Социология культуры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузбасский государственный технический университет

Учебная дисциплина «СОЦИОЛОГИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  № 1

ПО ТЕМЕ № 8 «СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»

                                                                                     

                                                                          Выполнил:

                                                                                                 студент гр. ГПт-54

                                                                           Зорин В.В.

                                                                          Проверил:

                                                                              Койнов К.А.

Междуреченск 2006

Тема:    «СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»

                          

                               ПЛАН

 1.  Введение.                                                                          2

2.  Культура, как социологическая теория.                    3

3. Нормы культуры и ее ценности.                                  11

4.  Заключение.                                                                    15

 Список литературы.                                                          16

 1. Ведение

Культура может быть определена как поведение, спе­цифическое для Homo sapiens, и как совокупность матери­альных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, це­ремоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к  научению и передаче знаний следующим поколениям.

Культура — широкое, сложное и многообразное явление, оно охватывает практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принад­лежности к одному сообществу. Она в значительной мере осу­ществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное по­ведение.

Для организованного и институционализированного об­щества характерна упорядоченность социальных связей и вза­имодействий, во многом обусловленная наличием в нем не­ких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести прочные верования, ценности и нормы пове­дения, которые организуют социальные связи и делают воз­можной общую интерпретацию жизненного опыта. Таким об­разом, в социологии культура определяется прежде всего как система социальных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

Другими словами, в более широком смысле культура — это результат человеческой деятельности.

2. Культура, как социологическая теория

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально оз­начал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, проис­ходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как со­творенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культу­ра включает в себя результаты материального и духовного произ­водства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони­мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия лю­дей со средой существования, которые они вырабатывают в совмест­ной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как систе­ма коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура—это коллективное программирование человеческого разу­ма, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамич­ное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, со­хранение и распространение предметов, идей, ценностных представ­лений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соци­альных ситуациях. Объектом социологического исследования явля­ются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом кон­тексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци­альным окружением, динамику развития культуры, которая позво­ляет определить уровень развития культуры сообществ и, следова­тельно, говорить об  их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собст­венную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индиви­да на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поко­ление. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, сущест­вует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь науч­ным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ­ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 куль­турных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти уни­версалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности. Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентриз­мом. Этноцентризм - весьма широко распространенное явление. Яр­ким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионер­ская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая совре­менными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, про­возглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соот­ветствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассмат­ривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывал данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом. Здесь перечислены только некоторые важные проблемы соци­ологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются од­ними из важнейших в социологическом исследовании, и мы  их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание  в социологии уделяется исследованию культуры как символиче­ской, ценностной и нормативной системы, направляющей и регули­рующей деятельность людей.                                           

Основные элементы культуры. Понятым и виды субкультур Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы  в том слу­чае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологичес­кой проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Ка­ковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познава­тельный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформули­рованные в определенных понятиях и представлениях и зафикси­рованные в языке. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качест­ве представителей (заместителей) других предметов и использу­ются для получения, хранения, преобразования и передачи инфор­мации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в про­цессе воспитания и образования. Именно это позволяет им пони­мать смысл сказанного и написанного.

   2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потреб­ности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей соци­ального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели  и смысле жизни);

2) универсальные:

 а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо­стояние, семья, родственники, образование, квалификация, право­порядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное поло­жение и  т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, добро­желательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, нацио­нальный суверенитет и т. д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление  абсолюту).

Только человек создает культуру, потому что он обладает ве­личайшим преимуществом — способностью обучать и обучаться через взаимодействия с другими людьми. Шимпанзе можно нау­чить доставать банан из труднодоступных мест, но не передавать эту мысль другим особям. Животное живет только инстинктами и собственным опытом, в то время как человек "стоит на плечах своих предков" и решает свои проблемы с учетом их совокупной мудрости.

 Только человек способен использовать символы, с помощью которых он развивает общение, позволяющее достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями. Используя символиче­скую коммуникацию, человек обменивается указаниями, откры­тиями, ценными мыслями, способами совместных действий. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилиза­цией. Человек дописьменной культуры всегда должен был дер­жать в памяти наиболее ценные образцы традиционных учений и верований. И если при этом у него была прекрасная память, он был ценен для окружающих как ходячая библиотека. Старые, много повидавшие и знающие люди всегда ценились и использо­вались в примитивных обществах именно по этой причине, они являлись хранителями обычаев, традиций и других элементов культуры.

Культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи, культурных образцов, вынуждена оставаться предельно простой. Однако использование письменности позволило практически неог­раниченно усложнять и развивать культуру, охватывая ее влияни­ем все более широкий круг людей. Письменность позволяла сохра­нять и передавать другим поколениям мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало воз­можность не только полностью транслировать их, но и практиче­ски в точности воспроизводить утерянные и разрушенные культур­ные комплексы по их описаниям. Даже неграмотный человек в современном обществе подвергается воздействию письменный куль­туры, потому что окружающие его люди формируют его культуру с помощью написанных слов. Афоризм, используемый еще при еги­петских фараонах, "как написано, так и будет сделано" — являет­ся основой жизни каждого цивилизованного общества.

Культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества в определенном направлении. Существует  две основные точки зрения на развитие куль­туры и общества.

Теория эволюционного развития культуры. Основным принци­пом этой теории является постепенное изменение культурных эле­ментов и культурных комплексов, в ходе которого они полностью преобразуются. Эволюционистская точка зрения была одной из самых влия­тельных теоретических концепций XIX в. Систематически изло­жил эту теорию впервые Ч. Дарвин в своей знаменитой работе "Происхождение видов...", вышедшей в свет в 1859 г. Согласно этой теории, человек произошел от низших форм жизни в резуль­тате прогрессивного приспособления к условиям внешней среды, через выживание биологических форм, более пригодных к борь­бе за существование. Основатели социологии широко использова­ли эволюционный метод при изучении вопросов культуры и со­циальной жизни. О. Конт в работе "Курс позитивной философии" описал три стадии, через которые, по его мнению, проходит че­ловечество: теологическую, метафизическую и позитивную (науч­ную). Г. Спенсер также был увлечен социальным дарвинизмом. Процесс социальной эволюции он рассматривал как определенную последовательность стадий, через которые все общества движут­ся от простого к сложному и от однородности к неоднородности. Результатом принятия классической эволюционной точки зре­ния было то, что в работах Конта и Спенсера наблюдается соци­альный оптимизм, так как они видели в общественном развитии только прогресс, движение к счастью и процветанию.

Однако после двух мировых войн, экономических депрессий и появления тоталитарных диктаторских режимов эволюциони­стский оптимизм в значительной степени снизился, и идея соци­альной эволюции стала считаться детской иллюзией. Многие ученые пришли к отрицанию того, что можно говорить о "высо­кой" или "низкой" культуре и утверждать, что каждая культу­ра — это лишь один из возможных путей приспособления людей к окружающей среде. Антропологи в свою очередь не согласились с тем, что изменения культуры всегда направлены от простого к сложному, ибо многие древнейшие культуры обладали большим богатством культурных образцов, более разработанной системой социальных норм, чем культуры современных обществ.

Все это привело к тому, что в настоящее время традиционная эволюционная теория практически не применяется в научном ана­лизе, а неоэволюционисты разрабатывают более гибкие и слож­ные способы объяснения развития культуры.

Диалектический метод и теория конфликтов. Диалектический Подход к проблемам развития культуры основан на более слож­ной и разработанной концепции. Это объясняется тем, что осно­вательный философский фундамент диалектического метода был заложен выдающимися философами Э. Кантом и Г. Гегелем, а также их многочисленными последователями. В области социо­логии культуры наиболее известными разработчиками этого подхода были К. Маркс, Г. Маркузе и другие представители франк­фуртской школы социологии.

Основной теоретический постулат диалектического подхода таков: все культурные образцы, произведенные людьми, представ­ляют собой конечные, т.е. недолговечные, явления. Уже при своем возникновении каждая из культурных норм и ценностей несет в себе зерна своей гибели. Однако до того как культурная норма или ценность прекратит свое существование, ее развитие должно пройти несколько стадий:

Первая — стадия роста заключается в изменении степени значимости данного культурного образца, его распространенности в какой-либо группе или обществе.

Вторая стадия заключается в достижении культурным образ­цом определенного предела, или границы, после чего он вступа­ет в конфликт с внешней средой и со своим внутренним содержа­нием.

Третья стадия — прекращение существования культурной нормы или ценности. Это не просто ее гибель, а скорее переро­ждение.

Сторонники диалектического подхода отрицают постепенное развитие культуры по восходящей линии, полагая, что процессы ее развития протекают скачкообразно, с частыми переходами от разнородности к однородности, от высоких культурных образцов к примитивным и обратно. Не отрицая в принципе идеи прогрес­са культуры, эти ученые полагают, что путь любой культуры к выс­шим и гуманным образцам извилист, противоречив, конфликтен и характеризуется частыми отступлениями от линии прогресса.

В настоящее время многие ученые придерживаются как эво­люционистской теории, так и диалектического подхода к разви­тию культуры. Отношения представителей этих разных концеп­ций носят характер сотрудничества в выработке некоторой синтетической теории, лишенной основных недостатков и эволю­ционистского подхода, и диалектического метода.

Если новая культурная норма или ценность принимается ши­рокой аудиторией как необходимая, полезная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образ­цами культуры данного общества, она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный обра­зец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в инди­видуальную культуру личностей, и процесс повторяется.

Гибкость культуры, ее способность изменяться и приспосабли­ваться к окружающей среде во многом зависят от скорости обра­щения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

3. Нормы культуры и её ценности

Нормы культуры — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.   Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма-заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Для одних многоженство — норма, для других — находится под строжайшим запретом.

  Различаются нормы по многим основаниям. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. Последние выступают прежде всего в виде закона, контролиру­ются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специаль­ными органами. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыда. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции, что особенно характерно для архаических обществ.

  Среди социальных норм некоторые исследователи выделяют нормы-правила и нормы-ожидания, нормы запрещающие и нормы поощряющие. К нормам-правилам можно отнести наиболее значимые моральные и правовые нормы, которые регулируют поведение человека в наиболее важных и ответственных узлах социальной жизни, обеспечивая гаран­тии целостности, устойчивости общества, социальной груп­пы. Нормы-ожидания — это ожидание желательного поведе­ния, это то, что не является строго обязательным, но хоте­лось бы. Нормы-ожидания чаще всего проявляют себя в пра­вилах хорошего тона, в моде и т. п.

Во все времена значительной была роль запрещающих норм. Не случайно к древнейшим культурным формам, вы­работанным человечеством, относятся религиозные и соци­альные запреты — табу. Так, благодаря запрету половых от­ношений внутри первобытной родовой общины (экзогамии) община стабильно функционировала как основная форма че­ловеческого сообщества тысячи лет. Таким образом, запре­щающие нормы очерчивают зону, сферу деятельности, вы­ход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. Причем в рамках различных куль­тур зона, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже. Например, в нашей стране лишь недав­но снят запрет на частнопредпринимательскую деятельность.

Нормы поощрения выглядят скорее как призыв к опре­деленному образу действий. Они оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы. Главная задача норм-поощрений — формировать у человека стремление к достижению успеха.

Ценности изучаются под различным углом зрения раз личными науками. Особая роль в их исследовании принадле­жит философии, культурологи, этике. Социологию ценнос­ти интересуют прежде всего как фактор, играющий опреде­ляющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т. е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре Их принято называть ценностями, и они являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Правда, не следует путать ценность как идеальное, воображаемое, как критерий с самим объектом, предметом, который уже признан цен­ным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле слова принято говорить о приобретении материальных ценностей.

Культура, рассмотренная в сугубо ценностном аспекте, — это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе.

В социальной системе ценности выполняют ряд функций Они выступают как: 1) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.; 2) критерий оценки ре­альных явлений; 3) смысл целенаправленной деятельности; I) регуляторы социальных взаимодействий; 5) внутренние побудители к деятельности. Другими словами, ценность и ори­ентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

Таким образом, ценности представляют собой сложный мир. Но мы ограничимся рассмотрением ценностей, выступа­ющих регуляторами взаимодействия людей в обществе, т. е. социальными ценностями.

 Социальные ценности — это разделяемые обществом или Радиальной группой (т. е. более или менее общепризнанные) убеж­дения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности отвечают на вопрос: как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть.   Среди социальных ценностей следует различать ценнос­ти экономические, нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры существуют прежде всего как целостность, система. Выражение этой целостности проявляется в менталитете общества, а так же в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности.   Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, в которых представлены 'желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека и под­креплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т. д.).

Значительными различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп обще­ства. Эти специфические черты выражают особенности соци­альных функций, выполняемых той или иной социальной груп­пой, в них представлены желательные для ее представите­лей варианты общественного устройства и т. д. Но возмож­ные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, при­знающих безусловную ценность человеческой жизни, ценность мира для людей, а также на базе общественных (общенаци­ональных, общенародных) ценностей, признающих приори­тетность сохранения единства нации, целостности государства и т. д.

                                

 4.Заключение

Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвыша­ет человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культу­ра способна с помощью нравственных норм закрепить несправед­ливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все соз­данное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить от­дельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожден­ной им культурой.

Список литературы.                                                       

1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов- н/Д., 2000.

2. Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.

3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.

4 Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М ., 1996.