Славяне

       Вопрос о  происхождении славян считается одним из ос-

     новных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Ев-

     ропы. Парадоксально, что у этого многомиллионного наро-

     да," расселявшегося на огромных пространствах Европы  и

     Азии  от  лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и

     от знойных степей и пустынь Казахстана и  Средней  Азии

     до  хмурых  вод Балтики и Северного Ледовитого океана",

     не могут определить место откуда он вышел.

       Одна из  причин  этого,  по словам В.П.Кобычева,- от-

     сутствие сколько-нибудь полноценных письменных источни-

     ков о славянах до середины 6 века н.э.

       В настоящее время в состав славянских народов  входят

     русские,  украинцы,  белоруссы,  поляки, чехи, словаки,

     болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы. Но на пер-

     воначальном этапе существовала еще масса групп и племен

     славян, которые были известны в Греции, Малой Азии, Се-

     верной Африке,  некоторые селились даже в Испании. Но в

     последствии они были уничтожены,  либо ассимилировали ,

     например,  как поморские славяне,  подпавшие под власть

     Тевтонского ордена в 12-14 веках.

       Несмотря на  вроде бы разрозненность и разбросанность

     славянских племен,  все-таки славянские племена  предс-

     тавляли из себя единое целое.  Летописец " Повести вре-

     менных лет" в начале своего труда писал:"...  Был  один

     народ славянский" ( "Бе един язык словенск" ).

       Проблему составляет не  только  определить  прародину

     славян,  но даже и ответить на вопрос об их происхожде-

     нии.  По этой проблеме существует множество версий, од-

     нако,  ни  одну из них нельзя признать полностью досто-

     верной.

       На рубеже 19-20 веков языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ

     выдвинул предположение о происхождении этнонима  славя-

     не.  По  мнению  этого исследователя,  наэвание славяне

     возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточ-

     ных  границах  славянского государства множество рабов,

     вторая половина имени которых оканчивалась  на  слав  -

     Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окон-

     чание римляне превратили в нарицательное название  вся-

                               - 2 -

     кого раба вообще ( в поздней латыни раб - sclavas), а в

     дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих ра-

     бов. От римлян это было затем усвоено и самими славяна-

     ми.

       Эту теорию  впоследствии сильно развили немецкие уче-

     ные-националисты, использовавшие ее для принижения роли

     культуры  и  значения славянских народов в истории ран-

     несредневековой Европы.  Однако у этой теории есть мно-

     жество слабых сторон. Например, такой факт, что Римская

     Империя, существующая уже множество веков, ведущая пос-

     тоянные войны,  в ходе которых она брала огромное коли-

     чество пленных -  рабов,  вдруг  обратила  внимание  на

     пленных славян,  и по их имени стали называться все ра-

     бы.  Далее,  невозможно, по словам В.П.Кобычева, объяс-

     нить,  каким  образом  оскорбительный  для  себя термин

     восприняли все славянские народы,  в частности  восточ-

     ные, которые ни под прямым, ни под косвенным владычест-

     вом римлян никогда не находились. Плюс, сам автор гипо-

     тезы исходит из того,  что корень слав является исконно

     славянским,  следовательно,  славянам не  было  никакой

     нужды заимствовать это слово у кого бы то ни было - оно

     и без того у них имело самое широкое хождение.

       В своей  книге " Мир истории " Б.А.Рыбаков рассматри-

     вает вопрос о происхождении государства Киевская  Русь.

     При этом он говорит, что " первым вопросом, без решения

     которого мы не  можем  приступить  к  анализу  процесса

     превращения первобытного общества в классовое, является

     вопрос о происхождении  славян  в  его  географическом,

     территориальном аспекте: где жили " первославяне, какие

     города были их соседями,  ..., каким путем шло дальней-

     шее расселение славянских племен..."

       Именно с точки зрения ответа на этот  вопрос  я  буду

     рассматривать книгу Б.А. Рыбакова в своей работе.

       Рыбаков в своей книге " Мир истории" пишет,  что сла-

     ыянские  народы принадлежат к древнему индоевропейскому

     единству,  включавшему такие народы,  германские,  бал-

     тийские ( " литовско-латышские" ),  романские,  гречес-

     кие,  индийские ( "арийские" ) и др., раскинувшиеся еще

     в  древности на огромном пространстве от Атлантического

                               - 3 -

     океана до Индийского и от Ледовитого океана  до  Среди-

     земного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы

     занимали еще не всю Европу и не заселили еще  Индостан.

     Рыбаков  считает,  что  приблизительным  геометрическим

     центром первоначального "индоевропейского массива" была

     северо-восточная  часть Балканского полуострова и Малая

     Азия. Те племена, из которых путем постепенной консоли-

     дации  образовались  праславяне,  обитали почти на краю

     индоевропейских пространств,  севернее горного барьера,

     который  отделяет южную Европу от Северной и тянется от

     Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами.

       Славянский народ считается в истории сравнительно мо-

     лодым. Под собственным именем они впервые упомянаются в

     письменных источниках лишь с 6 века. Впервые имя славян

     в форме oxhabnvos мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около

     525 г.

       Главной образующей силой праславянского народа следу-

     ет  считать  стихийную интеграцию более или менее родс-

     твенных племен. Хотя, несомненно, имело место и естесс-

     твенное размножение и колонизация новых пространств. То

     есть,  по словам Рыбакова,  создало славянский народ не

     размножение одного единственного племени. Говоря о при-

     чинах обособления славянского народа от индоевропейской

     группы,  Б.А. Рыбаков называет, например, такое общеев-

     ропейское событие:

       На рубеже 3-4 тысячалетий до н.э. в северной половине

     Европы ( от Рейна до Днепра ) усиливалось  скотоводчес-

     кое пастушеское хозяйство, быстро возникает имуществен-

     ное и социальное неравенство.Крупный рогатый скот  ста-

     новится  символом  богатства  (в старом русском языке "

     скотница"- казна ),  а легкость отчуждения стад ведет к

     войнам и неравенству племен и вождей, тем самым наруша-

     ется  первобытное  равенство.  Начавшаяся   повсеместно

     борьба за стада и пастбища привела к широчайшему рассе-

     лению пастушеских племен не только по Центральной, но и

     по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение

     велось отдельными, самостоятельно действующими племена-

     ми.

       Важно отметить,  что в момент расселения ( первая по-

                               - 4 -

     ловина  2  тысячелетия ) еще не было ни славянской,  ни

     германской, ни балтийской общности; все племена переме-

     шивались и меняли соседей по мере постепеннго движения.

     " Примерно к 15 веку до  н.э.  расселение  прекратилось

     ,"-утверждает  Рыбаков.Вся  зона европейских лиственных

     лесов и лесостепей была занята индоевропейскими  племе-

     нами.  Началась  новая,  оседлая жизнь,  в ходе которой

     складывались различного рода связи между соседствующими

     племенами,  а также особенности развития отдельных пле-

     мен. Впервые на таком большом пространстве начали скла-

     дываться новые родственные друг другу языки.

       В научном поиске древнейших  судеб  славянства  новое

     место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили:

       1. что отделение праславянских племен от  родственных

     или  соседних  индоевропейский  племен  произошло около

     4000-3500 лет назад;

       2. по данным языка лингвисты установили, что соседями

     славян из индоевропейских народов были  германцы,  бал-

     тийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты и т.д.

       3. судя по общим всем славянским народам обозначениям

     элементов ландшафта,  праславяне проживали в зоне лист-

     венных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, боло-

     та, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразде-

     лы, но не было высоких гор.

       Однако тут следует обратить внимание на то,  что при-

     родные зоны,  отвечающие этим лингвистическим определе-

     ниям,  размещены в Европе шире,  чем можно предполагать

     славянскую прародину.  Праславяне занимали  лишь  часть

     того пространства,  которое отразилось в их древних на-

     речиях.

       В настоящее  время родиной славян признается область,

     простирающаяся к северу от Карпат. Но при ближайшем оп-

     ределении ее границ ученые весьма существенно расходят-

     ся между собой. Например, один из основоположников сла-

     вяноведения,  чешский  ученый  Шофарик проводил границу

     славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману,

     на севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра,  на

     востоке - до Дона.  Далее она, по его мнению, шла через

     нижний  Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водо-

                               - 5 -

     разделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

       Один из представителей русского языковедения академик

     А.А.  Шахматов искал прародину славян в бассейне запад-

     ной Двины и нижнего Немана, откуда, по его мнению, сла-

     вяне позже передвинулись на Вислу, а затем уже рассели-

     лись по разным направлениям и затем области,  в которых

     сформировались современные славянские народы.

       Первая версия получила название висло-одерского вари-

     анта.  Польский археолог Стефан Носек,  сторонник этого

     варианта,  предложил обратиться к археологическим мате-

     риалам того времени, когда славянский народ отсоединил-

     ся от основной группы индоевропейских племен.  Внимание

     археологов привлекла тишнецкая культура 15-12 веков  до

     н.э., которая быля хорошо известна на территории Польши

     между Виспой и Одером.

       Однако другой  польский археолог Александр Гардавний,

     а также ряд украинских археологов установили,  что тиш-

     нецкая культура распространяется и на пространство вос-

     точнее Вислы,  вплоть до Днепра, переходя частично и на

     левый его берег.

       Таким образом,  на основе объективных археологических

     материалов  спор  был  решен в пользу объединения обоих

     вариантов.  Хотя окончательно вопрос о точных  границах

     прародины праславян по-прежнему не решен.

       В своих лекциях " Происхождение славян " М.И. Артамо-

     нов говорил о том,  что наиболее разработанным является

     вопрос о западной границе праславянской территории, ко-

     торую  проводят  от моря по Одеру до реки Варты и далее

     по этой реке и Висле и по ней до реки Сала.  На  севере

     праславяне  соседствовали  с  предками  литовцев  " уг-

     ро-финнов ".  Границей с первыми служила река  Припять.

     На востоке славяне достигали Днепра и даже, как полага-

     ют некоторые исследователи,  простирались за него, зах-

     ватывая, по крайней мере, часть бассейна реки Десны.

       Изложенные представления основываются в  основном  на

     лингвистических данных.

       Однако невозможно переоценить и возможность такой на-

     уки,  как археология, хотя виднейший археолог Л.Нидерле

     и не верил в самостоятельное значение своей науки.  Го-

                               - 6 -

     воря  об  общности  народов ( в нашем случае славянских

     народов ),  нельзя основываться только на языковой общ-

     ности,  важно, чтобы народы не были различны и по куль-

     туре.  Под " культурой " археологи понимают  устойчивую

     совокупность признаков,  свойственных остаткам прошлого

     определеного периода развития общества:  обряд погребе-

     ния,  формы украшений,  одежда,  типы орудий,  оружие и

     т.д. и т.п.

       В своей  лекции М.И.Артамонов говорит о том,  что,  в

     частности, характерная керамика с волнисто-линейным ор-

     наментом 9-10 веков совпадает в своем распространении с

     территорией восточных и западных,  а частично  и  южных

     славян,  что во многом говорит не только о языковой, но

     и о культурной общности.

       Однако в  первом тысячалетии до н.э.  западные и вос-

     точные части славянской  прародины  оказываются  разно-

     культурными,иначе говоря,  этнически неоднородными.  Из

     этого можно сделать вывод, что не вся область так назы-

     ваемой  прародины  была  исконно славянской.  В связи с

     этим польские и чешские археологи выдвигают в  качестве

     праславянской археологической культуры лужицкую культу-

     ру,  просуществовавшую с 1300 до 300  года  до  н.э.  С

     признанием славянской принадлежностик лужицкой культуре

     связывается не только весьма существенное для  славянс-

     ких  народов продление славянской истории в глубочайшую

     древность Европы,  но, что весьма важно, и в политичес-

     ком отношении,  этим обосновываются права западных сла-

     вян на занимаемые ими области как исконно славянские.

       Классическими областями  лужицкой  культуры  являются

     две старые славянские области,  расположенные к  северу

     от Судет между Эльбой на западе, верхним Одером на вос-

     токе и Вартой - на севере; это Лужицкая область и Силе-

     зия.

       Лужицкая культура представлена могильниками и поселе-

     ниями.  Типичными являются большие могильники с сотнями

     погребений, чаще всего в виде плоских, т.е. не отмечен-

     ных сверху курганною насыпью, неглубоких могил с урною,

     содержащей пепел сожженного покойника.

       Древняя ступень  лужицкой культуры относится к треть-

                               - 7 -

     ему периоду бронзового века ( 1300-1100 годы до н.э.  )

     и,  по заключению большинства специалистов, ограничива-

     ются в своем распространении Лужицей, Силезией, Велико-

     польшей.  Лужицкая культура уже в третьем периоде брон-

     зового века  распространилась  на  юго-восточную  часть

     Мекленбурга,  почти  весь Брандербург,  восточную часть

     Саксонии,  северо-восточную Чехию, северо-восточную Ма-

     равию, северо-западную Словакию и большую часть Польши.

     В четвертом периоде бронзового века ( 1100 -  900  годы

     до н.э.  ) территория лужицкой культуры продолжала рас-

     ширяться во всех  направлениях.  Особенно  значительным

     было ее продвижение на северо-восток и восток,  где она

     заходит за Буг и занимает угол за Вислой и Саном.

       В последнем  периоде бронзового века границы лужицкой

     культуры на северо-западе и западе, в северном Бранден-

     бурге, восточном Мекленбурге и на верхней Эльбе в Чехии

     несколько отступают  под  натиском  предков  германских

     племен.  Зато  на востоке в это время лужицкая культура

     доходит до западной Волочии.

       Основными областями лужицкой культуры являлись: севе-

     ро-восточная Чехия,  Моравия,  Силезия и соседнии земли

     Великопольши.

       Во второй половине раннего железного века часть насе-

     ления  поморской культуры пересекла водную преграду Но-

     тецы и клином врезалась в области других групп лужицкой

     культуры.  По  мнению польского археолога Костшевского,

     местное население оказывало упорное  сопротивление  се-

     верным  завоевателям  (  об этом свидетельствует густая

     сеть городищ как в Куявии и Мазовии, так и в южной час-

     ти Великопольши и Силезии ).

       В 400-150 годы до н.э.  северные пришельцы  достигают

     наибольшего распространения, проникая к югу на Одер, на

     юго-восток - вверх по Висле, доходя до Збруча на терри-

     тории западной Украины.

       В период поздней бронзы и  раннего  железа  на  севе-

     ро-западе  и западе на лужицкую культуру наслаиваются и

     частично вытесняют  ее  культуры  соседних  этническитх

     групп ( германцев ). Особенно значитеьным было движение

     кельтов,  начавшееся в 400 году до н.э.,  в  результате

                               - 8 -

     которого  происходит слияние лужицкой и кельтской куль-

     туры в районе Польши и возникает новая  так  называемая

     культура ямных погребений.

       Немецкие археологи долгое время утверждали,  что  эта

     культура принадлежит германцам,  и ее появление связано

     с вторжением вандалов во второй половине 2 века до н.э.

     Польские же археологи связывают ее с венедами, древней-

     шим из известных истории славянских образований.  В до-

     казательство  они  приводили не только нахождение ее на

     территории,  на которой, согласно данным письменных со-

     общений,  жили венеды, но и ее тесные генетические свя-

     зи, с одной стороны с исторической славянской культурой

     и,  с другой стороны,  с более древней лужицкой культу-

     рой,  негерманскя принадлежность которой ясна  и  самим

     немецким археологам.

       Несмотря на то, что на основной части восточной поло-

     вины  Центральной  Европы  сохранились многочисленные и

     отчетливые следы пребывания здесь балтийского  субстра-

     та, подавляющее большинство исследователей, как в нашей

     стране,  так и за рубежом, продолжают искать древнейшую

     прародину славян к северу от Карпатских гор,  где-то на

     пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром, ес-

     ли брать наиболее крайние мнения.

       Разница во взглядах состоит  лишь  в  том,  что  одни

     сдвигают  эту территорию более к западу ( Яжджевский ),

     другие - более к востоку ( Бернштейн ).

       Одним из  важных доводов сторонников восточной ориен-

     тации является так называемая  зооботаническая  теория,

     которая  основывает свои доводы на анализе содержащихся

     в славянских языках назваий растений  и  представителей

     животного мира.  В соответствии со своими лингвистичес-

     кими заключениями сторонники этой версии ищут прародину

     славян вне пределов распространения таких деревьев, как

     бук,  черешня,  белый клен, лиственница, а именно между

     Вислой,  Западным Бугом,  Припятью, Карпатами и средним

     течением Днепра.

       Однако многие считают этот метод недостоверным.  Нап-

     ример, языковед Фасмер, касаясь лингвистичеких заключе-

     ний,  основанных  на анализе зооботанической терминоло-

                               - 9 -

     гии,  скептически заметил,  что так не будет доставлять

     большого  труда  доказать,  будто на территории древней

     прародины славян " водились слоны и  верблюды  ".  Этот

     скептицизм связан,  во-первых, с возможностью заимство-

     вания того или иного зооботанического термина,  во-вто-

     рых, с изменчивостью и подвижностью границ флоры и фау-

     ны ( например, в результате изменения климата в Европе,

     границы  произрастания бука за последние 2-3 тысячи лет

     продвинулись на сотни км с запада на восток ).

       Сторонники более западного местонахождения славянской

     прародины  (  Костшевский,   Козловский,   Чекановский,

     Лер-Сплавинский и др. ) ищут ее в основном в междуречье

     Вислы и Одера.  В основе их взглядов лежит предполагае-

     мая  принадлежность  лужицкой культуры целиком или час-

     тично славянам.  Обосновывается это тем, что у славян и

     носителей  лужицкой культуры совпадают места поселений,

     форма и приемы строительства жилищ, погребальные обряды

     ( трупосожжение ), а главное ( по " методу исключения "

     Бронштейна ) тем,  что в противном случае для славян  в

     Европе I тысячалетия до н.э.  вообще не найти места для

     поселения, имея ввиду, что они являются одним из значи-

     тельнейших  и многочисленнейших народов этого континен-

     та.

       Однако и у этой теории есть свои слабые места. Напри-

     мер,  отсутствие  славяно-германских  языковых  связей.

     Лер-Сплавинский на основании формального статистическо-

     го учета установил, что у славян больше языковых связей

     с германским языком, чем у балтийцев. Отсюда можно сде-

     лать вывод, что славяне жили западнее балтийских племен

     в непосредственной близости от германцев.  Но эти факты

     были собраны из разных хронологичеких пластов и  ярусов

     языковой системы,  поэтому,  по-мнению В.В. Мартынова (

     тоже сторонника этой гипотезы ),  их нельзя сопоставить

     и подвергать статистическому учету. Таким образом, мож-

     но сказать,  что висло-одерская локализация  древнейшей

     прародины  славян  на сегодня еще очень далека от того,

     чтобы считаться окончательно доказанной.

       И все  же  в  пользу  гипотезы о западной,  а вернее,

     юго-западной,  т.е. карпато-дунайской, прародины славян

                               - 10 -

     можно привести больше аргументов,  чем в пользу восточ-

     ной днепровско-припятской их прародины.

       Аргументированное доказательство,  приведенное  ниже,

     представлено в книге В.П. Кобычева " В поисках прароди-

     ны славян ".

       Первый аргумент - совпадение племенных  названий  по-

     лабских,  поморских и других западных славян с древней-

     шими,известными на данной территории этническими наиме-

     нованиями рубежа первых веков нашей эры,  которых отно-

     сят к восточногерманским народам.

       Правда, известно, что отдельные племена получали наи-

     менования в зависимости от природных особенностей края,

     в  силу  этого  они могли совпадать у народов различных

     языковых систем, но в рассматриваемом случае перед нами

     почти полное совпадение этнической карты двух различных

     эпох, отделенных одна от другой промежутком времени бо-

     лее, чем в 500 лет.

       Другой аргумент основывается на данных тононимии, на-

     уки о географических названиях.

       Пребывая на той или иной территории, народы дают наз-

     вания различным географическим объектам,  которые потом

     передаются из поколения в  поколение.  Характерно,  что

     однажды  данные  географические названия не изменяются,

     как правило,  впоследствии, даже если народ, давший их,

     ушел в другое место или вообще исчез.  Однако тононими-

     ческие исследования связаны со многими  трудностями.  В

     частности,  не заменяя старое название новым,  новопри-

     шедший народ изменяет его в  соответствии  с  правилами

     своего языка.Тем не менее, представляется возможным ут-

     верждать,  что древняя прародина славян, находится ско-

     рее на западе,  чем на востоке междуречья Вислы и Днеп-

     ра. Доказательством этого служит следующее.

       Во-первых, территория  верхней части бассейнов Вислы,

     Одера и отчасти Эльбы и Днепра, как это было установле-

     но  в  конце  прошлого века русским исследователем И.П.

     Филевским, полна гидронимических повторов, что с несом-

     ненностью  свидетельствует о языковой однородности соз-

     давшего ее населения.

       Во-вторых. В  пределах  отмеченного  ареала отчетливо

                               - 11 -

     прослеживается " движение " гидронимов в направлении  с

     запада  на  восток  и с юга на север,  определяемому по

     уменьшительному характеру названий ( р.  Ломна бассейна

     Одера и р. Ломница - притоки Днепра, Попрада и Топли ).

       В-третьих. Тононимия западной  части  славянских  зе-

     мель,  включая  и район Карпатских гор в пределах Румы-

     нии,  поражает архаичностью,  на  что  указывают  такие

     древние ее формы,  как Брда, Вда, Гвда, Вкра, со свойс-

     твенным и специфичным для славянских языков  сочетанием

     нескольких согласных.

       Северную и северо-восточную границы славянской праро-

     дины установить несколько труднее. Это связано, по-мне-

     нию Кобычева, с теснейшим соседством славян с летто-ли-

     товскими  племенами,  значительная  часть которых впос-

     ледствии органически слилась с ними.  Однако по некото-

     рым характерным гидронимам можно утверждать,  что линия

     раздела между славянами  и  летто-литовскими  племенами

     проходила  где-то  в районе северных отрогов Карпатских

     гор,  отклоняясь к югу на востоке,  и уходя на север  в

     сторону Балтийского моря на западе.

       Западная же граница расселения  славян  в  древности,

     вероятно,  достигла  восточных  склонов Альпийский гор,

     включая бассейны реки Лех - правого притока Дуная.  Это

     предположение  связано  с тем фактом,  что в славянском

     языке сохранилось несколько слов,  свидетельствующих  о

     соседстве славян в отдаленном прошлом с народами, гово-

     рившими на италийских языках.

       Если мы  обратимся к антропологическим исследованиям,

     то обнаружится четыре основных антропологических  типа,

     проживающих  на  несомненно славянских землях - район к

     северу от Карпат:

       1) умеренно  длинноголовый с небольшими размерами че-

     репа и лица, так называемый прибалтийский;

       2) длинноголовый, широколиций - кроманьонский;

       3) длинноголовый узколицый - моравский;

       4) среднеголовый  широконосый,  с выступающими вперед

     челюстями - силезский,  известный в данных местах уже с

     эпохи неолита и ранней бронзы.

       Первые 2 типа в эпоху неолита были распространены го-

                               - 12 -

     раздо  шире,  чем очерченный ареал ( например,  прибал-

     тийский тип был известен на юге Скандинавии...), поэто-

     му они вряд ли могут быть признаны исконно славянскими.

       Наиболее интересным является третий,  моравский, ант-

     ропологический тип,  т.к.  границы его распространения-

     полностью умещаются в рамках  предполагаемой  прародины

     славян. Этот тип лица выявлен наиболее ярко у славян из

     Моравии и Слабошева.  В период раннего средневековья  с

     этим типом сближается население,  проживавшего в районе

     Познанского воеводства ( Польша ),  и некоторые  группы

     восточнославянского племени северян.

       Таким образом, и из антропологических данных вроде бы

     вытекает вывод о том, что областью первоначального фор-

     мирования славянства  является  территория,  непосредс-

     твенно  примыкающая к Среднему и отчасти верхнему тече-

     нию Дуная и охватывающая верховья рек Эльба,  включая и

     ее левые притоки, Одера и Вислы.

       Однако в вопросах происхождения и древнейшей  истории

     славян еше много неясного,  предположительного, спорно-

     го.  В этой области необходима  еще  длительная  работа

     представителей различных областей знания: и языковедов,

     и археологов,  и историков,  и этнографов, и антрополо-

     гов.

       Только путем исследования всей совокупности имеющихся

     данных можно справиться с этой сложной, но в то же вре-

     мя и очень важной проблемой!

                      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

          1. Артамонов М.И. " Происхождение славян ", 1950

          2. Рыбаков Б.А.   " Мир истории "

          3. Кобычев В.П.   " В поисках прародины славян "

          4. Стефан Носек   " Триумф автохнотистов "