Социально-экономическое значение бюджета государства

Социально-экономическое значение бюджета государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и исполь­зование централизованного фонда денежных средств как обязатель­ного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государствен­ного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, госу­дарственное регулирование и стимулирование экономики, финанси­рование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимо­отношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимо­отношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими дохода­ми, решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государствен­ный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отрасля­ми, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-тех­нических программ.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределе­нии доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам фи­нансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное дви­жение  капиталов  и  товаров,  стихийное  формирование  отношений между   участниками   воспроизводственного   процесса,   натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоя­нии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законо­дательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование. Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые  ставки   и  льготы,   оказывающие   влияние   на   объем   производства,    предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование госу­дарственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производ­ства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцент­ные кредиты и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов на основе рационального налогообложения населения и предприятий,  объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в об­ласти налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над ин­фляцией и увеличение занятости.

Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий эконо­мического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется пробле­мам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим про­грессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций.

Государственные финансы и их сердцевина — бюджет страны оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сек­тором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, рас­ходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на эко­номическую ситуацию в стране. В США государственный сектор закупает около 1/5 выпускаемой в стране продукции, а чистые налоги составляют около 20% ВНП.

В отношении воздействия государственных финансов общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому уве­личение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занято­сти. Влияние изменения государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения (чистых налогов, т. е. сумм, взимаемых государством, за минусом социальных трансфертов и т. п.) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хо­зяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации пред­полагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под поли­тикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличе­ния ВВП, а под политикой ограничения деловой активности — осуще­ствление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.

При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограничительная фискальная политика, нацелен­ная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положи­тельное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от ме­тодов финансирования дефицита и направлений использования бюд­жетного излишка.

Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ста­вок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение го­сударственных займов.

В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного из­лишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задол­женности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолжен­ности, правительство вновь направляет денежные средства в обра­щение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием яв­ляется стимулирование снижения процентных ставок и соответст­венно увеличения инвестиций. В случае, если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более суще­ственного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.

Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогооб­ложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьша­ет величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению. Снижение налогов увеличивает совокупные потреби­тельские расходы и одновременно сбережения.

Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов в стране. В периоды роста ВВП размеры взимаемых налогов, ставки которых в значительной мере пропорциональны получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в составе ко­торых значительную долю составляют пособия по безработице, сокра­щаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величи­на чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста ВВП. В периоды экономи­ческого спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличе­нию совокупного спроса.

Список используемой литературы:

1.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. Москва. ТК Велби Изд-во Проспект. 2004. 720с.

2.Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие. В.В. Иванов,  В.В. Ковалева. Москва. ТК Велби Изд-во Проспект. 2004. 272с.

3.Сдаем финансы и кредит. А.П. Ковалев, Е.Б. Колбачев, Т.А. Колбачева, Т.В. Мазальсон, Е.Е. Плотницкая, Г.И. Ткалич, И.А. Шинкевич. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004. 256с.