Социально-психологический климат в классе как фактор формирования коммуникативных качеств подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Анализ категории «социально-психологический климат»…………………..6

1.1 Основные составляющие социально-психологического климата…....6

1.2 Факторы влияющие на социально-психологический климат…...........9

1.3 Психодинамические характеристики социально-психологического климата……………………………………………………………………...12

Выводы по главе 1………………………………………………………….14

2. Социально-психологический климат в классе как фактор формирования коммуникативных качеств подростков……………………………………..15

2.1 Психологические особенности подросткового возраста……………..15

2.2 Стили педагогического общения классного руководителя с ученическим коллективом………………………………………….......21

2.3 Особенности коммуникативных качеств подростков………………..27

2.4 Влияние социально-психологического климата в классе на формирование коммуникативных качеств подростка…………..........35

Выводы по главе 2………………………………………………………….44

3. Исследование влияния социально-психологического климата на коммуникативные качества подростков………………………………........46

3.1 План исследования влияния социально-психологического климата классного коллектива на коммуникативные качества подростка……46

3.2 Ход исследования влияния социально-психологического климата классного коллектива на коммуникативные качества подростка……54

3.3 Анализ результатов влияния социально-психологического климата классного коллектива на коммуникативные качества подростка……64

Выводы по главе 3………………………………………………………….66

Заключение…………………………………………………………………….....68

Список литературы………………………………………………………………70

ВВЕДЕНИЕ

Психологический климат складывается в образовательном процессе под влиянием многих факторов, но, возникнув как устойчивый эмоционально-психологический настрой, он сам начинает активно влиять на самочувствие его членов и выступает своеобразной «средой обитания», способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей личности. А поскольку учебную группу обучаемый, как правило, не выбирает, этим обстоятельством подтверждается необходимость специальной педагогической заботы об оптимизации психологического климата, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию Цель дипломной работы – выявление особенностей коммуникативных качеств подростка в условиях различного социально-психологического климата в классе. Задачи:

• рассмотреть понятие «социально-психологический климат»;

• рассмотреть и описать особенности коммуникативных качеств подростков;

• рассмотреть стили педагогического общения классного руководителя с ученическим коллективом;

• провести эмпирическое исследование влияния социально-психологического климата на коммуникативные качества подростка.

Объект исследования – социально-психологический климат классного коллектива. Предмет исследования – влияние социально-психологического климата в классе на формирование коммуникативных качеств подростка. Гипотеза исследования – социально-психологический климат в классе оказывает непосредственное влияние на коммуникативные качества подростков (чем лучше климат классного коллектива, тем выше уровень выраженности положительных коммуникативных качества, и тем ниже уровень выраженности отрицательных коммуникативных качеств). Для решения поставленных задач в данном исследовании были использованы следующие методы:

1. Анализ литературы по проблеме, синтез существующих точек зрения.

2. Эмпирическое исследование, тестирование.

3. Методы математической и статистической обработки (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена).

В качестве основных методик исследования использовались:

1. Методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”.

2. Методика «Социометрия».

3. Методика “Изучение психологического климата в учебной группе”.

4. Методика «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева).

5. Методика «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В. В. Бойко).

В ходе исследования также были использованы следующие принципы:

1) Принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн, 1940г.).

2) Принцип системности (Б.Ф.Ломов, 1984.).

3) Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1940г.)

4) Принцип единства общения и деятельности (Б.Ф.Ломов).

Эмпирическая база исследования - в исследовании приняли участие два десятых класса, общей численностью 59 человек в возрасте 15-16 лет – обучающиеся общеобразовательной школы № 102 города Волгограда. Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается использованием валидных и надежных методик исследования и методов статистической обработки данных. Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения 3 глав, заключения, 10 параграфов, 8 приложений. В работе представлены: 15 таблиц, 7 диаграмм, список использованной литературы составляет 41 источник, общий объём работы 72 страницы. В первой главе дипломной работы рассматривается категория «социально-психологический климат», его основные составляющие, факторы, влияющие на социально-психологический климат, а также, его психодинамические характеристики. Во второй главе рассматриваются особенности развития детей в подростковом возрасте, стили педагогического общения с классным коллективом, которые могут оказывать формирующее влияние на социально-психологический климат, и влияние социально-психологического климата на коммуникативные качества подростков. В третьей главе представлено исследование социально-психологического климата ученического коллектива и таких коммуникативных качеств как мотивационная ориентация в общении и коммуникативная агрессивность.

1. АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ»

Аннотация к главе 1

В 1 главе дипломной работы рассматривается категория «социально-психологический климат», его основные составляющие, факторы, влияющие на социально-психологический климат, а также, его психодинамические характеристики.

1.1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Социально-психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [5, 66]. В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «эмоционально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и другие. Н.П. Аникеева под психологическим климатом понимает «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [3, 224]. Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе. Социально-психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров: