Ответы к билетам по философии
20. Платон о цели и ступенях познания
Платон о цели. Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития.
Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал.
Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству.
Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т.е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора. Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что кроме идеи она причастна еще и материи .
Материя есть небытие. Материя есть небытие и источник всего плохого, и в частности зла. А идея, как я уже говорил, есть истинное бытие вещи.
Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу.
Ступени познания: мнение и наука.
1.Верования и мнения (докса)
2.Прозрение-понимание-вера (пистис). Начало преображения духа.
3.Чистая мудрость (ноэзис). Постижение истина Бытия.
Понятие анамнеза (припоминание душой в этом мире виденного ей в мире идей) объясняет источник, или возможность познания, залог которого — изначальная интуиция правды в нашей душе. Этапы и специфические способы познания Платон определяет в "Государстве" и диалектических диалогах.
В "Государстве" Платон отталкивается от положения, что познание пропорционально бытию так, что лишь максимальным образом существующее познаваемо наисовершенным образом; ясно, что небытие абсолютно не познаваемо. Но, поскольку есть промежуточная реальность между бытием и небытием, т.е. сфера чувственного, смесь бытия и небытия (поэтому она — объект становления), постольку есть и промежуточное познание между наукой и невежеством: и эта промежуточная форма знания есть "doxa", "докса", мнение.
Мнение, по Платону, почти всегда обманчиво. Иногда, впрочем, оно может быть и правдоподобным, и полезным, но никогда не имеет в себе гарантии собственной точности, оставаясь неустойчивым, как в своей основе неустойчив мир чувств, в котором обретается мнение. Для сообщения ему устойчивости, необходимо, утверждает Платон в "Меноне", "каузальное основание", которое позволяет зафиксировать мнение с помощью познания причин (т.е. идей), и тогда мнение превращается в науку, или "эпистему".
Платон специфицирует и 
                мнение (doxa),
                и науку (episteme)
                мнение разделяется на простое воображение (eikasia)
                и на верование (pistis)
                наука же бывает 
                родом опосредования (dianoia)
                и чистой 
                мудростью (noesis) 
                . Каждая из 
                ступеней и форм познания коррелирует 
                с формой бытия и реальности. Двум ступеням чувственного соответствуют
                eikasia и pistis, 
                первая — тени и образы вещей, вторая —
                сами вещи; 
                dianoia 
                и noesis 
                — две ступени интеллигибельного, первая 
                — математико-геометрические 
                познания, вторая — чистая диалектика идей. 
                Математико-геометрическое познание — медиум, поскольку использует 
                визуальные элементы (фигуры, к примеру) и гипотезы, "ноэзис" 
                есть начало высшее и абсолютное, от которого все зависит, и это
                чистое созерцание, 
                удерживающее Идеи, гармоническим завершением 
                которого выступает Идея 
                Блага.