Смерть в верованиях различных народов

     Содержание:

     1. Смерть и культура

     2. Смерть с точки зрения культуры и религии

     3. Обряды похорон у различных народов

     4. Ритуальные убийства и жертвоприношения как часть культуры

     5. Смерть и искусство

     6. Заключение

     7. Список использованной литературы

                      1. Смерть и культура

     Смерть, как и жизнь тоже нашла свое  отражение  в  культуре.

Ведь  смерть  это  не  только    прекращение    жизнедеятельности

организма, это такая же тайна и чудо, как и сама жизнь. Разве она

не содержит в себе все, что  есть  у  жизни,  поскольку  в  итоге

отбирает  у  нее  это  все?  Соответственно,  смерть    так    же

разнообразна, как и жизнь. И отражения ее в культуре и искусстве,

несмотря на всю трагическую суть, весьма пестры и разнообразны.

     Существует  великое  множество  философских,  культурных   и

научных мнений о смерти, существует масса ритуалов, связанных  со

смертью, о  смерти  пишут  картины  и  снимают  фильмы,  ей  даже

посвящают стихи. Существует и специальная наука, изучающая смерть

- танатология. Но танатологи трактуют свою задачу достаточно узко

- в основном с позиций биологии и медицины. Но, что поразительнее

всего, почему-то не существует науки, изучающей жизнь в  целом  -

виталогии.

           2. Смерть с точки зрения культуры и религии

       "Смерть" - это конец жизни".  (Оксфордский   академический

словарь).

     В разных  религиях  и  культурах  смерть  рассматривается  с

разных точек зрения, но почти все они, включая  даже  первобытные

культы, сходятся в  одном,  что  смерть  не  исчерпывается  чисто

физическим смыслом - возвращением в  прах.  Рассмотрим  смерть  с

точки зрения трех основных мировых религий.

     1) С точки зрения буддизма:

     Чтобы понять, как  трактуется  смерть  в  буддизме,  сначала

остановимся на вопросе соотношения души и тела.

     Некоторые  исследователи  считают,  что  "буддизм   отрицает

существование тела".  Действительно,  можно  вспомнить  такой,  к

примеру, разговор Будды с учениками:

     "Телесность не есть "Я". Если бы телесность была "Я", то эта

телесность не могла  бы  подвергаться  болезням,  и  относительно

телесности можно было бы сказать: пусть будет мое тело  таким,  а

таким пусть не будет мое тело. Но так как телесность не есть "Я",

поэтому телесность  подвергается  болезни,  и  не  могут  сказать

относительно телесности: таким пусть  будет  мое  тело,  а  таким

пусть не будет. Ощущения не суть "Я".  Могут  ли,  следовательно,

смотря на это непостоянное, исполненное  страданий,  подверженное

изменению, говорить: то мое, это я, это - моя сущность? Нет:"

     Но и душа как самостоятельный субъект  тоже  отрицается.  Ей

придается  лишь  назывательная  функция,  функция    обозначения.

Существуют и  такие  высказывания  Будды,  где  прямо  отрицается

реальность личности и,  следовательно,  души.  Смерть  одного  из

своих учеников Будда так комментировал: "Когда исчезают жизненные

позывы, стимулирующие силы, исчезает имя и образ: исчезают  шесть

органов чувств: исчезает соприкосновение".

             Мгновенно, мгновенно все составленное;

             Жизнь в нем повита смертью;

             Все разрушается, созидаясь;

             Блаженны притекшие к месту покоя.

      Смерть  не  просто  естественна,  она  желанна.   Познающий

истину,  стремящийся  к  Абсолюту,  должен,  по  учению    Будды,

подавлять в себе все чувственные ощущения, все  краски  и  запахи

земли. Вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу.

       Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта,  ибо

посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.

      После смерти человека могут ожидать  три  варианта  судьбы:

мгновенное  перерождение  (так  называемое    переселение    душ,

сансара), попадание в ад (до  вселения  в  новое  тело),  уход  в

нирвану.

       Учение о переселении душ, еще до  Будды  существовавшее  в

брахманизме, говорит о том, что душа  человека,  согласно  закону

кармы, проходит бесконечный ряд переселений,  причем  воплощается

не только в людях, но и в  растениях,  животных.  Некоторым  дано

воплощаться в царях, брахманах и небожителях.

       Умирая, личность (душа) распадается на  сканды  (составные

элементы), но при следующем воплощении  сканды  вновь  собираются

определенным  образом  (своего  рода  кубик  Рубика),    сохраняя

единство души. Правильная ее "сборка" обеспечивает  непрерывность

сущностного  бытия  личности,  независимо  от  того,   в    какую

материальную   оболочку    попадет    душа    после    очередного

перевоплощения.

     Человек должен стремиться прервать  цепь  переселений,  дабы

слиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти  в  нирвану

(в  буддизме).  Сделать  это  можно   только    вступлением    на

"восьмеричный путь" праведной жизни.

      В  промежутке  между  смертью  и  новым  воплощением   души

грешников ждут суровые наказания в  адских  пещерах.  Среди  мук,

уготованных  им,  -  глотание  раскаленного    железного    шара,

поджаривание, дробление, замораживание, кипячение (очевидно,  все

это следует понимать аллегорически, поскольку речь идет  о  душе;

это  подтверждает  и  тот  факт,  что  среди  важнейших   мучений

грешников  в  аду  упоминается  и  страх  смерти!).  Но  и  отбыв

наказание в аду, душа не облегчает себе жизнь, ибо новые рождения

- это не избавление от мук, а новые страдания.  "Я  прошел  через

сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его,  -

говорит Будда. - Рождение вновь и вновь - горестно".

     2) С точки зрения христианства:

     Первой смертью человека на  земле,  как  повествует  Библия,

стала гибель сына Адама Авеля, убитого родным братом Каином.

     Но каким образом появилась на земле смерть?

     "Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по  образу

Своей собственной природы",  но  "через  зависть  дьявола  смерть

вошла  в  мир:  и  испытывают  ее  принадлежащие   уделу    его".

Первочеловеки Адам и Ева, находившиеся  в  раю,  до  грехопадения

были бессмертны. Бог,  предостерегая  их  от  вкушения  плодов  с

одного из деревьев, сказал: "Не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

чтобы вам не умереть". Однако запрет был нарушен, и  за  то,  что

"открылись глаза у них обоих", за  то,  что  Адам  и  Ева  узнали

правду о себе и мир, Бог проклял их.  Свой  гневный  монолог  Бог

завершил таким обращением к Адаму: ":в поте  лица  твоего  будешь

есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из  которой  ты  взят,

ибо прах ты и в прах возвратишься".

     Однако для христиан понятие смерти  не  исчерпывается  чисто

физическим  смыслом,  возвращением  в  прах.    В    православной

богословской энциклопедии архимандрита Никифора  читаем:  "Смерть

бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная  смерть  состоит  в

том, что тело лишается души, которая оживляла его, а  духовная  в

том, что душа лишается  благодати  Божией,  которая  оживляла  ее

высшею духовною жизнию. Душа также может умереть, но не так,  как

умирает тело. Тело, когда умирает, теряет душу и  разрушается;  а

душа, когда умирает грехом, лишается духовного света,  радости  и

блаженства, но не  разрушается,  не  уничтожатся,  а  остается  в

состоянии мрака, скорби и страдания.

      А "юридически" идея бессмертия души впервые была  оформлена

на Никейском соборе (325 г.), когда при утверждении символа  веры

в него был включен догмат о жизни вечной. Однако в  дальнейшем  в

богословской среде возникли значительные споры о природе  души  и

ее судьбе после телесного умирания.

     3) С точки зрения ислама:

     Подобно  другим  мировым  религиям,  ислам  утверждает,  что

физическая кончина не является итогом человеческого существования.

     В послекораническое время в исламе сложилось  представление,

что между смертью и Судным днем, когда Аллах  будет  окончательно

решать судьбы  всех  людей,  существует  промежуточное  состояние

"барзах" ("преграда"). В этом промежутке  тела  умерших  все  еще

обладают способностью чувствовать, хотя и находятся в могилах,  а

души умерших попадают либо на небеса  (души  мусульман),  либо  в

колодец Барахут в Хадрамауте (души неверных).

     В исламе есть специальный термин "азаб-ал-кабр" - "могильное

наказание", означающий малый суд над людьми  сразу  после  смерти

своего рода предварительное следствие:  "Мы  накажем  их  дважды,

потом  они  будут  возвращены  к  великому  наказанию".   (Коран,

9:101/102). Могила в этом плане - аналог христианского чистилища,

где определяется превентивное воздаяние - наказание или  награда.

Если умершему положена награда, то могила становится  преддверием

(лугом) райского сада, если  наказание  преддверием  (ямой)  ада.

Похороненного в могиле допрашивают два ангела - Мункар  и  Накир;

они  же,  исполняя  волю  Аллаха,  оставляют    тела    праведных

наслаждаться покоем  до  Дня  воскресения,  грешников  наказывают

мучительным давлением, а иноверцев лупят что есть силы: "Если  бы

ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали - они бьют

их по лицу и  по  спинам:  "Вкусите  наказание  пожара!"  (Коран,

8:50/52).

       Когда Аллах решит,  что  наступило  время  для  последнего

Суда, все мертвые будут  воскрешены  и  предстанут  перед  Богом.

Праведники после Суда обретут вечное блаженство в раю - ал-Джанне

(в буквальном переводе "сад").

      Примечательно, что во всех  этих  религиях,  после  смерти,

души умерших попадают либо в рай, либо в ад. Где их ждут  -  либо

муки за грехи, либо блаженство - награда за праведную жизнь. Лишь

в буддизме есть некая малоопределенная область то ли бытия, то ли

небытия души после смерти - "нирвана".

      Теперь  же  рассмотрим  смерть  с  точки  зрения  этики   и

философии.

      Поскольку за обозримую историю цивилизации примерно 7-8 раз

кардинально  менялась  парадигма  мышления,  то  и   нравственные

аспекты  отношения  к  смерти   постоянно    перестраивались    и

обновлялись. Обозначая эту тенденцию,  современные  исследователи

пишут, что "с развитием человеческого самосознания смерть в  силу

духовного ее неприятия все чаще понимается не как  конец  личного

бытия, а как момент радикального его изменения, за которым  жизнь

приобретает в таинстве смерти новую  сущность  и  продолжается  в

иных  формах:  переселение  в   "страну    мертвых",    отделение

бессмертной души от  смертного  тела  и  приобщение  ее  к  бытию

божественного  универсума  или  переход  к  загробному    личному

существованию.

      Собственно говоря,  этика  смерти  всегда  была  связана  с

идефикс  религиозной  концепции,  господствующей    в    обществе

(государстве,  экумене,  народности)  на  данный  момент.    Если

государство  отказывалось  от  покровительства  религии  и   даже

подвергало ее остракизму, многие  элементы  морально-религиозного

осмысления смерти переходили в мирской быт -  в  виде  похоронных

обрядов, общепринятых обычаев  и  т.д.  Понятие  добра  и  зла  в

отношении к смерти сохраняется  при  этом  достаточно  долго  (за

исключением массовых репрессий, массового геноцида и  переселения

народов - когда  внезапно  и  в  огромных  масштабах  разрушаются

устоявшиеся уклады).

      Вопрос об отношении к смерти всегда имел этическую окраску.

Но еще задолго до позднего средневековья возникла ситуация, когда

противостояние  трактовок  смерти  в   европейской    цивилизации

достигло  невероятного  напряжения.  Я  имею  в    виду    борьбу

традиционного христианства и манихейства в первом тысячелетии.

      Полярность в отношении к миру проявилась в этих верах таким

образом: манихеи сочли материю, тварный мир,  человеческую  плоть

злом, а Пустоту - благом, в отличие  от  христиан,  утверждавших,

что Божьи творения, не могут быть носителями Извечного Мрака,  не

отрицавших значения радостей плотской жизни для человеческой души.

       Философия же вообще имеет великое множество  представлений

и суждений о смерти.

              3. Обряды похорон у различных народов

                      и в различные времена

     Непохожесть рас, народов,  этносов  рождает  и  разнообразие

погребальных обрядов. И  у  любого  народа  эти  обряды  являются

частью культуры. Они определяют самосознание нации,  а  иногда  и

ступень ее нравственного развития. В некоторых странах, в  разные

времена, похороны были не просто частью  культуры,  но  и  целыми

науками, и погребение было не  только  захоронением  тела,  но  и

целым искусством.

     В  Древней  Греции  хоронить  мертвых    считалось    святой

обязанностью. Был случай,  когда  афиняне  приговорили  к  смерти

своих полководцев, выигравших битву при Аргинузах в 406  году  до

н.э., за то,  что  они  не  собрали  (из-за  сильной  бури)  тела

погибших воинов и не предали их земле.

     Правила погребения распространялись  даже  на  чужеземцев  и

противников. Погребали и своих, и чужих  воинов,  павших  в  бою.

Если врага не могли похоронить, то его  тело,  по  крайней  мере,

забрасывали землей.

     С той поры, как  законами  Солона  (640-560  гг.  до  н.э.),

афинского  архонта,  были  уничтожены  варварские  обычаи,  обряд

погребения в Греции происходил  следующим  образом.  Сразу  после

смерти умершему клали в рот монету (обол) -  то  была  плата  для

Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида.  Затем  покойника

обмывали  ближайшие  родственники   (как    правило,    женщины),

намазывали маслом, делали венок из еловых  веток  или  сельдерея,

одевали в белые одежды. В гроб  клали  медовый  пирожок  -  чтобы

задобрить Цербера (собаку Харона).

     На второй день после смерти тело выставляли в передней части

дома так, чтобы лицо и ноги покойника были обращены к двери дома.

Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы

сидели  вокруг  постели  умершего.  При  этом    допускалось    и

присутствие посторонних женщин, но  не  моложе  60  лет.  Женщины

плакали, но чрезмерные выражения печали (царапание лица  и  т.п.)

были запрещены законом Солона.

     Возле  постели  умершего  ставили  разрисованные    глиняные

сосуды, а при входе в дом стоял сосуд с водой, взятой  из  чужого

дома,  для  омовения  входящих  (дом,  в  котором  умер  человек,

считался  нечистым).  Ритуальными  обрядами  занимались   сначала

родственники, а впоследствии и посторонние люди за плату.

     На третий день перед восходом солнца происходил вынос  тела.

Его сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты,  родственники

и друзья. Труп или кремировали (сжигали), или хоронили в земле  в

гробах. Место для погребения находилось, как правило, вне  города

(в Спарте - внутри),  но  близ  дороги,  порой  по  ее  обочинам.

Нередко умерших хоронили  в  их  имениях.  В  самих  Афинах  было

отведено  специальное  место  для  погребения  -  перед  конскими

воротами. Надгробные камни, холмы, столбы, колонны, храмообразные

здания и т.д. были собственностью семьи умершего, так что даже на

суде  право  собственности  на    место    погребения    являлось

доказательством родства.

     В могилу вместе с гробом клали сосуды  и  другую  утварь.  В

более поздние времена этот обычай исчез.

     После погребения в доме усопшего родственники собирались  на

тризну.

     На 3-й день после смерти приносилась жертва, а на 9-й день -

главная жертва, и еще одна  жертва  -  на  30-й  день.  (Кровавые

жертвы в Афинах  были  запрещены).  Все  это  время  родственники

носили внешние знаки траура - черную (или  в  некоторых  областях

белую) одежду, снимали украшения, стригли волосы.

     В Древнем Риме, едва умершему закрывали глаза, как начинался

громкий  плач.  Затем  погребальщик  (что-то  вроде  современного

похоронного  агента)  посылал  уборщика,  который  омывал   труп,

намазывал его маслом, одевал в тогу и клал на  парадную  постель.

Рядом с постелью ставили курильницу, а в прихожей  дома  -  ветки

растений.

     Погребение  следовало,  как  правило,  на  8-й  день.   Тело

выносили или торжественно, с  провозглашением  выноса  глашатаем,

или скромно, без  шума.  Делалось  это  до  обеда.  В  похоронной

процессии  сначала  шли  музыканты,  потом  плакальщицы,   певшие

умершему  похвалы,  а  затем  актеры,  которые  иногда  исполняли

комические сцены из жизни покойника. За актерами  несли  восковые

маски  предков  умершего  и  картины,  изображавшие  его   деяния

(особенно,  если  он  был    военным    человеком).    Окруженный

курильницами, труп лежал на погребальных носилках  с  головой  на

возвышении, покрытый  пурпурным  или  золотым  покровом.  Носилки

несли  родственники  или  вольноотпущенники  умершего,  а    если

хоронили знаменитого человека - то сенаторы  и  всадники.  Бедных

людей несли носильщики в простых деревянных ящиках. За  носилками

следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и другие  в

траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась  и  кто-то

из  родственников  говорил  надгробную  речь.    Потом    шествие

возобновлялось.

     Труп, как и у греков, либо сжигали на  погребальном  костре,

либо хоронили в земле.

     Место, где устраивали сожжение, называлось ustrina.  Сначала

на это место бросали цветы, венки и т.п., затем поджигали  дрова,

поднимали плач и лили на огонь вино или благовония. Когда  костер

догорал, тлеющие угли и золу  тушили,  собирали  кости  умершего,

окропляли их вином и молоком, сушили и запечатывали  в  урну  или

ящик. Урну опускали в могилу, а вместе с ней - благовонные мази и

масла.  Возвращаясь  домой,  участники  похорон   очищали    себя

кроплением водой и переступанием через огонь. На 9-й  день  после

погребения  происходило  жертвоприношение  и  угощение  умершего,

которое ставили на могилу. Дома или на могиле устраивали  большой

пир с приглашением гостей. Иногда  родственники  (когда  хоронили

знатного или богатого человека) угощали весь народ или устраивали

раздачу мяса. Богатые поминки нередко завершались играми и  боями

гладиаторов.

     Ни у какого другого народа древности не был настолько сильно

выработан культ смерти и загробного мира как у египтян.  Реальная

тленная жизнь воспринималась ими  как  иллюзия,  некое  отражение

жизни  потусторонней.  Кончина  человека  отмечалась  близкими  и

родственниками в самых экспрессивных формах. Мужчины  не  брились

до окончания ритуала похорон,  женщины  обмазывали  лица  илом  и

ходили в белых траурных одеждах по улицам, выкрикивая: "Ах, какая

беда!".

     Всю жизнь человек готовился предстать перед  глазами  самого

могучего  изо  всех  богов,  приговор  которого  решал  вопрос  о

дальнейшем  существовании:  в  раю  или  в  аду.   Только    если

сохранилась оболочка, внешняя часть, тело  может  воскреснуть  во

второй,  "настоящей"  жизни.  Чтобы    приготовить    тело    для

мумификации, высокочтимые жрецы в  собачьих  масках,  уподобляясь

богу Анубису с головой шакала, удаляли мозг и внутренности. Потом

их, уже в мумифицированном  виде,  в  особых  сосудах  "канопах",

размещали  рядом  с  саркофагом.  Останки  умершего    вымывались

пальмовым вином и  наполнялись  смесью  из  льняных,  пропитанных

смолой  тканей,  опилок,  воска,  кедрового  масла  и    толченых

ароматических веществ, таких как мирра и анис.

     Потом тело помещалось на 70  дней  в  поваренную  соль  и  в

момент    торжественного    окончания    мумификации    тщательно

обматывалось льняными бинтами, длиной до нескольких  сот  метров.

Амулеты, положенные на определенные места тела  между  отдельными

слоями  льна,  должны  были  защищать  умершего  на  его  пути  в

потусторонний  мир.  И  наконец,  огромное  погребальное  шествие

провожало мумию усопшего в деревянном саркофаге, близком по форме

к человеческому телу. Музыканты и певицы с  траурным  пением  шли

впереди, оплакивая покойного,  а  танцовщицы  в  легких  одеяниях

несколько  скрашивали  этот  последний  земной  путь.  В    конце

процессии слуги несли бесчисленное количество погребальных даров,

которые предназначались для  удобной  жизни  в  "Доме  Вечности":

мебель, одежду, украшения и игры.  Роспись  на  стенах  гробницы,

скульптуры людей и животных, модели домов и другие вещи не только

демонстрировали  "первую"  жизнь  умершего,  но  и   воссоздавали

привычную для него обстановку.

     Само собой разумеется, что только цари и очень богатые  люди

могли позволить себе  такие  помпезные  похороны.  Бедных  просто

оборачивали рогожей, выносили из населенного пункта  на  запад  и

зарывали в песок. Но никому:  ни  царю,  ни  слуге  не  удавалось

обойти суд Осириса. На весах перед его престолом сердце покойного

сравнивалось со страусиным  пером  -  символом  истины  и  знаком

богини Маат. Только в тех случаях, когда сердце было так же легко

как перо, т.е. свободно от грехов и зла, умерший попадал в  "Край

Блаженных". В противном случае его пожирал "Великий Обжора" Амт -

громадное и ужасное чудовище с головой крокодила,  телом  льва  и

крупом  бегемота.  По  другой  версии.  Амт  бесцеремонно   тащил

грешника в пылающую преисподнюю.

     Саркофаги первых фараонов размещались в подземных гробницах,

число помещений в которых доходило до 50. Над гробницей строилась

"мастаба" - древняя первоначальная  форма  пирамид  -  удлиненное

сооружение с  наклоненными  внутрь  внешними  стенами.  В  период

Древнего Царства (2665  -  2115  гг.  до  н.э.)  наступило  время

пирамид - блистательная эпоха египетской  истории.  Выше  и  выше

хотелось подняться властным царям, которым казалось, будто они из

своего Мемфиса (называвшегося тогда Мефер  Пепи)  управляют  всем

миром. В своем  блеске  они  стремились  сравняться  с  солнечным

диском Атоном - воплощением бога солнца Ра, дарящим жизнь, любовь

и счастье. Помог им  в  этом  стремлении  уникальный  всесторонне

развитый человек по имени Имхотеп. Он был не  только  врачом  или

жрецом, но в  первую  очередь  -  гениальным  зодчим.  Именно  он

способствовал развитию каменной архитектуры, создавая предпосылки

для строительства "небоскребов"-пирамид.

     Хеопс,  которого  первоначально  звали  Хуфу,  или  Хнумхуфу

(Хнум - бог плодородия, владыка водопадов, Хуфу  -  защитник),  -

второй фараон четвертой  династии  -  был,  очевидно,  склонен  к

гигантомании. Его гробница, строившаяся возле Гизы с 2551 по 2526

год до н.э., по замыслу, должна была оставаться самой высокой  во

все времена. Отчасти это удалось осуществить: в  древние  времена

она считалась одним из семи легендарных чудес  света,  и  сегодня

эта пирамида остается самым высоким каменным сооружением в  мире.

Ее точная высота - 146,60 метров, длина сторон -  230,28  метров,

площадь основания - 5,30 гектаров, вес пирамиды составляет  более

шести миллионов тонн. На основании  пирамиды  легко  разместились

бы:  римский  собор  св.Петра,   собор    св.Павла    вместе    с

Вестминстерским  аббатством  Лондона  и  еще  соборы  Милана    и

Флоренции.

     Бесспорно,  пришлось  потратить  гигантские  усилия.   Более

10,000  каменотесов  тяжелыми,  острыми  зубилами  из    твердого

долерила вырубали блоки из  скал.  Более  20  лет  потребовалось,

чтобы 35,000 человек под контролем  чиновников  и  жрецов  смогло

сложить  пирамиду  до  самой  вершины,  которая,  возможно,  была

позолоченной.

     Западные и восточные славяне до принятия  христианской  веры

предпочитали кремацию, южные же, как правило, хоронили в земле  и

над  могилой  насыпали  курган.   Позднее    курганную    систему

захоронений переняли у  славян  скифы  и  сарматы.  Хотя  курганы

разных видов встречаются у многих народов  мира,  скифы  оставили

наиболее впечатляющие курганные погребения. При похоронах царей и

скифской знати погребальные сооружения опускали в грунт на  10-12

метров и сверху устраивали  насыпи  до  20  метров.  Камеры,  где

находились тела усопших соединялись с выходными ямами при  помощи

подземных коридоров. Отдельно (но под общей насыпью) устраивались

могилы для слуг (оруженосцев, виночерпиев и т.д.(,  а  также  для

коней. Иногда дополнительные гробницы "впускали" в готовый курган.

     В некоторых регионах, где  проживали  славяне,  до  крещения

Руси было распространено водное погребение,  а  также  соединение

водного погребения с кремацией - сожжение в  лодке,  пущенной  по

реке. Вятичи, как свидетельствуют летописи, еще в XI веке активно

практиковали трупосожжение.

     Русь была крещена в X  веке,  но  еще  в  течение  двух-трех

последующих  столетий  многие  сельские  жители  хоронили   своих

покойников  по-язычески,  а  иногда  сочетали  два    обряда    -

христианский и языческий. В  захоронениях  тех  времен  вместе  с

крестиками можно встретить амулеты - медвежьи клыки и т.д. Даже в

могилах заведомо крещенных людей (новгородских посадников)  можно

встретить оружие, хотя это явно противоречит обряду православного

погребения.

     Русский похоронный обряд за последние несколько веков  почти

не изменился.

     "В  русской  крестьянской  семье    умершего    при    любых

обстоятельствах обмывали, переодевали  в  чистую,  иногда  весьма

дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный  угол

(в  красном  углу  находились  иконы),  укрывали  белым   холстом

(саваном),  руки  складывали  на  груди,  давая  в  правую  белый

платочек. Похороны  совершались  на  третий  день,  особо  чтимых

умерших несли на руках до самого кладбища. Все это сопровождалось

плачами и причитаниями...

     Похороны всегда заканчивались поминками,  или  тризной,  для

чего готовились специальные поминальные кушанья".

     Еще на кладбище покойника поминали кутьей - круто  сваренным

рисом, в который добавлен изюм.  Среди  обязательных  кушаний  на

русских поминках - блины.

     Айны  (Дальний  Восток)  первоначально   хоронили    мертвых

недалеко  от  хижин;  впоследствии  стали  устраивать   отдельные

кладбища. При этом применялись захоронения двух типов: подземное,

с установкой надгробия, и наземное, когда тело помещали в ящик  в

форме домика. При захоронении в  земле  в  качестве  гробов  айны

зачастую использовали плетеные циновки,  в  которые  заворачивали

покойника. Если умирал вождь, его тело бальзамировали, высушивали

и хоронили не ранее чем через год.

     Айны  на  мертвецах  не   экономили,    но,    снабжая    их

инструментами, курительными трубками, оружием, домашней  утварью,

все предметы предварительно разламывали.  Исследователи  считают,

что это обосновывалось потребностью  "освободить  души  вещей  от

материальной оболочки".

     Наиболее  распространенными  типами  погребений  у    других

народов  в  древности  были  кремация  (сожжение)  и    ингумация

(захоронение в земле). Так поступали,  например,  древние  народы

Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки  (ацтеки

и другие), германцы (свевы). При кремации тело покойного  сжигали

на костре, затем тщательно собирали кости и  захоранивали.  Обряд

публичного сожжения покойника до сих пор активно  практикуется  в

Индии. Протоиндоиранцы, принадлежавшие к одной из "ямных" степных

культур, хоронили знатных сородичей  на  дне  глубоких  колодцев,

покрытых земляными курганами. Простолюдинов в соответствии  с  их

званием просто зарывали в землю.

     Зороастрийцы, которые преклонялись перед огнем и  не  хотели

осквернять  его  мертвой  плотью,  оставляли  труп  в  каком-либо

пустынном  месте  (на  каменистых  склонах),  где  его   пожирали

птицы-стервятники и питающиеся падалью звери.  Для  зороастрийцев

было важно, чтобы мертвое тело, оставленное на съедение птицам  и

зверям,  не  соприкасалось  с  землей,  водой   и    благородными

растениями. Обглоданные, обветренные,  высушенные  солнцем  кости

собирали и хоронили так же, как в обрядах индоарийцев.

     Народы, населявшие территорию Анатолии в VII-VI  тысячелетии

до н.э., раздельно хоронили мужчин и  женщин.  Погребения  женщин

зачастую устраивали  под  полами  некоторых  святилищ  (это  было

связано    с    культом     женщины-богини,        женщины-жрицы,

символизировавшей единство жизни и смерти). Прочих же  покойников

(мужчин и детей) нередко хоронили прямо под полами жилых домов.

     Сарматы, меоты и другие народы, населявшие в античный период

Причерноморье,  рыли  простые  земляные  ямы  прямоугольной   или

овальной формы; иногда  их  стенки  выкладывали  плитами,  иногда

перекрывали сверху  камнем.  Существовала  форма  так  называемой

подбойной могилы - с нишей, вырытой в одной из  стенок  могильной

ямы. В ранних захоронениях  глубина  могил  доходила  до  четырех

метров, позднее стали ограничиваться полутора метрами. Для  людей

богатых  приготавливали  могилы  с  заплечиками    (ступеньками).

Заплечики использовали для перекрытия могилы досками или камнями.

Изредка встречались парные захоронения. Над могилой  выкладывался

круг из камней или насыпался мелкий камень. Иногда  еще  к  этому

добавляли  высеченную  из  известняка   четырехугольную    плиту,

завершающуюся диском, - примитивное изображение человека.

     У чеченов и  ингушей  (Северный  Кавказ)  старые  могильники

состояли из каменных склепов, сложенных таким образом,  что  тела

умерших практически изолировались от земли и воздуха.

     Мальгаши (Мадагаскар) с  древних  времен  и  до  наших  дней

устраивают могилы в пещерах.

     Торайя (Индонезия) строят усыпальницы на  высоких  сваях,  а

изогнутые вверх крыши складывают из расщепленных стволов бамбука.

Наружные деревянные панели строения покрыты  сложным  орнаментом,

элементы которого - листья деревьев, переплетенные корни  морских

растений, животные, восходящее  солнце  и  так  далее.  При  этом

изображение солнца как творца  жизни  располагается  ровно  между

двумя изгибами кровли. Затем приступают к строительству "лаккина"

- огромного катафалка. На нем покойника везут  в  "поле  смерти".

Вокруг "поля"  возводят  временные  жилища,  предназначенные  для

всех, кто желает принять участие в погребальной церемонии.

     На Самоа, Тонга, Маркизских островах, если умирал вождь, его

тело бальзамировалось и помещалось в особую усыпальницу.  Рядовых

же членов племени зарывали в  землю,  пускали  в  лодке  в  море,

иногда применяли воздушный способ захоронения - на дереве или  на

деревянном помосте.

     Латиноамериканская    народность      чибча        (муиски),

располагавшаяся  на  территории  современной   Колумбии,    своих

наиболее  храбрых  воинов  мумифицировала;  их  тела    считались

священными. Некоторые из  этих  мумий  продолжали  участвовать  в

жизни своего народа - во время битв их на носилках  доставляли  в

самое пекло сражения для воодушевления воинов.

     У многих народов мира при  погребении  правителей  и  вождей

вместе с ними в могиле хоронили лошадей, колесницы, дорогие  вещи

и украшения.  Отличительной  чертой  похоронных  ритуалов  многих

древних культур было захоронение людей, убитых или покончивших  с

собой специально для сопровождения умершего.

     У  миштеков  (древняя  Мексика)  со    знатным    покойником

погребалась и его свита, обреченная следовать за своим владыкой и

в преисподнюю.

     При раскопках гробницы вавилонского царя Ура  (XXXV  век  до

н.э.) было обнаружено 59 человек, захороненных вместе с ним.

     Особо  многочисленны  человеческие  жертвы    в    китайских

захоронениях времен  царства  Цинь.  66  человек,  погребенных  с

циньским  правителем  У-гуном,  177  человек,    погребенных    с

правителем Му-гуном, и т.д., это детский  лепет  по  сравнению  с

количеством людей, сопровождавших на тот свет Цинь Ши-хуана.  Над

сооружением гробницы для него в течение 10  лет  трудилось  более

700 тысяч человек. Гробница представляла собой дворец  с  сотнями

залов,  наполненных    драгоценностями;    там    были    сделаны

искусственные водоемы и русла, по которым текли реки из ртути. На

потолках написали изображения небесных явлений, а на полу - флору

и  фауну  земли.  Понятно,  что  для  гробницы  таких   масштабов

требовалось соответствующее количество попутчиков  на  тот  свет.

Вот почему император  Эр  Ши  приказал  всем  красавицам  из  270

окрестных дворцов, не имевшим детей, сопровождать Цинь  Ши-Хуана.

По оценкам специалистов, их количество  составляло  не  меньше  3

тысяч! Помимо этого Эр Ши, опасаясь, что строители выдадут  тайну

местонахождения  сокровищ,  закопал  живьем   всех    строителей,

работавших внутри самой усыпальницы.

     Как правило, вместе с умершим на тот свет отправляли и часть

его рабов. Делалось это по  двум  соображениям.  Во-первых,  рабы

должны были служить умершему в загробном мире, а во-вторых,  рабы

наряду с изделиями из  бронзы,  яшмы,  камня,  кости,  гончарными

изделиями, скотом  (который  в  рабовладельческом  Китае  ценился

дороже людей) предназначались для подкупа духов загробного  мира,

чтобы они не делали зла родственникам умершего  или  не  принесли

еще большего ущерба имуществу.

     Скифы,  при  погребении  знатного  человека,  вместе  с  ним

хоронили нескольких насильственно убитых слуг,  верховых  лошадей

(иногда до 12). В специальных тайниках клали ритуальные сосуды из

драгоценных  металлов,  золотые  украшения,  парадное  оружие.  В

камеры-катакомбы ставили амфоры  с  вином,  бронзовые  котлы  для

приготовления пищи и другую утварь.

     Южные славяне были поскромнее скифов. При погребении  вождей

и других знатных персон они, как правило, убивали  только  одного

коня, изредка к коню прибавляли раба и еще реже - жену.

     А вот у никобарцев  при  похоронах  усопшего  мужского  пола

полагалось погребать буквально все его имущество.  Но  зато  жену

покойника мог заменить в могиле... сустав ее пальца, да и то если

вдова соглашалась на это добровольно. В случае ее отказа в  одном

из   столбов    дома    умершего    делался    глубокий    вырез,

символизировавший жертвоприношение.

     Некоторые народы считали чрезвычайно важным выбор места  для

кладбища. В Древнем  Китае  существовало  гадание  под  названием

фынь-шуй  ("ветер  и  вода").  С  помощью  его  даосские    жрецы

определяли благоприятные и неблагоприятные места  как  для  жизни

людей, так и для их погребения.  Историки  упоминают  о  случаях,

когда по указаниям жрецов тела умерших  родственников  переносили

из "неблагоприятной" могилы в "счастливую".

     У викингов до  XI  века  встречалось  погребение  усопших  в

ладье; одно из таких захоронений найдено на территории Саффолка в

Саттон Ху.

     Среди  других  типов  могильников  можно    назвать:    поле

погребальных  урн  (керамические  урны  с  прахом  кремированных;

известны в культуре Кишапоштаг в  Венгрии,  в  культуре  Кырна  в

Румынии, в Северной Италии, у кельтов и др.);  дольмен,  камерная

гробница, галерейная гробница  (культура  Сены-Уазы-Марны),  дюсс

(циста из плит, перекрытая камнями, с числом погребенных от 1  до

6; характерно для Северной Европы), толос (камера в  форме  улья;

известна в районе Эгейского бассейна), каменные пирамиды.

     Как повествуется в "Книге о еврейской  концепции",  умершего

еврея стараются похоронить по возможности быстрее. Этого  требует

традиция, согласно которой скорость похорон - признак уважения  к

покойному.  Традиция  же  предписывает  избегать   роскоши    при

подготовке погребения: ткани, в  которые  заворачивают  умершего,

должны быть из простого льна, гроб также должен  быть  простым  и

деревянным. Простота символизирует равенство  людей  перед  лицом

смерти и подавляет  стремление  к  роскошным  похоронам,  которые

отнюдь  не  всем  по  карману.  Бальзамирование  у   евреев    не

употребляется, поскольку "из праха человек возник  и  в  прах  он

вернется".

     На кладбище при опускании тела в могилу дети умершего читают

особую молитву - каддиш.

     После погребения отца или матери каддиш  читается  во  время

службы в синагоге в течение 11 месяцев в каждый год  в  годовщину

их смерти.

     Близкая родня умершего  в  течение  недели,  за  исключением

субботнего дня и дней религиозных еврейских праздников, соблюдает

период глубокого траура  -  так  называемая  "шива".  Присутствие

других людей на  церемонии  погребения  и  посещение  осиротевшей

семьи во время траура  является  актом  сочувствия  и  милосердия

("мицва"). По возвращении с похорон следует  трапеза,  в  которую

обязательно должны быть включены крутые яйца.

     По мусульманскому обычаю покойника хоронят на  третий  день.

Его выносят из дома ногами вперед на табуте - железных носилках с

закругленным верхом. Если хоронят ребенка,  то  заранее  покупают

голубей по числу лет умершего, и при выходе похоронной  процессии

из дома кто-нибудь из родственников  открывает  дверцу  клетки  и

выпускает голубей на волю.

     Гроб мусульмане не используют а пеленают умершего в саван из

хлопчатобумажной ткани.  Верх  савана  черного  цвета,  а  низ  -

красного. В прежние времена  на  дно  могилы  стелили  ковер,  но

сейчас по понятным причинам мусульмане республик Средней  Азии  и

Закавказья этого не делают. Если хоронят ребенка, в могилу кладут

его любимые игрушки.

     При погребении мулла громко читает  молитвы,  среди  которых

сура из Корана, именуемая Ясин. Речи говорить не принято.

     После захоронения и ухода с кладбища  провожавших  у  могилы

остается мулла. Связано это с представлениями  о  так  называемых

могильных наказаниях, согласно которым умерший оживает в гробу, и

тогда к нему являются два  ангела  по  имени  Мункир  и  Накир  -

опрашиватели и  истязатели.  Они  "допрашивают"  покойника,  а  в

задачу муллы входит подсказка ответов и чтение молитв.  В  давние

времена Мулла оставался у могилы до  восхода  солнца,  а  в  наше

время - примерно на час.

     В семье умершего отмечают третий, седьмой и сороковой день с

момента смерти. Кроме того, родные и друзья покойника  собираются

каждый четверг от седьмого до  сорокового  дня,  а  иногда  и  от

сорокового дня до года. На поминальной трапезе в день  погребения

подаются чай, халва, сахар - и  больше  ничего.  Во  главе  стола

сидит  мулла  (или  трое  мулл).  При  этом  мужчины  и   женщины

собираются  в  отдельных  помещениях.  Участники  трапезы   ведут

философско-успокоительные  разговоры  -  отвлеченные  беседы    о

нравственных категориях, о бренности.

     Рекордными по длительности в наше время являются похороны  у

торайя (остров Сулавеси, Индонезия). В течение трех дней покойник

остается в своем доме, в окружении членов  семьи.  На  следующий,

четвертый день происходит его  пеленание  наподобие  мумии,  этим

занимаются специально нанятые  люди.  Во  время  такой  церемонии

родственники отрывают куски от своих одежд и вкладывают их  между

тяжелыми домоткаными полосами материи, используемой исключительно

на похоронах. Ткань  перекладывают  ветками  капока,  обладающего

хорошими гигроскопическими свойствами, благодаря чему тело как бы

мумифицируется.  Завернутый  таким  образом  труп   помещают    в

ритуальный "дом"  -  усыпальницу,  где  тело  покойного  остается

месяцы, а иногда и годы (!), пока идет подготовка к  завершающему

ритуальному обряду. Все это  время  о  покойнике  говорят  как  о

"спящем",  не  употребляя  понятия  "умерший".  Покойник  окружен

самыми роскошными предметами утвари, при нем постоянно  находятся

члены семьи или слуги, которые поддерживают чистоту в  помещении.

Рядом с телом, помимо  прочей  утвари,  ставят  чашку  и  кувшин.

Считается, что душа "спящего" в это время  собирается  в  путь  в

страну духов и сам он еще не умер, а только  болен.  "Официально"

смерть  наступает  тогда,  когда  труп  покойника  несколько  раз

подбросят вверх, а потом положат ногами на юг.

     Своеобразен обряд кремации покойника и сожжения вдовы на его

погребальном костре, практикующийся и поныне  в  Индии.  Совершив

обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными

волосами следует на берег реки или  озера  -  традиционное  место

совершения сати. При этом она окружена  родственниками,  которые,

образовав вокруг женщины круг, идут  рядом.  Исследователь  этого

обычая И.Караванов пишет, что, "согласно  традиции,  каждый,  кто

встретит на своем пути траурную процессию, должен  присоединиться

к ней.

     Носилки с покойным  устанавливают  на  погребальном  костре,

устроенном наподобие ложа. Поверх него  набрасывается  покрывало,

расшитое ритуальным узором.

     У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А

те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные  сообщения

для  усопших  родственников.  Женщину  трижды   обводят    вокруг

умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы  часто

оставляют  вдову,  и  она   беспомощно    повисает    на    руках

сопровождающих. Жрец быстро  произносит  мантры  и  окропляет  ее

водой из Ганга (вода Ганга является для индусов священной). Вдове

помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа

и кладет его голову себе на колени.

     Кто-нибудь  из  родственников  поджигает  поленья...   Чтобы

женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают  к  тяжелым

плахам железными цепями.  Раньше  бывало,  что  брахман  дубинкой

оглушал обезумевшую от боли  женщину,  если  она  выскакивала  из

костра. Чтобы притупить боль,  вдовы  перед  самосожжением  часто

принимают особый наркотический напиток."

     В той же Индии существует необычный обряд похорон  в  общине

евнухов (предполагают, что община эта насчитывает от  50  до  100

тысяч человек). Захоронения своих  покойников  евнухи  производят

только ночью. Остальные особенности ритуала не менее оригинальны.

Покойника к месту кремации доставляют в  вертикальном  положении.

Следующий этап - оплевывание (в буквальном смысле слова) умершего

и грубая брань в его адрес. И лишь затем приступают  к  кремации.

Суть обряда - отбить у души покойника  желание  при  реинкарнации

снова поселиться в теле евнуха.

     Таким образом, мы  видим,  насколько  отличаются  похоронные

обряды у разных народов, в разные времена. Понятно,  что  ритуалы

похорон идут прежде  всего  от  этнокультурных  традиций  данного

народа. И каждый ритуал особен и неподражаем.

      4. Ритуальные убийства и жертвоприношения как часть культуры

     Понятно,    что    ритуальные    убийства,      человеческие

жертвоприношения,  известные  нам  прежде  всего  из  истории   и

священных книг разных  народов,  резко  противоречат  современной

морали и культуре. Но  подобное  противоречие  не  должно  мешать

пониманию естественного происхождения этого трагического обычая.

     По  мнению  исследователя  первобытной   культуры    Эдварда

Тайлора, жертвоприношение берет начало в  той  же  анимистической

системе, что и молитва.  Подобно  тому  как  молитва  есть  такое

обращение  к  божеству,  как  будто   оно    человек,    так    и

жертвоприношение есть приношение  даров  божеству  как  человеку.

Житейские типы той и другой формы - молитвы и жертвоприношения  -

можно наблюдать в общественной жизни  и  до  настоящего  времени.

Однако жертвоприношение, в древности  столь  же  понятное,  сколь

понятна молитва впоследствии изменялось - как по своей  обрядовой

стороне, так и по отношению к лежащим в  его  основе  мотивам.  И

конечно, практика принесения в  жертву  именно  человека  в  наше

время встречается весьма редко  и  не  легализована  ни  в  одной

стране мира.

     Древние народы часто приносили в жертву детей, используя  их

физическую и умственную беспомощность. Дети служили  своего  рода

меновой монетой в торге с богами. Когда в Перу заболевал инка, он

приносил в  жертву  божеству  одного  из  своих  сыновей,  умоляя

принять  эту  жертву  вместо  себя.  Греки,   правда,    находили

достаточным использовать для этого преступников или пленных.  Так

же  поступали  и  языческие  племена  Северной  Европы,   которым

христианские купцы, как говорят, продавали рабов для  этой  цели.

Но  практика  покупки  людей  для  ритуальных  убийств  сложилась

задолго до христианства. Один из самых типичных фактов  подобного

рода относится ко времени Пунических войн (264-146 гг. до  н.э.).

Карфагеняне, потерпевшие в войне неудачу  и  теснимые  Агафоклом,

приписали свое поражение гневу богов. В прежние  времена  их  бог

Кронос  получал  в  жертву  избранных  детей  своего  народа,  но

впоследствии они стали покупать  и  откармливать  для  этой  цели

чужих детей. Теперь же  они  сочли,  что  божество  мстит  им  за

использование подставных жертв. Решено было компенсировать обман.

Двести детей из самых  знатных  семей  страны  были  принесены  в

жертву идолу. "Ибо у них была медная  статуя  Кроноса  с  руками,

наклоненными таким  образом,  что  ребенок,  положенный  на  них,

скатывался в глубокую яму, наполненную огнем".

     Нечто похожее происходило  в  Сирии  и  Финикии.  Куль  бога

Хадада  требовал  жестоких  кровавых  жертв,  и   прежде    всего

новорожденных  детей.  Об  этом   свидетельствуют    не    только

исторические источники, но  и  археологические  открытия  -  близ

остатков алтарей  в  храмах  Хадада  найдены  огромные  скопления

детских  костей.А  имя  финикийского  бога  Молоха  даже    стало

нарицательным    обозначением    свирепого    бога,    пожирателя

человеческих жизней. Есть мнение, что самое имя  Молох  произошло

от слова "molk", означавшего принесение в  жертву  детей.  Другое

кровожадное языческое божество  -  Ваал,  которого  исследователи

некоторое  время  отождествляли  с  Молохом.    О    человеческих

жертвоприношениях Ваалу  говорится,  например,  в  книге  пророка

Иеремии.

     Финикийцы,  чтобы  умилостивить  Ваала  и   других    богов,

приносили в жертву самых любимых детей. Они увеличивали  ценность

жертвы тем, что выбирали ее из благородных семейств, полагая, что

угодность жертвы измеряется тяжестью потери.  Гелиогабал  перенес

этот  азиатский  обычай  в  Италию,  избирая  в  жертвы    своему

солнечному  божеству  мальчиков  из  самых  благородных  семейств

страны.

     Особое место в истории жертвоприношений занимают  ритуальные

убийства, связанные с войной.

     Приносили людей в жертву богу войны ирокезы,  произнося  при

этом следующую молитву: "Для тебя, о дух Ариэской, мы убиваем эту

жертву, чтобы ты мог насытиться ее мясом и  послал  нам  удачу  и

победу над врагами!" Ацтеки во время войны обращались с  молитвой

к  Тескатлипока-Яутлю:  "Властитель  битв,  всем  известно,   что

замышляется, предписывается и  устраивается  большая  война.  Бог

войны открывает уста, жаждущие поглотить  кровь  многих,  которые

должны пасть в этой  войне.  Солнце  и  бог  земли  Тлальтекутли,

по-видимому, собираются повеселиться и намереваются послать  пищу

и питье богам неба и ада, устроив для них пир  из  мяса  и  крови

людей, которые падут на войне".

     Правитель майя (Мексика), созывая  воинов  на  битву,  делал

надрезы на теле и посвящал капли  своей  крови  богам.  Его  жена

также терзала свою плоть, чтобы снискать  милость  божеств.  Если

битва  завершалась  победой,  боги  жаждали  крови   побежденных.

Захваченные  враги  подвергались  ритуальным   пыткам,    которые

оканчивались смертью. Знатные люди носили на  запястье  шнурки  с

узелками: сколько узелков, столько принесенных в  жертву  жизней.

Смертью кончалась для пленников и ритуальная игра в мяч.  Подобно

римским гладитаторам, пленники вели на больших полях борьбу не на

жизнь, а на смерть.

     Культы многих богов у ацтеков были  связаны  с  умерщвлением

людей. Так, на празднике в  честь  Тласольтеотль,  богини  земли,

плодородия, сексуальных грехов и  покаяния,  в  жертву  приносили

девушку, из кожи которой затем  приготовляли  куртку  для  жреца,

олицетворявшего богиню. В годы засухи ацтеки приносили  в  жертву

богине Тласольтеотль мужчину. Его привязывали к столбу и метали в

него дротики. Кровь, которая капала из ран, олицетворяла дождь.

     Предметом  приношения  богу  солнца  Амону-Ра    становились

пленники в Древнем Египте. После возвращения из  военных  походов

высокопоставленных  пленников  вешали  (нередко  перед    стенами

храмов) или убивали палицей при большом стечении народа. В Египте

же существовал обычай при разливах Нила бросать  в  реку  молодую

девушку в пышном наряде (невесту) с целью получения  полноводного

разлива.

     Ну а как обстояло дело с образцовыми государствами древности

-  Римом  и  Грецией?  Неужели  и    они    приносили    кровавые

жертвоприношения? Увы, и они тоже.

     Многие современные историки считают,  что  в  античном  мире

человеческие  жертвоприношения    носили    единичный    характер

(принесение  в  жертву  трех  персов  перед  Саламинской  битвой,

погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 гг. до н.э.  в

Риме),однако есть достаточно много свидетельств  об  их  массовом

применении, как у римлян,  так  и  у  греков.  Хотя  в  некоторых

античных  культах  (например,  ликейского    Зевса)    принесение

человеческих жертв было основано на убеждении в том, что божество

находит наслаждение в употреблении  человеческого  мяса,  большей

частью жертва приносилась из "идеологических" соображений -  дабы

выказать богу покорность и отвратить его гнев от всего народа.  У

римлян  существовал  обычай  убивать  людей,  чтобы  умилостивить

подземных богов. По древнему закону Ромула им посвящали некоторых

преступников (например, виновных в измене).  Приносили  в  жертву

преступника  во  время  праздника  lupiter  Latiaris.  Ритуальные

убийства детей  совершали  на  праздниках  compitalia  Мании  (со

времен Юния Брута младенцев, к счастью,  догадались  заменить  на

головки мака или чеснока). В консульство же  Корнелия  Лентула  и

Лициния  Красса  (97  г.  до  н.  э.)  человеческие  жертвы  были

воспрещены постановлением сената.  Правда,  как  всегда  практика

отставала от теории.

     Обычай  очистительных  человеческих  жертв,  относящийся   к

раннему периоду истории Древней Греции, был заимствован греками у

сопредельных  народов  и  во  время  развития   государственности

постепенно сошел  на  нет.  В  крайнем  случае,  жертвоприношение

осуществляли символически - заменяя  людей  животными  (отголосок

этого виден в мифе об Ифигении) или  неодушевленными  предметами.

Иногда  довольствовались  лишь  пролитием   человеческой    крови

(например, секли спартанских мальчиков у алтаря Артемиды). Был  и

еще один выход - богам приносили в жертву преступников, которые и

без того были осуждены судом  на  смертную  казнь.  Так  сказать,

совмещали приятное с полезным, а полезное с необходимым. Подобным

образом  ежегодно  приносили  преступника  в  жертву  Аполлону  в

Левкаде, сбрасывая его со скалы.

     Человеческие жертвы при погребении предназначались у  греков

собственно не богам, а теням умерших для удовлетворения гнева или

чувства мести умершего.

     В Китае с древних времен безжалостно  убивали  пленников  во

время  ритуала  погребения.  Особо  многочисленны    человеческие

жертвоприношения в китайских захоронениях времен царства Цинь. 66

человек погребенных с циньским правителем У-гуном,  177  человек,

погребенных с правителем Му-гуном, и 3 тысячи (!) красавиц из 270

окрестных дворцов, не имевших  детей,  погребенных  с  правителем

Цинь Ши-Хуаном.

     Страны Океании,  несмотря  на  оторванность  от  материковых

очагов цивилизации, в ритаульных убийствах не отставали  от  них.

Морякам экспедиции Джеймса Кука, посетившим полинезийский  остров

Таити  в  1777  году,  довелось   присутствовать    при    обряде

человеческого жертвоприношения богу Оро. Подобным  обрядам  здесь

зачастую сопутствовал каннибализм, но трудно  сказать,  что  было

первопричиной  обряда  -  вера  или  голод.  Скорее  всего,   они

поддерживали друг друга, особенно  в  трудные  для  земледелия  и

рыболовства годы. Ну и, с другой стороны,  сказывалась  природная

наивность туземного мышления не испорченного цивилизацией.

     До сих пор пережитки, связанные  с  ритуальными  убийствами,

существуют в ряде  африканских  стран.  Так,  в  общине  Аквапим,

находящейся неподалеку от столицы Ганы Аккры, похороны  вождя  по

старинной традиции должны сопровождаться ритуальным  человеческим

жертвоприношением.  В  1979  году  для  этой  цели  был   похищен

четырехлетний  мальчик,  но,  по   счастью,    полиции    удалось

предотвратить преступление.

     Однако  в  другом  случае  -  в  Либерии  -    предотвратить

ритуальное убийство не удалось, потому что его участником  был...

министр внутренних дел страны! В июне  1989  года  за  участие  в

ритуальном жертвоприношении (жертву обезглавили и вырвали сердце)

министр был осужден...

     В Непале существует культ богини Кали, которая по  преданию,

сотни лет назад в одну черную безлунную ночь сразила 108  демонов

и, опьяненная кровью, танцевала на их трупах дикий танец тандаву.

Именно она, это кровожадное божество,  "сотворила  мир,  защищает

его и вечно  поедает".  Среди  ритуалов,  исполняемых  людьми  из

низшей  касты  тачо,  поклоняющимися  богине  Кали,  -  ежегодное

жертвоприношение 108 буйволов, которым отрубают головы,  а  затем

пьют  кровь  прямо  из  горла  убитых  животных.  Местные  жители

говорят, что  тачо  раз  в  12  лет  выкрадывают  ребенка,  чтобы

принести его в жертву на алтарь своей богини.

     Итак, через всю историю цивилизации кровавой линией проходит

культ    человеческих    жертвоприношений.    Возможно,    помимо

религиозно-этнических и социальных  мотивов  здесь  большую  роль

играет "влечение к смерти".

                      5. Смерть и искусство

     Эдгар По  когда-то  заметил,  что  смерть  молодой  красивой

женщины - лучшая тема для художественного  произведения.  Правда,

он не был здесь первооткрывателем. Еще в средние века  сокрушения

о кончине  прекрасного  передавались  прежде  всего  через  образ

погибшей женской красоты. Леонардо да Винчи писал  с  тоскою:  "О

время, истребитель вещей, и старость завистливая,  ты  разрушаешь

все вещи и все вещи пожираешь твердыми зубами годов  мало-помалу,

медленной  смертью.  Елена,  когда  смотрелась  в  зеркало,  видя

досадные морщины своего лица,  содеянные  старостью,  жалуется  и

думает наедине, зачем два раза была похищена".

     В средневековье сквозь флер  христианства  явно  проглядывал

грубый  материализм,  который,  по  словам  Й.Хейзинги,  не   мог

смириться с мыслью о кончине чего-то прекрасного без того,  чтобы

не усомниться в красоте самой по себе.

     С тех пор как изящная словесность стала достоянием  "широких

трудящихся масс" и по сей  день  почти  все  писатели  с  большим

"кайфом" отправляют своих героев на тот свет. Да еще  и  названия

дают соответствующие: "Смерть Ивана Ильича", "Смерть в  Венеции",

"Смерть Тарелкина", "Смерть коммивояжера",  "Девушка  и  Смерть",

"Приглашение на казнь" или просто "Смерть".

     Как известно, диалектика смерти в искусстве передается через

категорию трагического. О том, что эстетическая эмоция включает в

себя как радость, так и  скорбь,  ужас,  говаривал  еще  Юм.  Без

гибели нет катарсиса, очищения, - этот закон  античной  трагедии,

как пола плаща над  ребенком,  навис  над  всей  средневековой  и

современной литературой  Запада  и  Востока.  Гением  смертельной

литературы можно назвать Шекспира. Его герои  не  просто  умирают

или  убивают  других,  но  превращают  этой  действие  в  великую

эмпирическую философию, внутренне как бы наслаждаясь переходом от

"быть" к "не быть".

     Живописцы и графики тоже не обделили смерть своим вниманием.

В средние века ей посвящали чуть ли не каждое третье произведение

изобразительного  искусства.  Осмысление    смерти    происходило

одновременно в возвышенном (экзистенциально-эсхатологическом) и в

бытовом ключе. А для многих художников Ренессанса  смерть  -  это

чуть  ли  не  праздник,  пиршество  красок  и  плоти  (пусть    и

умирающей).  Даже  распятого  Христа  умудрялись  писать   весьма

жизнелюбивыми красками. Бытовое же осмысление смерти (например, в

миниатюрах из книг типа "Искусство умирать")  хотя  и  отличалось

фамильярным отношением к курносой, но все же не теряло духовного,

экзистенциального  напряжения.  Критический  реализм  XIX    века

перевел  осмысление  смерти  в  социальную    плоскость.    "Утро

стрелецкой казни" Сурикова или "Казнь заговорщиков  в  России"  и

"Подавление индийского восстания" Верещагина - классический  тому

пример. Для живописцев-реалистов важно было не  столько  передать

внутреннее состояние  человека,  сколько  обличить  несправедливо

устроение мира. Средневековая эстетика не  снижала  образ  смерти

даже лубочно-бытовыми миниатюрами. А  "высокий  реализм"  добился

отчуждения человека от смерти, относясь к ней как  к  социальному

акту  и  не  более.  Из  генералов  смерть  была  разжалована   в

унтер-офицеры и послана на Кавказ, в действующую армию.

     Искусство XX века вернуло смерти ее эполеты. Но сделала  это

скорее литература, чем живопись. Правда русская литература еще  в

XIX  веке  сумела  преодолеть   детскую    болезнь    социального

критиканства, выйдя на "проклятые" вопросы бытия.  Здесь  русские

писатели (прежде  всего  Достоевский  и  Толстой)  почти  на  век

опередили Европу  (и  остальной  мир).  Что  ни  говори,  но  вся

экзистенциальная литература нашего столетия - всего  лишь  зарево

"Смерти Ивана Ильича" и "Братьев Карамазовых".

     Смерть также нашла свое отражение и в малых жанрах  русского

фольклора.

     В загадках:

     * Сидит утка на плоту, хвалится казаку: никто меня не

       пройдет, ни царь, ни царица, ни красна девица. (Смерть)

     * Несут корыто, другим покрыто. (Гроб)

     * Тяп-тяпком, под белым платком. (Смерть)

     В народных приметах:

     * Сколько раз кукушка натощак кого окукует, столько лет

       проживешь.

     * Дятел избу долбит - к смерти семейного.

     * Три свечи на столе - к покойнику.

     В поговорках и частушках:

                    Моя ненаглядная

                    Лежит в гробу нарядная,

                    На подушке два орла -

                    От любови померла.

                    Ой ты, доля, моя доля,

                    Горемычная моя:

                    Не сама с дружком рассталась,

                    Мать-земля нас развела.

                    Не подам я на развод,

                    Верьте иль не верьте.

                    А коли милый мой умрет -

                    Приревную к смерти!

     Искусство первым заговорило о смерти любого  человека,  даже

самого ничтожного, как о  гибели  целого  мира.  Правда,  мировая

культура вторичная в осмыслении самого феномена смерти - она либо

плетется за буддизмом, приравнивающим смерть к жизни (ибо  смерть

- это новое рождение), либо за каким-нибудь новейшим учением типа

экзистенциализма, для которого жизнь и  смерть  абсолютно  равны,

поскольку одинаково абсурдны.

                          6. Заключение

     "Если не соблюдать издревле установленных  обрядов  или  тем

более отменить их, то все перемешается и возникнут  настроения...

Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети  не  будут

заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут..."

                                                         Конфуций

               7. Список использованной литературы

     1. "Хроники Харона", А.Лаврин, М. 1993 г.

     2. "Великий час океанов", Ж.Блон, М. 1993 г.

     3.  Журнал "Аэрофлот" (статья "Слава, уходящая в века"),

         N 16, 1996 г.

     4. "Первобытная культура", Э.Тэйлор, М. 1989 г.

     5. "Мифы древней Эллады", Немировский А.И., М. 1992 г.

l


 l
[1]A*.FRM*.MAC(Б@[1]A*.FRM