Современный студент и музыка

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Кафедра социологии

Реферат

Тема: Музыка и современный студент

                                                                                   Выполнил: ст. гр. 391

Копытова О.С.

Проверил: Кулаков П.А.

Новосибирск 2009

Содержание

Введение

Музыкальные предпочтения молодежи

Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории

Рок-музыка как признак и фактор социокультурной  трансформации

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

Жизнь была бы ошибкой без музыки

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)

Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.

Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций музыки входит эвристическая, информационная, познавательная, коммуникативная, организаторская, эстетическая и др.

Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.

Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, свойства личности, показателями которых является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Целью данной работы является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у современного студента в условиях трансформации общества. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль музыкальной культуры в жизни молодежи от школьного возраста, до студенчества.

Музыкальные предпочтения молодежи

Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного студента, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтения школьника. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые, в последствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.

В информационную базу исследования вошли результаты авторских социологических исследований, проведенных на базе школ городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, а также школ сельской местности Республики Татарстан в период с 2002 по 2004 год. Выборочная совокупность составила 1200 человек. Из них: городских детей – 74,6%, сельских – 25, 4%. Распределение по национальности: татары – 49%, русские – 44,3%, другой национальности – 6,7%. Предельная ошибка репрезентативности составляет 5%.

Школьникам был задан вопрос: «Какую музыку предпочитают Ваши родители?» (см. табл. 1). Из приведенной таблицы видно, что родители предпочитают популярную и современную эстрадную музыку. Дома звучит музыка эстрадная, развлекательного характера, которая исполняется на эстраде, по радио, ТВ. Народную и классическую музыку родители отводят на второй план. Это свидетельствует о том, что необходимо искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия. Важная роль в этом процессе на современном этапе принадлежит СМИ, средствам рекламы и PR (паблик рилейшнз).

Анализ отношения школьников к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных школьников привлекает рок-музыка – хип-хоп, поп, рэп и др. музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.).

С возрастом музыкальные приоритеты подростков меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера (см. табл.2), поэтому необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие музыкальных направлений.

Из полученных данных, очевидно, что популярность рока (ему отдали предпочтение 45,2% респондентов всех возрастов) основывала на его способности прямого физиологического воздействия на эмоции слушателей.

На вопрос: «Ваши любимые виды искусства?» - школьники на первое место поставили кино (67,8%) и музыку (67,4%), на второе - литературу (23,6%), а на третье - театр (20,3%), далее - живопись (12%), архитектура (7,5%). Полученные нами результаты, что музыка сегодня обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а следовательно, и по «объему» потребления, подтверждаются данными других социологов [1,2]. Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей.

Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит от аудитории слушателей.

В среднем школьном возрасте (11-14 лет) на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже юношеского возраста, когда достигается определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом у детей все больше проявляется различие в музыкальном восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания.

Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес детей к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. На вопрос: «Знаете ли Вы нотную грамоту?» - дети ответили следующим образом (см. табл. 3). Изучение нотной грамоты – один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Наше исследование показало, что дети, знающие нотную грамоту, предпочитают классическую музыку (46,4 %), и народную (43,0 %), а дети, которые не знают нотной грамоты (73,6%) (см. табл.3), предпочитают эстрадную музыку. Нотная грамота – это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности детей.

Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. По данным исследования - петь любят большинство подростков, особенно в младшем школьном возрасте (82,3%), потому что в этом возрасте они активны и с удовольствием участвуют в школьной самодеятельности и посещают музыкальные кружки.

Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание. Самовоспитание как осознанное действие проявляется уже в подростковом возрасте. В качестве одной из форм самостоятельного приобщения школьников к серьезной музыке можно использовать записи (музыкальные дневники). Прослушивание и посещение концертов классической музыки способствует духовному обогащению подростка. По результатам данного исследования наибольший процент слушателей концертов симфонической, хоровой и другой классической музыки составляют дети в возрасте 7-10 лет (14,4%), затем с возрастом происходит изменение в сторону уменьшения их количества среди слушателей этой музыки.

Для определения потребностей школьной молодежи в музыке был задан вопрос: «Каково место музыки в Вашей жизни?». Подавляющее большинство (90 %) респондентов ответили: «Не представляю свою жизнь без музыки», и только 9,9 % - «Я ей мало уделяю внимания». Это подтверждает, что музыка глубоко проникла во внутренний мир каждого человека, независимо от его музыкальных предпочтений.

Решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей, играет семья, отношение к музыке в семье. Пример родителей – основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Озабоченность большинства семей в современной ситуации проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей, но семья всегда оказывала и будет оказывать большое влияние на ребенка. На вопрос: «Кто влияет на Ваши взгляды в окружающем мире?» - 70 % детей ответили – «родители», 19 % - «школа», остальные назвали другие источники влияния (друзья, родственники и т.д.).

Определяющим направлением формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-этических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания (по мнению педагогов) ребенок должен получать на родном языке. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях. В настоящее время традиционная система обучения дополняется национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, музыку, танцы. Татарский музыкальный фольклор является одним из средств формирования таких общечеловеческих ценностей как любовь к своему народу, эстетический вкус, физическое совершенство, жизнерадостность. Поэтому в Республике Татарстан большое внимание уделяется возрождению у школьной молодежи национальной музыкальной культуры.

Одним из направлений по формированию общечеловеческих ценностей является активность самих учащихся. Это посещение музыкальных концертов, самостоятельное прослушивание, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.

Самыми активными зрителями концертов являются дети, которые предпочитают современную эстрадно-развлекательную музыку. Среди детей 7-10 лет их 29,3%; поп-рок музыку выбирают дети 11-14 лет – 34,5%; 33,3% - в возрасте 15-17 лет. Следует учитывать, что влияние малохудожественной музыкальной продукции, которой увлекаются школьники самостоятельно, есть неизбежное следствие недостатков в музыкальном просвещении и воспитании.

Для успешного духовного развития школьников педагоги сами должны хорошо разбираться в сфере музыкальных потребностей своих учеников. Только конкретное знание музыкальных привязанностей школьной молодежи, в том числе с помощью конкретных социологических исследований, может обеспечить успех в воспитании у них избирательного, критического отношения к различным течениям в музыке.

Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории

Изучение социальных представлений о поп-музыке у молодежной слушательской  аудитории представляется важным в плане общего исследования социально-психологических вопросов восприятия музыки. Актуальность обозначенного исследования обусловлена, прежде всего, недостаточной изученностью поп-музыки как социально-психологического феномена. В пользу необходимости проведения специальных исследований в этой области свидетельствуют и широкомасштабные преобразования в политической, социально-экономической и духовной жизни современного общества. Увеличивающийся поток музыкальной информации, а также возрастающая роль поп-музыки в культурной жизни общества заставляют задуматься о новых функциях и эффектах воздействия музыки. Роль музыки и эффект ее влияния особенно проявляются в молодежной среде, поскольку для нее музыка ¬¬– это  важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни. Несмотря на разнообразие музыкальных жанров, стилей и направлений, на сегодняшний день в системе художественных приоритетов молодежной аудитории именно поп-музыка занимает ведущую позицию.

Исследования последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии поп-музыки на выбор стиля жизни, на формирование определенного типа поведения, системы ценностных ориентаций и, в целом, на мировосприятие и мироотношение личности. Вместе с тем при рассмотрении социально-психологических эффектов поп-музыки отмечается преимущественно ее отрицательное воздействие на развитие и становление духовной культуры. В работах музыковедов, музыкальных социологов, культурологов и психологов особо остро поднимается вопрос о загрязнении информационного пространства, и, в частности, звуковой среды, что связывается с тотальным распространением музыки невысокого художественного уровня. В частности, Н.Я. Джинджихашвили, Г.В. Иванченко, В.Е. Семенов, Т.В. Чередниченко, В.П. Шейнов отмечают исчезновение сакральности, камерности, одухотворенности, возвышенности, неповседневности в современной музыке, говорят о вытеснении с ведущих телевизионных экранов народной и классической музыки (исключение составляет телеканал «Культура»).

Действительно, можно констатировать, что среди множества музыкальных стилей и направлений сегодня доминирует поп-инфраструктура со своими продюссорами, исполнителями, группами, имеджмейкерами, фан-клубами и со всеми необходимыми составляющими (пресса, телевизионные каналы, радиостанции, концертные площадки). Поп-музыка стала повседневной звуко-визуальной реальностью, с бесконечной чередой всевозможных поп-тусовок, хит-парадов, рейтингов популярности, брэндов, мега и супер постеров, рекламных роликов, музыкальных клипов, с постоянно появляющимися шокирующими слухами, звездными разборками, скандальными статьями в газетах и журналах.

В качестве объекта исследования были выбраны студенты Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, студенты факультета искусств и художественного образования Педагогического института СГУ, а также студенты социально-гуманитарного и биологического факультетов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Всего в исследовании приняли участие 260 студентов в возрасте с 17 до 25 лет (средний возраст составил 22 года). Респонденты были распределены на две группы: 1) студенты-музыканты (63 девушек, 65 юношей); 2) студенты-немузыканты (65 девушек, 67 юношей). В целом обе выборки были достаточно гомегенны, что позволило их сравнивать.

Выбор данного контингента в качестве объекта исследования обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – молодежная аудитория является основным потребителем музыкальной продукции. Второе – данное распределение респондентов, согласно нашей гипотезе о влиянии музыкального образования на формирование социальных представлений о поп-музыке может дать при сравнении интересные результаты.

Для реализации цели и поставленных задач в исследовании использовались такие диагностические техники как анкетирование, метод «свободных описаний», а также центрированное на проблеме интервью.

В результате анализа студенческих работ в контексте изучения динамики их музыкальных предпочтений выяснилось, что за точку отсчета при рассмотрении изменений своих музыкальных пристрастий студенты брали подростковый возраст. У большинства студентов музыкальные предпочтения претерпели со временем существенные изменения, выражающиеся, прежде всего, в расширении музыкальных пристрастий и повышении толерантности к другим музыкальным жанрам, стилям и направлениям. Это проявилось в том, что на смену единственно любимому музыкальному жанру и кумиру приходит целый ряд других любимых исполнителей различных музыкальных жанров.

Изменения в музыкальных предпочтениях отразились и в отношении к классической музыке. Практически в каждой работе студенты из выборки «немузыканты» отмечали, что с возрастом у них изменилось отношение к классической музыке в лучшую сторону.

При рассмотрении причин изменений своих музыкальных вкусов студенты чаще всего отмечали влияние друзей, ближайшего окружения. В работах часто можно было встретить высказывание такого типа, как: «… недавно я стала общаться с неформалами и теперь предпочитаю рок-музыку всем другим музыкальных жанрам» или «… до встречи с моим другом я слушала только попсовые песенки, теперь мне нравится разная музыка: рок, джаз, классика, неоклассика, транс….». Наряду с влиянием друзей в работах студенты указывали и на определенную роль рекламы и моды в изменении музыкальных предпочтений. Так, в работах часто можно было встретить такие высказывания: «Я заметил, кто из исполнителей сейчас в моде, кого сейчас активно «раскручивают», тот исполнитель мне сейчас и нравится, то есть мне нравятся модные, современные исполнители» или «Я заметила, что очень часто сначала мне не нравится песня, но когда ее начинают «крутить» день и ночь по радио и телевидению, то эта песня привязывается, и после нескольких прослушиваний она мне уже нравится».

К числу любимых исполнителей (групп) студенты в основном относили новомодных исполнителей, которые в настоящее время находятся на пике популярности, чьи песни занимают верхние строчки всевозможных хит-парадов.

Особенно ярко влияние моды, рекламы и пиар-технологий на музыкальные предпочтения прослеживается в группе студентов-немузыкантов, так как студенты-музыканты к числу любимых исполнителей относили общепризнанных, с мировым именем музыкантов, чьи песни уже стали классикой своего жанра, а также кумиров прошлых лет, с сильными вокальными данными.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что изменения музыкальных предпочтений – это весьма динамичный процесс, на который большое влияние оказывают «референтная» группа, мода, реклама, средства массовой информации. Важным моментом является тот факт, что студенты, как правило, осознают, причины, факторы, влияющие на их музыкальные вкусы и предпочтения. В целом, с возрастом музыкальные вкусы становятся разнообразнее, в частности, обогащение музыкальный пристрастий проявляется в том, что среди любимых музыкальных жанров оказывается классическая музыка.

Анализ анкет и письменных работ студентов позволил получить общее представление о музыкальных приоритетах респондентов. Исследование показало, что для всех респондентов музыка в представлении студентов является важной и неотъемлемой частью их жизни: не только приятным, но и обязательным фоном жизни, способом решения своих личных и бытовых проблем; источником вдохновения, творчества, средством поднятия настроения, релаксации, снятия стресса, одним из самых приятных удовольствий в жизни; поводом для общения, хорошим фоном-сопровождением вечеринки, верным способом найти новых друзей. Почти в каждой работе можно было найти такие высказывания, как: «… без музыки не могу прожить и дня»; «… музыка – все в моей жизни»; «… без нее я себя не представляю»;    «… музыка – это самое большое удовольствие»; «… музыка помогает мне жить»; «… музыка – это способ найти нестандартное творческое решение проблемы»; «… музыка – это источник вдохновения»; «… музыка помогает обрести мне равновесие в жизни». Примечательно, что такие восторженные оценки в отношении музыки и ее значения в своей жизни в одинаковой мере встречались в обеих выборках.

Не удивительно, что 93% студентов из общего числа респондентов считают себя меломанами. Однако при этом большинство отдают предпочтение только какому-то одному музыкальному жанру и отрицательно относится к другим музыкальным направлениям, не входящим в круг их интересов. Возможно, это свидетельствует о том, что студенты не совсем верно понимают смысл понятия «меломан».

Для выборки «музыканты» характерна широта и разнообразие музыкальных пристрастий: 80% респондентов из этой группы указывают на то, что им нравятся многие жанры.

В исследованиях еще раз подтвердился широкоизвестный факт о зависимости музыкальных предпочтений от пола. Так, среди любителей поп-музыки девушек оказалось в 2,5 раза больше, чем юношей. Наряду с этим в работах часто встречались высказывания девушек, любительниц поп-музыки, о том, что в последнее время они увлеклись рок-музыкой, и им стали нравиться некоторые рок-группы. На наш взгляд, в настоящее время все больше будет проявляться тенденция роста любителей рок-музыки среди девушек.

Касательно отношения студентов-немузыкантов к классической музыке – 95% респондентов относятся к ней положительно. При этом только 15% из опрошенных студентов периодически посещают концерты классической музыки; 45% не посещают, но периодически слушают классику дома; 40% любят классику, но с сожалением отмечают, что редко ее слушают и не посещают концерты, проводимые консерваторией и филармонией.

Половозрастной фактор прослеживается и в отношении к классической музыке – девушки в 2 раза чаще посещают концерты классической музыки и соответственно больше слушают классику, нежели юноши.

К сожалению, приходится констатировать еще один факт – большинство респондентов (65% студентов из группы «немузыканты») только 1-2 раза в год посещают концерты поп, рок-звезд и исполнителей других музыкальных направлений. Относительно выборки «музыкантов» – они, безусловно, в силу профиля своего обучения, чаше посещают как классические, так и эстрадные концерты.

В отношении вопроса об участии во всевозможных голосованиях во время просмотра клипов на MTV, МУЗ TV и т.д. – выяснилось, что только 5 % студентов от общей выборки участвуют в голосованиях, 60% с интересом следят за хит-парадами, рейтингами популярности, оставшиеся 35% не участвуют в голосованиях и не следят за различными хит-парадами. Данные показатели свидетельствуют о недоверии студенческой аудитории каким-то ни было хит-парадам, «горячим десяткам», «русским двадцаткам» и др.

Результаты  исследования на вопрос: «В чем у Вас происходит разрядка музыкальных переживаний во время прослушивания любимой музыки: в образах, фантазиях, представлениях, мечтах или в активном движении, танце» показали, что 55% из числа респондентов группы «немузыканты» любят больше под музыку потанцевать, чем помечтать; другие 45% любят подумать, расслабиться под музыку. Противоположные показатели наблюдались в группе «музыканты»: 95% студентов любят прежде всего подумать о жизни, пофантазировать или просто расслабиться под любимую музыку и насладиться ей. И только оставшиеся 5% из числа музыкантов получают разрядку музыкальных переживаний в танце, в движениях. Полученные результаты несложно объяснить профилем музыкального обучения и различными функциями, которые выполняет музыка в жизни музыкантов и немузыкантов.

С помощью метода «свободных описаний» мы ставили задачу изучить существующие социальные представления у студенческой аудитории относительно образа современной отечественной поп-музыки. С этой целью просили студентов написать как можно больше качеств, характеризующих поп-музыку наиболее полно и точно.

В результате данного исследования было выявлено, что социальные представления о поп-музыке в группах «музыканты» и «немузыканты» имеют значительные различия. В группе «музыканты» было получено 95 неповторяющихся характеристик, описывающих отечественную поп-музыку с различных сторон, во-первых, с точки зрения качества музыки, идейного содержания текстов песен; во-вторых, с точки зрения ее эмоциональной привлекательности (яркая, серая, скучная, веселая, привлекательная). В группе «немузыканты» было получено 65 характеристик, которые преимущественно отражали только эмоциональную оценку и практически не затрагивали вопросов идейного содержания песен и качества их музыки. Примечательно, что в общем списке отрицательных характеристик в 1,5 раза больше, чем положительных.

Оценки поп-музыки группой музыкантов носили более дифференцированный характер, чем у студентов-немузыкантов, для которых поп-музыка – это единое неразрывное целое. Критерием, по которому студенты-музыканты делили поп-музыку (отмечая при этом, что она разная: и профессиональная, и непрофессиональная) был возрастной. По мнению же студентов-музыкантов, чем старше исполнитель, чем дольше он поет на сцене и пользуется популярностью, тем выше его профессиональные качества.

Подсчитав частоту упоминаний выделенных студентами характеристик для каждой группы, мы получили список наиболее часто встречающихся описательных характеристик (рис. 1, 2). Отметим один важный момент. В процессе анализа в каждой выборке было выделено две подгруппы: любители поп-музыки и любители других музыкальных жанров.

       %

Рис. 1. Диаграмма выраженности характеристик поп-музыки у студентов-музыкантов

Как видно из диаграмм, в группе студентов-музыкантов первую позицию занимает такая характеристика поп-музыки, как «бессмысленная», (бессодержательная); вторую позицию поделили «рекламная», «коммерческая» и «массовая», третью – «безнравственная»; третью – «бесталанная». В группе студентов-немузыкантов первую позицию заняла такая характеристика, как «танцевальная», вторую позицию – «сексуальная», третью позицию между собой поделили «рекламная» и «зрелищная».

В процессе анализа студенческих представлений о поп-музыке нам удалось выделить четыре типа отношения (рис. 3,4). В основе каждого типа отношений лежат социальные представления, т.к. в них заложены оценочные компоненты.

                    %

Рис. 2. Диаграмма выраженности характеристик поп-музыки у студентов-немузыкантов

Для первого типа отношения характерно крайне негативное восприятие поп-музыки. К нему относятся, прежде всего, ярые поклонники рок-музыки, любители классической музыки и студенты-музыканты, которые кроме классики практически не слушают ничего. В представлениях студентов этой группы поп-музыка является бессмысленной, безыдейной, бездарной, некачественной, непрофессиональной, удручающей, бесцельной, коммерческой, «продажной», рекламной, массовой. Среди студентов-немузыкантов было выявлено только 16% ярых противников поп-культуры с выраженным отрицательным отношением к сегодняшней поп-музыке. В группе немузыкантов количество нелюбителей поп-музыки оказалось больше – 38%.

Второй тип отношения характеризуется дифференцированным  отношением к отечественной поп-музыке. Этот тип наблюдался преимущественно среди студентов-музыкантов (44%). В представлениях студентов этого типа восприятия поп-музыка прежде всего разная, где наряду с профессиональными музыкантами на сцене появляются и бесталанные, безголосые, «раскрученные» поп-исполнители, которые, по мнению студентов, как раз и способствуют формированию негативного образа современной поп-музыки у большинства слушательской аудитории, тем самым наносят вред поп-музыке, снижают уровень ее качества. Студенты этого типа дают музыке такие характеристики, как: качественная/некачественная, профессиональная/непрофессиональная, нравственная/безнравственная, развивающая/отупляющая, талантливая/бесталанная, дающая возможность выйти на сцену/коммерческая, коррумпированная, перспективная/бесперспективная.

Третий тип отношения можно обозначить как амбивалентный, для которого свойственно наряду с положительными и восторженными оценками и проявление критического отношения к отечественной поп-музыке, проявляющееся в таких характеристиках как «рекламная», «продажная», коммерческая, вульгарная, порой бессодержательная, низкокачественная. Такое представление студентов о поп-музыке выражается в следующих фразах и оценках: «Да, я вижу все отрицательные стороны поп-музыки, но все равно ее люблю» или «Безусловно, сегодня поп-музыка – это цех по выпуску и «раскрутке» своих поп-звезд. Она насквозь коммерческая, но, несмотря на это, я обожаю слушать поп-музыку и люблю только ее». В эту группу вошли большой частью студенты-немузыканты (24%) из выборки «музыканты» – 10%.

\s

Рис. 3. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-музыкантов

И, наконец, четвертый тип, к которому были отнесены 40% студентов-немузыкантов, и только 8% студентов-музыкантов, характеризуется позитивным отношением к поп-музыке. В представлениях респондентов этого типа поп-музыка является олицетворением красоты и жизнерадостности, оазисом отдыха и наслаждения. Для этого типа восприятия поп-музыка является неотъемлемым спутником в жизни, стимулом к деятельности, к изменениям. Восторженное отношение отражается в следующих характеристиках: танцевальная, бодрящая, энергичная, меняющаяся, зажигательная, живая, красивая, рекламная, сексуальная, феерическая, зрелищная.

\s

Рис. 4. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-немузыкантов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе «немузыканты» доминирует положительное отношение к поп-музыке, представления о поп-музыке связаны с ее привлекательностью и необходимостью в жизни каждого человека. Дифференцированный подход к оценке поп-музыки у студентов-музыкантов является домирующим, у немузыкантов он встречается гораздо реже. Негативный тип отношения у студентов-музыкантов к поп-музыке проявляется гораздо чаще, чем в выборке «немузыканты», что легко объясняется профилем обучения. Студенты-музыканты в оценке поп-музыки подходят прежде всего не со стороны эмоциональной привлекательности, как это делают «немузыканты», а с позиций профессионального анализа. Что же касается амбивалентного типа, то он гораздо чаще наблюдается у студентов-немузыкантов. Восторженный тип у студентов-музыкантов также встречается несравненно реже, чем у немузыкантов, что еще раз дает основание думать о двух разных подходах к оценке поп-музыки. Во-первых, об эмоциональном подходе, характерном для группы «немузыканты», проявляющемся в субъективном отношении по принципу веселая/грустная, нравится/не нравится, танцевальная, быстрая/медленная, спокойная. Во-вторых, о когнитивном подходе, характерном для студентов-музыкантов, демонстрирующем главным критерием в оценке поп-музыки ее содержательную сторону. Это проявляется в таких оценочных характеристиках поп-музыки, как содержательная/бессодержательная, нравственная/безнравственная, познавательная, учащая/бесполезная, качественная/некачественная, разнообразная/однообразная. Следовательно, в структуре социальных представлений о поп-музыке в группе студентов-немузыкантов можно выделить эмоциональный компонент в качестве ядерного признака, а в группе «музыканты» – когнитивный компонент.

Рок-музыка как признак и фактор социокультурной  трансформации

Трансформация - это процесс приобретения обществом новых черт, соответствующих требованиям времени. Происходит изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях. "Перемен, мы хотим перемен" звучало в популярной в 80-х годах песне, отражая настоятельную потребность в изменениях.

Какие у нас основания судить о сознании молодежи по музыке и текстам песен? Здесь возможны следующие доводы. Первый из них предлагают сами музыканты, оценивая свое творчество как "зеркало мира". В одноименной песне говорится: "Сущность явлений и лет вереница, лица друзей и маски врагов ясна, видны и не могут укрыться от взора поэта - владельца веков". Анализируя, что именно отражается в этом "зеркале", мы можем оценить какие явления и проблемы попадают в поле зрения молодежи и как они ею оцениваются. Музыканты осознанно стремятся выразить то, как они ощущают современность, откликнуться на возникающие социальные проблемы. В песне происходит опредмечивание духовного состояния людей. Реконструируя, распредмечивая результаты песенного творчества можно исследовать реалии сознания. Любительская песня менее всего подвержена редакторской выбраковке и поэтому более интересна для социолога. Песни прошедшие через мелкое сито музыкальных редакций средств массовых информации несут на себе отпечаток сознания не только художника, но и редактора. В этом случае значительно затрудняется процесс социальной интерпретации продуктов художественного творчества. Редактор и художник могут относиться к разным социальным и социально-демографическим группам. Песня, попавшая на радио или телевидение является, как бы результатом компромисса разных социально-художественных позиций. Поэтому самый благодатный материал для социологического исследования - неорганизованные, стихийные процессы. Надо подчеркнуть, что цели социолога и литературно-музыкального критика не вполне совпадают. Социолог избегаем оценок степени художественности текстов и музыки, литературных сравнений, советов и менторской позиции. Реконструкция реалий сознания требует отношения к фактам, как к суверенной данности. Итак, первый довод в пользу возможности вычленить элементы сознания молодежи с помощью песни заключается в отношении к ней как к художественно зашифрованной социальной позиции.

Следующий довод опирается на известное представление о том, что художественный образ обобщает социально типичное под видом индивидуального. Это суждение приложимо к именно художественным произведениям. На примере оценки творчества любительских групп особенно отчетливо видно, что литературно - художественная и музыкальная критика не является и не может быть абстрактной, а является выражением сознания определенной социальной или социально-демографической группы. Встречаются суждения, что некоторые формы молодежной культуры являются внеэстетическими. Это мнение, в частности, иногда относится к рок-музыке. Однако, молодежь, считая рок-песню своей, не видит оснований отказывать ей в художественности. В спорах о художественности следует отдавать себе отчет совпадают ли социально-эстетические позиции художника и критика. Если такого совпадения нет спор о художественности беспредметен. Точнее он переводится из плоскости собственно эстетической в плоскость социальную и даже политическую. В ситуации двоемыслия, которое было характерным для 70-х годов, наиболее адекватным духовным документом эпохи становились искренние монологи, в музыке находящие свое выражение в стиле рок. Это же относится и к "авторской песне", которая также стала политическим и социальным явлением и имела статус романтического протеста против лжи. Так получилось, что сознание поколения конца 70-х начала 80-х стремилось утвердиться и самовыразиться в любительской песне. Позже она приобрела другие функции, собственно музыкальные, не столь ярко социально-политические. В 70-е годы рок встретил жесткое противодействие со стороны официальной культуры и традиционалистов. Но неправомерно отказывать массовому искусству в его стремлении удовлетворять социально приемлемые потребности в эстетическом самовыражении. Именно рок в его масскультовых вариантах стал для огромного числа молодых людей едва ли не единственным окном в мир искусства, в эстетическую сферу. Неуместным снобизмом была попытка мерить одними мерками "повседневное" искусство и искусство "высокого стиля". Благодаря рок-музыке поколение 80-х имело свое лицо в музыкальной культуре повседневного спроса. Рок - многозначное явление. Вряд ли стоит относить все его разновидности в разряд неспециализированных видов искусства. Но специализированная, элитарная, профессиональная часть рока все же составляла в те времена лишь небольшую долю. Рок представлял собой форму приобщения отечественной культуры к современным западным стандартам. Рок - это средство вестернизации нашей культуры, придания ей современных космополитических черт. Долгое время рок вообще был только на английском языке даже в случае отечественного авторства. В конце 60-х и 70-х годы массовая музыка, ориентированная на молодежь избегала пользоваться русским языком. Опрос студентов в 1979 г. почему они предпочитают песни на иностранных языках, показал что: такие песни более выразительны, энергичны, эмоциональны. Музыка и мода - это первые бреши в железном занавесе советской культуры. Плацдарм, завоеванный музыкой, мог затем расшириться через усвоение многих черт западного менталитета. Дыхание свободы прорвавшееся через музыку довольно сильно просквозило затхлую атмосферу предлагавшихся образцов духовной сферы. Рок - это один из первых вестников модернизации в социокультурной области. Всплеск модернизма и постмодернизма в живописи, литературе, поэзии и других видах искусства также несомненно было модернизационным явлением, но это не оказало столь массового воздействия на публику, как музыка. Благодаря этому молодежная музыка стала ведущим видом искусства, выражающим наиболее полно и адекватно эпоху. Социологические исследования тех лет подтверждают эту мысль. Было бы удивительным при нынешнем размахе интернационализации общественной жизни избежать влияния музыкальных форм, ставших достоянием мировой культуры. Вначале модернизационному обновлению подвергнулась форма , интонация. Это несомненно наиболее глубокий и существеннейший шаг. Недаром именно форма столь резко вызвала негодование традиционалистов. Но затем модернизации подвергнулось и содержание. Образно-интонационный анализ песен позволит глубже судить о направленности, социальном характере новых образцов духовного творчества, появившейся в указанную эпоху. Характерной чертой песенной культуры того времени было то, что новая группа редко заявляла о себе одной-двумя песнями. Как правило, ансамбль представлял альбом или концерт и цикл песен порядка 10-12, то есть превалировал не шлягерный подход, а концептуальный. Соответственно, характер восприятия песен зависел от контекста, от общей интонации концерта, альбома. Песни вырванные из контекста толковались неадекватно, а то и прямо в обратном смысле.

 Для рок-песен указанного периода была характерной относительно большая значимость текста. Было довольно распространенное, но не вполне соответствующее действительности мнение, что молодежь не обращает внимания на текст, для нее главное - ритм, мелодия. Действительно, в пору начальной интервенции рока в нашу культуру именно музыка играла ведущее значение. Текстовая песня бардов, Высоцкого была за пределами рока. Примерно конец 70-х положил начало резкому изменению ситуации. Более всего на это повлияла группа "Машина времени", одна из первых заметных групп удачно соединивших интонацию бардов и рока. С тех пор рок-бардовое направление было очень влиятельным. Произошла смена культуры песни и вкусы молодежи поддержали новшество. Появились насыщенные острым нравственным содержанием музыкально песенные композиции в стиле рок. Этическая насыщенность текстов имеет прямой адрес: подросток, юноша - душа на переломе обновления. Тому о чем поет рок-группа верит молодой человек. Но и рок-музыканты не говорят о том, чему подросток, юноша не может поверить. Речь в песнях вовсе не являлась открытием в нравственной тематике. Но открытием служила современная форма выражения этих мыслей. Стиль "рок" придавал старым проблемам статус нового открытия.

Рок был призван потребностями молодежи, развившимися имманентно согласно логике развертывания духовных потребностей. Это не просто дань подражания Западу без сколько-нибудь значимой необходимости, как утверждала официальная музыкальная критика. Дальнейшее развитие отечественной рок музыки говорит о том, что здесь действовали обе причины, только значение их было разным для разных социокультурных групп молодежи. Однако в основном, то, что молодежь повернулась к рок-песне объясняется не тем, что музыкальная ее форма похожа на зарубежный рок, а тем, что в ней ритмико-мелодическая и содержательная основа глубоко соответствовала потребностям молодых людей. В отношении музыкальной формы большое значение имеет интонационный кризис отражающий перелом в социокультурном развитии и переход к новому витку модернизации. Содержательная же сторона подчинялась особенностям социализации поколения. Каждое поколение должно заново осваивать и отбирать для себя содержание нравственного багажа человека. Только в этом случае нравственные максимы будут восприниматься как истинные, не привнесенные, не чуждые. Подвергаются модернизационной эволюции и формы передачи нравственных норм, близкие к техницизированным, урбанистическим и безличным, но компенсированными эстетической формой. Любопытно, что антимодернизационные силы жестко противодействовали экспансии рока. В литературе встречались выражения типа "эстетический империализм" как характеристика рока. Моральные соображения, свойственные критике рока на Западе, у нас подчинялись чаще всего идеологическим требованиям. Любопытно также, что аргументация защитников рока также иногда включала идеологические аргументы.

Рок рассматривался как инструмент контрпропаганды. Имелись ввиду эстетико-культурные аспекты и собственно идеологические. Миссией отечественного рока объявлялась задача вернуть молодежь в лоно отечественной музыкальной культуры. Встречались призывы облечь в новую форму, раз она нравится молодежи, содержание, требующееся для привычного идеологического воспроизводства. К чести рок-музыки, в сколько-нибудь заметных размерах ничего подобного не произошло. Новая форма отрицала старое содержание. Старые духовные парадигмы встречались в песнях эстрадного типа, со вторичными заимствованиями и в художественном плане совершенно банальными. Что касается задачи более патриотического, чем собственно идеологического характера, вернуть молодежь к отечественной музыке, то здесь действительно рок-музыка сделала много. Антимодернизационные идеологи объявляли рок-музыку и антиэстетическим явлением, повторяя аргументы западных противников рока. Часто утверждалось, что увлечение роком - это ошибка массового сознания.

Но критики рок-музыки зачастую сами попадали в самоизоляцию по отношению к молодежи. Авторы журнала "Музыкальная жизнь" в начале 80-х годов утверждали, что рок-песня не может быть на русском языке, так как слова слишком длинные, не соответствуют ритмическим законам рока. Полный абсурд.

Тотальный пресс не ограничивался идеолого-эстетическим оружием. Государство действовало в привычной манере изоляции наиболее дерзких. В тюрьму, в психиатрические лечебницы попали несколько талантливых музыкантов и организаторов рок-движения. Модернизационные импульсы в духовной культуре душились с использованием всех возможных средств. Это привело к тому, что в полной мере рок-музыка не смогла выполнить свою роль модернизации сознания, функцию подготовки нового образа мира. Этим частично можно объяснить всплеск агрессивной антимодернизационной кампании из среды самой молодежи. То, что получило свое название в терминах "люберы, гопники" и пр. И хотя причины "люберизации" молодежи более обширные, связанные с взаимоотношением центра и провинции. Но в своей основе характер этих противоречий все же имеет исток именно в проблемах модернизации. Э.Этциони в теории "призматического общества" в центр проблемы модернизации ставил именно взаимоотношение центра и провинции. От того как они будут решены зависит судьба модернизации. Можно сказать, что в духовной сфере эта борьба во многом проиграна модернизационными силами, так как в провинции соотношение сил было не в пользу новых движений.

В провинции практически отсутствовали средства и силы, способные подготовить сознание к новым образам мира. Худшие образцы традиционализма причудливо сочетались с естественной потребностью в новизне, породив позже эстетические монстры эстрадной массмедиа. Модернизационный импульс подействовал на изменение эстетических вкусов.

Под художественным вкусом принято понимать способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства, способность судить об эстетических достоинствах произведения, переживать, чувствовать, заложенное в нем содержание.

Вкус объединяет рациональное и эмоциональное в восприятии и оценке произведения искусства. Социологическое исследование художественных вкусов сталкивается с труднопреодолимым препятствием операционального определения и измерения оценки произведения искусства массовым потребителем. Другой трудностью является проблема экспертной оценки, критерия адекватности вкусов массовой аудитории.

Вкус, как известно, выражает и отражает специфику, индивидуальность художественного восприятия.

Для целей социологического исследования приходится делать допущение, что избирательность в поведении потребителя произведений искусства коррелирует с его вкусами. Значит в данном работе под музыкальным вкусом понимается избирательность предпочтения музыкальных жанров, то- есть то, что нравится публике. Специфика молодежных вкусов отражает специфику молодежи как социально-демографической группы. Выявив предпочтения молодежи, а затем проанализировав содержание предпочитаемого, можно сделать определенные выводы о социально-культурном облике молодежи, ее настроениях, проблемах.

Художественный вкус наиболее четко фиксируется у коллекционеров. В данном исследовании были изучены анкеты постоянных членов клуба филофонистов г.Запорожья. В клубе - 190 человек. Из них: 44% - рабочие, 31% студенты и старшеклассники, 25% - служащие и ИТР. Возрастной состав: до 19 лет - 17%, 20-24 года - 31%, 25-29 лет - 27% , 30-34 года - 19%, 35 лет и старше - 6%. Как видим, состав клуба в основном молодежный. Анкета содержала открытый вопрос, без указания альтернатив: "Музыкальные произведения каких жанров Вы коллекционируете?" Ответы содержали наименования одного, двух и более жанров. По результатам контент-анализа анкеты, ответы были сгруппированы по наиболее часто упоминаемым наименованиям жанров. Поскольку указывалось несколько названий, в итогах подсчета сумма процентных долей всегда больше 100%. Рок-музыку различных стилей коллекционирует 75% членов клуба филофонистов. Далее предпочтение отдается "диско" - 32%, отечественной эстраде 15%, симфонической музыке - 12%, джаз - 9,5%.

Следует иметь в виду, что принятая в теории классификация музыкальных жанров не совсем подходит для исследования музыкальных вкусов массовой публики. Так, теоретические термины "эстрада" и "рок" соотносятся как род и вид. Но в стихийно сложившемся словоупотреблении эти термины соотносятся как роды. Поскольку мы исследуем вкусы публики, то будем ориентироваться на смысл терминов, задаваемый сложившейся практикой их массового употребления. Под "эстрадой" молодежь понимает традиционную эстрадную музыку. Под "роком" понимается усложненная, новаторская эстрадная музыка со специфическими музыкально-выразительными средствами. Поэтому в данном исследовании термин "эстрада" употребляется не для наименования направления, а для наименования жанра, что делает возможным включать эстраду в один ряд классификации наряду с роком, джазом, классикой.

Есть определенные различия во вкусах рабочих и служащих. По социальным группам ответы членов клуба распределились следующим образом.(см.табл.4.)

Как видим из таблицы, существовала дифференциация вкусов по возрасту и образованию, что свойственно любому времени. Однако общая тенденция очевидна - западные вкусы доминируют в музыкальных предпочтениях любителей молодежной музыки.

Более высокое образование повышает долю любителей джаза, джаз-рока. Понижение образования резко увеличивает предпочтение диско. Чем моложе слушатели, тем больше предпочтений тяжелого рока.

Было проведено так же изучение музыкальных вкусов студентов. Выборка случайная, кустовая. Опрошено 106 человек. Был задан один закрытый вопрос: "Музыку какого жанра Вам хотелось бы слушать в свободное время?". Предлагалось 8 альтернатив, из которых надо было выбрать не более двух.

Выявлена существенная дифференциация музыкальных вкусов по полу и увеличение популярности отечественной рок-музыки. Так, любой рок, как предпочитаемый жанр, по результатам данного опроса, отмечает 91% студентов -юношей и только 24% девушек, при об щей оценке - 55%.

Таблица 4

Музыкальные вкусы членов клуба филофонистов (в % к числу опрошенных )

Музыкальный жанр

Рабочие

ИТР

Студенты

Рок

60

35

65

Хард-рок

14

9

23

Джаз-рок

5

4

5

Диско

43

13

22

Этрада

9

22

5

Отечеств. эстрада

18

22

5

Джаз

8

26

13

Классическая музыка

8

26

6,5

Примечание: Кроме перечисленных, редко - менее 3% - встречались другие наименования жанров. Они приведены в группе близкой по типу музыки.

Стойкость музыкальных вкусов можно выявить путем изучения сочетаний предпочитаемых жанров. В 75% упоминаний симфонической музыки у юношей, она сочетается с рок-музыкой. У многих юношей путь к симфонической музыке лежит через увлеченность серьезным роком. Более подробные данные сведены в таблицу 2. 

Таблица 5.

Музыкальные вкусы студентов (в % к числу опрошенных)

Музыкальный жанр

юноши

девушки

общая оценка

Симфоническая музыка

16

24

21

Эстрада отечественная

8

66

39

Эстрада зарубежная

32

69

53

Рок отечественный

58

24

39

Рок зарубежный

58

3

28

Джаз

8

1

4

Народная музыка

0

3

2

Барды

12

10

11

Духовная насыщенность классической рок-музыки делает её сравнимой по характеру своего воздействия, с симфонической музыкой. Противопоставлять эти два жанра является ошибкой. Наиболее частые сочетания предпочитаемых жанров музыки у юношей: рок отечественный и рок зарубежный - 26%, зарубежная эстрада и зарубежный рок - 17%, остальные сочетания на уровне менее 10%. У девушек наиболее распространенные сочетания: отечественная и зарубежная эстрада 41%, симфоническая музыка и эстрадная музыка 14%, и по 10% сочетаний: эстрада отечественная - барды, отечественные рок и эстрада, эстрада и рок зарубежный. Как видим, у девушек в целом вкусы более облегченные. Девушки преимущественно предпочитают эстраду, примерно в равной степени отечественную и зарубежную. Юноши предпочитают в равной степени отечественный и зарубежный рок. Это важное в культурном смысле завоевание начала 80-х. Еще в середине 70-х мы бы не получили такого результата, тогда безусловно доминировала зарубежная рок музыка. Популярность у юношества отечественной рок-музыки обеспечили в 80-е годы два явления. Во-первых, резкий скачок в распространении магнитофонной техники у молодежи, во-вторых, самоотверженная деятельность московских и ленинградских (зачастую "самодеятельных") рок-музыкантов, удовлетворяющих насущные потребности юношества.

Мы исходим из того, что рок-музыка - это проявление процессов модернизации в специфической форме.

Заключение

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.

Анализ целей обращения студентов к музыке позволил выделить ряд функций музыки в жизни молодежи. Так, если в группе музыкантов прежде всего доминирует эстетическая, познавательная, гедонистическая, энергизирующая, эмоционально-регулирующая и мотивационная функции, то в группе немузыкантов ведущие позиции занимают развлекательная и коммуникативная функции, затем гедонестическая, эмоционально-регулирующая, мотивационная, и только потом – познавательная и эстетическая функции музыки.

Таким образом музыка для современных студентов, в настоящее время, в большей своей массе – еще один способ развлечения и фоновое, практически бессодержательное, сопровождение жизни. Но в некоторых случаях музыка носит и познавательный характер и выступает как часть жизненной философии.

Приложение

Таблица 1

Музыка, предпочитаемая родителями школьников (% от числа опрошенных)

Предпочитаемая музыка

Ответы детей

7-10 лет

11-14 лет

15-17 лет

Классическую

14,5

17,7

23,9

Популярную

19,1

34,6

44

Народную

23,2

27,5

25

Современную эстрадную

31,3

13,6

7,1

Не смогли ответить

11,8

6,6

-

Таблица2

Музыка, предпочитаемая школьниками (% от числа опрошенных)

Предпочитаемая музыка

Ответы детей

7-10 лет

11-14 лет

15-17 лет

Классическую

29,9

21,5

19

Популярную

18,7

25,9

30,9

Народную

12,9

5,7

3,8

Современную эстрадную

38,5

46,9

46,3

Таблица 3

Знание нотной грамоты (% от числа опрошенных)

Предпочитаемая музыка

Ответы детей

Знание нотной грамоты

Незнание нотной грамоты

Классическую

46,4

54

Популярную

36,6

63,3

Народную

43

57

Современную эстрадную

37

63

Список литературы

1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.

2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс.... канд. социол. наук. - Казань, 1998.

3. Жижина М.В. Проблема социальной психологии личности. – Саратов, 2006

4. Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.

5. Кон И.С. Социология молодежи. М., 1988.