Слово о полку Игореве

План

I.                   Природа в «Слове…» Образ родины.

II.                Сюжет и композиция «Слова…»

1.     Курская дружина.

2.     Персонажи «Слова…».

3.     Жанр и поэтический язык «Слово о полку Игореве».

4.     Идея «Слово о полку Игореве».

III.             Восемсотлетие произведения древней литературы.

«Слово о полгу Игореве»-

это дикий полевой цветок,

благоухающий, свежий и яркий.

В.Г. Белинский

         Великими произведениями искусства считаются те, которые, перейдя за грань нескольких веков,  не потеряли своего художественного очарования и вкуса. Именно таким произведением и является гениальное творение XII в. – «Слово о полку Игореве». Из всех памятников древнерусской литературы «Слово» имеет какие-то особенные качества. В них и заключаются все те тайны, которые ставят его на ступень выше других произведений. Русская литература, а в скором времени нам предстоит отметить ее тысячелетие, согрета удивительно искренне, живой любовью к родине, родной земле.

         Для древнерусских авторов это одна из главных, самых волнующих тем. Литература XI-XVII вв. литература Древней Руси, глубоко патриотична, она учила серьёзному и умному отношению к отчизне, побуждала гордость за свою страну, вызывала стремление защитить её просторы, её красоту, не уронить её чести и славы, неизвестный автор XIII в., написавший «Слово о погибели Русской земли, так начинает свой рассказ о нашествии монголо-татар, о «погибели» Русской земли: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славиться, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами большими и князьями грозными, боярами честными. Всем ты преисполнена, земля Русская!…». В этой славе красоте, силе, богатству Русской земли звучит вера в её непобедимость и отрицание «погибели».  Автор хотел восхитить читателей родиной «светло светлой» и вызвать у них горячее желание спасти от гибели её города, храмы, леса, поля.

         Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая бурной травкой дикая степь. Бесконечные отлогие спуски к далеким рекам. Скрытые от глаз кустарники и рощи по оврагам. Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идет весной с юга от зимовий на богатые северные пастбища, на села и города русских, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены, сплочены, у них быстрые кони, осадные катапульты, чтобы брать города, огромные, передвигающиеся на великих возах самострелы, тетиву которых натягивают 50 человек. Есть даже «греческий огонь». Они воюют и в Средней Азии и на Балканах. Именно в этот год они сражаются в Болгарии. Воюя, они движутся всем народом: их жены и дети – в походных войлочных домах на телегах. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси – половцы.

         Медленно движется в этой «незнаемой стране» в «диком поле» небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославовича и его немногих союзников. Они идут уже давно, идут на встречу врагу. Это небольшой движущийся  островок Русской земли. Со всех сторон – с фронта, с флангов и стыла – войско окружено таинственной и враждебной неизвестностью. Высылаемая вперед разведка не может принести надежных вестей о передвижениях быстрого степного врага. каждый день пути увеличивает опасность.

         Воины помнят о грозном предзнаменовании – солнечном затмении 1 мая, застигшим их в самом начале похода у берегов Оскола. Игорь Святославович сказал тогда боярам своим и дружине: «Видите ли, что есть знамение се!» Те опустили головы: «Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь возразил: «Братья и дружино! Тайны божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, - или на добро, или на зло, - а то же нам видети». Иными словами: мы сами увидели нашу судьбу и нечего о ней думать раньше времени.

         Тяжело было прощание с родиной скрывавшейся за пограничным холмом: «О Русская земля, уже за шеломянем еси!».

         Войско идет, сопровождаемое зловещим вниманием хищников, следующих по пятам за войском и ждущих добычи на полях будущих сражений. Хищные птицы то отстают, то обгоняют полки. Волки прячутся по оврагам. Люди и звери, ожидающие их гибели, идут вмести все дальше на юг.

         Во время ночевок многим не спиться. Короткие переходы от дня к ночи и от ночи к утру кажутся утомительно длинными. Долго догорают зори. В темноте и опасности слух обостряется до крайности. Кажется, слышен скрип половецких телег, мчащимся на встречу русским. Или это клик лебедей, вспугнутых движением войска?

         Когда высланная вперед разведка донесла, что захватить половцев врасплох не удалось, что половцы вооружены и готовы к бою, Игорь не поворотил коней, но и не стал уверять своих воинов в близкой победе. Он сказал: «Оже мы будеть не бившися возворотитися, то сором мы будеть пуще смерти, - но како мы бог дасть». Перед первой битвой Игорь снова обратился к своим войскам с кратким словом: «Братья, сего ес мы искали, а тотягнем». Поразительно, что Игорь ничего не сулит своим воинам и не ободряет их признакам победы. Он только обращается к их чувству чести, к их чувству долга и мужества. Когда после первой легкой победы над передовыми отрядами половцев небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя «всю половецкую землю», что оно окружено, что половецкие полки наступают со всех сторон, «ак борове» (подобно лесу), и русские князья не знали – кому куда выступать со своими полками. Игорь снова ободрил своих: «Се ведаюче собрахом на ся землю всю: концака, и козу Бурновича, и Токсобица Колобича, и Естебеча, и Теротробича». Иными словами: мы знали, что делали, вступая в поход.

         Чувства чести диктует и тактику боя. В войске Игоря были не только профессиональные войны – дружинники, но и крестьянское ополчение – «черные люди». Княжеская дружина была на конях, крестьяне шли пешим строем. Игорь приказал дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, не опережая друг друга. Речь Игоря напоминает речи Владимира Мономаха своею заботой о «черных людях». Он сказал: «Оже побегнешь, утечешь сами, а черные люди оставим, то от бога мы бедеть грех, сих выдавше. Поидем, но или умрешь, или живи будешь на единомь месте».

         На конец, в последнем акте развернувшейся трагедии, когда русские потерпели страшное поражение и раненые в руку Игорь был захвачен и связан, он мужественно принял вину на себя и в тяжелом раздумье о судьбах своего народа каялся в преступлениях, совершенных им против простых крестьян во время междоусобных войн. Его покаянная речь трагична. Игорь вспоминает, сколько убийств сотворил он в своих междоусобных войнах с другими русскими князьями, сколько пролил крови, когда взял приступом Переяславль у князя Глеба Святославовича, сколько тогда горя приняли невинные люди, как дети были разлучены с отцами, брат с братом, друг с другом, дочери с матерями, подруги с подругами. Все было тогда сметено пленом и скорбью. Живые завидавали мертвым… Юноши приняли тогда не милостивые  раны, мужи были посечены и разрублены на части, жены осквернены. «И все то совершил я, - говорит Игорь. – Недостоин я жить». Ставя в непосредственную связь нынешнее поражение с междоусобицами прошлого, Игорь так вспоминал потери в битве: «Где ныне возлюбленные мой брат? где ныне брата моего сын? где чадо рождения моего? где бояре думающем, где мужи храборьствующей, где ряд полъчный? где кони и орижья многоцельная?».

         Игорь был глубоко прав, объясняя поражение от половцев предшествующими междоусобными воинами и другими русским князьями. Русскими князьями не хватало единства в борьбе с врагом, они выступали против степи с немногими разрозненными силами. Враждовавшие между собой князья не могли сопротивляться страшному врагу Руси, объединившемуся тогда под властью хана Кончака.

         Есть что-то общее в этом мужественном, прямом взгляде Игоря на действительность, о котором мы узнаем из летописей, с мужественностью и прямотой лучшего древнерусского произведения, созданного об этом походе, - «Слово о полку Игореве».

         В самом деле, величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых не мало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слово» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающею от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, загородить полю ворота своими острыми стрелами.

И потому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» также лаконично и немногословно, как обращение Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Для автора «Слова» битва со степным врагом еще не кончилась. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа – это конец сражения, поражение же для автора «Слова»  - это только начало битвы. Поражение должно объединить русских. Не к пиру–торжеству зовет автор «Слова», а к пиру-битве.

Становление Руси и развитие русского государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами. Неудивительно поэтому, что в памятниках древнерусской литературы воинская тема, тема ратной славы занимает очень большое место. И большинство древнерусских произведений на воинскую тему рассказывает не о победоносных завоевательных походах русских князей в чужие земли, а об обороне русских земель от внешних врагов, о защите родины.

И, наверное, не только курянам запомнилось, как в величайшем произведении литературы, созданном еще во времена Киевской Руси, воспеваются курские воины.

А мои-то куряне – опытные воины,

Под трубами повиты,

Под шлемами взлелеяны,

Концом копья вскормлены,

Пути их ведомы,

Оврагами их знаемы.

Луки у них натянуты,

Колчаны отворены,

Сабли заострены…1

Ни о какой из русских ратей, участвовавших в походе Игоря против половцев, в «Слове о полку Игореве» не говорится так восторженно и столь красочно. Разумеется, на то были основания, в том числе – исторического свойства.

Курск X-XII веков был далеко выдвинутым городом Киевской Руси, на ее юго-восточных рубежах граничил с дикой степью, часто подвергался набегам кочевников. Яркая образная характеристика курских воинов, с детства приученных к ратному делу, позволяет представить и понять их полную опасностей жизнь. Образы «Слово о полку Игореве» не просто красочны, они емки и реалистичны. Курским воинам надо было все время быть на чеку. Вот почему и луки у них заранее натянуты, и колчаны всегда отворены, и сабли отточены. Неоднократно предпринимавшие смелые вылазки против наседавших врагов, участвовавшие чуть ли не во всех походах на половцев, которые проводились русскими князьями, начиная со времен Владимира Мономаха, куряне крепко берегли свой город и примыкавшие к нему населения, используя знание округи, умели врасплох напасть на противника.

И все же, в поход Игоря Святославовича против половцев не одна курская дружина отличалась неуемной храбростью и умением биться с врагами. В летописном повествовании отмечается, что все русские воины «сражались мужественно»2. В «Слове о полку Игореве» курские воины занимают особое и почетное место. Правда, славославие в их честь не исходит непосредственно от автора. Славит курян князь Всеволод Святославович, в удел которого входили курские земли: «Мы куряне – опытные воины».

О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своенористых расчетов, стремления к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом – Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность:

Один брат, один свет светлый-

ты, Игорь!

Сделай же, брат мой,

своих борзых коней,

А мои-то готовы,

оседланы под Курском заранее.

В грозной сече Всеволод ведет себя как подобает храброму и опытному воину: не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой.

Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в самом бою,

Прыщешь на воинов стрелами,

Гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда ты, тур, поскочишь,

Своим золотым шлемом посвечивая,

Там лежа поганые головы половецкие, -

восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.

Былинная гиперболичность в изображении земли русской, в описании силы и могущества русских князей, очеловечение природы, которая словно живет, горюет и радуется вместе со всей Русью.

Конечно, автор «Слова о полку Игореве», даже если бы он был по своему происхождению курянином, биографически никак не мог быть связанным только с Курском. Творец «Слова» хорошо знал и представлял и Киев, и Чернигов, и Новгород-Северский, и многие другие города и места русской земли, ее историю. Как подлинно великий художник, он органично входил в  мир различных героев произведения. Достаточно вспомнить, сколь проникновенно звучит в его поэме «золотое слово» Святослава Киевского, с какой потрясающей искренностью воссоздан плач Ярославны. Создатели гипотез о черниговском, киевском или новгород-северском происхождении автора «Слова» в защиту своих версий привели немало самих по себе, казалось бы, убедительных фактов, сопоставлений, ссылок 5, которые могут представиться доказательными, если брать их изолированно, без учета занимаемого места в общей ткани произведения. В совокупности же, они позволяют заключить, что «Слово о полку Игореве» согрето любовью ко всей Руси.

Автор «Слова», - как справедливо указывает академик Д.С. Лихачев, - мог быть приближенным Игоря Святославовича, он ему сочувствует. Он мог быть приближенным Святослава Киевского: он сочувствует и ему. Он мог быть черниговцем и киевлянином6. С не меньшим основание можно предположить, что он мог быть курянином. И не только потому, что он хорошо знал Курский край, «свычаи и обычаи» курян и изобразил их с уважением и любовью, но еще и потому, что курские мотивы, отзвуки которых отсутствуют в летописи, в замечательном произведении древней русской литературы составляют принципиально важный элемент его общей поэтической структуры. Отважные и опытные курские воины, которые до последнего вздоха бьются за родную землю, подобный бессменному герою на поле битвы буй тур Всеволод играют значительную, весомую роль в утверждении героического звучания произведения, в выражении его главной мысли: народ, объединенный общей целью, в состоянии дать сокрушительный отпор врагам, наседавшим на Русь. Мы свято чтим славные традиции давних лет. От них ведут прочные нити и к Курской дуге в годы Великой Отечественной войны, и к нашей современности. И не потому ли ждешь, что на одной из площадей древнего города тебе обязательно должна встретить скульптура воина, воспетого в «Слове»: в боевом шлеме, с копьем наизготове, с острыми стрелами в отворенном колчане.

Язык «Слова» –  это язык XII века с разнообразными художественными приемами. Мне кажется, что самым главным, основным тропам является метафора. Если вдуматься в смысл некоторых фраз («вражьих стрел зачем ты мечешь тучи», «гнать по сине морю корабли», «отнял счастье, разметал в глухой степной дали»), то можно заметить, что слова отличаются какой-то метафоричностью, а сам текст, благодаря метафоре, стал образнее. И как сказал М.П. Еремин: «Метафоры «Слова» нередко превращаются в постоянные символы, и с их помощью создаются целые картины – эпизоды». Эпитетами текст не богат, но они метки. Например, Ярослав Мудрый назван «старым», и этим подчеркнут не только его возраст, но и его ум и мудрость. Автор называет князя «вещим», что говорит об уважении его к этому человеку.

«Слово о полку Игореве» - поэтическое обобщение чувств и стремлений народа Руси, воспринявшего поход новгород-северского князя как  событие общегосударственной значимости.

Познакомившись с содержание «Слова о полку Игореве», осмыслив его сюжет и композицию, поступки действующих лиц, размышления автора и его героев, можно сказать, что все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжелые беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – все это изображено с целью убедить русичей, что единение общих усилий необходимо. По верной мысли поэта, лишь при этом условии не будет больше ненужных кровопролитий, напрасной гибели множества человеческих жизней, скорби русских женщин. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.

Карл Маркс, высоко ценивший «Слово о полку Игореве», писал: «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ».

Прошло 800 лет со времени его написания.

Весь мир праздновал эту дату по решению ООН. Почему? Потому, что автор «Слова», человек одаренный и мужественный, человек, способный посмотреть далеко вперед, заставил многие и многие поколения сопереживать русским XII века. Он провозгласил истины: дороже Родины ничего нет, самое большое богатство страны – народ, долг человека, стоящего у власти – служить ему, священнее и почетнее обязанностей для главы государства нет. Эти волнующие истины он сумел сказать так ярко, что книга звучала по-настоящему, как задумал автор.

Но до сих пор «Слово о полку Игореве» поражает нас своей формой и поэтической стройностью. Автор создал не плач о поражении Игорева войска, не радостную песнь о возвращении князя из плена, хотя, элемент того и другого присутствует, а глубоко поэтическую повесть о русской земле, о ее судьбе. «Слово» содержит в себе как элементы устного народного творчества в язычестве, так и элементы книжного стиля.

Красота и поэтичность «Слова» определяются свойственным XII веку языком и особенностями его лексики. В отрывке, показывающем бои русичей с половцами, мы слышим элементы специальной военной лексики: мечи, шлемы, стрелы, копья, сабли. Но в основном преобладают возвышенная лексика, иногда принимающая скорбный, жалостливый характер.

1985 год, год сорокалетия нашей победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, является и годом 800-летия самого великого произведения древнерусской литературы, «благоуханного цветка» русской словесности (В.Г. Белинский), - «Слово о полку Игореве». Произведение рассказывает о походе князя Игоря Святославовича в Половецкую степь в 1185 году. Это одно из немногих произведений древнерусской литературы, которое повествует о походе в чужую землю, однако поход князя Игоря не был победоносным. Удивительно, что автор «Слова» темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века не только нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, но и выступить со страстным публицистическим призывом, выразить свое гражданское отношение к происходящему.

«Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Автор «Слова» любит своих мужественных и смелых героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, и осуждает, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалам для него остается благо его родной земли и народа. Поражение Игоря открыло половцам «ворота на Русь», и вот уже приходят они на Русскую землю; «невеселое время настало», «тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской». Пример неудачного похода Игоря, дерзкого и отважного князя, но действовавшего в одиночку, дал возможность автору «Слова» резко осудить индивидуализм русских князей, княжеские усобицы, отсутствие единства в их борьбе с внешним врагом.

Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова» становятся еще более ощутимы в сравнении с летописной повестью о походе Игоря Ипатьевской летописи. Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительным для Руси оказались последствия поражения Игорева войска. Ученые высказывали разные мнения о причинах сходства «Слова» и летописной повести. Д.С. Лихачев полагает, что и летопись, и «Слово» –  оба зависят от молвы о событиях, от славы о них. Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове», летописная повесть более документальна, точна, объективна в описании событий, в ней нет той лиричности, той страстности и эмоциональной взволнованности, что свойственны «Слову о полку Игореве».

Лирический характер «Слова о полку Игореве», пронизывающие весь его текст воспоминания об исторических событиях прошлого придают «Слову» характер раздумий автора о судьбах всей Русской земли. И большое место в этих раздумьях занимает сочувствие писателя простым людям, его печаль о горе русских женщин, чьи мужья и сыновья в войсках, в междоусобных бранях. Именно из-за княжеских распрей «редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля», а земля засеивалась не зерном, а «костями русских сынов». Плач Ярославны благодаря силе выраженных в нем чувств во все времена, и в Древней Руси, и в нашем веке, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний. Эти черты «Слова о полку Игореве» - воспевание воинской доблести и самоотверженности, печаль о людских судьбах, сочувствие горю жен и матерей, публицистическая страстность – правда, не с такой поэтической силой, как в этом гениальном памятнике, найдут, полностью или частично, отражение и в последующих древнерусских воинских повестях.

Публицистический пафос «Слова о полку Игореве», пронизанного глубоким патриотизмом, думами и заботами о судьбе своей страны и народа, тонко почувствовал К. Маркс, так определив идейный смысл этого произведения XII века: «Суть   поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ»3. Менее чем через  40 лет после похода Игоря и написания «Слова» началась длительная и тяжелая борьба русского народа с монголо-татарскими завоевателями: в конце мая 1223 года произошло первое столкновение русских сил с грозными завоевателями на реке Калке. Зимой 1237 года полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя вторглись в пределы русских земель. Первым было разгромлено Рязанское княжество, затем столь же печальная участь – уничтожение городов и сел, массовая гибель населения, увод в плен мужчин, женщин, детей – постигла большинство остальных княжеств Северо-Восточной Руси, а позже и Юго-Западной (в 1240 году пал Киев). Пушкин точно и тонко определил роль, которую сыграла Русь в общеевропейской истории, приняв на себя первый удар монголо-татарских орд, собиравшихся подчинить своему господству всю Европу: «России определено было высокое предназначение. Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией»4. Действительно, Русь в буквальном смысле слова была растерзана, и все же варвары не осмелились оставить у себя в тылу ее, и не только потому, что силы «варваров» поглотили «ее необозримые равнины», но и потому, что сопротивление врагу было беспредельно самоотверженным и повсеместным. Русь попала под монголо-татарское иго, но не была покорена, народ не примирился с чужеземным владычеством. Борьба русского народа с полчищами Батыя, с господством Золотой Орды, окончательному свержению ордынского ига посвящено много древнерусских литературных памятников.

Повести о монголо-татарских нашествиях донесли до нас рассказы о кровопролитных сражениях, о гибели и разгроме русских городов, о жестоких бедствиях русского народа, о самоотверженном мужестве воинов и всего населения. В них отразились и документальные свидетельства очевидцев, и легендарные предания, и проникнутые глубоким сочувствием к всеобщему горю зарисовки сильных по своему трагизму эпизодов.

Мы живем в сложное время. Много сейчас говорится о возрождении утраченных народных традиций России, о ее нравственных ценностях и идеалах. Мы многое забыли и потеряли, борясь за «всеобщее счастье». Теперь пришло время вернуть из забвения все лучшее, что составляло духовное наследие прошлого. Любое произведение, посвященное России, ее истории и проблемам, вызывает в наше время неопределенный интерес читателей. Произведение «Слово о полку Игореве» не устарело, не потеряло актуальности за прошедшее десятилетие. Раскрытию образов людей писатель посвятил большую часть поэмы, но идейным стержнем произведения является мысль о трагической судьбе простого народа.

Поэма «Слово о полку Игореве» проникнуто болью за Россию. В эпизодах писатель касается самых острых общественных вопросов страны, говорит о высоком предназначении человека, о судьбе Родины и народа, о своем глубоком чувстве любви к Руси. «Глаза мои все чаще смотрят только на Россию, и нет меры любви моей к ней», - писал Н.В. Гоголь. Тревожась за судьбу страны, писатель не может не восторгаться красотой русских просторов, бесконечными дорогами и бойкими тройками, деревнями и селами, умным и сметливым народом.

Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. Автор видел долг писателя в том, чтобы показать действительную жизнь своей Родины. Я думаю, что это он выполнил блестяще.

Я думаю, еще многие поколения не перестанут изумляться глубине и совершенству произведения «Слова о полку Игореве», бесконечной любви писателя к Родине и его вере в великое будущее России.

ЛИТЕРАТУРА

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

(статья – «О ничтожестве литературы русской»)

8.    

9.    

Реферат к выпускному экзамену по литературе раскрывает содержание темы: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская» (По произведению «Слово о полку Игореве») и достигает основной задачи, стоящей перед выпускницей: раскрыть образ Руси в «Слове о полку Игореве». Чувствуется большая исследовательская работа по произведению древнерусской литературы, изучение научных монографий и статей Новикова, Лихачева; наблюдается и краеведческая работа (образ курян в «Слове о полку Игореве»). Выпускница анализирует художественных текст, поднимает проблему о неизвестном авторе «Слова о полку Игореве», при этом опирается на взгляды литературных критиков, приводит определения теоретико-литературных понятий, дает правильные выводы и обобщения.

Реферат не перегружен цитатами, написан связно и логично, правильно выделены абзацы. Стилевое единство не нарушено.

Некоторые нормы при написании реферата не соблюдены: встречаются орфографические ошибки, отсутствуют сноски, хотя выпускница ссылается на критиков в тексте работы. Реферат несколько превышает норму.

Учитель                                 (Перязева С.М.)

Тема моего реферата «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская» (По произведению «Слово о полку Игореве»). Чтобы  написать данную тему я изучила «Повести ратной славы древней Руси», и тщательно проанализировала любимую книгу.

Главная задача, поднимаемая мной в реферате, это образ Руси, образ русского человека, описанный неизвестным автором. Автор «Слова» упоминает о курянах и это меня очень  заинтересовало, поэтому я выбрала эту тему.