Разум как космическое явление
...Что могущественнее разума? Ему — власть, сила и господство
над всем космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им
управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы...
К.Э. Циолковский (1875—1935)
Космос и интеллектуальный ритм. Интеллектуальная активность мозга человека подвержена влиянию одной из основных космо-геофизических констант, которой является вращение Земли вокруг своей оси, формирующей околосуточные (циркадные, циркадианные) ритмы. Из биоритмологии может следовать, что повышенная интеллектуальная активность в светлое от освещения Солнцем Земли время суток запускает множественные 24-часовые биологические часы в человеческом организме. Пусковым механизмом для интеллектуальной активности, запуска информационного инстинкта и интеллектуальной рефлексии, изменения ритмов мозга, очевидно служит увеличение количества основной информации — зрительной.
Между тем, смена дня и ночи включает—выключает и основную информационно-интеллектуальную активность в условных западном и восточном полушариях глобального интеллекта Земли. Таким образом, интеллект человечества как бы все время бодрствует, так как одно из полушарий (освещенное) активно работает. Ритмичное изменение активности интеллектуальных систем, связанное со светом, может быть обозначено как интеллектуальный фотопериодизм.
Свидетельствовать о космическом влиянии на интеллектуальную деятельность может открытая А.Л.Чижевским (1897—1964) связь между солнечной активностью и проявлениями нервно-психических заболеваний.
Интеллектуальные системы в четырехмерном масштабе космоса. При непрекращающемся в течение последних 40 лет XX века активном поиске, с помощью бурно развивающихся астрофизических наблюдений (методами электромагнитной радиосвязи, оптическими, автоматических зонтов), попытками прямых контактов, не известно о существовании на других планетах жизни и разума.
Между тем, учитывая то, что даже только в видимой части Вселенной находится огромное количество звезд, сложно остановить ученых в предвосхищении информационных контактов с внеземным разумом. Поэтому и было предложено развивать космософию — науку о законах и формах развития цивилизаций на астрономических интервалах времени (И.С.Шкловский, 1987). Предложена виртуальная классификация космических цивилизаций (К.Кардашев, 1966), но не по количеству интеллектуальных компонентов, а по уровню технолого-энергетического развития: I тип — земной, потребление энергии 1020 эрг/секунду; II — цивилизация овладела энергией, излучаемой своей звездой, потребление энергии 1033 эрг/секунду; III— цивилизация овладела энергией в масштабе своей галактики, потребление энергии 1044 эрг/секунду. Здесь следует отметить, что к тому времени отсутствовали разработки по вопросам «интеллектуальной энергии».
Оптимизм первых двух десятилетий бума и успехов астрофизических исследований к концу XX века сменился пессимизмом, очевидно, связанным с молчанием космоса: «в соседней Галактике М 31, насчитывающей несколько сот миллиардов звезд, нет мощных радиомаяков, которые могли бы быть у сверхцивилизаций» (И.С.Шкловский, 1985).
Пессимистичные прогнозы, помимо идеи уникальности человеческого разума и цивилизации, по моему мнению, также могут быть связаны с отсутствием в настоящее время открытого эффективного пространственно-скоростного средства коммуникации, обеспечивающего время связи через огромные космические расстояния по времени сопоставимые с временем коммуникации между нейронами или людьми. Между космическими объектами это время информационной коммуникации пока составляет сотни световых лет.
Идея уникальности земного разума во Вселенной имеет следствие — свойства автономности и фрактальности единственной ноопланет-ной интеллектуальной системы подразумевают также такие функции как рекурсивное воссоздание и интеллектуальную итерацию, которые могут накладывать на миссию человечества задачи воспроизведения, репродукции, распространения интеллектуальных систем в космосе.
Между тем, по начальным вероятностным оценкам, — в современную эпоху только в нашей Галактике количество планет, населенных разумными существами с достаточно высоким уровнем цивилизации может достигать нескольких миллионов (106—107) (И.С.Шкловский, 1987). Эти цифры можно сравнить с ноогенетическим «критическим количеством компонентов интеллектуальной системы» — 109.
Учитывая недостаток знаний у человечества в ноокосмической области, можно, но всего лишь не научно, фантазировать о возможности появления в иерархии интеллектуальных систем Разума Галактического или Разума Вселенной, интеллектуальными компонентами которого могли бы быть интеллектуальные системы планет.
Возможно, многое зависит не только от трех координат, составляющих пространство, которые и определяют сложность коммуникации, а от четвертой меры — времени, от которой зависит формирование автономной интеллектуальной системы человечества, научно-технический прогресс с открытиями новых высокоскоростных или нетрадиционных методов связи между интеллектуальными компонентами, эволюция интеллектуальных систем во Вселенной.
А возможно, многое в будущем зависит от ноогонокинеза (гр. noos — разум; gonos — (по-)рождение; kinema — движение} — размножения интеллектуальных систем во времени и распространения их в пространстве (входе эволюции — распространение интеллектуальной системы мозга человека на Земле, распространение интеллектуальных систем аналогичных человечеству на другие планеты, в Космосе).
При этом следует отметить два возможных пути космического ноогонокинеза.
I. Размножение интеллектуальных систем за счет космических путешествий, переноса и расселения колоний своих интеллектуальных компонентов на другие планеты.
Этот вариант имеет недостаток и препятствие, связанное с закономерностью вышерассмотренной «пирамиды интеллектуальной биомассы», по которой на одну массу интеллектуальной системы необходимо 10000 масс потребляемых ею биологических веществ.
П. Вторая модель пути — распространение на другие планеты основных биологических молекул, которые, при наличии условий (вода, тепло и пр.), по закономерностям эволюционного процесса должны приводить к зарождению жизни и последующему зарождению интеллектуальных систем. Известна гипотеза, что происхождение жизни на Земле имело такой путь. Здесь следует отметить возможную критику, например, — эволюционные пути неисповедимы. Так, при одном компьютерном моделировании эволюции, был сделан вывод, что появление человека (интеллектуальной системы) — случайность, неповторяющаяся при повторном запуске компьютерного моделирования с первоначальными характеристиками (Б. М. Медников, 1982). Но ошибка, возможно, заключалась в первоначальном посыле, — не внесении в программируемые характеристики вышерассмотренной в ноогенетике «доминанты интеллектуальных систем»
— ведущего значения преимуществ (неизбежности победы) в ходе естественного отбора систем (интеллектуальных систем и их предтечей),
способных к более активному отражению объективной реальности, среди простых биологических систем, не имеющих такой способности.
Хотя, безусловно, нельзя скидывать со счетов элементы эволюционной случайности, такие как: от стремления природы к простоте, и высокими темпами эволюционирующих, ежегодно появляющихся в больших количествах новых смертельных вирусов, до планетарных и космических катаклизм, которые могут смести человечество, как волна рисунок на песке.
И все-таки интеллектуальная система человека и нарождающегося человечества появились не случайно, а закономерно!