Рецензия на рассказ А.П. Чехова "Студент"
Мне повезло. Впервые познакомился я с 
				рассказом А. П. Чехова “Студент” на концерте замечательного 
				чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав этот рассказ 
				вместе с “Иудой Искариотом” Л. Н. Андреева и стихотворениями 
				Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове не 
				только тонкого юмориста, но и глубокого философа и прекрасного 
				художника слова. Мне открылась новая грань чеховского таланта, 
				ставшая явной не в место, а вместе с его искусством смеяться.
				“Погода в начале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по 
				соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в 
				пустую бутылку” - так начинает Чехов свой рассказ. Нескольких 
				предложений достаточно, чтобы читатель ощутил себя 
				непосредственным свидетелем происходящего. Вдохнув полной грудью 
				весенний воздух, в котором “раскатисто и весело” звучит выстрел 
				охотника, прислушиваемся к тихому весеннему лесу. И снова, 
				одно-единственное слово заставляет читателей судорожно 
				вздрогнуть от холода: “некстати”. Всеми чувствами своими 
				воспринимаем мы это “некстати”. Чувствуем, как холоден подувший 
				ветер, видим, как по весенним лужам потянулись ледяные иглы, 
				слышим, как “глухо” стало в лесу, ощущаем даже, как “запахло 
				зимой”.
				Благодаря такому “вступлению”, с полуслова понимается и 
				ощущается читателем состояние главного героя рассказа - Ивана 
				Великопольского, студента духовной академии. Человеку, 
				оказавшемуся в такой обстановке, не просто холодно - он 
				чувствует тоску и безысходность, чувствует холод во всём мире и 
				в душе своей. “Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод 
				нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко...”
				Под стать состоянию и мысли Ивана. Следуя особенности своего 
				мышления, он от своего, частного, конкретного поднимается в 
				мыслях к всеобщему, надысторическому, выходит на уровень 
				обобщения и осмысления того, что видит и чувствует. Но во всём: 
				и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории - 
				видит Иван лишь холод, ветер и страдания. “И теперь, пожимаясь 
				от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и 
				при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них 
				была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые 
				соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, 
				мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и 
				оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше”.
				Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской 
				истории - стоят вечные “ветер”, “голод”, “чувство гнёта”. Причём 
				автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне 
				зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические 
				конструкции: “точно такой же ветер”, “точно такая же лютая 
				бедность”, “такая же пустыня кругом”. Подчёркивают эту 
				неизменность и три глагольные формы: “были, есть и будут”. 
				Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и 
				страданиями.
				Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не 
				станет лучше, что бы ни делали люди. Однако остановиться на этом 
				выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо 
				ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: 
				для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того 
				мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине 
				мира? Если не смогли избавить людей от “ужасов” ни Рюрик, ни 
				Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить? 
				Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в 
				которой он ничего не может изменить. “Ему не хотелось домой”.
				Внимание читателя наверняка сразу обращается на то, что эпизод 
				отречения Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, он 
				чувствует какую-то связь между собой и евангельским персонажем. 
				Тогда была такая же унылая длинная, страшная ночь, и так же, как 
				Иван, был изнеможён и замучен тоской и тревогой Пётр, и так же 
				грел у огня свои озябшие руки. Рассказ Ивана находит, может 
				быть, не вполне ожидаемый им отклик в душах слушательниц. Одна 
				из них плачет, а вторая смущается, словно чувствуя “сильную 
				боль”.
				В этом рассказе Чехов употребил нечто вроде кольцевой 
				композиции: Иван из темноты видит костёр, идёт к нему, говорит с 
				женщинами и опять уходит в темноту, откуда видит лишь огонь, но 
				не людей вокруг него. Эта особенность подчёркивается 
				употреблением Чеховым слова “опять”: “опять наступили сумерки... 
				возвращается зима”. Однако в мыслях, в душе Ивана подобного 
				возвращения нет, недаром встречаются в тексте как 
				контекстуальный антоним слову “опять” слово “теперь”. Иван 
				думает о другом, о том, что события евангельских времён имеют 
				отношение и к настоящему, что Василиса “всем своим существом 
				заинтересована в том, что происходило в душе Петра”.
				И только сейчас герой оказывается способным понять, что главное 
				в человеческой жизни “и вообще на земле” - правда и красота, 
				продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог 
				ощутить чувство молодости, здоровья, силы. Только сейчас узнаём 
				мы, читателе, что герою, размышлявшему в начале рассказа о 
				бесцельности и бессмысленности бытия, двадцать два года. Только 
				сейчас чувствует герой “невыразимо сладкое ожидание счастья, 
				неведомого, таинственного счастья”. И только сейчас, ощутив себя 
				частью жизни, видит он жизнь “восхитительной, чудесной и полной 
				высокого смысла”.
				Главный конфликт чеховских произведений - конфликт между 
				человеком и жизнью, скоротечностью человеческого бытия - 
				получает одно из возможных своих разрешений в этом рассказе, 
				подобно Пьеру Безухову из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, 
				отвечающему на вопрос “Зачем жить?” словами “Затем, что есть 
				Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы 
				человеческой”, - находит свой ответ и Иван Великопольский, 
				студент, молодой человек, начинающий жить: “Затем, что в мире 
				есть правда и красота, и жизнь моя - часть той цепи событий, что 
				объединены правдой и красотой”.