Слово о полку Игореве

Кондратьева  Елена

Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени.

 «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. «Слово» соткано из намеков, из напоминаний на что было, еще живо в памяти каждого читателя – современника.

Есть и более точные указания в «Слове о полку Игореве» на то, что оно написани вскоре после описываемых событий. В 1196 году умер Буй Тур Всеволод, в 1198 году Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове, не раз ходил перед тем вновь на половцев, но все это осталось без упоминаний. Не упомянуты и другие события русской истории, случившиеся после 1187 года.  Но «Слово» не могло быть написано и ранее 1187 года, так как оно воспевает славу молодым князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, вернувшемуся в 1187 году из плена. Поэтому можно думать, что это произведение написано в 1187 году.

«Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель- рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению.

Это одно из немногих произведений древнерусской литературы, которое повествует о походе в чужую землю, однако поход князя Игоря не был победоносным. Удивительно, что автор «Слова» темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века не только выразить свое гражданское отношение к происходящему, но и нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, и дать выразительные характеристики русским князьям той эпохи.

О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своенравных расчетов, стремления к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом – Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность:

Один брат, один свет светлый ты, Игорь!

Сделай же, брат мой, своих борзых коней,

А мои-то готовы, оседланы под Курском заранее.

В “Слове о полку Игореве” князь Черниговский Буй-Тур Всеволод описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, подсвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”. 

В грозной сече Всеволод ведет себя как подобает храброму и опытному воину: не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой.

Ярый Тур Всеволод!

Стоишь ты в самом бою,

Прыщешь на воинов стрелами,

Гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда ты, тур, поскачешь,

Своим золотым шлемом подсвечивая,

Там лежа поганые головы половецкие, -

восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.

 «Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Автор «Слова» любит своих мужественных и смелых героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, и осуждает, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалам для него остается благо его родной земли и народа.

С гораздо большим осуждением говорит автор «Слова о полку Игореве» о родоначальнике князей ольговичей и деде Игоря Святославовиче – Олеге Гориславиче. Вспоминая этого Олега, автор «Слова» говорит, что «он крамолу ковал и стрелы по земле сеял», при нем сеялась и прорастала усобицами Русская земля.  Автор «Слова» отмечает гибельность крамол Олега прежде всего для трудового народа.

Зачинателем усобиц изображен и родоначальник полоцких князей Всеслав Полоцкий. Весь текст о Всеславе представляет собой размышления о его злосчастной судьбе. Это неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, «вещий неудачник». В остальных русских князьях автор «Слова о полку Игореве» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные.

Автор подчеркивает подвиги русских князей, рисует их могущество, их славу. В образах русских князей отражены его мечты о сильной власти и военном могуществе на Руси. Поражение Игоря открыло половцам «ворота на Русь», и вот уже приходят они на Русскую землю; «невеселое время настало», «тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской». Пример неудачного похода Игоря, дерзкого и отважного князя, но действовавшего в одиночку, дал возможность автору «Слова» резко осудить индивидуализм русских князей, княжеские усобицы, отсутствие единства в их борьбе с внешним врагом.

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Благодаря этому, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Познакомившись с содержание «Слова о полку Игореве», осмыслив его сюжет и композицию, поступки действующих лиц, размышления автора и его героев, можно сказать, что все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжелые беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – все это изображено с целью убедить русичей, что единение общих усилий необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.

Автор «Слова» одаренный и мужественный человек, способный посмотреть далеко вперед, заставил многие и многие поколения сопереживать русским XII века. Он провозгласил истины: дороже Родины ничего нет, самое большое богатство страны – народ, долг человека, стоящего у власти – служить ему, священнее и почетнее обязанностей для главы государства нет.

До сих пор «Слово о полку Игореве» поражает нас своей формой и поэтической стройностью. Автор создал не плач о поражении Игорева войска, не радостную песнь о возвращении князя из плена, хотя, элемент того и другого присутствует, а глубоко поэтическую повесть о русской земле, о ее судьбе. «Слово» содержит в себе как элементы устного народного творчества в язычестве, так и элементы книжного стиля.

Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова» становятся еще более ощутимы в сравнении с летописной повестью о походе Игоря в «Ипатьевской» летописи. Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительным для Руси оказались последствия поражения Игорева войска. Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове», летописная повесть более документальна, точна, объективна в описании.

Лирический характер «Слова о полку Игореве», пронизывающие весь его текст воспоминания об исторических событиях прошлого придают «Слову» характер раздумий автора о судьбах всей Русской земли. И большое место в этих раздумьях занимает сочувствие писателя простым людям, его печаль о горе русских женщин, чьи мужья и сыновья в войсках, в междоусобных бранях. Именно из-за княжеских распрей «редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля», а земля засеивалась не зерном, а «костями русских сынов». Плач Ярославны благодаря силе выраженных в нем чувств во все времена, и в Древней Руси, и в нашем веке, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний. Эти черты «Слова о полку Игореве» - воспевание воинской доблести и самоотверженности, печаль о людских судьбах, сочувствие горю жен и матерей, - найдут, полностью или частично, отражение и в последующих древнерусских воинских повестях.

Я думаю, еще многие поколения не перестанут восхищаться глубине и совершенству произведения «Слова о полку Игореве», бесконечной любви писателя к Родине и его вере в великое будущее России.

ЛИТЕРАТУРА

1.      «Слово о полку Игореве» Л. Дмитриева, 1985.

2.      «Повести ратной Славы Древней Руси»  Л.А. Дмитриева и В.И. Охотникова, 1986.

3.      Н.К. Семенова «Русская литература», 1980.

4.      Полное собрание русских летописей. Т. 2.  1962, с. 643.

5.      Лихачев Д.С. «Золотое слово русской литературы». – В кн.: «Слово о полку Игореве» М. – Л., 1961, с. 37.