Николай Гумилев судьба, биография, творчество
Николай Гумилев:
судьба, биография, творчество.
Золотое сердце России
Мирно бьется в груди моей.
Николай Гумилев.
В истории отечественной словесности есть
имена камертоны, само звучание которых
призывает думать о явлениях куда более ши-
роких, чем конкретное творчество. Одно из
таких имен – Николай Гумилев.
Почти семь десятилетий читателя испыты-
вали Гумилевым. Его книг не было в библиотеках (понятное дело враг советской власти!), но они, эти книги, чудом уцелев-
шие в чьих-то домах, переписывались от
руки, перепечатывались на машинке; их
тайком давали почитать на одну ночь, а о
самом поэте говорили едва ли не полушепо-
том.
Обычно говорят: в день, когда он родился… Николай Степанович Гумилев
роился ночью, в Кронштадте, сотрясаемом
именно в эти часы штормом. Старая нянька,
глядя на разыгравшуюся 3(15) апреля 1886
года бурю, простодушно увидела в этом
некий своеобразный знак, сказав, что у
родившегося “ будет бурная жизнь”.
Впрочем, “простодушно” ли? Ведь,
в сущности, она оказалась права.
Отчасти было предопределено и место
рождения будущего поэта – морская кре-
пость; это связано с родом деятельности
его отца, корабельного врача Степана
Яковлевича Гумилева, о котором следует сказать несколько слов отдельно, так как
основные черты – упорство в достижении
цели и трудолюбие – перешли к сыну,
видимо, от него.
В 1861 году Степан Яковлевич едет в
Кронштадт. Там он познакомился с сестрой
адмирала Л.И.Львова, Анной Ивановной,
которая и стала в 1876 году его женой.
Спустя десять лет, когда до выхода Степана Яковлевича в отставку – с мундиром и пенсионом – оставалось менее
года, в доме на кронштадтской
Екатерининской улице и родился Николай
(до него были Дмитрий и дочь С.Я.Гумилева
от первого брака Александра).
К пяти годам Николай умел читать и
писать, чему его обучали в семье, перебравшейся из Кронштадта в Царское Село, в уютный дом на Московской улице.
Любил рисовать и сочинять, мечтал о путешествиях.
8 сентября 1902 года в “Тифлисском
листке” появилась первая публикация
Николая Гумилева – стихотворение “Я в
лес бежал из городов…”. Тифлисским
периодом принято считать даже не
ученическим – доученическим, а стихи,
написанные за эти два года, - подражатель-
ными.
Учился на историко-филологическом
факультете Петербургского университета.
Затем слушал лекции в Сорбонне.
Он тайком от родителей, отложив деньги
из ежемесячной родительской помощи,
совершил первое путешествие в Африку. Эта поездка под бесспорным влиянием путешествия в 1891 году французского
художника Поля Гогена на остров Таити (возле Австралии), была окружена
атмосферой тайны: юный хитрец заранее
написал письма родителям, и друзья
аккуратно каждые десять дней отправляли
их из Парижа.
В 1911 г. вместе с С. Городецким создал
“Цех поэтов”, вокруг которого объединились
А.Ахматова, О.Мандельштам и др., называв-
шие себя акмеистами и выступавшие против
эстетики и поэтики символистов в стремлении утвердить ясность и четкость
художественного образа и языка.
Да, Гумилев создал акмеизм, призывая
воспринимать мир безоговорочно, но как раз
акмеистом он и не стал, ибо был больше,
значительней этого направления.
В дальнейшем он, выпустивший в 1908
году в Париже книгу “Романтические цветы”, еще трижды посетит Африку:
в 1909-1910, в 1910-1911 годах и в апреле –
августе 1913 года – в составе серьезной
научной экспедиции Российской академии
наук. Духом путешествий, экзотики отмечены даже названия книг Гумилева –
“Жемчуга” (1910), “Чужое небо” (1912),
“Колчан” (1916), “Костер” (1918), “Шатер”
(1918), “Огненный столп” (1921).
Безусловно, в его поэзии много мужества,
заявленного в акмеистических программах.
Его стихи, открытые, прямые, полны изя-
щества и конкретных деталей. Он сам гордился этим мужеством перед читателями.
Вся история взаимоотношений с
А.А. Ахматовой – ухаживания, женитьба,
рождение сына Льва, распад семьи и развод-
говорит о том, что Гумилев при внешней
решительности, смелости “рыцаря в латах”,
“поэта-воина” был скорее всего мечтателем,
близким А.А. Блоку, тоскующим странником. В 1909 году между ним и Ахматовой, согласившейся выйти замуж,
состоялся беглый разговор. На вопрос
“любит ли она его”, Ахматова в 1909 году
ответит весьма своеобразно: “Не люблю,
но считаю Вас выдающимся человеком”.
В годы первой мировой войны Гумилев поступит добровольцем в уланский полк. За участие в боях (смертельно опасных) он будет награжден двумя Георгиевскими крестами.
В стихах этих лет “Война”, “Солнце духа” и др., в военной прозе Гумилев остался
верен себе: и на фронте он ищет
невероятного преодоления страданий, тягот,
голода, ищет так, как иной фанатик-монах
исступленно ищет изнурения тела. “Нас
принуждает к этому дух, который так же
реален, как наше тело, только бесконечно
сильнее его”, - запишет он свои состояния
в “Записках кавалериста”.
Замечательный поэт, известный
путешественник, профессор Николай Гумилев был арестован 3августа 1921 года
по подозрению в участии в таганцевском
(по фамилии якобы руководителя
В.Н. Таганцева) заговоре.
24 августа Петроградская Губчека
примет постановление о расстреле 61 человека, проходившего по этому “делу”.
1 сентября “Петроградская правда”
опубликует сообщение “О раскрытии в
Петрограде заговора против Советской власти…”.
Заговора, которого не было, ибо никто
пока не доказал, что он существовал, не привел документальных свидетельств. Можно привести добрый десяток “за”
невиновность Гумилева, но ни у кого нет
документальных улик. Домыслы, вымыслы.
Юрист Г.А. Терехов, изучив “материалы” дела, скажет, что не принимал
Гумилев участия в заговоре (Новый мир.
1987. №12).
А писатель Константин Симонов все же
был против реабилитации.
Еще в 1968 году П.Н. Лукницкий писал
генеральному прокурору СССР о необходи-
мости реабилитировать Гумилева, и только
в 1989 году по ходатайству академика
Д.С. Лихачева прокуратура вновь вернулась
к этой донельзя странной и постыдно
затянувшейся истории с установлением
истины.
Уже изданы его стихи, поэмы, “Записки
кавалериста”, письма, статьи из “Писем о
русской поэзии”, одно за другим выходят
“Избранные”. Кого – врага Советской власти? Заговорщика? Уж кого только,
кажется, в наше-то время не реабилитируют!
Кого? Поэта... Не потому ли, что для этого
следует признать, что уже в 1921 году без
суда, по одному росчерку пера следователя
Якобсона можно было поставить к стенке
десятки людей? А затем – на десятилетия
изъять из культурного обихода книги поэта.
Никому не дано сказать о поэте больше, чем
говорит он сам в своих стихах. И никому не
дано знать о нем больше, нежели сам он знает.
Литература:
1) Николай Гумилев.
Стихотворения и поэмы.
Профиздат, 1991, 1996.
И.А. Панкеев.
2) Русская литература ХХ века. 11 класс.
В. Чалмаев, С. Зинин. 2003
3) Мир Русской культуры.
Энциклопедический справочник.
Вече, 1997.
А.Н. Мячин.