Ответы к билетам по философии
38. Метафизика Декарта
Дуализм Декарта. В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).
Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.
Часы и часовщик(который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы(две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Д. пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.
Идея Бога у Декарта. Разум обращается, — читаем мы в "Метафизических размышлениях",—к врожденной идее Бога, "бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всеведущей субстанции, породившей меня и все сущее. Является ли она чисто субъективной или ее следует считать субъективной и одновременно объективной? Проблема существования Бога возникает не из внешнего мира, а в человеке или, скорее, в его сознании".По поводу идеи Бога Декарт говорит: "Это очевидно благодаря естественному свету и реально как в силу действующей причины, так и в силу результата: где результат может черпать свою реальность, как не в собственной причине?" Очевидно, что автор идеи, присутствующей во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое другое существо, также ограниченное. Идея, присутствующая во мне, но не мною произведенная, может иметь в качестве своего творца лишь бесконечное существо, и это Бог.
Мир как
машина.
У Декарта
очевидна
попытка унифицировать действительность,
изначально многообразную и изменчивую, посредством легко
управляемой
механической модели.
Декарт
устраняет пустое пространство;
по его мнению,
мир полон вихрей из тонкой материи, допускающей
передачу
движения с одного места в другое.
Животные и
человеческое тело не что иное, как механизмы, "автоматы", или
"самодвижущиеся машины" разной степени сложности,
подобные "часам, составленным из колес и пружин, которые
могут
отсчитывать часы и измерять время". А многочисленные
действия
животных? То, что мы называем "жизнью", сводится к
некой
материальной сущности, т. е. к тончайшим и чистейшим
элементам;
переносимые кровью от сердца к мозгу, они распространяются
по всему телу, руководя основными функциями организма.