Отрицательное влияние информации на здоровье индивидуума
Согласно информационной теории «эмоция — это субъективная интегральная оценка мозгом двух факторов — потребности и вероятности ее удовлетворения, оценка вероятности достижения цели, которую индивидуум производит на основе врожденного и ранее приобретенного опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, имеющихся и прогностически необходимых для достижения цели (удовлетворения потребности)» (П.В.Симонов, 1981,1987). Термин «стресс» был введен в медицинскую литературу в 1936 году Г. Селье (H.Selye) и может расшифровываться как «неспецифический ответ организма на различные требования, предъявляемые к нему». Понятие «эмоциональный стресс» было введено Г. Селье и О.Леви (O.Loewi). В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида (К. В. Судаков, 1986). Наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс» (Ю. А. Александровский, 1993). Тезис XX века в здравоохранении «90% болезней от нервов» подчеркивает значимость стресса и его последствий в формировании заболеваемости и смертности.
В настоящее время доказано, что индивидуально- или общественно-значимая информация о потребностях и возможностях их удовлетворения, в соответствии с информационной теорией происхождения эмоций (П.В.Симонов, 1987), влияет на возникновение психо-эмоционального перенапряжения, развитие эмоционального стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы [гипертоническая болезнь (И. К. Шхвацабая, 1977), атеросклероз (П.С.Хомуло, 1982), ишемическая болезнь (Е.И.Соколов, 1987; CD.Jenkins, 1994), стрессорные повреждения сердца (Ф. 3. Меерсон, 1984), инфаркты, инсульты] — причина смертности №1 (I.Gyarfas, 1992), пищеварительной (язвенная болезнь) (Г.И.Дорофеев, 1986), иммунной систем организма (T.B.Herbert, 1994), иммунодефицит-ных состояний (Ф. 3. Меерсон, 1981) с поражением вилочковой железы и лимфатических узлов (Г.Селье, 1982), онкологических болезней (T.B.Herbert, 1994); а так же — на возникновение психических заболеваний (H.Nakajima, 1992), в том числе, инвалидизирующих психических расстройств (около 200 млн пораженных в мире), дисфункций поведенческого характера, таких, как тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения (У.Г.Хольцман, 1987), повышение уровня травматизма (С.D.Jenkins, 1994) и количества самоубийств (A.Kerkhof, 1994).
Известна формулировка Всемирной Организации Здравоохранения: «здоровье» — это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Следует отметить выделение в современной литературе термина «психическое здоровье» — это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений, возникающих исключительных обстоятельств (Военно-морская и радиационная гигиена, 1998). Однако в формулировку «психическое здоровье» не входит наличие или отсутствие стресс-обуслов-ленных соматических заболеваний, их последствий и случаев смерти. Учитывая вышеизложенное, возможно, целесообразно различать информационно обусловленное здоровье. Информационное здоровье — это та частьобщего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации.
Информация и психогигиена. По «информационной теории эмоций» П.В.Симонова (1987) эмоция возникает в результате оценки информации о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, и информации о существующих средствах, которыми реально располагает субъект в данный момент. Известен ряд методов психопрофилактики стрессов при помощи различных информационных воздействий (А. Б.Леонова, 1993). Между тем, в реальной жизни эмоциональный стресс существенно снижает надежность оператора, что приводит к авариям и непоправимым последствиям, а также является одним из существенных факторов риска возникновения ряда заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, иммунной систем организма, рака. В связи с этим можно предположить актуальность дальнейшего развития информационной теории эмоций, а также изучения зависимости между информацией и рядом типовых патологических процессов (стресс, психогенный шок) и нозологических форм (внезапная смерть, онкозаболевания, заболевания сердечно-сосудистой, нервной, иммунной и других систем организма).
Информация и гигиена труда. В результате усложнения трудовой деятельности человека — в связи с необходимостью управления сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, возрастанием скорости движения транспортных средств, необходимостью выполнения работ в экстремальных условиях (агрессивные среды, гермопространство, работы на высоте, под землей, в океане, в Космосе), компьютеризацией рабочих мест и внедрением новых средств связи значительно возросло число работающих, труд которых связан с психо-эмоциональным напряжением (эмоциональным стрессом) (Ю.В.Мойкин, 1987; Automation, work, 1984; F.FeJosefina,1985).