| Глава 1 
								У графа В... был музыкальный вечер. Первые 
								артисты столицы платили своим искусством за 
								честь аристократического приема; в числе гостей 
								мелькало несколько литераторов и ученых; две или 
								три модные красавицы; несколько барышень и 
								старушек и один гвардейский офицер. Около 
								десятка доморощенных львов красовалось в дверях 
								второй гостиной и у камина; все шло своим 
								чередом; было ни скучно, ни весело. В ту самую минуту как новоприезжая певица 
								подходила к роялю и развертывала ноты... одна 
								молодая женщина зевнула, встала и вышла в 
								соседнюю комнату, на это время опустевшую. На 
								ней было черное платье, кажется по случаю 
								придворного траура. На плече, пришпиленный к 
								голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель; 
								она была среднего роста, стройна, медленна и 
								ленива в своих движениях; черные, длинные, 
								чудесные волосы оттеняли ее еще молодое, 
								правильное, но бледное лицо, и на этом лице 
								сияла печать мысли. - Здравствуйте, мсье Лугин,- сказала Минская 
								кому-то,- я устала... скажите что-нибудь! - и 
								она опустилась в широкое пате возле камина; тот, 
								к кому она обращалась, сел против нее и ничего 
								не отвечал. В комнате их было только двое, и 
								холодное молчание Лугина показывало ясно, что он 
								не принадлежал к числу ее обожателей. - Скучно,- сказала Минская и снова зевнула,- Вы 
								видите, я с вами не церемонюсь! - прибавила она. - И у меня сплин! - отвечал Лугин. - Вам опять хочется в Италию? - сказала она 
								после некоторого молчания.- Не правда ли? Лугин в свою очередь не слыхал вопроса; он 
								продолжал, положив ногу на ногу и уставя глаза 
								безотчетливо на беломраморные плечи своей 
								собеседницы? - Вообразите, какое со мной несчастие: что может 
								быть хуже для человека, который, как я, посвятил 
								себя живописи! - вот уже две недели, как все 
								люди мне кажутся желтыми,- и одни только люди! 
								добро бы все предметы; тогда была бы гармония в 
								общем колорите я бы думал, что гуляю в галерее 
								испанской школы. "Гай нет! все остальное как и 
								прежде; одни лица изменились! мне иногда 
								кажется, что у людей вместо голов лимоны. Минская улыбнулась. - Призовите доктора,- сказала она. - Доктора не помогут - это сплин! - Влюбитесь! (Во взгляде, который сопровождал 
								это слово, выражалось что-то похожее на 
								следующее? "Мне бы хотелось его немножко 
								помучить!") - В кого? - Хоть в меня! - Нет! вам даже кокетничать со мною было бы 
								скучно,- и потом, скажу вам откровенно, ни одна 
								женщина не может меня любить. - А эта, как бишь ее, итальянская графиня, 
								которая последовала за вами из Неаполя в 
								Милан?.. - Вот видите,- отвечал задумчиво Лугин,- я сужу 
								других по себе и в этом отношении, уверен, не 
								ошибаюсь. Мне точно случалось возбуждать в иных 
								женщинах все признаки страсти, но так как я 
								очень знаю, что в этом обязан только искусству и 
								привычке кстати трогать некоторые струны 
								человеческого сердца, то и не радуюсь своему 
								счастию; я себя спрашивал, могу ли к влюбиться в 
								дурную? - вышло нет; я дурен - и следственно, 
								женщина меня любить не может, это ясно; 
								артистическое чувство развито в женщинах 
								сильнее, чем в нас, они чаще и долее нас покорны 
								первому впечатлению; если я умел подогреть в 
								некоторых то, что называют капризом, то это 
								стоило мне неимоверных трудов и жертв, но так 
								как я знал поддельность чувства, внушенного 
								мною, и благодарил за него только себя, то и сам 
								не мог забыться до полной, безотчетной любви к 
								моей страсти примешивалось всегда немного злости 
								- все это грустно - а правда!.. - Какой вздор! - сказала Минская, но, окинув его 
								быстрым взглядом, она невольно с ним 
								согласилась. Наружность Лугина была в самом деле ничуть не 
								привлекательна. Несмотря на то что в странном 
								выражении глаз его было много огня и остроумия, 
								вы бы не встретили во всем его существе ни 
								одного из тех условий, которые делают человека 
								приятным в обществе; он был неловко и грубо 
								сложен; говорил резко и отрывисто; больные и 
								редкие волосы на висках, неровный цвет лица, 
								признаки постоянного и тайного недуга, делали 
								его на вид старее, чем он был в самом деле; он 
								три года лечился в Италии от ипохондрии - и хотя 
								не вылечился, но по крайней мере нашел средство 
								развлекаться с пользой; он пристрастился к 
								живописи; природный талант, сжатый обязанностями 
								службы, развился в нем широко и свободно под 
								животворным небом юга, при чудных памятниках 
								древних учителей. Он вернулся истинным 
								художником, хотя одни только друзья имели право 
								наслаждаться его прекрасным талантом. В его 
								картинах дышало всегда какое-то неясное, но 
								тяжелое чувство: на них была печать той горькой 
								поэзии, которую наш бедный век выжимал иногда из 
								сердца ее первых проповедников. Лугин уже два месяца как вернулся в Петербург. 
								Он имел независимое состояние, мало родных и 
								несколько старинных знакомств в высшем кругу 
								столицы, где и хотел провести зиму. Он бывал 
								часто у Минской: ее красота, редкий ум, 
								оригинальный взгляд на вещи должны были 
								произвести впечатление на человека с умом и 
								воображением. Но любви между ними не было и в 
								помине. Разговор их на время прекратился, и они оба, 
								казалось, заслушались музыки. Заезжая певица 
								пела балладу Шуберта на слова Гете: "Лесной 
								царь". Когда она кончила, Лугин встал. - Куда вы? - спросила Минская. - Прощайте. - Еще рано. Он опять сел. - Знаете ли,- сказал он с какою-то важностию,- 
								что я начинаю сходить с ума? - Право? - Кроме шуток. Вам это можно сказать, вы надо 
								мною не будете смеяться. Вот уже несколько дней, 
								как я слышу голос. Кто-то мне твердит на ухо с 
								утра до вечера - и как вы думаете - что? - 
								адрес: вот и теперь слышу: "В Столярном 
								переулке, у Кокушкина моста, дом титюлярного 
								советника Штосса, квартира номер двадцать семь". 
								И так шибко, шибко - точно торопится... 
								Несносно!.. Он побледнел. Но Минская этого не заметила. - Вы, однако, не видите того, кто говорит? - 
								спросила она рассеянно. - Нет. Но голос звонкий, резкий, дишкант. - Когда же это началось? - Признаться ли? я не могу сказать наверное.... 
								не знаю... ведь это, право, презабавно! - сказал 
								он, принужденно улыбаясь. - У вас кровь приливает к голове и в ушах звенит - Нет, нет. Научите, как мне избавиться? - Самое лучшее средство,- сказала Минская, 
								подумав с минуту,- идти к Кокушкину мосту, 
								отыскать этот номер, и так как, верно, в нем 
								живет какой-нибудь сапожник или часовой мастер, 
								то для приличия закажите ему работу и, 
								возвратясь домой, ложитесь спать, потому что... 
								вы в самом деле нездоровы!..- прибавила она, 
								взглянув на его встревоженное лицо с участием. - Вы правы,- отвечал угрюмо Лугин,- я непременно 
								пойду. Он встал, взял шляпу и вышел. Она посмотрела ему вослед с удивлением. 
								Перейти к чтению второй 
								главы>> |