Социологический подход к исследованию общественного мнения воинского коллектива

         2М О С К О В С К И Й   В О Е Н Н Ы Й   И Н С Т И Т У Т

                              2Ф П С   Р Ф

         2─────────────────────────────────────────────────────

                   кафедра педагогики и психологии

                             2Р Е Ф Е Р А Т

                    по предмету Основы социологии

      Тема:  1"Социологический подход к исследованию общественного

                     1мнения воинского коллектива".

     Исполнил:         1к-нт 120 УГ 1-го факультета А.Внуков.

     Руководитель:     1преподаватель кафедры

                       1педагогики и психологии   Арафалов.

     Оценка:

                      М О С К В А - 1 9 9 7 год.

                                - 1 -

                                2П Л А Н

     I. В В Е Д Е Н И Е

     II. Социологический  подход  к исследованию общественного

         мнения воинского коллектива.

     1. Исторический  взгляд  на теорию изучения общественного

        мнения в Западной теоретической социологии.

     2. Предмет и сферы социологических исследований.

     3. Социология и другие общественные науки.

     4. Проблемы изучения общественного мнения применительно к

        воинскому коллективу.

     5. Программа  теоретика прикладного социологического исс-

        ледования в области изучения общественного мнения  во-

        инского коллектива: методология, методы, методики.

     6. Методы сбора данных в исследованиях общественного мне-

        ния воинского коллектива.

     III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     IV. Список использованной литературы.

                            - 2 -

                        2В В Е Д Е Н И Е 0

     Социология общественного мнения воинского коллектива, те-

ма одновременно старая и новая.  Старая так, как в социологии,

ее отрасли "военная социология"поднимаются вопросы:  мотивации

военнослужащими, их готовности выполнять приказ, наиболее важ-

ных для них жизненных ценностей. Новая в связи с тем, что кар-

динально изменились условия жизни и службы военнослужащих.

     Наша страна переживает социальный кризис.  Происходит от-

ход от старых форм социального бытия,  что приходит им на сме-

ну?  Изменение политического режима, демократизация и деклари-

рование принципа первенства прав человека с одной стороны, а с

другой распад общего смыслового пространства, деформация соци-

альной  структуры  по уровню доходов,  сепаратизм,  нарастание

асоциальных явлений особенно в  молодежной  среде,  заставляют

нас о многом задумываться.  Словом, после крушения СССР, в на-

шем обществе произошли изменения,  изменения эти  затронули  и

армию.

     Лучший способ понять какие процессы происходят в воинских

коллективах,  а следовательно и в целом в армии - это изучение

общественного мнения членов этих коллективов,  как по глобаль-

ным  вопросам  (целостная структура военной службы),  так и по

конкретным проблемам жизнедеятельности  воинских  коллективов,

изучение  проблем  стоящих  перед военнослужащими и членами их

семей,  изучение  взаимодействия  армии  и  общества.Отражение

сложных вопросов взаимодействия социальных процессов ,  идущих

                            - 3 -

в обществе и в армейской среде.

     Все это очень не простые проблемы, порой прямо затрагива-

ющие вопросы государственной безопасности,  прямо связанные  с

основным назначением армии - защищать территорию,  население и

образ жизни.  О важности социального и социально-психологичес-

кого знания, говорит и тот факт, что многие выпускники военных

заведений США и других стран Запада прослушивают  курс  лекций

"Психологическая  война  и социально-психологические конфликты

низкой интенсивности".  Что говорит о том, что имея определен-

ные знания по вопросам социальных взаимодействий,  можно доби-

ваться своих интересов и не прибегая к грубому вторжению, осо-

бенно  это актуально для нас,  ибо лучшего применения для этой

концепции,  чем зоны горячих точек, так называемых " локальных

конфликтов  низкой интенсивности" в изобилии имеющиеся у нас в

стране просто нельзя найти. Именно актуальность подобного при-

менения  социальных знаний и является с моей точки зрения при-

чиной интереса военных к социальному знанию.

     В данной  работе я постарался в общих чертах осветить со-

циологический подход к исследованию воинского коллектива, при-

сущие  ему методы и способы получения и интерпретации информа-

ции.

                            - 4 -

      2Социологический подход к исследованию общественного

                  2мнения воинского коллектива.

   _1. Исторический  взгляд  на теорию изучения общественного

          _мнения в Западной теоретической социологии.

     Теории общественного мнения - достаточно широкая совокуп-

ность концепций,  взглядов философов, политологов, социологов,

в которых предпринимаются попытки рассмотреть природу,  роль и

значение в обществе оценочных суждений групп людей относитель-

но проблем, событий и фактов действительности.

     Активные разработки  социологических и социально-психоло-

гических подходов к общественному мнению начинаются со  второй

половины ХIХ века.  Особенно важную роль в этом сыграла работа

Тарда "Общественное мнение публики" .  В ней в  частности  ут-

верждается,  что  общественное  мнение порождается "публикой".

Основой уже возникновение последней,  являются чисто  духовные

процессы  общения.  Одновременно  зарождается политологическое

направление  в  исследовании  общественного  мнения  (усилиями

главным образом юристов).  Это направление развивается,  как в

Западной Европе, так и особенно в Северной Америке. Значитель-

ное влияние на формирование теоретических представлений о при-

роде и методах изучения общественного  мнения  оказала  работа

А.П.Лоуэппа  "Общественное  мнение и народное представительст-

во".В центр своих теоретических исследований А.П.Лоуэпп поста-

вил вопросы о границах компетентности общественного мнения при

                            - 5 -

принятии решений, о соотношении мнений большинства и меньшинс-

тва,  о  формах выражения общественного мнения Лоуэпп пришел к

заключению,  что в процессе  государственного  управления  оно

имеет ограниченную сферу влияний,  что в реальности существуют

проблемы которые нельзя решить  непосредственным  голосованием

или аппиляцией к общественному мнению.

     Эту идею развил У.Липман,  который подверг резкой критике

миф "о всеведущим и всемогущем гражданине". Ограниченность об-

щественного мнения Липман видит в неспособности "среднего  че-

ловека"  осознать свои интересы в широком использовании им ма-

териалов прессы, информация которой недостаточно полна или ис-

кажена.  В  данной связи Липман вводит понятие "стериотип" для

обозначения упрощенных представлений,  форм выражения  общест-

венного мнения по поводу политических деятелей партии,  персо-

нажей, рекламы, различных социальных, профессиональных и этни-

ческих  групп.  Согласно  Липману стериотипы внутренне присущи

человеческому общению  и  поэтому  они  являются  неотъемлемой

частью "ходячего мнения" . В современный период наибольший ин-

терес социологов в области общественного  мнения  -  поведение

граждан в период избирательных компаний.

     Обострение борьбы за власть между партиями,  вызывает не-

обходимость знаний о том, какие механизмы лежат в основе оцен-

ки кандидатов на выборах,  их избирательных  программ  и  т.д.

Возрастающее внимание уделяется анализу "внешних факторов" оп-

ределяющих мнение людей в  отношении  кандидатов  на  выборах,

изучается иерархия причин, влияющих на поведение людей во вре-

мя избирательных компаний:  отношение  к  внутреним  проблемам

страны, давление со стороны малой группы, личные черты избира-

                            - 6 -

теля,  политические традиции и т.д.  Для объяснения  изменения

отношения  избирателей в ходе подготовки к выборам выдвигаются

и разрабатываются различные концепции поведения избирателей  :

концепция  "воронки" (суть ее заключается в том ,  что по мере

приближения к выборам мнения становятся более проанализирован-

ными,  конкретными  и политизированными),  концепция известная

под названием "Спираль умолчания" (которая фиксирует следующие

состояния:  ожидание победы одной из партий постепенно растут,

а намерения голосовать за данную партию остаются  неизменными)

и т.д.

     Таковы основные теории общественного мнения преобладающие

в Западной теоретической социологии. Нас они интересуют больше

для того ,  чтобы показать эволюцию самого термина "обществен-

ное мнение",  а также изменение взглядов на его функции в сов-

ременном обществе,  чтобы опираясь на них конкретизировать его

применительно к нашей теме социологии общественного мнения во-

инского коллектива.

        _2. Предмет и сферы социологических исследований.

     Обращаясь к такой теме как "Социология общественного мне-

ния  воинского коллектива",  мы должны четко представлять себе

что такое социология,  что есть ее объект и предмет исследова-

ния,  в  чем специфика социологического знания,  где,  в каких

точках происходит его пересечение с  другими  сферами  знания.

Только  четко представляя себе специфику социологического зна-

ния,  его возможности и методы исследования мы можем надеяться

                            - 7 -

на  получение и использование в своих целях информации,  адек-

ватной истинному положению дел, что и является основой управле-

ния и прогнозирования,  необходимых в любой сфере человеческой

деятельности.

     Вообще говоря,  предмет социологических исследований сос-

тавляют явления и процессы возникновения совместных форм жизни

людей, структуры разных форм человеческих общностей происходя-

щие  в  них явления и процессы,  возникающие из взаимодействия

людей, силы объединяющие и разрушающие эти общности, изменения

и преобразования,  происходящие в них. Необходимо выделить ряд

специальных разделов,  занимающихся исследованием определенных

сфер общественной жизни, и некоторую область общих теорий.

     Так в современной социологии выделяются следующие разделы

называемые иногда конкретной социологией:

     - разделы исследующие социальные институты, к которым от-

носятся социология семьи,  социология права, социология воспи-

тания,  социология политики,  социология познания,  идеологии,

науки и религии, социология искусства, социология армии и вой-

ны, социология промышленности и труда;

     - разделы  специально исследующие различные типы социаль-

ных общностей,  такие например,  как исследование малых групп,

территориальных общностей (таких как деревня, город), исследо-

вание классов и социальных слоев,  профессиональных категорий,

каст.

     - специализированные исследования  социальных  процессов,

таких  как явления и процессы социальной дезорганизации (прес-

тупность,  алкоголизм),явления и процессы  массовой  концепции

(пресса, радио, телевидение) и их влияние на формирование, так

                            - 8 -

называемой массовой культуры,  процессы  миграции,  социальной

мобильности  т.е.перемещение  в  географическом пространстве и

переход в другие общности и культуры, а также процессы перехо-

да из одного слоя или класса в другой.

     Кроме этих существует еще и ряд специализированных разде-

лов исследований.  Все эти разделы конкретной социологии,  ис-

пользуя ряд общих понятий,  стремятся вскрыть некоторые  общие

процессы, установить их закономерность , вскрыть и проанализи-

ровать действие различных социальных структур. Отсюда возника-

ет необходимость затронуть эти разделы,  в рамках которых про-

изводятся эмпирические исследования и создаются обобщения  об-

наруженных  закономерностей в виде теорий "среднего значения",

т.е. теорий, объясняющих явления происходящие в этих отдельных

областях,  и более общие теории объясняющие основные явления и

процессы, представляющие важность для всех областей обществен-

ной жизни.

     Построением таких теорий занимается теоретическая  социо-

логия (общая социология).В общей социологии традиционно, с на-

чала обособления нашей науки,  развивали две  теории,  имеющие

общее значение,  а именно: теорию социальных структур и теорию

социального развития,  или более широко  -  теорию  изменений,

т.е. как развития так и распада общностей. В последнее время к

этим двум традиционно развиваемым теориям добавилось  еще  два

раздела: теория социального поведения индивидов и теория пове-

дения общностей.  Теория социальных структур, называемая еще и

теорией  социальных  групп  или  теорией общностей,  стремится

обобщить результаты исследований различных типов и  форм  сов-

местной жизни людей и установить ее общие закономерности.  Они

                            - 9 -

изучают составные элементы групп и всякого рода общностей, ос-

нова  их  строения  -  взаимное приспособление составляющих их

элементов и сил, обуславливающих их функционирования. Они исс-

ледуют явления внутренего единства групп,  силы, обуславливаю-

щие единство, а также силы и факторы вызывающие их распад. Те-

ория  изменений  обобщает  результаты исследований,  явлений и

процессов преобразований,  происходящих в различных группах  и

общностях.

     Здесь мы находим общие теории -  развития  и  социального

прогресса,  а также теории, объясняющие регресс и исчезновение

общностей, в масштабах как микро, так и макро структур. Теория

структур,  как и теория изменения дает разделам конкретной со-

циологии понятийный аппарат, общие направления и принципы исс-

ледования,  гипотизы  и теоретические схемы.  Но наряду с ними

практика и практическое применение социологии в различных  об-

ластях  общественной  жизни заставили социологов развивать две

общие теории ,  а именно теорию социального поведения индивида

и теорию поведения общностей,  как целого.  В первом случае мы

имеем дело с дисциплиной,  развивавшейся на стыке общей социо-

логии,  социальной психологии и психологии. Речь идет об уста-

новлении общих зависимостей между социальными ситуациями и ре-

акциями на них индивидов,  об установлении постоянных образцов

действий индивидов в различных социальных  структурах,  важных

для прогнозирования их приспособления к этим ситуациям, выпол-

нение задач, порученных им в различных ситуациях и т.д.

     Теория поведения общности также развита под натиском тре-

бований  практики.  Речь идет об установлении общих закономер-

ностей поведения толпы,  больших масс людей, в периоды внезап-

                            - 10 -

ных  острых кризисов,  общих закономерностей поведения общест-

венных слоев,  профессиональных категорий и  т.д.  Эта  теория

важна для предвидения поведения в области политики,  экономики

и т.д.,  то есть является важным орудием для рационального ру-

ководства и манипулирования большими коллективами.

           _3. Социология и другие общественные науки.

     Уже это беглое перечисление разделов социологии показыва-

ет, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать

с другими общественными науками.  Следовательно, для социолога

необходимо знание общей психологии и,  что особенно важно, со-

циальной психологии. В последние десятилетие социологи работа-

ющие  в области исследования социального поведения индивидов и

общностей, извлекли некоторую пользу из исследований в области

психоанализа и некоторых разделов психиатрии.  Тесные узы свя-

зывают социологию с политикой и экономикой,  ибо  эти  области

имеют много точек соприкосновения. Наконец для социолога важно

также знание права и правоведения. Правда, социология развива-

лась  как наука о спонтанно возникающих социальных процессах и

о спонтанно развивающихся силах,  и поэтому в среде социологов

всегда существовало некоторое пренебрежение к праву,  и в свою

очередь правоведы, уверовавшие в силу регулирующих нормативных

актов,  склонны  были  пренебрегать исследованиями социологов.

Однако, в настоящие время обе эти области сближаются, и социо-

логи и правоведы пришли к выводу, что полное описание и объяс-

нение происходящих социальных  процессов  требует  объединение

                            - 11 -

обеих точек зрения.

     Далее социология  должна интересоваться результатами исс-

ледований этнологов, этнографов, историков и в особенности ис-

ториков культуры.  Следовательно, неслучайно творцы социологии

в ХIХ веке сами были людьми с широким гуманитарным  и  общест-

венным образованием и не из чистой фантазии они широко очерчи-

вали границы социологических исследований. Правда, позже соци-

ологи  решительно отнекивались от такого " империзма" стараясь

точнее определить область своих исследований,  но это не озна-

чает,  что те области, где различные общественные науки встре-

чаются, соприкасаются и взаимно дополняют друг друга, утратили

свое значение. Как раз наоборот, как показывает история наук и

не только общественных, именно в этих точках соприкосновения и

пересечения возникают весьма интересные и плодотворные теории.

     Что отличает социологию от других общественных наук - это

характерные только для нее поиски законов- явлений,  возникаю-

щих между людьми, исследование структур, т.е. законов взаимно-

го приспособления людей друг к другу в общностях, законов вза-

имного приспособления составных элементов общности,  как цело-

го,  поиски социальных сил, проявляющихся во всех областях об-

щественной жизни, объективных сил, действующих и в наших боль-

ших общностях,  возникающих спонтанно и помимо всяких целенап-

равленных и преднамеренных действий индивидов и институтов.

     Главный предмет интересующий социолога - это человеческие

общности,  целостности, созданные взаимодействием людей, стре-

мящихся  к удовлетворению своих потребностей независимо от то-

го,  сознательно это взаимодействие или же оно вытекает из со-

отношения  социальных групп и сил,  целостности,  образованные

                            - 12 -

индивидами, институтами, культурными образами и традициями.

   _4. Проблемы изучения общественного мнения применительно к

                     _воинскому коллективу.

     Общественным мнением условимся считать оценочные суждения

групп людей,  относительно проблем,  событий и фактов действи-

тельности.  Т.е.  говоря философским языком проблему отражения

объективного мира в сознании индивида.  Любая совокупность лю-

дей  находящихся в одной точке пространства достаточное время,

представляет собой социальную общность,  в  которой  действуют

законы  движения социальной формы материи,  независимо от воли

человека. Но в отличие от неживой материи человек наделен соз-

нанием  и в следствии этого познает и оценивает окружающий его

мир.  Таким образом,  мы сможем сформулировать проблему как, в

какой мере, субъективные оценки человеком или социальной груп-

пой своего положения влияют на структуру деятельности социаль-

ной практики. И следовательно, и на социальные изменения.

     Изучение общественного мнения позволяет решить нам много-

уровневые задачи. От задач глобального уровня, касающихся сме-

ны социально-культурных моделей восприятия мира  человеком,  и

как следствия и изменения социальных форм бытия,  от выявления

оценки людьми тех или иных процессов идущих в обществе, а сле-

довательно и от прогнозирования взаимодействий различных соци-

альных групп с этими процессами,  их порой прямо противополож-

ных реакций, до сравнительно малозначительных процессов проис-

                            - 13 -

ходящих внутри какой-либо одной социальной группы, никого кро-

ме ее членов фактически не касающихся. Можно сказать, что изу-

чение общественного мнения является основным методом получения

социологической информации, но надо помнить , что сами по себе

ответы людей на вопросы социологов ничего не значат,  социолог

должен уметь их интерпретировать,  иначе ценность такого соци-

ального знания равна нулю.

     Изучение общественного мнения воинского коллектива откры-

вает перед нами широкие возможности. Прежде всего, мы получаем

возможность многоуровнего подхода.  Мы можем рассматривать во-

инский коллектив,как клеточку более значительного  социального

организма - армии. И тогда наше исследование будет изучать то,

чем формы социальных отношений данного воинского коллектива  и

схожих  по условию функционирования воинских коллективов отли-

чаются от других,  к примеру,  чем отличаются формы социальных

взаимодействий  и  отражения  окружающего  мира  в Космических

войсках и частях Железнодорожных войск, в Академии Генерально-

го Штаба и обычном военном училище. Можно также выйти на более

глобальный уровень и посмотреть как процессы протекающие в об-

ществе  отражаются на воинском коллективе.  Как в обществе и в

армии изменяется понимание основных понятий отражающих отноше-

ние человека к жизни таких как:  свобода, безопасность, благо-

получие,  уверенность в завтрашнем дне, национальная гордость,

патриотизм и т.д.  Т.е. представить воинский коллектив не кле-

точкой "армейского организма",  а клеточкой самого общества. А

можно  заниматься и конкретной социологией,  а именно исследо-

вать воинский коллектив сам по себе,  в  отрыве  от  процессов

происходящих в обществе и в армии, зато выйдя на более высокий

                            - 14 -

уровень конкретизации стоящих перед нами проблем реального со-

циального  образования,  касающихся  его жизнедеятельности,  и

предложить пути улучшения  ситуации  или  спрогнозировать  его

развитие в ближайшем будущем.

     Теперь когда мы в общих чертах определили  познавательные

возможности  исследования  общественного  мнения,  а  также их

практическое использование,  мы можем пойти  дальше.  Т.е.  от

вопросов, зачем изучают общественное мнение, что нам это дает,

перейти к вопросу как изучают общественное мнение?

      _5. Программа теоретика прикладного социологического

      _исследования в области изучения общественного мнения

      _воинского  коллектива: методология, методы, методики.

     Прежде всего мы должны оговориться, что социологию не ин-

тересуют непосредственные ответы людей,  на те или иные вопро-

сы, в этом смысле ее не интересует их личное мнение . Социоло-

гию интересует анализ социальной реальности,  построение слож-

ных систем вопросов,  где чередуются вопросы обращенные к соз-

нанию и обычные вопросы, а также их последующая интерпретация,

сопровождающаяся статистической обработкой данных, позволяющая

нам  оттачивать  свой понятийный аппарат и лучше понимать суть

процессов происходящих в обществе,а также их отражения в  соз-

нании людей.

     Всякое исследование  начинается  с  программы.  Программа

исследования - это изложение его теоретико -  методологических

предпосылок  общей концепции в соответствии с основными целями

                            - 15 -

предстоящей работы и гипотез исследования с  указанием  правил

процедуры,  а  также логической последовательности операций их

проверки.  Содержание и структура  программы  социологического

исследования  зависят  от  его общей направленности,  т.е.  от

главной цели исследовательской деятельности. С этой точке зре-

ния можно выделить два типа исследований:

     - теоретико-прикладные исследования, цель которых содейс-

твие решению социальных проблем, путем разработки новых подхо-

дов к их изучению, интерпретации к объяснению, более глубокому

и всестороннему, чем раньше.

     - прикладные социологические исследования,направленные на

практическое  решение  достаточно  ясно  очерченых  социальных

проблем,  с тем чтобы предложить конкретные способы действий в

определенные сроки. Это исследование , иногда называется соци-

ально-инженерным.

     Теоретические подходы,  уже  разработанные  в социологии,

реализуются здесь в конкретном приложении к данной области об-

щественной жизни и в данных видах деятельности людей и органи-

заций, а непосредственным их результатом должна быть разработ-

ка социального проекта,  системы мероприятий,  уже внедрения в

практику.

     Тщательно разработанные программы - гарантия успеха всего

исследования.  В идеальном случае программа теоретико-приклад-

ного исследования включает следующие элементы:

     1. Методологический раздел:

     - формулировки проблемы,  определение объекта и  предмета

       исследования;

     - определение цели и постановка задач исследования;

                            - 16 -

     - уточнение и интерпретация основных понятий;

     - предварительный системный анализ объекта исследований;

     - развертывание рабочих гипотез.

     2. Процедурный раздел:

     - принципиальный (стратегический) план исследования;

     - обоснование системы выборки единиц наблюдения;

     - набросок основных процедур сбора и анализ исходных дан-

       ных.

     Исходным пунктом всякого исследования является проблемная

ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносе-

ологическую и предметную.  В гносеологическом смысле  (т.е.  с

точки  зрения  познавательного процесса) проблемные ситуации -

это "противоречие между знанием о  потребностях  людей  и  ка-

ких-то результативных практических или теоретических действиях

и не знанием путей, средств, методов, способов, приемов реали-

зации этих необходимых действий.

     Предметная сторона проблемы социологического исследования

- это социальные дезорганизации, противоречия или конфликт ин-

тересов социальных групп,  общностей, институтов. С одной сто-

роны  подобные состояния угрожают стабильному функционированию

общественной организации,  но  одновременно  являются  главным

фактором  социальных изменений,  развития ,  выражают действи-

тельную сущность социальных субъектов.

     Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы

тесно взаимосвязаны. В простейшем случае это недостаточная ос-

ведомленность о реальной ситуации, в следствии чего невозможно

использовать, уже имеющееся знания, для регулирования социаль-

ных процессов.  В других случаях это обнаружение таких процес-

                            - 17 -

сов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирова-

на,  и следовательно,  нет и соответствующих алгоритмов для их

описания,  прогнозирования и воздействия на них со стороны об-

щества. Социальные проблемы могут и вовсе не осознаваться, как

общественные потребности так,  как провоцирующие их противоре-

чие не достигли того уровня, на котором становятся очевидными.

На,конец, будучи осознаны, они не обязательно становятся пред-

метом  анализа  и целенаправленных действий‑ так как для этого

нужны активная заинтересованность и готовность к  практическим

преобразованиям.  Именно такая готовность и заинтересованность

образуют основу "социального заказа" уже социологических  исс-

ледований  по выявлению и способам решения социальных проблем.

Социальные проблемы существенно роднятся по своей  масштабнос-

ти.  Одни не выходят за рамки некоторого коллектива, организа-

ции,  другие затрагивают интересы целых регионов,  этно-нацио-

нальных  общностей,  больших  социальных  групп и общественных

институтов.  Наконец,  на высшем уровне ,  социальная проблема

затрагивает социальные интересы и потребности всего общества в

целом, становиться социальной и даже глобальной.

     Формулировка проблемы  влечет  за собой выбор конкретного

объекта исследования.  Им может стать социальный  процесс  или

область  социальной действительности,  или какие-то социальные

взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными сло-

вами объектом может быть все,  что явно, или не явно, содержит

социальные противоречия и порождает проблемную ситуацию.

     Объект социологического  исследования  -  это то,  на что

направлен процесс познания.  Помимо объекта,выделяется также и

предмет изучения,  или те, наиболее значительные, с практичес-

                            - 18 -

кой или теоретической точки зрения свойства  стороны,  особен-

ности  объекта,  которые подлежат изучению.  Остальные стороны

или особенности объектов остаются как бы вне поля зрения  исс-

ледователя.  Поскольку  объект  - то,  что содержит социальную

проблему,  постольку предмет - это те свойства и стороны , ко-

торые  наиболее выпукло выражают несходство интересов социаль-

ных субъектов, личности и организаций, образуются как бы полю-

са социального противоречия или конфликта.

     Обычно предмет  исследования  содержит в себе центральный

вопрос проблемы,  связанный с предположением о возможности об-

наружить в нем закономерность или центральную тенденцию.  Пос-

тановка в нем такого вопроса - источник выдвижения рабочих ги-

потез.  И так, формулировка проблемы и отсюда - выделение объ-

екта и предмета исследования - первый шаг в  разработке  прог-

раммы.

     Цель исследования  ориентирует на его конечный результат,

теоретико-познавательную и практически-прикладную задачи, фор-

мулирует вопросы, на которые должен быть получен ответ для ре-

ализации цели исследования.  Цели и задачи исследования образу

ют  взаимосвязанные  цепочки,  в  которых  каждое звено служит

средством удержания других звеньев.  Если основная цель форму-

лируется как теоретико-прикладная , то при разработке програм-

мы главное внимание уделяется изучению научной  литературы  по

данному  вопросу,  построению  гипотетической  общей концепции

предмета исследования,  четкой систематической и  эмпирической

интерпретации  исходных понятий,  выделению научной проблемы и

логическому анализу рабочих гипотез.  Конкретный объект иссле-

дования  определяется  только  после  того,  как выполнена эта

                            - 19 -

предварительная исследовательская работа на уровне теоретичес-

кого поиска.

     Иначе, логика управляет действиями исследователя ,если он

ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начи-

нает работу над программой исходя из специфики  данного  соци-

ального объекта (т.е.  с того, чем завершается предварительный

теоретический анализ в предыдущем случае) и  уяснения  практи-

ческих задач подлежащих решению. Только после этого он обраща-

ется к литературе в поисках ответа на вопрос:  имеется ли "ти-

повое" решение возникших задач,  т.е. специальная теория отно-

сящееся к предмету?  Если "типового" решения  нет,  дальнейшая

работа  развертывается по схеме теоретико-прикладного исследо-

вания.  Если же такое решение  имеется,  гипотезы  прикладного

исследования строятся как различные варианты "прочтения" типо-

вых решений применительно к конкретным условиям.  Очень  важно

иметь в виду,  что любое исследование ориентированное на реше-

ние теоретических задач,  можно продолжить как прикладное.  На

первом этапе мы получаем некоторые типовое решение проблемы, а

затем переводим его в конкретные условия.  Поэтому, совершенно

справедливо говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории.

Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно

сделать теоретические выводы.  Необходимо с самого начала фак-

тические данные описывать в соответствующих терминах,  соотне-

сенных  с теоретическими посылками.  Не так просто (а часто не

возможно) перегруппировать собранные данные по иному отличному

от исходного принципу. И именно поэтому исследователь накапли-

вает эмпирический материал,  исходя из четкой целевой установ-

ки.  И так, определение цели исследования позволяет далее упо-

                            - 20 -

рядочить процесс научного поиска в виде последовательности ре-

шения основных, частных а также дополнительных задач. Основные

и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основ-

ных, являются средствами главных вопросов исследования.

     Обоснованность научных и практических педположений (гипо-

тез) проверяется путем сопоставления общих предпосылок с менее

общими, и в конечном счете на основе непосредственного соотне-

сения  с  описанием элементарных фактов.  Чтобы проделать этот

сложный путь необходимо нащупать точки  соприкосновения  поня-

тийного аппарата исследования с реальными событиями , содержа-

ние которых они отрицают.  Поиск эмпирических значений , поня-

тий  называют  его эмпирической интерпретацией,  а определение

этого понятия через указание правил фиксирования соответствую-

щих эмпирических признаков - операционным определением.

     Следующим этапом социологического  исследования  является

выдвижение рабочих гипотез .

     Гипотеза - главный методологической инструмент организую-

щий  весь процесс исследования и подчиняющий его внутреней ло-

гике.  В социологическом исследование гипотезы -  обоснованные

предубеждения о структуре социальных объектов,  характере свя-

зей между изученными социальными явлениями и о возможных  под-

ходах к решению социальных проблем.  Исходные посылки социоло-

гических гипотез черпаются где-то на грани между  наблюдениями

реальных событий и системой объяснений этих событий в понятиях

имеющейся социологической теории и смежных наук.  Если  значе-

ния,  которыми  мы  располагаем  не позволяют объяснить данные

наблюдений, возникают новые предположения, гипотезы. Рассуждая

подобным  образом мы пытаемся создать более или менее непроти-

                            - 21 -

воречивые концепции для объяснения интересующих  нас  явлений.

Если мы располагаем специальной социологической теорией в дан-

ной предметной области (военная социология, социология труда),

выдвижение гипотез значительно облегчается. Важно, чтобы гипо-

тезы были логически связаны в систему доказательств  выдвинну-

того объяснения. В таком случае, подтверждение данной гипотезы

дает дополнительные основания для принятия  в  соответствии  с

ней  посылки.  Проверка следующей посылки,  гипотезы предложит

новые подтверждения в пользу общей и т.д.  Понятно , что опро-

вержение  первой рабочей гипотезы требует выдвижение новых ги-

потез.

     Следующим шагом является формирование выборки. В подавля-

ющем большинстве случаев,  социолог использует тот,  или  иной

способ  выделения  из  большой совокупности явлений и объектов

изучения некоторой их части, в надежде, что на этой выборочной

совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования

в целом. Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследо-

вания и его гипотез.  Чем конкретнее сформулирована цель гипо-

тизы,тем правильнее будет решен вопрос о  выборке  .  Основное

требование предъявляемое в социологии к выборке- это ее репре-

зентативность. Требование репрезентативности выборки означает,

что по выделенным параметрам (критериям ),  состав обследуемых

должен приближаться к соответствующим пропорциям в"  генераль-

ной совокупности".  Между тем, строго репрезентативную выборку

по всем важным для проблематики исследования параметрам, обес-

печить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезенти-

тацию только по главному направлению анализа данных. Таким об-

разом, мы рассмотрели основные методологические вопросы социо-

                            - 22 -

логического исследования и переходим освещению конкретных  ме-

тодов сбора данных.

             _6. Методы сбора данных в исследованиях

           _общественного мнения воинского коллектива.

     Существует три  принципиальных  класса методов сбора пер-

вичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ докумен-

тов и опросы. Техника их применения однако, столь однообразна,

что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных ме-

тодов.  Но  любые  разновидности  использования того или иного

класса методов опираются на единое,  общие правило. Особое по-

ложение  в  комплексе  приемов сбора первичных данных занимают

эксперементальные медодики и психологические тесты . Те и дру-

гие,  предлагают одновременно, регистрацию фактов и четко ори-

ентированные приемы их обработки.

     Под наблюдением  в социологии понимают прямую регистрацию

событий очевидцем. В отличие от обыденного, научное наблюдение

отличается тем, что оно на основе ясной исследовательской цели

и четко сформулированных задач,  планируется по заранее  обду-

манной  процедуре,все данные наблюдения фиксируется в протоко-

лах и дневниках по определенной системе, информация полученная

путем  наблюдения  должна  подвергаться контролю на обоснован-

ность и устойчивость.

     Классификация наблюдений  производится по различным осно-

ваниям.

     По степени сформулированности,  выделяют неконтролируемые

                            - 23 -

(или не стандартные,  безструктурные) и контролируемые  (стан-

дартные,  структурные)  наблюдения.  В  первом,  исследователь

пользуется лишь общим,  принципиальным планом, во втором , ре-

гистрирует события по детально разработанной процедуре.  В за-

висимости от  положения  наблюдателя  различают  соучаствующее

(или  включенное)  и простое наблюдение в первом исследователь

имитирует вхождение в социальную среду,  адаптируется в ней  и

анализирует события,  как бы "изнутри" .  В простом наблюдении

он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюде-

ние  может производиться открытым способом и инкогнито,  когда

наблюдающий маскирует свои действия. Наконец одна из модифика-

ций  включенного  наблюдения  - так называемое стимулирующие в

процессе которого исследователь создает некоторую  эксперемен-

тальную  обстановку  для  того,  чтобы лучше выявить состояния

объекта,в обычной ситуации непросматриваемые . По условиям ор-

ганизации  наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естест-

венных условиях) и лабораторные(в экспериментальной ситуации).

Процедура  любого наблюдения складывается из ответов на вопро-

сы: Что наблюдать?, Как наблюдать?, Как вести записи?

     Исследования документальных  источников  тоже  может дать

информацию необходимую социологу в  его  исследовании.  Причем

документальной  в социологии называют информацию фиксированную

в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фото или

кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от обще-

употребляемого (обычно,  документом мы называем лишь официаль-

ные материалы).

     Однако основным методом изучения общественного  мнения  в

социологии  остаются  опросы и интервью .  Опрос - незаменимый

                            - 24 -

прием получения  информации  о  субъективном  мире  людей,  их

склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Говорят, что о на-

мерениях человека лучше всего можно судить по поступкам,  а не

по  словам,  и  вместе с тем это лишь часть правды.  Другая ее

часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут

и  не  найти  выражения в его поведении в данной ситуации,  но

проявляются в иных условиях и в других  ситуациях.  Только  по

совокупности  действий  человека  можно судить об устойчивости

мотивов и побуждений ,которыми он руководствуется.  Опрос поз-

воляет  мыслено моделировать любые нужные экспериментатору си-

туации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, моти-

вов и других субъективных состояний отдельных лиц и общностей.

Опрос привлекает исследователей еще и потому,  что он  кажется

почти универсальным методом. Будучи несомненно лучшим источни-

ком знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соб-

людении надлежащих предосторожностей позволяет получить не ме-

нее надежную,  чем в наблюдении или по документам информацию о

событиях прошлого или настоящего,о продуктах деятельности, ко-

роче - о чем угодно.  Спрашивать можно обо всем,  даже о  том,

чего самому не увидеть, не прочитать не удастся. Искусство ис-

пользования этого метода состоит в том,  чтобы  знать,  о  чем

именно  спрашивать,  как спрашивать,  какие задавать вопросы и

наконец,  как убедиться в том, что можно верить полученным от-

ветам,  добавив несколько других условий как-то:  кого спраши-

вать,  где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли уз-

нать все эти вещи,  не прибегая к опросу, мы получим более или

менее полное представление о возможностях этого метода.

     Существуют два больших класса опросных методов:  интервью

                            - 25 -

и анкетные опросы.

     Интервью -  проводимая  по  определенному  плану  беседа,

предполагающая прямой контакт интервьюера с репортером, причем

запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо

механически.

     Имеется множество разновидностей интервью.  По содержанию

беседы различают так называемые документальные интервью  (изу-

чение  событий прошлого,  уточнение фактов) и интервью мнений,

цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений. Особо вы-

деляются интервью со специалистами - экспертами,  причем орга-

низация и процедура интервью с экспертами существенно  отлича-

ется от обычной системы опроса.  По технике проведения сущест-

венно разнятся свободные, нестандартизированные и формалезиро-

ванные ( а также полустандартизированные) интервью.

     Свободные интервью - это длительные беседы (несколько ча-

сов)  без строгой детализации вопросов,  но по общей программе

("путеводитель интервью").  Такие интервью уместны  на  стадии

разведки в формулетивном плане исследования.

     Стандартизированное интервью предполагает, как и формале-

зованное наблюдение,  так и детальную разработку всей процеду-

ры,  включая общий план беседы, последовательность и конструк-

цию  вопросов,  варианты  возможных ответов.  В зависимости от

особенностей процедуры, интервью может быть интенсивным ("кли-

ническим", т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и сфокусиро-

ванными на выявлении относительно узкого круга реакций опраши-

ваемого.

     Цель клинического интервью - получить сведения о внутрен-

них побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокуси-

                            - 26 -

рованного - извлечь информацию о реакциях субъекта,  на задан-

ное воздействие.  С его помощью изучают например, в какой мере

человек реагирует на отдельные компоненты  информации.  Причем

текст  информации предварительно обрабатывается контакт-анали-

зом.  В фокусированном  интервью  стремятся  определить  какие

именно  смысловые  единицы  анализа  текста оказались в центре

внимания опрашиваемых,  какие на периферии, и что вовсе не ос-

талось  в  памяти.  Так называемые направленные интервью носят

"терапевтический" характер.  Инициатива течения беседы принад-

лежит здесь самому респонденту.

     Наконец по способу организации можно указать на групповые

и  индивидуальные  интервью.  Первые  применяются относительно

редко, это планируемая беседа в процессе которой исследователь

стремится  вызвать дискуссию в группе.  Сравнительно недавно в

нашей практике начали пользоваться популярностью техники  ква-

зиинтервью  в  "фокус-группах".  Опрос  по анкете предполагает

жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, яс-

ное указание способов ответа,  причем они регистрируются опра-

шиваемыми либо наедине с самим собой (заочный опрос),  либо  в

присутствии анкетера ( прямой опрос).

     Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию

и конструкции задаваемых вопросов.

     Различают открытые опросы, когда респонденты высказывают-

ся  в свободной форме.  В закрытом опросном листе все варианты

ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют

обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обс-

ледованиях общественного мнения и содержит  всего  3-4  пункта

основной информации, плюс несколько пунктов связанных с демог-

                            - 27 -

рафическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

     Групповое анкетирование отличается от индивидуального.  В

первом случае анкетируются сразу 30-40 человек:  анкетер соби-

рает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения

анкет.  Во втором - он обращается индивидуально к каждому рес-

понденту.

     При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью

выявляются  субъективные  мнения и оценки,  которые подвержены

колебаниям,воздействиям условий опроса и других обстоятельств.

Чтобы манипулировать искажение данных связанных с этими факто-

рами,  любую разновидность опросных методов следует  практико-

вать в сжатые сроки.  Нельзя растягивать опрос на долгое время

так как к концу опроса могут изменится внешние обстоятельства,

а  информация о его поведении может передаваться опрашиваемыми

друг другу с какими-то комментариями  и  эти  суждения  станут

влиять  на  характер  ответов тех,  кто позже попадет в состав

респондентов.

     Таковы в  общих чертах способы исследования общественного

мнения воинского коллектива (да и не только его). Способы эти,

а также количество полученного знания,  его плюсы и минусы не-

посредственно связаны с самой сутью социологического подхода к

исследованию общественного мнения, но было бы не верным забыть

о том, что большинство современных исследований в области нау-

ки,  это  исследования на стыке двух и более наук.  В нашем же

случае мы можем заметить,  что социология сама по  себе  наука

пересекающаяся  со  многими отраслями гуманитарного и даже ес-

тественного знания( математика, кибернетика и т.д.). К тому же

объекты  ее исследований столь многомерные явления,  для более

                            - 28 -

полного понимания которых требуется сочетание подходов.  Это и

послужило причиной моего интереса к социально-психологическому

аспекту рассмотрения воинского коллектива,  представление  его

как  весьма специфичной общности основными особенностями кото-

рой является то, что это формальные группы, с жесткой иерархи-

ческой структурой,  и жесткой регламентацией поведения,  часть

пребывающая в экстримальных условиях существования, что прида-

ет  социально-психологическому  подходу ряд новых возможностей

по сравнению с социологическим. Но к сожалению, это выходит за

рамки темы данной работы.

                           

                            - 29 -

                          2ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 0

     Изучение общественного мнения воинского коллектива крайне

сложная задача стоящая перед нашей военной социологией. Связа-

но это как 2  0со сменой общей,  парадично господствующей в теоре-

тической социальной мысли, а также со специфическими проблема-

ми  военной  социологии,  связанными с реформированием армии и

идущими в связи с этим социальными процессами, как в самих во-

оруженных силах, так и вне их. Ряд из этих процессов, к приме-

ру,  рост преступности вызывает  обоснованную  тревогу.  Перед

отечественной социологией стоит ряд непростых проблем,  предс-

тоит большая,  как теоретическая так и  конкретная  работа  по

проведению  прикладных  исследований.  Базой для этой работы в

каждой воинской части является достоверное  знание  социальных

процессов происходящих в ней. Глубокое выяснение и организация

работы по управлению этими социальными процессами -  первосте-

пенные  задачи командиров,  штабов,  органов по воспитательной

работе с личным составом, армейской и флотской общественности,

а  также  специализированных военных социологических организа-

ций.

                                                        

                            - 30 -

               2Список использованной литературы.

     1. Элизабет Ноэль "Массовые опросы." М-1993г.

     2. Ян Щепальский "Элементарные понятия социологии."

     3. "Современная Западная социология." М-1969г.

     4. "Основы прикладной социологии." М-1995г.

     5. Г.М. Андреева "Социальная психология." М-1996г.

     6. Нейл Смелзер "Социология." М-1995г.

     7. В.А. Ядов  "Социологическое исследование:  методология,

        программы, методы." М-1995г.

     8. Фролов "Социология." М-1995г.

     9. Донцов А.И. "Психология коллектива." М-1984г.

    10. Ковалев   В.Н.  "Социологический  воинский  колектив."

        М-1987г.

    11. Видичев А.Р. "Защита отечества - человеческий фактор."

        М-1973

    12. А.Н. Енсуков "История социологии." Минск-1993г.

    13. Раймон Арон "Этапы  развития  социологической  мысли."

        М-1993г.

    14. В.С. Барулин "Социальная философия."IIт. М-1993г.

    15. А.А. Какошин "Армия и политика." М-1995г.

    16. А.Л.  Свенцинкий "Социальная  психология  управления."

        ЛГУ-1995г.

    17. Грушин "Общественное мнемие ..."