Смутное время
Содержание.
1.Правление Бориса Годунова. Начало смуты. ………………………………2
2.Самозванечество. …………………………………………………………….4
2.1.Царствование и смерть самозванца. ……………………………………...7
3.Воцарение князя Василия Ивановича Шуйского. …………………………9
4.Кресттьянская война под предводительством Болотникова. ……………10
5.Социальные бунты XVII в. ………………………………………………...12 6.Список используемой литературы…………………………………………13
1.Правление Бориса Годунова. Начало смуты. Смутное время началось после того, как в начале 1584 года умер Иван Грозный. Года за полтора до своей смерти поссорясь со своим старшим сыном Иваном, Грозный ударяет его своим «посохом» и убивает. На престол восходит его второй сын Федор. Царь Федор был неспособен править страной, он был тихим и богомольным человеком. При нем был опекун и правитель Никита Романович Захарьин-Юрьев. Но вскоре он умирает, и эта роль переходит к царскому шурину боярину Борису Федоровичу Годунову, на сестре которого, Ирине Федоровне был женат царь Федор.
Бояре были не довольны, что всю власть взял в руки Годунов он им казался слишком молодым и недостаточно знатным. Против него была задумана интрига. Так как царь Федор не имел детей, митрополит и некоторые бояре хотели уговорить его развестись с царицей и тем самым удалить Годунова от царя. Но Годунов успел помешать боярам. Митрополит был вынужден оставить свое место, а на его престол был поставлен Иова; многие бояре были сосланы, больше всего пострадали Рюриковичи.
Укрепившись, Годунов стал регентом государства (1587), он получил право непосредственно сноситься с иностранными правительствами и принимать у себя послов, как делал это государь.
Все иностранцы считали правителем государства Годунова, русский народ тоже так думал. Он держал власть крепко и умело. Борис сумел поднять благосостояние страны. Поднялась торговля, наполнилась царская казна. Никто ещё не предчувствовал скорого наступления больших бедствий для государства.
При правлении Федора происходит столкновение со Швецией, которое окончилось возвращением под московскую власть городов, потерянных Грозным (Ивангорода, Яма, Орешка, Кормы). Так же при Годунове в Москве 1589 года происходит установление патриарха.
Федор Иванович не мог править державой из-за своей мягкости. Но Грозный оставил по себе ещё одного сына Дмитрия, родившегося в 1582 году. Который после его смерти со своей матерью жил в Угличе, не имея ни каких почестей. Но 15-го мая 1591 года он умер от нанесенной ему раны в горло. Марья объявила дьяка Битяговского в смерти сына, так как постоянно ссорились с ним. Приехавшая комиссия из Москвы, установила, что это был несчастный случай. Нагих обвинили за самоуправство и сослали их.
Вскоре после смерти Дмитрия у Федора Ивановича рождается дочь, но через полтора года она умирает, здоровье царя ухудшается и 6 января 1598 года он умирает. Царица Ирина не захотела править и, оставив трон, ушла в монастырь.
В Москве происходит избрание государя, им становится Годунов, и в феврале 1598 года он принял престол. В управление государством Борис продолжал делать то, что делал он при царе Федоре: всеми мерами стремился к восстановлению народного благосостояния. Он уклонялся от внешних столкновений, не желая втягивать государство в новые войны. Он заботился об укреплении правосудия и справедливости. Начиная с 1601 года, три лета подряд был неурожай, людям нечего есть, они умирают на улицах, покидают свои дома, занимаются разбоем. Как увидим дальше, за первою бедою, голодом, явилась другая: началось народное восстание в пользу самозваного царевича Дмитрия, в борьбе с которым и скончался Борис Годунов.
В своих государственных заботах Борис большое значение придавал европейскому просвещению. Он посылал русскую молодежь в иноземные страны. Словом, при Годунове обнаружилось явное тяготение московского правительства к сближению с просвещенным Западом.
2.Самозванечество Мирное течение московской жизни, нарушенное голодом 1601-1603 годов, было окончательно прервано самозванческой смутой. В 1603 году в Юго-Западной Руси и Польше распространились слуха о том, что жив угличский царевич Дмитрий Иванович, которого считали умершим в 1591 году. Человек, взявший на себя имя Дмитрия, объявился сначала у русского князя Адама Вишневецкого, а затем перешел к польскому пану Юрию Мнишеку, у которого и стал жить в замке Самборе. Он рассказывал о себе очень кратко и глухо, что был спасен от покушений на его жизнь Годунова и теперь хочет «доступать» отеческого престола. Представленный польскому королю Сигизмунду III и перейдя из православия в католичество, самозванец получил возможность собирать в Самборе войско для похода на Москву и вошел в сношение с казаками на Дону и на «диком поле», поднимая их на Бориса.
Когда в Москве было получено известие о появление самозванца, московские власти догадались, что имя Дмитрия взял на себя беглый монах Григорий Отрепьев, происходивший из служивых людей. Рано осиротев, он подстригся в монахи и бродил по монастырям, пока не добрался до Москвы. Там он был принят в Чудов монастырь в Кремле и познакомился с московской жизнью. Из Москвы с тремя другими монахами Отрепьев убежал в Литву и Польшу, расстригся и назвался царевичем Дмитрием. Однако, когда из Москвы сообщили обо всем этом в Польшу, там сообщению не поверили, и самозванец продолжал свое дело без помехи. И до настоящего времени не все верят тому, что самозванец был Отрепьев. Вероятнее всего , однако, то, что это был Отрепьев: только, по всей видимости, он сам верил в свое царское происхождение. Те, кто им руководили, уверили самозванца, что, спасенный от убийства, он был в детстве поневоле назван чужим именем и скрыт под монашеской рясой. Все поступки самозванца указывали на то, что он считал себя действительно царевичем и не боялся никаких обличений в самозванстве.
Собрав войско, самозванец осенью 1604 года пошел в Московское государство, направляясь из Самбора мимо Киева на Чернигов. Первые города московские поддались ему, но под Новгородом-Северским он встретил отпор, а затем (в битве при с. Добрыничах) был совсем разбит и прогнан на самый край Московского государства, в Путивль. Однако дело его не было проиграно. На восток от Путивля, в новых городах, устроенных на «поле» против татар, казаки и служилые гарнизонные люди, возбужденные агентами самозванца, подняли восстание во имя Дмитрия; собравшись целым войском, они пошли на север и засели в городке Кромах. Воеводы царя Бориса, узнав об этом, бросили разбитого самозванца в Путивле и двинулись осаждать Кромы. Крепкий городок не сдавался, осада затянулась до весны 1605 года, и войско Бориса, утомленное трудным зимним походом, пришло в расстройство. В это время, в апреле 1605 года, неожиданно умер Борис.
На Москве воцарил сын Бориса, совсем ещё юный Федор Борисович. Сильная личность Бориса держала в повиновении ему Москву и государству. Когда же вместо него на престоле оказался неопытный мальчик, а влияние на дела присвоила его мать, Царица Мария Григорьевна (никем не любимая дочь опричника Мальты Скуратова),- тогда бояре дали ход своей вражде к Годуновым. Шуйские с Голицыными и другими боярами задумали изменить Годуновым и свергнуть их во имя царя Дмитрия; затем они рассчитывали самого Дмитрия не пускать на престол, так как они в него не верили, и избрать царя по своему усмотрению. Так бояре и поступили., Они передались самозванцу под Кромами, привели к присяге ему все войско и послали за ним в Путивль. В то же время в Москве боярин князь Вас. Ив. Шуйский, который производил следствие о смерти царевича в Угличе, стал говорить, что его не убили, а спасли, и что он теперь сам идет к Москве. Москвичи возмутились против Годуновых, свергли царя Федора Борисовича, убили его с матерью, заточили в монастырь его сестру Ксению и стали ждать «истинного» царя Дмитрия. Он приехал в Москву в июне 1605 года.
Таковы были успехи самозванца. Его подготовили, по всей вероятности, некоторые из московских бояр, ненавидевших Годунова и не желавших ему подчиняться. Вывезенный в Польшу, самозванец получил там поддержку от короля и духовенства. Король надеялся, дав помощь самозванцу, возбудить междоусобие во враждебной ему Москве и тем её ослабить. Католическое духовенство, обратив самозванца в католичество, думало через него достичь подчинения папе и всего Московского государства. Для того при самозванце всегда находились иезуиты; они сопровождали его до самой Москвы. Самозванец нашел сочувствие и в некоторой части польского панства и шляхты. Шляхтичи шли в его войско, надеясь получить славу и добычу при завоевании Москвы. На то рассчитывали и паны, вроде пана Мнишека, который прочил в жены Дмитрию свою дочь Марину. Но главным образом создали успех самозванцу русские люди с южной окраины Московского государства, как казаки, так и служилые люди вновь построенных городов. Все они были выходцами из центральных областей государства, где страдали от опричнины и от крепостной зависимости. Все они, поэтому ненавидели московские порядки и поднялись против Бориса, надеясь, что «истинный» царь Дмитрий улучшит их положение и усмирит «лихих бояр», угнетавших простой народ. Когда самозванец, пользуясь такой разнообразной поддержкой, внес тяжелую смуту в Московское государство, бояре решились воспользоваться ею, чтобы избавиться от ненавистных Годуновых, а потом и от самого самозванца. Годуновых им удалось истребить; но когда князь Вас. Ив. Шуйскийстал, вопреки прежним своим речам, говорить против самозванца, убеждать народ не впускать его в Москву, то ему уже не поверили и арестовали его, а народ устроил самозванцу торжественную встречу и принял его, как истинного царевича.
2.1Царствование и смерть самозванца.
Вступив в Москву, самозванец вместо патриарха, Иова сделал патриархом Рязанского архиепископа Игнатия и венчался на царство. Он выписал из ссылки мать Дмитрия, и встретил её, как свою родную мать; сама Марфа при всем народе относилась к нему, как к истинному своему сыну. Ради царского венчания из ссылки были возвращены пострадавшие от Годунова, и на первом месте Нагие и Романовы. Несмотря на то, что самозванец принял в Польше католичество и надавал папе и карлою много обещаний, он держал себя в Москве независимо от папы и короля. О католичестве не было и речи; самозванец сам показывал себя православным и не собирался вводить на Руси католичество. Обещанных королю земельных уступок он не сделал. Он помнил только, что обещал в союзе с поляками воевать против турок и татар, и делал приготовления для похода на Крым. Но это не удовлетворяло его бывших друзей и покровителей. Как бывшие при самозванце иезуиты, так и польские дипломаты были недовольны царем Дмитрием. Внимателен был самозванец только к семье Мнишеков и с нетерпением ожидал приезда в Москву панны Марины Мнишек, за которую посватался. В надежде, что католичка Марина окажет известное влияние на супруга, польское правительство содействовало этому браку, и Марина с отцом отправилась с отцом в Москву.
Если самозванец вызвал неудовольствие в Польше, то не нравился он и в Москве. Некоторые из бывших в Москве при царе Дмитрии иностранцев рассказывали, что царь отличался необыкновенным умом и деловитостью , чем будто бы удивлял бояр. Но русские современники молчат об этом; они говорят, напротив, что царь удивлял москвичей другим. Он мало был похож не только на государя, но и просто на благовоспитанного человека: не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, был близок к полякам, пришедшим с ним в Москву. Он жил не по царскому чину: не почивал после обеда, сам объезжал коней, без свиты гулял по городу и рынку, словом, не умел сохранить свое достоинство так, как бы это было нужно по московским понятиям. Кроме того, управлял он с помощью немногих любимцев, отстранив от дел знатнейших бояр. Лучшим и способнейшим из них был Петр Федор. Басманов; остальные были ничтожные дьяки или польско-литовские шляхтичи. Все это обижало москвичей и озлобляло их против самозванца. Окончательно же восстановила народ против него его свадьба. На эту свадьбу с Мнишеками из Польши приехало много гостей, и было поселено, за отсутствием гостинец, по частным дворам. Иноверные и иноземные гости держали себя как господа и очень обижали и раздражали москвичей. А между тем только эти гости, да придворные служивые люди были допущены на эту свадьбу; прочее же московское население не пустили в этот день даже в Кремль. Обиженный народ был смущен еще и тем, что новая царица не приняла православие и что саама свадьба совершена, против обычая, накануне праздника (8-го мая) Народным неудовольствием против самозванца и поляков воспользовались бояре. Ещё до прибытия самозванца в Москву князь Вас. Ив. Шуйский назвал его обманщиком и поднимал на него народ; тогда он был судим и сослан, но скоро помилован. Теперь Шуйский с братьями и другие бояре снова начали действовать против своего царя и составили такой план: ударить в набат и поднять народ против ненавистных поляков; когда же начнется в городе погром, то проникнуть во дворец и свергнуть самозванца. План удался. Рано утром 17-го мая 1606 года заговорщики ударили в набат в Китай-городе (часть Москвы рядом с Кремлем); с криком, что «паны режут бояр», они устремили чернь на дома, занятые поляками, а сами бросились во дворец. Там они убили П.Ф. Басманова, затем настигли самозванца на одном из дворов дворца и так убили его, а затем арестовали царицу Марину и её приближенных. Исполнив это, бояре постарались остановить избиение поляков и грабеж в городе и с трудом водворили в Москве порядок после того, как было убито более 2000 иноземцев.
3.Воцарение князя Василия Ивановича Шуйского.
Два дня продолжались беспорядки в Москве. На третий день, 19-го мая, без земского собора, одним криком толпы на Красной площади в Китай-городе, был провозглашен князь Василий Иванович Шуйский. Принимая власть, царь Шуйский пообещал, что не будет налагать оплаты безвинно и казнить не разобравшись. Такое обещание от Шуйского, по общему мнению, было взято боярами, ограничившими его власть. Но они остались только на словах, потому что на деле он был очень самовластен и мстителен и совсем не держал свои клятвы.
Шуйский избрал нового патриарха, но, не дождавшись его, короновался 1-го июня 1606 года. Василий Иванович объяснил всему народу, почему был свергнут Дмитрий; за его сношение с Польшей, самозванство и еритичество. После таких объяснений он думал, что невозможна никакая смута. Однако, грамотам царя во многих местах не верили. Шли слухи, что Дмитрий жив, народ снова зашевелился. С осени 1606 года в государстве открылась кровавая смута, в которой приняли участие все сословия московского общества, восстав одно на другое.
4.Крестьянская война под предводительством Болотникова.
Иван Болотников был военный слуга князя Телятевского. Попав в плен к татарам, он был продан ими в Турцию, ушел из плена и через Италию и Польшу пришел на Русь. Здесь он явился к князю Гр. Шаховскому и, благодаря своей энергии, стал во главе больших шаек, образовавшихся против Шуйского. Болотников собирал вокруг себя народ не только во имя царя Дмитрия, но и во имя общего переворота: он поднимал крестьян и холопов против их господ – бояр и помещиков, желая низвержения крепостных порядков в государстве и уничтожения «лихих бояр» и вообще богатых людей. Как сам он, так и его соратники получили прозвище «воров» (т.е. преступников). С огромным скопищем воров осенью 1606 года они двинулись к Москве. На дороге к нему присоединились дворяне из Тулы и Рязани, не разобрав сразу, что воры по своим разрушительным стремлениям не могут быть их друзьями. Мятежники подошли к самой Москве и стали ей грозить, остановившись в селе Коломенском над Москвой-рекою. Пока царь собирался с силами, резанцы бросили воров, и перешли на сторону Василия. Тогда царь Василий разбил Болотникова и погнал воров на юг. Воры засели в каменных крепостях Калуге и Туле, а потом собрались все в Туле. Царь Василий, к которому, к которому, наконец, собралось все его войско, осадил воров в Туле и, ухитрившись затопить крепость водою из р. Упы, заставил их сдаться. Ворами набили все тюрьмы; многих из них утопили, множество обратили в рабство, раздавая, в холопы и в крестьяне служивым людям. Князь Гр. Шаховский был сослан, Болотников исчез без следа: вероятно, был убит. Так окончилась попытка крепостного люда, скопившегося на окраинах государства, подняться на своих господ, воспользовавшись самозванческой смутой.
Движение второго самозванца. Ещё когда Василий осаждал Болотникова, появился человек, который называл себя Дмитрием, ему поверили. Он собрал большое войско из воров и казаков. У него служили так же литовские и польские люди. Таким образом, под начальством Вора было большое войско, и 1608 года они двинулись на Москву.
5. Социальные бунты XVII в.
Ещё когда Василий осаждал Болотникова, появился человек, который назвал себя Дмитрием. Он собрал большое войско из воров и казаков. У него служили так же Литовские и Польские люди. Под предводительством Вора оказалась большая воинская сила. И в 1608 году они подступили к Москве. Окружив её, они перекрыли все дороги к ней кроме Рязанской дороги, которую смогли отстоять Москвичи вместе с Рязанцами. По этой дороге в Москву завозилась провизия. Царь Василий послал своего племянника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского за помощью в Великий Новгород, а также и у шведского короля. С русскими и шведскими войсками Скопин освободил Москву и северные области государства, куда проникли тушинцы. Когда войска Вора наступали на города, то жители увидели, что те заботятся лишь о грабеже. Не желая отдавать свое добро, они начали с ними войну. Князю Скопину оставалось только поддерживать народное движение. И к 1610 году благодаря отрядам Делагарди и служилым русским людям они прогнали тушенцев из Троицкого монастыря, Вор убежал в Калугу. Таким образом, Царь Василий победил во второй раз, благодаря подвигам Скопина и северных «мужиков».
Шведская помощь царю Василию, привела к тому, что Сигизмунд, польский король, объявил Москве войну. И в 1609 году, Сигизмунд со своим войском осадил Смоленск. Но простояв под крепостью всю зиму, так и не смог взять его. Он потребовал, чтоб Литовцы и Поляки бросили Вора и содействовали его нападению. Но поддержки от них не дождался.
Неожиданно Скопин умирает в Москве, народ с горем оплакивал его. Вместо него войском стал управлять Дмитрий Шуйский, человек не опытный. И его разбили близ села Клушина. Потеряв терпение, москвичи свергли Василия с престола. Власть перешла к боярам. В Тушино был составлен договор о том, что сын Сигизмунда, Владислав восходит на престол, принимает православие и при нем остается дума и земский собор.
Когда Желкевский прейдя к Москве, сообщил боярам о тушинском договоре, они согласились. Но Сигизмунд не желал посылать сына в Москву, считая её своей военной добычей. Сигизмунд пытался склонить Москву под свою власть, и у него это получилось. Патриарх всячески пытался противодействовать агентам Сигизмунда в Москве.
Вдруг в Москве была получена весть о том, что Вор убит. У русских людей развязались руки, и скоро началось восстание.
На рождество 1610 года патриарх Гермоген разослал по городам грамоты, призывая людей подняться против Сигизмунда, который не дает на царство своего сына, осаждает Смоленск и думает владеть самой Москвой. По всей стране собрались воинские люди и двинулись к Москве. Из многих вождей особенно выделились: рязанский Пр. Ляпунов, тушинский Дм. Ив. Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий.
Польские гарнизоны, зная о движении на Москву земской рати, готовились к обороне. Они выжгли большую часть Москвы. Пришедшие отряды воеводы Д. М. Пожарского выгнали поляков в Кремль. Так кааб бояре и чиновники сидели вместе с поляками, они стали изменниками своего народа. Нужно было создать другую власть. Длю управления войсками и землей они избрали: Ляпунова, Трубецкого, Заруцкого. Однако эта власть существовала недолго. Между Лапушинским, Трубецким, Зарубиным вспыхнула междоусобица, в которой зарезали Ляпунова. Трубецкой и Зарубин назвали себя правителями государства. Так печально окончилось первое земское ополчение против поляков.
К осени 1611 года Поляки занимали Москву и взяли Смоленск, после двухлетней геройской защиты. Шведы захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, вся западная часть государства была в руках врагов. В стране не было единого правителя.
Представители духовенства призывали весь русский народ встать на защиту во имя родины, рассылая красноречивые грамоты во все города. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил, который, наконец, взял нижегородец. Один из них, Козьма Минин Сухорук, который отличался громадным умом и железной энергией. Он предложил своим гражданам собрать казну и на неё устроить войско. Нижегородцы согласились и постановили договор, по которому каждый домовладелец должен дать треть своего годового дохода. Князь Звенигородский и Ефимьев, собравшись в соборе, прочитали Троицкую грамоту. Протопоп Савва и Минин говорили о том, что надо освободить русские земли от поляков и казаков. Решили собирать ополчение и выбрали в его начальники Дмитрия Михайловича Пожарского.
К ноябрю 1611 года Пожарский прибыл в Новгород и начал устраивать войска. Минин принял на себя заведованием деньгами и хозяйством ополчения. В зиму 1611-1612 года присоединилось много городов. Казаки сочли это мятежом против них, они послали свои войска на север противодействовать нижегородцам. Весной 1612 года Пожарский пошел на Ярославль, он хотел прогнать казаков из северных областей и присоединить эти города к себе. Ему это удалось.
В июле 1612 года Пожарский получил известие, что Сигизмунд посылает гетмана Хоткевича с войском и провизией в Москву. Нельзя было этого допустить, так как это укрепило бы польскую власть в столице. Пожарский с войском заторопились в Москву. Казаки, думая, что Пожарский пришел на них, убежали в Астрахань, вторая половина попыталась вступить в переговоры, но в это время на войско Пожарского напал Хоткевич. Шла жестокая битва, казаки и не думали помогать Пожарскому. И только после того как Авр. Пальцын усовестил их, и объединились с войском Пожарского. Хоткевич ушел обратно, он так и не смог оказать помощь польскому гарнизону в Кремле. Трубецкой с Пожарским объединились и 22 октября 1612 года взяли приступом Китай-город. Вскоре Москва была освобождена. В память великого события в Москве была поставлена церковь. После неудачи Хоткевича Сигизмунд сам попытался напасть на Москву, но встретил там отпор. Таким образом, освободившись от иноземцев можно было подумать об избрании царя.
К январю 1613 года в Москву съехались представители 50 городов, для избрания государя. Рассматривали разные варианты, даже иноземных кандидатов, но сразу отвергли. Когда же начали определять кого-то из своих претендентов, мнение разделились, но потом сошлись на Михаиле Федоровиче Романовом, сыне митрополита Филарета. Но в соборе решили не спешить, разослав по городам известия , что остановились на Михаиле. Вскоре получили положительный ответ, и к 21-му февраля Михаил Федорович был провозглашен царем. Нового царя, однако, не было в Москве, он находился со своей матерью в кремлевской осаде, ему грозила опасность. Но когда в монастырь явилось посольство с предложением престола, Михаил Федорович долго не соглашался. Только после долгих просьб он согласился, и Михаил Федорович 14-го марта1613 года принял царство и затем поехал в Москву.
6.Список используемой литературы
1.Учебник русской истории Академ С.Ф. Плотонов
Редактор А.И Строева Санкт-Петербург «Наука» 1994г.
2.История России. А.С. Орлов, В.А. Георгив, Н.Г. Георгиевна, Т.А. Сивохина
Издательство «Гном и Д»
3.Эпоха Рюриковичей./Авт.-сост. П. Г. Дейниченко.- М.: ОЛМА Медиа Групп,2008.-192с.
4.Начало правления Романовых. От Петра до Елизаветы / Авт.- сост. П. Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 192 с. (Россия).