Словообразование как наука

                            

         Учебное сообщение на тему: Словообразование как наука.

Выполнил: Чиркин Кирилл.

Г.Минск сш.№6 6 "а" класс

                          

                      2006-11-19

Тема моего учебного сообщения - "Словообразование как наука". Это

Научный термин русского языка, который изучает процесс образования, складывания слов из значимых частей, значения идущие от основы слова ( то есть корней, суффиксов и приставок), изучается лексегологией и словообразованием. Значениями окончаний занимается морфология. Морфологией называют науку о формах (по-гречески морфэ и есть форма) слов, об их способности изменяться, например, склоняясь или спрягаясь.

 А теперь рассмотрим способы словообразования.

1. Суффиксальный - суффикс присоединяется к основе производящего слова. Например: школа - школьник, дом - домик,   речка - реченька.

2. Приставочный - приставка присоединяется к целому производящему слову. Например : играть - поиграть, бегать - выбегать, бить - разбить.

3.Постфиксальный - постфикс присоединяется к целому производящему слову. Например:  смотреть - смотреться, учить - учиться, ссорить - ссориться.

4.Приставочно-суффиксальный - приставка и суффикс одновременно присоединяются  к основе  производящего слова. Например: река - заречный, город -  пригородный, море - приморский, кровать - прикроватная.

5.Приставочно-постфиксальный - приставка и постфикс одновременно присоединяются к целому слову. Например: мыть - помыться, любить - влюбиться.

6. Суффиксально - постфиксальный - суффикс и постфикс одновременно присоединяются к основе слова. К примеру: ветвь - ветвиться, красота - красоваться.

7.Переход из одной части речи в  другую - перейдя из одной части речи в другую слово меняет свои морфологические и синтаксические свойства: становиться другой частью речи и другим членом предложения. Например: диспетчерская (прил.) - диспетчерская (сущ.).

8.Слияние нескольких слов - слово образуется путём слияния целых слов, составляющих словосочетание. Например: радио, станция - радиостанция; зерно, сушка - зерносушка; кино, театр - кинотеатр.

9.Сложение - соединительная морфема, которая объединяет основу слова и целое слово. Например: вагон, ресторан: вагон-ресторан; юг, восток: темный, зеленый - тёмно-зелёный.

10.Сложение в сочетании с суффиксальным способом - слово образуется путём сложения нескольких слов с одновременным присоединением суффикса. Например: железная дорога - железнодорожный, сто лет - столетний, пять лет - пятилетний.

11.Сложение сокращённых основ - слово образуется путём сложения части основы и целого слова, частей основ нескольких слов, начальных букв слов, начальных звуков слов. Например: сельпо - сельское почтовое отделение, сбербанк - сберегательный банк, универмаг - универсальный магазин, АТС - автоматическая телефонная станция, ГАИ- государственная авто инспекция, юрфак - юридически факультет.

  Изучение способов словообразования помогает тем, кто испытывает трудности в разборе слов по составу.

А знаете ли "вы" что тот "кусочек", который присоединяется к исходному слову и превращает его в производное, и называется Д Е Р И В А Т О Р. Следовательно дериватор - тот, кто производит, производитель. В нашем случае дериватор - это помощник в производстве новых слов. Примеры: фонарь + ик - фонарик, по + гулять - погулять, при + ставить - приставить.

  В своём учебном сообщении я раскрыл секрет словообразования.

   Город + при - пригород + н - пригородный. Такие словообразовательные цепочки можно строить двумя способами: от простого к сложному и наоборот. Например: от простого к сложному и наоборот. Пример: горняцкий - к получиться горняк - як получиться: гора. Занимательной частью русского языка является игра "Волшебные квадраты"

Придуманная учёным М.В Пановым.

                   

      ИТАЛЬЯНЕЦ -------- ИСПАНЕЦ

              |                                     |

              |                                     |

      ИТАЛЬЯНКА --------  ИСПАНКА

Вспомним, что у квадрата все стороны равны. А у волшебного квадрата? А в нашем случаи в верхней строчке стоит название жителя страны, а в нижней название жительницы. Значит, равенство сторон нашего квадрата стоит в одинаковом смысловом преращении: верхняя строка он, нижняя - она. Зная и изучая способы словообразования наш язык становится богаче.