Зарождение новых поколений интеллектуальных систем различных уровней
В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным.
Блез Паскаль (1623—1662)
Моделирование ноогенетического ритма. Моделирование первого поколения интелсистем на рис. 5.9 выполнено исходя из уже выявленных закономерностей ноогенеза (рассмотренных в главе 1 и изображенных на рис 1.1 и 1.6). На графиках рис. 5.9 осуществлена попытка отразить такие характеристики моделей ноогенетического ритма, как: накопление количества и амплитуда числа интеллектуальных компонентов; переход в новое качество — фазу (стадию, период) сформированной автономности; фаза зарождения новой интелсистемы и начала нового цикла; периодичность ноогенетического ритма; профили ноогенетических кривых. Приблизительно отражены модели формирования интелсистем: 1-го уровня (С) интелсистемы мозга человека, 2-го уровня (А, В) глобальной интелсистемы человечества. Точка «Р» условно обозначает готовность («беременность»
— pregnancy) интелсистемы I поколения к воспроизведению («рождению») себе подобной интелсистемы II поколения.
Достаточно легко научно проверяема аналогичность и повторяемость характеристик первого и второго поколений при индивидуальном развитии интелсистем 1-го уровня (модель С), а именно: накопления количества и амплитуды числа нейронов ≥ 109 — при формировании эмбриона и нервной системы новорожденного; перехода в новое качество и фазы формирования автономности интелсистемы — структурно-функционального созревания интелсистемы человека к 16—17 годам — периодичность ноогенетического ритма 10—102 лет; фаз начала нового цикла с зарождения в точке Р новой интелсистемы человека и нового цикла интелсистемы нового поколения; профилей ноогенетических кривых первого и второго поколений.
При накоплении интеллектуальных компонентов — людей ≥109, формирования автономной интелсистемы человечества, из модели В на рис. 5.9. прогнозируется готовность в точке Р для зарождения, размножения второго поколения интелсистемы человечества.
При выборе метода расселения колоний людей на другие планеты, исходя из моделирования, для завершенного цикла размножения компонентов интелсистемы, при всех других благоприятных факторах атмо-, лито-, гидро-, биосферы, прогностически необходимо 105 лет.
Модель А характеризует завершенный цикл эволюционного развития компонента интелсистемы (на Земле — мозг человека) и накопления достаточного количества этих компонентов (людей ≥109). Прогнозируется готовность в точке Р для зарождения, размножения второго поколения интелсистемы человечества. При выборе метода заноса биогенетического материала и полного, аналогично земному, пути развития эволюции, для завершенного цикла эволюционного развития нервных систем прогностически необходимо 109—1010 лет. Период занимает именно столько времени, сколько прошло при формировании 1-го поколения интелсистемы данного 2-го уровня организации — от возникновения жизни на Земле — 3,8× 109 лет назад (по исследованиям изотопов) и появления первых нервных систем до формирования интеллектуальной системы человечества в настоящее время.
Земное или космическое происхождение интелсистемы на Земле? Периоды в 105 лет (модель В) и 109—1010 лет (модель А) можно сравнить с тремя космическими периодами:
1,6× 1010 лет — время существования вселенной от рождения до на стоящего времени (возраст вселенной подсчитан по оценке красного смещения);
4,6× 109 лет — время существования Солнечной системы и Земли (возраст Земли определен по исследованиям изотопов);
5× 109 лет — известный прогноз существования горячего Солнца.
Процессы, происходящие в Солнце, начиная с рождения, исчерпали приблизительно половину водорода, содержавшегося в ядре. Оно продолжит
излучать «мирно» еще около 5 миллиардов лет.
Исходя из известных данных современной науки, логики вышепредставленного моделирования и сравнительного анализа периодов времени можно сделать выводы:
Представленные предположения не вносят полной ясности для выбора альтернативы из гипотез о земном (А.И. Опарин, 1924) или внеземном происхождении жизни (с последующим диффузным распространением ее, в том числе на землю — С. Аррениус, (1859—1927) и целеустремленном от развитого разума заносе жизни на Землю. Дело в том, что период существования вселенной хоть и не на порядки, но в несколько раз превышает период развития жизни на земле с созреванием планетарной ин-телсистемы. По современной системе знаний пока сложно полностью исключить возможность более раннего (на несколько миллиардов лет) развития жизни где-то во Вселенной с завершенным циклом формирования внеземной интелсистемы и целенаправленным заносом на Землю биогенного вещества. Вместе с тем, сегодня возможно утверждение, что по происхождению разума (ноогония) интелсистема человечества является интелсистемой 1-го поколения на Земле в Солнечной системе.
Когда и каким образом размножится интелсистема человечества? Теоретически, интеллектуальной системе человечества внутри Солнечной системы можно по времени успеть размножиться (сформировать аналогичную автономную интелсистему): один раз с образованием интелсистемы II-го поколения (методом заноса на другие планеты биогенного вещества, и, при всех благоприятных обстоятельствах, прохождения полного эволюционного цикла в 109—1010 лет), или несколько раз с образованием интелсистемы II-го поколения, и затем от нее — Интел-системы III-го поколения (цикл каждый раз — по 105лет; методом расселения колоний последовательно на другие планеты и размножения на каждой из них до 109 человек). Несмотря на то, что изучено уже более полутора тысяч звезд, первая планета за пределом Солнечной системы была открыта в 1995 году. К настоящему времени обнаружено в общей сложности 120 планет (данные на октябрь 2003 г.). Об этих планетах мы почти ничего не знаем. Мы их до сих пор даже не видели! Но интересуют ли они интелсистему человечества? Ответом может послужить то, что сайт HACA/NASA с фотографиями поверхности Марса, сделанными космическим аппаратом Pathfinder, за три недели посетили 46 млн пользователей [Washington Pro File, 15 июня 2004].
В случае, если невозможно (по объективным характеристикам условий на планетах Солнечной системы и адаптивным способностям земной биологической жизни и человека) размножение интелсистемы человечества внутри Солнечной системы, то, в течение 5 млрд лет оставшихся до затухания Солнца (если человечество не найдет способы «переноса Земли», приспособления к жизни на Земле без Солнца, альтернативных источников энергии внутри Солнечной системы и пр.), человечество, как автономная интелсистема, будет стремиться размножиться и образовать интел-систему II-го поколения в других частях вселенной (звезды, планеты, искусственные космические корабли).
В случае же существования или последовательного зарождения аналогичных планетарных интелсистем 1-го поколения во вселенной, их взаимный поиск может продолжаться для налаживания коммуникаций, достижения «критического количества интеллектуальных компонентов» и формирования интелсистемы 3-го уровня — разума вселенной. Возможно, что эволюция интеллектуального в пространстве и времени заключается в развертке методом «интеллектуальной итерации» и «фрактальной геометрии интелструктур»: от интелсистемы 1 -го уровня (мозг человека), через 2-ой уровень (планетарная интелсистема человечества), к интелсистеме 3-го уровня (интелсистема Галактики или Вселенной).
До сих пор широко распространенными являются идеи известные из религий о реинкарнации «переселении душ» в буддизме и эсхатология (гр. eshatos — последний + logos — наука) — религиозное учение, предрекающее «конец света» на земле в иудаизме и христианстве. Вскрытие вышеприведенных феноменов человека и человечества в совокупности могут заменить устаревшие научные знания о мире, составить идеологию «нового апокалипсиса» (гр. apokalypsis — раскрытие, откровение, пророчество) в научном мировоззрении индивидуума и человечества, и послужить системой руководящих идей на длительное время.