Социально-психологический тренинг

                 2Социально-психологический тренинг.

Название: Человек в конфликте.        

Время: 2 (два) часа.

Цели : Показать  значимость эмоциональной сферы человека и ее влия-

ние в  ходе  конфликта,отработать навыки использования воображения

для реализации  своего  эмоционального  состояния.Понять  характер

собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

 2Упражнение 1.

Название: Работа с ассоциативным рядом"конфликт".

Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструк-

цию ведущего:" В фокусе нашего внимания - конфликт.Когда мы  гово-

рим это  слово,у  нас возникает ряд ассоциаций,чувств.Мы слышали о

конфликте,знаем ,как он выглядит в поведении людей.Сейчас мы  исс-

ледуем,как конфликт  отражается  на  внутреннем  состоянии челове-

ка.Пусть каждый скажет,с чем ассоциируется слово  "конфликт".Какой

образ подсказывает ваше воображение?"

     После первого ряда произвольных ассоциаций  можно  произвести

следующее:

 - если конфликт - это мебель,то какая?..

 - если конфликт - это посуда,то какая?..

 _ если это одежда...

Рефлексия.

                              - 2 -

    В ходе обсуждения ведущий задает вопрос:"Для  чего  мы  делали

это упражнение?" Важно заметить,что ассоциации были выражением оп-

ределенного   эмоционального   состояния,вызванного   словом"конф-

ликт".Для  того,чтобы  управлять  своим эмоциональным состоянием в

ситуации конкретного конфликта,надо хотя  бы  определять  характер

этих эмоций,их глубину и степень влияния на поведение.

 2Упражнение 2.

Название: Эмоциональная тропинка.

     Подберите символические рисунки,с помощью которых можно отра-

зить свое эмоциональное состояние  в  различные  моменты  развития

конфликта. Нарисуйте  в тетради самоанализа свою "тропинку" и свои

символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте.Можно  до-

полнить их краткими фразами.

     Пункт А  -"все  хорошо!" *---*----*-----*-----*-----*-----*-

----*-----*------*-----*---*---*  Пункт В - "все снова хорошо!"

 2Упражнение 3.

Название: Работа в группах.

       Учащиеся делятся  на  группы  по  три  человека  и выбирают

"скульптора".Он строит скульптурную группу "конфликт"  и  занимает

свое место в ней.

Рефлексия.

     Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения.Где в теле

                              - 3 -

у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации

появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоци-

ональной и физической напряженности.

 2Упражнение 4.

Название: Отработка стрессов и незаконченных действий на фоне  из-

мененного состояния сознания.

      Ведущий предлагает  поработать с конфликтом в особом состоя-

нии.Ведущий объясняет смысл  упражнения  примерно  так:"...Эмоцио-

нальное  напряжение,возникающее в конфликте,тесно связано с мышеч-

ным напряжением.Представьте себе лицо  человека,который  чувствует

себя  в  конфликте  с  кем-либо.Его скулы сведены и напряжены,зубы

стиснуты.Между бровями пролегли вертикальные складки.Как мы  можем

ожидать от него гибкого поведения,если он закован в жесткий каркас

напряженных мышц?  Человек - существо целостное.Эмоциональное нап-

ряжение  вызывает напряжение мышечное и наоборот.Поэтому мы попро-

буем через расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напря-

женности в конфликте.Для этого нужно сесть поудобнее..."

     Далее ведущий приводит ряд формул для релаксации.Когда группа

погружается  в  расслабленное,комфортное состояние,ведущий говорит

следующий текст:" Представьте перед вашим внутренним взором расши-

тый  узорами  тяжелый  театральный занавес.Он медленно раздвигает-

ся.Вы знаете,что это пьеса о вашей жизни.На сцене вы видите знако-

мых людей в конфликтной ситуации.Вы смотрите эту пьесу из зритель-

ного зала,а среди людей на сцене  узнаете  себя.Вы  слышите  голо-

са...О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду.Она вам не

нравится,и вы решаете переодеть всех в  костюмы  другой  эпохи.Это

пьеса  вашей жизни,и вы - ее режиссер,вы - ее главный герой.Вы пе-

реносите эту сцену на экран телевизора.Попробуйте представить ее в

                              - 4 -

черно - белом изображении...  Теперь - в цветном изображении.Поро-

буйте выключить звук.Теперь участники вашей пьесы жестикулируют  в

полном безмолвии.Через некоторое время вы включаете звук,чтобы ус-

лышать слова главного героя - себя.Вы включаете звук и слышите эти

слова.О чем вы говорите?

     Представьте экран в виде шахматной доски.Над ней  поднимаются

объемные  фигурки.Вы видите на этой шахматной доске участников ва-

шего конфликта и себя.Где ваше место  на  этой  доске?  Представь-

те,как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выст-

раиваете их в один ряд.

     Сейчас вы  убираете  их с доски и укладываете в коробочку.Ко-

робка закрывается,вы набрасываете на нее крючочек и бережно стави-

те на  место.Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться тя-

желым театральным занавесом.Вы вспоминаете,что все происходило  на

телевизионном экране, и  поворачиваете  выключатель.Экран  тускне-

ет.Некоторое время на нем остается светящаяся точка.Затем исчезает

и она".

     После приведенного выше текста дается ряд  формул  выхода  из

аутогенного погружения и проводится обсуждение упражнения.

Рефлексия.

     Учащиеся делятся  своим  впечатлениями.Ведущий  спрашивает  о

том,что мешало выполнению упражнения.Особое внимание уделяется то-

му,как изменилось эмоциональное состояние после упражнения,как из-

менилось отношение к конфликту,человеку - стрессору,какие из прие-

мов,предложенных ведущим,повлияли на это отношение.

     В заключении ведущий советует использовать показанные  приемы

саморегуляции психофизического состояния самостоятельно.

Доклад по теме: Социально-психологический тренинг.

Сдан: в сентябре 1998. Московский Городской Педагогический

Университет. Преподаватель: Беляева Н.В.