Информационная гигиена, основные понятия
Учитывая данные литературы, результаты собственных исследований и актуальность перспективных разработок, автором в 1995 году было предложено различать специальный раздел науки — «информационную гигиену» как систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.
Цель информационной гигиены — предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды.
В задачи информационной гигиены может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов.
При исследованиях в информационной гигиене могут применяться физические, химические, физиологические и санитарно-статистические методы, а также известные из социальной гигиены методы организационного эксперимента.
К объектам информационной гигиены можно отнести человека, социальные группы, население в целом; информацию, информационную среду, закономерности информационных процессов; информационно-зависимые здоровье, заболеваемость, смертность населения; профилактические мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.
Информационная гигиена представляет собой специальный междисциплинарный раздел науки, имеющий право на самостоятельное развитие, как в целом, так и по подразделам по количеству и качеству дисциплин, с которыми имеет связь: медицина, общественное здоровье и здравоохранения, физиология, общая и коммунальная гигиена, гигиена и физиология труда, психогигиена, экология человека и окружающей среды, социальная психология, информатика компьютерных сетей, средств массовой информации и журналистика, государственная и международная безопасность, социология, конфликтология, политология, менеджмент и пр.
Сформулированные приблизительно и условно 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, могут быть систематизированы относительно таких свойств субъектов, воспринимающих-производящих информацию по отношению к последней как:
- устойчивость, резистентность, защищенность в отношении информационных воздействий;
- реактивность — способность реагировать, отвечать на поступившую информацию, а также по таким функциям как: производство информации, ее передача, прием, восприятие, анализ, оценка и хранение (табл. 4.1).
Представленные закономерности могут являться императивами для экологизации стратегии информационной деятельности интеллектуальных систем человека и социума. Примеры же природного происхождения физиологических механизмов информационной экологии человека и выведенные из них закономерности могут быть взяты за основу для определения рекомендаций информационной тактики в повседневной социальной, экономической, политической и др. сферах, которые формируют и влияют на состояние комфортности, психического, физического и общественного благополучия человека и социальных групп.
Свойство субъекта воспринимающего/производящего информацию |
Функция субъекта по отношению к информации |
Аксиома информационной экологии № |
Закон информационной экологии № |
Резистентность |
Прием, |
1, 2, 3, 4, 5, 8 |
1.1., 1.2., 1.3., 2.1., 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 4.2., 5.1., 6.1., 6.2., 6.3., 7.1., 7.3., 7.4., 8.2. |
Восприятие |
|||
Хранение |
3, 5, 6, 9 |
1.3., 5.3., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.2., 9.1. |
|
информации |
|||
Реактивность |
Анализ, оценка |
3, 7 |
4.3., 5.2., 5.3., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.2., 7.3., 7.4., 7.5., 8.1., 8.2. |
информации |
|||
Производство, |
1, 2, 4, 5, 8, 10 |
1.1., 1.3. 2.1., 2.2., 2.3., 3.1., 3.2., 3.3., 4.1., 4.2., 4.3., 5.1., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.3., 7.4., 8.1., 8.2., 9.1., 10.1. |
Таблица 4.1. Классификация аксиом и законов информационной экологии (по функциональному признаку)
Известно мнение К. Юнга, что психология и психотерапия поначалу руководствовались физикалистскими, а затем физиологическими понятиями и лишь после долгих колебаний подошли к сложным феноменам этики, эстетики, теологии, философии. Так, возможно, и информационная гигиена может рассматриваться как междисциплинарная наука на стыке биологии, физиологии, медицины, гигиены, информациологии, экологии, социологии, политики и пр. и имеет право на тенденцию к развитию и усложнению, как по методам научного исследования, так и по сферам приложения системы знаний.
Зависимость благополучия, гигиеничности информационной среды от количественных и качественных характеристик информации может быть выражена в виде аналоговой модели, схематичность формулы которой обусловлена объединением ранее выявленных законов и аксиом информационной экологии:
где: ИЗ — «информационное здоровье» — это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации, гигиеничности (благополучия) информационной среды; И — информация: К — качество И; О — объем И; С — инфраструктура интеллектуальной системы, т.е. совокупность структур, механизмов, ресурсов производящих, распространяющих, воспринимающих, анализирующих и хранящих И; ∑ — знак совокупного суммирования положительных и отрицательных качественных и количественных параметров (вариант подробной расшифровки формулы см. Приложение 3).
Таблица 4.2. Возможное прикладное значение аксиом информационной экологии для разработки кодов, алгоритмов, кодексов правил, моделей эколого-гигиенического информационного поведения
Кризисные, конфликтные ситуации, требующие разработки кодов и алгоритмов информационного поведения |
Деятельность, в которой целесообразны алгоритмы информационного поведения |
Профессиональные группы, в которых необходимы кодексы правил информационного поведения |
-Предреволюционная обстановка в
гражданском обществе, правительственный кризис; -Формирующаяся напряженность между национальными, религиозными группами; -Преддверие вооруженного конфликта между государствами; -Финансовый кризис; -Техногенные, экологические катастрофы; -Межличностные, межгрупповые конфликты и пр. |
- Оптимизация переговорных,
дипломатических процессов, предупреждение военных, вооруженных
межнациональных конфликтов; - Совершенствование государственной, муниципальной политики, управления в населенных местах; - Оптимизация мультикультурного диалога; - Совершенствование менеджмента в производственных коллективах и информационных обменов между фирмами; - Оптимизация информационно-валютных обменов; - Совершенствование медицинской практики и социальной гигиены; - Оптимизация методик преподавания, образовательного процесса; - Создание компьютерных баз данных, сетей, средств связи и т.д. |
Дипломатов, политиков,
конфликтологов, Специалистов по безопасности, Менеджеров, бизнесменов, экономистов, банкиров, Врачей, Учителей, Журналистов, Лингвистов, Культурологов, Специалистов по компьютерам, сетям, средствам связи, программистов, Инженеров и др. |
Знания и методы информационной экологии (в области закономерностей влияния информации на формирование и функционирование человека и человеческих сообществ их взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также информационные взаимодействия между собой) могут быть применимы с гигиенической целью (оздоровления информационной среды, повышения индивидуального и общественного состояния психического, физического и социального благополучия, увеличения работоспособности человека и продолжительность его жизни) в кризисных, конфликтных чрезвычайных ситуациях, при оптимизации различных видов человеческой деятельности, для целого ряда профессиональных групп (табл. 4.2).