Материалистическая философия идеального
Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело.
Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни
состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа.
В. И. Вернадский (1863—1945)
Знаменательные слова принадлежат П.Тейяр де Шардену (1955): «В науке все еще идут споры между материалистами и спиритуалистами... Проспорив сто лет, каждая партия осталась на своих позициях... По моему убеждению, эти две точки зрения требуется объединить, и они скоро будут объединены в рамках своего рода феноменологии или расширенной физики... Нигде более резко не выступают трудности, с которыми мы все еще сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той же рациональной перспективе дух и материю. Но нигде также не проявляется столь ощутимо настоятельная необходимость перебросить мост между двумя берегами нашего существования — физическим и моральным, если только мы хотим, чтобы духовная и материальная сторона нашей деятельности оживили друг друга».
О соотношении же духовно-религиозного и рационально-интеллектуального замечательно высказывание А. Эйнштейна: «Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более очевидным мне представляется, что путь к истинной религиозности пролегает не через страх жизни, страх смерти или слепую веру, а через стремление к рациональному знанию».
Ноогенез — новая парадигма эволюционной картины мира.
Ноогенетическая парадигма — пример, образец закономерностей развития интеллектуальных систем для приложения, экстраполяции в сферы различных наук или разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в медицине, социологии и других сферах человеческой деятельности.
Приведенные в начале книги доказательства аналогии и примеры сопоставимости социальных систем и биологических сообществ могут свидетельствовать о верности ранее выбранного подхода — из эволюци-онно-апробированных известных из природы и физиологии человека информационных феноменов определить методом рационально-логического анализа закономерности информационных процессов, характерные для биосистем, для дальнейшей их экстраполяции и адаптации в виде социально-гуманитарной парадигмы в медицине, социологии и других науках и сферах человеческой деятельности.
Борьба и взаимоформирование материализма и идеализма. В XX веке развернулась полномасштабная война двух направлений в философии «идеализма» и «материализма». При этом «наука наук» разделила философов на два враждующих лагеря сторонников, с одной стороны диалектического материализма, с другой — субъективного и объективного идеализма. Основным «камнем преткновения» считался вопрос об отношении мышления к бытию. Философы не могли договориться, что первично — материя или сознание. Вопрос, «что-чего определяет» — сознание—материю или наоборот имел длительную, не в одно тысячелетие историю и рассматривался практически в каждой религии и вероучении.
Интересным штрихом к общей картине может служить факт завещания Альфреда Нобеля, в котором от физики, химии, физиологии выделялась отдельная премия, определяемая как «за новое в идеальном направлении». После долгих и продолжающихся споров Нобелевский комитет присуждает ее в области литературы (Приложение 2).
В словарном значении «идеальное» определяется как воображаемое, реально не существующее; идея, сознание, дух; продукт ощущений, представлений, понятий, отражающих действительность в сознании человека, выражающих его отношение к ней и являющихся основным принципом мировоззрения.
Учитывая это, к сфере идеального можно отнести также ряд появившихся в XX веке теорий «внеземного происхождения жизни» (С. Аррениус), «нейронной» (Р. Кахаля, Ч. Шеррингтон), «относительности» (А. Эйнштейн), «условно-рефлекторной» (И. П. Павлов), «земного происхождения жизни» (А.И.Опарин), «освоения космоса» (К.Э.Циолковский), «подсознательного» (З.Фрейд), «коллективного бессознательного» (К.Юнг), «этногенеза» (Л.Гумилев), «диссипативных структур» (И. Р. Пригожий) и ряда других.
Кроме того, к идеальному можно отнести целый ряд достижений XX века в области информации, как экономической категории, которая составляет одну из главнейших характеристик «постиндустриальной» эпохи. Оценки «ценности», «стоимости», «цены», «экономики» — тоже можно отнести к информационным процессам, формирующим мнение индивидуальное или коллективное (Приложение 2).
К идеальному можно также отнести и ряд миротворческих идей и инициатив XX века, которые несли важную информационную роль при оптимизации процессов межэтнического информационного обмена, муль-тикультурного диалога и взаимопонимания, при предупреждении и разрешении идеологического противостояния, войн и вооруженных конфликтов, ксенофобии, конфликтности, ненависти, экстремизма, терроризма, вражды во взаимоотношениях «своих—чужих», межнациональных, межконфессиональных, межцивилизационных конфронтациях (Приложение 2).
В какой-то степени наблюдалась попытка примирить материализм и идеализм сначала дуализмом (лат. dualis — двойственный) природы Р.Декарта, затем созданием психологии, в свою очередь разделившейся на нейропсихологию, психологию личности и социальную психологию. По упоминанию следует отметить, что гармонизации психологической науки, возможно, способствовало бы развитие психологии ноогенеза — раздела науки, изучающего общие законы развития и функционирования психического отражения объективной действительности развертывающимися в пространстве и во времени интеллектуальными системами.
Возможно, во многом, противостояние в философии материализма и идеализма определялось недостатком знаний в XIX—XX вв. о закономерностях развития, строения и функционирования материи носительницы интеллекта и интеллектуальных систем.
Гармония идеального-материального. Очевидно, следует признать, что сначала была эволюционная развертка жизни на Земле с появлением человека. Человек обладал органами чувств, структура которых обеспечивала только определенные функции. Сначала было восприятие информации из внешнего мира в рамках функциональных возможностей физиологии человека. Потом, с помощью антропогенной информации (совокупности условных знаков и символов), человеческое сообщество сформировало такие сферы, как языки и письменности, идеологии, миротворчество и взаимоотношения, финансы и экономику. Таким образом, дилемма «сознание первично — материя первична» — не корректна. Гармония может заключаться в том, что:
- материя—носительница разума, имеет отличительные черты по структуре и функциям от других видов материи;
- сознание является функцией-продуктом материи-носительницы интеллекта, отличается от функций, продуктов или производных других видов материи (и носит информационный характер).
Таким образом, гармония идеального—материального — это связь, соразмерность, взаимоотношение особого вида материи — носительницы разума (со всеми составляющими ее интеллектуальными системами и их структурно-иерархическими характеристиками) и свойств ее движения, интеллектуальной функции и производимых продуктов (сознание, быстродействие информационных операций, скорость распространения информации, ее качество и количество, восприятие и хранение и пр.).
Современную актуальность исследований в ноогенетической сфере подтверждают основные проблемы и вопросы, параллельно рассматриваемые в недавно сформировавшихся нейрофизиологии, нейропсихологии, нейроинформатике, системе знаний о так называемом «искусственном интеллекте», которые связаны с изучением способов передачи информации и пространственно-временного кодирования в центральной нервной системе принципов, по которым осуществляются интегративные и анали-тико-синтетические функции и пр.
Перевод «интеллектуального» в плоскость точных наук, в том числе с помощью развития теории ноогенеза и интеллектуальных систем, разработки математических моделей интеллектуальной энергии мог бы способствовать гармонизации философской науки и системы знаний современной цивилизации при нивелировании давнего искусственного противопоставления «идеального» и «материального».
Философия ноогенеза — это система знаний о наиболее общих законах развития интеллектуальных систем и мышления в природе органической и неорганической материи — носительницы разума, во всей иерархии ее размеров, многообразии форм проявления и движения.