Советская национальная политика в Сибири (до 1940годов)

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный Университет Гуманитарных Наук

Институт Политологии

Пулешков Евгений Сергеевич

 Советская национальная политика в Сибири

(до 1940 годов)

Реферат

Студента 3 курса, очного отделения

Преподаватель

Яхшиян Олег Юрьевич

Москва, 2007 год.

Содержание

1.     Введение……………………………………………………………..3

2.     Политика в центре  и на местах…………………………………….6

3.     Создание властных органов………………………………………...8

      Советы. Центрсибирь…………………………………………..8

      Сибревком………………………………………………………9

4.     Шаги новой власти………………………………………………….10

4.1.              Тува……………………………………………………...............10

4.2.              Бурятия………………………………………………………….12

4.3.              Якутия…………………………………………………………...16

4.4.              Алтай…………………………………………………………….19

4.5.              Средние и малые народы……………………………………….21

5.     Заключение…………………………………………………………...24

6.     Список используемой литературы………………………………….26

1. Введение.

Освоение Сибири и управление её с 1917 года базировалось на марксистской теоретической платформе, давшей основы для государственной политики и национально-правового строительства. Маркс и Энгельс отрицательно относились к идее и практике федерации, их симпатии были на стороне унитарного централизованного государства. Федеративная республика, по их мнению, как правило, либо является исключением и помехой нормальному развитию общества, либо представляет собой переход от монархии к централистской республике, как прогресс в определённое время и в определённом социальном пространстве, когда имеются благоприятные предпосылки для решения национального вопроса.

В течение долгого времени Ленин стоял на таких же позициях. Он считал, что в национальном вопросе ядром является реальное предоставление нациям и народностям права на самоопределение, на государственное отделение и образование самостоятельных государств. При этом следует отметить, что формула «право наций на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства» носила исключительно пропагандистский характер и была идеологическим мифом. «Самоопределение» интерпретировалось как суверенное право всякой нации или народности на свою территорию, свои национальные богатства и ресурсы, свободный выбор оптимальных способов экономического, политического, социального и культурного развития. Самоопределение может реализовываться в разных формах государственного устройства, в том числе и в форме федерализма. Форму государственного устройства каждая нация должна вбирать сама, опираясь на собственный суверенитет.

Было время, когда Ленин открыто выступал сторонником крупных многонациональных демократических государств. Но такой политический феномен, по его мнению, допустим лишь тогда, когда он не связан с применением насилия, когда объединение наций, вступающих в связь, основано на их собственной доброй воле. Исторический опыт и опыт современности дают достаточные аргументы в подтверждение того, что крупное государство с развитием социокультурного пространства, имеет преимущество перед мелким  в решении духовных, экономических, политических вопросов, в разделении общественного труда, в формировании и развитии рынка, в создании механизмов разделения больших и малых социальных проблем. Народы, как правило, лишь тогда требуют государственного отделения, когда национальный гнёт и национальные трения делают совместную жизнь невозможной. В свою очередь, это сопряжено с противопоставлением мнимого национального интереса действительному, с его раздуванием и превращением в фактор политической активности. Демократически проводимый принцип самоопределения, учитывающий наряду с национальными также межнациональные и глобальные интересы, способствует развитию центростремительных тенденций в многонациональном государстве.

Однако, даже сочувствуя идее централизованного государства, Ленин сравнительно задолго до революций говорил о наличии ситуаций, когда федерация становилась возможной и необходимой. В работе «Национальный вопрос в нашей программе», написанной в 1903 году, он отмечал, что в отдельных случаях, когда это вызывается исторической необходимостью, пролетариат и его партия могут не только выставлять, но и активно поддерживать требование об образовании федерации. В канун революции 1917 года Ленин неоднократно высказывался о целесообразности государственного устройства. Но к мысли о практической целесообразности федерации для России большевики пришли только после февральской революции 1917 года.

Если говорить о народных массах в России, включающих представителей множества разных этносов, то они, несмотря на определённое национальное неравенство и национальную рознь, сепаратистских настроений, как правило, не проявляли. И это укрепилось благодаря  Ленинской политике. Он считал, что дать равноправие  всем народам России недостаточно. Для того чтобы компенсировать многовековое угнетение народов со сторон русских,  эти народы, национальные меньшинства должны получить некоторые преимущества. (Позднее на Западе это назвали «позитивной дискриминацией»). Такая политика также предполагала, что, дав народностям определённые преимущества, блага, они почувствуют заботу о себе, и таким образом, осознают необходимость совместного сосуществования с Россией. А пока народности будут иметь собственную автономию, атрибуты государственности, они  достигнут более высокой стадии развития, повысится уровень хозяйственной, коммуникативной культуры, чем будет подготовлена база для их полноценного вступления в состав России.

2. Политика в центре и на местах.

Февральская революция привела к падению самодержавия. Буржуазия, взявшая политическую власть в свои руки, проводила националистскую политику, как в центре, так и на местах. Документы свидетельствуют, что в апреле 1917 года в Чите проходил первый общебурятсякий съезд. На нём был принят проект бурятской автономии. Бурятский национальный комитет не ставил при этом под сомнение необходимость курса Временного правительства, не претендовал на полный суверенитет бурятского народа. Несмотря на это, Временное правительство и его органы на местах резко заявили о несогласии предоставить Бурятии автономию. Что было причиной такого решения? Боязнь вмешательства в прерогативы правительства? Скорее всего, Временное правительство было демократичным на словах, но не в своих политических решениях и действиях.

Аналогичные проблемы в то время происходили и в других местах Сибири. Так, Алтайская горная дума ходатайствовала перед Бийским земством о выделении в самостоятельный уезд Горного Алтая. Но и эта попытка не получила поддержки со стороны центральных властей, не со стороны местных органов.

Приход к власти буржуазии не породил у народов Сибири полного доверия к правительству, не обеспечил единства действий, согласия в решении кардинальных проблем с учётом интересов этнических и полиэтнических образований. Добровольный, честный, взаимовыгодный союз народов России не получался. Очевидно, возникла сложность в развитии России, сложилась такая ситуация, когда буржуазные средства управления оказались недостаточно эффективными. В стране проверялись другие модели организации государственного строительства, не испытанные прежде нигде в мире. Им можно давать разные оценки, но конструктивные сдвиги в жизни народов происходили и этого нельзя отрицать.

Первым опытом и результатом использования принципов добровольности и сотрудничества в национально-государственном строительстве явилось создание Российской Федерации, учреждённой Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года. Формально был признан новый государственный порядок, который объявлялся советским и социалистическим и проявлялся в виде федерации свободных  республик разных народов, населявших Россию. Этот процесс проходил в стране и в Сибири тоже.

 

3. Создание органов власти.

3.1. Советы.  Центросибирь.

В октябре 1917 года в Петрограде совершилась революция, с которой начался крутой поворот в жизни России, в её социально-экономической и политической системе. За два дня до этого события, 23 октября 1917 года, в Сибири появился Центральный исполнительный комитет Советов Сибири (Центросибирь). Это был, несомненно, революционный орган власти. Его избрали на Всесибирском съезде Советов, проходившем в Иркутске и представлявшем ограниченное число Советов – всего 70. Среди 184 делегатов было 64 большевика, 35 – левых эсеров, 10 – социал-демократ-интернационалистов. Крестьянские Советы были представлены всего тремя делегатами. Центросибирь поддержала Петроградское вооружённое восстание и многое сделала, для того чтобы власть в Сибири перешла Советам.

Спустя 4 месяца, 16-26 февраля, в Иркутске прошёл Второй Всесибирский съезд Советов. Позиции Центросибири к этому времени окрепли, она превратилась в орган исполнительной власти. Создавались наркоматы по разным направлениям деятельности: военный, организационный, по труду и промышленности, по финансам, иностранным делам, по борьбе  с контрреволюцией.

Вырабатывались подходы к взаимоотношениям центральных и местных властей. В компетенции региональных властей находились все местные дела, за Центром оставались выражение и закрепление общегосударственного интереса, выработка стратегического политического курса. Решения по большим и малым вопросам принималось в столкновении взглядов, позиций и практических дел. Разногласия возникли по поводу заключения Брестского мира, против чего решительно и непримиримо высказался Второй Всесибирский съезд Советов.

В это время возник и решался в жарких спорах вопрос о создании Сибирской советской республики, как суверенного государства. Но внутренняя и международная обстановка оказалась для этого неблагополучной. Охвативший огромную территорию мятеж белочехов в мае 1918 года, вся сложная военно-политическая ситуация, ставившая вопрос о выживании новых ростков государственности в России и Сибири, ослабляли сепаратистские тенденции в Зауралье, способствовали интеграции с Центром, превращению страны в единый военно-политический лагерь. Конечно, страна переживала раскол, были сторонники сохранения старого режима, и были его непримиримые противники. Но и в этих условиях было положено начало централизации государственного управления.

3.2. Сибревком.

В августе 1919 года был создан Сибревком, председателем которого стал И.Н. Смирнов. Он был профессиональным революционером и с 18 лет находился в РСДРП. Он прошёл тюрьмы и ссылки, учавствовал в вооружённом восстании, а в декабре 1918 года возглавил Сибирское бюро ЦК РКП(б).

Сибревком становится высшей исполнительной властью в Сибири. Он действует в теснейшем политическом контакте с Москвой, воплощая в жизнь политику Центра на огромной территории с многонациональным населением. Сфера компетенции Сибревкома распространяется на Алтайскую, Енисейскую, Иркутскую, Омскую, Семипалатинскую, Томскую губернии и Якутскую область. Столицей объединившейся Сибири становится с ноября 1919 года Омск, а в 1921 году переводится в Новониколаевск. Функционально Сибревком был советским сибирским правительством, вникавшем во все вопросы мирной и военной деятельности, внутренней и международной политики.

4. Шаги новой власти.

4.1. Тува.

Специфически разворачивались события в бывшем российском протекторате – Урянхайском крае. В январе 1918 года в городе Белоцарск избирается Совет народных депутатов, но вскоре он будет арестован приверженцами старого строя. В марте 1918 года съезд представителей русского населения, проживашего в Туве, избрал Урянхайский краевой Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На съезде было принято решение об оказании помощи тувинскому народу в установлении самоуправления. Совет считал недопустимым вмешательство во внутренние дела тувинского населения. Месяцем позже по инициативе Совета была проведена национализация собственности российских и местных крупных землевладельцев.

В июне 1918 года параллельно проходили заседания съездов представителей тувинского и трудящегося русского населения, часть из них проводилась совместно. Тувинский съезд высказывался за образование самостоятельной народной республики.ю находящейся в дружбе с Советской Россией и развивающей конструктивные взаимовыгодные отношения с трудовым русским населением Урянхая.

Но первые Советы просуществовали в Туве недолго, менее четырёх месяцев. Против революционных преобразований выступили армия Колчака, китайские империалисты, местные феодалы и зажиточные землевладельцы. Гражданская война продолжалась более трёх лет. По её окончанию победителем вышли местные крестьяне-скотоводы. Их успех обеспечивался союзом со значительной частью русского народа.

В августе 1921 года собрался Всетувинский учредительный хурал, объявивший Туву самостоятельной народной республикой и принявший её конституцию. Присутствовавшая на хурале делегация России поддержала предложение о самоопределении Тувы.

Национально-государственное самоопределение Тувы не было лёгким делом. Этот край ещё не вышел из рамок традиционной аграрной цивилизации. Политический авангард революции – Народно-революционная партия образовалась только в 1922 году.

Конституция Тувинской Народной Республики (ТНР) признавала покровительство Советской России в сфере международных отношений. В Туве была создана русская самоуправляющаяся трудовая коммуна. Советское правительство приветствовало образование ТНР и оказывало содействие коммуне.

Республика прошла в своём развитии до воссоединения с СССР два этапа. На первом этапе были проведены антиимпериалистические и антифеодальные преобразования. Проведены конфискация имуществ феодальных хозяйств и передача его госхозам и трудовым хозяйствам. На втором этапе Тува объявила курс на некапиталистическое движение к социализму. Этот этап для республики был сложным. Народ Тувы также почувствовал репрессии, прокатившиеся по стране. Столкнулся с объективными хозяйственными трудностями. Но успехи были достигнуты. В Туве создавались государственные промышленные предприятия, формировался национальный рабочий класс, а также интеллигенция. На всём протяжении существования молодого независимого государства Тувы, СССР оказывал ему многостороннюю помощь. Советский Союз поставлял тувинцам машины, тракторы, оборудование – не от изобилия, а такова была политика, которую страна проводила по отношению к дружественным государствам, отставшим в социально-экономическом развитии и нуждавшимся в поддержке. Это был действительно интернационализм на практике, поддержка в международных отношениях, зримые черты становления более высокого уровня цивилизации, чем индустриальная.

В Туву отправлялись продовольствие, хлеб, посылались кадры профессионалов высокого уровня для формирования структур индустриальной цивилизации и работы на промышленных предприятиях, в сфере науки и образования. Для республики готовились собственные кадры специалистов, учителя, врачи и так далее. Но, всё таки, потребность в такого рода кадрах была выше, чем реальный объём их подготовки. Но это был явный прогресс в развитии отраслей, которые нуждались в работниках умственного труда. До 1930 года тувинцы не имели своей собственной  национальной письменности. В её создании помощь оказали советские учёные по заданию правительства СССР.

4.2. Бурятия.

 Сложный путь был пройден после революции бурятской государственностью. Сказывались экономическое отставание и хозяйственная разруха, опасная деструктивная деятельность националистов в Прибайкалье и Забайкалье, усугубившиеся непростой международной и внутриполитической обстановкой. В марте 1920 года в Забайкалье установилась Советская власть. Но сложные международные отношения побудили в это время создать политическую структуру переходного типа -Дальневосточную Республику (ДВР). В политическую карту Сибирского суперрегиона наряду с другими образованиями оказалось включенным и буферное государство ДВР. Оно стало фактором политического определения у ряда народов.

Создание ДВР привело к тому, что бурятское население оказалось разобщенным. Часть его находилась на территории к западу от Байкала и имела подданство Российской Федерации. Буряты, жившие на территория к востоку от Байкала, стали подданными ДВР. У тех и других была своя специфика развития политического процесса.

На западе буряты с января 1920 года начали создавать аймачные, хошунные (волостные) и булучные (сельские) органы власти, ревкомы, подчинявшиеся Иркутскому губревкому. Была образована Бурсекция РКП(б), призывавшая бурят к интернациональной деятельности в союзе с русским рабочим классом и крестьянством, к укреплению Советской власти в бурятских районах на бурятской земле.  

Иначе обстояли дела на востоке. В ДВР продолжалась  гражданская война, шли бои с войсками иностранных интервентов. Неоднозначной была позиция эсеров и меньшевиков, местных бурятских националистов, имевших прочное положение в Бурнардуме. Велико было влияние на бурятское население ламаистского духовенства. Националисты предпринимали немало усилий для обособления бурят от русского населения, стремились изолировать аймаки от селений соседей-небурят, создать автономию, абсолютизирующую этнические интересы. И эти усилия давали плоды. Но существовала и другая тенденция, в развитии которой принимали активное участие местные большевики. У них были установки на интернациональное единство, солидарные действия. Постепенно круг приверженцев этих установок расширялся.

В октябре 1920 года центральные российские власти предпринимают ряд шагов, направленных на образование бурятской автономии в Предбайкалье. В это время был подготовлен проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами, в котором акцентировалось внимание на необходимости проведения в жизнь принципа автономии с учетом конкретных условий. Речь шла в первую очередь о калмыках и бурят-монголах. В этом национальном пространстве следовало проводить национальную политику государства через местные органы власти, в которых были представители коренного населения.                 

На расширенном заседании Сиббюро ЦК РКП(б), состоявшемся 24 октября 1920 года, было признано преждевременным образование бурятской республики в ДВР и предложено создать орган, проводящий политическую и культурно-просветительскую работу среди бурят Предбайкалья и Забайкалья. Ряд причин побудили Сиббюро не форсировать решение вопроса о забайкальской бурятской автономии, но вместе с тем явились стимулом подготовки       таких условий, которые сделали бы возможным его практическое Рассмотрение в ближайшее время. Был создан особый центр - ЦК бурят-монголов (Бур. ЦК) Восточной Сибири.

 Сиббюро 28 февраля 1921 года приняло решение о своевременности создания в РСФСР автономной области из четырех бурятских аймаков. С 28 октября по 5 ноября 1921 года в Иркутске проходил Учредительный съезд бурят Иркутской области и Прибайкалья, принявший решение об образовании Бурятского областного ревкома. Формировался советский и партийный аппарат Бурятской автономной области. ВЦИК 9 января 1922 года своим декретом закрепил образование Бурятской автономной области в составе РСФСР. Руководящим органом бурятской автономии временно стал Бур-ревком. В аймачных ревкомах на принципах интернациональной солидарности власть осуществляли так называемые тройки: двое бурят и один русский. Складывались предпосылки для преодоления национальной разобщенности, нахождения оптимального механизма развития межнациональных отношений.

А как обстояло дело с развитием бурятского этноса в Забайкалье? Какие национально-государственные формы там использовались? Бурятская автономная область была создана и в ДВР, но на основе иных принципов, чем в Российской Федерации. Это были принципы национально-территориального обособления административно-территориальных единиц.

В литературе высказываются разные оценки возможных форм федерации. В работах советских исследователей автономия на основе административного деления оценивалась исключительно как форма «буржуазная», ориентированная на разъединение и противопоставление наций. В качестве «классического» и «оптимального» рассматривался вариант национальной автономии. Но на практике в СССР и России национальный вариант оборачивался националистическим. Проблема использования административной структуры в федерации для россиян, и сибиряков в том числе, представляет не только теоретический, но и острый практический интерес.

В ДВР было сильным влияние нойонской верхушки и ламаистского духовенства. На востоке образовался иной тип автономии, которую возглавляла местная национальная элита. Это был компромиссный вариант политического развития. Но затем от этого варианта началось развитие в направлении общей для 20-х годов модели автономии в РФ.

После разгрома японских интервентов и освобождения Владивостока в конце 1922 года ДВР воссоединилась с РСФСР. Было признано нецелесообразным сохранение двух бурятских автономий. Президиум Бурят-Монгольского областного комитета РКП(б) поставил перед центральной властью вопрос о слиянии двух областей и образовании автономной Бурятской Республики которая называлась «Советская» и «Социалистическая». Но эти два последних названия отражали не столько наличный статус республики, сколько ожидаемые перспективы, в соответствии с государственной идеологией того времени - предположительные результаты.

Президиум ВЦИК 30 мая 1923 года декретировал создание единой Бурят-Монгольской АССР, в которой преобладало население русской национальности. Центром республики стал Верхнеудинск. В ее органах власти были представлены буряты, русские, а также другие этнические группы, населявшие Бурятию. Наиболее массовое представительство было у крестьян, что обусловливалось социальной структурой республики. В декабре 1923 года I республиканский съезд Советов в Верхнеудинске избрал и образовал правительство (Совнарком) республики. Совершился переход от областной формы автономии к республиканской, и это был определенный прогресс в развитии бурятской государственности.

Можно ли считать, что в первые годы Советской власти, а затем и в последующий период такой механизм был свойствен только бурятам? Отнюдь нет, и это станет очевидным из дальнейшего рассмотрения процессов становления и развития государственности у народов Сибирского суперрегиона.

4.3. Якутия.

 По-своему, но в чем-то очень похоже на процессы в Бурятии разворачивались политические события в Якутии. Это огромная провинция, на территории которой без труда разместился бы десяток западно-европейских стран. Якутию в самодержавной России называли «тюрьмой без решеток». Сюда на протяжении десятилетий высылали революционеров, борцов за свободу. Среди них были люди разных поколений, придерживавшиеся разных взглядов на социальное и политическое устройство России: декабристы, дворяне-революционеры, разночинцы и социал-демократы (большевики и меньшевики), анархисты и эсеры.

В XX веке Якутия включилась в противоречивый процесс созидания новых форм социальной жизни, политического устройства, индустриальной цивилизации. Были в Якутии и сторонники, и противники социальных перемен, и конфронтация между ними разворачивалась часто в острых формах, противостояние обретало жесткий и жестокий характер.

Власть в Якутске 15 декабря 1919 года перешла в руки военно-революционного штаба Красной Армии. Решением Сибревкома административные органы Якутии 20 апреля 1920 года были временно подчинены Иркутскому губревкому. Это создавало для коренного населения благоприятные условия для осознания своих национальных интересов. Было сформировано Якутское бюро РКП(б). Якутская область восстанавливалась как самостоятельная административная единица. Готовились местные кадры для органов государственной власти и структур самоуправления. Это способствовало привлечению бедноты на сторону государства, изоляции тойонов.

Автономия - сложное социальное явление. Она может быть и шагом вперед по, пути прогресса, и попятным движением, иметь разный социальный смысл и содержание. Учитывая сложную обстановку, коммунисты Якутии не форсировали решение вопроса о предоставлении ей автономии, потому что лозунг о самостоятельности как средстве разрыва с Россией в это время широко использовали якутские националисты, феодально-тойонские круги. Требовалась большая разъяснительная работа с неискушенными в политике людьми по поводу того, что такое автономия, каковы ее возможности и пределы.

Наркомнац России принял к сведению, какая большая просветительская работа была проведена в Якутии для развития политического сознания населения. Итогом этой работы стало повышение политической культуры социально-политически активного населения огромного региона. Учитывая это обстоятельство, Наркомнац дал принципиальное согласие на предоставление Якутии автономии. На губернском совещании, состоявшемся 19-22 июня 1922 года, было принято решение начать подготовительную работу по созданию и развитию национальной государственности Якутии, связывая ее с дифференциацией населения края, политической активизацией бедноты, и изоляцией тойонов. В этих целях широко использовались печать, работа школ, устная агитационная и пропагандистская деятельность по разъяснению сущности и конкретного содержания национальной политики государства.

С 3 по 8 октября 1921 года проходил съезд уездных и волостных ревкомов Якутии. Участники его постановили: провозгласить автономию Якутии в рамках Российской Федерации. Борьба за автономию в это время обострялась в связи со вспыхнувшим вооруженным выступлением тойонов и остатков белогвардейцев. При его подавлении были допущены серьезные ошибки, жестокость и преступления.  Недооценивались сложность национальных отношений в Якутии, устойчивость традиций, наличие духовной близости разных слоев одного, якутского, народа, авторитет тойонов у широких слоев коренного населения.

В борьбе за новую, неведомую жизнь значительная часть коренного населения края связывала свои надежды на лучшее будущее с российской властью, в которой видела или хотела видеть надежную защитницу своих интересов. Президиум ВЦИК 16 февраля 1922 года принял постановление об образовании Якутской АССР. Ее население составляло в то время 300 тысяч человек. Более 80 процентов из этого количества приходилось на долю якутов. Территория же Якутии охватывала около 4 миллионов квадратных километров.

Молодая Якутская Республика в это время решала две сложные задачи. Одна из них состояла в окончательной ликвидации мятежа и установлении спокойной жизни как предварительного условия социальных преобразований. Мятежники захватили значительную часть республики и пытались запугать население кровавым белым террором. Красная армия и местные власти повели решительную борьбу с мятежниками, проявляя вместе с тем возможный в те времена гуманизм по отношению к лицам, колеблющимся, оказавшимся втянутыми в повстанческие отряды из-за своей политической незрелости, к тем, кто добровольно сложил оружие.

С помощью частей Красной Армии, направленных Сиббюро помощь Якутской Республике, мятежники в июне 1922 года были разгромлены и стали откатываться на север и восток края. Местное население адаптировалось к новым социальным условиям, постепенно осознавало, в чем суть преодоления давнишнего экономического и культурного отставания. Оно оказывало помощь Красной Армии в восстановлении власти Советов и установлении режима стабильности.

Всеякутский учредительный съезд Советов состоялся 27 Декабря 1922 года. Более половины его делегатов (58 из 102) были якутами Съезд поблагодарил ВЦИК за предоставление Якутии автономии и внес свои предложения по выработке широкой программы предстоящей политической, экономической и культурной деятельности в республике. Были избраны ЦИК и правительство.

Вторая задача заключалась в развитии экономики Якутии, во вступлении республики на путь национально-государственного самоопределения. Впереди было еще много трудностей и нерешенных задач. Это и разгром отрядов генерала В.Н. Пепеляева, и борьба с националистически настроенной частью интеллигенции. Следует иметь в виду, что не вся интеллигенция была настроена националистически, но даже среди так называемых националистов не все были «врагами своего народа», многие из них стояли за сохранение национальных культурных традиций. Надо было сотрудничать с этими людьми, но у новых властей порой не хватало для этого ни желания, ни умения. Всякое инакомыслие возводилось в ранг политического преступления, всякая оппозиция, сколь бы конструктивным потенциалом она ни обладала, была нежелательна и гонима.

Однако республика все-таки развивалась и решала многие социальные задачи, которые необходимо было решать. Постепенно преодолевалось экономическое и культурное отставание, отбрасывались суеверия и все отжившее, предпринимались реальные шаги к достижению фактического равенства с другими народами страны, сотрудничеству с ними. Якутия обретала признание в мировом сообществе. Ее золото, алмазы - предмет зависти.

4.4. Алтай.

 Исторический процесс созидания и развития национальной государственности разворачивался и на юге Сибири, на Алтае. После изгнания колчаковцев с территории Горного Алтая там началось восстановление Советской власти, создавались новые политические структуры, усиливалось их влияние на население. Разъяснялась суть государственной национальной политики, развивались конструктивнее и взаимовыгодные отношения между русским и алтайским населением края.

В 1920 году по инициативе Алтайского губкома РКП(б) образовался Горно-Алтайский уезд. При Горно-Алтайском ревкоме создали отдел национальностей. Этот отдел много сделал для вовлечения алтайцев в активную социально-политическую, хозяйственную и культурную деятельность. Алтайцы-кочевники стали понимать, что советские органы власти в основном отстаивают их интересы, помогают продовольствием, обеспечивают защиту от преступных банд, действовавших в то время в крае.

Период перехода от продразверстки к продналогу обострил противостояние крестьян и байских элементов, потребовал повышенной бдительности и активности. На борьбу с противниками преобразований, перехода к новой экономической политике, пытавшимися использовать средства криминального мира, поднималось местное алтайское население. В селах создавались отряды самообороны. Население убеждалось в необходимости солидарных действий трудящихся всего уезда независимо от их национальной принадлежности.

Проводя определенный курс национальной политики, власти на Алтае, коренные жители этих мест проявляли инициативу относительно образования здесь автономии. ВЦИК в июне 1922 года принял постановление о создании Ойротской автономной области за счет населения и территории Горно-Алтайского и Бийского уездов Алтайской губернии с центром в селе Улала (ныне это Горно-Алтайск). Власть передавалась ревкому, который должен был осуществить ряд переходных мероприятий. В августе 1922 года здесь были созданы органы партийной и местной государственной власти.

Образование алтайской автономии создавало предпосылки для ускоренного развития народа, находившегося в ту пору на перепутье между феодализмом и капитализмом. Путь к новой социальной организации алтайцам открывала государственная национальная политика, а более широко - весь политический курс того времени. Решение созидательных задач происходило на основе взаимопомощи народов, алтайского и русского населения этой южной территории Сибири.

В апреле 1923 года прошли выборы в Советы, состав которых на Алтае был преимущественно крестьянским. Среди избранников преобладали сельская беднота и середняки. Советы Алтая представляли собой специфическую форму политического союза местного населения с рабочим классом России. Они решительно становились на путь созидания новых форм социальной жизни. 1 мая 1923 года открылся Первый областной съезд Советов, участники которого заявили о признательности крестьянства Ойротии советским властям за предоставление права на самоопределение.

4.5. Средние и малые народы.

 Вслед за бурятами, якутами, алтайцами обрели те или иные формы национального самоопределения и другие сибирские народы. В ноябре 1923 года решением ВЦИК был создан Хакасский уезд, преобразованный в 1925 году в округ, а в 1930 - в Хакасскую автономную область. В Сибири выделялись также национальные районы и национальные сельские Советы. Это способствовало привлечению к участию в управлении, к активной политической деятельности большого числа лиц из местного населения.

Идея Советов и на Севере, в том числе на севере Сибири, нашла своих приверженцев и проводников. Советская власть рождалась там в суровой и сложной борьбе, которая шла не на жизнь, а на смерть. После окончания первой мировой войны, во время гражданской войны ряд малочисленных народов оказался на грани гибели. Обострилась нищета, голод стал обычным явлением, эпидемии уносили сотни жизней. Необходимо было предпринимать решительные действия для спасения малых этнических групп.

К лету 1918 года на севере Сибири были созданы уездные и волостные Советы. В ходе гражданской воины большинство тружеников Севера и Востока вставало на сторону Советов: коренные жители выполняли обязанности проводников партизанских отрядов, вступали в ряды Красной Армии, как могли участвовали в бурных исторических событиях своего времени. Окончилась гражданская война, надо было думать о будущем, работать ради него. Но будущее для народов Севера и Востока не могло наступить само собой, ибо еще совсем недавно они были исключены из политики. Надо было развивать культуру аборигенов, их политическое сознание, искать и предлагать доступные для них формы социальной активности.

Предполагалось советизировать народы Севера и Востока, ввести в состав Советов представителей коренного населения, сделать Советы понятными для малограмотных людей институтами управления и самоуправления. Там, где не сформировались даже зачатки капиталистических отношений, не сложился национальный рабочий класс, не было своей интеллигенции, переход от родоплеменного самоуправления к национальной государственности был длительным и сложным процессом, при этом активную помощь и руководящее влияние оказывали российский рабочий класс и интеллигенция.

По указанию X съезда РКП(б) в районах Севера и Дальнего Востока с начала 20-х годов распространяется первоначально потребительская, а затем и производственная кооперация. В 1924 году ВЦИК РСФСР организовал при своем Президиуме Комитет Севера. Этот орган многое сделал для изучения положения в районах, населенных малочисленными народами, разрабатывал программу и систему мероприятий по оказанию им помощи в обеспечении продовольствием, организации просвещения и здравоохранения, подготовке кадров из числа коренных жителей, развитии национальной государственности.

В 1928-1929 годах у малочисленных народов Сибири существовало более 120 школ, из них треть представляли собой школы-интернаты, их учащихся государство взяло на полное обеспечение. Для обучения взрослых открывались пункты ликбеза. Ханты и ненцы в 1925 году посещали занятия по программе школ политграмоты. Политическое просвещение кочевников осуществлялось также и в заезжих домах, домах туземцев. Представители коренного населения знакомились с докладами Ленина о Советской власти, им разъясняли официально принятую программу построения социализма в СССР и регионах.

Большое значение придавалось созданию и расширению партийных организаций в национальных районах. Они вели работу с беднотой и середняками, активистами советского и кооперативного движения, со всем оседлым и кочевым населением. В 1922 - 1925 годах здесь появились и первые ячейки ВЛКСМ. В 1929 году, например, на Дальнем Востоке у малочисленных народов насчитывалось 26 ячеек ВЛКСМ, в которые входило 240 комсомольцев, в том числе 28 девушек.

Общественные организации проводили большую работу по развитию у населения политического сознания. Это способствовало процессу национально-государственного строительства в северных и восточных районах страны. Формировались национальные округа, в которых, как и в других национально-государственных образованиях, органы власти и управления, суды, школы работали, как правило, на родных языках малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

У отставших в развитии народов создавались более простые и доступные сознанию формы организации. В частности, формировались родовые туземные Советы. В 30-е годы в Красноярском крае были созданы Таймырский и Эвенкийский автономные округа, в Камчатской области - Корякский, в Магаданской - Чукотский, в Тюменской - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, в Читинской - Агинский Бурятский, в Иркутской - Усть-Ордынский Бурятский. Население каждого составляло около 10 тысяч человек с преобладанием в его составе малочисленных народов.

5. Заключение.

Становление и развитие национальной государственности в Сибири происходило в бескомпромиссной борьбе с национализмом во всех его проявлениях, а также со всякими попытками, какой бы фразеологией они ни прикрывались, насаждения тех или иных форм великодержавного шовинизма. При этом создавались новые мифологические штампы, наносившие немалый вред механизмам государственного устройства.

Если говорить о причинах и следствиях столь быстрого, хотя и нелегкого решения проблем национально-государственного строительства в Сибири, то следует отметить, что оно было связано с реализацией идеи государственности, выдвинутой еще в XIX столетии, сохранением традиций соборности, общинности, коллективизма. Использовались идеи реформаторов прошлого в частности, бывшего генерал-губернатора М.М. Сперанского, мысли которого о формах организации малочисленных этносов нашли некоторое воплощение в практике в советское время. Решение этих проблем сопряжено и с функционированием партии, хотя в нем проявился и  постепенно  все более обострялся открытый  Р. Михельсом и М. Острогорским железный закон олигархических тенденций. В соответствии с этим законом массовая партия, созданная для завоевания демократии народу и рядовым партийцам, отчуждает их от власти, сосредоточивая всю ее полноту в руках политических лидеров, партийной элиты. С одной стороны, партийное руководство способствовало организационному воплощению идей государственного строительства, с другой - вставляло спицы в его колеса, допуская ошибки, основанные на волюнтаризме и непросчитанности части решений.

Сибирские большевики использовали различные организационные меры для развития самодеятельности народных масс в борьбе за реализацию государственного национального политического курса. Важное значение в объединении патриотических сил Сибири, решении общих задач имело, например, общесибирское совещание представителей народов этого края, проходившее в Омске в феврале 1921 года. 24 февраля «Советская Сибирь» писала: «В первый раз... ''сибирские инородцы" получают возможность собраться вместе, обсудить свои нужды и разрешить наболевшие вопросы, применительно к своим бытовым, климатическим и культурным особенностям».

Форма Советов оказалась действительно эффективной для решения задач государственного строительства на местах. Но так было только при одном непременном условии: если не нарушалась законность, соблюдался строгий правопорядок. Правоохранительные органы на словах действовали исключительно в интересах национальной идеи, но слова зачастую расходились с делами. От нарушений законности страдала и великая нация - русский народ, и средние и малочисленные народности. Люди поддерживали идею социализма, но эта идея порою дискредитировалась самым грубым образом. Было предано забвению, что благородная цель достижима только благородными средствами. Идея Советов была конструктивной, но средства их создания и функционирования во многих случаях далеко не соответствовали высоким идеалам. В дальнейшем это привело к некоему отчуждению людей от власти и утрате интереса к ней.

Российская Федерация стала основой консолидации народов различных национальностей. Право на самоопределение в известной мере сопрягалось с учётом специфических традиций разных народов страны. Хотя в государственном строительстве происходило и немало существенных трудностей, первоначально происходило освобождение народов. Формировались и развивались разные виды автономии, и при всей их ограниченности и формальности они порождали предпосылки для раскрытия и развития государственных начал у многих народов Сибири, что открыло необходимые условия для вступления народов Сибири в качественно преобразованное Российское государство.

6. Список используемой литературы

1.  Олех Л.Г. История Сибири. Феникс. Ростов-на-Дону, 2005

2.  Буровский А.М. Крах империи. Аст. М., 2004

3. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. Эксмо.  М., 2005