Рецензия на рассказ А.П. Чехова "Студент"
Мне повезло. Впервые познакомился я с
рассказом А. П. Чехова “Студент” на концерте замечательного
чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав этот рассказ
вместе с “Иудой Искариотом” Л. Н. Андреева и стихотворениями
Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове не
только тонкого юмориста, но и глубокого философа и прекрасного
художника слова. Мне открылась новая грань чеховского таланта,
ставшая явной не в место, а вместе с его искусством смеяться.
“Погода в начале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по
соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в
пустую бутылку” - так начинает Чехов свой рассказ. Нескольких
предложений достаточно, чтобы читатель ощутил себя
непосредственным свидетелем происходящего. Вдохнув полной грудью
весенний воздух, в котором “раскатисто и весело” звучит выстрел
охотника, прислушиваемся к тихому весеннему лесу. И снова,
одно-единственное слово заставляет читателей судорожно
вздрогнуть от холода: “некстати”. Всеми чувствами своими
воспринимаем мы это “некстати”. Чувствуем, как холоден подувший
ветер, видим, как по весенним лужам потянулись ледяные иглы,
слышим, как “глухо” стало в лесу, ощущаем даже, как “запахло
зимой”.
Благодаря такому “вступлению”, с полуслова понимается и
ощущается читателем состояние главного героя рассказа - Ивана
Великопольского, студента духовной академии. Человеку,
оказавшемуся в такой обстановке, не просто холодно - он
чувствует тоску и безысходность, чувствует холод во всём мире и
в душе своей. “Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод
нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко...”
Под стать состоянию и мысли Ивана. Следуя особенности своего
мышления, он от своего, частного, конкретного поднимается в
мыслях к всеобщему, надысторическому, выходит на уровень
обобщения и осмысления того, что видит и чувствует. Но во всём:
и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории -
видит Иван лишь холод, ветер и страдания. “И теперь, пожимаясь
от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и
при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них
была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые
соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом,
мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и
оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше”.
Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской
истории - стоят вечные “ветер”, “голод”, “чувство гнёта”. Причём
автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне
зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические
конструкции: “точно такой же ветер”, “точно такая же лютая
бедность”, “такая же пустыня кругом”. Подчёркивают эту
неизменность и три глагольные формы: “были, есть и будут”.
Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и
страданиями.
Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не
станет лучше, что бы ни делали люди. Однако остановиться на этом
выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо
ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий:
для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того
мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине
мира? Если не смогли избавить людей от “ужасов” ни Рюрик, ни
Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить?
Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в
которой он ничего не может изменить. “Ему не хотелось домой”.
Внимание читателя наверняка сразу обращается на то, что эпизод
отречения Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, он
чувствует какую-то связь между собой и евангельским персонажем.
Тогда была такая же унылая длинная, страшная ночь, и так же, как
Иван, был изнеможён и замучен тоской и тревогой Пётр, и так же
грел у огня свои озябшие руки. Рассказ Ивана находит, может
быть, не вполне ожидаемый им отклик в душах слушательниц. Одна
из них плачет, а вторая смущается, словно чувствуя “сильную
боль”.
В этом рассказе Чехов употребил нечто вроде кольцевой
композиции: Иван из темноты видит костёр, идёт к нему, говорит с
женщинами и опять уходит в темноту, откуда видит лишь огонь, но
не людей вокруг него. Эта особенность подчёркивается
употреблением Чеховым слова “опять”: “опять наступили сумерки...
возвращается зима”. Однако в мыслях, в душе Ивана подобного
возвращения нет, недаром встречаются в тексте как
контекстуальный антоним слову “опять” слово “теперь”. Иван
думает о другом, о том, что события евангельских времён имеют
отношение и к настоящему, что Василиса “всем своим существом
заинтересована в том, что происходило в душе Петра”.
И только сейчас герой оказывается способным понять, что главное
в человеческой жизни “и вообще на земле” - правда и красота,
продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог
ощутить чувство молодости, здоровья, силы. Только сейчас узнаём
мы, читателе, что герою, размышлявшему в начале рассказа о
бесцельности и бессмысленности бытия, двадцать два года. Только
сейчас чувствует герой “невыразимо сладкое ожидание счастья,
неведомого, таинственного счастья”. И только сейчас, ощутив себя
частью жизни, видит он жизнь “восхитительной, чудесной и полной
высокого смысла”.
Главный конфликт чеховских произведений - конфликт между
человеком и жизнью, скоротечностью человеческого бытия -
получает одно из возможных своих разрешений в этом рассказе,
подобно Пьеру Безухову из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”,
отвечающему на вопрос “Зачем жить?” словами “Затем, что есть
Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы
человеческой”, - находит свой ответ и Иван Великопольский,
студент, молодой человек, начинающий жить: “Затем, что в мире
есть правда и красота, и жизнь моя - часть той цепи событий, что
объединены правдой и красотой”.