Наследственность интеллектуальных систем — ноогенетика
... перед естествознанием продолжал стоять вопрос об эволюционном значении и эволюционной передаче приобретенных признаков ... в глубинах нашего существа мы все чувствуем груз или запас смутных сил, добрых или злых, своего рода определенный и неизменный «квант», полученный раз и навсегда от прошлого.
П. Тейяр деШарден (1881—1955)
Наследственность — свойство обеспечивать в ряде поколений преемственность одинаковых признаков структурно-функциональной организации биосистем. Из истории развития теории наследственности известны идеи: приобретенные в течение жизни качества наследуются (J. Lamarck, 1809); приобретенные «упражнением» в течение жизни качества не наследуются (дарвинизм). В 1866 Г.Мендель обосновал учение о «наследственности» (G.Mendel, 1866) — присущего всем организмам свойства обеспечивать в ряде поколений преемственность одинаковых признаков и способностей развития — морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ, характера их индивидуального развития. В 1910 году Т.Морган обосновал концепцию материальной природы единиц наследственности, основанной на представлениях об их локализации в генах (T.Morgan, 1925). В 1944 году О.Эйвери с соавторами установил, что носителем наследственности является ДНК (О. Т. Avery, С.М.MacLeod, M.McCarty, 1944). В 1982 году Прусинер показал возможность передачи потомству наследственности не только через нуклеиновые кислоты, но и через белки (S.Prusiner, 1982). Ламаркизм, дарвинизм, менделизм и морганизм не содержали объяснений накоплению популяцией и наследственной передаче из поколения в поколение наследия материального и интеллектуального, влияющего как на индивидуальное развитие потомства человека, так и на эволюцию всей популяции.
О сравнимости носителей наследуемой генетической и интеллектуальной информации могут свидетельствовать сопоставления и расчеты по аналогичным качественно-количественным параметрам. По данным исследований университета Беркли, человечеством в 2002 году было произведено 18'1018 байт информации, при этом в четырех информационных средах (печать, видео- и кинопленка, магнитные и оптические носители) сохранено 5-1018 байт (5 экзабайт Exabyte (ЕВ) информации (В. Губай-ловский, 2005). Для сравнения — информационная ценность каждого из оснований в молекуле ДНК равна примерно 1,9 байта, число нуклеоти-дов в геноме человека — 2-109' запас информации в ДНК одного человека равен примерно 4-109 (Б. М. Медников, 1982). На 6 млрд человечества общий объем хранимой в генах популяции информации 24-1018 байт (24 экзабайт). Таким образом, объем генетической информации в порядковом отношении сопоставим с количеством сохраняемого информационно-интеллектуального наследия. По оценке исследователей Беркли объем новой информации возрастает ежегодно на 30%. Динамика же роста населения Земли в XX веке — удвоение каждые 30 лет ~ на 3,3% в год. Из чего следует, что лет через десять объем интеллектуального наследия, сохраняемого человечеством, превысит количество генной информации всей популяции и выйдет на первый план по «весу».
2.4.1. Метод наследования: не индивидуально, а всей совокупностью популяции
Всего со времени начала антропогенеза и до 2005 г. прожило по расчетам Кейфитца и Вейсса 80—150 млрд, по математическим моделям Капицы (1999) — 90 млрд человек. Можно утверждать, что живущее в настоящее время 6-ти миллиардное человечество является и наследником сохранившегося всемирного культурного наследия в производственном, общественном, умственном отношении, и материальным носителем отображенной объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия отдельных личностей, групп людей и человечества в целом с внешним миром, и хранителем популяционной генетики совокупности человеческих интеллектуальных биосистем, и, одновременно, «живой оперативной памятью» глобальной интеллектуальной системы.
Автором выдвигается гипотеза наследственности интеллектуальных систем: полученные, приобретенные в течение жизни (компонента интеллектуальной системы) новые качества (информация, знания на всевозможных носителях), с целью упрочения их полезности, могут наследоваться не индивидуально, а частью или всем сообществом компонентов интеллектуальной системы.
2.4.2. Носитель наследственности: не гены, а информация
К феноменам информационной наследственности человечества можно отнести: письменность; книгопечатание — изобрел И.Гутенберг в 1454 году, а унаследовало и использует все человечество; телефонную связь — изобрел А. Белл в 1876 году, — досталось в наследство всей популяции; радио — Г.Маркони, А.Попов в 1895, — то же; телевидение — В.Зворыкин в 1923, — то же; язык Интернета HTML — Т. Бернерс-Ли в 1989, — то же, и множество других полезных структурно-функциональных качеств. Нет таких популяций многоклеточных организмов на Земле кроме человечества, которые бы имели тысячелетнее накопление наследственности в виде информации на материальных носителях в окружающей среде и информации циркулирующей внутри интеллектуальной системы популяции.
Для биосистем характерно также свойство памяти — способности, воспринимая воздействия извне, закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Есть ли у интеллектуальной системы человечества функции наследования аналогичные явлениям наследственности, известным в филогенезе нервных систем, обучаемости и памяти — в онтогенезе мозга?
Математические выражения наследственности генотипом и разумом предложены в табл. 2.4., где G — поколение; х — номер предыдущего поколения; х+1 — номер последующего поколения; Н — информация о структурно-функциональных особенностях, наследуемая индивидуумом; ∆Н — полезная информация, полученная индивидуумом в течение жизни; ∑ — совокупность структурно-функциональных особенностей интеллектуальной системы.
К феноменам наследования интеллектуальной системы — человечества можно отнести: телефонную связь (изобрел в течение жизни А. Белл в 1876 году, а унаследовало человечество), радио (Г.Маркони, А.Попов, 1895, — то же), телевиденье (В.Зворыкин, 1923), язык Интернета HTML (Т. Бернерс-Ли, 1989) и множество других полезных структурно-функциональных изобретений, таких как информация об изобретенных колесе, письменности, двигателе внутреннего сгорания (так же см. «введение» и приложение №2 «Наследие XX века интеллектуальной системы человечества в информационно-«идеальной» сфере»).
Следует отметить, что возможности обучаемости и памяти мозга огромны, но ограничены временем жизни человека, возможностями «белковой памяти» и генетически наследуемой структурой и функцией нейронов. Существующие же потенциальные возможности накопления информации у человечества (в случае упорядоченного отбора и защиты от разрушения) намного большие, т. к. связаны с более длительным временем существования интеллектуальной системы человечества и совершенствующимися средствами коммуникации и хранения информации.
Совокупность современных знаний и результатов будущих исследований может быть аккумулирована в «ноогенетике» — разделе знаний, изучающем закономерности наследования интеллектуальных систем и составляющих их компонентов.
Среди закономерностей ноогенеза и общей теории эволюции очевидно целесообразно определение и правила «доминанты интеллектуальных систем» — закономерность ноогенеза и общей теории эволюции, заключающееся в объективном преимуществе биосистем, обладающих развитыми интеллектуальными системами, реализующемся в лучших способностях к приспособляемости в окружающей среде и к выживанию в ходе естественного отбора и эволюции, благодаря свойству активного отражения объективной реальности и проявляющемся в доминировании над другими биосистемами.