Философия миссии человечества
Горе людям, не знающим смысла своей жизни.
Блез Паскаль (1623—1662)
До XIX—XX вв. у человечества в рамках экологии и биосферы Земли миссия заключалась в развитии и совершенствовании собственной популяции. Начиная с XXI—XXII вв. можно утверждать, что у человечества появляется новая миссия.
Интеллектуальная миссия человечества — общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности (памяти), когерентности, двухполярной асимметрии, си-нергичности; роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое.
Возможное осознание новой миссии не должно означать доминантное подавляющее ее влияние на всевозможные сферы общества, так как цивилизации известен опыт ошибок совершенных в истории науки и человечества при узком догматичном восприятии или чрезвычайном увлечении развитием императивами «социальной статики-динамики» О. Конта, «органической теории общества» Г. Спенсера, сведением действий индивидуумов к действиям общественных классов К. Маркса или влиянием географической среды на развитие общества — «геополитики» Р. Челлена.
Между тем, осознание новой миссии человечества, возможно, снизило бы конфликтность и добавило бы императива прогностического интеллектуального прагматизма к таким современным гипотезам развития человечества и его будущего, как «психоистория» Ллойда Демоза (2000), «пассионарность и этногенез» Льва Гумилева (1979), «волновая теория конфликтов», по которой основной конфликт произойдет между Востоком и Западом или «между Западом и остальными» Самуэля Хантингтона, «упадка Америки» Пола Кеннеди, «конца истории» Френсиса Фукуямы, или «разделению мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации» и «Политики Третьей Волны» Элвин и ХейдиТоффлер (1996).
Сопоставлению идей, обоснованной критике и рациональным выводам, формированию консолидированного мнения научного сообщества, возможно, способствовало бы развитие «социологии ноогенеза» — раздела науки о закономерностях развития общества, в котором использовались бы теория и методы, примеры или образцы закона мерностей развития интеллектуальных систем для изучения какой-либо отдельной стороны общественной жизни или разработки адаптированных социально-гуманитарных практических рекомендаций в разнообразных сферах человеческой деятельности.