«Вишневый сад» А. П. Чехова — Пьеса о несчастных людях и деревьях
Читателю, даже не очень внимательному,
наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет
ни одного счастливого человека.
Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и
найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном
сыне выстроила она свои последние планы.
Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают с молотка.
Раневской приходится возвращаться в Париж к старым грехам и
новым проблемам.
Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме. Шарлотта
со страхом ждет наступления нового дня, потому что не знает, как
в нем дальше жить. Варя, разочаровавшись в Лопахине, нанимается
к новым хозяевам. Трудно назвать благополучным даже Гаева, хотя
он получает место в банке, но, зная его способности и
возможности, нельзя быть уверенным, что из него выйдет дельный
финансист. Даже деревья в саду, по разумению Ани, ущербны,
потому что опорочены рабским прошлым и, значит, обречены
настоящим, в котором нет места прекрасному, в котором
торжествует практицизм.
Но, по мысли Чехова, завтрашний день все равно должен быть
лучше, счастливее сегодняшнего. Автор связывает свои надежды в
этом отношении с ней и Петей Трофимовым, но вряд ли им суждено
сбыться, ибо Петя и в тридцать лет «вечный студент» и, как
язвительно замечает Раневская, не имеет «даже любовницы» и едва
ли способен на какой-нибудь реальный поступок в жизни, кроме
красноречия.
Хочу подчеркнуть, что героям пьесы совершенно невдомек, почему
они несчастны. Гаев и Раневская, например, склонны думать, что
причины их несчастий скрыты в злом роке, в неблагоприятных
обстоятельствах — во всем, кроме них самих, хотя это была бы
более верная догадка.
Самая энергичная фигура — Лопахин, делец, ловкий предприниматель
тоже входит в этот мистический круг несчастных, ущербных людей.
Ведь его дед был когда-то крепостным в этом имении. И как бы ни
хорохорился Лопахин, показывая свой взлет, читатель и зритель не
может отделаться от ощущения, что хорохорится-то он больше от
бессилия разродниться с этим рабским садом, который даже уже и
несуществующий будет напоминать Лопахину, из какой он грязи
вышел в князи. Он советует вырубить сад, разбить его на участки
и сдавать эти участки под дачи. Он советует сделать это в
поисках выхода из заколдованного круга несчастий. «И тогда ваш
сад станет счастливым, богатым, роскошным», — заявляет он.
«Какая чепуха!» — перебивает Лопахина Гаев, который уверен, что
ни о каком счастье речи быть не может, когда нет ни цветущего
сада, ни уютного старого дома.
Критика советов Лопахина идет, как говорится, автоматом, Гаевы
даже не берут на себя труда вдуматься в суть дела и понять
проект Лопахина. Лопахин в ответ обвиняет их в легкомыслии.
Любовь Андреевна в смятении. Она уже готова на все: обратиться
за помощью к тетушке, которую терпеть не может, определить по
знакомству на службу брата, даже занять деньги у своего бывшего
крепостного Лопахина. Но она не хочет и не может поступиться
своими дворянскими традициями. Для Гаевых «дачи и дачники — это
так пошло...». Они выше этого. Они знатны, умны, воспитаны,
образованы. Но они, в силу не зависящих от них причин и
обстоятельств, отстали от времени и теперь должны уступить свое
место, свой сад и дом новым хозяевам жизни.
Чехов создал такой печальный круг людей и деревьев, чтобы
показать ненужность, никчемность для будущего нынешних хозяев
вишневого сада. Они изжили себя и являются олицетворением
паразитизма дворянства с его безрассудным мотовством и
легкомыслием. Стариков и старух, всю жизнь проработавших на
Раневскую, Варя кормит одним горохом, а первому встречному
бродяге Раневская, не задумываясь, отдает золотой.
Старый мир уходящего с жизненной сцены дворянства, окрашенного
разочарованием, дополняют и лакей — хам Яша, и бестолковый
конторщик Епиходов.
«Вот и кончилась жизнь в этом доме», — говорит Лопахин, намекая,
что будущее все же за ним. Но он ошибается. В будущем из всех
героев пьесы может быть уверена только Аня. Она говорит
Раневской: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» — она не
просто старается утешить мать, а как бы пытается представить
будущее. Она унаследовала от матери лучшие черты: душевную
чуткость и восприимчивость к прекрасному. Она в то же время
полна решимости изменить, переделать жизнь. Она мечтает о том
времени, когда переменится весь уклад жизни, когда жизнь, а не
деревья превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и
счастье. Она даже готова трудиться и жертвовать ради такого
будущего. И в ее восторженных речах я расслышал голос самого
автора пьесы, который говорит нам, раскрывая тайну своего
произведения: деревья не виноваты в несчастьях людей, а люди, к
сожалению, могут, но не всегда хотят сделать себя и окружающие
их деревья счастливыми.