрепление материала, творческая работа учащихся

Оборудование: DVD  диск «Античное искусство», иллюстрации из книг: Н.А. Дмитриева « Краткая  история  искусств », Москва,  «Искусство»,  1985г.; Лев  Любимов «Искусство  древнего  мира», Москва, «Просвещение»,  1980г.; «Всеобщая  история  искусств» I–й  том, Государственное издательство «Искусство»,  Москва 1956г.

Ход урока:

Римская скульптура представлена портретом. Мужской портрет- беспощадный реализм (гротеск), женский – лиричный.

Этрусские традиции сыграли большую роль в формировании римского портрета. На его становление большое значение так же оказал римский культ предков, по которому, со слепков заказывались портреты умерших.

Складывались первые направления:

1. Мастера раннего республиканского периода точно следовали натуре. Все ранние портреты  объединяют характерные приемы трактовки при разнообразии черт лица: выражение лица всегда мертвенно спокойное, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор безжизненный, глазное яблоко запало, рот сжат, скулы резко выражены (портрет старого римлянина).

2.Сочетание римской точности в изображении черт лица с приемами обобщения характерного для греческого искусства (Александр Македонский).

3.Идея господства Рима, призванного править другими народами, как идеологическая программа нашла свое образное воплощение в многочисленных статуях императоров, которые воздвигали на площадях и в храмах (статуя Октавиана Августа).

4.На формирование общественных взглядов большое влияние оказала сатира. Ее обличительный пафос удивительно близок к беспощадному реализму портрета второй половины 1 века до н.э. (портрет императора Веспасиона)

5.Парадный портрет (портрет знатного римлянина).

6.В искусстве 2 века скульпторы вновь обращаются к греческому искусству, стремятся передать эмоциональное состояние человека(портрет Ливии, конная статуя Марка Аврелия).

Задание:

 Лепка из глины портрета друга (работа индивидуальная). Передача характера человека, его индивидуальности. 

Материалы:

Глина, скульптурный пластилин.

 

 

 

                                          Выполнила разработку урока

                                                           преподаватель МОУДОД «ДХШ»

                      Боженко Т.С.

 

«Московское зодчество»

 

Методическая разработка урока для учащихся «ДХШ» 2 класс (четырехлетнего обучения.

 

Урок является частью темы: «Древнерусское искусство».

Цель урока: познакомить учащихся с древнерусской архитектурой

Задача урока: углубленное знакомство учащихся с древнерусской архитектурой, с ее особеностями.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: беседа – лекция, закрепление материала, творческая работа учащихся

Оборудование: слайды с архитектурой Древней Москвы, Красная площадь в Москве, храм Василия Блаженного.

 

Ход урока:

Первые упоминания о Москве оставила Ипатьевская летопись (1147г.). к 1156г. Москва была крупным селеньем, в это время выросли деревянные хоромы укрепленные стенами.

Москва лежала на пересечении крупных торговых путей из Рязани в Новгород и из Киева во Владимир. Тверская летопись свидетельствует, что в 1238г. Хан Батый захватил и уничтожил Москву, но она быстро оправилась от потерь.

В 14 веке Иван Калита превратил Москву в духовную столицу. В 1326г. Был заложен собор «Успенья Богородицы». К .тому времени было построено 20 монастырей. Всего за годы его правления в Москве возвели по меньшей мере 5 храмов: церковь Спаса на Бору (1330г.), церковь Иоана Листвичника  (1328г.). в цклом Московские постройки продолжали традиции Владимирского зодчества, но декор у них был скромный.

Во второй половине 14 века начали строительство оборонительных сооружений. Первым звеном становится белокаменный Кремль Москвы. Башни и стены возвели 1367-1368гг. протяженностью 2км. В таком виде Кремль простоял до 1485г. По всей Москве появились белокаменные храмы.

Расцвет культуры Московского царство выпал на 15-16вв. Постройки Ивана Калиты и Дмитрия Донского уже обветшали и не соответствовали могуществу государства.

Кремль часто горел и нуждался в коренной перестройке. Московский Кремль – плод совместного творчества итальянских и русских мастеров.

Все стены и башни существующие в Кремле были возведены в 1485-1495гг. Башни Кремля соединяются между собой высокой крепостной стеной (в плане неправильный треугольник). Там где стены образуют углы строились круглые башни. Самые высокие и мощные башни возводились в тех местах где к Кремлю подходили важные дороги, там делались ворота.

 

Задание:

 Конструирование из бумаги стен и башен Московского Кремля (работа индивидуальная).

Материалы:

Белая бумага, ножницы, клей.