Социологический подход к исследованию общественного мнения воинского коллектива
2М О С К О В С К И Й В О Е Н Н Ы Й И Н С Т И Т У Т
2Ф П С Р Ф
2─────────────────────────────────────────────────────
кафедра педагогики и психологии
2Р Е Ф Е Р А Т
по предмету Основы социологии
Тема: 1"Социологический подход к исследованию общественного
1мнения воинского коллектива".
Исполнил: 1к-нт 120 УГ 1-го факультета А.Внуков.
Руководитель: 1преподаватель кафедры
1педагогики и психологии Арафалов.
Оценка:
М О С К В А - 1 9 9 7 год.
- 1 -
2П Л А Н
I. В В Е Д Е Н И Е
II. Социологический подход к исследованию общественного
мнения воинского коллектива.
1. Исторический взгляд на теорию изучения общественного
мнения в Западной теоретической социологии.
2. Предмет и сферы социологических исследований.
3. Социология и другие общественные науки.
4. Проблемы изучения общественного мнения применительно к
воинскому коллективу.
5. Программа теоретика прикладного социологического исс-
ледования в области изучения общественного мнения во-
инского коллектива: методология, методы, методики.
6. Методы сбора данных в исследованиях общественного мне-
ния воинского коллектива.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. Список использованной литературы.
- 2 -
2В В Е Д Е Н И Е 0
Социология общественного мнения воинского коллектива, те-
ма одновременно старая и новая. Старая так, как в социологии,
ее отрасли "военная социология"поднимаются вопросы: мотивации
военнослужащими, их готовности выполнять приказ, наиболее важ-
ных для них жизненных ценностей. Новая в связи с тем, что кар-
динально изменились условия жизни и службы военнослужащих.
Наша страна переживает социальный кризис. Происходит от-
ход от старых форм социального бытия, что приходит им на сме-
ну? Изменение политического режима, демократизация и деклари-
рование принципа первенства прав человека с одной стороны, а с
другой распад общего смыслового пространства, деформация соци-
альной структуры по уровню доходов, сепаратизм, нарастание
асоциальных явлений особенно в молодежной среде, заставляют
нас о многом задумываться. Словом, после крушения СССР, в на-
шем обществе произошли изменения, изменения эти затронули и
армию.
Лучший способ понять какие процессы происходят в воинских
коллективах, а следовательно и в целом в армии - это изучение
общественного мнения членов этих коллективов, как по глобаль-
ным вопросам (целостная структура военной службы), так и по
конкретным проблемам жизнедеятельности воинских коллективов,
изучение проблем стоящих перед военнослужащими и членами их
семей, изучение взаимодействия армии и общества.Отражение
сложных вопросов взаимодействия социальных процессов , идущих
- 3 -
в обществе и в армейской среде.
Все это очень не простые проблемы, порой прямо затрагива-
ющие вопросы государственной безопасности, прямо связанные с
основным назначением армии - защищать территорию, население и
образ жизни. О важности социального и социально-психологичес-
кого знания, говорит и тот факт, что многие выпускники военных
заведений США и других стран Запада прослушивают курс лекций
"Психологическая война и социально-психологические конфликты
низкой интенсивности". Что говорит о том, что имея определен-
ные знания по вопросам социальных взаимодействий, можно доби-
ваться своих интересов и не прибегая к грубому вторжению, осо-
бенно это актуально для нас, ибо лучшего применения для этой
концепции, чем зоны горячих точек, так называемых " локальных
конфликтов низкой интенсивности" в изобилии имеющиеся у нас в
стране просто нельзя найти. Именно актуальность подобного при-
менения социальных знаний и является с моей точки зрения при-
чиной интереса военных к социальному знанию.
В данной работе я постарался в общих чертах осветить со-
циологический подход к исследованию воинского коллектива, при-
сущие ему методы и способы получения и интерпретации информа-
ции.
- 4 -
2Социологический подход к исследованию общественного
2мнения воинского коллектива.
_1. Исторический взгляд на теорию изучения общественного
_мнения в Западной теоретической социологии.
Теории общественного мнения - достаточно широкая совокуп-
ность концепций, взглядов философов, политологов, социологов,
в которых предпринимаются попытки рассмотреть природу, роль и
значение в обществе оценочных суждений групп людей относитель-
но проблем, событий и фактов действительности.
Активные разработки социологических и социально-психоло-
гических подходов к общественному мнению начинаются со второй
половины ХIХ века. Особенно важную роль в этом сыграла работа
Тарда "Общественное мнение публики" . В ней в частности ут-
верждается, что общественное мнение порождается "публикой".
Основой уже возникновение последней, являются чисто духовные
процессы общения. Одновременно зарождается политологическое
направление в исследовании общественного мнения (усилиями
главным образом юристов). Это направление развивается, как в
Западной Европе, так и особенно в Северной Америке. Значитель-
ное влияние на формирование теоретических представлений о при-
роде и методах изучения общественного мнения оказала работа
А.П.Лоуэппа "Общественное мнение и народное представительст-
во".В центр своих теоретических исследований А.П.Лоуэпп поста-
вил вопросы о границах компетентности общественного мнения при
- 5 -
принятии решений, о соотношении мнений большинства и меньшинс-
тва, о формах выражения общественного мнения Лоуэпп пришел к
заключению, что в процессе государственного управления оно
имеет ограниченную сферу влияний, что в реальности существуют
проблемы которые нельзя решить непосредственным голосованием
или аппиляцией к общественному мнению.
Эту идею развил У.Липман, который подверг резкой критике
миф "о всеведущим и всемогущем гражданине". Ограниченность об-
щественного мнения Липман видит в неспособности "среднего че-
ловека" осознать свои интересы в широком использовании им ма-
териалов прессы, информация которой недостаточно полна или ис-
кажена. В данной связи Липман вводит понятие "стериотип" для
обозначения упрощенных представлений, форм выражения общест-
венного мнения по поводу политических деятелей партии, персо-
нажей, рекламы, различных социальных, профессиональных и этни-
ческих групп. Согласно Липману стериотипы внутренне присущи
человеческому общению и поэтому они являются неотъемлемой
частью "ходячего мнения" . В современный период наибольший ин-
терес социологов в области общественного мнения - поведение
граждан в период избирательных компаний.
Обострение борьбы за власть между партиями, вызывает не-
обходимость знаний о том, какие механизмы лежат в основе оцен-
ки кандидатов на выборах, их избирательных программ и т.д.
Возрастающее внимание уделяется анализу "внешних факторов" оп-
ределяющих мнение людей в отношении кандидатов на выборах,
изучается иерархия причин, влияющих на поведение людей во вре-
мя избирательных компаний: отношение к внутреним проблемам
страны, давление со стороны малой группы, личные черты избира-
- 6 -
теля, политические традиции и т.д. Для объяснения изменения
отношения избирателей в ходе подготовки к выборам выдвигаются
и разрабатываются различные концепции поведения избирателей :
концепция "воронки" (суть ее заключается в том , что по мере
приближения к выборам мнения становятся более проанализирован-
ными, конкретными и политизированными), концепция известная
под названием "Спираль умолчания" (которая фиксирует следующие
состояния: ожидание победы одной из партий постепенно растут,
а намерения голосовать за данную партию остаются неизменными)
и т.д.
Таковы основные теории общественного мнения преобладающие
в Западной теоретической социологии. Нас они интересуют больше
для того , чтобы показать эволюцию самого термина "обществен-
ное мнение", а также изменение взглядов на его функции в сов-
ременном обществе, чтобы опираясь на них конкретизировать его
применительно к нашей теме социологии общественного мнения во-
инского коллектива.
_2. Предмет и сферы социологических исследований.
Обращаясь к такой теме как "Социология общественного мне-
ния воинского коллектива", мы должны четко представлять себе
что такое социология, что есть ее объект и предмет исследова-
ния, в чем специфика социологического знания, где, в каких
точках происходит его пересечение с другими сферами знания.
Только четко представляя себе специфику социологического зна-
ния, его возможности и методы исследования мы можем надеяться
- 7 -
на получение и использование в своих целях информации, адек-
ватной истинному положению дел, что и является основой управле-
ния и прогнозирования, необходимых в любой сфере человеческой
деятельности.
Вообще говоря, предмет социологических исследований сос-
тавляют явления и процессы возникновения совместных форм жизни
людей, структуры разных форм человеческих общностей происходя-
щие в них явления и процессы, возникающие из взаимодействия
людей, силы объединяющие и разрушающие эти общности, изменения
и преобразования, происходящие в них. Необходимо выделить ряд
специальных разделов, занимающихся исследованием определенных
сфер общественной жизни, и некоторую область общих теорий.
Так в современной социологии выделяются следующие разделы
называемые иногда конкретной социологией:
- разделы исследующие социальные институты, к которым от-
носятся социология семьи, социология права, социология воспи-
тания, социология политики, социология познания, идеологии,
науки и религии, социология искусства, социология армии и вой-
ны, социология промышленности и труда;
- разделы специально исследующие различные типы социаль-
ных общностей, такие например, как исследование малых групп,
территориальных общностей (таких как деревня, город), исследо-
вание классов и социальных слоев, профессиональных категорий,
каст.
- специализированные исследования социальных процессов,
таких как явления и процессы социальной дезорганизации (прес-
тупность, алкоголизм),явления и процессы массовой концепции
(пресса, радио, телевидение) и их влияние на формирование, так
- 8 -
называемой массовой культуры, процессы миграции, социальной
мобильности т.е.перемещение в географическом пространстве и
переход в другие общности и культуры, а также процессы перехо-
да из одного слоя или класса в другой.
Кроме этих существует еще и ряд специализированных разде-
лов исследований. Все эти разделы конкретной социологии, ис-
пользуя ряд общих понятий, стремятся вскрыть некоторые общие
процессы, установить их закономерность , вскрыть и проанализи-
ровать действие различных социальных структур. Отсюда возника-
ет необходимость затронуть эти разделы, в рамках которых про-
изводятся эмпирические исследования и создаются обобщения об-
наруженных закономерностей в виде теорий "среднего значения",
т.е. теорий, объясняющих явления происходящие в этих отдельных
областях, и более общие теории объясняющие основные явления и
процессы, представляющие важность для всех областей обществен-
ной жизни.
Построением таких теорий занимается теоретическая социо-
логия (общая социология).В общей социологии традиционно, с на-
чала обособления нашей науки, развивали две теории, имеющие
общее значение, а именно: теорию социальных структур и теорию
социального развития, или более широко - теорию изменений,
т.е. как развития так и распада общностей. В последнее время к
этим двум традиционно развиваемым теориям добавилось еще два
раздела: теория социального поведения индивидов и теория пове-
дения общностей. Теория социальных структур, называемая еще и
теорией социальных групп или теорией общностей, стремится
обобщить результаты исследований различных типов и форм сов-
местной жизни людей и установить ее общие закономерности. Они
- 9 -
изучают составные элементы групп и всякого рода общностей, ос-
нова их строения - взаимное приспособление составляющих их
элементов и сил, обуславливающих их функционирования. Они исс-
ледуют явления внутренего единства групп, силы, обуславливаю-
щие единство, а также силы и факторы вызывающие их распад. Те-
ория изменений обобщает результаты исследований, явлений и
процессов преобразований, происходящих в различных группах и
общностях.
Здесь мы находим общие теории - развития и социального
прогресса, а также теории, объясняющие регресс и исчезновение
общностей, в масштабах как микро, так и макро структур. Теория
структур, как и теория изменения дает разделам конкретной со-
циологии понятийный аппарат, общие направления и принципы исс-
ледования, гипотизы и теоретические схемы. Но наряду с ними
практика и практическое применение социологии в различных об-
ластях общественной жизни заставили социологов развивать две
общие теории , а именно теорию социального поведения индивида
и теорию поведения общностей, как целого. В первом случае мы
имеем дело с дисциплиной, развивавшейся на стыке общей социо-
логии, социальной психологии и психологии. Речь идет об уста-
новлении общих зависимостей между социальными ситуациями и ре-
акциями на них индивидов, об установлении постоянных образцов
действий индивидов в различных социальных структурах, важных
для прогнозирования их приспособления к этим ситуациям, выпол-
нение задач, порученных им в различных ситуациях и т.д.
Теория поведения общности также развита под натиском тре-
бований практики. Речь идет об установлении общих закономер-
ностей поведения толпы, больших масс людей, в периоды внезап-
- 10 -
ных острых кризисов, общих закономерностей поведения общест-
венных слоев, профессиональных категорий и т.д. Эта теория
важна для предвидения поведения в области политики, экономики
и т.д., то есть является важным орудием для рационального ру-
ководства и манипулирования большими коллективами.
_3. Социология и другие общественные науки.
Уже это беглое перечисление разделов социологии показыва-
ет, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать
с другими общественными науками. Следовательно, для социолога
необходимо знание общей психологии и, что особенно важно, со-
циальной психологии. В последние десятилетие социологи работа-
ющие в области исследования социального поведения индивидов и
общностей, извлекли некоторую пользу из исследований в области
психоанализа и некоторых разделов психиатрии. Тесные узы свя-
зывают социологию с политикой и экономикой, ибо эти области
имеют много точек соприкосновения. Наконец для социолога важно
также знание права и правоведения. Правда, социология развива-
лась как наука о спонтанно возникающих социальных процессах и
о спонтанно развивающихся силах, и поэтому в среде социологов
всегда существовало некоторое пренебрежение к праву, и в свою
очередь правоведы, уверовавшие в силу регулирующих нормативных
актов, склонны были пренебрегать исследованиями социологов.
Однако, в настоящие время обе эти области сближаются, и социо-
логи и правоведы пришли к выводу, что полное описание и объяс-
нение происходящих социальных процессов требует объединение
- 11 -
обеих точек зрения.
Далее социология должна интересоваться результатами исс-
ледований этнологов, этнографов, историков и в особенности ис-
ториков культуры. Следовательно, неслучайно творцы социологии
в ХIХ веке сами были людьми с широким гуманитарным и общест-
венным образованием и не из чистой фантазии они широко очерчи-
вали границы социологических исследований. Правда, позже соци-
ологи решительно отнекивались от такого " империзма" стараясь
точнее определить область своих исследований, но это не озна-
чает, что те области, где различные общественные науки встре-
чаются, соприкасаются и взаимно дополняют друг друга, утратили
свое значение. Как раз наоборот, как показывает история наук и
не только общественных, именно в этих точках соприкосновения и
пересечения возникают весьма интересные и плодотворные теории.
Что отличает социологию от других общественных наук - это
характерные только для нее поиски законов- явлений, возникаю-
щих между людьми, исследование структур, т.е. законов взаимно-
го приспособления людей друг к другу в общностях, законов вза-
имного приспособления составных элементов общности, как цело-
го, поиски социальных сил, проявляющихся во всех областях об-
щественной жизни, объективных сил, действующих и в наших боль-
ших общностях, возникающих спонтанно и помимо всяких целенап-
равленных и преднамеренных действий индивидов и институтов.
Главный предмет интересующий социолога - это человеческие
общности, целостности, созданные взаимодействием людей, стре-
мящихся к удовлетворению своих потребностей независимо от то-
го, сознательно это взаимодействие или же оно вытекает из со-
отношения социальных групп и сил, целостности, образованные
- 12 -
индивидами, институтами, культурными образами и традициями.
_4. Проблемы изучения общественного мнения применительно к
_воинскому коллективу.
Общественным мнением условимся считать оценочные суждения
групп людей, относительно проблем, событий и фактов действи-
тельности. Т.е. говоря философским языком проблему отражения
объективного мира в сознании индивида. Любая совокупность лю-
дей находящихся в одной точке пространства достаточное время,
представляет собой социальную общность, в которой действуют
законы движения социальной формы материи, независимо от воли
человека. Но в отличие от неживой материи человек наделен соз-
нанием и в следствии этого познает и оценивает окружающий его
мир. Таким образом, мы сможем сформулировать проблему как, в
какой мере, субъективные оценки человеком или социальной груп-
пой своего положения влияют на структуру деятельности социаль-
ной практики. И следовательно, и на социальные изменения.
Изучение общественного мнения позволяет решить нам много-
уровневые задачи. От задач глобального уровня, касающихся сме-
ны социально-культурных моделей восприятия мира человеком, и
как следствия и изменения социальных форм бытия, от выявления
оценки людьми тех или иных процессов идущих в обществе, а сле-
довательно и от прогнозирования взаимодействий различных соци-
альных групп с этими процессами, их порой прямо противополож-
ных реакций, до сравнительно малозначительных процессов проис-
- 13 -
ходящих внутри какой-либо одной социальной группы, никого кро-
ме ее членов фактически не касающихся. Можно сказать, что изу-
чение общественного мнения является основным методом получения
социологической информации, но надо помнить , что сами по себе
ответы людей на вопросы социологов ничего не значат, социолог
должен уметь их интерпретировать, иначе ценность такого соци-
ального знания равна нулю.
Изучение общественного мнения воинского коллектива откры-
вает перед нами широкие возможности. Прежде всего, мы получаем
возможность многоуровнего подхода. Мы можем рассматривать во-
инский коллектив,как клеточку более значительного социального
организма - армии. И тогда наше исследование будет изучать то,
чем формы социальных отношений данного воинского коллектива и
схожих по условию функционирования воинских коллективов отли-
чаются от других, к примеру, чем отличаются формы социальных
взаимодействий и отражения окружающего мира в Космических
войсках и частях Железнодорожных войск, в Академии Генерально-
го Штаба и обычном военном училище. Можно также выйти на более
глобальный уровень и посмотреть как процессы протекающие в об-
ществе отражаются на воинском коллективе. Как в обществе и в
армии изменяется понимание основных понятий отражающих отноше-
ние человека к жизни таких как: свобода, безопасность, благо-
получие, уверенность в завтрашнем дне, национальная гордость,
патриотизм и т.д. Т.е. представить воинский коллектив не кле-
точкой "армейского организма", а клеточкой самого общества. А
можно заниматься и конкретной социологией, а именно исследо-
вать воинский коллектив сам по себе, в отрыве от процессов
происходящих в обществе и в армии, зато выйдя на более высокий
- 14 -
уровень конкретизации стоящих перед нами проблем реального со-
циального образования, касающихся его жизнедеятельности, и
предложить пути улучшения ситуации или спрогнозировать его
развитие в ближайшем будущем.
Теперь когда мы в общих чертах определили познавательные
возможности исследования общественного мнения, а также их
практическое использование, мы можем пойти дальше. Т.е. от
вопросов, зачем изучают общественное мнение, что нам это дает,
перейти к вопросу как изучают общественное мнение?
_5. Программа теоретика прикладного социологического
_исследования в области изучения общественного мнения
_воинского коллектива: методология, методы, методики.
Прежде всего мы должны оговориться, что социологию не ин-
тересуют непосредственные ответы людей, на те или иные вопро-
сы, в этом смысле ее не интересует их личное мнение . Социоло-
гию интересует анализ социальной реальности, построение слож-
ных систем вопросов, где чередуются вопросы обращенные к соз-
нанию и обычные вопросы, а также их последующая интерпретация,
сопровождающаяся статистической обработкой данных, позволяющая
нам оттачивать свой понятийный аппарат и лучше понимать суть
процессов происходящих в обществе,а также их отражения в соз-
нании людей.
Всякое исследование начинается с программы. Программа
исследования - это изложение его теоретико - методологических
предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями
- 15 -
предстоящей работы и гипотез исследования с указанием правил
процедуры, а также логической последовательности операций их
проверки. Содержание и структура программы социологического
исследования зависят от его общей направленности, т.е. от
главной цели исследовательской деятельности. С этой точке зре-
ния можно выделить два типа исследований:
- теоретико-прикладные исследования, цель которых содейс-
твие решению социальных проблем, путем разработки новых подхо-
дов к их изучению, интерпретации к объяснению, более глубокому
и всестороннему, чем раньше.
- прикладные социологические исследования,направленные на
практическое решение достаточно ясно очерченых социальных
проблем, с тем чтобы предложить конкретные способы действий в
определенные сроки. Это исследование , иногда называется соци-
ально-инженерным.
Теоретические подходы, уже разработанные в социологии,
реализуются здесь в конкретном приложении к данной области об-
щественной жизни и в данных видах деятельности людей и органи-
заций, а непосредственным их результатом должна быть разработ-
ка социального проекта, системы мероприятий, уже внедрения в
практику.
Тщательно разработанные программы - гарантия успеха всего
исследования. В идеальном случае программа теоретико-приклад-
ного исследования включает следующие элементы:
1. Методологический раздел:
- формулировки проблемы, определение объекта и предмета
исследования;
- определение цели и постановка задач исследования;
- 16 -
- уточнение и интерпретация основных понятий;
- предварительный системный анализ объекта исследований;
- развертывание рабочих гипотез.
2. Процедурный раздел:
- принципиальный (стратегический) план исследования;
- обоснование системы выборки единиц наблюдения;
- набросок основных процедур сбора и анализ исходных дан-
ных.
Исходным пунктом всякого исследования является проблемная
ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносе-
ологическую и предметную. В гносеологическом смысле (т.е. с
точки зрения познавательного процесса) проблемные ситуации -
это "противоречие между знанием о потребностях людей и ка-
ких-то результативных практических или теоретических действиях
и не знанием путей, средств, методов, способов, приемов реали-
зации этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы социологического исследования
- это социальные дезорганизации, противоречия или конфликт ин-
тересов социальных групп, общностей, институтов. С одной сто-
роны подобные состояния угрожают стабильному функционированию
общественной организации, но одновременно являются главным
фактором социальных изменений, развития , выражают действи-
тельную сущность социальных субъектов.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы
тесно взаимосвязаны. В простейшем случае это недостаточная ос-
ведомленность о реальной ситуации, в следствии чего невозможно
использовать, уже имеющееся знания, для регулирования социаль-
ных процессов. В других случаях это обнаружение таких процес-
- 17 -
сов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирова-
на, и следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их
описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны об-
щества. Социальные проблемы могут и вовсе не осознаваться, как
общественные потребности так, как провоцирующие их противоре-
чие не достигли того уровня, на котором становятся очевидными.
На,конец, будучи осознаны, они не обязательно становятся пред-
метом анализа и целенаправленных действий‑ так как для этого
нужны активная заинтересованность и готовность к практическим
преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность
образуют основу "социального заказа" уже социологических исс-
ледований по выявлению и способам решения социальных проблем.
Социальные проблемы существенно роднятся по своей масштабнос-
ти. Одни не выходят за рамки некоторого коллектива, организа-
ции, другие затрагивают интересы целых регионов, этно-нацио-
нальных общностей, больших социальных групп и общественных
институтов. Наконец, на высшем уровне , социальная проблема
затрагивает социальные интересы и потребности всего общества в
целом, становиться социальной и даже глобальной.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного
объекта исследования. Им может стать социальный процесс или
область социальной действительности, или какие-то социальные
взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными сло-
вами объектом может быть все, что явно, или не явно, содержит
социальные противоречия и порождает проблемную ситуацию.
Объект социологического исследования - это то, на что
направлен процесс познания. Помимо объекта,выделяется также и
предмет изучения, или те, наиболее значительные, с практичес-
- 18 -
кой или теоретической точки зрения свойства стороны, особен-
ности объекта, которые подлежат изучению. Остальные стороны
или особенности объектов остаются как бы вне поля зрения исс-
ледователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную
проблему, постольку предмет - это те свойства и стороны , ко-
торые наиболее выпукло выражают несходство интересов социаль-
ных субъектов, личности и организаций, образуются как бы полю-
са социального противоречия или конфликта.
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный
вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности об-
наружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Пос-
тановка в нем такого вопроса - источник выдвижения рабочих ги-
потез. И так, формулировка проблемы и отсюда - выделение объ-
екта и предмета исследования - первый шаг в разработке прог-
раммы.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат,
теоретико-познавательную и практически-прикладную задачи, фор-
мулирует вопросы, на которые должен быть получен ответ для ре-
ализации цели исследования. Цели и задачи исследования образу
ют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит
средством удержания других звеньев. Если основная цель форму-
лируется как теоретико-прикладная , то при разработке програм-
мы главное внимание уделяется изучению научной литературы по
данному вопросу, построению гипотетической общей концепции
предмета исследования, четкой систематической и эмпирической
интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и
логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект иссле-
дования определяется только после того, как выполнена эта
- 19 -
предварительная исследовательская работа на уровне теоретичес-
кого поиска.
Иначе, логика управляет действиями исследователя ,если он
ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начи-
нает работу над программой исходя из специфики данного соци-
ального объекта (т.е. с того, чем завершается предварительный
теоретический анализ в предыдущем случае) и уяснения практи-
ческих задач подлежащих решению. Только после этого он обраща-
ется к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли "ти-
повое" решение возникших задач, т.е. специальная теория отно-
сящееся к предмету? Если "типового" решения нет, дальнейшая
работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследо-
вания. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного
исследования строятся как различные варианты "прочтения" типо-
вых решений применительно к конкретным условиям. Очень важно
иметь в виду, что любое исследование ориентированное на реше-
ние теоретических задач, можно продолжить как прикладное. На
первом этапе мы получаем некоторые типовое решение проблемы, а
затем переводим его в конкретные условия. Поэтому, совершенно
справедливо говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории.
Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно
сделать теоретические выводы. Необходимо с самого начала фак-
тические данные описывать в соответствующих терминах, соотне-
сенных с теоретическими посылками. Не так просто (а часто не
возможно) перегруппировать собранные данные по иному отличному
от исходного принципу. И именно поэтому исследователь накапли-
вает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установ-
ки. И так, определение цели исследования позволяет далее упо-
- 20 -
рядочить процесс научного поиска в виде последовательности ре-
шения основных, частных а также дополнительных задач. Основные
и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основ-
ных, являются средствами главных вопросов исследования.
Обоснованность научных и практических педположений (гипо-
тез) проверяется путем сопоставления общих предпосылок с менее
общими, и в конечном счете на основе непосредственного соотне-
сения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот
сложный путь необходимо нащупать точки соприкосновения поня-
тийного аппарата исследования с реальными событиями , содержа-
ние которых они отрицают. Поиск эмпирических значений , поня-
тий называют его эмпирической интерпретацией, а определение
этого понятия через указание правил фиксирования соответствую-
щих эмпирических признаков - операционным определением.
Следующим этапом социологического исследования является
выдвижение рабочих гипотез .
Гипотеза - главный методологической инструмент организую-
щий весь процесс исследования и подчиняющий его внутреней ло-
гике. В социологическом исследование гипотезы - обоснованные
предубеждения о структуре социальных объектов, характере свя-
зей между изученными социальными явлениями и о возможных под-
ходах к решению социальных проблем. Исходные посылки социоло-
гических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями
реальных событий и системой объяснений этих событий в понятиях
имеющейся социологической теории и смежных наук. Если значе-
ния, которыми мы располагаем не позволяют объяснить данные
наблюдений, возникают новые предположения, гипотезы. Рассуждая
подобным образом мы пытаемся создать более или менее непроти-
- 21 -
воречивые концепции для объяснения интересующих нас явлений.
Если мы располагаем специальной социологической теорией в дан-
ной предметной области (военная социология, социология труда),
выдвижение гипотез значительно облегчается. Важно, чтобы гипо-
тезы были логически связаны в систему доказательств выдвинну-
того объяснения. В таком случае, подтверждение данной гипотезы
дает дополнительные основания для принятия в соответствии с
ней посылки. Проверка следующей посылки, гипотезы предложит
новые подтверждения в пользу общей и т.д. Понятно , что опро-
вержение первой рабочей гипотезы требует выдвижение новых ги-
потез.
Следующим шагом является формирование выборки. В подавля-
ющем большинстве случаев, социолог использует тот, или иной
способ выделения из большой совокупности явлений и объектов
изучения некоторой их части, в надежде, что на этой выборочной
совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования
в целом. Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследо-
вания и его гипотез. Чем конкретнее сформулирована цель гипо-
тизы,тем правильнее будет решен вопрос о выборке . Основное
требование предъявляемое в социологии к выборке- это ее репре-
зентативность. Требование репрезентативности выборки означает,
что по выделенным параметрам (критериям ), состав обследуемых
должен приближаться к соответствующим пропорциям в" генераль-
ной совокупности". Между тем, строго репрезентативную выборку
по всем важным для проблематики исследования параметрам, обес-
печить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезенти-
тацию только по главному направлению анализа данных. Таким об-
разом, мы рассмотрели основные методологические вопросы социо-
- 22 -
логического исследования и переходим освещению конкретных ме-
тодов сбора данных.
_6. Методы сбора данных в исследованиях
_общественного мнения воинского коллектива.
Существует три принципиальных класса методов сбора пер-
вичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ докумен-
тов и опросы. Техника их применения однако, столь однообразна,
что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных ме-
тодов. Но любые разновидности использования того или иного
класса методов опираются на единое, общие правило. Особое по-
ложение в комплексе приемов сбора первичных данных занимают
эксперементальные медодики и психологические тесты . Те и дру-
гие, предлагают одновременно, регистрацию фактов и четко ори-
ентированные приемы их обработки.
Под наблюдением в социологии понимают прямую регистрацию
событий очевидцем. В отличие от обыденного, научное наблюдение
отличается тем, что оно на основе ясной исследовательской цели
и четко сформулированных задач, планируется по заранее обду-
манной процедуре,все данные наблюдения фиксируется в протоко-
лах и дневниках по определенной системе, информация полученная
путем наблюдения должна подвергаться контролю на обоснован-
ность и устойчивость.
Классификация наблюдений производится по различным осно-
ваниям.
По степени сформулированности, выделяют неконтролируемые
- 23 -
(или не стандартные, безструктурные) и контролируемые (стан-
дартные, структурные) наблюдения. В первом, исследователь
пользуется лишь общим, принципиальным планом, во втором , ре-
гистрирует события по детально разработанной процедуре. В за-
висимости от положения наблюдателя различают соучаствующее
(или включенное) и простое наблюдение в первом исследователь
имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и
анализирует события, как бы "изнутри" . В простом наблюдении
он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюде-
ние может производиться открытым способом и инкогнито, когда
наблюдающий маскирует свои действия. Наконец одна из модифика-
ций включенного наблюдения - так называемое стимулирующие в
процессе которого исследователь создает некоторую эксперемен-
тальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния
объекта,в обычной ситуации непросматриваемые . По условиям ор-
ганизации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естест-
венных условиях) и лабораторные(в экспериментальной ситуации).
Процедура любого наблюдения складывается из ответов на вопро-
сы: Что наблюдать?, Как наблюдать?, Как вести записи?
Исследования документальных источников тоже может дать
информацию необходимую социологу в его исследовании. Причем
документальной в социологии называют информацию фиксированную
в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фото или
кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от обще-
употребляемого (обычно, документом мы называем лишь официаль-
ные материалы).
Однако основным методом изучения общественного мнения в
социологии остаются опросы и интервью . Опрос - незаменимый
- 24 -
прием получения информации о субъективном мире людей, их
склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Говорят, что о на-
мерениях человека лучше всего можно судить по поступкам, а не
по словам, и вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее
часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут
и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но
проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по
совокупности действий человека можно судить об устойчивости
мотивов и побуждений ,которыми он руководствуется. Опрос поз-
воляет мыслено моделировать любые нужные экспериментатору си-
туации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, моти-
вов и других субъективных состояний отдельных лиц и общностей.
Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется
почти универсальным методом. Будучи несомненно лучшим источни-
ком знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соб-
людении надлежащих предосторожностей позволяет получить не ме-
нее надежную, чем в наблюдении или по документам информацию о
событиях прошлого или настоящего,о продуктах деятельности, ко-
роче - о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том,
чего самому не увидеть, не прочитать не удастся. Искусство ис-
пользования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем
именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и
наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным от-
ветам, добавив несколько других условий как-то: кого спраши-
вать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли уз-
нать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или
менее полное представление о возможностях этого метода.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью
- 25 -
и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с репортером, причем
запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо
механически.
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию
беседы различают так называемые документальные интервью (изу-
чение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений,
цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений. Особо вы-
деляются интервью со специалистами - экспертами, причем орга-
низация и процедура интервью с экспертами существенно отлича-
ется от обычной системы опроса. По технике проведения сущест-
венно разнятся свободные, нестандартизированные и формалезиро-
ванные ( а также полустандартизированные) интервью.
Свободные интервью - это длительные беседы (несколько ча-
сов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе
("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии
разведки в формулетивном плане исследования.
Стандартизированное интервью предполагает, как и формале-
зованное наблюдение, так и детальную разработку всей процеду-
ры, включая общий план беседы, последовательность и конструк-
цию вопросов, варианты возможных ответов. В зависимости от
особенностей процедуры, интервью может быть интенсивным ("кли-
ническим", т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и сфокусиро-
ванными на выявлении относительно узкого круга реакций опраши-
ваемого.
Цель клинического интервью - получить сведения о внутрен-
них побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокуси-
- 26 -
рованного - извлечь информацию о реакциях субъекта, на задан-
ное воздействие. С его помощью изучают например, в какой мере
человек реагирует на отдельные компоненты информации. Причем
текст информации предварительно обрабатывается контакт-анали-
зом. В фокусированном интервью стремятся определить какие
именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре
внимания опрашиваемых, какие на периферии, и что вовсе не ос-
талось в памяти. Так называемые направленные интервью носят
"терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принад-
лежит здесь самому респонденту.
Наконец по способу организации можно указать на групповые
и индивидуальные интервью. Первые применяются относительно
редко, это планируемая беседа в процессе которой исследователь
стремится вызвать дискуссию в группе. Сравнительно недавно в
нашей практике начали пользоваться популярностью техники ква-
зиинтервью в "фокус-группах". Опрос по анкете предполагает
жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, яс-
ное указание способов ответа, причем они регистрируются опра-
шиваемыми либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в
присутствии анкетера ( прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию
и конструкции задаваемых вопросов.
Различают открытые опросы, когда респонденты высказывают-
ся в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты
ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют
обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обс-
ледованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта
основной информации, плюс несколько пунктов связанных с демог-
- 27 -
рафическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В
первом случае анкетируются сразу 30-40 человек: анкетер соби-
рает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения
анкет. Во втором - он обращается индивидуально к каждому рес-
понденту.
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью
выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены
колебаниям,воздействиям условий опроса и других обстоятельств.
Чтобы манипулировать искажение данных связанных с этими факто-
рами, любую разновидность опросных методов следует практико-
вать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время
так как к концу опроса могут изменится внешние обстоятельства,
а информация о его поведении может передаваться опрашиваемыми
друг другу с какими-то комментариями и эти суждения станут
влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав
респондентов.
Таковы в общих чертах способы исследования общественного
мнения воинского коллектива (да и не только его). Способы эти,
а также количество полученного знания, его плюсы и минусы не-
посредственно связаны с самой сутью социологического подхода к
исследованию общественного мнения, но было бы не верным забыть
о том, что большинство современных исследований в области нау-
ки, это исследования на стыке двух и более наук. В нашем же
случае мы можем заметить, что социология сама по себе наука
пересекающаяся со многими отраслями гуманитарного и даже ес-
тественного знания( математика, кибернетика и т.д.). К тому же
объекты ее исследований столь многомерные явления, для более
- 28 -
полного понимания которых требуется сочетание подходов. Это и
послужило причиной моего интереса к социально-психологическому
аспекту рассмотрения воинского коллектива, представление его
как весьма специфичной общности основными особенностями кото-
рой является то, что это формальные группы, с жесткой иерархи-
ческой структурой, и жесткой регламентацией поведения, часть
пребывающая в экстримальных условиях существования, что прида-
ет социально-психологическому подходу ряд новых возможностей
по сравнению с социологическим. Но к сожалению, это выходит за
рамки темы данной работы.
- 29 -
2ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 0
Изучение общественного мнения воинского коллектива крайне
сложная задача стоящая перед нашей военной социологией. Связа-
но это как 2 0со сменой общей, парадично господствующей в теоре-
тической социальной мысли, а также со специфическими проблема-
ми военной социологии, связанными с реформированием армии и
идущими в связи с этим социальными процессами, как в самих во-
оруженных силах, так и вне их. Ряд из этих процессов, к приме-
ру, рост преступности вызывает обоснованную тревогу. Перед
отечественной социологией стоит ряд непростых проблем, предс-
тоит большая, как теоретическая так и конкретная работа по
проведению прикладных исследований. Базой для этой работы в
каждой воинской части является достоверное знание социальных
процессов происходящих в ней. Глубокое выяснение и организация
работы по управлению этими социальными процессами - первосте-
пенные задачи командиров, штабов, органов по воспитательной
работе с личным составом, армейской и флотской общественности,
а также специализированных военных социологических организа-
ций.
- 30 -
2Список использованной литературы.
1. Элизабет Ноэль "Массовые опросы." М-1993г.
2. Ян Щепальский "Элементарные понятия социологии."
3. "Современная Западная социология." М-1969г.
4. "Основы прикладной социологии." М-1995г.
5. Г.М. Андреева "Социальная психология." М-1996г.
6. Нейл Смелзер "Социология." М-1995г.
7. В.А. Ядов "Социологическое исследование: методология,
программы, методы." М-1995г.
8. Фролов "Социология." М-1995г.
9. Донцов А.И. "Психология коллектива." М-1984г.
10. Ковалев В.Н. "Социологический воинский колектив."
М-1987г.
11. Видичев А.Р. "Защита отечества - человеческий фактор."
М-1973
12. А.Н. Енсуков "История социологии." Минск-1993г.
13. Раймон Арон "Этапы развития социологической мысли."
М-1993г.
14. В.С. Барулин "Социальная философия."IIт. М-1993г.
15. А.А. Какошин "Армия и политика." М-1995г.
16. А.Л. Свенцинкий "Социальная психология управления."
ЛГУ-1995г.
17. Грушин "Общественное мнемие ..."