Состав и функционирование ИС построенной по принципу "клиент-сервер" для численного обоснования решений

ДОКЛАД

1.В данной дипломной работе рассматривается состав и функционирование ИС построенной по принципу «клиент-сервер» для численного обоснования решений.

2.В настоящее время стремительными темпами распространяются сетевые компьютерные технологии. Предпосылками к этому служат процессы дальнейшего развития программных и аппаратных средств вычислительной техники. Так как любая ИС предполагает одновременную работу с ней пользователей различных категорий, то разумней всего было построить такую систему по принципу «клиент-сервер». Самое примечательное свойство архитектуры «клиент-сервер» состоит в возможности удалить клиента от сервера на любое расстояние без существенного снижения скоростных характеристик системы (даже в случае сложных запросов) и без всяких изменений в программном обеспечении. Удаленный клиент подключается к серверу с помощью телефонного или иного канала. Это свойство очень ценно для организации распределенной обработки данных. Кроме того, оно позволяет заменять СУБД, операционную систему и сервер, не изменяя программного обеспечения клиентской части системы.

3.Целью настоящей дипломной работы является разработка структуры и алгоритмов взаимодействия программных блоков интеллектуальной системы для оценки сложных объектов, построенной по принципу «клиентсервер». Конкретно рассматривается проектирование одного из блоков системы – блока управления данными и знаниями интеллектуальной системы, построенной по принципу «клиентсервер».

Проектируемый блок обеспечивает такие основные свойства системы как распределенность данных и знаний, параллелизм при доступе и обработке данных, гибкость при настройке, надежность и корректность всей информации.

4.Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать основные задачи, решаемые ИС в целом и ее отдельными блоками: АРМ администратора системы, АРМ эксперта, АРМ лица принимающего решения (руководителя), АРМ рядового оператора;

- разработать структуры данных и основные функции перечисленных автономных рабочих мест и серверного блока;

- разработать порядок взаимодействия всех блоков системы;

-         

Характер задач решаемых ИС, а также основные функции, выполняемые системой, во многом предопределяют ее структуру. Любая система только тогда может претендовать на звание экспертной, когда в ее состав входят блоки обеспечивающие непосредственно формирование экспертных оценок и обучение системы.

Для ИС необходимы средства настройки на конкретную предметную область. Кроме того, поскольку (как было сказано ранее) ИС представляет собой рабочее место нескольких категорий пользователей: администратора системы, экспертов - лиц принимающих решения, целесообразно придать системе сетевую архитектуру типа клиент-сервер (КС).

Все вышесказанное обуславливает необходимость выделения в разработанной ИС следующих, относительно самостоятельных подсистем:

- подсистема настройки и адаптации;

- подсистема управления базами данных;

- подсистема принятия и анализа решений;

- подсистема обучения;

- подсистема управления сетью.

1.Подсистема настройки и адаптации предназначена для настройки системы для решения конкретной предметной задачи;

2.Подсистема обучения предназначена для накопления знаний в предметной области, необходимых для решения конкретной задачи. Эта информация может отражать как субъективное мнение экспертов, так объективную статистику (обучающая выборка);

3.Подсистема управления сетью проектов, предназначенная для динамического связывания данных, относится к разным предметным задачам, но позволяющих решать более глобальные задачи;

4.Подсистема принятия и анализа решений предназначена для непосредственного формирования оценки сложных объектов, а также анализа и обоснования  вычисленных оценок;

5.Подсистема управления базами данных (БД)предназначена для ведения (ввод, удаление, редактирование, сортировка и т.д.) БД, содержащей оцениваемые объекты.

Описания подсистемы фактически являются АРМ-ами различных категорий пользователей. Так администратор системы должен пользоваться подсистемой настройки и адаптации, а также подсистемой управления сетью проектов и подсистемой управления БД.

Эксперты-специалисты в предметной области должны пользоваться подсистемами обучения и возможно подсистемами настройки и адаптации и подсистемами управления БД.

Лицо принимающее решение (руководитель) как правило пользуется только подсистемой принятия и анализа решений. Рядовые операторы обеспечивают внесение исходных данных в базу и являются основными пользователями подсистемы управления базой данных. На основании этого предлагается реализовать всю  универсальную экспертную систему в виде следующих пяти АРМ-ов:

- АРМ настройки и адаптации (“Администратор”);

- АРМ подсистема управления базами данных;

- АРМ принятия и анализа решений;

- АРМ обучения;

- АРМ управления проектов сетью.

С целью придания гибкости разрабатываемой системе целесообразно предусмотреть возможность конфигурирования любого из АРМ-ов, с учетом потребностей в конкретной организации. Это означает, что несмотря на совпадение названий подсистем и АРМ-ов, конкретному АРМ-у могут быть приданы функции не только основной подсистемы, входящей в его состав, но и функции других подобных подсистем. Как было сказано ранее АРМ управления сетью проектов (администратор) кроме того может быть снабжен функциями настройки и адаптации системы управления БД и т.д. АРМ-обучение, является рабочим местом экспертов, иногда целесообразно расширять функциями настройки и адаптации, функциями управления БД и функциями принятия и анализа решений. Таким образом название каждому АРМ-у дано по основной подсистеме входящей в его состав, при этом не исключается возможность включения в отдельный АРМ дополнительных функций других подсистем.

Отдельно необходимо рассмотреть вопросы взаимодействия между собой отдельных АРМ-ов. Поскольку по техническому заданию архитектура проектируемой системы строится по принципу клиент-сервер (КС), необходимо произвести такую декомпозицию отдельных подсистем, которая обеспечивала бы формирование типовых запросов от разных АРМ-ов и обработку этих запросов серверной частью системы. Именно поэтому в состав разработанной системы необходимо включить серверный программный блок, который непосредственно управляет всеми БД всех одновременно решаемых задач. Все обращения к любым данным системы происходят только через этот серверный блок.. Таким образом в серверном блоке должны быть части деллегированные ему описанными подсистемами. Это означает, что часть функций обеспечивающих настройку системы, ее обучение, вычисление и интерпретацию оценок, должны также выполняться и серверным блоком. Именно по этому в состав серверного блока включены соответствующие фрагменты.

Еще одним механизмом, обеспечивающим сетевое функционирование системы является механизм флагов состояния проекта, т.е. проект может находиться в одном из следующих состояний:

-создание проекта не завершено;

-проект не обучен;

-обучение проекта завершено;

-обучение для задач классификации с уточнениями.

Этот механизм обеспечивает координацию действий отдельных АРМ-ов через данные, а не через управление (через блок сервера). В соответствии с этим механизмом отдельные АРМ-ы как бы передают эстафету друг другу при создании модификаций и использовании конкретных проектов.

5. Уже само понятие "архитектура «клиент-сервер»" трактуется разработчиками по-разному. Все сходятся лишь в одном: для организации вычислительного процесса при распределенной обработке данных желательно использование архитектуры «клиент-сервер». Так, некоторые определяют архитектуру «клиент-сервер» как модель взаимодействия компьютеров и процессов в сети (классификацию моделей рассмотрим ниже). Для других утверждение, что некоторая информационная система имеет архитектуру «клиент-сервер», означает, что прикладная составляющая этой системы имеет распределенный характер и состоит из двух взаимосвязанных компонент, одна из которых (клиент) формирует и посылает запросы высокого уровня другой компоненте (серверу), задача которой состоит в обслуживании этих запросов.

Третьи считают, что в последнее время термин "клиент-сервер", к сожалению, девальвировался и стал применяться по отношению к любым локально-сетевым технологиям. Минской фирмой под архитектурой «клиент-сервер» понимается такая организация вычислительного процесса, при которой вся обработка происходит в основном на персональном компьютере, обращающемся с SQL-запросами к серверу, где содержатся общие базы данных. По сети циркулируют только SQL-запросы/ответы (а не фрагменты или отдельные записи СУБД, как в архитектуре файл-сервер), благодаря чему резко снижается нагрузка на сеть. Обработка данных при этом более равномерно распределяется между клиентом и сервером.

Обычно выделяются три модели взаимодействия клиента и сервера:

RDA (Remote Data Access), в которой компонента представления (пользовательский интерфейс) и прикладная компонента (логика работы программы) совмещены в клиентской части, а компонента доступа к информационным ресурсам (данным) размещена в серверной части.

DBS (DataBase Server), в которой компонента представления размещена в клиентской части, а прикладная компонента и доступ к информационным ресурсам - в серверной;

AS (Application Server), в которой компонента представления находится в клиентской части, прикладная компонента - в "сервере приложения", а компонента доступа к информационным ресурсам - в "сервере базы данных".

 Системы с архитектурой «клиент-сервер» могут быть двух- или трехуровневыми.

Система является двухуровневой, если она построена с использованием набора прикладных клиентских программ, имеющих общий доступ к ресурсам системы и работающих с сервером базы данных или SQL-сервером. Прикладная программа может при этом размещаться как в клиентской, так и в серверной частях в виде хранимых процедур, триггеров и правил.

Система является трехуровневой, если она содержит три следующие самостоятельные компоненты:

интерфейс пользователя, в функции которого входят только отображение (вывод) результатов и взаимодействие с пользователем;

сервер приложения, в котором сосредоточены все бизнес-функции, правила и/или хранимые процедуры;

сервер базы данных (в большинстве случаев - SQL-сервер СУБД), он же - менеджер ресурсов.

Легко видеть, что трехуровневая система относится к модели AS.

6.В работе проведен анализ функционирования различных ИС. Любая ИС предполагает одновременную работу разных категорий пользователей с единым пространством данных. В состав пользователей входят рядовые операторы, вносящие данные в базу, и эксперты осуществляющие обучение ИС и лица непосредственно принимающие решения, пользующиеся результатами работы ИС, а также администратор системы, обеспечивающий целостность данных. Для всех вышеперечисленных АРМ следуют клиентские части, на сервер же возлагается задача введения баз данных. Были проанализированы все эти части и программно реализован блок администратора

7.В ходе разработки интеллектуальной системы на базе технологии «клиент-сервер» достигнуты основные цели, поставленные перед началом проектирования.

Была разработана архитектура, структура данных, алгоритмы взаимодействия, программных модулей, образующих ИС на базе применения последних разработок в области технологий «клиент-сервер». В ходе выполнения дипломной работы были выполнены следующие задачи:

- исследована структура и функции ИС в целом и ее отдельных программных блоков - АРМ-ов администратора системы, эксперта, лица принимающего решения (руководителя), рядового оператор хранения компонентов модели;

- разработаны структуры данных и основные функции перечисленных автоматизированных рабочих мест.

- разработан порядок взаимодействия всех компонентов в целом.

- выполнена программная реализация модуля администратор.