«Вишневый сад» А. П. Чехова — Пьеса о несчастных людях и деревьях
Читателю, даже не очень внимательному, 
				наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет 
				ни одного счастливого человека.
				Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и 
				найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном 
				сыне выстроила она свои последние планы.
				Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают с молотка. 
				Раневской приходится возвращаться в Париж к старым грехам и 
				новым проблемам.
				Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме. Шарлотта 
				со страхом ждет наступления нового дня, потому что не знает, как 
				в нем дальше жить. Варя, разочаровавшись в Лопахине, нанимается 
				к новым хозяевам. Трудно назвать благополучным даже Гаева, хотя 
				он получает место в банке, но, зная его способности и 
				возможности, нельзя быть уверенным, что из него выйдет дельный 
				финансист. Даже деревья в саду, по разумению Ани, ущербны, 
				потому что опорочены рабским прошлым и, значит, обречены 
				настоящим, в котором нет места прекрасному, в котором 
				торжествует практицизм.
				Но, по мысли Чехова, завтрашний день все равно должен быть 
				лучше, счастливее сегодняшнего. Автор связывает свои надежды в 
				этом отношении с ней и Петей Трофимовым, но вряд ли им суждено 
				сбыться, ибо Петя и в тридцать лет «вечный студент» и, как 
				язвительно замечает Раневская, не имеет «даже любовницы» и едва 
				ли способен на какой-нибудь реальный поступок в жизни, кроме 
				красноречия.
				Хочу подчеркнуть, что героям пьесы совершенно невдомек, почему 
				они несчастны. Гаев и Раневская, например, склонны думать, что 
				причины их несчастий скрыты в злом роке, в неблагоприятных 
				обстоятельствах — во всем, кроме них самих, хотя это была бы 
				более верная догадка.
				Самая энергичная фигура — Лопахин, делец, ловкий предприниматель 
				тоже входит в этот мистический круг несчастных, ущербных людей. 
				Ведь его дед был когда-то крепостным в этом имении. И как бы ни 
				хорохорился Лопахин, показывая свой взлет, читатель и зритель не 
				может отделаться от ощущения, что хорохорится-то он больше от 
				бессилия разродниться с этим рабским садом, который даже уже и 
				несуществующий будет напоминать Лопахину, из какой он грязи 
				вышел в князи. Он советует вырубить сад, разбить его на участки 
				и сдавать эти участки под дачи. Он советует сделать это в 
				поисках выхода из заколдованного круга несчастий. «И тогда ваш 
				сад станет счастливым, богатым, роскошным», — заявляет он.
				«Какая чепуха!» — перебивает Лопахина Гаев, который уверен, что 
				ни о каком счастье речи быть не может, когда нет ни цветущего 
				сада, ни уютного старого дома.
				Критика советов Лопахина идет, как говорится, автоматом, Гаевы 
				даже не берут на себя труда вдуматься в суть дела и понять 
				проект Лопахина. Лопахин в ответ обвиняет их в легкомыслии.
				Любовь Андреевна в смятении. Она уже готова на все: обратиться 
				за помощью к тетушке, которую терпеть не может, определить по 
				знакомству на службу брата, даже занять деньги у своего бывшего 
				крепостного Лопахина. Но она не хочет и не может поступиться 
				своими дворянскими традициями. Для Гаевых «дачи и дачники — это 
				так пошло...». Они выше этого. Они знатны, умны, воспитаны, 
				образованы. Но они, в силу не зависящих от них причин и 
				обстоятельств, отстали от времени и теперь должны уступить свое 
				место, свой сад и дом новым хозяевам жизни.
				Чехов создал такой печальный круг людей и деревьев, чтобы 
				показать ненужность, никчемность для будущего нынешних хозяев 
				вишневого сада. Они изжили себя и являются олицетворением 
				паразитизма дворянства с его безрассудным мотовством и 
				легкомыслием. Стариков и старух, всю жизнь проработавших на 
				Раневскую, Варя кормит одним горохом, а первому встречному 
				бродяге Раневская, не задумываясь, отдает золотой.
				Старый мир уходящего с жизненной сцены дворянства, окрашенного 
				разочарованием, дополняют и лакей — хам Яша, и бестолковый 
				конторщик Епиходов.
				«Вот и кончилась жизнь в этом доме», — говорит Лопахин, намекая, 
				что будущее все же за ним. Но он ошибается. В будущем из всех 
				героев пьесы может быть уверена только Аня. Она говорит 
				Раневской: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» — она не 
				просто старается утешить мать, а как бы пытается представить 
				будущее. Она унаследовала от матери лучшие черты: душевную 
				чуткость и восприимчивость к прекрасному. Она в то же время 
				полна решимости изменить, переделать жизнь. Она мечтает о том 
				времени, когда переменится весь уклад жизни, когда жизнь, а не 
				деревья превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и 
				счастье. Она даже готова трудиться и жертвовать ради такого 
				будущего. И в ее восторженных речах я расслышал голос самого 
				автора пьесы, который говорит нам, раскрывая тайну своего 
				произведения: деревья не виноваты в несчастьях людей, а люди, к 
				сожалению, могут, но не всегда хотят сделать себя и окружающие 
				их деревья счастливыми.