Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самарский Государственный Экономический Университет

Кафедра экономической и социальной географии

Доработка к курсовая работа

по экономической географии на тему:

Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития

Выполнила

студентка I курса

специальность - ФиКр, 3-я группа

Федоровичева Анна Алексеевна

Научный руководитель:к.г.н. доцент

Александрова Т.Е.

Оценка при защите ___________

Дата защиты ___________

Самара, 2008

Содержание

Введение …………………………………………3

Глава 1. Определение, структура, значение авиационного транспорта

    1. Определение, структура авиационного транспорта…………………..4

    2. Значение авиационного транспорта в транспортном комплексе и экономике России………………………6

    3. Факторы, влияющие на территориальную организацию авиационного транспорта………………………..8

Глава 2. Современное состояние авиационного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики…………………….9

    1. Воздушный транспорт по перевозке грузов и пассажиров……….14

    2. Воздушный транспорт, предоставляющий другие услуги (агрохимические работы в с/х, МЧС, перевозка почты и др.)…….16

Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития воздушного транспорта России

    1. Проблемы………………..17

    2. Основные направления развития воздушного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики………………19

Заключение…………………….25

Приложение……………………26

Список литературы………………….29

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала тему «Современное состояние авиационного транспорта России и перспективы его развития», потому что выросла вокруг самолетов и эта тема мне интересна. В такой огромной стране, как Россия, воздушный транспорт просто незаменим. От западных границ до Дальнего Востока поезда идут больше недели, а путешествие на самолёте занимает меньше суток. Ещё более ощутим выигрыш во времени, если необходимо добраться в удалённые северные районы, где не ходят ни поезда, ни автомашины, а реки и моря замерзают на несколько месяцев.

Первая воздушная российская линия Москва - Нижний Новгород (протяжённостью около 400 км) была открыта в 1923 году. С тех пор страну покрыла густая сеть авиалиний. Особенно быстро гражданская авиация стала развиваться в начале шестидесятых годов , когда скоростные турбореактивные и турбовинтовые самолёты начали вытеснять более тихоходные поршневые.

Преимущество авиации - скорость. В пути самолёту не мешают ни горы, ни реки, но полёт могут отменить из-за погоды. Особенно опасны грозы. Взлёт и посадку сильно затрудняют туманы, дожди, снег и сильный ветер. В то же время самолёты - самый дорогой вид транспорта, поэтому ими пользуются главным образом пассажиры, следующие на далёкие расстояния.

Авиация находится в состояние развития, но есть много не проблем, которые все еще не решаемы. Крушение самолетов, загрязнение атмосферы и т.д. Актуальность моей темы в том что состояние авиационного транспорта изменяется с каждым годом. В 90-е оно было одним, сейчас совершенно другим. И будет развиваться далее. В своей работе я хочу показать состояние авиационного транспорта в наши дни и перспективы его развития в дальнейшем.

Глава 1. Определение, структура, значение авиационного транспорта

    1. Определение, структура авиационного транспорта

Авиационный транспорт - это транспорт производящий перевозку грузов пассажиров по воздуху. Характерны высокие скорости, способность преодолевать большие расстояния. Используется в первую очередь для доставки срочных грузов и в труднодоступных районах. Самые крупные «воздушные державы» - США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада.

Гражданская авиация России - это многоцелевая и сложная отрасль с большим и разнообразным парком воздушных судов, широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий, научных и учебных заведений, системой управления воздушным движением и другими структурами, обеспечивающими ее жизнидеятьльность.

«Самолет, летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев (в ряде случаев с изменяемой геометрией). Различают: гражданские, военные; винтовые, реактивные, поршневые, турбовинтовые, турбореактивные, ракетные; до-, сверх-, гиперзвуковые; сухопутные, корабельные, гидросамолеты; вертикального, короткого, обычного взлета и посадки; экспериментальные, опытные, серийные. Первые полеты на самолете осуществили братья О. и У. Райт (США) в 1903. К нач. 90-х гг. созданы самолеты с максимальной скоростью св. 3000 км/ч, потолком до 24-27 км, дальностью полета св. 10 000 км, грузоподъемностью до 250 т, пассажиро-вместимостью до 550 человек.

Вертолет, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. В 30-х годах 20 века Игорь Сикорский, американский изобретатель русского происхождения активно работал над созданием машины с вертикальным взлетом. В 1939 совершил первый полет вертолет VS-300 конструкции Сикорского. Его усовершенствованная модель XR-4 совершила в мае 1942 полет из Стратфорда (шт. Коннектикут) в Дейтон (шт. Огайо), покрыв расстояние более 1,2 тысяч км.Подъемная и пропульсивная силы создаются несущими винтами. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым (хвостовым) винтом; двух- или многовинтовые. Скорость полета вертолета до 350 км/ч, грузоподъемность до 40 т (1984).»<>

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономи­ки страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы про­изводства, связать производство и потребителей.

Особую роль играет воздушный транспорт для слабо освоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также- Санкт-Петербург (Пулково) — второй по значению после Москвы, Уфа. Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные Воды, Сочи — в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово)- в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск- в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток — на Дальнем Востоке.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажир­ских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для пере­возки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показате­лем степени научно-технического потенциала страны.

Рынок авиаперевозок является высококонкурентным. Государственному регулированию подвергаются лишь тарифы на услуги аэровокзалов. Цены на остальные виды услуг воздушного транспорта складываются под воздействием спроса и предложения.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляется регулярными и нерегулярными авиаперевозчиками. Стоимость услуг, предоставляемых нерегулярными авиаперевозчиками, как правило, ниже. Однако значимость этого критерия уменьшается. В структуре грузооборота и пассажирооборота последовательно увеличивается доля регулярных авиаперевозчиков. В структуре грузооборота она составляет 93%, пассажирооборота -99%. Объем грузо-и пассажирооборота наиболее быстро растет в секторе международных перевозок. В этом секторе наиболее устойчив платежеспособный спрос на предоставляемые услуги.

Воздушным транспортом, помимо перевозки, предоставляются иные виды услуг. Среди важнейших из них - проведение агрохимических работ в сельском хозяйстве, тушение лесных пожаров, перевозка почты. В 2000 в сельском хозяйстве было обработано авиацией 2,9 млн га.

Наибольший объем перевозок грузов и пассажиров осуществляется предприятиями, находящимися в негосударственной собственности.<>

    1. Значение авиационного транспорта в транспортном комплексе и экономике России

Изменения в структуре гражданской авиа­ции, происшедшие в связи с переходом страны к рыночной экономике, также повлекли за собой создание вместо единой авиатранспортной системы сотен отдельных авиакомпаний и предприятий. А вместе с тем к образованию большого количества собственников авиатехники и многообразию экономических методов ведения ими своих хозяйств В этих условиях экономическая эффективность эксплуатации авиатехники, разумеется, при соблюдении безопасности полетов, обретает решающее значение. В качестве примеров наиболее эффективного использования новой экономической ситуации можно привести опыт работы Аэрофлота, Внуковских авиалиний и Газпромавиа.»< >

Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направ­лениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономи­ческих проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транс­портной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для разме­щения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обес­печивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, неф­тяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестои­мости продукции.

    1. Факторы, влияющие на территориальную организацию авиационного транспорта.

Один из основных факторов, сдерживающих развитие конкурентоспособности, - нормативная база, созданная как минимум 20 лет назад. Наши конкуренты - западные компании, работающие на российском рынке, - находятся в другом правовом поле и пользуются другими регулирующими документами.

Сейчас Россия имеет прямое воздушное сообщение более чем с 90 странами мира. Но престиж отечественного воздушного транспорта невысок вследствие:

  • высоких тарифов на оплату поездок, перевозки грузов;

  • относительно невысокого количества пассажиров и культуры их обслуживания;

  • неудовлетворительного технического состояния самолетов и значительной части вертолетов (около 50% парка гражданской авиации используется более 15-25 лет. Например АН-24)

Из- за долгой эксплуатации самолетов, превышающих грань возможного времени использования, самолеты находятся в ужасном состояние. Из -за чего увеличивается количество авиа катастроф. < >

Эволюция российских перевозчиков происходит непозволительно медленно. Границы отечественного, когда-то обособленного рынка становятся все тоньше и уязвимее, что является совершенно логичным следствием его развития. Все больше российских перевозчиков стремятся нарушить исторически сложившуюся монополию одной авиакомпании и выйти на чартерные и регулярные международные маршруты, освоить новые направления. А это в свою очередь, стимулирует приход на наш рынок иностранных авиакомпаний: межправительственные соглашения о воздушном сообщении России с другими странами базируются на принципе паритета.

Многократно уменьшилось применение авиации в народном хозяйстве. Вхождение гражданской авиации в рыночную экономику проходило болезненно и с определенными потерями. Вместе с тем многие трудности удалось преодолеть. Главное - удалось сохранить гражданскую авиацию России и закрепить тенденции ее дальнейшего развития.

Глава 2. Современное состояние авиационного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики.

«Итоги контрольной проверки Международной организацией гражданской авиации обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации.

В соответствии с планом проверок авиационной безопасности государств - членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в период с 9 по 10 июня 2008 года ИКАО осуществлена контрольная проверка обеспечения мер авиационной безопасности в Российской Федерации. В ходе проверки рассмотрены меры, принятые Российской Федерацией по реализации рекомендаций комиссии ИКАО, проводившей плановую проверку в сфере обеспечения авиационной безопасности в период с 28 августа 2005-го по 6 января 2006 года.

В течение полутора лет велась серьезная работа по реализации 37 рекомендаций комиссии ИКАО. Был выполнен целый комплекс мероприятий, согласованных с ИКАО и утвержденных Минтрансом России.

За период после плановой проверки Российской Федерации комиссией ИКАО был принят ряд Федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и Федеральных авиационных правил (ФАП) по авиационной безопасности, внесены необходимые дополнения и изменения в ФАП, в том числе:

- Федеральный закон Российской Федерации "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ;

- Федеральный закон "О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2007 № 326-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности" от 22.12.2006 г. № 784;

- Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, одобренная Правительственной комиссией и утвержденная приказом Минтранса России от 18.04.2008 г. № 62;

- Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. № 104;

- приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 г. № 142 "Требования авиационной безопасности к аэропортам" от 31.01.2008 г. № 20;

- приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Федеральной службы воздушного транспорта России "Сертификация аэропортов. Процедуры" от 24.04.2000 г. № 98" от 07.09.2007 г. № 131.

В Ространснадзоре функционирует система контроля и надзора за обеспечением авиационной безопасности в аэропортах и авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации. Организован и ведется контроль за реализацией программ обеспечения авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний гражданской авиации. Проводятся инспекционные проверки аэропортов и авиапредприятий на соответствие принимаемых мер авиационной безопасности сертификационным и лицензионным требованиям. Практически все аэропорты и авиапред-приятия ежегодно подвергаются проверкам по авиационной безопасности комиссиями Ространснадзора и его территориальных органов.

Только в первом полугодии 2008 года Ространснадзором проведены более 150 инспекционных проверок по обеспечению авиационной безопасности аэропортов, авиакомпаний и авиапредприятий гражданской авиации.

В аэропортах и авиакомпаниях при методическом сопровождении со стороны Рос-транснадзора переработаны и переутверждены Программы обеспечения авиационной безопасности с учетом требований 9 и 15 добавлений к Руководству по безопасности ИКАО и 11 Поправки к Приложению 17 ИКАО.

Практически весь руководящий состав аэропортов по авиационной безопасности, авиапредприятий и сотрудники центрального аппарата и территориальных органов госавианадзора прошли обучение по авиационной безопасности по программам ИКАО в Московском региональном учебном центре ИКАО и получили международные сертификаты за подписью генерального секретаря ИКАО.

В международном аэропорту Шереметьево в период с 2006 года по настоящее время выполнены мероприятия по реализации рекомендаций комиссии ИКАО.

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.04.2008 г. № ИЛ-32-р "О подготовке к проведению Международной организацией гражданской авиации контрольной проверки в сфере обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации в 2008 году" Ространснадзором во взаимодействии с представителями Минтранса России, Росавиации, ФСБ России, МВД России, ОАО "Аэро-флот - российские авиалинии", ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность в международном аэропорту Шереметьево, была организована работа по подготовке к указанной проверке.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при подготовке и проведении ИКАО контрольной проверки осуществлялось заместителем министра транспорта Российской Федерации Борисом Королем.

Большая работа по подготовке контрольной проверки была проведена Ространснадзором непосредственно в штаб-квартире ИКАО с руководством подразделения аудиторских проверок.

Рабочей группой подготовлен подробный отчет по выполнению рекомендаций ИКАО, представленный аудиторам ИКАО.

Накануне контрольной проверки ИКАО в апреле-мае 2008 года была проведена плановая сертификация аэропорта Шереметьево, авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "АэроМаш-АБ" и учебного центра ЗАО "Аэромаш-АБ", что позволило повысить уровень авиационной безопасности и готовность к контрольной проверке ИКАО.

В семинаре от Российской Федерации приняли участие представители Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, Межгосударственного авиационного Комитета, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "АэроМАШ-АБ", а также представители авиационных властей иностранных государств: Германии, Албании, Армении, Азербайджана, Хорватии, Киргизстана, Македонии, Румынии.

Основной задачей семинара была подготовка к проведению второго цикла проверок аудиторами ИКАО государств - членов ИКАО по обеспечению государственными органами надзора за авиационной безопасностью, которая будет проведена аудиторами ИКАО в Российской Федерации в период 2009 - 2011 годов.

Руководителем семинара от ИКАО С. Берти была выражена благодарность за отличную организацию и обеспечение работы семинара.

Во время проведения контрольной проверки комиссии ИКАО были созданы условия для ознакомления с нормативными правовыми документами по авиационной безопасности, организованы встречи с представителями федеральных органов исполнительной власти и государственными инспекторами по авиационной безопасности для обсуждения планов действий в чрезвычайных ситуациях, оценки угроз, ответных действий, вопросов подготовки персонала и контроля качества в сфере авиационной безопасности.

В международном аэропорту Шереметьево комиссией ИКАО с участием сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были осуществлены проверки предполетного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, организации работы служб авиационной безопасности ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

Руководитель комиссии ИКАО по контрольной проверке - аудитор ИКАО Карен Задоян отметил, что Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта Шереметьево и авикомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" переработаны и одобрены (согласованы) Ространснадзором.

В целом аудиторами ИКАО была дана положительная оценка мерам авиационной безопасности, принятым в Российской Федерации по реализации рекомендаций комиссии ИКАО, проводившей проверку в сфере обеспечения авиационной безопасности в 2006 году, как на национальном, так и на аэропортовом уровне.

На заключительном брифинге по итогам проверки К. Задоян отметил, что Российской Федерацией проделан большой объем работ по подготовке к контрольной проверке, выразил всем членам рабочей группы благодарность за хорошую работу и пожелал еще выше поднять уровень авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации.

В гражданской авиации предстоит введение новых требований ИКАО и проверки будут проводиться на постоянной основе с учетом результатов соответствующего мониторинга. ИКАО активно продвигает новый подход к мониторингу в сфере авиационной безопасности и новые требования к стандартам качества, системе управления рисками в обеспечении авиационной безопасности.

Вместе с тем аудитором ИКАО была отмечена необходимость продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации и, в частности, ускорить внедрение новой редакции Государственной программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности и Государственной программы подготовки персонала, участвующего в обеспечении авиационной безопасности, а также начать активную работу по подготовке системы государственного надзора за обеспечением авиационной безопасности в Российской Федерации к второму циклу проверок ИКАО.»< >

    1. Воздушный транспорт по перевозке грузов и пассажиров.

Рынок авиаперевозок является высококонкурентным. Государственному регулированию подвергаются лишь тарифы на услуги аэровокзалов. Цены на остальные виды услуг воздушного транспорта складываются под воздействием спроса и предложения.

Воздушным транспортом представляются услуги по перевозке грузов, пассажиров.

«Отечественный рынок, особенно сегмент международных перевозок, становится все более привлекательным для зарубежных авиакомпаний. В России авиационный транспорт остается по-прежнему элитным, а следовательно путешественники готовы платить больше за качественные услуги. Итоги I полугодия 2005 года наглядно подтверждают,, что иностранные перевозчики умело пользуются своими преимуществами: количество пассажиров на российском направлении у них возросло примерно на 11 %, при том что российские авиакомпании за этот же период смогли увеличить свои показатели по международным перевозкам лишь на 2,6 %.» <>

«Принципиальная важность для России регионального авиасообщения не подлежит сомнению, однако до сих пор этот вид перевозок развивается главным образом по остаточному принципу. После отмены квотирования на внутренних линиях основная борьба между авиаперевозчиками на внутреннем рынке рынке развернулась на самом выгодном направлении - московском. При этом местные перевозчики, базирующиеся в регионах, уступают эти доходные маршруты центральным авиакомпаниям, обладающим развитой сетью маршрутов и возможностью перераспределять ресурсы между направлениями.»<>

«С точки зрения авиаперевозок 2006 г. - год разноречивых оценок. Он продолжил, и вполне, достойно, период наращивания объемов перевозок. По натуральным показателям успехи налицо. Объем пассажирских перевозок возрос на 9,5%, грузовых - на 3,4%. В течение года было открыто 286 новых авиационных связей, в том числе, что очень важно, 134 - внутри федеральных округов. Начиная с 2004 г. удельный вес международных авиаперевозок превышает половину их общего объема, а в 2006г. он составил 54,2%. Это говорит о существенном отставании развития внутреннего рынка.»<>

2007 год прошел не бесследно. Пассажирооборот также вырос. Приложение 2,3

«2008 год превзошел предыдущие - никто не мог предположить, что положение измениться столь кардинальным образом. До середины 2008 г. количество пассажиров, перевозимых российскими компаниями, неуклонно росло, и эту тенденцию некоторое время не останавливал рост стоимости авиатоплива и связанный с ним рост тарифов. Однако прошедший летний сезон показал, что количество пассажиров уже не увеличивается стремительно, как год назад. А в сентябре финансовый кризис, начавшийся в США, стал глобальным и поставил под угрозу стабильную работу практически всех российских перевозчиков.»< Приложение 1>

С каждым годом число пассажиров и грузов растет. Но вместе с ними растут и цены, на топливо, авиа билеты и т.д.

    1. Воздушный транспорт, предоставляющий другие услуги (агрохимические работы в с/х, МЧС, перевозка почты и др.)

По воздуху перевозят грузы, в основном скоропортящиеся, срочные или особо ценные. В тех районах России, где нет ни железных, ни автомобильных дорог, пользуются вертолётами. Они доставляют трубы для трубопроводов, мачты линий электропередачи, оборудование для буровых установок.

Авиатранспорт применяют для пассажирских и грузовых перевозок и специальных целей (медицинское обслуживание, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур, тушение пожаров и др.), а также в вооруженных силах для переброски воздушных десантов, войск и грузов и выполнения др. боевых задач.

Имелась большая сеть местных линий во всех районах страны. В 1940 было перевезено 410 тыс. пасс., 475 тыс. т. грузов, 14,6 тыс. тонн почты.

« Авиация специального применения выполняет около 100 различных видов робот во многих отраслях экономики (сельское хозяйство, строительство, нефтедобывающая промышленность, геология, перевоз почты), а также участвуют в ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций и так далее.»< >

В 2007 году грузооборот по международным путям перегонял грузооборот по внутреннем авиа путям. Приложение 4, 5

Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития воздушного транспорта России.

    1. Проблемы.

В настоящее время гражданская авиация России переживает не лучшие времена. Повышение конкурентоспособности авиакомпаний связано с решением самой актуальной проблемы гражданской авиации - проблемы скорейшего обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации у авиакомпаний находится всего 1,7% судов нового поколения отечественного производства. Конечно, определенные меры для исправления сложившейся ситуации принимаются. Поскольку воздушные суда являются дорогостоящим имуществом (стоимость одного самолета составляет 10-50 млн долл. США), а у авиакомпаний зачастую нет таких средств для их покупки, то в качестве варианта рассматривают схему приобретения авиатехники по лизингу. За рубежом 70% воздушных судов приобретаются авиационными перевозчиками по лизинговым схемам. При этом средний срок лизинговых операций составляет 10-15 лет, а средние ставки - 6-7 % годовых.

Специалисты авиапрома полагают, что этих правовых актов недостаточно и разработали проект закона «О государственном регулировании авиационного лизинга». По их мнению в авиационном лизинге имеются проблемы, которые нельзя решить путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, потому что это нарушить концепцию законодательства о лизинге. Вследствие этого авиационный лизинг нуждается в специальном регулировании. Цель законопроекта - государственная поддержка авиационной промышленности.

В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ воздушные суда отнесены к недвижимому имуществу, права на которые подлежат государственной регистрации в специальном реестре. С 1998 года действует Федеральный закон №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»<, но он не распространяется на воздушные, морские, речные суда и космические объекты. Регистрация прав на это имущество осуществляется в соответствии с иными правовыми актами.>

Проблема достаточно давно обсуждается в литературе для ее решения за последние годы было разработано немало вариантов законопроекта «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним», а также новой редакции Воздушного кодекса РФ. Все участники обсуждения этих законопроектов осознают значимость такого закона, ведь его отсутствие существенно осложняет как деятельность лиц, владеющих воздушными судами, так и их отношения с контрагентами. Закон позволил бы создать эффективный механизм государственного оборота воздушных судов, обеспечение легитимности залоговых, арендных, лизинговых и других сделок с воздушными судами. Он способствовал бы повышению национальной безопасности за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и пользователях воздушных судов и создал бы условия для привлечения инвестиций в гражданскую авиацию путем снижения рисков на рынке недвижимости. Однако каждый раз в законопроектах находят какие-то недостатки и они возвращаются на доработку.

В общем проблемы авиации заключаются в осложнение деятельности авиаперевозчиков и ущемление прав клиентов.

«Рост спроса на грузовые перевозки, также ограничен предложением грузовых емкостей, поскольку в России производились только рамповые самолеты. Поэтому грузовой транзит осуществляют иностранные компании достаточно успешно, и российские перевозчики присутствуют на этом рынке в очень малой доле, около 2-4 %.Хотя этот рынок нам взять совершенно по силам.

Следующая проблема - технологии и стандарты. Надо отметить, что мы серьезно отстали от всех других авиационных держав и даже не держав. Но в России уже запущен в эксплуатацию проект электронного билета. Доля электронного билета в Америке - 97%, в Китае - 95%, по Европе - около 90%. В России - 1-2%. Более того электронные билеты должны поддерживаться соответствующими технологиями аэропортового обслуживания. Нужны стойки самостоятельной регистрации пассажиров, которые предполагают внедрение технологии сквозной регистрации и внедрение штрих-кода как отраслевого стандарта.» <>

Также одна из важных проблем - загрязнение атмосферы. И в мире еще не придумали такого топлива для самолетов чтобы не загрязнять воздух которым мы дышим. Следствие развитие авиации - грязный воздух, кислотные дожди, различные болезни.

Из - за старения самолетов происходит частые авиакатастрофы, так кака государству не хватает денег для закупки новых самолетов, и вообще зачем России покупать где то за рубежом авиатехнику, когда в нашей стране множество заводов по данной отрасли.

    1. Основные направления развития воздушного транспорта России в процессе формирования рыночной экономики.

«В 2008 году ФАНС начинает внедрение схем спутниковой зональной навигации районных аэродромов, укрупняются поисково-спасательные центры по всей стране, разрабатывается национальный план исследований в интересах создания и развития Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

В этом году идет работа по созданию в межрегиональных управлениях Росаэронавигации федеральных государственных учреждений "Авиационные поисково-спасательные центры". Также будет организована Центральная ведомственная аттестационная комиссия поисково-спасательных формирований и спасателей Росаэронавигации.

Авиационный поиск и спасание в Единой системе организации воздушного движения России (ЕС ОрВД) идет по семи зонам ответственности. Ежесуточно несут дежурство около 30 самолетов и 100 вертолетов. Прикрыто 68% воздушного пространства страны днем и 37% ночью. Поисково-спасательные базы Росаэронавигации расположены в Москве, Магадане, Иркутске, Братске, Южно-Сахалинске, Хабаровске, Елизово (Камчатский край), Ухте, Красноярске, Вологде, Анадыре, Казани и Уфе.

За 2007 год под оперативным управлением Главного координационного центра авиационно-космического поиска и спасания - ФГУ "Служба ЕС АКПС" были проведены 18 поисково-спасательных работ, спасены 197 пассажиров и 64 члена экипажа. В настоящее время в спасании работают 15 парашютно-десантных групп Минобороны России и 39 региональных поисково-спасательных баз.

В ходе работ выявлены "слабые места" - несрабатывание аварийных радиомаяков на вертолетах. Этот недостаток встречается наиболее часто во время поисково-спасательных операций. Росаэронавигация организовала специальную проверку всего вертолетного парка поисковых формирований. ФАНС ждет от командования ВВС разрешения на оснащение трех вертолетов Ми-8 мобильной аппаратурой космической связи без вторжения в конструкцию самих вертолетов.

В настоящее время Росаэронавигация ведет работу по разработке проекта Федеральных авиационных правил парашютной подготовки и воздушного десантирования авиационного персонала Единой системы авиационно-космического поиска и спасания. Центры этой Единой системы АКПС будут упорядочиваться и включать координационные центры, авиационные службы, учебные центры по подготовке авиаперсонала и поисково-спасательные подразделения.

Проверкой боем для спасателей станут проводящиеся совместные российско-американско-канадские учения поисково-спасательных сил "АРКТИК САРЕКС-2008", которые пройдут 13 сентября в Хабаровске.

На 36-й сессии Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ИКАО), прошедшей в 2007 году, делегаты от ФАНС получили безоговорочную поддержку от мирового авиационного сообщества в отношении включения ГЛОНАСС с единую космическую навигацию. Спутниковая навигация однозначно относится к факторам, повышающим привлекательность использования воздушного пространства России. Глава Федеральной аэронавигационной службы России Александр Нерадько поставил задачу срочного внедрения схем спутниковой зональной навигации районных аэродромов. Без спутниковой навигации невозможно планируемое сокращение минимума вертикального эшелонирования воздушных судов. Новые стандарты требуют перехода на использование электронных форм аэронавигационной информации. ГЛОНАСС разворачивается в полном объеме в интересах ОрВД, в тесном взаимодействии с ВВС и ПВО страны.

Специалистами Росаэронавигации разработана методика планирования возможной траектории спуска космического аппарата с учетом его баллистического срыва в радиусе более 350 м. Это позволяет вовремя эвакуировать приземлившихся космонавтов, оказав им необходимую срочную помощь - например, в тушении загоревшейся травы на месте приземления космического спускаемого аппарата. Вместе с Росаэронавигацией в поиске и эвакуации космонавтов участвуют ВВС Минобороны России и Роскосмос.

"Объединение гражданского сектора и военного сектора аэронавигации должно произойти не только на бумаге, но и в головах, и в сердцах", - считает Александр Нерадько. К 2008 году завершено организационно-функциональное объединение военной и гражданской составляющих ЕС ОрВД в 53 центрах. Из расформированных военных секторов поступили более 300 единиц техники связи и автоматизации управления воздушным движением (УВД), приняты более 100 ранее арендуемых Минобороны России каналов связи и дополнительно организована аренда еще 27 каналов. Глава Росаэронавигации особо подчеркивает, что передача от Минобороны станций засекреченной армейской связи осуществлялась без перерыва в их работе - полеты не прекращались ни на один день.

Уже после объединения гражданской и военной аэронавигации успешно прошли учения Северного и Балтийского флотов, стратегической авиации и сил ПВО. По этому поводу состоялось специальное совещание представителей Росаэронавигации и Минобороны. Командование ВМФ выразило благодарность главному центру Госкорпорации по ОрВд за профессиональное мастерство и ответственное отношение к обеспечению безопасности при организации полетов боевой техники.

Предлагается решить вопрос с руководством Минобороны по освобождению учеников-авиадиспетчеров в вузах от срочной службы по призыву, как это было ранее, или же направлять их во время службы на обеспечение полетов госавиации.

Но не все так гладко, как может показаться. В частности, затягивается со стороны Минобороны установка аппаратуры "Ирбис", из-за чего необходимую информацию ЦАИ отправляет по стране с нарочными. И это при том, что практически вся документация в агентстве имеется в электронном виде.

На период до 2010 года Росаэронавигация планирует разработать национальный план исследований в интересах создания и развития ЕС ОрВД с учетом НИОКР, заданных Государственной программой вооружения и другими ФЦП. К тому же Росаэронавигация принимает участие в выполнении мероприятий Государственного оборонного заказа и участвует в подготовке проекта Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы.

Директор ФГУП "ГосНИИ "Аэронавигация" Виктор Соломенцев считает, что без научного обеспечения развитию ЕС ОрВД не быть. Современный самолет оборудован сложными системами - навигации, связи, посадки, наблюдения, обеспечения безопасности, ГЛОНАСС, автоматического зависимого наблюдения и интегрированной сети связи ATN. Все эти составляющие должны работать в глобальной системе зональной навигации, в системе предупреждения столкновений, в единой системе глобальной спутниковой навигации.

Среди актуальных направлений научных разработок ученых в сфере аэронавигации Виктор Соломенцев выделил следующие: совершенствование структуры воздушного пространства, сокращение норм продольно-вертикального эшелонирования, внедрение зональной навигации, разработка системы управления пропускной способностью воздушного пространства, разработка и внедрение систем предупреждения аварийных ситуаций для авиадиспетчеров, создание интегрированной системы обеспечения безопасности воздушного движения на основе инновационных технологий, разработка схем укрупнения центров управления воздушным движением, управление аэронавигационной электронной информацией.

"Архитектура будущей аэронавигационной системы должна прорабатываться, ошибки в ее построении могут обернуться функциональной несовместимостью с международными системами и значительными экономическими потерями как для самой ЕС ОрВД, так и для пользователей воздушного пространства", - подчеркивает Виктор Соломенцев. Сегодня легко запутаться: есть глобальные мировые концепции аэронавигации, существуют российская и новая американская концепции. Поэтому основной целью научных исследований должно быть определение будущего вектора в развитии аэронавигации и принципов аэронавигационного планирования. Для этого организованы экспериментальные базы проектирования воздушного пространства.

Практическим выходом научных разработок явилось успешное завершение испытаний автоматического зависимого наблюдения, позволяющего контролировать полеты на любой высоте. Внедрение зональной системы автоматического зависимого наблюдения дает значительную экономию финансовых средств при обеспечении полетов на малых высотах. Просчитана и проведена оптимизация воздушных трасс, что дает экономию времени для пассажиров, а также топлива и ресурсов техники для авиакомпаний. В настоящее время транзитные маршруты авиаполетов в 35% случаев имеют азиатское направление, в 32% случаев маршруты трансазиатские, 8% - трансвосточные, 5% - трансполярные, 4% - транссибирские, 3% - кроссполярные. Принято решение о координации вместе с ИКАО работ по дальнейшему развитию и модернизации кроссполярных маршрутов, открытых Россией для международных полетов с 2000 года.

Актуальны дальнейшие работы по дифференциальной системе навигации для точного захода воздушного судна на посадку. Ведутся работы по развитию экспертизы аэронавигационной информации, полученной в результате геосъемки. Создан центр защиты информации в условиях требований общедоступности данных в цифровом виде для всех потребителей воздушного пространства.»< >

Заключение

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что авиации в стране находится не в лучшей ситуации. Уменьшается количество авиакомпаний, количество самолетов потому что приобрести новые слишком дорого. От чего самолеты и вертолеты изнашиваются и терпят крушения. В последнее время увеличилось количество авиакатастроф. В основном крушения терпят самолеты отлетавшие свое. По сравнению с прошлым прекратилось действие авиапочты. Но количество пассажиров увеличивается. Ведь самолет - это комфортный и удобный способ передвижения. Конечно дорогой. Перспективы развития авиа транспорта очень велики. И по-моему мнению это хорошо. Да, передвижение на авиа транспорте очень дорогого стоит, но куда деваться. С каждым годов число пассажиров, не значительно, но увеличивается. Конечно с грузоперевозками очень много проблем. Существуют различные накладные, договора, сроки, законы и т.д. С каждым годом рост пассажирских тарифов растет в 2002 году тариф вырос на 7,9%.<>

Авиация продолжает развиваться, идут реконструкции аэропортов, для того чтобы соответствовать международному уровню. Увеличение полетов, создание новых трасс, новых возможностей.

Приложение 1<>

<>

Анализ: По сравнению с 2007г. показатели гражданской авиации увеличились. И увеличились достаточно на много.

Приложение 2

<>

***) не получено от авиакомпании подтверждения на публикацию

Источник: Транспортная Клиринговая палата

Приложение 3

<>

***) не получено от авиакомпании подтверждения на публикацию

Источник: Транспортная Клиринговая палата

< Приложение 4>

***) не получено от авиакомпании подтверждения на публикацию

Источник: Транспортная Клиринговая палата

Приложение 5

<>

***) не получено от авиакомпании подтверждения на публикацию

Источник: Транспортная Клиринговая палата

Анализ Приложения 2-5:

Из этих четырех таблиц можно сделать вывод, что перевозки пассажиров на международных воздушных линиях больше чем на внутренних. Тоже самое я могу сказать и про перевозку грузов, почты и т.д.

Список литературы.

1. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 С.

2. «Логистика» 2003 №1, Транспортный комплекс России (Итоги 2002г. И задачи 2003г.), стр. 10 (воздушный транспорт)

3. http://www.goldref.ru/files/1918b3ce330c3d5d97abd987652dc466.zip

4. Новая Российская энциклопедия в 12 томах, Том 1,. 534-535, 542-543

5. «Экономическая и социальная география Российской Федерации»/ Под ред. Т.Е. Александрова, 2007 ;« Инфраструктурный комплекс России» стр. 213

6. Владимир ЧЕРТОК,»Новые требования к стандартам качества»//Транспорт России , № 34 (530) 21 Августа, 2008 (http://www.transportrussia.ru/2008-08-21/avia/ikao3.php)

7. «Логистика» 2003 №1, Транспортный комплекс России (Итоги 2002г. И задачи 2003г.), стр. 12 (воздушный транспорт)

8. СЗ РФ. 1997 № 30 Ст.3594

9. Ольга КОЛЕСНИЧЕНКО, «Новые горизонты»/ Транспорт России № 33 (529) 14 Августа, 2008 г.

(http://www.transportrussia.ru/2008-08-14/avia/fans.php)

10.См.: Ковальковская Т., Шедогубов И. Правовой режим воздушных судов //Российская юстиция. 2001 №1;

11. Гришаев С.П. Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости // СПС «КонсультантПлюс». 2005

12. Метелева Ю.А./Регулирование деятельности воздушного транспорта: гражданско-правовой аспект// Право и Экономика - 2007 №9 стр. 84-87

13. Алексей Комаров //Авиатранспортное обозрение //ноябрь 2005 №64 стр. 1

14. Алексей Синицкий //Авиатранспортное обозрение// сентябрь 2006 № 72 стр.24

15. Авиатранспортное обозрение// июль/август 2007 № 81 стр. 12, 20

16. Авиатранспортное обозрение// ноябрь 2008 № 94 стр.34

17. Транспорт России Золотая серия «XX век. Элита бизнеса» 1998. стр 155

- 3 -