Закон двухполярности
...что на самом деле представляет собой
хитросплетение наших социальных рамок...
что однажды должно стать структурными законами ноосферы?
П. Тейяр де Шарден (1881~1955)
Учитывая факты, связанные с двухполушарностью и асимметрией, предлагается обозначить основные три закономерности интеллектуальных систем с приводимыми ниже примерами.
Закон 1 (двухполярность): Для интеллектуальной системы характерно стремление к двухполярности.
Можно рассмотреть морфо-физиологические модели в эволюционно-историческом и функциональном плане (рис. 5.4).
В модели интеллектуальной системы мозга человека:
а) такие образования как промежуточный мозг (diencephalus), средний мозг (mesencephalus), мост (pons) и др., а также древняя кора (paleocortex) и старая кора (archicortex), являются древними по происхождению в филогенезе и в первую очередь формирующимися в онтогенезе образованиями;
б) в онтогенезе из переднего отдела мозга выпячиваются два пузыря (конечный мозг — telencephalon), из которых возникают полушария головного мозга; кроме того, перечисленные древние образования головного мозга обладают коммуникационными, связывающе—объединяющими функциями;
в) общепризнанным является факт морфо-функциональной двухполушарности головного мозга.
Аналогии в модели интеллектуальной системы человечества: а) «европейско-африканское образование» является более древним по происхождению образованием интеллектуальной системы человечества по подавляющему большинству ископаемых свидетельств гоминидов (ранних людей) в т.ч. Australopitecus, Homo habilis, H. erectus, H.sapiens пе-andertalensis. По мнению антропологов, люди впервые эволюционировали в Африке, и лишь позднее, около миллиона лет назад двинулись на север, в Европу, и на восток, в Китай; можно предполагать, что более древняя черная раса явилась первоисточником для происхождения белой и желтой расы человечества;
б) безусловна историческая значимость «европейско-африканского образования» и его древних цивилизаций в формировании и распространении миграционных потоков людей, культур и информации (шумерской, египетской, греческой, римской, аравийской, христианско-исламской, англо-франко-немецкой, португало-испаноязычной и пр.);
в) интеллектуальная биполярность морфо-функциональной модели интеллектуальной системы человечества может быть обусловлена, с одной стороны, «американской», с другой — «азиатской» «полусферами» (рис. 5.4).
Здесь уместно вспомнить, что в отношении исторического происхождения, миграции и значения разумных людей, рас, наций, писал в 1955 году занимавшийся антропологией П.Тейяр де Шарден: «... на огромной, но вполне определенной площади, которая простирается от Южной Африки до Китая и Малайи, в конце третичного периода в горах и лесах антропоиды были гораздо более многочисленны, чем теперь... африканские австралопитеки, представляются значительно большими гоминидами, чем все, что нам известно из живых существ... В долинах Евфрата и Нила, на берегах Средиземного моря, вследствие исключительного сочетания местоположения и народов в течение нескольких тысячелетий произошло благоприятное смешение, благодаря которому, не теряя своей подъемной силы, разум сумел обратиться к фактам, а религия совместиться с действием...
Еще господствует крайняя неясность относительно значения и распределения столь разнообразных групп, на которые на наших глазах разбивается человеческая масса, — расы, нации, государства, отечества, культуры и т.д... По каждой антропологической линии пробивается и возрастает человеческое... эти расы, эти нации, эти государства в своем сплетении бросают вызов проницаемости анатомов и этнологов... это множество в целом ...не что иное как скопление блесток, посылающих друг другу один и тот же отраженный свет... Дивергенция уступает место и подчиняется конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотворения... Массовое сплочение человечества; народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга... Если у человечества есть будущее, то оно может быть представлено лишь в виде какого-то гармонического примирения свободы с планированием и объединением в целостность. Распределение ресурсов земного шара. Регулирование устремления к свободным пространствам... Физиология наций и рас... геодемография...».