Современные тенденции развития настольных издательских систем
Бельцкий Государственный Университет им. “Алеку Руссо”
Кафедра прикладной информатики
Пынзарь Евгений
Группа 411Б
Современные тенденции развития настольных издательских систем
Курсовая работа
Научный руководитель: Кабак Е.В
Бельцы 2004
Содержание
1. Введение.
2. История развития настольно издательских систем.
3. Краткая характеристика программных пакетов.
4. Что такое Верстка. Элементы публикации.
5. Описание некоторых сокращений.
6. Описание наиболее распространённых графических форматов.
7. Заключение.
8. Библиография.
Введение
В данной курсовой работе рассматривается современные тенденции развития настольных издательских систем, цель создания, история возникновения понятия об издательской системе, как развивались настольные издательские системы и на какой ступени развития находится в данный момент.
Настольно издательские системы – это программные обеспечение для персональных компьютеров (РС).
Назначение программ этого класса состоит в автоматизации процесса верстки полиграфических изданий. Этот класс программного обеспечения занимает промежуточное положение между текстовыми процессорами и системами автоматизированного проектирования.
Работа разделена на несколько частей. В первой части мы ознакомимся с историей развития настольно издательских систем, какие системы появились и про какие забыли.
Во второй части работы рассматриваются наиболее известные программные пакеты различных фирм, преимущества и недостатки между программными пакетами.
В третьей части мы узнаем о том, что такое вёрстка о различных элементах публикаций и их использование в различных программах.
В пятая и шестая части дают краткое описание некоторым сокращениям и графическим форматам. Эти части являются заключительными.
В заключительной части говорится о наиболее обобщённых преимуществах пакетов для вёрстки, которые облегчат работу в той или иной программе.
История развития настольно издательских систем
Наш народ — самый верстающий народ в мире. Тому, очевидно, есть две причины: во-первых, на протяжение последних семидесяти с хвостиком лет наш народ был самым читающим, однако зачастую читать ему приходилось вовсе не то, что хотелось, а то, что предписывали Партия и Правительство. Из-за сложившейся ситуации приходилось тайком делать машинописные копии, IBM распечатках (слово «компьютер» тогда еще не было) и чудом где-то переписанных рукописях, что привело к развитию издательского дела. Второй же причиной была дешевое программное обеспечение.
Программное обеспечение (и не только) стоило довольно дорого, и поэтому каждый владелец компьютера мог позволить себе изучить Aldus PageMaker, Ventura Publisher или QuarkXPress. В середине девяностых издательским делом занимались многие.
Особенности. Распространения программных пакетов для верстки в нашей стране наложили свой отпечаток на развития этого сегмента Soft-рынка. Если во всем мире программный пакет выбирали по выполняемым ею функциям, то сейчас по доступности в изучении и принципу «нравится/не нравится». Именно поэтому в странах бывшего СССР появилось огромное количество людей, выбравшее программный пакет PageMaker: дело в том, что доступные в те времена версии QuarkXPress были копированы пиратами и из-за серьезной защиты, примененной фирмой Quark, и на миллионном рынке компьютеров прочно закрепился PageMaker. В Quark-е тогда верстали преимущественно крупные дизайн-бюро, оснащенные компьютерами типа «Макинтош» и позволявшие себе купить лицензионное программное обеспечение. И с тех пор все люди, выбравшие программный пакет QuarkXPress посматривают на людей выбравших PageMaker с высокомерием. Однако в последнее время ситуация приблизилась к общемировой, и число пользователей того и другого программных пакетов практически сравнялось, чему немало способствовал и рост профессионализма «хакеров» (эта поблема осталась и по сей день). При этом в резюме о приеме на работу обычно по-прежнему указывают в строке программное обеспечение: «знания PageMaker, QuarkXPress».
Были люди, которые писали и верстали в Word'е, LaTex'e, в устаревшем программном пакете Ventu-ра, от компании Corel и Microsoft Publisher. Но круг их невелик, и в массе своей рынок программных пакетов на постсоветском пространстве поделен между PageMaker и QuarkXPress.
На данный момент они практически не прижились — очевидно, из-за плохой локализации — два очень популярных в мире пакета — Adobe FrameMaker, предназначенный для верстки сложных в оформительском плане технических руководств, справочников и книг, и Adobe InDesign.
Большой шум стоял на рынке издательских систем 3-5 лет назад. Фирма Adobe выпустила свой новый программный пакет для вёрсти QuarkXPress. Намерение Adobe вытеснить Quark с рынка было очевидным: интерфейс InDesign был ближе и понятнее пользователям XPress, нежели пользователям PageMaker, который маркетологи фирмы почти забыли по него, заявив, что «эта линия продолжаться не будет». Однако со временем со временем всё поутихло, и выяснилось, что пользователи QuarkXPress вовсе не спешат стирать с дисков старый добрый XPress и переходить на InDesign, да и пользователи PageMaker-ом тоже не торопились.
В первую очередь из-за консерватизма полиграфистов и недоработанность нового программного пакета. Фирма Adobe снизила свою деятельность и стала совершенствовать InDesign, к тому моменту усовершенствовав версию до 1.52. По истечению времени оказалось, что вышла всего лишь новая версия программного продукта. Программой являлся старый PageMaker, а номером версии семь.
Эта новость вызвало недоумение, охватившее при этой новости. Ни кто не мог понять что, происходит. Почему фирма Adobe решила поконкурировать сама с собой. Делали InDesign, а в итоге все равно получился PageMaker. После сборки пакета, обработать программный продукт забыли.
В последнее время у фирмы Adobe было множество серьезных внутренних проблем.
Рассмотрим историю становления рынка программного обеспечения для настольных издательских систем, и рассмотрим новый PageMaker.
На всей территории постсоветского пространства раньше считали, что самым первым из программных продуктов из настольных издательских систем в мире был Ventura Publisher. Ему приписываются удивительные свойства. Этот продукт работал на 286х и под DOS-ом, что правда, но, на самом деле первой программой для настольных издательских систем была не Ventura. Равно как и первым компьютером для настольных издательских систем стал не персональный компьютер, что куда менее удивительно.
Самым первым программным продуктом в мире был PageMaker, появившийся в июле 1985 года, а первооткрывателем мира настольной верстки был Пол Брейнард, основавший в том же году компанию Aldus, названную в честь Альдуса Манитуса, венецианского типографа XV века. К сожалению, сейчас эта компания забыта, она стояла у истоков рынка дизайна и верстки. В Aldus разработали технологию, позволяющую использовать изображения с низким разрешением, а затем подставлять на их место высококачественные иллюстрации при выводе готового макета. Компания принимала непосредственное участие в формировании стандарта PostScript, а помимо этого совместно с Microsoft разработала формат TIFF, ставший ныне стандартом де-факто.
Кроме того, фирма Aldus положила начало немалому количеству известных графических программ: так, именно она выпустила пакет Freehand, который затем отошел фирме Macromedia, а также PhotoStyler, многие идеи из которого Adobe использовала в Photoshop. Вот еще несколько программ, вышедших из Aldus лабораторий: Digital Darkroom, Fetch, Gallery Effects, Intellidraw, Persuasion, Superpaint.
Однако заслуги компании Ventura тоже нельзя оставить незамечеными, так как именно Ventura Publisher стал первой программой верстаки для персональных компьютерах, появившись на свет в апреле 1986 года, за девять месяцев до PC версии PageMaker. В начале Ventura была маленькой компанией из трех человек — выходцев из компании Xerox, из-за этого компании пришлось заключить выгодное соглашение о поставках Publisher с несколькими дистрибьюторами. Но старой связи владельцы Ventura не теряли: до 1989 года фирма Xerox занималась маркетингом программного продукта Publisher, а в 1989 купила сначала код программы, а затем и права на название компании, и третья версия продукта вышла уже под маркой Xerox Ventura Publisher.
К концу 1986 года на рынке было три версии двух издательских программ — Aldus PageMaker для PC и MacОС и Ventura Publisher для PC. Однако уже в 1987 году на этот рынок вошла компания Quark с первой версией своего продукта QuarkXPress, который выгодно отличался от конкурентов прецизионной типографическим качеством и прекрасной поддержкой цвета. Quark, основанная в 1981 году, поначалу занималась текстовыми редакторами (она же, кстати, выпустила самый первый в мире текстовый редактор для Apple III).
А что же Adobe? Основанная в 1982 году, она поначалу полностью отдалась разработке языка PostScript. В 1985 Adobe выпустила первые в мире принтер и фотонабор с поддержкой PostScript, в 1986 году — первый набор шрифтов Adobe Type Collection, а затем занялась разработками программного обеспечения для графики, в результате чего в 1987 году появился Illustrator, а в 1990 — Photoshop и Type Manager. В 1991 году компания начала заниматься программным обеспечением для видеопроизводства — появилась первая версия Premiere, — а затем занялись разработкой переносимого формата документов PDF и в 1993 выпустили Acrobat. Об издательских пакетах в то время, никто в Adobe и не задумывался…
До 1993 года рынок настольных издательских программ развивался без особых колебаний. Компании Quark постепенно удалось отвоевать большую часть рынка благодаря активной маркетинговой политике и высокому качеству программных продуктов, в отличие от Aldus и Ventura, Quark была «фирмой одной программы» и не расходовала силы (подобная ситуация сохранилась и до сих пор). И вот сначала Ventura, а затем и Aldus, неспособные самостоятельно конкурировать с Quark, решают пристроиться к какой нибудь фирме. В результате в 1993 году пакет Ventura Publisher приобретает компания Corel, а в 1994 году Aldus со всем своими разработками и лицензий отходит к фирме Adobe. Обе компании незамедлительно выпускают новые версии программных пакетов для вёрстки, построенные на старом коде программы, но снабженные некоторыми изменениями и выходящие под именами новых фирм — Corel Ventura Publisher 4.2 и Adobe PageMaker 5. Кстати, с пятой версией PageMaker случилась следующее: некоторое время на рынке присутствовали два пятых PageMaker'a — от Aldus и от Adobe.
После выпуска пятой версии Ventura Publisher Corel полностью переписывает код пакета, разрабатывая его как Win32-приложение. Процесс занимает куда больше времени, чем планировалось, и обновленный Publisher выходит лишь в 1996 году сразу в версии 7.0, дабы номер совпадал с номером вышедшего тогда же Corel Draw! 7. С этой поры Publisher начинает сдавать позиции, поскольку конкуренты эти два года тоже не сидели, сложа руки: Adobe в 1995 году приобрела Frame technology и стала под своим именем раскручивать Framemaker, а QuarkXPress, добравшийся к тому времени до версии 3.3, уже успел приобрести множеством сторонних расширений и отлаженными сервисами, став практически стандартом де-факто в профессиональном издательском деле. Окончательно укрепилась позиция Quark с выходом в 1997 году четвертой версии XPress, и на этом потрясения, на рынке издательского софта прекратились на два года: Quark соверщенствовала свой продукт, Corel продолжала работу с Ventura, а Adobe, выпуская очередные дополнения PageMaker-а, готовила конкурентам сюрприз в лице InDesign, появившегося в 1999 году. Тогда же было заявлено о прекращении линии PageMaker. Однако расклад сил на рынке Adobe изменить не удалось: InDesign при всех заложенных в него идей оказался недоработанным, и прагматичные полиграфисты не рискнули ставить под удар свой бизнес и отлаженный производственный процесс. И вот рынок снова затих на два года, а затем… появился PageMaker 7.0. Что это за программа — увидим далее.
Новая версия Adobe PageMaker (7.0) ориентирована на массовый рынок, о чем заявляет сам производитель. Навязчивое упоминание о том, что программа комплектуется шаблонами и клипартами, «разработанными профессионалами дизайна», а также намеки на мощь и точность верстального и препресс-инструментария, который будет служить вашему бизнесу, наводят на мысль, что речь идет о какой-то копии Microsoft Office, вооруженном орудиями верстки.
Оправдана ли смена цифры в номере версии, или это просто знак перемен в отношении Adobe к своему продукту? В описания продукта не упоминалось ни о новых инструментах, ни о новых методах обработки текста и графики. После программного пакета InDesign ожидалось хотя бы возможности строить произвольные контуры с помощью пера. Но, об этом даже не упоминалось. Правда, одно-два значительных изменения все же есть: это печать переменных данных и создание тегового PDF.
А импорт натуральных файлов Photoshop 6 и Illustrator 9 в PageMaker, для этого нет нужды в новой версии. Хватило бы некоторых дополнений, которые могла бы сделать тот же Adobe — но очевидно, что после того, как фирма заявила о прекращении производства PageMaker, выпуск дополнений к нему вызвал бы всеобщее недоумение.
Краткая характеристика программных пакетов
Поддержка форматов Adobe.
В первых версиях PageMaker-а фотографии после обработки в PageMaker-е приходилось сохранять в формате TIFF и каждый раз, когда приходилось поправляем исходный материал в Photoshop, то теперь об этом можно забыть. Сейчас употребляют PSD-файлы (расширение программы Photoshop) как есть, а также пару файлов в формате шестого Photoshop.
Так же теперь можно поступать и с векторной графикой. Раньше приходилось делать копии для последующего импорта в PageMaker. Но теперь он может обрабатывать файлы в формате Illustrator 9.
Однако разработчики честно предупреждают, что прозрачные объекты из файла «Иллюстратора» мы не увидим и не напечатаем. О наложении объектов, градиентной прозрачности и прочих удовольствиях так же нет, что весьма странно, так как сам эффект прозрачности PageMaker 7 поддерживает, но только в определённом формате это документированный способ передачи прозрачных объектов из Illustrator 9 в PageMaker 7. Этот факт можно считать, что версия готовилась в большой спешке и пара функций была недоработана.
Помещение в публикацию файлов PDF.
Сегодня в PDF-формате хранится большая часть структурировано оформленной информации. Так, к примеру, чтобы сделать картинку с изображением коробки программного продукта PageMaker 7, необходимо было обработать ее «Иллюстратором» из PDF-файла, рассказывавшего о новых возможностях седьмой версии. Но в этой версии их можно будет использовать напрямую.
Как показывает практика, чаще всего для «вторичного использования» нужны не сами документы, а только их часть. Как растровое изображение в примере.
В связи с заявленной ориентацией PageMaker на пользователя можно предвидеть множество публикаций, иллюстрированных низкокачественными документами PDF, взятыми из Интернета.
И хотя в седьмой PageMaker можно помещать файлы Adobe PDF, подготовленные в последних версиях Photoshop и Illustrator, разработчики предупредили на конференции по программным продуктам, что эффект прозрачности не воспроизводится в PageMaker ни на экране, ни на печати. Для этого надо пользоваться определённым форматом, называемым EPS.
Новые файловые фильтры.
Но на файлах EPS новая версия PageMaker показывает себя с лучшей стороны. Тут и прозрачность, и поддержка PostScript 3, который обеспечивает более высокое качество печати сложных объектов, улучшенные цветовые переходы и многое другое.
А с помощью особой утилиты можно конвертировать публикации Quark XPress 4.0 и 4.1 (раньше конвертация была возможна только из Quark Xpress 3.3). Из-за этого фирма Quark поступила следующим обрвзом, 350 долларов скидки на свою программу каждому, кто поменяет программный продукт PageMaker на QuarkXPress.
Видно, что Adobe создала совсем не конкурента InDesign, а коммерческий продукт. Выпуск седьмой версии, преследовал маркетинговые цели, и можно не искать новшества в этой версии.
Немного о QuarkXPress.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что седьмая версия PageMaker вряд ли приведет к заметным изменениям на рынке издательского софта: дополнения, внесенные в программу, в лучшем (для Adobe) случае заставят пользователей PageMaker 6.5 отказаться от перехода на QuarkXPress, а в худшем — от перехода на… InDesign. Из этого видно, что фирма Adobe, переживающая ныне наихудшие времена в своей истории, умудрилась подставить саму себя. По поводу выпуска седьмой версии остался практически незамеченным гораздо более интересный факт, который реально изменил расстановку сил на российском издательском рынке: Adobe выпустила InDesign 1.52 CE, сделанный под восточноевропейские языки и кириллицу.
Еще в прошлом году Corel анонсировала выпуск Ventura Publisher 8.5, который должен выйти одновременно в двух версиях — под Windows и… под Linux. Выпуск был запланирован еще на конец 1999 года. Ventura не сумеет отвоевать утраченные позиции на PC, но вот выход первого WYSIWYG-пакета для верстки под Linux незамеченным не прошёл. До появления первых дизайн- и препресс-бюро, работающих исключительно под Linux, еще далеко, но первые шаги уже сделаны, и Corel, возлагал очень большие надежды на этот рынок. Не менее интересны и заявления компании Quark. В конце 2000 года она выпустила QuarkXPress 5 разработанный специально под Mac OS X.
Когда только вышел Quark Xpress сразу же был сделан его анализ. Согласно ему, Quark Xpress это программный пакет для любого носителя информации, будь то газета, Web-страница. Создать макет один раз и потом публиковать его много-много раз — разве это не то, о чем мы мечтали?
На первое место среди новшеств разработчики поставили создание Web-страниц, с картами изображений, таблицами и метатегами.
Акцент на Web-издательстве не очень привлек пользователей они предпочли многострочную оптимизацию текста, как в Adobe InDesign. Но судя по опросам проведенными фирмой, пользователи получили то, что искали, буквально сразу после установки новой версии Quark Xpress.
Первое впечатление от QuarkXPress 5: бросается в глаза, кроме заставки программы — это, конечно, внешний вид палитры инструментов. Добавился новый инструмент «Таблица», которым можно «нарисовать» таблицу предполагаемых размеров. Бросается в глаза и инструмент Scissors (Ножницы), служащий он для разрезания фреймов и геометрических фигур на части. Прочие инструменты, оставшись без изменений, расположились более компактно.
Быстродействие пакета по-прежнему столь же хорошо, как и минимальные системные требования. А вот увеличение занимаемого размера на жестком диске трудно не заметить — 74 мегабайта против 22 у четвертой версии. Очень легко открываются файлы, сохраненные в предыдущей версии, а при сохранении есть возможность записать его либо в «четвертом», либо в «пятом» форматах.
Совершенно неожиданным оказалось то, что простое контекстное меню объекта, добавленное в пятой версии, способно облегчить работу. Щелчком правой кнопки доступны практически все команды, ради которых раньше приходилось добираться глубоко в меню. Это очень удобно.
Web, XML, электронные книги.
При создании нового документа, помимо обычной публикации, можно выбрать Web-страничку или XML-документ. Эти необычно для Quark, виды документов вписываются в концепцию разработчиков. Вопреки обещаниям, бумажные публикации, Web-страницы и XML-документы друг в друга не переводятся, и каждый вид требует своего отдельного цикла от начала и до конца. Если импортировать графическое изображение, Quark может сохранить его в выбранном формате. Можно посмотреть результат верстки в браузере, не выходя из Quark. Но вот возможности посмотреть непосредственно на HTML-код не сможем до экспорта файла, а произвольное расположение элементов на странице реализуется.
В пятой версии Quark Xpress возможно делать корректные Web-страницы. И сами разработчики предупреждали перед выпуском программы, что они ни в коем случае не хотят создавать конкурента как-нибудь фирме. В общем, поддержка Web годится исключительно для того, чтобы создавать что-нибудь на скорую руку. Что же касается документов в формате XML, то создавать их можно.
Таблицы в QuarkXPress 5.
Таблицы в Quark Xpress есть. Но, весьма далеки они от своих родственников в Microsoft Excel – с их помощью невозможно сделать каких либо вычислений, их значения нельзя связать между собой.
При создании таблицы необходимо задать начальное количество ячеек по горизонтали и вертикали. Ячейки, можно и добавлять, но — целиком столбцом или строкой.
В одной таблице могут одновременно находиться как текстовые фреймы, так и фреймы с рисунком, что дает немалые возможности для работы. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что таблицы в пятом QuarkEPress — это более удобная реализация модульных сеток: одна ячейка — один фрейм — один модуль сетки.
Итоги описания QuarkXpress 5.
Скорость QuarkXPress остался без изменений. Не замечено изменений ни в мастер-страницах, при форматировании текста, ни при работе с импортированными растровыми объектами.
В общем, самым существенным следует считать появление таблиц и слоев. Создание Web-страниц это дань моде, нежели как нужда пользователя.
Настольная издательская система Word.
Word - это многофункциональная программа обработки текстов. В последнее время все большую популярность среди широкого круга пользователей завоевывает текстовый процессор Word для Windows. Прежде всего, из-за высококачественных издательских свойств этого продукта фирмы «Microsoft». Несмотря на то, что большинство людей, работающих с WinWord, используют далеко не все его возможности, они могут создавать красиво оформленные, хорошего качества документы, разрабатывать фирменные бланки, визитки, создавать элементы фирменного стиля, рекламные документы. Возможность вставлять таблицы, рисунки, графики, формулы в тексты, создаваемые в Word, также способствует завоеванию абсолютного первенства этого программного продукта.
Ее предназначение:
· набор, редактирование, верстка текста и таблиц;
· управление всеми пунктами меню, опциями и командами с помощью мыши;
· просмотр на дисплее готового к печати документа без затраты бумаги на дополнительную распечатку;
· вставка рисунков и слайдов;
· заготовка бланков, писем и других документов;
· обмен информацией с другими программами;
· проверка орфографии и поиск синонимов.
Настольная издательская система TeX.
Принцип настольно издательской системой ТеХ состоит в том что, то, что набрано, то и видно на экране. Если набор текста в ТеХ элементарен, то набор формул и таблиц является, написанием программы на специальном макроязыке, что вознаграждается высоким качеством соответствующих текстов.
Все наилучшие стороны TeX-а особенно видны при подготовке текстов, которые содержат много математических элементов. Приготовив рукопись в формате TeX, вы тем самым точно объясните компьютеру, как преобразовать рукопись в страницы, типографское качество которых сравнимо с работой лучших в мире наборщиков.
ТeХ стал популярным среди многих тысяч ученых, потому что с его помощью любые тексты можно преобразовать в статьи, доклады, заявки, книги, поэтические сборники и другие форматы способом, который полностью определяется автором, благодаря богатому языку команд.
ТeХ особенно полезен, когда документ содержит математические формулы и когда желательно, чтобы документ выглядел, как книга. Кроме того, это независимая от компьютерного устройства система, работающая на большом количестве платформ, от персоналок до больших вычислительных машин; она ведет себя одинаково на всех машинах — факт в высшей степени важный для научно-технического сообщества. С этим свойством связана печать dvi-файлов, так что документ может быть распечатан на чем угодно, будь то CRT-экран, точечно-матричный или лазерный принтер со средним разрешением или профессиональный фотонаборный автомат с высоким разрешением.
Благодаря этим качествам, а также тому, что это свободно распространяемый продукт, ТЕХ стал de facto стандартом во многих академических отделениях и исследовательских лабораториях. Вместе с тем он заменил в профессиональном издательском мире наборные процессы. Он используется на всех мыслимых компьютерных платформах: IBM PC-совместимых персональных компьютерах и Macintosh'ax, UNIX и VMS-рабочих станциях и таких суперкомпьютерах, как Cray. Отличные программы визуализации делают возможной работу на большинстве рабочих станций и других графических дисплеях
Заключение главы.
По общему мнению, самыми распространенными являются три программы верстки — Quark XPress, Adobe InDesign и Adobe PageMaker. Они проверены временем и стабильно выдают качественные результаты. Их функциональные возможности очень похожи, но… ни одна из этих программ пока так и не может превзойти остальные две. Дело в том, что в такой сложной области, как верстка, очень трудно создать пакет, на порядок превосходящий другие.
Что такое Верстка. Элементы публикации
Элементы публикации.
Создавая публикацию в одном из перечисленных пакетов, мы имеем дело с несколькими типами объектов. Это фреймы — контейнеры для текста и графики, импортированных извне, и графические объекты, созданные в самой программе верстки. Кроме того, в PageMaker можно использовать еще один элемент — «простые» текстовые блоки. Правда, никаких особых преимуществ их использование не дает, это оставшаяся с предыдущих версий программы.
В PageMaker можно изменять размеры и положение текстовых и графических фреймов, но нельзя вкладывать один фрейм в другой, а в QuarkXPress можно вставлять только графические фреймы в текстовые. В этом отношении InDesign несравненно более удобен: он позволяет создавать очень сложные макеты с использованием множества фреймов, вложенных один в другой.
Иллюстративные возможности.
Встроенные средства всех трех программ дают возможность создавать как простые геометрические примитивы, так и сложные объекты. Наиболее развитым и удобным инструментарием обладает InDesign, многие инструменты которого просто перенесены из Adobe Illustrator. За InDesign следует XPress, но, хотя этот пакет тоже позволяет рисовать с помощью кривых Безье, следует отметить недостаточное быстродействие таких инструментов. PageMaker же с точки зрения инструментов рисования плетется в хвосте. Линии, прямоугольники, овалы и полигоны — вот и все, чем приходится довольствоваться.
Неоспоримое преимущество InDesign — многократная отмена и повтор действий при верстке, в отличие от однократных отмен в XPress и PageMaker.
Настройка документа.
PageMaker позволяет использовать одиночные страницы либо развороты из двух листов. XPress и InDesign могут создавать развороты из трех и более страниц, что удобно при верстке буклетов или складывающихся изделий.
Обработка текста.
Безусловное преимущество QuarkXPress, высокая скорость отображения текста на экране.
Редактирование текста в PageMaker и XPress может происходить в двух режимах — в режиме верстки и во внутреннем текстовом редакторе. InDesign такого редактора лишен, что очень неудобно, если надо править текст, а не на макетировать.
Выравнивание и автоматический перенос текста программы тоже выполняют по-разному. PageMaker и XPress обрабатывает текст построчно, в результате часто возникают проблемы с внешним видом сверстанного материала: некрасивое чередование плотных и жидких строк, рваные строки, коридоры пробелов… InDesign справляется с этой задачей куда лучше, используя многострочную (до тридцати строк подряд) оптимизацию текста. При выравнивании программа просматривает несколько строк вперед и назад, стремясь оптимизировать межсимвольные и межсловные интервалы. Впрочем, режим однострочной оптимизации в InDesign также доступен.
Как специальный эффект, оживляющий верстку, XPress и InDesign позволяют привязывать текст к кривой, причем InDesign имеет более богатый набор опций для такого эффекта, чем XPress.
Отдельно следует упомянуть уникальную возможность использования текстовых фреймов как встроенной графики внутри других фреймов в InDesign.
Использование графики.
Как упоминалось выше, InDesign и PageMaker 7 могут импортировать изображения в форматах Illustrator или Photoshop. Что касается InDesign, это свойство, помимо экономии времени, дает еще несколько преимуществ.
Во-первых, файлы Illustrator вставляются в InDesign как редактируемые изображения. Таким образом, можно отредактировать вставленную векторную графику, не запуская Illustrator.
Во-вторых, при импорте растровых изображений можно конвертировать альфа-каналы и обтравочные пути в рамки фрейма, если же альфа-каналов или путей больше несколько, InDesign позволяет выбрать нужный. Естественно, альфа-каналы и обтравочные пути могут использоваться и для обтекания текста или задания прозрачности.
QuarkXPress обладает примерно теми же возможностями и тоже позволяет использовать альфа-каналы и обтравочные пути TIFF- и EPS-файлов как для прозрачности, так и для обтекания текста.
PageMaker и здесь плетется в хвосте. Особенно это касается обтекания текстом, форму которого в лучшем случае приходится задавать вручную в виде ломаной из прямых отрезков.
Быстродействие и стабильность.
Самым стабильным (особенно при работе с большими публикациями) и производительным пакетом является Quark XPress, и это одна из причин его многолетнего лидерства на рынке издательских программ. Он же и самый нетребовательный к ресурсам компьютера: работать с XPress 4.1 можно, используя старенькую «четверку» (не Pentium 4, конечно, а i486) с 12 Мбайт памяти.
PageMaker в этом отношении — твердый середнячок, а вот InDesign удивительно нетороплив и требует изрядных вычислительных ресурсов.
Чтo же в итоге? Пока пальма первенства остается у QuarkXPress, хотя и не отстаёт InDesign, обладающий куда более широкими возможностями, но до сих пор не доведенный до ума. Таким образом, InDesign пригоден не столько для повседневной верстки, сколько для создания публикаций со сложным дизайном.
PageMaker же следует отныне считать простейшей, примитивной для рекламных служб корпораций, а также центров оперативной полиграфии. А расставаться с ним не хотят потому, что привыкли к нему. Да отсутствие желания изучить что-либо удобней и проще в эксплуатации.
Описание некоторых сокращений
Что такое PDF.
Документы, подготовленные в Microsoft Word (файлы .doc) и других текстовых редакторах, плохо переносятся из одного компьютера в другой, особенно, если они содержат сложные таблицы, рисунки и редкие шрифты. При просмотре таких документов на другом компьютере, строки разъезжаются, форматировать приходится всё по-новой.
Для распространения технических описаний, справочной документации и другой текстово-таблично-графической информации в сети Internet, на дискетах и компакт-дисках наиболее широко используется формат PDF (Portable Document Format - формат переносных документов), разработанный фирмой Adobe. В частности, в этом формате распространяются фирменные технические описания микросхем. В нем же представлена значительная часть информации на сайте ROMSERVICE.
Такие файлы имеют расширение .pdf, для их просмотра и печати используются программы Adobe Acrobat Reader или Adobe Acrobat Exchange.
Что такое PostScript.
PostScript – это самый настоящий язык программирования, который используется для того, чтобы описать содержимое страницы.
Например, пишутся такие серии команд: переместиться в лево, напечатать слово «Университет», сменить шрифт на «TimesNewRoman».
Описание наиболее распространенных графических форматов
Формат BMP.
Формат BMP (Bit Map Picture) – «По-битовая» карта изображения. Если изображение «сбросить» на жесткий диск в том виде, в котором оно находится в оперативной памяти компьютера, то это и будет сохранение файла в формате BMP. Файлы имеют расширение *.bmp.
Число цветов в изображении 16,77 млн.цветов. Изображения импортируются в Word и PowerPoint. Файл формата BMP быстро загружается с диска в оперативную память. Но по каналам Интернета ИЗОБРАЖЕНИЕ передается долго, так как файл непомерно велик. Формат BMP хорош для локального использования, но не пригоден для Web.
Формат GIF.
Формат GIF (Graphic Interchange Format) – Формат для «обмена» графикой. Файл имеет расширение *.gif
Максимальное число цветов изображения: 256.
(Осуществляется подбор цветов: для каждого изображения – собственная палитра). Используется сжатие информации без потери качества. В итоге экономия приблизительно в 5 – 20 раз. Изображения пригодны для размещения на сайтах. Изображения импортируются в Word и PowerPoint
Формат JPEG.
Формат JPEG (Joint Photographic Expert Group).Объединенная группа экспертов в области фотографии. Файлы имеют расширение *.jpg *.jpeg Алгоритм отбрасывает «избыточную» информацию, не видимую глазом, а потому обеспечивает сжатие информации с потерей качества. Обеспечивает экономию приблизительно в 5 – 60 раз. Изображения пригодны для размещения на сайтах. Изображения импортируются в Word и PowerPoint
Формат TIFF.
Формат TIFF( Tagged Image File Format). Файлы имеют расширение *.tiff *.tif. Резервирует 3 байт на все цвета пикселя, как и BMP. Допускает сжатие информации без потери качества. Поэтому (при использовании сжатия) экономичнее, чем формат BMP. Используется для работы с большими изображениями. Широко применяется в полиграфии, но НЕ в Web.Изображения импортируются в Word и PowerPoint.
Формат PSD.
Формат PSD(PhotoShop Document). Файлы имеют расширение *.psd. Резервирует 3 байта на все цвета пикселя, как BMP иTIFF. Использует сжатие информации без потери качества. Поэтому экономичнее, чем формат BMP и сходен с TIFF. Используется для сохранения результатов обработки изображения. НЕ используется в Web.НЕ импортируется в Word и PowerPoint.
Формат PS (PostScript).
Файлы имеют расширение *.ps. Формат файла, содержащий инструкции языка PostScript, разработанного Adobe Systems и ставшего ядром всех современных издательских технологий. PostScript позволяет описать сверстанные страницы макетов, содержащих информацию любого типа: точечную, векторную и шрифтовую. Файлы PostScript предназначены для непосредственной печати на принтере (в широком смысле), имеющем интерпретатор этого языка. Создаются они в процессе печати из любой программы драйвером PostScript-принтера.
Формат EPS.
Файлы имеют расширение *.eps. Формат EPS (Encapsulated PostScript) представляет собой несколько упрощенный вариант PostScript. Если файлы PostScript (расширение PS) предназначены непосредственно для печати и содержат код для целой страницы (или нескольких страниц), то файлы EPS описывают только какой-либо объект или группу объектов. По этой причине они не могут содержать такие команды, как установка формата страницы или конца страницы. Формат предназначен для размещения любых, в т. ч. и растровых изображений в программах иллюстрирования и издательских системах.
Все современные программы иллюстрирования (Adobe Illustrator, Macromedia Free-Hand, CorelDRAW и др.) имеют встроенные интерпретаторы PostScript и способны открывать и редактировать файлы EPS. В отличие от них, издательские системы не интерпретируют содержимое EPS-файлов, возлагая эту задачу на устройство печати. При импорте файлов EPS в издательскую систему, она считывает из файла размеры имеющегося в нем изображения и резервирует для него место на странице. Чтобы пользователь мог увидеть в макете содержимое EPS-файла, последний должен содержать небольшое точечное изображение – миниатюру. Миниатюра помещается в EPS-файл в момент его создания.
Формат позволяет сохранять изображения любого типа в любой цветовой модели (включая LAB) без альфа-каналов. Разумеется, при этом полностью поддерживаются обтравочные контуры.
Программы обработки точечных изображений тоже умеют открывать файлы в формате EPS. Все векторные объекты, которые окажутся в файле, будут растрированы и результатом будет растровое изображение.
Формат EPS имеет множество вариантов. Поэтому, если вы создали импортируемый файл не в CorelDRAW, используйте всю мощь интерпретатора PostScript этой программы, выбрав в списке Files of type (Тип файла) вариант PostScript Interpreted. Если интерпретатор не справится с каким-либо объектом, то, по крайней мере, вы сможете работать с остальными.
Заключение
Наличие в верстальной программе разнообразных средств проверки целостности и актуальности компонентов макета чрезвычайно важно для успешного завершения проекта. При изменении файлов, входящих в проект, рассматриваемые программы ведут себя по-разному.
Quark XPress при каждом открытии файла проверяет совпадение настроек в документе со своими настройками на компьютере (при несовпадении выдается окно с предупреждением), а также наличие шрифтов. Наличие исходных графических файлов не проверяется.
InDesign при открытии файла публикации составляет отчет о файле, просмотреть отчет можно по команде File->Preflight. При выполнении этой команды выдается окно с информацией о шрифтах, графике, цветах и установках принтера, на основе, которой верстальщик или препресс-инженер может принять те или иные шаги для улучшения ситуации.
Уникальна обработка растровых изображений в InDesign. При выводе на печать посылается только видимая часть изображения, тогда как PageMaker и XPress отправляют на принтер и то, что находится за рамками фрейма.
Библиография
1. Гален Груман, Барбара Ассади, Келлин Антон, QuarkXPress 5 “Библия пользователя”, издательство “Диалектика”, Мосва 2002.
2. Альспах Т., “QuarkXPress 3.3 для начиниющих”, Москва 1999.
3. PageMaker 6.5 Help
4. “InDesign CS”, электронный вариант книги.
5. Флеменг Билл, “Профессиональные приёмы работы” серия “для дизайнера”, Москва 2000.
6. Николай Волков “Курс макетирования и вёрстки”, Киев 2001.