Социальная информатика
К (Шаг 1.6, правая граница 60)
2Информация 0 - явление несравненно более древнее, чем сам
человек. Уже природа в ходе своей эволюции передавала зако-
дированную информацию в растениях и живых организмах. А
сколь богат информацией язык животных и птиц. С первых шагов
своих люди ищут и находят новые средства передачи и хранения
информации. Об этом рассказывают и наскальные рисунки, и ие-
роглифические плиты цивилизации Майя в "Храме надписей", и
папирусы древних египтян, камешки абака и диски для пересыл-
ки секретных сообщений у греков, о чем пишут изучающие вре-
мена минувшие.
Однако никогда ранее человечество не накапливало инфор-
мацию и знания столь стремительными темпами. Удвоение объема
знаний и увеличение потока информации в десятки раз ожидают-
ся уже в ближайшем будущем, к 2000 году. Все это в известной
степени застало людей врасплох. Как справиться с этим бушую-
щим морем сообщений, сведений, данных и цифр? Как извлечь из
монблана фактов и характеристик единственно верные, дающие
ключ к решению проблемы? Как помочь человеку эффективно
воспринять и усвоить, обработать и передать все это информа-
ционное богатство? Не окажется ли Земля под информационным
панцирем столь же недвижна и мертва, как некогда под ледни-
ковым панцирем? Что несет человеку "великая эра информати-
ки?"
К счастью, создавая проблему, люди, как правило, нахо-
дят ее решение. Вплоть до средины XX века "информация" (от
лат. 2informatio 0 - ознакомление, разъяснение, представление,
понятие) означала сведения. Академик А.Н. Колмогоров расс-
матривает ее уже как первооснову новых перспективных отрас-
лей науки и техники (кибернетики, теории управления и пр.),
Проблема информации считается одной из наиболее актуальных и
фундаментальных в условиях НТР. В частности она характеризу-
ется передачей информационных функций от человека к машинам
- 2 -
в самых широких масштабах. В последние три десятилетия полу-
чил распространение и термин "информатика", под которым
обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский
институт информатиков дает термину следующее определение:
"Информатика занимается теорией, методикой и практикой
представления информации преимущественно, но не исключитель-
но для поддержания профессиональной и академической деятель-
ности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до
ее использования, а также ее передачу в различных формах и
по различным каналам". Поскольку распространяющаяся информа-
ция охватывает сотни миллионов, миллиарды людей, она стано-
вится все более заметной материальной силой, воздействующей
не только на технический вопрос, но и на экономику, на соци-
альную сферу, на характер современного мышления. "Информаци-
онная революция представляет собой важное звено "в сложной
сети общественных явлений" сегодняшнего дня.
Первые 2электронно-вычислительные машины 0 появились в го-
ды второй мировой войны. Однако не вызывает сомнений, что
они были бы созданы и без ее "участия". Исследования в ука-
занной области вели обе враждующие стороны. В 1943 году ком-
пания International Business Machines создала по заказу во-
енно-морского флота США первый компьютер. Его сконструирова-
ли ученые Гарвардского университета и назвали " 2Марк-1 0". Это
"чудовище" имело размеры 2 м в высоту и 15 м в длину. Созда-
ли свой компьютер и англичане, поставив перед ним задачу
обеспечивать дешифровку германских военных донесений и ради-
ограмм. Назначение этих первых электронно-вычислительных ма-
шин было довольно узким.
Первый в полном смысле слова современный компьютер
"Eniac" мог выполнять уже гораздо более широкий круг задач,
быстро переключаться с одной задачи на другую, воспринимать
- 3 -
новые программы без остановки машины и т. д. По современным
стандартам эта машина считалась бы примитивной: масса ее -
30 т, тысячи ламп, потребляющих огромное количество энергии.
Однако, несмотря на то, что электронные лампы довольно быст-
ро сменились транзисторами, в рабочем отношении первые
компьютеры оказались " 2долгожителями 0". Так, например, создан-
ный в Австралии в 1949 г. компьютер " 2CSIR Mark-1 0" выполнял
самые разнообразные задачи для научного сообщества (от ради-
офизики до метеорологии) на протяжении долгих пятнадцати
лет, вплоть до 1964 г. включительно.
Факт создания электронно-вычислительных машин,безуслов-
но, выдающееся событие в истории развития производительных
сил человечества. Рост объема знаний, увеличение объема ин-
формации и числа людей, занятых в сфере интеллектуальной де-
ятельности, усложнение производственных, экономических, на-
учных задач, стоящих перед обществом, потребовали создания
надежного и верного помощника человеческого мозга. Таким по-
мощником и стала электронно-вычислительная машина. Она обла-
дает способностью собирать и хранить информацию, обрабаты-
вать и анализировать ее, проводя определенные логические
операции. Конечно же, возможности первых ЭВМ были ограничен-
ными. Во всяком случае, появление компьютеров наряду с раз-
нообразной информационной теорией создало мощную индустри-
альную основу для возникновения общества, в котором информа-
ция как предмет труда играет все более заметную роль.
Значение информатики в современном мире велико, как ни-
когда. Качество и эффективность такого рода работ все в
большей степени начинают определять и качество и эффектив-
ность экономики. По подсчетам академика А.А. Харкевича, сум-
марный информационный поток возрастает в среднем пропорцио-
нально квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, уве-
- 4 -
личение вдвое производительных сил страны потребует потребу-
ет 4-кратного увеличения потока информации. Все очевиднее
возрастающая зависимость национального развития от состояния
информационных ресурсов.
В послевоенную эпоху первыми, кто сумел с немалой для
себя пользой воспользоваться плодами "информационной револю-
ции", были японцы. Не случайно многие специалисты пришли к
выводу, что появление феномена "японского чуда", стремитель-
ного роста экономики Страны восходящего солнца, было бы не-
мыслимо без кропотливой и умелой работы с информацией. Осо-
бенно это касается информации по новейшим технологиям, тща-
тельный сбор которой, стал осуществляться в 50-е годы.
Чтобы быть в курсе новейших научно-технических веяний,
как признают сами американцы, сегодня "нужно иметь информа-
цию едва ли не по всем важнейшим исследованиям, которые ве-
дутся за рубежом". Информационное невежество в наши дни ве-
дет к технологическому банкротству и национальному унижению,
к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устарев-
шей технологии.
В основе " 2информационной революции 0", переживаемой нами,
лежит бурный рост микропроцессорной техники и сопутствующих
ее технологий. Бурно развивается информационная индустрия,
производящая самую разнообразную технику, от копировальных
машин до телексов, от электронно-вычислительных машин до
спутников связи.
Важным моментом в новой технологии является ее многоли-
кость, ее всеобъемлющий характер. "Информационная экономика
- это не только теория. Нет ни одной отрасли в производстве
или сфере услуг, где бы ни был заметен поворот к такого рода
экономике", - пишет американский экономист П. Хауке. Пример-
но с середины 70-ых годов глашатаи научно-технического прог-
- 5 -
ресса в странах Запада (М. Порет, Е. Масуда, А. Тоффлер и
многие другие) в полный голос заговорили о некоем "информа-
ционном обществе", как о чем-то вполне ощутимом, вполне ре-
альном. Требованием этого общества, его лозунгом стало "Как
можно больше информации и как можно быстрее!" Ускоряющееся
течение жизни, интенсификация процесса производства в ре-
зультате автоматизации , быстрое накопление знаний - все
это, по словам А. Тоффлера, повышает экономическую значи-
мость упущенных мгновений времени, "Пульс информации должен
биться гораздо быстрее, чем когда-либо", - восклицает этот
известный футуролог в своей книге "Столкновение с будущим".
Реальными в "новом информационном мире" оказались преж-
де всего два момента. Во-первых, ранее буквально невиданное
насыщение общества информационной техникой, которая проника-
ет повсюду: в правительственные учреждения и деловые конто-
ры, в больницы и библиотеки, на заводы и в научно-исследова-
тельские институты, в школы и университеты, в банки и мага-
зины, в аэропорты и полицейские участки. Во-вторых, многок-
ратно возросло число ее служителей и адептов. Как указывают
источники, уже с 1975 г. больше половины работающих по найму
американских граждан имеют основным занятием обработку ин-
формации или работу с ней.
В горловине мировой истории сошлись как бы три могучих
потока: потоки технологии, информации и людей, являющихся
создателями или служителями того и другого. В известной мере
можно говорить о создании новой, наиболее могущественной в
информационном отношении из всех ранее существовавших циви-
лизаций. В этой цивилизации на наших глазах начинают исче-
зать ремесла, имеющие тысячелетние традиции, и возникают ра-
нее неизвестные. Меняются функции и задачи работников, ха-
рактер их труда. Происходят огромные перемены в формах и ор-
- 6 -
ганизации управления, в отношениях людей.