Нонконформизм

Оглавление

Введение. 2 

1.    Конформизм. 2 

2.    Понятие «нонконформизм»- 3 

3.    Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы. 3

4.    Политический нонконформизм. 3

4.1.  Онтологические истоки нонконформизма- 3

4.2.  Нонконформизм невозможен без идеологии. 3

4.3.     Альтернатива и ее структура- 3

4.4.     Минимальный нонконформизм- 3

4.5.     Идеологический момент в нонконформизме- 3

4.6.     Определения нонконформизма применительно к основам политики. 3

5.    Бытовая философия нонконформизма. 3

5.1. …противопоставление диктату большинства. 3

5.2. …. самостоятельность в мышлении. 3

Заключение. 3

Литература. 3

 

Введение.

Актуальность  данной работы заключается в рассмотрении понятия нонконформизма в ракурсе философии. Отталкиваясь от понятия конформизма и исследуя связи с этим явлением в данной работе, пытаюсь рассмотреть нонконформизм с разных точек зрения, как политического проявления, так и социального, даже бытового.

Задачами работы являются:

·                   рассмотреть понятия конформизм и нонконформизм в отдельности и во взаимосвязи

·                   охарактеризовать существующую взаимосвязь этих понятий

·                   проанализировать сущность политического нонконформизма

·                   раскрытие проблемы: нонконформизм и современность

         Объектом исследования является явление несогласия, неприятия норм, ценностей, целей, доминирующих в некотором обществе. Предметом исследования в работе является исторические и современные стороны проявления данного факта.

При написании реферата использовались мною методы анализа, обобщения, сравнения фактов и данных из различных информационных источников.

Реферат содержит пять основных глав. Были использованы авторские материалы, данные глобальной сети, статьи энциклопедии Википедии.

1.     Конформизм.

Понятие нонконформизма невозможно рассматривать без определения самого конформизма. Вот какое определение конформизму давали советские философы: "Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).

Марксизм, например, социальные корни конформизма видит в исторических традициях политического бесправия масс в классово антагонистическом обществе. По этой идеологии революционное преобразование общества невозможно без преодоления конформизма. Ленин говорил: Нам нужны такие люди, за которых "можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести", не испугаются "никакой борьбы для достижения серьёзно поставленной себе цели"[1].

Морально-политический конформизм не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определённых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без которых невозможна его жизнедеятельность в обществе) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы[2].

Советские философы изложили понятие конформизма предельно ясно. Людям, которые по причине несознательности открыто называют себя конформистами, стремясь выразить своё презрение к тем, кого они считают нонконформистами, и при этом показать свою оригинальность, следовало бы глубоко задуматься и внимательнее перечитать изложенные выше результаты работы советской философской мысли.

2.     Понятие «нонконформизм»

Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.  В ряде случаев - стремление поступать именно наперекор. Театральный режиссер Г.А. Товстоногов называл это явление «вопрекизм»...

Различают просто  НОНКОНФОРМИЗМ  (1. Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе. 2. Различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением  господствующей англиканской церкви (баптизм, методизм,  конгрегационизм и т. д.) и, как форма, НОНКОНФОРМИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ, характеризующийся тем, что индивид  из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы.

В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный "нонконформизм", выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза. "Бунтарь лесов" — так поэтично характеризует французский исследователь Эдгар Морен нашего воображаемого предка, который на заре истории предпочел суровой иерархии лесных приматов бесконечный риск открытых пространств. "Кажется почти очевидным, что инициаторами революции очеловечения были отклоняющиеся от "нормы" изгои, авантюристы, бунтари", — резюмирует известный антрополог.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции. В современном мире отчетливо прослеживаются оба эти взаимосвязанных процесса. Первый проявляется главным образом в планомерном оттеснении протестных групп в левую политическую нишу, второй — в их подчас нарочито антигосударственнической и даже антиобщественной направленности.

3.     Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы.

Явление конформизма связано с группой. Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Наоборот – если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры,  генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: Сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом - бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция - результат паралича» (Станислав Ежи Лец).

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» - сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может  быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции. Теперь я перейду к самому главному: для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» – основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.

4.     Политический нонконформизм.

Нонконформизм - это, конечно, «против»: против вседозволенности, против всевластия чиновничества... Но нонконформизм - это и «за»: за нравственность, за свободу, за вечные или, как их сейчас называют, общечеловеческие ценности... [3]

Н. Гарниц

В политической истории постоянно возникают заговоры, перевороты, происходят революции, восстания. Эти явления могут быть объяснены по-разному. Можно рассматривать их лишь как часть «политических технологий» в ходе постоянной борьбы за власть. Марксисты видят в этом логику «классовой борьбы». Другие школы – процесс непрерывной ротации элит.

Наталья Мелентьева к "новым нонконформистам" относит и представителей некоторых неомистических движений, и европейских "новых правых", и экологистов, и различные творческие движения, отрицающие капиталистическую реальность и замыкающиеся в мире "культурной автономии", так как они однозначно противопоставляют себя капиталистической цивилизации, в которой живут. «Все они мечтают о том, что рано или поздно грядет "великое Восстание", которое разрушит "Систему" и откроет свободный путь силам, отверженным бездушной логикой материально эффективного, недуховно мертвенного современного мира». Одним из таких "новых нонконформистов" является молодой немецкий философ, эссеист, критик Герд Бергфлет [4].

4.1.  Онтологические истоки нонконформизма

Слово «нонконформизм» состоит частицы «нон» («нет») и «конформизм» («уподобление», «адаптация», «приятие», «отсутствие сопротивления»). «Конформист» – тот, кто принимает нормативы социально-политического строя без возражений и следует им; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам.

Соответственно, нонконформизм – это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей (как в области политики, так и в иных в социальных, культурных, религиозных сферах).

 Под «нонконформизмом» в рамках философии политики понимают очень широкое явление – это любая форма несогласия и протеста против существующей в данный момент и в данном пространстве социально-политической системы.

4.2.  Нонконформизм невозможен без идеологии.

Нонконформизм всегда имеет идеологическую основу. Идеология охватывает различные уровни – ценностный, философский, социальный, подчас, религиозный. Это иногда упускают из виду, пытаясь объяснить проявления нонконформизма простейшими, естественными социальными реакциями. – Например, когда угнетаемым массам больше невмоготу жить, они, действительно, восстают против своих угнетателей. Но при этом они по определению не могут восстать только потому, что им плохо живется. Для эффективности восстания они должны иметь определенную систему обоснований, идеологию. Только лишь нежелание жить в угнетенном состоянии не является достаточным основанием. Онтологическим фактором нонконформизма является та доктрина, та идеология, то мировоззрение, что стоят за неповиновением, протестом, восстанием, революцией.

В сферу нонконформизма попадают все формы социального протеста – от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных политических революций или рабочего движения.

4.3.           Альтернатива и ее структура

Первым этапом онтологии нонконформизма является выработка альтернативы, имеющей прямое отношение к квинтэссенции Политического. В нонконформизме ясно и концентрированно протекает процесс, составляющий суть политики. Выработка альтернативы в рамках нонконформизма начинается с осмысления масштабных реальностей, связанных с основами мировоззрения, с выяснения глубинных интересов общества и его составляющих, с новым обращением к мифу об истоках и к конечной цели исторического пути, к проекту. Утверждение альтернативы производит альтернативное действие, которое несет в себе отчетливый разрушительный элемент. Уничтожение существующего, ниспровержение его является важнейшим отличительным признаком нонконформистской политики.

Здесь могут быть самые разнообразные варианты – от минимальной альтернативности до максимальной.

4.4.          Минимальный нонконформизм

Существует пример минимальной степени нонконформизма. Одному из сыновей царя (вождя) не досталось власти, власть – по обычаю этого общества – должна переходить к старшему сыну, а он, например, младший, но при этом по каким-то обстоятельствам и соображениям стремится занять трон. Претендент ничего не хочет менять – ни существующей системы верований, ни социального уклада, – ему нужна лишь личная власть. Он организует для осуществления переворота дворцовую партию, с целью, допустим, отравить старшего брата, которому может достаться трон. Здесь альтернативность минимальна и сопряжена только с личностью претендента.

Однако в реальной истории даже такой простейший случай никогда не был представлен и осознан в прозрачно прозаическом ключе, где эгоистическая мотивация претендента выступала бы решающим (и единственным) фактором. «Официально» сценарий заговора младшего брата против старшего не мог быть легитимно признан. Всякий раз эта простейшая ситуация сопровождалась дополнительными обобщающими факторами. К примеру, царственный брат-заговорщик в своих действиях старался опереться на тех людей в обществе, кто – так же, как и он – были лишены наследства. Социальной базой и опорой ему мог служить минорат – младшие дети аристократических семей. Когда обобщение осознавалось, оно переходило в статус политического нонконформизма и выражало интересы минората против майората, а это, в свою очередь, затрагивало напрямую социальный уклад и традиции.

В таком простейшем политическом (и психологическом) действии, как братоубийство из-за престолонаследия мы сталкиваемся с зачатками далеко идущей политической программы с первичными проявлениями альтернативы и политического нонконформизма.

Если заговор заканчивается удачно для его организатора, младший брат может отказаться и от обобщения и от своих «революционных» начинаний (утверждения «минората»), тем самым, ликвидировав нонконформное измерение. Но в определенных случаях оно, напротив, может получить продолжение в полном соответствии с мифологическими историями о «подвигах младшего сына», которые подчас отражаются в политических реформах.

4.5.          Идеологический момент в нонконформизме

Исторически встречается и такой вид радикального нонконформизма, при котором представители определенных кругов, религий, групп, социальных классов приходят к утверждению, что вся политическая система, включая традиционные социальные институты, не верна и подлежит упразднению.

Против существующей системы они выставляют собственную альтернативную, нонконформную политическую систему. Рассматривая эволюцию конкретных политических режимов – и особенно их переломные моменты (революции, перевороты, восстания, свержение династий и т.д.), – мы видим, что в ответственных за перемены силах можно выделить элементы как минимального, так и максимального нонконформизма. Однако всегда мы имеем дело с идеологической альтернативой, либо подробно разработанной и развитой, в случае глобальной социальной революции, либо, наоборот, зачаточной, в случае рядового дворцового переворота. Если идеологическая альтернатива полноценно оформлена, значит она сама по себе и выступает исторической причиной политической трансформации (соответственно, силы, вызвавшие ее к жизни, тождественны носителям именно идеологической составляющей этой альтернативы). Если же идеологический момент находится в зачаточной степени, значит, скорее всего, он является не более, чем прикрытием для удовлетворения неких частных интересов (т.е. силы, вызвавшие такое политическое событие, являются внешними и случайными по отношению к носителям идеологического проекта или его субститута).

4.6.          Определения нонконформизма применительно к основам политики.

Приведу суммирующие выводы относительно онтологии нонконформизма:

1. Отношение к власти:

Нонконформизм утверждает нелегитимность или частичную нелегитимность власти, исчерпанность ее обоснованности либо отсутствие таковой; отрицание любой данной власти как несправедливой – несправедливой именно в соотношении с этой альтернативной сакральностью, которая служит новой точкой отсчета. Следующим шагом является утверждение новой (альтернативной) модели и структуры власти.

2. Цель и проект:

Утверждение, что основная цель Политического неправильна и неадекватна, что истинные цели и проекты должны быть другими.

3. Иерархия:

Онтологический нонконформизм утверждает, что существующая иерархия является полностью (либо частично) ложной, не отвечающей истинным онтологическим пропорциям. Предлагается смена иерархических принципов и базовых критериев отбора.

4. Правовая система:

Право требует пересмотра в пользу тех сил, которые ущемлены в существующей политической структуре. Люди, выдвигающие и реализующие нонконформный политический проект, как правило, образуют «революционную элиту». Эта «революционная элита» всегда имеет конкретное социальное происхождение. В нонконформном проекте правовые модели выстраиваются исходя из того, каково это социальное происхождение в каждом конкретном случае. К примеру, если «революционная элита» формируется из кшатриев, то правовые требования будут ориентированы на расширение их прав. В случае революции «третьего сословия» мы имеем иную правовую систему и т.д.

Частным случаем этого феномена является концепция «революционного права». Революционное право действует в тот исторический момент, когда одна сакральная система находится в процессе смены, но эта смена еще не завершилась, не дошла до логического финала. «Революционное право» представляет собой предельно гибкую реальность, позволяющую лучше всего понять и специфику предшествующей правовой системы, которая отрицается, и, специфику новой системы, которая утверждается.

5. Идентификация:

В альтернативной сакральности происходит новая коллективная идентификация и изменение качества главного субъекта. Часто речь идет о переносе концепции субъекта суверенности на новую реальность – касту, класс, сословие, религиозную или этническую группу и т.д.

6. Концепция революционного насилия:

«…Нонконформизм обращается к насилию, потому что для утверждения альтернативной модели необходимо сокрушить существующую. В нормальном случае в любой политической системе насилие направлено против тех, кто нарушает внутреннее законодательство, основные нормативы Политического, а также для отражения потенциальной внешней агрессии или завоевания чужих пространств. Революционное же насилие направлено в совершенно другую сторону – против существующей системы и, подспудно, против той сакральности, на которой она основана. Таким образом, революционное насилие несет в себе элементы новой «титаномахии», с надеждой на иной исход – отличный от классической греческой мифологии, где победу в битве с титанами одержали боги…»[5]

«Революционное насилие есть восстание против существующей системы на основе сакральных предпосылок…» Это принято называть «идеологической войной».

7. Ценностные системы:

Нонконформизм настаивает на смене ценностных систем.

Таким образом, несмотря на то, что может сложиться впечатление, будто политический нонконформизм является лишь нигилистической стороной политического процесса, что революция – это только разрушение и отрицание, – на самом деле, это не так, поскольку именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру.

5.     Бытовая философия нонконформизма.

5.1. …противопоставление диктату большинства.

Увы, современный мир находится во власти конформизма. Увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. По словам Тернера Колина спонтанность и непосредственность возвращают утраченную изначальную сущность; они служат мерой того, насколько мы движимы внутренним побуждением и не подчиняемся обстоятельствам. Решения, продиктованные истинным проявлением спонтанности, всегда оказываются безошибочными.[6]

Конформизм делает нас уязвимыми для самых тривиальных житейских проблем: например, поводом для беспокойства может стать несоответствие гардероба или жилища общепринятым нормам. Подчиняясь диктату большинства, мы добровольно ограничиваем свою свободу. Не будет преувеличением сказать, что отречение от индивидуальности и свободы выбора лишает права называться человеком.

Те, кому, несмотря на давление общества, удалось сохранить независимость мышления и верность своему пути, неизбежно выделяются из толпы. Когда нонконформистам удается открыть те двери, которые, согласно всеобщему мнению, прочно заперты, общество вынуждено признать их правоту и прекратить нападки. Периодически признавая свои ошибки, оно, тем не менее, не желает учиться на них; поэтому в глазах большинства те, кто превыше всего ставит свободу самовыражения, всегда выглядят глупцами, тогда как жадно впитывающие последние веяния считаются вполне разумными людьми.

Искусственно навязанные запреты очень затрудняют проведение грани между тем, что согласуется с истинной природой, и тем, что противоречит ей. Страх вызвать непонимание окружающих или навлечь на себя их неудовольствие – одно из главнейших препятствий, мешающих отстаивать свою индивидуальность. Но преодолеть этот страх необходимо: признав за собой право руководствоваться личными мотивами и иметь собственное мнение, не придется искать оправданий своему стремлению следовать собственным путем.

Конформистами не рождаются – ими становятся. «Проявляя нонконформизм в его естественной, спонтанной форме, мы движемся к цели кратчайшим путем. Спонтанность не следует путать с импульсивностью. Если первое понятие относится к поступкам, совершаемым по наитию и не зависящим от обстоятельств, то второе является выражением склонности к необдуманным действиям под влиянием случайных внешних условий». Независимость в мыслях и поступках – непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности.

5.2. …. самостоятельность в мышлении.

Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль? А.С. Пушкин.

…задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним сознаваемым тобою законом…Марк Аверлий (римский император, философ)

 Есть люди, которые проходят в мире точно былинка в реке: они не идут, их несёт. Сенека Младший (римский философ, поэт)

 О нонконформизме можно рассуждать как о «базовой идее несоглашательства», которая заключается в умении распознать тот факт, что вам стараются что-нибудь навязать и противостоять этому. Навязывание чего-либо в большинстве случаев расходится с вашим интересом. Во всяком случае это явление так бы не называлось. Поэтому тот, кто старается что-либо навязать, придумывает различные способы для того, чтобы максимально завуалировать этот процесс. Иначе говоря, пускается на хитрость. Если мы проглатываем навязанное, то будем побеждены, и это возвышает «врага» над нами. В случае победы он – пастух, а мы – стадо овец. Но если вам удаётся его разоблачить и противостоять его действиям, то мы остаёмся самими собой – вот наша награда за победу.

Мне указали, что поднося стаканчик к кулеру, что я нажимаю сначала на рычажок с горячей водой, а после на рычажок с холодной. Задумалась и пришла к выводу, что эта мелочь может очень органично вписываться в концепцию нонконформиста. Например, на паре преподаватель отмечает учащихся. Он называет фамилию, а ученик отвечает «я». Когда же очередь доходит до твоей фамилии, ты сознательно отвечаешь «здесь» вместо «я». И так во всём, где была замечена ординарность. Стоит иметь в виду, что любой выход за рамки влечёт за собой злость окружающих, которые начинают завидовать (чему – это уже отдельная тема на четыре тома). Поэтому от человека, ступающего на путь нонконформизма, может потребоваться характер и желание противостоять попыткам навязать что-либо. Но стоит задуматься - сгореть на костре за идею – не истинный ли это нонконформизм?

«Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно. То есть мыслить в другом поле, расти со своего куста. Оставаться духовным провинциалом, отдающим предпочтение своему, частному хозяйству перед громадиной общей и общественной системы. Уезжать время от времени в свою «Внутреннюю Монголию», воображаемую деревеньку с избами, и жить там. И хотя этой деревни нет на картах, там только и существует настоящая реальность.»[7]

Заключение.

         В данной работе рассмотрены понятия конформизма, обозначающего приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, и нонконформизма, реализующего способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему.

В реферате прослеживается, что несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Нонконформист всегда на первом этапе сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. В сферу нонконформизма попадают все формы социального протеста – от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных политических революций или рабочего движения.

Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами. Ведь именно  в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру. современный мир находится во власти конформизма.

В реальной жизни увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. Только независимость в мыслях и поступках – непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности. Быть нонконформистом значит мыслить самостоятельно, рассуждать независимо, иметь своё собственное мнение.

Литература.

1.                 А.Дугин «Философия Политики», Глава 8 «Онтология политического нонконформизма»

2.                 Наталья Мелентьева «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ВОССТАНИЯ ГЕРДА БЕРГФЛЕТА»/ WWW.ANARH.RU

3.                 Н. Гарниц «Контексты. Нонконформизм» / «Сентенция», философско-исторический альманах

4.                 «ТЕ ЖЕ ЯППИ, ТОЛЬКО В ПРОФИЛЬ. Нонконформизм как сорт конформизма» Григорий Востряков./ интернет

5.                 «Революционность-консерватизм, конформизм-нонконформизм» Степанов А. И. /http://www.alestep.narod.ru/adds/nonconformism.php#2

6.                 Тернер Колин «Подстрелите обезьянку! Секреты нового мышления в бизнесе. НЕПРИНУЖДЕННЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ»

7.                 Ги Дебор «Кошмар "Общества Зрелища" /«Полит клуб» — www.66.ru.php


[1] Ленин, Полное собрание сочинений, т. 45, с. 391 - 392

[2] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 166 - 167 c.

[3] Н. Гарниц«Контексты. Нонконформизм» / «Сентенция», философско-исторический альманах

[4] Наталья Мелентьева «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ВОССТАНИЯ ГЕРДА БЕРГФЛЕТА»

[5] А.Дугин «Философия Политики», Глава 8 «Онтология политического нонконформизма»

[6] Тернер Колин «Подстрелите обезьянку! Секреты нового мышления в бизнесе. НЕПРИНУЖДЕННЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ»

[7] цитата с форума Интернета, автор неизвестен.